Благовещение. Стихи на благовещение

С Благовещением всех поздравляю,
Мира, благости желаю!
Пусть светом наполнится дом
И счастье поселится в нем!

Пусть только благие вести
Всегда и везде Вас ждут.
Пусть сердце веру обретет.
И радость к Вам с добром придут!

С Благовещением сердечно
Поздравляю я тебя!
Пусть зажгутся счастья свечи,
Будет Божья благодать.

Мира и душе, и дому,
И здоровья всей семье.
Покровительства Марии,
Светлой радости везде!

С Благовещением сегодня,
Это важный, светлый день,
Пусть придут благие вести,
А плохие уйдут в тень
Посетит пусть дом ваш ангел,
Чтоб укрыть от всех невзгод,
Осеняет пусть защитой
И хранит покой Господь.

Благую весть услышала Мария,
И вам желаю только добрых новостей,
Пусть вас закружит радости стихия,
И ангел вам пошлет отзывчивых гостей!

Пусть чаще окружают вас улыбки,
Пусть небеса укроют от обид,
В делах рабочих вам не знать ошибки,
Пусть праздник дом ваш осветит!

В Благовещенье желаю
Получить благую весть!
Чтобы счастья привалило
Столько, что не перечесть.

Чтобы чистым ясным светом
Вдруг наполнилась душа,
Чтобы вы вдруг осознали,
Жизнь ведь очень хороша!

Поздравляю с Благовещеньем,
Пусть сердечко затрепещется
От восторга, ликования,
Желаю мира, процветания!

Чтоб в этот день святой и чистый
Звучал благой церковный звон,
И блеск колоколов искристый
Заворожил своим лучом!

Праздник Благовещения настал,
Чтобы мир людской прекрасней стал,
Я желаю вам любви и доброты,
Не страдать от слов и суеты,
Милость Бога, свет в душе храните,
Долго - долго, счастливо живите.

С Благовещеньем тебя! С праздником прекрасным!
Пусть он будет для тебя светлым, добрым, ясным!
И к тебе благие вести часто пусть приходят,
Радость для тебя с собой пусть они приводят!

Пусть в порядке будет все и в судьбе, и в доме,
Будут счастье и удача пусть тебе знакомы,
Улыбнется пусть весна в радостном цветенье,
И пошлет тебе Господь пусть благословенье!

С праздником вас поздравляю,
В Благовещенье желаю:
Будет светлой пусть дорога,
Будет веры в сердце много.

Ангел пусть вас направляет
И от бед оберегает.
Пусть в душе будет покой,
День не будет пусть плохой!

Поздравляем с Благовещением,
Радость через край плещется!
Пресвятая Богородица, спаси,
От бед любых нас защити!

Тебе пришла благая весть о сыне,
Христа ты будешь матерью отныне,
Имеешь власть необоримую,
За то, что охраняешь нас, благодарим!

Вода, отстаиваясь, отдает
осадок дну, и глубина яснеет.

Меж голых, дочиста отмытых стен,
где глинян пол и низок свод; в затворе
меж четырех углов, где отстоялась
такая тишина, что каждой вещи
возвращена существенность: где камень
воистину есть камень, в очаге
огонь – воистину огонь, в бадье
вода – воистину вода, и в ней
есть память бездны, осененной Духом,–

а больше взгляд не сыщет ничего,–


стоит недвижно на молитве Дева.
Отказ всему, что – плоть и кровь; предел
теченью помыслов. Должны умолкнуть
земные чувства. Видеть и внимать,
вкушать, и обонять, и осязать
единое, в изменчивости дней
неизменяемое: верность Бога.

