Акустическая классификация гласных звуков русского языка. Классификация гласных звуков

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

Гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

Гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

Гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

Гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

Лабиализованные (от лат. labium - губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

Нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э] [о]
Н нижний [а [а]

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ ٨] – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

[и э ] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ы э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.



[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j].

Шумные согласные делятся на: шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ж’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ш’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на: губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным.

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ж’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ш’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным.

При образовании смычных согласных звуков органы речи смыкаются.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости . Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ж’]- долгий, [ч], [ш’]– долгий.

Слог.

В произношении слова делятся на слоги. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. Слог - это волна звучности (сонорности) . В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности

Самый звучный в составе слога звук называется слогообразующим, таким звуком обычно является гласный. Слог может состоять из одного гласного звука: [ ٨ / кно], [у / жъс].

По конечным и начальным звукам различаются слоги: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками, закрытые слоги – согласными звуками. Прикрытые слоги начинаются с согласных звуков, неприкрытые - с гласных звуков.

Например: [сту / д’энт]

[сту] – открытый, прикрытый, [д’энт] – закрытый, прикрытый.

Деление слов на слоги подчиняется закону восходящей звучности, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучных к более звучным.

У гласных звуков 4 единицы звучности, у сонорных согласных – 3, у шумных звонких - 2, у шумных глухих - 1.

Экспериментальным путём доказано, что характер слогоделения в русской речи определяется стремлением к образованию открытых слогов, то есть граница между слогами проходит после гласного: ٨ / пна], [сп ٨ / ртак] .

Закрытые слоги в русском языке выделяются в таких случаях:

Если слово оканчивается на согласный звук: [кот ] ;

Если согласный [j] стоит перед другим согласным: ٨ j / н а] .

Законы слогоделения в устной речи нельзя путать с правилами переноса слов на письме.

Ударение

В широком понимании ударение - это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы фонетическими средствами.

Различают словесное, фразовое, логическое ударение.

При словесном ударении в фонетическом слове выделяется один ударный слог за счет большего напряжения артикуляционного аппарата и в результате этого - большей силы и продолжительности ударного слога. Поэтому русское ударение называется силовым и ударные гласные, по сравнению с безударными, отличаются большей длительностью и напряжением.

Ударение в русском языке является одним из признаков самостоятельного слова. Служебные слова чаще всего безударны, кроме тех случаев, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное.

Отрезок звучащей речи, имеющий одно ударение, образует фонетическое слово.

Безударное слово, примыкающее к последующему ударному слову, называется проклитикой .

Например: на полу, не видел.

Безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному слову, называется энклитикой .

Например: на пол , не был , та же.

Ударение в русском языке разноместное (свободное), т. е. оно не закреплено за каким-либо строго определённым местом в слове. Ударным может быть любой слог.

Например: лекция, читается, интересная.

В одних словах ударение может быть подвижным , в других - неподвижным, строго фиксированным, т. е. при словоизменении и словообразовании оно или перемещается с одного слога на другой или закреплено за одним слогом.

Например: голова-головы-головушка ; товарищ-товарищи-товарищеский .

Некоторые слова помимо основного имеют добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором.

Например: дре внерусский, пе динститут, го стелецентр, по слеоктябрьский, по стфактум .

Фразовое ударение - это ударение, которое падает на слог во фразе, имеющий большую ударную силу.

Например: Туча стала надвига ться .

Логическое ударение - это ударение, выделяющее во фразе то слово, которое считается говорящим наиболее важным. Оно всегда связано с имеющимся или подразумеваемым противопоставлением.

Например: Я учусь в институте.

(а не ты) (а не работаю) (а не в школе)

1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности
(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

2. Общие сведения из аккустики

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

3. Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия - Ф. Бопп (1791 - 1867), Раск (1787 - 1832), Востоков (1791 - 1864) - часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

ЛЕКЦИЯ 5. Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ. Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями: 1) колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2) шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм , согласных – консонантизм .

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка , придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом.

Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос». Гласный звук образуется в гортани благодаря вибрации голосовых связок и представляет собой музыкальный тон, на который наслаиваются особые характерные тоны (обертоны), образуемые в надгортанных полостях - в полости глотки и главным образом в полости-рта, которые придают звуку свой специфический тембр, свое качество.

Подчеркивая отличие гласных от согласных, обычно отмечают следующие условия образования гласных звуков: свободный проход воздушной струи в ротовую полость (гласные - «ртораскрыватели»), меньшую силу воздушной струи, разлитую (равномерную) напряженность речевых органов при произнесении гласных звуков, неучастие носовой полости, участие только голосового источника.

При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка - степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутость вперед или назад в полости рта и губ, а также участие губ в образовании резонатора. Для гласных русского языка существует три дифференциальных признака.

1) Ряд : тот участок языка, который участвует в образовании резонатора; по сути, это место подъема языка в полости рта. Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные)

2) Подъем : это уровень, степень подъема языка в образовании резонатора. Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) - среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).

3) Лабиализация : дополнительное участие губ в образовании резонатора (лат. Labium – ‘‘губа’’). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.

При произнесении гласных верхнего подъема спинка языка высоко поднимается к нёбу. При произнесении гласных нижнего подъема язык поднимается в минимальной степени. При произнесении гласных среднего подъема спинка языка слегка поднимается к нёбу. При произнесении гласных переднего ряда тело языка продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении гласных среднего ряда средняя часть спинки языка поднимается к среднему небу. При произнесении гласных заднего ряда тело языка отодвинуто назад, к мягкому небу.

В русском языке в позиции под ударением, независимой от качества соседних согласных выступает шесть гласных. Артикуляционные их характеристики по подъему: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а]; характеристики по ряду: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные заднего ряда [у], [о]; гласный передне-среднего ряда [ы] (начинаясь, как гласный непереднего ряда, он обычно заканчивается как передний), гласный среднего ряда [о], который иногда относят к заднему ряду.

В безударных позициях выступают гласные верхне-среднего подъема ([э н ] в ш[э"]птать передне-среднего ряда и [э"] в п[э"]так, [ь] в п[ь]тачок переднего ряда) гласный среднего ряда среднего подъема ([ъ] в с[ъ]довод), гласный нижнего (или средне-нижнего) подъема среднего (или средне-заднего) ряда ([Л] в с[Л]ды). Безударные гласные, произносимые при ослабленной артикуляции, более краткие, называются редуцированными в отличие от гласных полного образования. См. редукция.

Отметим, что реально у звуков русского языка есть еще признаки: скажем, А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), и мы их не различаем с точки зрения смысла: для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя реально это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap ‘‘овца’’ и короткое в ship ‘‘корабль’’, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).

Указанные особенности артикуляции влияют на акустические свойства гласных. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты, форманты гласных. При описании акустических характеристик гласных используют обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй. Существует зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрытый гласный, тем ниже частота первой форманты, чем более задний гласный, тем ниже частота второй форманты. Огубленность понижает частоту и первой и второй форманты. Наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], наиболее высокая частота первой форманты у гласного нижнего подъема [а]. Наиболее высокая по частоте вторая форманта у гласного переднего ряда [и], наиболее низкая - у огубленного гласного заднего ряда \у\.

ЛЕКЦИЯ 6. Согласные звуки и их классификация

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (консонантные звуки) Согласный - звук речи, при произнесении которого преобладает (занимает значительное место) шум. Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими. В разговорной речи согласный в русском языке может приобретать слогообразующую функцию рубль \руб{ъ)л > ].

В акустическом плане согласные характеризуются обязательным наличием шума и не обязательным - тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). В артикуляционном плане согласные характеризуются следующими особенностями:

1. В отличие от гласных с разлитой напряженностью согласные характеризуются мускульным напряжением в определенной части произносительного аппарата, только в фокусе образования согласных. Большая напряженность глухих согласных по равнению со звонкими позволяет компенсировать отсутствие голоса усилением шума. Напряженные звуки отличаются от ненапряженных также большей длительностью и большей энергией составляющего их шума.

2. Для образования шума согласных необходима сильная воздушная струя в отличие от гласных, у которых воздушная струя слабая.

3. При образовании шумных согласных необходимо наличие препятствия, различного по способу образования и по месту в речевом аппарате. При образовании сонорных согласных препятствие остается, но воздушная струя более слабая, поэтому шум слабеет.

При артикуляционной классификации согласных учитываются следующие признаки.

1) Исходя из соотношения голоса и шума в образовании согласного звука они делятся на сонорные (озвученные с греч.) – шумные. В сонорных доля голоса преобладает над шумом (М,Р, Л, Н, jj). Шумные – шум либо преобладает над голосом (звонкие), либо вообще голос отсутствует – глухие. В зависимости от участия в образовании звуков голосовых связок среди шумных согласных различаются звонкие ([б, б\ д, д\ г, г\ в, в", э, э\ .ж] ) и глухие ([«, п\ т, т\ к, к\ х, х", ф, ф\ с, с% ш, ц, ч]) согласные (при образовании глухих голосовые связки не работают).

При классификации согласных учитываются и некоторые акустические признаки. По степени участия шумовых составляющих в звучании согласных различаются согласные шумные и сонорные (сонанты). У шумных согласных шум преобладает над тоном, а у сонорных, наоборот, голос (тон) преобладает над шумом: у л\р,р\м,м\ н, н",у]. Сонорные [л,л",р,р"] являются плавными.

По ряду артикуляционных и акустических признаков согласные образуют противопоставленные ряды парных звуков: пары по твердости/мягкости ([б-б\ п-п\ <)-0\ т-т\ г-г\ к-к\ х-х\ в-в\ ф-ф\ з-з", с-с", л-л", р-р", ju-ju", н-н"]) и пары по чиомкости/глухости ([б-п, 6"-п\ д-т, д"-т\ г-к, г"-к\ в-ф, в"-ф\ з-с, з"-с\ ж-ш] ).

Все звуки языка, таким образом, можно условно разделить по голосу/шуму так(обозначив голос как Г, а шум как Ш):

ГЛАСНЫЕ – Г

СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ – Гш

ШУМНЫЕ ЗВОНКИЕ – гШ

ШУМНЫЕ ГЛУХИЕ – Ш

Отсюда очевидно, что «водораздел» сонорности происходит не между гласными и остальными, а между гласными и сонорными – и шумными с другой стороны. Большая близость к гласным позволяет сонорным в разных языках быть слоговыми (т.е. «вести себя» как гласные), а в исторических грамматиках их иногда так и называют – «полугласные». Поэтому нельзя смешивать звонкие и сонорные, как это делается в школе.

2) В зависимости от участия в образовании звука средней части спинки языка (дополнительной средненебной артикуляции) различаются твердые, веляризованные ( ) и мягкие, палатализованные согласные (. [б\ п\ д\ т\г\ к\х\ в\ф\ з", с\л\р\м", н\ ч\ /]). При образовании мягких согласных происходит подъем средней части спинки языка к среднему (твердому) небу. Признак мягкости/твердости есть специфичная черта русской фонетики, заключающаяся в фонематическом противопоставлении мягких и твердых согласных и образовании коррелятивных пар (оппозиций). В английском языке, например, есть только полумягкие, т.е. ставшие мягкими перед гласными переднего ряда I и Е. Артикуляционная суть мягкости – приобретение звуком дополнительной средненебной артикуляции (йотовой артикуляции), когда средняя часть языка сближается со средней частью верхнего неба, которое называется по-латыни palatum. Отсюда смягчение – палатализация, а мягкие – палатализованные . Поскольку признак этот – дополнительный, их точнее бы называть смягченными (точный перевод палатализованности), а в транскрипции поэтому не используется особая буква, а берется буква для твердого с апострофом. Поскольку мягкость является системным фактом, даже у таких звуков, которые не имеют твердых коррелятов (Ч), мягкость надо обозначать – в принципе возможен твердый Ч – в польском, в диалектах. Для jj же, напротив, средненебная артикуляция является не приобретенной, а основной – у него нет коррелята и даже возможности стать «твердым». Поэтому в отличие от палатализованных – лишь смягченных, он именуется палатальным (собственно мягким). Тогда система по этому признаку приобретает следующий вид: твердые – мягкие – палатальный JJ. И естественно – никакой мягкости не указывается. Не имеют пары по мягкости твердые Ж, Ш, Ц; по твердости – мягкие Ч’’ и ш’’.

3) По месту образования преграды звуки разграничиваются в зависимости от работы активных органов (язык, нижняя губа) и пассивных органов (небо, зубы, нижняя губа) в образовании преграды. По активным органам они делятся на губные и язычные. Дальнейшее членение губных идет по пассивным органам. ГУБНЫЕ – на губно-губные (М)и губно-зубные (В) . Членение язычных идет и по пассивным и по активным органам: переднеязычный зубной (Т), переднеязычный небный (Ш), среднеязычный средненебный (JJ), заднеязычный задненебный (К) . Такое дробное членение зависит от того, что язык, в отличие от губ, имеет три участка для работы по образованию преграды (вспомним ряд у гласных). Далее – см. таблицу.

Место образования преграды, активный действующий орган. В зависимости от того, какой из действующих органов активно обеспечивает образование преграды (сужение, смычку), различаются согласные губные и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные в зависимости от активной части языка). По пассивному органу, участвующему в образовании преграды, различаются губно-губные или билабиальные ([б, б", п, п\ м, м"] ) и губно-зубные согласные ([в, в\ ф, ф"] ), а также переднеязычные зубные, или дентальные ([з,з\с,с",д,д\т,т\ц,м,и",л,л"]) к передненебные([ш,ж,ч]), среднеязычные, средненебные ([/]), заднеязычные, задненебные ([г, г", к, k"jc, *"]). Зубные согласные образуются прижиманием кончика языка вместе с самой передней частью к задней стороне передних верхних зубов. Переднеязычные согласные, при произнесении которых преграда образуется сближением кончике языка с альвеолами, называются альвеолярными, или апикальными ([л, л",р, р"] ) Заднеязычные, задненебные согласные образуются поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к задней части твердого неба. Согласные, при произношении которых образуется в двух местах речевого аппарата, т.е. в двух фокусах, называются двухфокусными фи], (ж],[ч

4) По способу образования преграды звуки делятся на смычные , или взрывные – Т, Б (когда преграда образуется полностью, создавая перемычку – чтобы преодолеть ее, струя воздуха должна осуществить толчок-«взрыв»). На другом полюсе по этому признаку стоят щелевые , или фрикативные (преграда образована не полностью, оставляя щель) – С,В. Между ними стоят сложные звуки, слившиеся из самостоятельных звуков разного способа образования Ц из Т+С и Ч из Т’’+Ш’’ и их звонкие корреляты тс и д’’ж’’. Они называются слитные, смычно-щелевые , или аффрикаты . Особую группу составляют звуки двойной характеристики – помимо способа образования преграды (чего достаточно для шумных) , в из характеристику включается и факт прохождения голоса – понятно, что это только для сонорных: смычно-проходные ; помимо этого, они нуждаются в добавочной классификации по характеру прохождения голоса: М, Н – носовые, назальные (проход воздуха через носовую полость), Л – боковой, латеральный (проход через ротовую полость – по горизонтали, как бы «сбоку»), Р – дрожащий, вибрант (проход через ротовую полость путем вибрации на альвеолах) – дрожащий,.

В зависимости от того, образуют активные и пассивные органы смычку или щель, различаются согласные смычные (см. ниже) и щелевые (фрикативные): [в. в\ ф, ф\ з, з\ с, с".ж, ш, х, х 1 ]. Согласные [з], [з"] г [с], [с"] называются свистящими по резкому шуму воздушной струи. Согласные [ж], [ш] являются шипящими по акустическому впечатлению. Промежуточную позицию между ними занимают смычно-щелевые согласные (слитные, аффрикаты), у которых смычка при прохождении воздушной струи плавно переходит* в щель (ц < тс, ч < тш"). В зависимости от способа преодоления преграды смычные согласные бывают смычно-взрывными, когда фаза смычки сменяется фазой взрыва и когда воздушная струя с шумом разрывает смычку ([б, б\ и, п\ д, д\ т, т\ г, г\ к, к"] ), и смычно-проходными (плавными и носовыми), когда часть воздушной струи проходит в боковые полости рта между языком и внутренней стороной щеки (боковые (латеральные) [л, л"] >, между языком и альвеолами (дрожащие (вибранты) \р,р"]), в носовую полость (носовые [м, м\ н, н"]). При образовании дрожащих смычка последовательно и периодически размыкается и опять смыкается, а активные органы речи дрожат, вибрируют.

Место образова-

переднеязычные

Способ ния

образования

губно-зубные

м м’’

н н’’

прохо дные

л л’’

вибранты

р р’’

п п’’

т т’’

к к ’’

Фрикативные

ф ф’’

с с’’

ж [[ ж’’]]

ш [[ ш’’]] ш ’’

j

х х’’

[[]] [[’’]]

Аффрикаты

[[д’’ж’’]]

ч ’’

Жирным шрифтом – соноры, подчеркнуты – глухие. В квадратные скобки забраны позиционные варианты. Итого – 36 + 4 позиц. варианта.

Пo активному действующему органу согласные разбиваются на 4 группы: 10 губных, 18 переднеязычных, 1 среднеязычный и 6 заднеязычных.

Употребление согласных в речи неравномерно. Так, в речи твердые встречаются почти в три раза чаше, чем мягкие; сонанты, составляя всего четверть общего количества согласных, составляют около 40% всех употреблений согласных. Наиболее часто встречаются согласные [т, н, j, с], самые редкие -" [г’, ф’, х.1

ЛЕКЦИЯ 7. Фонетические чередования звуков (комбинаторные и позиционные). Фонетические и исторические чередования (различия). Позиционная мена и позиционные изменения. Виды исторических чередований

До сих пор мы давали характеристику отдельным звукам, как бы абстрагируясь от того факта, что реально звук существует только в речевом потоке, где попадает в разное окружение, в разные условия, где звуки взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга. Фонетические чередования – это изменения, происходящие со звуками под действием живых фонетических законов в данную эпоху развития языка, т.е. взаимозамена звуков в пределах одной и той ж морфемы в разных словах или словоформах. Они называются еще позиционно обусловленными. Фонетическая позиция - совокупность условий, необходимых для произнесения звука.

ЗВУКОВОЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) ЗАКОН - правило или совокупность правил, которыми определяются регулярные изменения или особенности употребления, функционирования, взаимоотношения звуков в данном языке или в

разных языках. Звуковым законом называют формулу (правило) звуковых соответствий или переходов, которая свойственна тому или иному языку или группе родственных языков. Звуковые законы формируют фонетическую систему языка (например, закон восходящей звучности, закон оглушения на конце слова, закон регулярного совпадения гласных а, о, е в первом предударном слоге в одном звуке (аканье) и др.).

Звуковые законы бывают живыми и мертвыми (умершими). Живой звуковой закон действует в данную эпоху развития языка (языков). Умерший закон свойствен предыдущей эпохе развития языка (языков), но прекратил действие к данному моменту языкового развития.

В разные периоды истории в языке могут действовать разные звуковые законы. Закон, живой для одной эпохи, в другую эпоху может прекратить свое действие, возникают другие звуковые законы. Например, в общеславянском языке действовал закон открытого слога. В древнейшую эпоху истории русского языка действовали законы палатализации (замены заднеязычныхшипящими

перед гласными переднего ряда).

В современном русском литературном языке действует ряд звуковых законов, определяющих характер его фонетической системы. Таков закон регулярного совпадения гласныхв первом предударном слоге в одном

звуке, закон сочетаемости глухих шумных согласных только с глухими шумными, а звонких - только со звонкими:

Этим законом подчиняется произношениелюоого слова и люоой формы.

В отличие от законов природы звуковые законы не имеют абсолютного характера (в них бывают разного рода исключения).

Действие звуковых законов связано с внутренними тенденциями развития языка, а также с влиянием других языков и диалектов.

Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. изменения. Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. Скажем, О переходит в /\ всегда во всех случаях в слоге перед ударным (в предударном слоге). А Т переходит в Щ (СВЕТ – ОСВЕЩЕНИЕ) не всегда, а лишь в ряде словоформ. Значит, первый процесс имеет фонетическую , а второй – нефонетическую природу. Но это – для современного русского языка; в дописьменную эпоху переход Т - в Щ в старославянском языке был обязателен для всех случаев Т перед JJ – и тогда был тоже живым фонетическим процессом. Сейчас он уже не действует, а перед нами – лишь его следы, рефлексы. Поэтому нефонетические процессы называют иногда историческими чередованиям (в соответствии с этим – фонетические процессы будут называться фонетическими чередованиями ): еще один вариант названия этого явления – фонетические и исторические изменения . Мена Г на К в слове РОГ [[К]] – фонетическая; мена Г на Ж в слове РОЖОК – историческая.

Различают фонетические и нефонетические чередования. Фонетические, или позиционные чередования - мена звуков, представляющих собой одну и ту же фонему; такая мена обусловлена фонетической (фонологической) позицией: например, на конце словоформы шумные звонкие согласные не произносятся и заменяются парными глухими. Так, в словоформе дуб на месте фонемы <б> (ду[б]ы) появляется звук [и] вместо звука [б]. К нефонетическим чередованиям относится мена фонем в разных морфах одной и той же морфемы (например, мена <к> - <ч> в корне слов рука-ручка). Такие чередования обычно называются традиционными (историческими), поскольку они обусловлены действием фонетических законов прошлых эпох, а в современном русском языке связаны с морфологической (грамматической) позицией фонемы (соседством с определенными морфемами). В отличие от фонетических чередований исторические чередования отражаются на письме и связаны с выражением грамматических (друг-друзья) и словообразовательных (рука-ручка) значений: выступают как дополнительное средство при словоизменении, формообразовании, словообразовании.

Последнее примечание не случайно: фонетические законы со временем претерпевают

Основные различия между фонетическими и историческими чередованиями . Фонетические чередования всегда позиционно обусловлены – регулярно и предсказуемо совершаются в аналогичных позициях,– исторические чередования этимологически мотивированны или грамматически дифференцированы, но с точки зрения современных фонетических законов – не имеют регулярности (первые принадлежат к синхронии, вторые – к диахронии языка). Фонетические чередования – это всегда чередования звуков (разновидностей, вариантов) в пределах одной фонемы: для словоформ вода//водяной /\ и Ъ есть варианты фонемы А (обозначается так {А}: []//[[Ъ]]); исторические чередования – это всегда чередования разных фонем: для слов РАВНЫЙ//РОВНЫЙ – {А}//{О}. И дополнительное различие (правда, не всегда соблюдаемое) – фонетические чередования не отражаются на письме, а исторические отражаются: потому что русская орфография имеет основной принцип – морфологический (фонематический), а не фонетический – т.е. отражает именно фонемы, а не их фонетические разновидности.

Виды фонетических чередований. Фонетические чередования, в свою очередь, бывают позиционными и комбинаторными. Позиционное чередование - фонетическое чередование звуков, зависящее от их позиции (положения) по отношению к началу или концу слова или по отношению к ударному слогу. Комбинаторное чередование звуков отражает их комбинаторные изменения, обусловленные влиянием соседних звуков.

Другой классификацией выступает деление их на позиционную мену и позиционное изменение. Основным понятием для явлений фонетической природы является позиция – фонетически обусловленное место звука в потоке речи по отношению к значимым проявлениям живых фонетических законов: в русском языке, например, для гласных – по отношению к ударению или твердости/мягкости предшествующего согласного (в праславянском – по отношению к последующему jj, в английском – закрытость/открытость слога); для согласных – по отношению к концу слова или к качеству соседнего согласного. Степенью позиционной обусловленности и отличаются виды фонетических чередований. Позиционная мена – чередование, жестко происходящее во всех без исключения случаях и значимое для смыслоразличения (носитель языка различает его в потоке речи): «аканье» – неразличение фонем А и О в безударных слогах, их совпадение в /\ или в Ъ. Позиционное изменение – действует только как тенденция (знает исключения) и не распознаваемое носителем языка в силу отсутствия смыслоразличительной функции: А в МАТЬ и МЯТЬ – фонетически разные А ([[аяÿ]]и [[дä]]), но мы не распознаем этого различия; мягкое произношение согласных перед Э – почти обязательно, но в отличие от И – имеет исключения (ТЭМП, ТЭНДЭНЦИЯ).

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».



Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

Место образования шума

Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

Способ образования шума

По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами ).

Гласные - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный гон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка -

это тс резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ; степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу; степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

  • 1. По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или н е л а б и а л и з о в а н н ы е). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а|, [э], [и], [ы] Iпогубленные.
  • 2. По степени подъема языка по вертикали по отношению

к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и],

[ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта; поэтому гласные верхнего подъема называют также узки м и. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта; поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

3. По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Но деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют "[и] открытый"; в более точной транскрипции это [и э ], т.е. "[и], склонный к [э]". Есть "[э] закрытый" - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка; в более точной транскрипции это [э и ] или [э]. Таким образом, открытые и закрытые гласные - это "оттенки" звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью/закрытостью рта и несколько меньшим/большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальной (хотя и в ней показаны, конечно, не все русские гласные):

Гласный [о] произносится, например, в словах по]роход, горэ]д. Изолированно его можно произнести, если образовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п"ат"], петь [п"эт"], тётя [т"бт"э], тюль [т"ул"].

Гласный [э] произносится под ударением после твердого согласного: м[эр, ш[эст. (Для обозначения этого гласного употребляется знак [ „ ] иод буквой - знак Международного фонетического алфавита, указывающий на отодвинутость гласного назад.)

Гласные [и э ], [ы э ], м бывают только в безударном положении: [и э ]скрйтъ, д[ы°]шй, е[а э ]да. У некоторых говорящих вместо [а°] звучит [д] - неогубленный гласный, но положению языка средний между [а] и [о].