Психологи по возрастной психологии. Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

К аждый из нас на протяжении жизни, растет, взрослеет, становится зрелым и стареет. Все эти процессы сопровождаются изменениями в сознании, в том, какие психологические роли мы играем, как реагируем на те или иные вещи и т.д. Периодически в жизни каждого из нас происходят возрастные кризисы, когда одна система ценностей и взглядов претерпевает изменения, и заменяется несколько иной. Так происходит на протяжении всей жизни. В этом смысл. Это эволюция. Существует также и наука, которая изучает эволюцию сознания человека в разном возрасте, она называется «возрастная психология». Естественно, что методы изучения и воздействия на человека в каждом возрасте свои, и возрастная психология детей кардинально отличается от психологии взрослого человека. В этой статье мы предлагаем Вам разобраться, зачем нужна возрастная психология современному человеку.

Психология развития и возрастная психология

Вся возрастная психология построена на том, что у каждого человека в определенном возрасте появляется так называемый «кризис возраста», причем он есть и в 15, и в 30, и в 45 лет, и даже в 1 год! По сути, кризис возникает по причине того, что человек должен выбирать какой-то один вариант решения возрастных задач из множества альтернативных. В этом контексте часто встречается понятие «психология развития». Что это такое? Отличаются ли между собой психология развития и возрастная психология?

Эти два понятия соотносятся между собой как общее и частное. Возрастная психология исследует развитие в связи с биологическим возрастом человека. Психология развития - понятие более широкое, поскольку она изучает не только возрастные этапы развития человека, она также изучает генезис психических процессов в человеке.

Сильно связаны между собой возрастная и педагогическая психология. Это объясняется тем, что они изучают человека как высшую ступень развития жизни, как систему, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и сформированное в течение жизни, природное, социальное и духовное - едины и нерасторжимы. Как связаны между собой педагогическая психология и возрастная психология? Психология возраста изучает, как меняется психика человека с возрастом, а педагогическая психология исследует, как меняется психика человека в процессе обучения. Таким образом, педагогическая психология невозможна без возрастной, она изучает человека определенного возраста, находящегося в образовательном процессе.

Как и любая наука, возрастная психология обладает рядом методов исследования. Все методы возрастной психологии можно классифицировать по следующим параметрам:

  • по продолжительности:
  1. лонгитюдный метод (или метод продольных срезов), который отслеживает развитие одной и той же группы людей на протяжении длительного времени с целью выявления качественных изменений психики человека
  2. метод поперечного среза, дающий возможность за короткое время исследовать тот или иной параметр в разновозрастных группах и сделать вывод о его динамике в зависимости от возраста (при прочих равных условиях)
  • по особенностям проведения:
  1. наблюдение, представляющее собой фиксирование имеющихся фактов с их дальнейшей интерпретацией,
  2. опрос (в виде анкетирования или устной беседы),
  3. эксперимент, в ходе которого искусственным образов создаются условия для получения нужной реакции исследуемого,
  4. тестирование, необходимое для выявления уровня интеллектуальных способностей и личностных качеств исследуемого,
  5. анализ продуктов деятельности (рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, тетрадей, личных дневников) для получения информации о внутреннем мире человека, его отношении к миру и окружающим.

Вообще каждый человек проходит определенные этапы в жизни. Возрастные периоды в психологии могут быть классифицированы по:

  • хронологическому возрасту - количеству лет, прожитых человеком,
  • биологическому возрасту - физическим показателям здоровья человека на данный момент,
  • по психологическому возрасту - интеллектуальному, психосексуальному, духовному развитию личности и ее самоощущению.

Впервые в жизни человека происходят в год, три и семь лет. Четвертый кризис наступает в школьном возрасте, когда у ребенка развивается трудолюбие или наоборот лень, а также чувство своего статуса среди школьных товарищей.

Нужнее всего возрастная психология в деле разрешения и профилактики возрастных кризисов

Пятый кризис приходится на (12-16 лет), когда человек озабочен вопросами идентификации. Шестой кризис - это кризис 30-ти лет, когда человек пересматривает свои юношеские идеалы, представления о жизни и свое «Я», переходя во взрослость. Седьмой кризис - кризис среднего возраста (38-45 лет). Восьмой кризис настигает человека в период старения, когда жизненный путь человека заканчивается, а человек занимается тем, что оценивает, как он был пройден.

Особенности возрастной психологии

Еще несколько слов о том, в чем состоят особенности возрастной психологии. И взрослая, и детская возрастная психология ставят во главу угла возраст человека, при этом уделяют много внимания психологическому, ментальному и эмоциональному развитию, которое зачастую не совпадает с биологическим возрастом человека. При этом самые важные задачи возрастной психологии заключаются в том, чтобы выявить основные закономерности личностного развития человека, проанализировать их и разработать способы применения полученных знаний на практике.

Таким образом, возрастная психология, хоть и сложная, но очень нужная сфера знаний, поскольку каждый из нас рано или поздно войдет в период возрастного кризиса, и хорошо, если рядом окажется человек, который будет способен помочь и натолкнуть на правильные действия.

Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии.

Возрастная психология как отрасль современной психологической науки: предмет, задачи и методы исследования. Возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека как объект возрастной психологии. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни как предмет возрастной психологии.

Основные проблемы возрастной психологии. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Факторы развития человека и их понимание в возрастной психологии. Биологизаторское и социологизаторское направления. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитанияна развитие человека. Проблема соотношение задатков и способностей. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

Методы возрастной психологии.

