Памятка о вреде шопоголизма. Причины и способы борьбы

Шопоголизм - одна из проблем современности, получившая распространение в последнее десятилетие. Получать удовольствие от походов по магазинам свойственно многим, но когда совершение покупок становится навязчивой идеей, затмевающей все остальные интересы, то речь идёт о психической зависимости. Выражается шопоголизм в непреодолимом желании приобретать всё больше вещей и как можно чаще, а отсутствие такой возможности приносит человеку дискомфорт и вгоняет в апатию.

Другое название расстройства, ониомания, имеет греческое происхождение и означает «безумие в покупках». И хотя официально ВОЗ ещё не включила шопоголизм в список психических расстройств, наличие проблемы признаётся психотерапевтами и лечится особыми методами на Западе. У нас в стране такой зависимостью страдает около 3% населения, преимущественно это жители крупных городов, и специальной терапии пока не предусмотрено. Вопреки распространённому мнению, неудержимое желание совершать покупки присутствует не только у женщин, часть мужчин тоже находится в плену ониомании. Зависимый человек не обязательно зациклен на приобретении модной одежды и аксессуаров, это могут быть также товары для дома, антиквариат, автомобили или просто мелкие безделушки.

Причины шопоголизма

Как и страдающий любой другой зависимостью человек, шопоголик прежде всего ищет утешения и стремится уйти от проблем. Истоки ониомании по мнению многих психологов берут начало ещё в детском возрасте, когда подарки родителей воспринимались ребёнком как знак любви и заботы при недостатке таковых в истинном выражении. Многие шопоголики родом из обеспеченных и внешне благополучных семей, где материальные ценности возводились на пьедестал. Но есть и другие причины, превращающие нормального человека в зацикленного ониомана:

  • Нехватка общения и понимания в близком окружении;
  • Скрытые комплексы и неуверенность в себе, которые компенсируются обладанием новыми и модными вещами;
  • Стресс и около депрессивное состояние, которое хочется «забыть» при помощи покупок.
  • Нервозность и склонность к истерикам (магазины - как средство успокоится и почувствовать мнимую власть);
  • Подверженность общественному мнению и лёгкая внушаемость. Царящий в современном обществе «культ потребления» легко воздействует на сознание морально не стойкого человека с отсутствием жизненных ориентиров, заставляя думать, что вещи - это единственный показатель счастья и успеха.

Признаки шопоголизма

Грань между радостью от совершения покупок до развитием зависимости довольно тонка, и наличие провоцирующих факторов легко может сделать из человека ониомана. Многие покупки, совершаемые в порыве шопоголизма, оказываются ненужными и бесполезными, в результате чего приходит опустошённость и разочарование, в том числе и из-за материального урона. Однако, общество в целом поддерживает страсть к покупкам; есть даже особый клуб шопоголиков, работающий в онлайн пространстве и помогающий людям в выборе действительно нужных вещей. Но и о каком излечении о зависимости тут, конечно, речи не идёт.

Итак, как же определить наличие шопоголизма и не спутать его с безобидной любовью к шопингу и магазинам?

  • частое посещение магазинов без конкретной цели купить нечто определённое;
  • стремление постоянно разглядывать витрины и представленный товар;
  • увлечение глянцевыми журналами мод;
  • желание быть в курсе последней информации о распродажах и модных новинках;
  • частое приобретение вещей без объективных причин;
  • потребность обсуждать с окружающими купленные товары и их преимущества;
  • плохое настроение и тоска при отсутствии возможности посещать магазины;
  • угасание интереса ко всему, что не имеет отношение к шопингу и покупкам.

Шопоголизм совсем не безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Ведь помимо финансовых сложностей, прорех в семейном бюджете и множества долгов ониомания отдаляет человека от его близких, зачастую не разделяющих его страстного увлечения. Зависимость также неизбежно влечёт к сужению круга интересов и утрате социальных связей. Шопоголик становится всё более одиноким и пытается компенсировать это покупками, что приводит к ещё большему отдалению от родных и близких. Получается замкнутый круг. При таком раскладе вещей зависимый подвергается депрессиям, неврозам и психическим расстройствам.

