Формирование шипиков (спиногенез). Нейробиологи определили, как человеческий мозг развил высокие интеллектуальные способности

Нервные клетки, пересаженные во взрослый мозг, установили правильные контакты с «местными» и включились в общую работу.

Нервные клетки, как мы сейчас знаем, хотя и восстанавливаются, но всё-таки не так быстро, как хотелось бы. С другой стороны, сейчас в лаборатории можно выращивать самые разные виды клеток, в том числе и нейроны.

Было бы хорошо, если бы в случае болезни, сопровождающейся массовой гибелью нейронов (вроде инсульта или синдромов Паркинсона или Альцгеймера), можно было вместо погибших клеток пересадить новые, свежие и здоровые - подобно тому, как меняют сгоревшую электропроводку или испортившуюся часть микросхемы. Однако нейроны, как известно, соединены друг с другом множеством контактов, и участвуют в самых разных нервных процессах, и потому, если мы захотим пересадить что-то во взрослый мозг, нам в первую очередь нужно ответить на вопрос: смогут ли новые элементы найти в нём своё место, встроиться в нервные цепи?

Два года назад мы писали об экспериментах исследователей из Университета Люксембурга, которые пересадили клетки-предшественники нейронов мышам в кору мозга и в гиппокамп (один из основных центров памяти) – по словам авторов той работы, клетки успешно дозрели на новом месте, наладили контакты с нервными цепочками, и . То есть в принципе мозг принимает пересаженные нейроны; но чтобы понять, есть ли от них польза, участвуют ли они в информационных процессах, требовались новые эксперименты.

И вот сейчас в Nature выходит статья Сюзанны Фолкнер (Susanne Falkner ) и её коллег из Института нейробиологии Общества Макса Планка и Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, которые установили, что, если пересадить нейроны в зрительную кору, они не только правильно встраиваются в нервные цепи, но и улучшают зрение.

Зрительная кора по сравнению с другими областями мозга изучена особенно хорошо, про её нейроны мы знаем, когда и почему они включаются и выключаются, и с какими другими зонами мозга соединены. В эксперименте у мышей удаляли фрагмент зрительной коры, а на его место пересаживали кусочек коры мозга, взятый у эмбриона, и затем, с помощью особой микроскопической техники, наблюдали за отдельными клетками.

За месяц, по словам авторов работы, пересаженные «протонейроны» нормально трансформировались в зрелые нейроны, проходя те же стадии, которые обычно проходят созревающие нервные клетки. (В частности, у пересаженных со временем точно так же уменьшалось число дендритных шипиков – участков на мембране нейрона, где может сформироваться синапс, контакт с отростком другого нейрона; считается, что уменьшение числа шипиков помогает лучше организовать потоки информации, помогает нервным клеткам не путаться в огромном количестве поступающих в мозг импульсов.)

Однако нейробиологи хотели большего: их цель была в том, чтобы увидеть, что каждая отдельная клетка после трансплантации не только превращается в нормальный нейрон, но и устанавливает правильные соединения с другими. Иными словами, здесь требовалось проанализировать коннектом пересаженного фрагмента: направление межнейронных соединений, которые пошли в другие области коры, и их силу.

Оказалось, что у прооперированных мышей дела тут обстоят так же, как и у обычных мышей, которым ничего не пересаживали. Иными словами, «пришлые» клетки не только налаживали контакты с тем, с кем нужно, но и сила таких контактов была такой же, какой и должна быть (где-то слабее, где-то сильнее, в зависимости от того, с кем данный участок коры обменивается информацией). Были некоторые расхождения с «оригиналом», некоторые нейроны установили синапсы не с теми, с кем нужно, однако причина здесь, очевидно, заключалась в том, что для пересадки взяли кусочек, не совсем точно соответствующий тому, который вынули из мозга. И в следующий раз избежать неверных соединений вполне возможно, если точнее выполнять всю процедуру.

Наконец, последнее испытание – тест на функциональность – пересаженные клетки тоже с успехом прошли. Мышам периодически показывали некие узоры из полос, и постепенно новые клетки научились отличать одни узоры от других: на какие-то они реагировали сильнее, чем на другие. То есть со временем происходила настойка, обучение нервных клеток, которые, как мы помним, не с самого начала были в мозге.