Специфика исследований возрастного развития человека. Выбор условий проведения исследования возрастного развития. Лабораторные условия, зависимая и независимая переменные в них. Естественная обстановка. Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Основные методы организации исследования развития человека. Метод продольных срезов (лонгитюдный план). Метод поперечных срезов. Комбинированный (когортно-последовательный) план. Методы сбора данных. Прямое наблюдение. Анализ индивидуальных случаев. Тесты достижений и способностей. Методики самоотчета. Проективные методики. Интерпретация данных психологического исследования возрастного развития и определение границ выводов. Проблема дефиниции. Проблема обобщения. Проблема смешения понятий корреляции и причинности. Методы регистрации перинатальных форм активности плода (в условиях многоплодной беременности). Методы психологического исследования младенцев. Методика исследования младенцев на примере теста Бейли (шкала развития младенцев по тесту Бейли, вторая редакция – BSID, 1993). Методы исследования феноменов Ж.Пиаже. Задачи Ж.Пиаже на сохранение постоянства объекта: задачи на сохранение объема и количества, задача на сохранение длинны, задача на классификацию. Методы исследования детей с использованием рисуночных тестов. Методика Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Методики «Дом, дерево, человек» и «Рисунок семьи». Методики исследования интеллекта. Тест Векслера (детский и взрослый вариант). Диагностика характера подростка. Методика Н.Я. Иванова-А.Е. Личко – ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков).


Источники и психологические закономерности психического развития в онтогенезе.

Общие закономерности психического развития в онтогенезе. Соотношение эволюционных и революционных возрастных изменений психологии и поведения людей. Биологические и средовые факторы развития. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития. Сочетание эволюционных и инволюционных моментов в развитии. Цикличность развития. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности. Особенности психического развития на различных воз­растных этапах. Пренатальное развитие, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, среднее детство, под­ростковый и юношеский период. Взрослость, развитие в среднем возрасте. Геронтогенез. Детерминация психического развития. Биогенетические и социогенетические направления в зарубежной психологии. Деятельностный, культурно-исторический, системно-эволю­ционный подходы к проблеме психического развития.

Концепции периодизации возрастного развития.

Обзор основных теорий развития. Социальные и биологические детерминанты - исторические альтернативы. Научные основы психологии развития (Ч. Дарвин, В. Прайер, А. Бине, Дж. Болдуин, С. Холл). Формирование основных школ психологии развития. Теории психического развития. Биогенетический подход. Теории рекапитуляции. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Социогенетический подход.

Психология развития XX века. Концепция Э. Эриксона. Когнитивные теории. Генетическая психология Ж. Пиаже. Персоногенетический подход. Экологическая модель развития. Дж. Боулби, теория привязанности (этечмента) и эмоционального развития. Работы Ч. Харлоу и их влияние на теорию привязанности Дж. Болби. Основные принципы психологии развития. Континуальный характер развития. Антиципирующий характер развития. Уровневая организация развивающихся процессов. Теория стадий и переходов в развитии. Эпигенетический ландшафт Уадингтона как метафора процесса развития. Сензитивный период как механизм генетико-средового взаимодействия. Понятие критического и сензитивного периода. Модель сензитивного периода. Генетико-средовая детерминация развития психических процессов. Созревание и развитие. Эволюционно-системный подход в психологии развития. Субъектно-деятельностный подход. Методы психологии развития. Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского. Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Кризис развития. Психологическое новообразование. Концепция психического развития ребенка д. Б. Эльконина.

Психическое развитие как созревание (А. Гезелл). Психодинамические концепции периодизации психического развития (З. Фрейд, А. Адлер, Э Эриксон, С. Гроф). Стадийность психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы онтогенетического развития Б.Г. Ананьева.

Характеристика ведущих видов деятельности и их роль в развитии психики.

Ведущая деятельностькак критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина по выяснению зависимости психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Исследования, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (в особенности книги В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина),

Критерии выделения психологического возраста по Д.Б. Эльконину: социальная ситуация развития; основной, или ведущий тип деятельности человека в этот период; основные новообразования развития; кризисы как переломные точки на кривой возрастного развития, отделяющие один возраст от другого.

Признаки ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву): возникновение и дифференциация в форме ведущей деятельности новых видов деятельности; формирование и перестройка в этой деятельности психических функций; зависимость от ведущей деятельности наблюдаемых в этой деятельности изменений личности.

Две группы ведущих деятельностей (по Д.Б.Эльконину). Группа ведущих деятельностей, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Ведущие формы общения. Ситуативно-личностное общение. Ситуативно-деловое общение. Внеситуативно-познавательное общение. Внеситуативно-личностное общение.

Проблема кризисов возрастного развития в психологии.

Возрастное развитие человека. Понятие кризиса возрастного развития в психологии. Возрастные изменения и проблема кризиса развития. Л.С. Выготский о кризисах возрастного развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). Кризис автономии - сомнений и стыда (2-3 года). Кризис инициативности - чувства вины (от 3 до 6 лет). Кризис трудолюбия - комплекса неполноценности (от 7 до 12 лет). Кризис - личностного самоопределения в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). Кризис -интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Кризис - забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). Кризис - удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Кризисы возрастного развития от младенчества до юношеского возраста.

Новорожденность как кризисный этап в жизни ребенка. Роды и кризис новорожденности. Процесс родов. Новорожденный. Период приспособления к новым условиям жизни. Шкала Апгар. Возможности новорожденного. Рефлексы новорожденного. Опыт деторождения. Бондинг. Комплекс оживления как основное новообразование критического периода. Слуховое сосредоточение.

Кризис 1 года. Особенности психического развития ребенка 12-ти месяцев. Аффективные реакции ребенка. Своеобразная автономная речь - главное приобретение переходного периода между младенчеством и ранним детством.

Кризис 3-х лет. Симптомы Э. Келер кризиса 3-х лет. Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие. Обесценивание взрослых. Протест – бунт. Тенденция к самостоятельности. Феномен Я – сам. Сущность перестройки взаимоотношений с взрослыми.

Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Л.И. Божович о кризисе 7-ми лет. Распад прежних и становление новых форм событийности. Зарождение персональности. Рождение социального «Я ребенка». Л.С. Выготский о кризисе 7-ми лет. Обобщение переживаний ребенка. Варианты развития 6-7-летних детей по А.Л. Венгеру. Вербализм. Тревожность. Демонстративность.