Виды шопоголизма

Шопоголизм как явление имеет свои особенности, и в зависимости от характера зависимого человека, может приобретать различные формы. В психологии есть условное подразделение шопоголиков на виды по поведению и личностным особенностям:

  • Спонтанный шопоголик. Это человек, не признающий своей зависимости и не имеющий навязчивых мыслей о покупках. В магазин ходит с конкретной целью, зачастую носит с собой список покупок. Но если обнаруживает, что есть товары по акции или распродажа, то обязательно приобретёт множество бесполезных предметов. И так каждый раз.
  • Осознанный шопоголик. Не отрицает свою безудержную тягу к приобретению вещей, ходит по магазинам бесцельно, чтобы расслабиться или просто время скоротать.
  • Целеустремлённый шопоголик. Самая сложная разновидность шопоголиков. Совершает покупки неосознанно и даже не может ответить, на что были потрачены значительные суммы.

Также разделяют шопоголизм на истинный и разумный. Первый вариант предполагает покупку всего подряд, без цели и смысла, а второй - приобретение нужных вещей, но в больших количествах, в результате чего часть купленного выбрасывается.

Лечение шопоголизма

Большинство психологических зависимостей, в том числе шопоголизм, в отличие от физических, не способны полностью подчинить себе сознание человека. Поэтому когнитивно-поведенческая терапия во многих случаях помогает решить проблему. Но обязательно должно быть желание у самого пациента и осознание им собственной зависимости. Если требуется, то назначается курс антидепрессантов и транквилизаторов. Ведь в начале лечения шопоголику придётся преодолевать своеобразную «ломку», связанную с отсутствием «стимулятора» - посещений магазинов и кучи покупок.

Далее человеку следует проанализировать степень полезности и целесообразности своих покупок. После необходимо избавиться от ненужных вещей. Не стоит их выкидывать, лучше продать или отдать тем, кому они действительно нужны.

В период прохождения терапевтического курса и долгое время после него следует посещать магазины, имея на руках чётко фиксированную сумму денег и список необходимых вещей. Правила шопинга дисциплинируют человека, не давая возможности совершать необдуманные покупки, как прежде.

Самоубеждение - тоже действенный пункт терапии. Каждый раз, отправляюсь за покупками, рекомендуется проговаривать перед зеркалом вслух или мысленно то, что у вас имеется всё, что нужно, и поход в магазин возможен без приобретения вещей, и настроение всё равно останется отличным.

Известная шутка о двух главных проблемах некоторых женщин – «нет места в шкафу» и «нечего надеть» - имеет под собой веские основания. Такая взаимно усугубляющая точка зрения некоторых людей – шопоголиков - может объясняться внутренним дисбалансом их переживаний. Важно определить, какие эмоции испытывает человек (раздражение, подавленность, злость, радость) в момент «приступа» желания покупать практически все, что попадается ему на глаза.


Еще пару десятков лет назад в некогда великой нашей стране такого понятия как «шопоголизм» и в помине не было, да и быть не могло по причине пустых полок в магазинах. Изобилие товаров в современной торговой сети по всему миру поспособствовало возникновению такой модной сегодня привычке. Вредной эту привычку не принято считать, но, согласитесь, она доставляет немало хлопот и серьезных житейских проблем. Результат такого увлечения – ощутимый удар и по кошельку (по семейному бюджету), и по моральному состоянию членов семьи, включая самого шопоголика, потому что рано или поздно результаты его поступков начинают нарушать нормальный образ жизни. И тогда нужно срочно решать, как избавиться от шопоголизма.

Суть проблемы



Избавиться от проблемы можно, изучив ее причины. К шопоголизму могут приводить как внутренние, так и внешние факторы.

Как утверждают психологи, причины шопомании или, на медицинском языке ониомании, могут лежать в глубоком детстве, которое проходило в бедствующей семье при отсутствии внимания и любви родителей. Повзрослев, бывший ребенок всю жизнь стремиться наверстать упущенное, восполнить пробел в недостатке приятных ощущений за счет бесконечно повторяющихся покупок. Такое сомнительное удовольствие длиться очень недолго, поэтому требует новых и новых ощущений, а значит, толкает на новые покупки.