Итак, благодаря тому, что авторы работы следили за судьбой индивидуальных нейронов, им, в конце концов, удалось достаточно надёжно установить, что пересаживаемые клетки не просто встраиваются в систему уже сформированных нервных цепочек, но и вполне успешно начинают работать. (Что особенно любопытно, так как именно про зрительную кору считается, что она не склонна к перестройкам.)

В дальнейшем исследователи собираются выяснить, как поведут себя нейроны, полученные другим способом (то есть не взятые из мозга эмбриона, а, например, выращенные после перепрограммирования клеток кожи через стадию индуцированных стволовых клеток), и можно ли подобные заплатки использовать для лечения натуральных повреждений мозга – например, при физической травме или при инсульте.

Страница 2

На дендритах многих нейронов имеются особые образования, так называемые шипики. Это структуры, похожие на грибы и состоящие из головки на тонкой ножке, которую чаще называют шейкой шипика. Шипик представляет собой выпячивание клеточной мембраны, а к его головке подходит терминаль от другого нейрона и образует на ней химический синапс.

Зачем нужны шипики - неизвестно. Число гипотез об их функциях огромно. Давайте посмотрим, что можно сказать о возможных функциях шипиков, исходя из геометрических соображений. При этом рассмотрим два ра-рианта: мембрана головки шипика невозбудима; мембрана головки шипика способна к генерации ПД.

Пусть шипик невозбудим. Его тоненькая шейка имеет высокое сопротивление. В результате в головке будет возникать большой постсинаптический потенциал, но его заметная часть будет теряться в шейке. Шипик будет работать как тоненькая дендритная веточка. Но зачем нужно такое устройство? Почему бы синапсу не располагаться прямо на дендрите?

Одним из способов работы тормозных синапсов является снижение входного сопротивления нейрона. Но ведь и возбуждающие синапсы тоже открывают ионные каналы и снижают входное сопротивление! Из-за этого возбуждающие синапсы тоже мешают друг другу. Особенно сильна такая помеха будет на тонких дендритах, у которых очень высоко входное сопротивление, так что активация нескольких синапсов вызовет заметное его снижение. Шипики должны существенно снижать взаимное влияние соседних синапсов, которые в этом случае отделены друг от друга шейками с высоким сопротивлением. Расчеты подтвердили, что хотя шипиковые синапсы каждый по отдельности менее эффективны, чем синапсы, расположенные прямо на дендрите, но при совместной работе эффект заметно выше.

Если же мембрана шипика возбудима, то он может работать как усилитель синаптической передачи. Из-за тонкости шейки входное сопротивление шипика очень велико и один синапс может вызвать в головке ПД, который пошлет в дендрит гораздо более сильный электрический ток, чем ток синапса. Интересно, что при таком режиме работы шипика должно существовать оптимальное сопротивление его шейки. Оно не должно быть слишком маленьким - тогда заметная часть синаптического тока будет утекать в дендритную веточку, сдвиг потенциала на мембране головки шипика не достигнет порогового значения и там не возникнет ПД. Но, с другой стороны, сопротивление шейки шипика не должно быть и слишком большим, иначе из головки шипика в дендрит будет течь слишком слабый ток и никакого усиления синаптического тока не получится. Недавно появились работы, показывающие, что геометрическая структура реальных шипиков близка к той, которая по теоретическим расчетам является оптимальной.

До сих пор мы говорили о форме волокон и клеток или даже микроструктур клеток - шипиков. Посмотрим теперь на геометрию клеточных объединений.


Изучение параметров АТФ-зависимого транспорта К+ в МХ печени сердца крыс с различной резистентностью к гипоксии
В работе были определены параметры АТФ-ингибируемого энергоависимого входа К+ в МХ крыс с различной резистентностью к гипоксии, а также низкоусточивых крыс после их адаптации интервальной нормобарической гипоксической тренировкой. Как сле...

Возникновение жизни на планете
Существуют и другие представления о возникновении нашей планеты и жизни на ней. Вот одно из них. Возникновению живого вещества на Земле (и, как можно судить по аналогии, на других планетах) предшествовала довольно длительная и сложная эво...

Сегментарное строение спинного мозга, особенности внутреннего строения
Спинной мозг имеет сегментарное строение. Каждый сегмент «закреплен» за определенным участком кожи, группой мышц, сухожилий и костей. Всего таких сегментов - 32: шейных - 8, грудных - 12, поясничных и крестцовых по 5, копчиковых - 2. Зака...

Чтобы кратковременная память превратилась в долговременную, в мозге должны образоваться новые межнейронные контакты, а формирование таких контактов лучше всего происходит во время сонной активности нервных клеток.

Превращение кратковременной памяти в долговременную называют консолидацией памяти, и нейробиологи усердно пытаются выяснить, как и почему это происходит. Довольно давно удалось выяснить, что консолидация памяти очень хорошо идёт во время сна. То есть, чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище. Доказательств связи между сном и памятью довольно много. Например, исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили, что снотворные препараты не только нормализуют сон, но и улучшают память. А их коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли описать информационные процессы в мозге, которые связаны с консолидацией памяти во время сна.

Дендритные шипики (окрашены зелёным) на поверхности нейронных отростков. (Фото skdevitt / Flickr.com.)

Дендритные шипики (синие точки) на нейроне. (Фото The Journal of Cell Biology / Flickr.com.)

То, что такой важный процесс происходит именно во сне, неудивительно: ведь давно уже все знают, что сон - лишь иная форма активности мозга. Считается, что специфические нейронные импульсы, «сонные» волны мозга связаны в том числе и с тем, что наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. Но вот как при этом ведут себя нейроны, какие клеточные и молекулярные механизмы здесь задействованы, биологам долгое время выяснить не получалось.

Чтобы узнать, что же происходит с нейронами во время консолидации памяти, Вэнь-Бяо Гань (Wen-Biao Gan ) и его сотрудники из Нью-Йоркского университета создали генетически модифицированную мышь, у которой в нейронах моторной коры синтезировался флуоресцентный белок. С его помощью можно было наблюдать за изменениями в нервных клетках, например, где и когда образуются дендритные шипики, особые выросты на дендритных отростках нервных клеток. Появление шипика говорит о том, что в этом месте нейрон готов создать контакт с другим нейроном, иными словами, шипик предшествует синапсу. Благодаря синапсам образуются нейронные цепи, которые нужны для запоминания информации. Когда мы, например, учимся ездить на велосипеде, у нас в мозге складываются новые нервные цепи, которые возникли в ответ на необходимость по-новому координировать мышечные усилия. Потом, когда мы снова садимся на велосипед, эти нервные цепи снова включаются - если, конечно, они по какой-то причине не распались, если синапсы между нейронами не исчезли. Возвращаясь к дендритным шипикам, можно сказать, что они свидетельствуют о реакции нейрона на новую информацию и о готовности её запомнить.

Собственно, мышам в эксперименте устроили тоже что-то вроде велосипеда: животные должны были сохранять равновесие на вертящейся палке, которая вращалась всё быстрее и быстрее. Со временем мыши запоминали, что нужно делать, и уже не падали с неё. При этом у нейронов моторной коры появлялись те самые дендритные выросты - клетки понимали, что новый стимул важен для организма и готовились сформировать новые цепи. Тогда исследователи изменили условия опыта: мышей тренировали на поворачивающейся палке один час, но потом одних животных отправляли спать на семь часов, а другие должны были такое же время бодрствовать. Оказалось, что у тех мышей, которым разрешили поспать, дендритные шипики росли активнее. Иными словами, сон помогал нервным клеткам настроиться на запоминание новой информации.

Более того, характер появления дендритных выростов зависел от того, какое именно упражнение нужно было выполнить. Например, если мышь должна была идти по вращающейся палке в одну сторону, то шипики возникали на одних дендритах, а если нужно было идти в другую сторону, то шипики появлялись на других дендритах. То есть клеточная морфология нейронных отростков зависела от того, что за информацию нужно было обработать.

Наконец, нейробиологам удалось показать, что клетки моторной коры, от которых зависело выполнение упражнения, активировались во время медленно-волновой фазы сна. Такая активация во сне была важна для формирования пресловутых шипиков: если «сонную» активность клеток подавляли, то шипики не формировались. Это было похоже на то, как если бы мозг снова прокручивал для себя то, что он должен был недавно выполнять во время бодрствования - прокручивал, чтобы лучше запомнить.

В итоге получилась такая схема: нейроны во время бодрствования получают какой-то стимул или выполняют какую-то процедуру, затем во время сна эти клетки снова активируются, и такая повторная активация стимулирует клеточные перестройки, способствующие долговременному запоминанию стимула. То, что всё именно так и происходит, нейробиологи предполагали давно, однако сейчас удалось получить именно экспериментальное подтверждение, и не на каких-нибудь дрозофилах, а на мозге млекопитающих. Хотя, конечно, теперь учёным нужно выяснять, какие молекулярные процессы тут задействованы, что за гены и белки управляют увеличением дендритных шипиков во время сна, какие сигнальные пути тут работают и т. д.

К слову, о дрозофилах: несколько лет назад исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и Университета Висконсина в Мадисоне ставили похожие эксперименты с плодовыми мушками, и тогда результаты говорили о том же - что сон необходим для консолидации памяти. Однако при этом нейробиологи наблюдали очистку мозга дрозофил от синапсов, то есть происходило что-то вроде редакции нервных контуров, очистки нейронов от ненужных связей, которые отнимали бы ресурсы от нужных контактов. Скорее всего, такое устранение ненужных синапсов не есть специфический процесс, свойственный одним лишь насекомым (или членистоногим, или беспозвоночным), и в мозге высших животных в момент «сонного» закрепления памяти наряду с формированием новых синапсов происходит и разрыв старых - осталось только увидеть это в эксперименте.

Учёным, исследующим свойства человеческого мозга, давно известно, что он работает как мощнейший компьютер и способен, к примеру, вместить .

Однако пока что открыты далеко не все факторы, определяющие нашего мозга.

Очередным открытием в этой области поделились исследователи из Массачусетского технологического института. Они впервые провели запись электрической активности нейронов со сверхвысоким уровнем детализации.

Важно пояснить, что наш мозг содержит 85-86 миллиардов нейронов, и каждый функционирует как возбуждаемый элемент. Он накапливает входящие электрические сигналы в своём теле (соме) и, когда напряжение достигает определённого предела, генерирует короткий электрический импульс, отправляющийся в разветвлённые отростки - дендриты . Отметим, что именно такой накопительный подход позволяет миллионам и миллиардам отдельных клеток функционировать как единое целое без общего "центра управления".

На концах дендрита каждого нейрона расположены мембранные выросты - шипики. Шипики одного нейрона соединяются с шипиками другого, формируя место контакта - синапс. Через них и осуществляется передача нервного импульса.

Авторы новой работы решили сравнить "способности" дендритов людей и модельных животных - крыс. Они предполагали, что именно различия в работе этих нейронных отростков отвечают за вычислительную мощность мозга и могут объяснить людей над всеми остальными видами.

Эксперты поясняют: каждый нейрон может иметь до 50 дендритов, и у человека они гораздо длиннее, чем у крыс и большинства других животных. Поэтому кора головного мозга у нас намного толще: она составляет около 75% от общего объёма мозга (для сравнения: у крыс - около 30%).

Но, несмотря на эти различие, структурная организация этой области у грызунов и людей схожая: кора мозга состоит из шести разных слоёв нейронов. При этом нейроны из пятого слоя имеют возможность передать сигнал нейронам из первого слоя.

Но, раз у людей кора значительно толще, чем у животных, получается, что в ходе эволюции нейронам приходилось удлинять свои дендриты, чтобы дотянуться до других слоёв. Да и сами сигналы путешествуют по таким путям дольше.

"Дело не только в том, что люди умны, потому что у нас больше нейронов и большая кора. [Наши] нейроны и действуют по-другому", — рассуждает глава научной группы Марк Харнетт (Mark Harnett).

Чтобы подробнее изучить работу дендритов людей, исследователи использовали срезы мозговой ткани пациентов с эпилепсией. В ходе операций добровольцам удаляли небольшие (с ноготь человека) участки передней височной доли, чтобы получить доступ к нужному участку мозга.

Отмечается, что передняя височная доля отвечает за множество функций, включая лингвистическую и визуальную обработку информации, но удаление крошечного её участка не снижает работоспособность мозга. А для нейробиологов такие "живые" ткани - уникальные образцы для изучения.

Как только команда получила срезы, их сразу же поместили в растворы, имитирующие спинномозговую жидкость. Это позволило сохранять жизнеспособность тканей в течение 48 часов.

Затем учёные использовали электрофизиологическую методику под названием локальная фиксация потенциала , которая позволяет изучать свойства ионных каналов . Последних очень много во внешних мембранах дендритов, и они фактически отвечают за пропускную способность "канала".

Ранее аналогичные эксперименты проводились с тканями мозга грызунов, однако электрические свойства дендритов человека команда изучала впервые.

В результате специалисты обнаружили, что, поскольку дендриты людей длиннее крысиных, сигнал, приходящий от нейрона из первого слоя к нейрону пятого слоя, намного слабее, чем аналогичный сигнал у грызунов.

Также выяснилось, что дендриты человека и крысы имеют одинаковое количество ионных каналов, но в наших дендритах они имеют более низкую плотность из-за общего удлинения дендритов.

Может показаться, что такое отличие снижает работоспособность мозга, но на самом деле это не так. Напротив, для того чтобы направить сигнал в нужное место, тысячи синапсов каждого дендрита должны "коллективно" определить "шаблон ввода", поясняет Харнетт.

На основе новых данных его коллеги разработали подробную биофизическую модель, которая показывает, что изменение плотности ионных каналов может объяснить некоторые различия в электрической активности дендритов человека и крысы.

Согласно гипотезе Харнетта, из-за выявленных различий большее количество частей дендритов может влиять на силу входящего сигнала, что позволяет отдельным нейронам нашего мозга выполнять более сложные задачи и повышать вычислительную мощность. Клетки мозга сами становятся своего рода мини-компьютерами.

"В человеческих нейронах существует больше "электрической независимости", что потенциально приводит к увеличению вычислительных возможностей одиночных нейронов", — полагает учёный.

Впрочем, существует множество других различий в работе мозга человека и животных, поэтому, возможно, удлинение дендритов и связанные с этим изменения - это лишь одно из преимуществ, которые получили сапиенсы в ходе эволюции.

В дальнейшем нейробиологи намерены более подробно исследовать электрическую активность мозга людей и отыскать другие особенности, отвечающие за наши умственные способности.

Коллеги нейробиологов из MIT назвали это открытие "замечательным достижением".

"Это наиболее тщательно детализированные измерения физиологических свойств нейронов человека на сегодняшний день. Эти эксперименты очень сложны, даже когда работа проводится с [образцами тканей] мышей и крыс, поэтому с технической точки зрения довольно удивительно, что они смогли проделать это с тканями людей", — отметил Нельсон Спрустон (Nelson Spruston) из Медицинского института имени Говарда Хьюза.

Роsочка
Если бы можно.было б заглянуть в будущее и узнать хоть чуть-чуть, что там ждет - здоровье малыша или трудности.. я очень тревожный человек по натуре, плюс, то, что случилось у нас с первым сыном на фоне полного благополучия - не дает мне расслабиися ни на секунду сейчас. Здоровья и успехов в учебе вашей доченьке! Лалая
Вы очень любите своего ребенка- внимательно следите за своим ребенком - это хорошо..
Возможно я не так.. Помню все мамы вокруг говорили про этот указательный жест... как мерило развития и ума.
А у дочки его никогда не было и он не появился ни в каком возрасте..
Я никогда и давала дочке задания покажи то, покажи это до 1гоад точно.. маленькая еще..
На мелкую маторику я вообще мало занималась - боялись проглотит.. и не хотела собирать гречку с пола.
В ладушки не играла.. правда читали ей много.. в тот период слушала или нет трудно было сказать..
Я думаю вы бы много нашли чего не делала моя дочка.. Я вообще на это не смотрела..
итог - дочка развилась в оперережением тех деток - -кто мне хвастал про это указательный жест..
Молчала доча до 2 лет - потом по типу взрыва- за два месяца заговорила свободно.. в 3.3 начала читать сейчас 4.5 читает бегло и пишет сама слова - даже свободно использует мягкий знак на письме..
Считает до 200 понимает сложение и вычитание до 10.. В школу идем в 6.5 Анастасия
Большое спасибо вам за ответ! Очень хочется надеется, что это все моя повышенная тревожность в связи с нашей историей. Просто вроде как и имитация и звукоподрожание отсутствуют, да еще и глазной контакт хромает и какая-то слишком сильная привязанность ко мне. Я уже посмотрела лекции Осина, где он говорит, что диагностика до года невозможна и что дети с аутичными чертами до года могут дальше развиваться нейротипично, но черви сомнения меня просто съедают.

Добавлено спустя 8 минут 49 секунд:

Leontyika
Добрый день.
А вы не сможете припомнить, когда у вашего малыша появился указательный жест и появились имитация и звукоподражание? Когда начал глазки переводить на объект, о котором вы спрашиваете? Может я просто слишком многохочу от своего ребенка. Лалая
Лично я не вижу ничего тревожного в описании ребенка. 8,5 месяцев - не тот возраст, чтобы всерьез беспокоиться об отсутствии имитации.
Расслабьтесь и наслаждайтесь материнством

Вот и у нас такое было, я все искала ответов на форумах, заметила где то в пол годика, что сын не смотрит в глаза, когда берешь его на руки перед собой, хоть оборись и обкривляйся в этот момент, ну не смотрел вообще, абсолютно, да и на расстоянии глазной контакт был мимолетный, уводил взгляд, будто стесняясь. Сейчас ему 2,5 смотрит, говорит, общается, тянется к детям, играет с ними в ролевые игры, один вообще находиться не может. Глазной контакт стал налаживаться постепенно, он и сейчас близко смотреть не любит, как стесняется, улыбается, но аутичных черт нет абсолютно. Я и не знаю, что это было...

А для понимания речи рановато конечно, как мне кажется, в пол года, мой точно еще ничего не понимал, а ближе к году, да уже искал глазами и даже пальчиком показывал. Евгения Краснова
Спасибо вам за добрые слова. Очень хочется верить, что все так и есть)) Лалая
Вы очень хорошо и подробно все написали. Но заочно все равно 100% никто ничего не скажет.
По Вашему описанию у Вани все в порядке (на мой взгляд неспециалиста, но мамы 3 детей и бабушки). У детей в норме после периода "радости всем" в 4-5 мес. наступает период "опасения всех, кроме мамы" и тех, кто всегда с ребенком. И еще, мне кажется, Вы ожидаете от ребенка быстрых результатов. А все дети разные. И "пока-пока" кто-то машет в 7 месяцев, а кто-то в полтора года.
Мой старший сын в 2 года 2 месяца знал и называл все цвета, даже оттеночные. А средняя дочь и в 3,5 года путала красный, зеленый и другие контрастные и непохожие цвета. При этом, она в остальном была обычным хорошо развитым ребенком. Мы даже подозревали у нее дальтонизм и страшно расстраивались.
Оба старших ребенка с "врожденной грамотностью", а младшая до сих пор путает ударения и часто образует слова неправильно. При том, что у нее великолепное математическое мышление, вообще технический ум и очень ловкие, умелые руки.
Сами не напрягайтесь, не ожидайте плохого. Просто продолжайте наблюдать и развивать. Успехов Вам! Здравствуйте, дорогие участники форума. Пожалуйста, поддержите советом и выскажите свое мнение о нашей ситуации. Моему сынишке всего 8,5 месяцев, но я подозреваю неладное и мне очень-очень страшно.
Постараюсь изложить свои мысли и опасения четко.
Родился Иван в 39 недель, 8/9 по шкале апгар. Роды в целом нормальные, но немного подзатянулся предпотужной период, ребенок родился с небольшими кровоизлияниями в глазках и на коже. Вечер провел в кювезе, утром мне его принесли. Нсг показало небольшую кисту, но к месяцу ее уже не было.
Развивается малыш в целом по стандартному календарю. Улыбка, комплекс оживления - все было вовремя, уже с недели или двух взглядом отлично фиксировал и прослеживал игрушку. Единственное, что немного беспокоило в первые месяцы, так это то, что ребенок не поворачивал голову в сторону источника звука (напрмер, игрушки) , слух проверили - все в норме, со временем эта проблема прошла.
Моторное развитие хорошее - в 5 месяцев пополз по пластунски (правда на предплечиях) в 7 месяцев ровно начал вставать, садится, иногда ползать на четвереньках немного, переодически стал ползать по пластунски, передвигая ноги и руки правильно - крест-на-крест (у нас покрытие пола керамогранит, поэтому, видимо, ребенку некомфортно ползать на четвереньках). Вообще в 7 месяцев резко возрасла двигательная активность.
Предречевое развитие. Ваня с месяца очень активно гулил, потом через месяц как-то затих. Потом через какое-то время снова появилось гуление. Потом снова тишина. Через какое-то время появился эдакий птичий язык с лепетом, потом снова пропал. Сейчас есть лепет, когда плачет, то кричит мамама, еще есть аба, ата, дя, тссс, абу и т.п. Что меня очень смущает - я никогда не замечала, что ребенок пытается за мной повторить звуки, хотя я очень много в этом направлении с ним занималась. Когда был маленький, то пугался резких бытовых звуков, сейчас этого не замечаю.
Взгляд. В глаза смотрит, но в основном недолго. Всякие мои песенки и потешки и стишки - все мимо, редко когда могу его хоть ненадолго привлечь его внимание. Хотя песенки из мультиков ему нравятся. Когда видит кого-то нового, то в глаза смотрит, улыбается, но потом как бы смущаяясь утыкается мне в плечо, причем это началось месяцев с 4ех. Чужим улыбается на улице и своим, но когда бабушка или дедушка пытаются его поцеловать, то отворачивается, хотя тактильный контакт любит. Иногда может пристально и давольно долго сиотреть в глаза.
На руки ни к кому, кроме меня не идет. Раньше хоть как-то мог побыть у папы на руках или у бабушки или дедушки, когда они приходили в гости, а сейчас это практически невозможно,только если очень хорошо отвлечь. Ищет глазами меня и выворачивается, тянет ко мне руки, плачет. Постоянно хочет сидеть у меня на руках, даже просто находится у него в поле зрения недостаточно, я должна либо сидеть рядом, либо носить на руках. Если я отхожу ползет ко мне и хватает за ноги. Редко может поиграть один.
Совместное внимание иногда проскакивает, но я не полностью уверена, что это оно. Например увидел что-то, ползет туда и несколько раз через плечо обернется и на меня смотрит. Я пытаюсь стимулировать такое поведение.
Сынок любит играть с мелкими предметами, моторика развита неплохо - подбирает мусоринки с пола, тычет в них указательным пальчиком, насыпаю ему на столик вареную гречку и он с трудом, но подбирает ее и кушает, увлекается этим занятием. Часто любит потеребить всякие мелкие детали на игрушках, веревочки. Играет с банкой из под смеси - туда сложены крышечки может их вытаскивать и обратно складывать. Вообще очень сложно его увлечь чем-то, несколько минут в лучшем случае. Отлично играет в куку, ищет меня, радуется, когда находит, снимает с меня платок, открывает мне руки, если я ими лицо закрывают, смеется, отлично ищет спрятанные игрушки. Пару раз играли в такую игру - я соску ему в рот вставляю, он вытаскивает и вставляет мне в рот и так несколько раз подряд, вместе смеемся. Может покрутить колеса или крутящиеся детали игрушек, но недолго. Любит поковырять всякие болтики.
Вообще ребенок очень живой, везде лезет, все ему интересно схватить, потрогать, открыть. В коляске с 5ти месяцев сидел ухватившись за поручни и все активно рассматривал, хотя его сотоварищи спокойно сидели облокотившись на спинки и вяло глядели по сторонам. Очень упорный в достижении своей цели, если что-то очень хочет, то будет совершать много попыток это заполучить.
Любит клянчить еду, которую кто-то ест, прям до крика если не даем.
Прослеживает предмет, который я показываю указательным пальцем,более того, иногда видя, что я куда-то пристально смотрю - прослеживает мой взгляд и тоже смотрит в туже сторону.
На имя стал отзываться не так давно, и то 8 из 10 раз повернется когда зову я. Если зовет кто-то другой, то реже поворачивается.
А теперь самое волнительное для меня:
1. Я не могу добиться от сына хоть какой-то имитации моих действий. Все привет-пока, ладушки, фонарики, сороки вороны - все мимо кассы. Начал раздражаться когда я его ручками пытаюсь хлопать или играть в пальчиковые игры. Когда я хлопаю в ладоши он не заинтересовывается. Всей семьей учим пока-пока, но все безрезультатно, он вообще почти не смотрит на человека, который уходит. Только встречает улыбкой. Есть пару моментов похожих на имитацию, но они сомнительны. Я подую в дудочку, дам ему - он тоже пытается дуть. Я поударяю ксилофон - он отнимет палочку и тоже поударяет
2. И второй очень пугающий меня момент, мне кажется, что сын не понимает обращенную к нему речь. Я уже месяц пытаюсь научить его искать глазками несколько предметов и успехи у нас малые. Иногда спрошу где лампочка, он поднимет голову, но чаще нет, вроде переводит взгляд на мишку, но тоже не в 100% случаев, тоже самое с еще несколькими предметами. Вроде понимает слово пить. Или вот сидит на стульчике и явно хочет ко мне на руки. Я спрашиваю: " Ваня, на ручки пойдешь?" Он не поднимает ручки, если же руки к нему протяну, то сразу тянет ручки.
У нас первый сын умер в 3, 5 года от тяжелого генетического заболевания и я знаю, что такое быть мамой ребенка инвалида. Честно, мне страшно до тошноты, ни о чем не могу думать. Чтобы быть увереными в здоровье сына мы пошли на эко с генетической диагностикой, и его рождение стало для нас шансом открыть новую счастливую страницу в нашей жизни. Если наш малыш болен, то я не представляю как мы сможем перенести этот удар. Пожалуйста, подскажите, на сколько мои опасения верны? В моём близком круге имеется такой ребёнок. Хочу сказать родителям не нужно отчаиваться, эти детки действительно другие, они отличаются от обычных деток, да есть много сложностей, но в чем то они даже превосходят обычных деток, конечно требуется огромная сила терпения для вкладывания в развитие и адаптации в социуме такого ребенка, но они в чем то даже гениальны. Родители нашего мальчика, которому на сегодня 6 лет, конечно многое отдали бы, чтобы он был простым обычным пацанчиком, но в тоже время я лично имея с ним общения постоянно поражаюсь его уму. Да он не ведёт такой диалог, как ведут обычные ребятишки его возраста, но он выдает такие умозаключения, которые меня могут поставить в тупик.
Родители и те у кого есть такие детки в окружении, просто любите таких иных, но замечательных деток. А любовь творит чудеса, быть может за такими детками великие открытия и наше с Вами спасение. Kolvas
мне кажется рано еще паниковать, начнете следить читать больше и накручивать себя, пока развивайтесь и общайтесь больше. удачи вам! Kolvas
Вы совершенно правы в том, что в 6 месяцев трудно оценить наличие аутичного расстройства. Но то, что вы обращаете на это внимание - отлично. Продолжайте общаться с ребенком и играть в игры по возрасту, если с ним действительно что-то не так, то какие-то признаки можно будет у видеть в год-полтора, не раньше. Добавлено спустя 22 минуты 56 секунд:

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

Опечатка-давился. Anisimovatg
ЭЭГ может быть удовлетворительным в возрасте год- потора, пока у ребенка не развита высшая нервная деятельность, и в возрасте 2-3 вдруг оказаться "плохим", потому что не включается кора, не начинают формироваться ассоциативне поля.
Пол-года не большое отставание в развитии.

У детей с РАС очень часто до определенного возраста синдром проникающего кишечника - gut leak, и поэтому проблема с пищеварением, едят не все и не все усваивают. Я так и не поняла сколько сейчас ребенку, для первого года жизни то что вы описываете на введение прикорма вариант нормы, на ГВ так и вообще мягкий стул, до 3 лет дозревает ферментативная система - надо смотреть на что ребенок реагирует, или механическое щажение применять. Мясо куском не может есть - сменить сорт и обработку. Овощи не пюрированные могут не усваиваться потому что зубов мало и жует плохо.

Ребенок любил погрызть яблоко в возрасте полутора лет, не жуя, естественно оно в таком виде кусочками его и покидало. llazy
Спасибо! Я наоборот переживаю что не могу обьять необъятное. Списалась с харьковскими генетиками, но там надо столько всего сдать. Пока не могу это осилить финансово. Я читала что при РАС часты откаты до 3 лет. Скажите что можно сделать еще чтобы подвинуть развитие и избежать откатов. Диету пока не хочу вводить. Молоко и так не даем. С жкт бывают странности: пища полупереваренная выходит и кал неоформленный. Пробиотик пьем, витамин Д3 тоже. Вот думаю еще над сосудистыми препаратами и может дуплексное сканирование сосудов шеи сделать? Есть такое обследование МРС головного мозга. Оно показывает биохимию ГМ. Как думаете, есть смысл делать? И что потом можно извлечь из результатов? Ноотропы охота подавать. Но боюсь эпи. Я так поняла что височные доли это риск. Вот сделаем ээг ночное, если будет чисто то рискнем. И я не понимаю. МРТ плохое, а Ээг написано что ритмы по возрасту. А задержка явно месяцев на 6. Как так?