Стоит недвижно Дева, покрывалом
поникнувшее утаив лицо,
сокрыв от мира – взор, и мир – от взора;
вся сила жизни собрана в уме,
и собран целый ум в едином слове
молитвы.
Как бы страшно стало нам,
когда бы прикоснулись мы к такой
сосредоточенности, ни на миг
не позволяющей уму развлечься.
Нам показалось бы, что этот свет
есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет,–
закон для персти.
Праотец людей,
вкусив и яд греха, и стыд греха,
еще в Раю искал укрыть себя,
поставить Рай между собой и Богом,
творенье Бога превратив в оплот
противу Бога, извращая смысл
подаренного чувствам: видеть все –
предлог, чтобы не видеть, слышать все –
предлог, чтобы не слышать; и рассудок
сменяет помысл помыслом, страшась
остановиться.
Всуе мудрецы
об адамантовых учили гранях,
о стенах из огня, о кривизне
пространства: тот незнаемый предел,
что отделяет ум земной от Бога,
есть наше невнимание. Когда б
нам захотеть всей волею – тотчас
открылось бы, как близок Бог. Едва
достанет места преклонить колена.

Но кто же стерпит, вопрошал пророк,
пылание огня? Кто стерпит жар
сосредоточенности? Неповинный,
сказал пророк. Но и сама невинность
с усилием на эту крутизну
подъемлется.
Внимание к тому,
что плоти недоступно, есть для плоти
подобье смерти. Мысль пригвождена,
и распят ум земной; и это – крест
внимания. Вся жизнь заключена
в единой точке словно в жгучей искре,
все в сердце собрано, и жизнь к нему
отхлынула. От побелевших пальцев,
от целого телесного состава
жизнь отошла – и перешла в молитву.

Колодезь Божий. Сдержана струя,
и воды отстоялись. Чистота
начальная: до дна прозрачна глубь.
И совершилось то, что совершилось:

меж голых стен, меж четырех углов
явился, затворенную без звука
минуя дверь и словно проступив
в пространстве нашем из иных глубин,
непредставимых, волей дав себя
увидеть,– тот, чье имя: Божья сила.
Кто изъяснял пророку счет времен
на бреге Тигра, в огненном явясь
подобии. Кто к старцу говорил,
у жертвенника стоя. Божья сила.

Он видим был – в пространстве, но пространству
давая меру, как отвес и ось,
неся в себе самом уставы те,
что движут звездами. Он видим был
меж голых стен, меж четырех углов,
как бы живой кристалл иль столп огня.
И слово власти было на устах,
неотвратимое. И власть была
в движенье рук, запечатлевшем слово.

Он говорил. Он обращался к Ней.

Учтивость неба: он Ее назвал
по имени. Он окликал Ее
тем именем земным, которым мать
Ее звала, лелея в колыбели:
Мария! Так, как мы Ее зовем
в молитвах: Благодатная Мария!

Но странен слуху был той речи звук:
не лепет губ, и языка, и неба,
в котором столько влажности, не выдох
из глуби легких, кровяным теплом
согретых, и не шум из недр гортани,–
но так, как будто свет заговорил;
звучание без плоти и без крови,
легчайшее, каким звезда звезду
могла б окликнуть: «Радуйся, Мария!»

Звучала речь, как бы поющий свет:

«О, Благодатная – Господь с Тобою –
между женами Ты благословенна –»

Учтивость неба? Ум, осиль: Того,
Кто создал небеса. Коль эта весть
правдива, через Вестника Творец
приветствует творение. Ужель
вернулось время на заре времен
неоскверненной: миг, когда судил
Создатель о земле Своей: «Добро
зело»,– и ликовали звезды? Где ж
проклятие земле? Где, дочерь Евы?
И все легло на острие меча.

