Что делать если ребенок непоседа. Гиперактивный ребенок — болезнь современности

Мария Балашова (Малеева)
Консультация «Мой ребенок - непоседа»

«Мой ребенок - непоседа »

Иногда приходиться слышать от мам : «Он совсем на месте не сидит» ; «За ним глаз да глаз» ; «У него – шило в одном месте» и так далее.

У психологов часто спрашивают : «Нормально ли это?; Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать?; Как правильно себя с ним вести?». Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа » ?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа – это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок . Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления, для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

Не стоит пугаться того факта, что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской практике, а слово «непоседа » только в разговорной речи. Если ребенок не может усидеть на одном месте и трех минут, от интеллектуальных нагрузок быстро истощается, не умеет ни на чем сосредоточиться, двигательно расторможен, то в этом случае можно предположить у ребенка расстройство внимания, так называемый синдром дефицита внимания (СДВ, который очень часто сопровождается нарушением движения – гиперактивностью. Став очевидным к пяти годам (именно в этом возрасте родители могут путать СДВ с непоседливостью , дефицит внимания остро заявит о себе, когда ребенок начнет учиться в школе. И если время упущено, то ребенку очень сложно будет адаптироваться к требованиям школы и успешно учиться. Прежде всего, следует разобраться в ситуации спокойно, чтобы был найден адекватный выход из сложившихся обстоятельств.

А кто же такой «непоседа » ? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос : как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость , если можно так выразиться, не постоянна, т. е. ребенок- непоседа может , хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т. е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему - то интерес, егоза отвечает своим вниманием.

Если же Ваш ребенок не «слышит» , когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках» , легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме, тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа – это образ жизни , состояние души Вашего ребенка , если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка , если наткнется на наше с вами непонимание . И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности : двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти - семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги, в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенку интересно все , что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет у нас все хватать, переворачивать, тащить в рот и т. д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес изучения всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка , нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка , без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности) . С помощью родителей, в первую очередь мамы, или лица ее замещающего, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетенции. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком , но лучше запастись терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову, что же делать с таким беспокойным характером Вашего малыша.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя» , узнать то, что «еще рано» , проникнуть туда, куда «запрещено» . Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность – это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка , которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме , который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком . Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать Вас своим развитием

На втором этаже школы - шум, гам. Несущийся мимо пятиклассник, словно торпеда, отбрасывает меня в сторону и бежит дальше, пока я отряхиваюсь. Рядом пулями носятся второклашки… Картина, знакомая каждому, кто когда-либо бывал в школе. Подобное поведение, как выяснилось, говорит не о детской непоседливости, а о заболевании под названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности». И благовещенские учителя считают, что количество детей с этим синдромом растет.

Учителям тяжело

Я работаю школьным учителем уже 18 лет. Раньше в классах таких детей было по одному-два, а сейчас уже как минимум три-четыре. Это те, у кого имеются явные признаки гиперактивности, но ведь есть ученики и с небольшими отклонениями в поведении. Интеллектуальные способности таких детей не снижаются, а вот успеваемость у многих страдает. Хотя есть и такие, кто успевает и поболтать, и поработать. Заниматься с таким ребятами трудно: стараюсь успокоить их словами, ищу индивидуальный подход, даю индивидуальные задания, - рассказывает учитель начальных классов школы № 26 Оксана Макарова .

И бог с ней, с этой успеваемостью, но ведь гиперактивность проявляется во всем - например, дети могут побежать через дорогу, не оглянувшись по сторонам, и попасть под машину.

Чтобы узнать, страдает ли ваш ребенок от этого недуга, просто за ним понаблюдайте. Если ему спокойно не сидится на месте, он легко отвлекается, постоянно забывает, что ему говорят, часто теряет вещи, закатывает истерики в магазинах, не оставляйте это без внимания. Учителя жалуются, что ваше чадо еле досиживает до конца урока, не поднимая руку, выкрикивает ответы с места, не слушает вопрос до конца и начинает сразу на него отвечать, а когда ему дают задание, требующее умственных усилий, отказывается его выполнять. Если вы все это заметили, значит, это не «шило в одном месте», а признаки гиперактивности и есть повод обратиться к специалисту - психологу или неврологу.

Два опасных периода

Наблюдаться эти признаки должны на протяжении как минимум 6 месяцев, причем как в садике или школе, так и дома. Окончательный диагноз ставят врачи-неврологи. Вызывать такое состояние может целый комплекс причин, начиная от интоксикации матери во время беременности и повреждений нервной системы ребенка во время родов и заканчивая наследственными факторами и нездоровой обстановкой в семье, - объясняет психолог детской областной больницы Вера Найденова . - Всплеск развития такого поведения приходится на два периода - от 5 до 10 лет, когда у ребенка формируется мозг и все мыслительные процессы, и от 12 до 15 лет, когда происходит половое созревание.

