Противоречит ли патриотизм православному христианству? Равноапостольный Николай Японский. Преподобный Паисий Святогорец

Всероссийская научно-социальная программа

для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

IV районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

Паспорт слова «патриотизм»

Никифорова Ксения,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»,

6 а класс

Научный руководитель:

Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

2014 год

I .Введение:

тема, актуальность, проблема, объект и предмет исследования 4

Цели и задачи, методы, гипотеза

II . Теоретический обзор.

Раздел 1.Этимология слова 5 Раздел 2.Значение слова «патриот» 6

Раздел 3.Преимущества патриотизма, как развивать в себе патриотизм,

крылатые выражения о патриотизме 6

Раздел 4.Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова,

патриотизм в лирике А.С. Пушкина. 7

III .Практическая часть:

Собственно исследование 7

Результаты исследования 8

Анализ исследования 8

VI . Выводы.

V . Список использованной литературы.

I . Введение

Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ гражданина России.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио­ и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано? Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие­-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными ), какие­-то пришли из других языков (это - слова заимствованные ).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - ­пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова­ - малолетки (их называют неологизмами ).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой­-либо территории (диалектизмы ) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы ).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-­то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работуКаждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Есть в языке слова, которые ранят, обижают. Есть в речи слова, которые поддерживают нас в трудную минуту, есть слова, которые вдохновляют на благородные поступки и даже подвиги.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Я буду исследовать слово « патриотизм»

Актуальность. В настоящее время назрелапотребность в понимании общества к отношению каждого из нас к патриотизму, к Родине, к стране.

Проблема: отношение к патриотическому воспитанию в школах.

Объект исследования : учащиеся 6-х классов школы, учителя, родители.

Предмет исследования: исследование понимания и отношения к патриотизму

Цель проекта: составить паспорт слова «патриотизм», то есть рассмотреть его с разных сторон.

Задачи :

1.Определить происхождение слова «патриотизм».

2.Проанализировать семантические свойства данного слова.

3.Значение слова патриотизм в словарях.

4.Выявить слова, родственные слову «патриотизм», синонимы слову «патриотизм».

5.Проверить, как слово употребляется в литературе.

6.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников. среднего звена школы с целью определения: отношения учащихся к патриотизму. Методы исследования :

Анкетирование учащихся, учителей, родителей школы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что слово патриотизм недостаточно знакомо учащимся, они будут затруднятся в понимании этого слова. Тезис : каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Теоретический обзор

Раздел I .

Этимология слова

Слово заимствовано непосредственно из французского языка или через немецкий язык в значении человека преданного и любящего свою Родину Время заимствования определяется по-разному. По одним источникам - XVI век. По другим - значительно позднее - у Петра I, во времена которого идея служения отечеству и, прежде всего военного была особенно сильна. Поэтому в самом начале патриотизм как черта патриота имел значение военного патриотизма.

Истоки – в латинском слове patriota . Оно восходит к греческому - patriōtēs – patria потомки, родственники, земля отцов. Поэтому исходный пункт всей этимологической цепочки - patēr - отец. В д ругих источниках отмечается, что, попав в латынь из древнегреческого, оно имело значение и "земляк".

Главное производное слово от слова "патриот" – патриотизм . В наше время оно означает любовь к своему Отечеству, преданность ему и народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Отечества. Появились и переносные значения – преданность чему-либо, горячая к чему-либо.

Раздел 2.Значение слова патриот

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

патриот

патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

патриот

патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

патриот

1.Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2.перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода.

ж. патриотка, -и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

патриот

    Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

добровольная организация патриотов

подпольная комсомольско-молодежная группа в Великую Отечественную войну в с. Алексеевка Запорожской обл. в 1942 (ок. 40 чел.). Большинство участников казнено фашистами.

союз польских патриотов

СОЮЗ ПОЛЬСКИХ ПАТРИОТОВ (СПП) массовая антифашистская организация в 1943-46. Основан В. Василевской, А. Лямпе, А. Завадским и др. Организатор (1943) Войска Польского. В 1944 члены СПП вошли в Польский комитет национального освобождения.

союз русских патриотов

в 1943-48 (после 1946 - советских патриотов), создан русскими эмигрантами и их детьми во Франции (один из руководителей - Г. В. Шибанов); участники Движения Сопротивления. После 1945 сыграли активную роль в реэмиграции.

Синонимы

Отчизнолюбие, верноподданство, верноподданность, верноподданничество.

Родственные слова

Патриот, патриотка,патриотизм, патриотик, патриотически, патриотический,патриотичнейший, патриотично, патриотичность, патриотичный,

Раздел 3.

Преимущества патриотизма

Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни.