О, лезвие, что пронизало разум до
сердцевины. Ты, что призвана:
как знать, что это не соблазн? Как знать,
что это не зиянье древней бездны
безумит мысль? Что это не глумленье
из-за пределов мира, из-за грани
последнего запрета?
Сколько дев
языческих, в чьем девстве – пустота
безлюбия, на горделивых башнях
заждались гостя звездного, чтоб он
согрел их холод, женскую смесив
с огнем небесным кровь; из века в век
сидели по затворам Вавилона
служанки злого таинства, невесты
небытия; и молвилась молва
о высотах Ермонских, где сходили
для странных браков к дочерям людей
во славе неземные женихи,
премудрые,– и покарал потоп
их древний грех.
Но здесь – иная Дева,
в чьей чистоте – вся ревность всех пророков
Израиля, вся ярость Илии,
расторгнувшая сеть Астарты; Дева,
возросшая под заповедью той,
что верному велит: не принимать
языческого бреда о Невесте
превознесенной. Разве не навек
отсечено запретное?
Но Вестник
уже заговорил опять, и речь
его была прозрачна, словно грань
между камней твердейшего, и так
учительно ясна, чтобы воззвать
из оторопи ум, смиряя дрожь:
«Не бойся, Мариам; Ты не должна
страшиться, ибо милость велика
Тебе от Бога».

О, не лесть: ни слова
о славе звездной: все о Боге, только
о Боге. Испытуется душа:
воистину ли веруешь, что Бог
есть Милостивый? – и дает ответ:
воистину! До самой глубины:
воистину! Из сердцевины сердца:
воистину! Как бы младенца плач,
стихает смута мыслей, и покой
нисходит. Тот, кто в Боге утвержден,
да не подвижется. О, милость, милость,
как ты тверда.
И вновь слова звучат
и ум внимает:
«Ты зачнешь во чреве,
И Сын родится от Тебя, и дашь
Ему Ты имя: Иисус – Господь
спасает».
Имя силы, что во дни
Навиновы гремело. Солнце, стань
над Гаваоном и луна – над долом
Аиалон!
«И будет Он велик,
и назовут Его правдиво Сыном
Всевышнего; и даст Ему Господь
престол Давида, пращура Его,
и воцарится Он над всем народом
избрания, и царствию Его
конца не будет».

Нет, о, нет конца
отверстой глуби света. Солнце правды,
от века чаянное, восстает
возрадовать народы; на возврат
обращена река времен, и царство
восстановлено во славе, как во дни
начальные. О, слава, слава – злато
без примеси, без порчи: наконец,
о, наконец Господь в Своем дому –
хозяин, и сбываются слова
обетований. Он приходит – Тот,
чье имя чудно: Отрок, Отрасль – тонкий
росток процветший, царственный побег
от корня благородного; о Ком
порой в загадках, а порой с нежданным
дерзанием от века весть несли
сжигаемые вестью; Тот, пред Кем
в великом страхе лица сокрывают
Шестикрылатые –

Но в тишине
неимоверной ясно слышен голос
Отроковицы – ломкий звук земли
над бездной неземного; и слова
текут – студеный и прозрачный ток
трезвейшей влаги: Внятен в тишине,
меж: голых стен, меж четырех углов
вопрос:
«Как это будет, если Я
не знаю мужа?»
– Голос человека
пред крутизной всего, что с человеком
так несоизмеримо. О, зарок
стыдливости: блюдут ли небеса,
что человек блюдет? Не пощадит –
иль пощадит Незримый волю Девы
и выбор Девы? О, святой затвор
обета, в тесноте телесной жизни
хранимого; о, как он устоит
перед безмерностию, что границ
не знает? Наставляемой мольба
о наставлении: «как это будет?» –

Дверь мороку закрыта. То, что Божье,
откроет только Бог. На все судил
Он времена: «Мои пути – не ваши
пути». Господне слово твердо. Тайну
гадания не разрешат. Не тем,
кто испытует Божий мрак, себя
обманывая сами, свой ответ
безмолвию подсказывая, бездне
нашептывая,– тем, кто об ответе
всей слезной болью молит, всей своей
неразделенной волей, подается
ответ.
И Вестник говорит, и вновь
внимает Наставляемая, ум
к молчанию понудив:
«Дух Святой –
тот Огнь живой, что на заре времен
витал над бездной, из небытия
тварь воззывая, возгревая вод
глубь девственную,– снидет на Тебя;
и примет в сень Свою Тебя, укрыв
как бы покровом Скинии, крыла
Шехины простирая над Тобой,
неотлучима от Тебя, как Столп
святой – в ночи, во дни – неотлучим
был от Израиля, как слава та,
что осияла новозданный Храм
и соприсущной стала, раз один
в покой войдя,– так осенит Тебя
Всевышнего всезиждущая сила».