Как говорят специалисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности поддается лечению. Самое оптимальное время - в детском саду. Ну а если не захотите ничего с этой проблемой делать, не удивляйтесь, что, став взрослым, ваш сын или дочь ведет себя как ребенок.

Если ваш ребенок гиперактивный…

  • Подчеркивайте успехи малыша, хвалите его за хорошие поступки.
  • Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя».
  • Давая какое-то задание, сильно не торопите.
  • Составьте строгий и четкий распорядок дня.
  • Избегайте скоплений людей, иначе будет истерика.
  • Разрешайте играть максимум с одним ребенком. Когда появляется третий-четвертый - ждите конфликта.
  • Дайте выход неуемной энергии - побольше прогулок на свежем воздухе и подвижных игр, а вместо музыкальной школы - спортивная секция.

И помните - ваш ребенок ни в чем не виноват и поступки свои совершает несознательно.

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Случается, дети такие непоседы, что не могут ни минуты спокойно поиграть или посмотреть картинки. Родители очень непоседливых, неусидчивых детей часто беспокоятся, не повлияет ли это плохо на их развитие? Как бороться с неусидчивостью ребенка в 1,5 — 2 года?

Когда ребенок в конце первого года жизни овладевает умением ходить самостоятельно, он большую часть своего досуга проводит в движении. Если вовремя не приучать оебенка к умению заниматься игрушками, к рассматриванию книжек, наблюдению за окружающим, то из всех видов деятельности будет преобладать ходьба. Со временем она может стать помехой для спокойной, сосредоточенной деятельности и даже для развития речи. Как поступить, чтобы этого не произошло?

В раннем возрасте поведение ребенка, в частности его умение обращаться с игрушками, целиком зависит от того, чему научил его взрослый. Специалисты советуют:

  • обучать ребенка игровым действиям, доступным его возрасту. Например, научите его складывать небольшую, из 3-4 колец, пирамидку, заниматься с матрешкой-вкладышем, накладывать друг на друга кубики и складывать их в коробку, укладывать спать мишку, купать куклу и т. п. При этом ассортимент игрушек должен быть таким, чтобы действия с ними не были слишком сложны для ребенка. Новые игрушки давайте только после того, как действия с предыдущими уже в какой-то степени освоены.
  • Само движение ходьбы можно упорядочить. Ставьте перед неусидчивым, непоседливым малышом определенные задания: принести мишку, прокатить его в машине и т. п.
  • Во время кормления, одевания, укладывания, умывания следите, чтобы у непоседы не было излишней двигательной активности, вырабатывайте у него спокойный, «деловой» тип поведения. Вы достигнете этого своим спокойным, ровным тоном, созданием удобного места для еды, умывания, сна, а также тем, что будете давать малышу посильные для его возраста поручения.
  • Приучайте непоседливого ребенка к умению есть самостоятельно (сначала густую пищу), пить из чашки, при одевании или раздевании подавать различные части одежды, протягивать ручку, нагнуть головку, перед сном или сборами на прогулку собрать игрушки. Вместе с ним посмотрите картинки в книге, заводную игрушку.
  • Не перевозбуждайте ребенка, не активизируйте его деятельность перед сном. Но и не впадайте в другую крайность: не устраивайте «тихих», ничем не заполненных минут, так как такие преднамеренно тихие и пустые минуты вместо успокоения могут вызвать обратный эффект - возбуждение, стремление к активной деятельности.

Дети активно познают мир и, вполне возможно, что ваш ребенок не неспоседа, а просто любопытный, интересующийся окружающим миром малыш. И это плюс в его развитии.

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е.

зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?

Таблица № 1 1
Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам2
Здесь и далее. Имеется в виду собирательный образ мамы, а не героини истории.

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей3
Здесь и далее. Конечно, это не внутренняя речь столь маленького человека. Скорее – его восприятие, переданное в понятной для нас, взрослых, форме.

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность4
Здесь и далее. Данный тест не является строго научным. Скорее, это инструмент, который поможет родителям оценить состояние ребенка «в первом приближении».
?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

А что же Маша?