1.Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.

2.Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.

3.Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.

Как развить в себе патриотизм

1.Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.

2.Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

3.Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

4. Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Кеннеди -

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.

Патриарх Алексий II -

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

Николай Чернышевский -

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные

Александр Пушкин -

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.- Теодор Рузвельт

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Чужбина родиной не станет.

Высочайший патриотизм - страстное беспредельное желание блага .

Любовь к родине - не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

В человеке порядочном есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Раздел 4.

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой».
В этих строчках автор пишет о истинном патриотизме к своей Родине. Именно под словами «но странною любовью» и понимается скрытый патриотизм, который должен быть в каждом человеке.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм. М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем времена необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.

Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.
В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!

Практическая часть .

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 6 классов в октябре.

С целью исследования понимания и отношения к патриотизму нами был проведен опрос. Была разработана анкета,содержащая одиннадцать вопросов, семь из которых предполагали простой ответ « да» или « нет», остальные четыре вопроса, требовали к себе вдумчивого отношения.

Текст анкеты приводится ниже.

12.Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения?

Результаты работы:

Анкетирование проводили у 71 ученика.

1.Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

2.Что обозначает слово «патриотизм?

Часто повторяющимися ответами были: «любовь к Родине», «человек гордится своей страной», «служит его интересам», «любит страну», « делает страну лучше», « работает на свою страну».

3.Как вы думаете, патриотизм – это обязательное качество для каждого человека или его нужно воспитывать?

«да» - ответили 50 учащихся, «нет» - ответили 15 учащихся, « не знаю» - 6 учащихся.

4.Если Вы считаете, что патриотизм нужно воспитывать, какими способами, на Ваш взгляд, это нужно делать?

«да» - ответили 40 учащихся, «нет» - ответили 5 учащихся, «не знаю»-26 учащихся

Ответы были следующие:«рассказывать о России», «приучать к ответственности», говорить детям «Россия- лучшая страна в мире», «помогать окружающим», «служить Родине», «идти в армию»…

Ответов в ином ракурсе не было.

5.Как вы считаете, велика ли роль школы в воспитании патриотизма?

«да» - ответили 49учащийся, «нет» - ответили 22 учащихся.

6.Считаете ли вы себя патриотом?

«да» - ответили 41учащийся, «нет» - ответили 30 учащихся.

7.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

«да» - ответили 43учащийся, «нет» - ответили 21 учащихся., «не знаю»-7 учащихся.

8.Хотели бы вы уехать из России?

«да» - ответили 11учащихся, «нет» - ответили 60 учащихся.

9.Гордитесь ли тем, что живете в России?

«да» - ответили 67 учащийся, «нет» - ответили 4 учащихся.

10.Верите ли вы в возрождение России?

«да» - ответили 63 учащийся, «нет» - ответили 8 учащихся

11.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

12. .Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения к своей стране?

«да» - ответили 61учащийся, «нет» - ответили 10 учащихся.

Есть учащиеся, которые принимают участие в организации национальных концертов и праздников и гордятся этим: Сенгепова Людмила, национальный ансамбль «Пимочки»

VI .Выводы.

В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о теоретическом значении слова «патриот».

Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «патриотизм». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Выводы:

Большинство учащихся понимают значение слова «патриотизм», гордятся,что живут в России, чтут национальные традиции, верят в возрождение и процветание России.Наша гипотеза не подтвердилась.

ПАТРИОТ ударение, формы слова

патриот

патрио́т,

патрио́ты,

патрио́та,

патрио́тов,

патрио́ту,

патрио́там,

патрио́та,

патрио́тов,

патрио́том,

патрио́тами,

патрио́те,

патрио́тах

+ ПАТРИОТ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

ПАТРИОТ это

патриот

патрио ́т

м.

1) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

2) разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

+ ПАТРИОТ - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

ПАТРИОТ это

патриот

ПАТРИО́Т, -а, м.

1. Человек, проникнутый ~измом. Истинный п.

2. перен. , чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода.

| ж. ~ка , -и.

+ ПАТРИОТ - Словарь иностранных слов

ПАТРИОТ это

ПАТРИОТ

а, м., одуш

1. Человек, одушевленный патриотизмом. Подлинный п.

2. перен. , чего. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь П. горо-да. П. завода. Патриотка - женщина-п..

+ ПАТРИОТ - Малый академический словарь русского языка

ПАТРИОТ это

патриот

А, м.

Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

Джемма воскликнула, что если б Эмиль чувствовал себя патриотом и желал посвятить

все силы свои освобождению Италии, - то, конечно, для такого высокого и священного дела можно пожертвовать обеспеченной будущностью. Тургенев, Вешние воды.

Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

|| перен. ; чего.

Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

Патриот Ленинграда. Патриот своего завода.

Родных кораблей патриоты, Со львиной отвагой в груди - Гвардейцы советского флота Всегда и везде впереди! Лебедев-Кумач, Морская гвардия.

Уже ко второму месяцу боевой работы они {летчики} все --- стали патриотами своего дела. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

{От греч. πατριώτης - земляк, соотечественник}

+ ПАТРИОТ - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ПАТРИОТ это

патриот

ПАТРИОТ

(греч.). Человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным.

Политические термины нельзя назвать идеологически нейтральными, они, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P изучили работы крупнейших современных исследователей политической истории, чтобы выяснить, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас.

Слово «патриот» происходит от римского patriota («соотечественник), которое, в свою очередь, происходит от греческого πατρίς («отечество»).

С 1720-х годов в английской политической риторике появляется термин «патриотизм», который с самого начала связывался с «общим благом», но вместе с тем имел характер оппозиционности по отношению к правительству. На протяжении второй половины XVIII века радикалы и консерваторы в британском парламенте боролись за право использовать патриотическую риторику. Политический контекст понятия «патриот» постоянно меняляся на протяжении всего XVIII столетия, а вместе с ним и значение термина. Так в программной статье британского консерватизма «The Patriot» 1774 года литературный критик и публицист Сэмюэл Джонсон выступает с резкой критикой патриотов.

Хью Каннингэм подробно разбирает смысловые скачки, которые претерпевало понятие «патриот» в Англии в XVIII веке. В 1725 году внутри партии Вигов возникает оппозиционная группа, назвавшая себя Патриотической партией, которая впоследствии объединила некоторое число депутатов из обеих партий - Либеральной и Консервативной. Ее деятельность была направлена против коррумпированного главы правительства, неофициально названного первым премьер-министром, Роберта Уолпола. Представители внефракционной партии называли себя «патриотами», чтобы показать, что они заботились об общем благе, пытаясь, таким образом, легитимировать свою оппозиционность.

Аргументом в пользу оппозиционеров служило большое количество придворных ставленников в парламенте, которые, по их мнению, угрожали свободам граждан страны, перенося власть из парламента в министерства. Идеологию партии в 1720-30-х годах философ и государственный деятель Генри Сент-Джон Болингброк в ряде публицистических работ, в частности, в послании «The Patriot King», адресованном Принцу Уэльскому.

«Любовь к отечеству» была одним из ключевых понятий для мыслителей Просвещения. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху»

Как отмечает Каннингэм, идея Болингброка, которая идет от древнегреческих представлений о всеобщем благе, усвоенных через труды Макиавелли, состоит в том, что избежать деградации и коррупции можно только путем сохранения баланса между демократией, аристократией и тиранией (в британском контексте - между королем, Палатой лордов и Палатой общин). Особенную роль должен был играть король, потому что он стоит над партиями, а также является гарантом процветания страны, поддерживая коммерческое сословие. Болингброк был известным консерватором и якобитом, однако многие его идеи впоследствии повлияли на мыслителей просвещения и идеологов Американской революции. Он выступал за существование систематической оппозиции правительству во избежание придворной олигархии. Патриотическая партия боролась с тиранией, поэтому с понятием «патриот» начинают ассоциироваться оппозиционность по отношению к правительству, ко двору, а также к монарху, который наступает на гражданские свободы. Впоследствии именно эта идея патриотизма использовалась американскими колонистами в борьбе за независимость.

«Любовь к отечеству» была одним из ключевых понятий для мыслителей Просвещения. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху. Они считали, что клерикалы не должны преподавать в публичных школах, потому что их «отечество» находится на небесах. Еще в XVII веке Жан де Лабрюэр писал, что не бывает отечества с деспотизмом. Эту мысль продолжил в знаменитой Энциклопедии 1765 года Луи де Жокур. Отечество не может сочетаться с деспотизмом, потому что в основе нравственного блага лежит любовь к отечеству. Благодаря этому чувству гражданин предпочитает всеобщее благо личному интересу. При условии свободного от тирании государства гражданин чувствует себя частью содружества равноправных соотечественников.

Патриотизм рассматривался философами, в основном, как одна из благодетелей. Монтескье в «Духе законов» писал, что всеобщее благо основывается на любви к закону и любви к отечеству. В предисловии к «Духу законов» в 1757 он вносит ясность: любовь к отечеству - это любовь к равенству, то есть не христианская и не нравственная добродетель, а политическая. В то время как двигателем монархии является честь, двигателем республики является политическая (гражданская) благодетель.