О, сила. Тот, чье имя – Божья сила,
учил о Силе, что для всякой силы
дает исток. Господень ли глагол
без силы будет? Сила ль изнеможет
перед немыслимым, как наша мысль
изнемогает?
Длилось, длилось слово
учительное Вестника – и вот
что чудно было:
ангельская речь–
как бы не речь, а луч, как бы звезда,
глаголющая – что же возвещала
она теперь? Какой брала пример
для проповеди? Чудо – о, но чудо
житейское; для слуха Девы – весть
семейная, как искони ведется
между людьми, в стесненной теплоте
плотского, родового бытия,
где жены в участи замужней ждут
рождения дитяти, где неплодным
лишь слезы уготованы. И Дева
семейной вести в ангельских устах
внимала – делу силы Божьей.
«Вот
Елисавета, сродница Твоя,
бесплодной нарицаемая, сына
в преклонных летах зачала; и месяц
уже шестой ее надеждам».
Знак
так близок для Внимающей, да будет
Ей легче видеть: как для Бога все
возможно – и другое: как примера
смирение – той старицы стыдливо
таимая, в укроме тишины
лелеемая радость – гонит прочь
все призраки, все тени, все подобья
соблазна древнего. Недоуменье
ушло, и твердо стало сердце, словно
Господней силой огражденный град.

И совершилось то, что совершилось:

как бы свидетель правомочный, Вестник
внимал, внимали небеса небес,
внимала преисподняя, когда
слова сумела выговорить Дева
единственные, что звучат, вовеки
не умолкая, через тьму времен
глухонемую:
«Се, Раба Господня;
да будет Мне по слову Твоему».

И Ангел от Марии отошел.

Звон колоколов для каждого человека имеет свои ассоциации, и в случае с данным автором неудивительно, что его ассоциации, вызванные звоном колоколов, переносились в его детство. Когда поэт был ребенком, его набожная бабуля регулярно водила мальчика в храм. Повзрослевший поэт попытался передать свои чувства, которые возникают у него в связи с колокольным звоном, и рассказать о тоске по родному краю, где прошло его детство.

Главная тема стихотворения

Строки стихотворения наполнены покаянием за все грехи, и глубочайшей тоской. Автор погружается в переживания, связанные с прошлым. В произведении есть упоминание об отречении "от дела злого", что свидетельствует о покаянии поэта за недавний грех, и ему действительно есть о чем жалеть.

Упоминание греха, скорее всего, относится к периоду, когда автор решил завязать отношения с замужней женщиной, что в те времена довольно сильно осуждалось. Тогда весь Петербург был полон слухов об этой греховной связи, и сплетни разносились повсеместно, что не могло отразиться на психологическом состоянии автора.

В последних строчках поэт рассуждает о том, как благостный звон воздействует на дущевное состояние человека. В данном случае описание звона тесно связано с образом не только храмов, но и кладбища, которое автор воспринимает, как некую связь с другими мирами.

Структурный анализ стихотворения

Для передачи переживаний используются слова, которые позволяют подчеркнуть ностальгическое настроение: "забытый", "благодатный", "мечтою чудесной". Множество ярких прилагательных обеспечивают яркие эмоциональные оттенки, чтобы передавать состояние лирического героя.

Эмоциональная насыщенность обеспечивается различными как фонетическими, так морфологическими или синтаксическими средствами. Основной мыслью, которая не выражается явно, но чувствуется в строчках стихотворения, является необходимость, по мнению поэта, быть добрее к окружающим людям, милосерднее в отношении других личностей.

В III строфе поэт использует для акцентирования внимания читатля ассонансный классический повтор звука, и то же самое можно отметить в IV строфе. В VI и VII строфах происходит нарастание бодрящего и радостного звука р, что передает соответствующее изменение настроения лирического героя и, конечно, читателя.

Само по себе слово Благовест - радостное, доброе и хорошее, и смысл такого названия скрывает мысль о том, что лирический герой "получил благую весть" от колокольного звона. Под благой вестью подразумевается положительный настрой и выводы, которые делает персонаж стихотворения в конечном итоге и получает после глубоких размышлений.

Вывод

Поэт старается не только передать собственные переживания, но и используется некоторый ряд педагогических приемов в попытке рассказать другим людям о том, что стоит менять себя, и быть более добрым к окружающим. Религиозные нотки, а также ностальгические элементы подчеркивают не только настроение, но и горечь глубокого раскаяния.

Благовещение

иеромонах Димитрий (Захаров)

Капели… Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном –
Благая весть, благая весть!

…Мир изнывал от страсти смерти
Но вот однажды на заре
Лучом таинственным бессмертья
Вдруг озарился Назарет.

Здесь ангел Божий о спасенье
Пречистой Деве возвестил,
Отсюда благовест весенний –
Начало всякого пути.

И, слыша в звоне колокольном
Благую радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный…
Есть жизнь, весна, надежда есть!

В день Благовещения
Радуйся, Чистая!
Радуйся, Чудная!
Вечного Света Заря
Лилия райская,
Дева всепетая,
Мать Неземного Царя!

Слово Архангела
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.
Песням и нашим
Внемли, Благодатная,
Мы Тебе славу поем!

Ангел юный

В. Бенедиктов

Ангел юный в ризе света
Пред Мариею предстал.
Весть благую возвещал
Кроткой Деве Назарета.

Скрещены на персех руки,
Ангел слышит тихий вздох.
Робкий слух приемлет звуки:
"Дева, Сын Твой будет Бог!"

Благовещение

В. Г. Бенедиктов

Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета.
Дышит радостью чело,
Веют благостию речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто Сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник.
Скрещены на персях руки,
В сердце сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
"Дева, Сын Твой будет Бог".
Этот юноша крылатый -
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья,
А пред ним, полна смиренья,
Дева - Матерь Божества.

Светлана Высоцкая

А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!

Благовещение

М. Захарова

Мирские хлопоты окончив в этот день,
Вернувшись вновь к священному писанию,
Мария в мыслях к Богу вознеслась
И предалася светлому мечтанию.

Чудесный свет коснулся лика Девы
И комнату сияньем озарил
Пред ней стоял посланник Божий:
"Не бойся, я Архангел Гавриил!"

"Благословенна будешь в женах Ты отныне,
Чтоб страждущих, несчастных исцелять
Спасителя найдешь для мира в Сыне
И обретешь Ты Божью благодать".

И приняла Мария волю Божью
Такой ее святой, какая есть...
И Гавриилу вслед смотрела,
Принесшему весной благую весть.

М.Цветаева.

В день Благовещения

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, -
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
- Летите, куда глаза глядят

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
- Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Л.Бутовский.

Любви божественной и веры торжество...

Любви божественной и веры торжество
Сегодня пред лицом вселенной возсияло –
Таинственно сошло на землю Божество…
День благовещенья!.. Спасения начало!..

По мановению Создателя-Владыки,
Благовестителем от пренебесных сил –
Пред Девою Святой является великий
Бесплотных ангелов начальник Гавриил –

И данное ему вещает повеленье:
"Чего восхощет Бог – молчит природы чин,
От века таинства свершается явленье –
Сын Бога Вышнего бывает Девы Сын!"

И Галилейский град, убогий Назарет,
В смирении своем и нищете ликует;
Над ним спасения сияет дивный свет, -
Архангел благодать земле благовествует,

Представ со тщанием в благословенный дом,
Под кров Иосифов, пред Девою Святою. –
И мы с ним "радуйся" Нетленной вопием,
"Ты, Благодатная во век, Господь с Тобою!".

В петербургском издательстве «Пальмира» вышла очередная книга иеромонаха Романа — «Святорусье». Как и книга «Светел дом», она оформлена цветными иллюстрациями Наталии Назаровой и предназначена для детей — хотя детских стихов отец Роман не пишет. Но каждый, кто помнит себя ребенком и часто общается с детьми, знает, что они воспринимают настоящую поэзию подчас даже глубже, чем взрослые, и ценят, когда с ними разговаривают на равных.

Книга «Святорусье» появилась на Святках, и первые стихотворения в ней совпали с церковным календарём: они посвящены празднику Рождества Христова. Их сменяют стихи о Богоявлении, потом о Благовещении, Пасхе, Троице — вся книга напоминает календарь, воплощенный в поэзии. В стихотворениях иеромонаха Романа церковный и природный календарь, Бог и послушное Ему творение — это единое целое.

Говорить о Боге, о Богообщении — не в теоретических трудах, а в поэзии — может только тот, кто познал это на собственном опыте, кто посвятил жизнь тому, чтобы стать хоть немного ближе к Творцу. Но где найти такого человека? Конечно, среди православных монахов, даже среди святых, были поэты, которые составляли богослужебные тексты — красоту и глубину написанных ими произведений верующий человек начинает постигать по мере воцерковления. Однако они остаются недоступными для тех, кто не переступает порога Храма. Если же духовные люди писали стихотворения, не предназначенные для богослужения, то, как правило, с литературной точки зрения эти произведения были не очень высокого уровня.

Наш современник иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) — поэт исключительный. Получив от Творца поэтический дар и осознавая, что может стать «профессиональным поэтом», он избрал другой путь — монашество, служение Богу, которое невозможно без зачёркивания собственного «я». (Кстати, «я» отец Роман зачеркивает и в прямом смысле слова, стараясь, когда пишет, обходиться без этого местоимения.) Зачеркивать себя, свою индивидуальность (которой на самом деле часто называют собственные страсти) покажется преступным большинству «творческих людей». Но отец Роман, говоря о творчестве, иногда приводит такой образ:

«Важно не то, насколько велик дар человека, а как он использует этот дар. Душа — это зеркало, которое отражает всё, что перед ним находится: повернёшь его к свету — отразит свет, повернёшь к нечистотам — нечистоты и отразит. И лучше быть каплей росы, отражающей небо, чем мутным океаном, который уже ничего не способен отразить и может только отравить».

И ещё говорит: «Нельзя писать прежде воцерковления — враг обязательно посмеётся».

Свои произведения отец Роман пишет не во имя свое, а во имя Христово, и цель у него одна — помочь своим слушателям и читателям обрести Бога.

В девяностые годы многих привели в Храм его песнопения — такие как «Радость моя, наступает пора покаянная…», «Родник». В поздних стихотворениях отца Романа есть не только боль, но и мир сердечный, и мудрость пастыря, врачующая человеческие души. А самые лучшие его произведения — это стихотворения-созерцания, где нет никого, кроме Бога, внимающей Ему природы и одного-единственного человека.

Поэт, отказавшийся от собственных амбиций и устремленный к Богу, в чем-то роднится с природой. Она отражает Творца честнее любого художника: не тщеславится, не ждет награды ни за шум ветра в вершинах деревьев, ни за сияние росы на траве. Для отца Романа, много лет живущего в уединенном скиту, природа — не только дом, но и Храм, в котором непрестанно совершается богослужение: «Такое кругом единение, // Что видится Храмом земля». Вот как говорится об этом в одном из стихотворений, вошедших в книгу «Святорусье»:

Уже заря. Хотя ещё не лето,

Но рассветает прямо на глазах.

Болото редким сумраком одето,

И белый пар клубится на кустах.

Так чудно, так похоже на Служенье,

И здесь поют хоры, и здесь кадят,

И птицы-богомолки без движенья

На ветках, как на лавочках, сидят.

Молчальники дубы стоят рядами,

Сама земля моление таит.

И облака расходятся Вратами,

И солнышко о Солнце говорит.

Внимательный читатель догадается, что в последней строчке слово «Солнце», написанное с прописной буквы, означает самого Бога — как, например, в тропаре Рождества Христова: «Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока». В поэзии иеромонаха Романа и другие слова, «не по правилам» написанные с прописной буквы, могут означать имя Божие: Красота, Чистота, Свет, Истина, Правда…

Если знать о том, что слово Красота — одно из имен Божиих (не только в стихах отца Романа, но, в первую очередь, в творениях святых отцов), становится понятной строчка из его рождественского стихотворения: «Кто не видит Красоты — несчастлив».

Природа удивительна еще и тем, что, никогда не притворяясь, при этом никогда не повторяется: это знает каждый, кто любит наблюдать, например, заход солнца. Таинственная жизнь природы, которая «так похожа на Служенье», по-разному проявляется в разные праздники. Читая книгу «Святорусье», мы видим глазами отца Романа: на Рождество долы «брызжут огоньками понарошку», липы «вспарили, словно души на моленьи», снеговея «показала своё мастерство», леса, пустыни и степи «отражают небесную водь». Кресты Церквушки «благовествуют миру обновленье», а душа человека «рождает стих», потому что «сердце — не пустые ясли»: там пребывает Бог.

Затем наступает Праздник Богоявления, и мы видим, как ¬деревья во время нежданной оттепели освобождаются от снежных одежд: «Поснимали рубахи долой —// Кто ж в одежде приемлет Крещенье?..». Приходит весна, Благовещение, когда

…Камыши, Откровенью внимая,

Оживляются святостью вод.

Небо Землю дитём прижимает,

К Чаше Радости кроху несёт.

На Вербное воскресенье поэт (выражение «лирический герой» не годится, потому что голос, который звучит в стихах отца Романа, и есть его собственный голос) не ломает вербу, но освящает всё деревце и видит, как

Колыхнётся верба на мгновение

И, сверкая каплями, замрёт,

И, благодаря за Обновление,

Неказнённой красотой качнёт.

Пожалуй, мысль о молитвенном единении человека и природы наиболее полно выражена в стихотворении о Пасхальном крестном ходе:

Я шёл один. Свеча и Крест в руке.

Десная фимиамом воскуряла.

И столько было силы в огоньке,

Что тьма, обуревая, не объяла.

Я пел Христу об Ангельской хвале,

О том, что Небеса полны свеченья,

О том, чтоб чистым сердцем на земле

И нас сподобил славить Воскресенье.

— Христос Воскресе! - осенял Крестом,

В таком безлюдьи отклика не чая,

Но роща и река, и эта топь,

— Воскресе! - тихим эхом отвечали.

Выходит, не один взирал горе́?

И не один стремился Крестным ходом?

Со мной, благоговейно замерев,

Встречала Праздник Божия природа.

Места мои! В забытой стороне

Познал я, лобызая Воскресенье,

Что Ангелы слышнее в тишине

И ближе Небо в здешнем отдаленьи.

В этом стихотворение обращает на себя внимание то, что поэт почти не использует эпитетов: он не занимается украшательством, а просто называет своими именами то, что происходит — и это оказывается действеннее, выразительнее любого вымысла.

Вымысла в поэзии отца Романа нет вообще: если это сюжетные стихотворения - значит, описанные в них события произошли на самом деле; если лирика — значит, автор постарался передать свои мысли и чувства предельно точно, ничего не преувеличивая и не придумывая.

В природе не всегда царит гармония, потому что она не только знает Бога, но и вместе с человеческим родом переживает последствия грехопадения. В стихотворении «Лебеди» рассказывается о том, как в феврале «набухли почки, вернулись птицы на тепло» — в последние годы мы постоянно наблюдаем проявления того, что принято называть «глобальным потеплением». Но в марте похолодало, «снова замело», и вернувшиеся раньше времени птицы оказались в беде. Эту беду вместе с ними переживает человек - не сентиментально, по-книжному, а по-настоящему разделяя её:

…А нынче поутру, в метели,

Коснулась и меня беда:

Два белых лебедя летели!

Куда? Не ведаю куда!..

Прощались ли? На помощь звали?

Роптали на родимый край?

Но так отчаянно кричали —

Хоть сам ложись и помирай.

И им вдогонку скит безлюдный

Мольбою слёзной стал кипеть:

Не допусти, Создатель Чудный!

Ужель вернулись умереть?

Но бывает и наоборот: природа врачует страждущее сердце, потому что через неё человеку открывается Бог. В одном из стихотворений отец Роман рассказывает о том, как встреча с пришедшей в скит ланью исцеляет душу:

...Случайно выглянул и замер,

Не зная, верить ли глазам,

И маловерными глазами

Невольно волю дал слезам.

Душа забыла оправданья,

Приговорённою жила.

А тут — лесов очарованье!

Ах, как ты вовремя пришла!..

Нет, не случайны эти встречи,

Благословен прозренья час!

Нас утешениями лечат,

А мы не чувствуем Врача...

В этом же стихотворении поэт восклицает: «Да кто же руку подымает // На Божью чудо-красоту!» Отношение к красоте творения говорит об отношении к Красоте Творца, точно так же, как любовь к ближнему говорит о любви к Богу: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин. 4:20). Отец Роман просит нас:

…Ничего просто так не сорви:

Всё живое Господь нам доверил,

Чтобы мы возрастали в любви…

Да не ведает братия боли,

Та, что с нами живёт на земле.

Как бы люди святились любовью,

Если б некого было жалеть?

Отец Роман защищает зверей, деревья, цветы не только от безжалостной руки, но и от злого слова. В стихотворении «Осиновая роща», написанном в Праздник Успения, он заступается за осину, на которой, по народному поверью, повесился предатель Иуда.

...Роднятся звуки — осень и осина,

Одна и та же музыка плывёт.

Осин Руси не знает Палестина.

Откуда же тогда Искариот?..

...И так дрожат клеймёные листочки,

Что я винюсь за человечий род.

На последних страницах книги «Святорусье» читатель приближается к той точке, откуда начал чтение: к наступлению зимы и ожиданию Рождества. Последнее стихотворение в сборнике завершает годовой круг и подводит итог человеческой жизни:

Как быстро почки распустились,

Закону Божьему верны.

Сады цветеньем обновились —

Нарядом радостной весны.

Как быстро лето наступило,

Ветра сорвали лепестки.

И солнце рябью ослепило

Стрекоз полуденной реки.

Как быстро листья пожелтели,

Уже и жатва позади.

И снова хлопья полетели

От стужи землю оградить.

И на глазах, в одно мгновенье,

Следы позёмка замела.

Пришла зима, неся забвенье…

Как быстро эта жизнь прошла!

При составлении сборника у редактора были сомнения — включать ли это стихотворение? С одной стороны, оно так удачно завершает книгу, с другой - не слишком ли печально для детей? На этот вопрос отец Роман ответил: «Пусть знают, что всё проходит очень быстро».

Видимо, не от памяти смертной нужно беречь себя и своих детей, а от грязи и пошлости, которой так много вокруг нас. Отец Роман очень близко к сердцу принимает происходящее в мире — казалось бы, это странно для монаха-отшельника. Но послушаем, что говорит об этом другой наш современник, преподобный Паисий Святогорец:

«В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире…».

Болея за нас, отец Роман пишет не только стихи, но и прозу, и публицистику — познакомиться со всеми его произведениями можно на сайте «Ветрово», открытом полтора года назад. А детей всё же лучше начинать знакомить с творчеством иеромонаха Романа, читая вместе с ними книги «Светел дом», «Святорусье» и, конечно же, слушая его песнопения.

Иллюстрации Наталии Назаровой