Вернемся к героям нашей истории. Маша продолжала ходить в группу кратковременного пребывания, а я внимательно наблюдала за ней. Я успела искренне полюбить эту непоседливую девочку, которой до всего было дело. Она действительно успевала быть везде одновременно! Передвигалась она быстро, почти всегда бегом, иногда, когда баловалась – ползком. Одна из первых в группе она научилась прыгать на двух ногах, спрыгивать с возвышения. Мама говорила, что и в первый год жизни ее физическое развитие превышало «нормы». Конечно, этот симптом характерен для детей с гиперактивным расстройством, но чем дальше я узнавала Машу, тем больше убеждалась – диагноз ГРДВ к ней не имеет никакого отношения!

Да, Маша очень подвижна, но каждое ее действие имеет цель: она ведет себя так, исследуя мир, хочет добраться и обследовать то, что ее заинтересовало. К тому же у Маши нет снижения внимания – она все «схватывала» буквально на лету. Именно поэтому она скоро переключалась на другую деятельность, а вовсе не потому, что не способна удержать внимание. Нормы возраста таковы: малыши в возрасте 1 год – 1 год 10 месяцев могут сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности (например, игрушке) в течение 2–5 минут; с 1 года 10 месяцев до 3 лет – 10–15 минут: с 3 лет – до 15–20 минут.

Я смогла убедить ее маму, что активность ее дочери вполне нормальна, более того, у девочки замечательный потенциал как интеллектуального развития, так и функций внимания и памяти. Лена поняла, что не стоит разбрасываться такими понятиями как «гиперактивность», когда для этого нет оснований. На следующий год Маша пошла в ясельную группу детского сада. Ее новые воспитатели хвалили ее, называли «наша опора». Маша буквально вела других детей за собой, первой освоив и правила поведения, и науку самостоятельно одеваться. Мои последние сомнения были рассеяны, ведь дети с ГРДВ таких похвал обычно в свой адрес не слышат. Сейчас Маше уже 5 лет, и она сохранила свой непоседливый нрав. И, как и прежде радует воспитателей. Хотя мама и сейчас иногда вздыхает: вот бы дочь была поспокойнее!

P.S. Не торопитесь с диагнозами!

Узнав о том, что существует синдром гиперактивности, многие родители малышей стали задумываться: не слишком ли активен их ребенок? Не является ли его состояние болезненным? Часто о том, что он «слишком» активен, родители судят по состоянию собственной усталости. Но она не может являться показателем. И мамам с папами бывает важно узнать от психолога, что у ребенка все в полном порядке, и ни о какой гиперактивности речи не идет. Это помогает растить ребенка здоровым!

Ситуация вторая: Вова – гиперактивный малыш

С Вовой и его мамой Лизой я познакомилась все в той же группе кратковременного пребывания. Он был самым старшим в группе: остальным детишкам было около 1 года и 3 месяцев, а Вове уже исполнилось 1 год и 8 месяцев. Дети такого возраста, входящие в группу, часто становятся опорой для педагога, т. к. быстрее усваивают правила, активнее включаются в занятия, ведя за собой других детей. Но мои надежды быстро рассеялись. Первое, что поразило меня в Вове – его отчаянный взгляд. В нем было и упрямство, и обида, и непокорность, но самое главное – какое-то внутреннее беспокойство. Его мама Лиза выглядела уставшей, но при этом очень сосредоточенной на поведении сына. И не случайно, ведь она прекрасно знала, что от него ожидать.

Первые несколько месяцев Вова отказывался принимать участие в занятиях, что бы мы ни делали. Мама прикладывала массу усилий, чтобы уговорить его включиться в игры в кругу, пальчиковую гимнастику или музыкальные занятия. Единственное, что он любил – это ходить в физкультурный зал. Но и там он не желал принимать участие в «организованной» активности, и делал только то, что хотел сам. Разбрасывал игрушки, грубо бросая их на пол. Других детей бил, особенно если ребенок играл чем-то, что в этот момент понравилось Вове. В общем, всем нам приходилось несладко! Рассказ Лизы и медицинская карта подтвердили: у Вовы диагноз ГРДВ, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. И мы начали работу…

От имени мам…

Он еще так мал, а я уже так устала. Что же будет дальше? С рождения спал плохо, кричал постоянно. Думала – колики, пройдет, но ничего не проходит. Постоянно в движении, даже во сне крутится так, что подушка, простынь и одеяло падают на пол, а потом и он падает на них. Днем невозможно оставить одного: тут же куда-нибудь заберется, сломает или разобьет. И даже не остановится, дальше бежит, лезет. Иногда кажется, что он вообще меня не слышит. Другие дети послушают внимательно, сделают, что их просят. А мой – нет. Чуть что – истерика, на полу валяется, бьет ногами, кричит. Уже все перепробовала: пыталась и спокойно говорить, и кричала, и наказывала. Ничего не действует…