В 1774 году Сэмюэл Джонсон опубликовал эссе «The Patriot», в котором он описывает и критикует расхожие для того времени представления о том, кто такой патриот. Первая черта, которую он выделяет, это оппозиция двору. Также патриот часто выражает свою любовь к народу как единому гомогенному сообществу, что, по мнению Джонсона, неправильно, так как существует гетерогенная масса из богатых и бедных, привилегированных и низших сословий, и нужно ясно понимать, к какой части народа патриот обращается. Если он обращается не к высшим сословиям, которые обязаны регулировать низшие, а напрямую к бедным и непросвещенным, которых легко обмануть, то такой патриотизм нельзя назвать любовью к своей стране. Патриот печется о правах и постоянно напоминает народу о праве защиты от посягательств на то, что им по праву принадлежит. Джонсон осуждает расточительные обещания прав и свобод в угоду сиюминутным политическим целям - например, чтобы пройти в парламент. Настоящий патриот понимает, что нельзя безоговорочно подчиняться воле избирателя, потому что мнение толпы изменчиво.

Статья Джонсона была написана перед выборами в Парламент 1774 года. Из статьи видно, что рассуждения Джонсона не имеют абстрактно-теоретический характер, а прямо связаны с актуальным политическим контекстом. Джонсон упоминает в тексте радикала Джона Уилкса, выступавшего с резкой критикой правительства и Георга III, а также боровшегося за более демократичное представительство в Парламенте. В 1774 году начинаются первые попытки американских колонистов борьбы за независимость. Уилкс выступал за независимость Американских колоний, о чем упоминается и в тексте Джонсона, который отзывается презрительно о патриотах, ставящих под сомнение власть государства над территорией.

Таким образом, к 1770-м в Англии годам формируется новая коннотация концепта «патриот». Патриот - политический деятель или журналист, борющийся за демократические реформы, выступающий против тирании монарха и за независимость Американских колоний. Важная роль здесь принадлежит Джону Уилксу, который в своей политической борьбе активно использовал риторику «любви к отечеству» и оправдывал демократические преобразования древней либеральной традицией в Англии.

Джонсон все же пытается «очистить» значение термина «патриот» от нежелательных ассоциаций с радикалами, отмечая, что существуют все же «истинные патриоты». Уже в 1775 году, после победы Уилкса в выборах, Джонсон делает свое знаменитое изречение, возможно, самое известное англоязычное высказывание о патриотизме: «Патриотизм - последнее прибежище негодяя». Под негодяем подразумевался Джон Уилкс и его сторонники. Сам Джонсон был наиболее известен в качестве составителя «Словаря английского языка». В издании 1775 года он добавил к дефиниции патриота в словаре новый контекст: «Ироническое прозвище того, кто стремится сеять раздор внутри парламента». К 1775 году консерваторы проиграли лингвистическую войну радикальным либералам, им проще было отказаться от этого понятия вовсе. Сторонник реформ Джон Картрайт писал в 1782 году, что по-настоящему патриотом должен считаться не тот, кто противостоит испорченному министерству, а тот, кто стремится к восстановлению поруганных прав и радикальному преобразованию государственной системы, после которого будет ликвидирована тирания Георга III.

В начале 1790-х годов радикальная газета «The Patriot» выступает против деспотического произвола королевской власти. Если тирания угрожает свободам граждан, то свободные англичане должны встать в оппозицию под знаменем той либеральной традиции, которая была присуща Английскому государству с глубокой древности. По всей стране появляются «патриотические общества» и «патриотические клубы», выступающие против наступления на права и свободы. Во время борьбы американских колонистов за независимость, радикальная патриотическая риторика использовалась в борьбе с британским монархом. Идеологи движения за независимость и отцы-основатели США называли себя «патриотами».

Во время Великой французской революции патриотическая риторика была одним из ключевых инструментов политической пропаганды. Один из самых известных лозунгов революции - «Отечество в опасности!»

Современный ученый Питер Кэмпбелл различает идеологию и риторику. Идеология - это набор принципов, способных мотивировать людей на какие-либо действия. Риторика - это стратегия построения речи, направленная на достижение нужных целей. По мнению Кэмпбелла, патриотизм 1750-1760-х годов еще не оформился в качестве идеологии оппозиции во Франции, поэтому патриотами могли называться люди с диаметрально противоположными взглядами на государственное устройство. К 1770-м годам становится очевидно, что античный республиканский идеал, когда представительская власть находится в руках привилегированного сословия, невозможен. Во время Великой французской революции патриотическая риторика была одним из ключевых инструментов политической пропаганды (один из самых известных лозунгов революции - «Отечество в опасности!»). «Любовь к отечеству» интерпретировалась как борьба за внесословную нацию с равными правами. В 1892 году был сформирован парижский батальон «патриотов 1789 года». В доказательство разницы в политической риторике Франции до революции и после, Кэмпбелл приводит пример из аббата де Вери: после революции уже нельзя было сказать «служу королю» - говорили «служу государству».