Пубертатный кризис (кризис подросткового возраста) (12-14 лет). Причины возникновения, характер подросткового кризиса. Основные фазы протекания кризиса подросткового возраста. Потребность в самоутверждении. Пути преодоления кризиса подросткового возраста. Кризис независимости. Кризис зависимости. Понятие идентификации в подростковом возрасте. Идентификация и эгоидентичность во взглядах Э. Эриксона. Четыре основных типа развития неадекватной идентификации: уход от близких взаимоотношений; размывание времени; размывание способности к продуктивной работе; негативная идентичность. Патологические варианты развития в кризисе подросткового возраста. Нарушение оценки своего физического облика. Нарушению самооценки. Нарциссический кризис. Эгоцентризм.

Кризис ранней юности (кризис 17-18 лет). Проблема самоопределения в ранней юности. Чувство индивидуальности, непохожести. Переживания отчуждения. Аффект неадекватности. Характеристики на эмоциональном, когнитивном и психосоциальном уровнях. Внутреннее психологическое и внешнее отчуждение в юношеском возрасте. Аномическая депрессия. Аномия и факторы ее обусловливающие. Э. Дюркгейм об условиях развития аномии.

Кризисы взрослой жизни и старости.

Классификация кризисов взрослости: нормативные, социальные, ненормативные.

Кризис интимности – изоляции. Проблема достижения идентичности и близости в ранней взрослости. Идентичность – изоляция. Близость – одиночество. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция.

Кризис «чувства реальности». Проблема соответствия уровня профессионального образования и личностной зрелости молодого человека уровню технологий и социальной жизни общества. Гетерохронность психического и социального созревания. Активное формирование системы ценностей. Принятие себя и ответственности за свой выбор. Поиски собственного стиля жизни. Психологическая защита молодых людей. Половозрастные различия первой фазы взрослости. Помощь в осуществлении личностного роста и самореализации.

Кризис середины жизни. Самоактуализация середины жизни - дилемма «свободного» и «необходимого». Генеративность как центральная проблема середины жизни. Концепция С.Л. Рубинштейна о двух способах существования. Индивидуальность как главное завоевание зрелости, сознание ответственности и стремление к ней. Физическая зрелость, психологическая и личностная зрелость. Характер взаимовлияния свойств и качеств, физического и духовного у человека. Личностные смыслы. Особенности психологической защиты в зрелом возрасте.

Кризис среднего возраста. Между двумя поколениями. Семья как опустевшее гнездо. Роль когнитивного развития человека в избежании кризиса среднего возраста. Мудрость. Акме.

Кризис идентичности в поздней взрослости. Выход на пенсию и особенности его переживания чловеком. Физическое увядание.

Смерть как кризис человеческой жизни. Теория «разобществления». Сознание конечности своего собственного существования. Страх смерти.

Данная статья задумана для широкого круга читателей. Она будет полезна как людям, которые увлекаются психологией, так и студентам психологического факультета. Возможно, опытные психологи также смогут освежить в памяти давно пройденный материал и применить его в своей практике. А если Ваш доминирующий психотип «Аналитик», то сможете насладиться манерой подачи информации.

В течении всей жизни человек постоянно меняется. Когда ребенок маленький, он готов излучать сплошной позитив. Его окружает много нового, неизведанного, великолепного! Молодежь очень романтична. Моменты первой влюбленности, мечтаний, переживаний заставляют их трепетать и радоваться. Во взаимодействии с миром молодые люди радикальны. С возрастом человек начинает иначе смотреть на жизнь. Достигая пожилого возраста, многие люди видят окружающий мир сквозь свою призму. Зачастую у большинства пожилых людей уже сформирован стереотип, что мир враждебен. Некоторые начинают испытывать чувство страха перед внешним миром. Пожилые люди настроены на все скептически и консервативно. В каждом возрасте психологи выделяют свои особенности. Также есть понимание кризисов разных возрастов.

Здесь считаю уместным ещё напомнить, что существуют разные определения возраста. У каждого человека есть календарный возраст, чаще его называют паспортный. Он отображает, сколько лет живет тот или иной человек от момента рождения до сегодняшнего дня. Вторым считается возраст биологический. Он дает понимание, на сколько наше тело молодо или старо. Биологический возраст может очень сильно отличаться от паспортного. Если человек всю жизнь живет в экологически благоприятном районе, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, у него не отягощенная наследственность, нет вредных привычек, то его тело может быть молодо. Соответственно и биологический возраст будет меньше паспортного. Третьим обычно называют психологический возраст. Для определения этого возраста применяют два показателя. Первый показатель – это как человек сам ощущает себя (молодым, взрослым, старым). Второй показатель внешний. Это объективный показатель степени развития человека.

В психологии давно выделено целое направление, которое изучает особенности психического развития на протяжении всей жизни человека.

Давайте вместе с Вами структурируем и обобщим море информации о возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука:

Планирую изложить:

  1. Возрастная психология как понятие
  2. Признаки Возрастной психологии как науки

Возрастная психология как понятие

Психология - это наука об особенностях психики человека.

Признаки Возрастной психологии как науки

  1. Объект – предмет
  2. Цели – задачи
  3. Методология – методы
  4. История – научные проблемы

Объект Возрастной психологии - Психическое развитие во взаимосвязи с возрастом.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи связанное с отражением и регуляцией.

Психика отражает окружающий мир и регулирует свое поведение.

Структурные компоненты психики:

1) Познавательные психические процессы (ППП)

Борис Михайлович Кедров предложил все ППП представить в виде генетической лестницы от самого примитивного к самому сложному. Их семь:

1. Ощущение 7. В
2. Восприятие ни
3. Память ма
4. Воображение ни
5-6. Мышление + речь е

3) Психические свойства:

1. Темперамент холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (злопамятный флегматик - медленная скорость нервных процессов, быстро может простить холерик - быстрая скорость нервных процессов)
2. Характер
3. Направленность личности: экстраверт, интроверт, амбиверт
4. Латеральность: право (леворукие) - и левополушарные (праворукие), амбидекстрия(одинаково развиты обе руки)
5. Модальность: визуалы (арт-терапия, проективное рисование), аудиалы (сказкотерапия, музыкотерапия), кинестетики (пальчиковая арт-терапия, танцевальная терапия)
6. Способности

2) Психические состояния (ПСТ)

1. Эмоциональные
2. Волевые
3. Интеллектуальные

4) Психические образования:

1. Знания
2. Умения
3. Навыки
4. Привычки

Здесь хочу чуть больше заострить ваше внимание на психических состояниях. Если на уроке у преподавателя дети сидят на волевых, то вовлеченность в процесс обучения будет минимальна. А если это лектор, которого приглашают с выступлениями? Пригласят ли его повторно? Вряд ли.

У ребенка дошкольника, раннего школьного возраста запускаются изначально всегда эмоциональные состояния. Если воспитатель, учитель напугал ребенка, эмоциональные состояния выключились, выключатся волевые и интеллектуальные.

Можно вспомнить школьные годы. У многих была учительница, которая заходя в класс, вела пальчиком в журнале, смотря кого сейчас спросит. Если выключались эмоциональные состояния, то сразу переставали работать и интеллектуальные. Вставая мы в ужасе не помнили, что надо говорить (Педагогическая субстрессия).

Доказано нашими российскими психологами, что если в течении месяца учитель позволяет себе дискредитировать ребенка, унижая его, обзывая (дегенерат, идиот, … ты никогда не сможешь выучить математику даже на тройку), через месяц дать ребенку элементарное математическое задание, ребенок нормально будет его решать, до того момента как этот учитель войдет в класс, где он решает, и просто мимо него пройдет. Ребенок действительно перестает соображать. У него выключаются интеллектуальные состояния.

Объект - Психическое развитие

Предмет возрастной психологии – это изучение условий, движущих сил и закономерностей психического развития во взаимосвязи с возрастом.

КИТРВПФ – культурно историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)

Условия психического развития – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые не являются движущими силами, но определяют динамику психического развития и конечный результат.

Движущие силы – это совокупность причин, которые являются источниками психического развития и всегда направляют развитие в нужное русло.

Закономерности психического развития – это совокупность общих и частных законов, которые позволяют описывать психическое развитие и управлять им.

Цель возрастной психологии – создание единой общеевропейской концепции, интерпретации возрастного развития с учетом психических новообразований в границах возраста.

Задачи возрастной психологии:

Теоретические

  1. Изучить закономерности психического развития их взаимосвязь с возрастной динамикой.
  2. Обосновать движущие силы психического развития, обуславливающие наиболее эффективный процесс психического становления.
  3. Охарактеризовать условия полноценного психического развития .
  4. Выделить факты психического развития наиболее иллюстрирующие психологическую картину возраста.

Практические

  1. Разработка методической базы для контроля за ходом психического развития.
  2. Осуществление психологической помощи в период возрастных кризисов.
  3. Определение рекомендаций по построению эффективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.
  4. Разработать модель преемственности работы специалистов по оптимизации психического развития с учетом возраста.

Такая структурированная подача материала помогла огромному количеству студентов психологических факультетов разобраться с возрастной психологией и сдать экзамены по данному предмету. В следующей статье планирую осветить методологию возрастной психологии и законы психического развития. Буду рад продолжению нашего общения…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Возрастная психология как наука: объект, предмет, методы

Успешная профессиональная деятельность социальных работников зависит от множества факторов и одним из них, несомненно, является овладение объемом знаний в области возрастной психологии. Знание условий и механизмов развития человека на разных этапах онтогенеза позволяет обеспечить эффективность организации социальной работы с различными категориями граждан на основе учета их возрастных особенностей и влияния на них социально-политической ситуации развития, построить индивидуальную траекторию их жизнедеятельности в условиях ограниченных по каким-либо причинам возможностей.

Как самостоятельная область знания, обладающая собственным объектом, предметом и методами исследования она выделяется из психологии в конце XIX в. вначале как детская психология, объектом изучения которой стали закономерностей психического развития ребенка. Однако достаточно быстро стало понятно, что такие возрастные рамки ограничивают возможности целостного анализа онтогенетического процесса.

В настоящее время в структуре возрастной психологии выделяют несколько разделов: детская психология (включает психологию дошкольного возраста, психологию младшего школьника, психологию подростка); психология юности; психология зрелого возраста; геронтопсихология (психология старости). Эта дифференциация возрастной психологии на ряд специализированных научных дисциплин обусловлена сложностью объекта исследования, что даёт основание рассматривать современную возрастную психологию как систему наук.

Специфика возрастной психологии по отношению к психологии выражается в том, что, используя накопленные психологией знания о психических функциях (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение), личностных образованиях (мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.), она выявляет процесс их развития применительно к конкретной возрастной группе, ориентируясь на поиск ответа на вопросы о том, когда они появляются, как развиваются и каковы их особенности в том или ином возрасте.

В настоящее время возрастная психология представляет собой отрасль психологической науки, изучающей возрастную динамику психики человека.

Она исследует возрастные особенности психических процессов, состояний и свойств, особенности усвоения знаний, возрастных факторов развития личности человека на протяжении онтогенеза - от рождения до старости, установлением возрастных периодов и причин, которые лежат в основе перехода от одного возрастного периода к другому.

Рассмотрение возрастной динамики психики как объекта возрастной психологии на современном этапе развития науки реализуется посредством четырех основных подходов: онтологического, хронологического, структурно-динамического и каузального.

Онтологический подход нацеливает исследователей на поиск ответа на вопрос о сочетании биологического и социального в индивидуальном развитии человека. В отечественной психологии представления об этом соотношении базируются, в основном, на идеях Л.С. Выготского, который отмечал, что наследственность, хотя и присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Например, ощущения и восприятие (элементарные функции) зависят от наследственности в большей степени, чем произвольная память, логическое мышление, речь (высшие функции).

Использование хронологического подхода позволяет понять возрастную динамику психики как процесс, который протекает на протяжении всей жизни человека с разной скоростью, темпом, длительностью, направленностью (так называемые метрические критерии), то есть это процесс неравномерный и гетерохронный. Для понимания сущности этого подхода уместно привести сформулированные Л.С. Выготским Законы психического развития:

1. Детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;

2. Неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);

3. Сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи);

4. Компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например, у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные ощущения, обоняние).

Рассмотрение объекта возрастной психологии с позиций структурно- динамического подхода - это раскрытие процесса структурообразования на разных уровнях психического развития, это поиск ответа на вопрос том, каким образом осуществляются в ней преемственность и качественные преобразования.Выготский Л.С. рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс: эволюционные этапы постепенных изменений чередуются в нем сэпохами революционного развития: возрастными кризисами. Возрастные кризисы характеризуются им как центральные механизмы динамики возраста, в рамках которых происходит смена социальной ситуации развития и смена ведущих типов деятельности.Ведущая деятельность- это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает предпочтение, а та, которая отвечает 3-м основным признакам:

1. Деятельность, в форме которой возникают новые типы деятельности (например, ребенок учится играя).

2. Деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - процесс активности воображения; в учении - процесс отвлеченного мышления).

3. Деятельность, от которой зависят основные психические изменения личности ребенка (дошкольник в игре осваивает общественные функции).

Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека. В рамках этого подхода происходит установление: систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними.

Д.Б. Эльконин, например, отмечал, что общеизвестная закономерность, согласно которой ребенок по ходу своего развития обособляется, эмансипируется от взрослых, обретает всем большую независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках, нарушается в ряде традиционных культур: в них сюжетно-ролевая игра у детей либо отсутствует вовсе, либо присутствует лишь в зачаточной форме.

Следует отметить, что до сих пор вопрос об объекте и предмете возрастной психологии является дискуссионным. Это связано с тем, что содержание возрастной психологии совпадает с содержанием педагогической психологии, психологии развития, дифференциальной психологии: общий объект изучения - развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек. Вместе с тем, между ними есть существенная разница, которая видна при сравнении предметных рамок этих научных дисциплин.

Педагогическая психология рассматривает человека с точки зрения того, как он обучается и воспитывается в процессе целенаправленной деятельности педагогов.

Психология развития представляет сферу знания, в которой целенаправленно изучаются законы возрастных преобразований в психологии человека на протяжении онтогенеза.

Дифференциальная психология исследует индивидуальные психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Возрастная психология представляет собой специфическую отрасль знания, которая органично включает все перечисленное выше, но ее предмет, несомненно, шире: он включает в себя все аспекты динамики и закономерности возрастного развития.

Важной составной частью предмета возрастной психологии является изучение понятия "возраст", в котором проявляется специфическое сочетание особенностей психологии и поведения индивида в конкретной среде. О каком бы возрастном периоде не шла речь, все исследователи выделяют уникальные, характерные только для данного возраста сочетания таких психологических и поведенческих особенностей, которые не сохраняются за пределами того или иного возраста.

Выделим еще один аспект предмета изучения - особое внимание к анализу движущих сил, условий и законов развития психических состояний, процессов и свойств человека и его поведения.

В науке под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, движение от низшего к высшему, от менее к более совершенному.Развитие всегда подразумевает новое качественное состояние объекта или структуры. Перестройка связей между сторонами объекта осуществляется в двух основных типах: преформированный (в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет) и непреформированный (путь развития заранее непредопределен). В этой связи психическое развитие следует рассматривать как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Движущие силы - это те факторы развития человека, которые выступают основными побудительными источниками его развития. Российский психолог Выготский Л.С. доказал общественно-историческую обусловленность психики человека. Другой известный российский психолог Леонтьев А.Н. рассматривал процесс развития человека как процесс активного присвоения им общественно-исторического опыта. В качестве условий развития человека возрастная психология выделяет те постоянно действующие внутренние и внешние факторы, которые влияют на динамику и конечные результаты этого развития. Законы - это те закономерности развития, опираясь на которые можно эффективно управлять процессом развития, корректируя его на том или ином возрастном этапе.

Изучая движущие силы, условия и законы развития человека, психологи в области возрастной психологии обращают внимание на исследование сравнительного влияния на развитие человека эволюционных, революционных и ситуационных изменений психики и поведения. Обратим внимание на то, что в отличие от эволюционных и революционных изменений, которые по своей сути являются устойчивыми и необратимыми, преобразуют психологию человека как личности, ситуационные изменения, возникающие как результат организованного или случайного обучения или воспитания, затрагивают исключительно частные формы поведения, умения, навыки человека.

Несомненно, важное значение в возрастной психологии имеет изучение роли наследственности (как биологического фактора) и среды (как социального фактора на микро- и макроуровнях) в формировании индивидуальности человека. В последнее время активно ставится вопрос о том, каково соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии и изменяется ли оно в процессе онтогенеза.

Таким образом, к области задач, которые решает возрастная психология, традиционно относят:

Выявление и обоснование возрастных норм различных психофизиологических и социальных функций;

Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития и их зависимости от условий развития социальной среды;

Исследование процесса взросления в всем многообразии его проявления и с учетом роли ранних (предшествующих) периодов жизни;

Прогнозирование содержания психического развития на разных этапах онтогенеза и факторов, которые могут повлиять на это развитие.

Можно выделить несколько функции, которые выполняет возрастная психология:

Описательная функция - представление процесса психических процессов, состояний и свойств, особенности усвоения знаний, возрастных факторов развития личности человека на протяжении онтогенеза как феноменологического;

Объясняющая функция - интерпретация причин и условий изменения возрастных факторов развития личности человека на протяжении онтогенеза, которая основана на анализе механизма причинно-следственных связей;

Прогностическая функция - поиск ответа на вопрос о том, какие изменения под влиянием культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, процесса воспитания и обучения могут произойти и каковы возможные следствия этих изменений;

Традиционно в возрастной психологии при описании инструментария, при помощи которого осуществляется исследование возрастной динамики психики человека, выделяют использование стратегий психологического исследования и собственно методы возрастной психологии.

К стратегиям исследования (наиболее общий план действия) относят: стратегию наблюдения, стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента и стратегия формирующего эксперимента.

Основной задачей стратегии наблюдения является накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Основной метод - сплошное или выборочное наблюдение, которое должно иметь четко сформулированную цель, детально разработанную схему, отвечать требованиям объективности и невмешательства.

Использование стратегии естественно-научного констатирующего эксперимента должно привести к установлению наличия или отсутствия изучаемого явления при определенных контролируемых условиях и его выражение в количественных и качественных характеристиках. Используются метод поперечного среза, лонгитюдный, беседа, анкетирование, тестирование.

Основателем стратегии формирующего эксперимента является Л.С. Выготский. Она связана с активным вмешательством в построение процесса с заданными свойствами и представлена в виде лабораторного и естественного эксперимента.

Возрастная психология, как уже отмечено выше, при проведении исследований опирается на разнообразные методы, которые носят комплексный характер. В зависимости от целей исследования специалисты в области возрастной психологии используют методы из общей психологии (при изучении когнитивных процессов и развития личности), дифференциальной психологии (при изучении наследственной и средовой обусловленности формирования индивидуальности человека), социальной психологии (при изучении межличностных отношений и особенностей взаимодействия на разных этапах онтогенеза).

Обычно при классификации методов возрастной психологии выделяют несколько групп методов. К организационным методам относятся: сравнительный, лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же объектов длительное время), комплексный (например, сочетание методов физиологии и психологии).

Широко представлены эмпирические методы: взяты все методы, которые используются в психодиагностике с учетом возможной их эффективности в различных возрастных группах (наблюдение, опрос, тестирование, проективные методики и т. д.). Кроме того, используются эксперименты, анализ процессов и продуктов деятельности, анализ документов, биографический метод и т.д. В процессе интерпретации полученного материала распространены генетический и структурный методы.

В заключении рассмотрения данного вопроса представим самую общую историю развития возрастной психологии с точки зрения эволюции взглядов на вопрос о осмыслении роли общества в развитии ребенка. В этом развитии выделяют 3 основные этапа: биогенетический, пограничный и современные теории.

Биогенетические подходы рассматривали детское развитие в системе отношений "ребенок - предмет". Утверждалось, что ход психического развития ребенка определяется наследственностью, а среда, в которой он растет и воспитывается, является лишь условием изначально предопределенного развития. Наиболее известными теориями этого этапа являются теория рекапитуляции Геккеля и Холла, "нормальный подход к исследованию детского развития" Гезелла и Термена, теория 3-х ступеней детского развития Бюллера, конвергенция 2-х факторов детского развития Штерна.

Карл Бюллер, используя понятие 3 ступени (инстинкт, дрессура, интеллект), сделал, например, вывод о том, что основной движущей силой развития является перемещение "удовольствия с конца на начало". Вильям Штерн утверждал, что психическое развитие - это не просто проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а конвергенция внутренних задатков с внешними условиями (хотя в большей степени влияет наследственность).

Пограничный (как первая попытка преодоления биогенетического подхода) период представлен, в основном, творчеством З. Фрейда и его дочери А. Фрейд. Впервые психическое развитие ребенка стало рассматриваться в системе отношений "ребенок - взрослый": оно определяется противоречием между врожденными потребностями ребенка и теми ограничениями, которые мир взрослых накладывает на него.

В подавляющем большинстве современные теории психического развития рассматривают его в системе отношений "ребенок - общество". Выделим в этой группе эпигенетическую теорию развития личности (Э. Эриксон), теории социального научения (Р. Сирс, Дж. Доллард, Дж. Роггер, А. Бандура, Ю. Бронфенбреннер и другие), женевскую школу генетической психологии (Ж. Пиаже), гуманистическую психологию.

Не останавливаясь на периодизации в развитии отечественной возрастной психологии назовем лишь некоторые имена, с которыми связаны фундаментальные открытия. В первую очередь это Л.С. Выготский. Выше уже назывались отдельные элементы его учения. Кроме них отметим его работы в области концепции культурно-исторического развития психики; обоснование "зоны ближайшего развития". "Зону ближайшего развития" - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. То есть это: функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать "не плодом развития, а почками развития, цветами развития". Он считал, что уровень актуального развития характеризует успехи развития (итоги развития на вчерашний день), а зона ближайшего развития - умственное развитие на день завтрашний. Выделенный им феномен "зоны ближайшего развития" свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка ("Обучение, писал он, - только тогда хорошо, когда идет впереди развития"). возраст психология периодизация кризис

Характеристику основных типов ведущей деятельности и закономерности их смены определил Д.И. Фельдштейн:

1. Младенец - эмоциональное общение;

2. Раннее детство - предметно-манипуляционная деятельность;

3. Дошкольник - игровая деятельность;

4. Младший школьник - учебная деятельность;

5. Подросток - деятельность, которая носит социально приемлемый характер ("Я" в обществе через общение);

6. Старший школьник - учебная деятельность.

Исследования, проведенные А.Н. Леонтьевымв рамках разработки вопроса о деятельности и ее содержании, привели его к выводу о том, что всякая деятельность выступает вначале как сознательное действие, а затем как операция и по мере формирования становится функцией.

П.Я. Гальперин разработал теорию формирования умственных действий. Выявил, что формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.

Эльконин Д.Б.-автор концепции учебной деятельности. Исследовал также вопросы о выделении возрастных периодов. Сформулировал вывод о том, что при чередовании различных типов деятельности между ними возникают противоречия, которые приводят к возрастным кризисам.

2. Понятие " возраст " и ос новные направления его изучения

Центральным понятием возрастной психологии является понятие "возраст". Возраст - это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развитие как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

В структуре возраста выделяют:

Хронологический возраст - определяется продолжительностью жизни человека;

Биологический возраст - характеризуется совокупностью биологических показателей и функционированием организма в целом (может не совпадать с хронологическим);

Психологический возраст - характеристика определенного уровня развития психики как совокупность умственного возраста, социальной зрелости (адаптация к окружающей среде) и эмоциональной зрелости.

Известный российский психолог Выготский Л.С. считал, что для каждого возраста характерна своя специфическая "социальная ситуация развития", которая отражает вполне определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Можно сказать о том, что содержание любой возрастной характеристики органично включает в себя биологические и социальные переменные. Биологические отражают процесс эволюции человека как биологического существа, ресурсы организма которого ограничены хронологическим временем и условиями жизни самого человека и средой его обитания. Социальные отражают ту систему требований, которые предъявляет к человеку общество на различных этапах его развития (имеет смысл говорить о конкретно-исторической природе требований), его ближайшее социальное окружение, его общественное положение, определяемое системой социальных статусов и ролей.

Следует заметить, что исследователи отмечают одну важную особенность в развитии человека любой возрастной группы: объективно одни и те же элементы социальной среды в конкретном месте и в конкретное время оказывают различное влияние на человека. Это влияние определяется тем, через какие ранее развившиеся индивидуальные и личностные психические свойства они преломляются.

В то же время схожие между собой внешние и внутренние факторы различного уровня порождают типичные психологические особенности, которые являются общими для людей одного возраста. Эта особенность, с одной стороны, определяет общую идентичность базовых возрастных характеристик, а, с другой - их закономерный переход к следующему возрастному этапу тогда, когда происходит изменение содержания этих факторов или отношений, которые существуют между ними. Такие психологи как Эриксон, Эльконин доказали, что любой переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом, который есть не что иное, как поворотный момент в развитии личности, он отражает специфику борьбы между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой в развитии. Это не болезнь, а переход к решению качественно другой задачи, смысл решения которой связан с определенным возрастом.

Возрастные кризисы, таким образом, - это особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Л.С. Выготский, например, отмечал, что, если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. По его мнению, в основании каждого возрастного кризиса лежит разрушение привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка, которое в чисто внешнем поведении проявляется в виде непослушания, упрямства, негативизма. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом. В отечественной возрастной психологии выделяют кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет).

В меньшей степени как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, разработано содержание кризисов зрелости, что определяется общим низким уровнем разработки проблем онтогенеза за пределами детства и юности. Пожалуй, наибольшее внимание исследователей привлекает так называемый "кризис середины жизни" (35-40 лет), который связан с критическим переосмыслением человеком своих жизненных целей и избавлением от иллюзий и неоправданных надежд молодости. Кризис сопровождается эмоциональными переживаниями и должен завершиться формированием стабильной формы взаимоотношений с окружающим миром на основе выработки реалистической жизненной позиции. Наибольшую известность в этой связи получила концепция кризисов в развитии человека от рождения до старости, предложенная Э. Эриксоном, который считал, что в период зрелости идет борьба между творческими силами, с одной стороны, и косностью и застоем, с другой. Если задача этого периода не решена, то возможным сценарием старости, по его мнению, будет не становление целостного, мудрого в своей основе, представления о себе, а разочарование и, как следствие, отчаяние.

Границы возраста изменчивы, они зависят от конкретных исторических условий и этапов развития и не совпадают в различных странах. Существует множество периодизаций возраста. Л.С. Выготский в свое время выделил три группы возрастной периодизации. К первой группе им были отнесены периодизации, классифицированные на основе внешнего, но связанного с процессом психического развития критерия. Это периодизации, созданные в рамках биогенетических концепций: Рене Заззо (этапы детства выражены через системы воспитания и обучения), П.П. Блонского (на основе существенной особенности конституции растущего организма - появление и смена зубов) и др.

Объединяющим критерием для второй группы стал выбор одного какого-либо внутреннего признака, который выбран автором в соответствии с его научной концепцией. Например, основатель психоаналитической теории З. Фрейд в качестве точки отсчета использовал бессознательное как главный источник поведения человека. Им были выделенные стадии психосексуального развития, которые включают 4 последовательно сменяющие и перекрывающие друг друга стадии прегенитального развития либидо: оральная (до 12 месяцев) - кроме бессознательного "Оно" начинает формироваться "Я", анальная (с 9 месяцев до 3-х лет) - начинает формироваться "Сверх-Я", фаллическая (от 2,5 до 6 лет) - завершается процесс формирования "Оно", "Я" и "Сверх-Я", латентная (6-13) - освоение общечеловеческого опыта, "Я" научается контролировать "Оно". Психосексуальное развитие личности завершается стадией генитальной организации либидо. При нормальном развитии личности сексуальные представления, свойственные прегенетальному периоду, полностью вытесняются в бессознательное, а соответствующие им представления сублимируются. Если процесс совершается не в полной мере, возникают различные невротические расстройства.

Жан Пиаже в качестве такой точки отсчета взял формирование основных интеллектуальных структур, на основании которых выделил сенсомоторную стадию (0-1,5/2 года) - системы обратимых, последовательно выполняемых материальных действий; резентативный интеллект и структуры конкретных операций (2-8 и 8-12) - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные; репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14) - формирование формальных операций, становление формальной логики и гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Третью группу составляют те варианты возрастной периодизации, в основании которых лежат существенные критерии. К этой группе отнесена периодизация В.И. Слободчикова - оживление (0-12 мес), одушевление (11-12 мес - 5-6 лет), персонализация (5,5-18 лет), индивидуализация (17-42 года), - и периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В основании их периодизации используются 3 взаимосвязанных критерия (социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование), на основании которых выделяются следующие возрастные периоды (ниже приводится расшифровка в последовательности: ведущая деятельность - новообразование - социальная ситуация развития):

Младенчество (0-1): эмоциональное общение ребенка со взрослым - ходьба, первое слово - освоение норм отношений между людьми;

Ранний возраст (1-3): предметная деятельность - "внешнее Я сам" - усвоение способов деятельности с предметами;

Дошкольный возраст (3-6/7): ролевая игра - произвольность поведения - освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми;

Младший школьный возраст (6/7-10/11): учебная деятельность - произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта - освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности;

Средний школьный возраст, подросток (10/11-14/15): интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности - чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" - освоение норм и отношений между людьми;

Старший школьник или ранняя юность (14/15-16/17): учебно-профессиональная деятельность - профессиональное и личностное самоопределение - освоение профессиональных знаний, умений;

Поздняя юность или ранняя зрелость (18-25);

Зрелость: 20/25-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - старость.

В современной возрастной психологии единой точки зрения на возрастную периодизацию нет. Так, современный российский психолог Абрамова Г.С. выделяет 11 возрастных периодов: младенчество (0-2), раннее детство (2-4), среднее детство (5-7), конец детства (8-12), подросток (13-17), юность (18-22), взрослость (23-30), переходный возраст (30-35), зрелость (36-50), пожилой возраст (51-65), старость (более 65).

В психологическом словаре дается несколько иная периодизация. В ней, в частности, после определения зрелого возраста (21-60) выделяется пожилой возраст (60-75), старческий возраст (75-90), долгожители (90 лет и более), что отражает тенденцию общего "повзрасления" населения планеты и необходимость более адресной помощи этим возрастным группам в плане социальной и медицинской адаптации к жизни. Не менее распространена возрастная периодизация, предложенная, например, Э. Эриксоном. Он выделяет 8 стадий возрастного развития: младенчество, ранний возраст, возраст игры, школьный возраст, подростковый возраст, молодость, зрелость, старость.

В заключение обозначим основные направления изучения психологических особенностей, характерных для различных периодов онтогенетического развития.

Младенческий возраст . Изучаются врожденные формы психики и поведения, двигательная активность, восприятие и память, речь и мышление, комплекс оживления. Большое внимание уделяется социальной ситуации развития, возникновению опосредованных форм общения, а также кризису новорожденности и кризису одного года.

Ранее детство. На основе изучения общей характеристики развития ребенка от одного года до трех лет, особое внимание уделяется процессам развитие речи, появлению предметной и игровой деятельности. Объектом внимания по-прежнему остаются развитие восприятия, внимания и мышления, социальной ситуации, и выделение ведущего типа деятельности. Выделяются основные новообразования возраста и начальный этап формирования личности ребенка.

Дошкольный возраст . На основе анализа развития психики ребенка в дошкольном возрасте и социальной ситуации развития, обращается внимание на появление игры как ведущей деятельности (происхождение игры, структура игровой деятельности, значение для психического развития, развития сферы мотивов, потребностей, познавательных процессов, нравственных качеств дошкольника). Ставится вопрос о формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Младший школьный возраст . Важное значение, кроме уже перечисленных в вышеназванных возрастах направлений, приобретает анализ психологических особенности начального этапа обучения, в том числе с точки зрения познавательного и умственного развития детей, их трудовой и учебной деятельности. Особую актуальность приобретает внимание к развитию личности младшего школьника, особенностям его общения и формированию нравственных качеств.

Подростковый возраст . Особое внимание следует обратить на совершенствование психических процессов и общую характеристику ситуации познавательного развития, формирование личности подростка, особенности его общения со сверстниками и взрослыми.

Юношеский возраст . Наряду с анализом источников, движущих сил и специфики психического развития, внимание концентрируется на особенностях развития самосознания и формирование образа "Я", специфику общения со сверстниками, взрослыми, в организованных коллективах, в спонтанных группах, а также на формировании жизненных планов и проблеме профессионального самоопределения.

Зрелый возраст . Особое значение имеет рассмотрение неравномерности и гетерохронности характера развития психических функций взрослого человека, а также особенностей динамических функций в период ранней и средней взрослости. Важно рассмотрение взрослости как наиболее продуктивного, творческого, социально-активного периода жизненного пути человека.

Период старения и старости . Характеристика изменений в психическом развитии человека должна сопровождаться раскрытием роли психологического фактора в период старения, а изменения в области сенсорики, памяти, интеллекта - данными о возрастной динамике творческой продуктивности. Принципиально важную роль играет анализ особенностей личности в период старения и старости, компенсаторные механизмы этого периода.

Перед современной возрастной психологией, как наукой сравнительно молодой и развивающейся, стоит множество задач, которые требуют решения и с теоретической, и с эмпирической точки зрения. К числу наиболее важных их них следует отнести: проблему органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблему онтогенеза за пределами детства и юности; проблему влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); проблему соотношения и выявления задатков и способностей и т. п.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екат., 1999.

2. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. - М., 2000.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.

    презентация , добавлен 11.02.2015

    История развития возрастной психологии, ее основные понятия. Методы развития этой науки. Периодизация психического становления человека, его факторы и предпосылки. Возрастная характеристика Эльконина. Описание каждого из периодов жизни человека.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Предмет, задачи и принципы возрастной психологии. Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Анализ психосоциальных стадий развития личности.

    презентация , добавлен 27.01.2016

    Разделы возрастной психологии: младенчество, дошкольный и младший школьный, подростковый, юношеский, средний возраст и старость. Предмет возрастной психологии, ее теоретические и практические задачи. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии.

    презентация , добавлен 12.07.2011

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Задачи, методы возрастной психологии. Генетическая теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая теория Л. Выготского. Факторы и принципы психического развития. Периодизация психического развития Д. Эльконина. Неравномерность психического развития, ее причины.

    курс лекций , добавлен 13.10.2010

    Характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенчестве. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

    шпаргалка , добавлен 03.02.2011

    Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Д.Б. Эльконин - советский психолог, автор направления периодизации в детской и педагогической психологии. Определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. Кризисы возраста в детской психологии.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Понятие и компоненты возраста. Основные проблемы возрастной психологии. Закономерности психического развития. Взаимосвязанность процессов обучения, развития и воспитания. Кризис как закономерность возрастного развития, его признаки и основные виды.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

Поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

Осмысления внутренней логики целостного психического развития;

Определения последовательности этапов развития;

Исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела , теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1


Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.