Если детство было окрашено исполнением всех ваших прихотей, то в сознательном возрасте привычка баловать себя вырастет вместе с вами и не покинет вас, пока вы сами ее не прогоните.

Взрослый человек, столкнувшийся с неудачами в личной жизни (ссорами в семье, с нелюбовью супруга) или в профессии (медленный карьерный рост, неумение отстоять свою позицию, низкая заработная плата), ищет подмену «счастья» в просторных торговых помещениях. А не находя его, в минуты редкого просветления испытывает угрызения совести из-за своего неподобающего поведения и горечь от факта финансовых растрат. Поэтому в конце дня раз и навсегда дает себе слово – никакого шопинга… А утром все повторяется.

Внутренние факторы шопоголизма



Как мы уже упоминали, многое обусловлено психологическими особенностями личности. Чаще всего эмоции человека, которые он испытывает в повседневной жизни из-за эмоциональных нагрузок, стрессов, перенапряжений, моральной усталости, одиночества, рутины повседневной жизни требуют выплеска. В противном случае они приводят к возникновению неуверенности в себе, к занижению самооценки.

«Экскурсии» по магазинам – прекрасная возможность переключить свое внимание на то, что доставляет удовольствие и даже радость. В результате в организме происходит выброс гормона радости – серотонина и гормона эмоций – адреналина. Чтобы усилить и продлить свою радость, мы открывает кошелек в готовности оплатить эти ощущения. В ответ получаем восторженные взгляды, реплики работников магазина по поводу совершенной нами покупки, что значительно повышает нашу самооценку. Власть над ситуацией импонирует нам, поэтому запоминается. Время от времени мы стремимся снова ее ощутить. Такие кратковременные чувства в момент покупки создают иллюзию контроля над своей жизнью, иллюзию внутренней свободы.

Внешние факторы шопоголизма



Побуждение к необдуманному совершению покупок формируется благодаря разнообразию маркетинговых приемов, применяемых владельцами магазинов. Если красиво оформленные витрины стали для нас уже более или менее привычным антуражем, то сезонные и не только сезонные периоды всевозможных скидок и акций успешно стимулируют наши стремления совершать бессмысленные покупки. Ну как пройти мимо заведения, где тебе «только сегодня» позволят 70% стоимости оставить себе или отдадут три предмета по цене одного? Импульсивное желание немедленно сделать еще одну покупку возникает и при мысли, что завтра к этой вещи вернется ее первоначальная стоимость.

Надо признать, что не всегда подобные акции экономят средства покупателей, потому что чаще всего магазин многое сделает для того, чтобы не только вернуть потраченные средства, но и получить прибыль. Рядом на полке будет лежать предмет более жизненно важной необходимости, который вы будете вынуждены купить даже по завышенной цене. Но это уже тонкости ценовой политики торговых предприятий и их привычки заводить в заблуждение покупателей, а нам бы с вами разобраться, как избавиться от шопоголизма.

Симптомы



По следующим признакам можно предположить приверженность к шопоголизму:

  • пониженный тонус, апатия без возможности посетить магазины, раздражительность от нерегулярности покупок;
  • посещение торговых центров без всякой причины;
  • регулярное многочасовое и бесцельное блуждание по торговым залам, даже если нет необходимости в покупках;
  • бессмысленное рассматривание всевозможных товаров;
  • трудно сдерживаемое желание купить многое из увиденного при отсутствии веской на то причины;
  • посещение магазинов или их отделов, которые не имеют никакого отношения к вашим потребностям и к вашему образу жизни;
  • постоянные обсуждения своих покупок с подругами и знакомыми, отсутствие интереса к другим темам;
  • изобилие приобретенных вещей, которые остаются неиспользованными;
  • полное удовлетворение и душевный подъем в период шопинга;
  • настойчивое неодобрение вашим ближайшим окружением совершенных вами покупок;
  • при уличении вас в чрезмерных неоправданных тратах вы начинаете скрывать факт покупок и занижать истинную их стоимость.



Шопоголик фанатичный – тот человек, который испытывает непреодолимое пристрастие не только к приобретению товаров в магазинах, но и неудержимое желание обсуждать новинки и модные тренды.

Если при этом важно купить побольше и подешевле, а также, если качество интересует в меньшей степени, нежели количество, то перед вами шопоголик деловой.

Шопоголика равнодушного занимает не та или иная покупка и владение ею, а скорее, сам процесс шопинга: предвкушение похода по магазинам, прогулки по залам с товарами, выбор новых покупок, их приобретение, последующее наслаждение купленным, но, к сожалению, непродолжительное время.

Шопоголик эмоциональный , отправляясь в магазин за одним платьем, возвращается с множеством пакетов в руках, в которых найдутся туфли, юбка, шарфик, браслет, серьги, заколка… И что-нибудь из белья. Такое обилие покупок захламляет жизненное пространство, загружает его ненужными вещами и, что самое удивительное, не приносит длительного удовлетворения, ради которого приложено столько сил.

Обратите внимание! Именно иллюзия свободы поступать, как хочется, избалованность с корнями из детства, неудовлетворенность при дефиците внимания, адреналин в качестве приятного стресса – все это «подсаживает» на шопинг.

Излечение



Для тех, кто понимает, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», будут полезны наши советы. От навязчивого состояния можно избавиться самостоятельно только честно признав факт зависимости от своих сомнительных желаний.

Пошаговые меры борьбы с шопоголизмом приблизительно могут выглядеть так:

  1. Составьте план покупок на месяц с учетом своих финансовых возможностей.
  2. Перед посещением магазина составьте список крайне необходимых покупок.
  3. Отправляясь в магазин, возьмите с собой только необходимую сумму в соответствии с составленным списком покупок.
  4. При возникновении острого желания что-либо купить, перенесите этот пункт в список следующего месяца.
  5. Регулярно анализируйте список покупок, отмечая совершенные спонтанно.
  6. Не устраивайте себе экскурсии по торговым сетям, в особенности по элитным магазинам с дорогостоящими товарами, где цену чаще всего определяет не только качество вещей, но в большей степени их бренд.
  7. Расставьте жизненные приоритеты, займитесь самооценкой, сделайте для себя вывод – что возвысит вас в собственных глазах.


Трудно оспаривать тот факт, что хождение по магазинам – тяжелый труд, и не только потому, что приходиться много ходить пешком. Как оказывается, это занятие в конечном итоге отнимает не только физические, но и моральные силы. Разорительный недуг – шопоголизм – способен безвозвратно отобрать:

  • деньги,
  • силы - физические и моральные,
  • драгоценное время.

В итоге есть угроза наступления материального и духовного разорения в сопровождении с глубокой депрессией и утратой жизненных ценностей.

Обратите внимание! Шопоголизм давно признан опасным. Это психологическое заболевание чаще наблюдалось за рубежом. США признают родиной шопоголизма. На постсоветском пространстве в нем было заподозрено лишь 3% покупателей. Сегодня зависимость от шопинга сравнивают с привязанностью к алкоголю, к сильному наркотику героину, с зависимостью от игровых автоматов.

Масса покупок, неподкрепленных необходимостью в них, с последующим поиском оправдания себя и своего поведения – явные признаки шопоголизма. Как и от всякой болезни, от шопомании можно и нужно избавиться, если вовремя признать и сам недуг, и важность избавления от него. И тогда новые краски заиграют в вашей жизни. Она приобретет новый смысл – позитивный и здоровый.

Видео

Подробнее о психологии шопоголизма рассказано в следующем видео-ролике:

По себе знаю, какие приятные чувства тебя посещают, когда ты только что купил понравившуюся тебе вещь. Причем, как правило, ты приходишь за одной вещицей, а покупаешь еще что-то. Порой даже просто прогуливаясь по супер-маркету, имея деньги в кармане, создается такое ощущение, что им тесно в кошельке, они хотят на свободу, точнее, хотят быть потраченными. И вот запросто можно обойтись без очередной маски для лица, шарфика, лака для ногтей (это я так, по мелочи), а то и сотого платья, кофточки, туфель…но нет! Раз в кармане есть деньги, их надо потратить! Иначе внутри ощущается какое-то недовольство, неудовлетворение жизнью, портится настроение.

У меня самой было несколько раз, когда проезжала на общественном транспорте по центру города, мимо витрин и, видя одну блузку, дико захотелось ее купить. Блузок в моем шкафу достаточно, но нет, хочу эту и точка! Наплевала на дела, выскочила из маршрутки и помчалась в заветный магазин покупать вожделенную вещь. За все время, пока она висит у меня в шкафу, я надела ее от силы раз пять. И стоило срывать деловую встречу, ради сиюминутной покупки? На тот момент мне казалось, что стоит. Пусть весь мир подождет, но именно эта вещь поднимет мне настроение и избавит от депрессии.

Избавиться от стресса можете, следую советам нашего главного редактора Анастасии Гай из статьи «Как избавиться от стресса»

К счастью, такие заскоки у меня случаются редко. Хотя и бывают моменты, когда действительно бродишь по магазину (или пока ждешь кого-то или за компанию) не целенаправленно и покупаешь какую-то мелочь, потому то голос внутри шепчет тебе: «Ты что, уйдешь из магазина без покупки?» . Как будто этим ты осквернишь святые торговые полки, и дух супер-маркета тебя проклянетJ

Смешно-то смешно, но если со мной, в принципе не зависящим человеком от покупок порой творится нечто непонятное и сносит крышу при виде распродаж, то что говорить о людях, которые действительно и дня не могут прожить, чтобы не потратить деньги? Не важно, на что, пусть даже на самую мелочь, но факт остается фактом – покупка была. Что мотивирует их это делать и надо ли пытаться от этого избавиться?

Для начала надо разобраться, что дает нам шопинг, какие эмоции получаем? А уже потом стараться избавиться от шопоголизма.

Конечно, для женщины стать обладательницей красивой одежды или аксессуаров – это пусть небольшой, но праздник.

Примеряя новое платье, которое идеально сидит по фигуре, у женщины начинают светиться глаза, разглаживается лицо, да она молодеет на глазах! Поэтому, несомненно, многие испытывают радость и удовлетворение после шопинга.

Но здесь есть и подводные камни. Вы отправились в магазин со списком необходимых покупок, потому что надо обновить гардероб, или прикупить сезонные вещи? Какая цель прогулки по магазинам? Если на какой-то из вышеперечисленных вопросов вы дали положительный ответ, то это вполне нормальное действие для каждого человека. А вот если вам просто нечего делать или чувствуется апатия, и вы идете в магазин «оторваться», скупая все, что вам надо и не надо, тогда это уже не шопинг, а шопоголизм.

Действительно, ученые доказали, что у тех, кто бесконтрольно совершает покупки, есть нехватка серотонина – гормона счастья. И таким способом человек думает, что восполняет это счастье путем транжирства. Но так получается некая зависимость: сделал покупку — ты счастлив, не сделал – мир потух, все плохо и печально. Но это же глупости! Неужели счастье соизмеряется только путем приобретения какой-то вещи, причем в случае с шопоголиками – не важно, какой, лишь бы вещи!

Определить шопоголик вы или обычный человек, который порой просто увлекся покупками, но не испытывает от них зависимость, очень легко. Шопоголики все свое свободное время проводят, блуждая среди торговых полок, лавок, посещая распродажи, иных увлечений у них нет. Эти люди просто маниакально желают владеть сию минуту той вещью, которая им просто понравилась. А архи необходима она или нет, как правило, становится понятно дома, но уже поздно, деньги потрачены. Причем на цену, чаще всего, шопоголик особо не смотрит. Человек не думает в тот момент, что подрывает семейный бюджет, что придется влезть в долги. И кстати, обычно шопоголики не вылезают из кредитов.

К слову, очень полезна будет статья Рашида Кирранова для тех, кто задумался о приобретении своего жилья. Советую прочитать «Как получить ипотечный кредит?» .

Вы уже согласны, что это не смешно и вовсе не безобидный поход по магазинам? Шопоголики схожи с наркоманами, только у каждого своя доза. Болезнь, которую надо лечить. Ведь иначе находясь в семье с таким человеком не то, что на крупную необходимую покупку, не накопишь, просто потеряешь его, как личность. Ведь о чем можно беседовать с человеком, который само не развивается? Да, он знает о всех модных новинках, о последних коллекциях дизайнеров, все все о шмотках, но это же ограниченная тема для разговоров.

Шопоголизм в запущенной стадии, это когда приходя домой, человек, пересматривает все свои покупки и начинает себя винить, ругать, так как практически все вещи по сути ему не нужны. С помощью шопинга человек хотел вывести себя из депрессии, поднять настроение, а получается, что только еще больше себя туда вогнал. Замкнутый круг, который может привести к нервному срыву. Так что спасать шопоголика надо однозначно.

Иными словами отсутствие внимания, ласки, заботы человек компенсирует походом в магазин. Дайте ему эту заботу, дайте ему почувствовать себя нужным и любимым. Общение не заменит никакая брендовая вещь.

Еще одной из причин шопоголизма может быть низкая самооценка. У женщин это проявляется чаще всего. Недовольство своей внешности, одиночество, мало общения и…плоды самокритики на лицо – компенсировать все это девушка, женщина стремиться в магазинах. Но сотое платье не сделает ее красавицей, пока внутри сидит этот червь и точит мозг, внушая, что она неудачница, всеми покинутая и брошенная серая мышка. Здесь ПОКА нет рядом человека, который поможет повысить самооценку, что называется «помоги себе сам». Нельзя загонять себя в угол. Сейчас есть и тренинги, повышающие самооценку и психологические курсы, а мы рекомендуем прочитать статью Анастасии Гай «Самооценка – выше ее, выше. Низкая самооценка портит жизнь» .

Рекомендуется также почаще делать ревизию в своем шкафу. Во-первых, вы будете знать, какие вещи у вас имеются, чтобы не покупать похожие. Во-вторых, в недрах шкафа можно подчас найти столько позабытых вещиц, что поход в магазин отложится сам по себе.

Если шопоголизм не в запущенной стадии, то следуя вышеперечисленным советам, справиться с магазинной зависимостью можно довольно быстро. Но так как мы уже поняли, что шопоголизм это психическое расстройство, установить его причину поможет специалист. Самолечение и советы друзей могут только навредить. Так что если шопинг доходит до крайностей: постоянных срывов, недовольством покупок, кучей кредитов, ссорами с домочадцами, лучше всего обратиться к профессиональному психотерапевту, ведь шутки со своей психикой могут быть опасны.

Ну и напоследок, хотелось бы дать несколько советов, как правильно совершать покупки. Это касается абсолютно всех, ведь купить лишнее может любой человек.

Золотое правило шопинга – никогда не ходите по магазинам голодными или в плохом настроении. Сметете с полок все, что на миг показалось вам привлекательным. Что касается продуктов, возможно, баночка кальмаров, каперсов и красной икры дома у вас не пропадет и будет успешно съедена. Но вы-то отправились в магазин совсем с другим списком продуктов, а теперь ваш бюджет вышел за рамки;

— насчет списка! Всегда пишите, что вам надо купить и не отходите от него. Так вы научитесь себя контролировать. Да, увидели милую безделушку, и не дорогую, ну что такого, если ее купить? Нет! Возьмите себя на слабо и откажитесь от вещи, без которой вы все это время легко обходились и дальше проживете припеваючи. Научившись говорить себе «стоп», вы будете проходить мимо заманчивых вещиц просто с улыбкой, а не маниакальным желанием получить ее, во чтобы то ни стало;

— покупая дорогую вещь, взвесьте все «за» и «против». Проверьте ее качество, поищите аналоги. А лучше, отложите вещь до утра. Если проснувшись, вы так же уверены, что хотите ее приобрести, смело покупайте;

— похожий прием можно сделать, когда не решаетесь какое же, к примеру, платье выбрать — одно или сразу два? Выйдите из бутика, пройдитесь по рядам, посидите в кафе, отдохните и подумайте – так ли необходимо вам иметь сразу две вещи? Если нет, то цвет и фасон, какого платья вам более импонирует – то и берите;

— берите с собой именно ту сумму, которую можете себе позволить потратить за этот поход по магазинам. Так вы не залезете в долги и на следующей недели не придется урезать бюджет;

О том, как научиться планировать и учитывать семейный бюджет, рекомендую почитать .

— слушайте только себя и свою интуицию. Продавцы подчас пытаются вам сбагрить вещь, обсыпая комплиментами. А подруги порой или завидуют или устали ходить с вами среди стеллажей, поэтому говорят, что эта вещь сидит идеально, чтобы вы поскорее ее купили и можно, наконец, уйти из магазина. То же самое касается вашего молодого человека или мужа – он скажет все что угодно положительное в ваш адрес, лишь прекратить свои муки ожидания в супермаркете;

— чтобы накопить на конкретную крупную вещь, определитесь с суммой, сколько вы сможете откладывать в месяц. Но при этом чтобы вы не чувствовали себя ущемленным. Полностью лишать себя мелких радостей, например похода с подругами в кафе, тоже может привести к депрессии.

В общем, ничего плохого в покупках нет, если совершать их без фанатизма, обдуманно и рационально. Хорошенькая вещь и правда, может поднять настроение. Но это не должно быть нормой и спасательной соломинкой от депрессии. Спорт, театр, кино, музеи, выставки – вот куда можно отправиться, чтобы избавиться от временной апатии. Пусть ваша жизнь будет разносторонней, разнообразной. Вы сами можете разукрасить ее в разноцветные краски, причем питаясь далеко не материальной энергией. Жизнь гораздо интереснее, чем блуждать по лабиринтам стеллажей из шмоток.

Мила Александрова

Шопоголик – человек в беде. Помочь ему могут близкие, но лишь в симметрии с готовностью «жертвы магазинов» раз и навсегда избавиться от болезненной тяги к приобретению товаров. Имея дело с зависимостью, важно учитывать, что не все зависимые люди готовы признать наличие проблемы, что значительно усложняет процесс исцеления. Как победить шопоголика в себе?

Признать, что бесконтрольные траты ничем не оправданы

Необходимость, эстетика, польза для достижения состояния психологического комфорта – все это сказано отнюдь не об эффектах неконтролируемого совершения покупок. Практика доказывает, что для нормального существования не нужны сотни туфель и десятки платьев. Красоту можно подчеркнуть чувством вкуса, вещами, созданными своими руками, применением меры в макияже и стилистике гардероба. Понимание того, что шкаф ломится от вещей, а надеть нечего, отнюдь не способствует гармонизации внутреннего состояния и состояния окружения. Заменяя интеллектуальное и творческое развитие покупками, шопоголик пытается заполнить пустоту внутри: нехватку общения, любви, дружбы, востребованности. В причине заложен ответ: нужно искать площадку для самореализации !

Принять помощь, которую предлагают неравнодушные люди

Если убеждения и беседы не срабатывают, нужно просто лишить шопоголика свободного доступа к финансам: забрать кредитки, не предоставлять средства на карманные расходы, спрятать драгоценности, чтобы не отнес в ломбард. Купить что-либо без денег невозможно: за красивые глаза ничего не продадут. «Магазинный наркоман» может пойти к друзьям, чтобы взять взаймы, но продуманные помощники уже успели их предупредить и запретили как-либо содействовать шопоголическим фантазиям не совсем здорового человека.

Избегать ситуаций, в которых остаточные явления покупательской зависимости могут актуализироваться

Психологи советуют составлять списки и не ходить за продуктами на голодный желудок, чтобы не попасться в сети маркетологов. Так удается купить то, что действительно нужно, и избежать чувства вины за потраченные зря деньги. С точки зрения экономии, это оправдано на сто процентов. От неспособности к нормированию своих потребностей спасает четкое понимание того, что реально нужно, и отторжение излишеств. Появление на людях в новой шляпке или переодевание каждый час, или наличие десяти вентиляторов или пяти стиральных машин – все это не поможет оставить след в сердцах. Запоминаются благодетели, меценаты, способные свое выгодное материальное положение направить на службу тем, кто действительно испытывает нужду. Шопоголику следует хотя бы раз показать, как живут больные дети или сироты, тогда он сто раз подумает, прежде, чем выбросить кучу денег на очередной распродаже. Вместо этого он направится в детский дом, чтобы заказать книги или вставить новые окна.