На протяжении двадцати двух лет войны с Францией, с 1793-го по 1815-й, либеральный патриотический язык активно использовался официальной английской пропагандой для достижения нужных задач. После прихода к власти Наполеона английское правительство призывало общество защищать свободу нации (нацию свободных людей), которой угрожает самовольный тиран (слово, особенно неприятное для английского слуха). Таким образом, правительство одновременно играло на связи либерализма с патриотизмом и, в то же время, старалось привить лоялистское употребление этого термина, когда быть патриотом означало защищать государство перед лицом захватчика. Страх перед иностранным захватчиком становится важным средством аккумуляции официального патриотического языка. Главный итог военных лет - сдвиг в сторону лоялисткого употребления слова «патриотизм» в Англии.

М. Одесский и Д. Фельдман отмечают, что вплоть до конца XVIII века термин «патриот» не был обиходным в России. Его потребление маркировало знакомство с просветительской литературой. Однако в царствование Павла I этот термин уже стараются избегать из-за ассоциаций с якобинским террором времени Французской революции. Для декабристов патриотизм был не только частью революционной риторики, но и частью националистического дискурса. Другими словами, осуждалось как верноподданство в противоположность служению отечеству, так и предательство придворной элиты по отношению к национальной самобытности русской культуры.

При Николае I, пишут М. Одесский и Д. Фельдман, концепт «патриотизм» с помощью теории официальной народности приравнивается к концепту верноподданства. Служить отечеству означало служить государю-самодержцу. Либеральной политической мысли Европы противопоставлялась национальная самобытность России, выраженная через понятие «народность». Устаревшая к тому времени в европейском контексте религиозная концепция власти, оправдывающая абсолютизм, получает новое оправдание в «истинной вере» - православии. Идеология официального патриотизма скоро начинает вызывать отторжение у интеллектуальной элиты российского общества. Для характеристики поверхностного, показного восхваления национальной самобытности придумывается термин «квасной патриотизм». Понятие «патриотизм» практически полностью теряет либеральные и революционные коннотации и становится негативно окрашенным для либеральных интеллектуалов.

Появление термина «интеллигенция», по мнению М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана, с самого начала связывалось с оппозиционностью официальному патриотизму»

Каннингэм считает, что вопреки распространенному мнению патриотизм в радикально-демократическом понимании продолжал существовать в языке и в XIX веке. Еще один контекст этого понятия приходит в 1830-е годы во время чарстистского движения рабочего класса. Теперь радикалы считают истинными патриотами тех, кто выступает против социального рабства. В центре этого контекста - фундаментальная идея того, что после английской индустриальной революции парламент перестал говорить от лица народа и, следовательно, представлять его интересы, как это было завещано в конституции. Однако и этот контекст быстро ушел из политического языка радикалов Великобритании, и со второй половины 1840-х годов патриотизм все меньше связывается с оппозицией правительству.

Во Франции, однако, ситуация была другая, так как революционные традиции и революционная риторика там постоянно актуализировались на протяжении XIX века. Так в 1868 году Гюстав Флобер пишет Жорж Санд: «Патриоты не простят мне этой книги, равно как и реакционеры!». В 1871 году, во время Парижской коммуны, он писал своей племяннице Каролине: «Коммунар и коммунист Кордом в одиночке. Его жена хлопочет об его освобождении и обещает, что он эмигрирует в Америку. Третьего дня взяли также и других патриотов».

С 1870-х годов патриотизм в Великобритании резко переходит на сторону правоконсервативной империалистической риторики. Одной из самых важных характеристик демократического патриотического дискурса был его интернационализм - патриоты разных стран считали друг друга единомышленниками в борьбе против реакционной деспотической власти. Во второй половине XIX века патриотизм радикалов воплотился в интернациональном рабочем движении, а также в поддержке Севера в Гражданской войне США. В то же время патриотизм радикалов переместил фокус с внутренней политики на внешнюю.

В 1877-78-х годах в британской политической риторике появляется совершенно новая разновидность патриотизма - «джингоизм». Название происходит от одной из патриотических песен тех лет, распеваемых в лондонских пабах, с негативными высказываниями о России. Ключевым моментом здесь послужил так называемый «Восточный вопрос»: стоит ли поддержать Оттоманскую империю ради национальных интересов в ущерб интересам Российской империи. Джингоизм с самого начала связывался с так называемой «консервативной русофобией» (существовала и «левая русофобия», характеризовавшаяся беспокойством по поводу реакционной политики Российской империи).

Усилиями организации Worksmen’s Peace Association и Peace Society удалось предотвратить военное вмешательство Великобритании. Тем не менее волна джингоизма на некоторое время захватила публичную политику Великобритании, вызвав беспокойство в либеральных и демократических кругах. Патриотизм теперь ассоциировался с милитаристской политикой, осуществляемой премьер-министром Бенджамином Дизраэли, а либералы и социалисты потерпели поражение в борьбе за патриотическую риторику. С этого времени - не только в Англии - утверждается консервативный патриотизм, ставший важным инструментом империалистической политики.

В России в эпоху Александра III негативная окраска термина «патриотизм» только усиливается. Появление термина «интеллигенция», по мнению М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана, с самого начала связывалось с оппозиционностью официальному патриотизму. Иронически именуемый либеральной интеллигенцией «казенным патриотизмом», этот вид патриотизма с последней трети XIX века означал крайне агрессивную, ксенофобскую риторику, направленную против любого инакомыслия. Если правительство притесняло враждебные группы с помощью законодательства и репрессий, финансируемая правительством «патриотическая» интеллигенция выступала с крайне агрессивной риторикой в печати. Так законодательно закрепленное конфессиональное неравенство, главным образом, по отношению к российским евреям, в среде «казенных патриотов» выливалось в агрессивный антисемитизм, инициирующий погромы.

Термин «патриотизм» в контексте советской журналистики 1970-80-х годов обретает ярко выраженную шовинистическую, этнонационалистическую окраску

М.П. Одесский и Д.М. Фельдман также подробно рассматривают идеологему «патриот» в истории Советского государства. Во время Гражданской войны большевистской пропагандой использовался видоизмененный лозунг Великой французской революции: «Социалистическое отечество в опасности!». Прибавка слова «социалистическое» означала скрытый риторический маневр: рожденное Октябрьской революцией «отечество» мирового социалистического движения находится в прямой опасности военной интервенции. Так соединялись консервативное и леворадикальное понятия о патриотизме.

В 1930-е годы вместе с концепцией «построения социализма в отдельно взятой стране» такое соединение национального и интернационального только усиливается. Кульминация этой идеологической конструкции стала национализация сталинской политики в послевоенный период. 24 мая 1945 года Сталин объявляет о «руководящей роли» русского народа в СССР. Таким образом, Советское государство вернулось к концепции консервативного патриотизма эпохи дореволюционной России с ярко выраженными чертами этнического национализма и агрессивной милитаристской риторикой. Именно это имеет в виду Джордж Оруэлл, который в известном эссе «Заметки о национализме» современную форму национализма называет «коммунизмом», сравнивая его с британским «джингоизмом» XIX века. В том смысле, в котором «русофилы» и «попутчики» считают СССР родиной всех социалистов и, следовательно, должны безоговорочно поддерживать любые внешнеполитические шаги Советского Союза, чего бы они ни стоили другим государствам.

В среде советской интеллигенции эпохи «оттепели» прослеживается возвращение либерального патриотического дискурса XIX века. Вновь возникает противопоставление «верноподданнической» модели патриотизма и идеи служения отечеству, а не государству. Когда эпоха «оттепели» сменилась эпохой «застоя», интеллигенция развилась два лагеря: «национально-патриотический» и «либеральный». Их противостояние резко усилилось в эпоху «перестройки».

Термин «патриотизм» в контексте советской журналистики 1970-80-х годов обретает ярко выраженную шовинистическую, этнонационалистическую окраску. В то же время М.П. Одесский и Д.М.Фельдман отмечают, что «верноподданнические» и ксенофобские традиции, которые высмеивались либеральной интеллигенцией эпохи «перестройки», были отнюдь не очевидны, а большинством термин патриотизм воспринимался в первую очередь с точки зрения любви к отечеству и готовности защищать свою страну перед иностранным захватчиком. Подобно тому, как когда-то радикальная оппозиция в Англии проиграла консерватизму борьбу за использование патриотической риторики, перестроечная либеральная интеллигенция проиграла самостоятельно отказалась от другого патриотического дискурса, употребляя термин «патриотизм» в самом знакомом ей значении - шовинистическом.

Пример современного употребления:

«Лингвострановедческие наблюдения. Я вот давно заметил, что местные фашисты любят называть себя патриотами, а чужих патриотов - фашистами».

В последнее время патриотизм приобретает в нашей стране всё большее значение. Оно всплывает практически в любом споре о политике, и оппоненты неизбежно обвиняют друг друга в отсутствии этого чувства. Но что такое, в сущности, патриотизм и всегда ли люди любили Родину?

Древняя Греция: Страна отцов

Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατρίς» («патрис») - отчество, или «страна отцов». Однако греческий патриотизм строился на несколько иных основаниях, нежели современный. Древние греки воспринимали как Родину, которую нужно любить и защищать, только свою маленькую коммуну-полис, где люди по большей части приходились родственниками друг другу. Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных.

Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства.

Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Древние греки, хотя и имели представление о себе как об эллинах и противопоставляли эллинов варварам, всё же не воспринимали как свою родину всю Элладу и к грекам из других полисов относились в основном примерно также, как и к представителям других народов.

Древний Рим: Гражданство войны и мира

Xuan Che / flickr.com

Примерно такая же система работала и в древнем Риме. Римский сенат, главный политический орган Римской Республики, был собранием домовладельцев, каждый из которых представлял интересы себя и своей семьи, над которой он обладал практически абсолютной властью.

Надо заметить, такой способ управления и, соответственно, модель патриотизма сыграли огромную роль в закате Рима. Дело в том, что по мере расширения границ и включения всё большего и большего количества людей в область влияния Рима, республикой становилось всё сложнее управлять, поскольку покорённые народы обладали двусмысленным статусом в этой системе. С одной стороны, они были обязаны предоставлять войска и ресурсы для обеспечения войн, а с другой, они не имели права принимать государственные решения. В связи с этим в Риме постоянно шла борьба между патрициями (знатью, ведущей свою родословную от основателей города), плебеями (жителями Рима, не принадлежащими к родам основателей) и союзниками (покорёнными народами), ведь все они обязаны были участвовать в войнах, но только патриции обладали правами полноценных граждан.

Поэтому со временем, по мере увеличения территории Республики, включения в область её влияния новых народов и, как следствие, усложнения системы управления, всё большее значение стала приобретать армия – люди, исполнявшие основную гражданскую обязанность в Республике. Армия же была непосредственно связана со своим военачальником, которого она могла поддержать или не поддержать в борьбе за власть. Как следствие, началась борьба между сенатом и гражданскими институциями – с одной стороны и военачальниками – с другой. Удачная же военная кампания была одним из лучших способов приобрести популярность у народа и склонить его на свою сторону, поскольку обеспечивала город потоком богатств и рабов. А значит – способствовала улучшению положения его граждан.

Не случайно усиления популярных военачальников опасались. Тем более, что сам сенат, по мере увеличения населения Республики, оказывался отделён от всё большего количества граждан, а потому уже не представлял их интересы. Собственно, поэтому сенаторы в своё время и убили Цезаря, ставшего невероятно популярным после завоевания Галлии и Египта. Однако это не помешало, а, напротив, даже ускорило процесс перехода власти от народа и сената к блистательному военачальнику (в первую очередь наследнику Цезаря Октавиану). Постепенно Республика, в которой правил сенат и народ, превратилась в Империю с императором во главе. Рим фактически стал императорской собственностью, передаваемой по наследству, а гражданство потеряло свое значение. И если до этого гражданство можно было получить едва ли не в исключительных случаях и только за особые заслуги, то после этого его стали выдавать целым провинциям.

Как следствие, развитая городская гражданская культура Рима стала приходить в упадок из-за того, что участие в общественной жизни больше не помогало лоббировать свои интересы, продвигаться по службе или приобретать статус и уважение, так что богачи стали перемещаться в деревню и свободно обустраивать свою жизнь там, на своих владениях. Так и стал зарождаться феодализм, разделивший впоследствии Европу на тысячи маленьких лоскутков.

Средние века: Патриархат вместо патриотизма

Феодальный строй, установившийся в Европе, как и предшествовавший ему полисный строй, был основан на личных взаимоотношениях. Только в полисе эти отношения были горизонтальными отношениями соседства и родства - там все граждане принимали участие в управлении общественной жизнью. Феодальные же отношения являются вертикальными, т.е. вассал своему сеньору, который принимает решения за них обоих в обмен на обещание защиты и поддержки.

Однако сеньор не мог принимать решения за вассала своего вассала - это одно из основных политических правил феодальной Европы. Связано это было с тем, что между ними нет личных взаимоотношений, они опосредованы третьим человеком. А вот с этим третьим человеком и у его вассала, и у его сеньора взаимные обязательства есть, но при этом по отношению к друг к другу - нет.

Таким образом, с помощью иерархии личных взаимоотношений между вассалами и сеньорами выстраивается вся феодальная система, завершающаяся и объединяющаяся Богом, как высшим сеньором, непосредственными вассалами которого являются короли. Все остальные же являются подданными королей, исполняющими их волю, а также волю Бога. И это подданство совершенно не зависело от национальности или языка. В связи с этим разделённая Европа осознавала себя как единое культурное пространство. Основной линией разделения на своих и чужих была не нация и не подданство, а религия, ведь иноверцы не подчиняются тому Богу, который является высшим сувереном для всех европейцев, так что им нельзя доверять.

Новое время: Рождение нации

Как можно заметить, в вышеописанных эпохах любовь к месту своего рождения или к своей стране (хотя корректнее это назвать общиной) имела сугубо прагматические основания и вырастала на личных связях и доверии к своим соотечественникам, являвшимся также соседями, друзьями или родственниками. Эта ситуация начала меняться по причинам, схожим с теми, что привели к закату и распаду Римской империи. Речь идет об излишнем увеличении числа подданных в государствах и невозможности их контролировать через минимальное количество посредников.

Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач - военной службы и административной работы. Как следствие – король и знать утрачивали связь с народом.

Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства.

С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями.

Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба.

При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют. Однако для этого он сначала должен осознать себя как единый народ.

Долгий XIX век: Общество против государства

Питер Брейгель Младший , через Викисклад

Именно это и произошло во время Великой французской революции, когда народ пошёл против короля, страна восстала против государства. Если раньше французы сражались за Бога и короля, то теперь они сражались за Францию. И надо заметить, что этот зародившийся патриотизм имел исключительно критическое отношение к существующему строю.

Осознав себя как нацию, французы, вторгаясь во всё новые государства во время Наполеоновских войн, разнесли националистические идеи по всей Европе как заразу. Немцы в ответ осознали себя как немцев, испанцы осознали себя испанцами, а итальянцы – итальянцами. И все эти народы начали считать себя источниками власти в своих государствах. Национализм первоначально был исключительно революционной и либеральной идеей, и европейские монархи, к тому времени уже связанные прочными семейными узами друг с другом и до сих пор, вслед за римскими императорами, воспринимавшие свои страны как свою собственность, опасались его.

Неслучайно, например, в раздробленной на сотни мелких княжеств Германии князья, бароны и короли подавляли националистические восстания, направленные на объединение страны. Или мы можем вспомнить, как Россия подавила венгерское восстание за национальную независимость в Австро-Венгрии.

Однако процесс возникновения национального самосознания был уже запущен, и европейские монархи его отчасти использовали в своих целях ещё во времена Наполеоновских войн. Парадоксальным образом монаршие дома всей Европы, в основном ведущие свои рода от немецких или французских князей и королей и правившие гигантскими многонациональными империями, оказались вынуждены как-то себя вписать в возникающие национальные мифы.

В конечном итоге монархи многонациональных империй ради удержания власти сами стали воспроизводить национальные мифы, закрепляющие доминирование титульной нации над всеми остальными. Так, например, появилась формула «Православие, самодержавие, народность», которая была призвана соединить российский национальный миф с идеей самодержавия, которое, в свою очередь, охраняет государственную религию. Это породило внутренние, до сих пор несуществовавшие, межнациональные противоречия внутри государств. Что в конечном итоге привело к регулярным национальным восстаниям и распаду всех европейских империй.

Новейшее время: От любви до ненависти

rolffimages / bigstock.com

Национальная идея, изначально критическая и прогрессивная, быстро (где-то за век) обернулась своей полной противоположностью. Патриотизм превратился в шовинизм. Любовь к своей родине и к своему народу стала ненавистью к другим. В конечном итоге эта трансформация вылилась в главную трагедию ХХ века - Вторую мировую войну, нацизм и холокост - потому что оскорблённое результатами Первой мировой войны патриотическое чувство немцев и их союзников вышло из-под контроля и превратилось в идею национального превосходства.

Поэтому, когда мы говорим о патриотизме, стоит помнить об истоках этого понятия: о добрососедских, почти семейных отношениях совместно проживавших людей, которые заботились о своей Родине и друг о друге. Патриотизм - это понятие, которое в корне своём содержит критическое отношение к окружающей действительности и стремление преобразовать её в лучшую сторону, сделать своё сообщество лучше. Причём совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, как и их нация,язык, культура, религия и т.д. Главное - это попытка совместно создать лучшее общество, а не слепая вера в собственное превосходство на том лишь основании, что мы принадлежим к той или иной группе и обладаем тем или иным набором признаков. Патриотизм - это то, что соединяет людей, но всегда есть опасность его превращения в свою полную противоположность, которая, напротив, раскалывает общество. Это не слепая вера в то, что твоя страна или нация самая лучшая, но желание сделать её самой лучшей, такой, чтобы ею можно было гордиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .