Из милана на концерт арена ди верона. Экскурсии по Вероне

Арена ди Верона является всемирно известной концертной площадкой.

Амфитеатр в Вероне третий по размеру из аналогичных римских построек (после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа. В 2000 году в составе прочих исторических памятников Вероны амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия .

История амфитеатра

Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года , которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX веках - бои с быками.

Благодаря исключительной акустике здания, в 1913 году его использование возобновилось. К столетию Джузеппе Верди здесь по инициативе оперного певца и импресарио Джованни Дзенателло и его коллеги Оттоне Ровато была создана постановка оперы «Аида » . С тех пор фестиваль проводился более 70 раз, став со временем ежегодным.

В наши дни каждый год в период с июня по август проводится обычно четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Места на каменные ступени амфитеатра стоят заметно дешевле, чем специально устанавливаемые кресла в нижней части. После захода солнца зажигаются свечи. Вместимость арены для оперных представлений до недавнего времени составляла 20000 гостей, но по соображениям безопасности она снижена до 15000.

Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас , спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноимённой опере Понкьелли . Кроме Каллас, в фестивале в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано , Тито Гобби , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго , Рената Тебальди , Анатолий Соловьяненко , Владимир Атлантов , Евгений Нестеренко , Кристиан Йоханссон , и много других исполнителей.

Постановки опер осуществляли такие дирижёры, как Донато Ренцетти , М. Эклунд, З. Пешко и другие.

Напишите отзыв о статье "Арена ди Верона"

Примечания

Ссылки

Координаты : 45°26′20″ с. ш. 10°59′40″ в. д.  /  45.43889° с. ш. 10.99444° в. д.  / 45.43889; 10.99444 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Арена ди Верона

– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

И амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа. В 2000 году в составе прочих исторических памятников Вероны амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия .

История амфитеатра

Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года , которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX веках - бои с быками.

Благодаря исключительной акустике здания, в 1913 году его использование возобновилось. К столетию Джузеппе Верди здесь по инициативе оперного певца и импресарио Джованни Дзенателло и его коллеги Оттоне Ровато была создана постановка оперы «Аида » . С тех пор фестиваль проводился более 70 раз, став со временем ежегодным.

В наши дни каждый год в период с июня по август проводится обычно четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Места на каменные ступени амфитеатра стоят заметно дешевле, чем специально устанавливаемые кресла в нижней части. После захода солнца зажигаются свечи. Вместимость арены для оперных представлений до недавнего времени составляла 20000 гостей, но по соображениям безопасности она снижена до 15000.

Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас , спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноимённой опере Понкьелли . Кроме Каллас, в фестивале в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано , Тито Гобби , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго , Рената Тебальди , Анатолий Соловьяненко , Владимир Атлантов , Евгений Нестеренко , Кристиан Йоханссон , и много других исполнителей.

Постановки опер осуществляли такие дирижёры, как Донато Ренцетти , М. Эклунд, З. Пешко и другие.

Напишите отзыв о статье "Арена ди Верона"

Примечания

Ссылки

Координаты :

Отрывок, характеризующий Арена ди Верона

Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги... И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…
Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага.
Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.

Арена-ди-Верона представляет собой амфитеатр, который был построен еще древними римлянами. На сегодняшний день, сооружение насчитывает уже около 2 000 лет. Поэтому данная достопримечательность заслуживает не меньшего внимания, чем знаменитый .

В настоящее время на Арене проводятся концерты, оперные постановки и фестивали. В Вероне, как и в известном оперном театре , можно посмотреть выступления лучших оперных певцов.

Конечно, Арена-ди-Верона является памятником Всемирного наследия. Сооружение хорошо сохранилось, несмотря на землетрясение 12 века. Кстати, это третий по размеру амфитеатр, после Колизея и другого амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере.

История возникновения Арена-ди-Верона

Античный амфитеатр Арена-ди-Верона был построен примерно в 30 году нашей эры во времена правления императора Тиберия Юлия Августа. Он располагался приблизительно в 70 м от центра Вероны. Изначально, как и в других подобных сооружениях, здесь проводились гладиаторские бои и цирковые представления.

После падения Римской империи, представления на Арене практически прекратились. К тому же, из-за сильного землетрясения в 1117 году значительно пострадало внешнее кольцо сооружения. Постепенно местные жители разрушили сооружение еще больше — камни Арены брали для строительства других зданий.

Во времена Средневековья амфитеатр использовался для казни еретиков, а также здесь проводились фестивали и турниры. В период 18-19 веков на Арене устраивалась коррида – бои с быками.

И только с 1913 года Арена-ди-Верона стала местом проведения оперных постановок и выступления знаменитых певцов.

Архитектура Арена-ди-Верона

Конструктивно амфитеатр включал в себя четыре эллиптических кольца – два внутренних и два внешних. Изначальный фасад сооружения был покрыт розовым и белым известняком, привезенным из Вальполичелла. К настоящему времени сохранился только фасад из цемента, камня, кирпича и речной гальки.

Кавея амфитеатра пережила землетрясение и отлично сохранилась на протяжении веков. Общая вместительность Арены — более чем 30 000 зрителей. При этом места внутри амфитеатра устроены в форме лестниц из мрамора, всего насчитывается 44 яруса.

Выступления на Арена-ди-Верона

Больше всего Арена-ди-Верона знаменита своими концертами и оперными спектаклями. Ежегодно амфитеатр принимает около 600 000 зрителей!

Оперные постановки на Арена-ди-Верона

Арена в Вероне — одна из самых грандиозных оперных площадок в мире.

Амфитеатр славится на весь мир также из-за своей изумительной акустики. Традиционно здесь ставится опера «Аида», впервые созданная к столетию Джузеппе Верди. Вот уже более 79 лет проводится этот оперный фестиваль.

Вообще оперный сезон открыт на Арене с июня по август. В разгар сезона – в июле – постановки проводятся практически каждый день. Зимой балет и опера переносятся в Академическую Филармонию.

В современное время вместительность амфитеатра составляет около 15 000 из-за целей безопасности. Только представьте себе концертную атмосферу, когда после заката зажигаются тысячи свечей!

Знаменитости и мировые постановки

Здесь выступали такие оперные звезды, как Мария Каллас (Maria Callas), Тито Гобби (Tito Gobbi), Джузеппе ди Стефано (Giuseppe Di Stefano), Пласидо Доминго (Plаcido Domingo), Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), Рената Тебальди (Renata Tebaldi), Владимир Атлантов, Анатолий Соловьяненко, Евгений Нестеренко и другие.

Самые известные оперы, которые ставят в Вероне — «Аида» Верди, «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Норма» Беллини, «Турандот», «Севильский цирюльник» Россини.

Концерты на Арена-ди-Верона

Часто в амфитеатре выступают мировые звезды, такие как Адриано Челентано и Джанни Моранди, Metallica и Pink Floyd, Бьорк, Стинг.

Как добраться до Арена-ди-Верона

Амфитеатр располагается на площади Piazza Bra, 5 в центральной части города. Чтобы добраться до Арена-ди-Верона из других частей Вероны, можно воспользоваться автобусами 11, 12, 13, 14, 72 и 73 или такси. Автобусы отходят от железнодорожной станции Вероны.

Билеты на оперу или концерт

Билеты в амфитеатр на концерт или оперный спектакль можно купить на официальном сайте. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Обычно билеты покупают, как минимум за 1 месяц.

Ценовой диапазон отличается в зависимости от мест. Так, самые дешевые места находятся на самом верху Арены, они без номеров. Минимальная стоимость билета составляет от 15 Евро.

Конечно, самые дорогие билеты продаются на места у самой сцены. Их цена начинается от 200 Евро.

Официальный сайт Арена-ди-Верона www.arena.it .

Экскурсии в Арена-ди-Верона

В дневное время в амфитеатре проводятся экскурсии. Время посещения Арена-ди-Верона – во все дни недели с 8.30 до 19.30, кроме понедельника, когда экскурсии начинаются с 13.30 часов.

Стоимость экскурсионного билета для взрослого человека по состоянию на 2019 год составляет около 10 Евро, для льготных категорий посетителей – 7,50 Евро, детям от 8 до 14 лет вход будет стоить всего 1 Евро.

Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, то вход в амфитеатр бесплатный.

Экскурсии по Вероне

Если вам хочется чего-то более интересного, чем обычный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. Возьмите индивидуальную экскурсию от местного гида, который уже подготовил для вас самый увлекательный маршрут по Вероне. Вы увидите не только Арену-ди-Верона, но и много других достопримечательностей, зачастую скрытых от большинства туристов, ведь ваш гид — местный житель!

Посмотрите все экскурсии и выберите самую подходящую для вас на сайте .

Арена-ди-Верона (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арена-ди-Верона - амфитеатр, который построили древние римляне. В Италии Арена занимает третье место по величине. Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет! Слава строителям, которые поработали на совесть - Арена пережила сильное землетрясение 12 века.

Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет!

Сегодня здесь, как и сотни лет назад, проходят театральные постановки. С июня по август на сцене Арены ставят оперу. Трибуны вмещают порядка 30 тысяч зрителей. В Верону специально приезжают лучшие мировые голоса оперы, чтобы выступить на тысячелетней сцене. Говорят, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты» - именно в Вероне.

Зимой здесь никто не выступает, а любители классической музыки перебираются в соседний концертный зал Ente Lirico Arena.

Адрес и стоимость билетов

Римская Арена расположена на улице Диетро Амфитиатро, 6b. Сюда можно запросто добраться на автобусах. Концерты, как уже было сказано, проходят с июня по август. Кроме того, туристы могут посетить экскурсию.

Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 8:30 до 19:30, по понедельникам - с 13:30 до 19:30. Полный билет стоит 20 EUR, льготный - 15 EUR, для детей от 8 до 14 лет - 1 EUR, для детей не старше 7 лет вход свободный. Стоимость билета на спектакль колеблется от 24 до 200 EUR.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Театральное предприятие в «большом трактире народов»

Ромео в шекспировской трагедии говорит: «Но мира нет за стенами Вероны». Мраморная доска с этими словами красуется под двойной аркой, увенчанной часами,- одним из въездов в исторический центр города. Место это знакомо всем и весьма популярно. Отсюда просматривается Пьяцца Бра - в числе красивейших и знаменитых площадей Италии, центром которой является Арена. Она, пожалуй, более, чем старинная хроника о несчастных юных влюбленных, облеченная в шекспировские строфы, является символом Вероны. Вырванные из контекста слова Ромео, несмотря на их пятисотлетний возраст, довольно точно отражают отношение веронцев к родному городу. Итальянцам вообще присущи любовь и гордость местом, где они родились, не только в случае, если их родина красивая и романтическая Верона, но и крошечное местечко. Верона - город, размеры и жизненный ритм которого по плечу человеку. «Godo di essere veronese» - «я счастлив быть веронцем» можно услышать из немалого числа уст.

Предшествующие поколения наделили Верону выразительным прозвищем: «grande osteria dei popoli» - «большой трактир народов». Видно, Верона всегда славилась пристрастием к щедрому столу и умением приготовить вкусные кушанья. Это качество (впрочем, присущее всем итальянским областям и городам) город Ромео и Джульетты сохранил по сей день.

Туристам (которых в Вероне бездна, ибо после Рима, Флоренции и Венеции их путь лежит именно сюда) Верона являет лик романтический: толпы заполняют двор дома Джульетты (дому действительно около шестисот лет, а вот балкон, фигурирующий как «тот» балкон, то есть где Джульетта признается в своей любви, подслушанная Ромео,- пристроен в девятнадцатом веке), покупают фрукты на шумящей под колонной с львом Святого Марка Пьяцца Эрбе, замолкают в восхищении перед готическим кружевом арок, в тени которых спят веронские герцоги, что оставили кровавый след в истории Италии. Внимательному наблюдателю Верона являет лик будничный, деловой: это крупнейший центр по производству продуктов питания вина, фруктов, сыров и копченостей, веронский аэропорт - один из важнейших в стране, а веронские банки имеют свои отделения в Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Франкфурте. Верона - богатый город, и живется здесь хорошо и спокойно.

Кому-то, привыкшему к бурному ритму мегаполисов, Верона может показаться провинциальной. Оттенок провинциальности, действительно, присущ всей Венецианской области, которая, несмотря на присутствие индустрии, сохраняет свой аграрный характер. Культурой здесь не слишком интересуются, уделяют ей мало внимания и еще меньше - денег. Опера, которая во всем мире отождествляется со своей исторической родиной, в Италии находится в условиях, оставляющих желать много лучшего. Пожалуй, только миланский театр Ла Скала сохраняет высокий музыкальный уровень, далеко не равный уровню театральному. В Италии оперные спектакли не играются круглый год: продолжает существовать исторически сложившаяся традиция «stagione» - «сезона», когда театры дают спектакли в определенные периоды года.

Можно не знать ничего о Вероне, но об Арене ди Верона, кажется, слышали все. Все знают, что это самый большой театр под открытым небом. Арена таит в себе очарование, которому трудно противостоять. Очарование, связанное с естественным восхищением архитектурным гением древних римлян, построивших это чудо пространства и акустики, и подкрепленное незабываемыми ощущениями, которые переживает тот, кто попадает в Арену на оперу.

Арену построили в первом веке нашей эры, в самом конце эпохи империи Августа. Первоначально она находилась за городскими стенами, и только в 256 году н.э. вошла в периметр новой Вероны, расширенной императором Галлиеном. Остатки стен города, современного Галлиену, можно увидеть и теперь в непосредственной близости от Арены. Удивительное творение сохранялось в неприкосновенности до десятого века, когда население начало растаскивать ее по камням, обнаружив, что мраморные квадратные, уже обработанные блоки амфитеатра могли сослужить отличную службу при возведении общественных зданий. Арена пережила два землетрясения: в 1117 и в 1183 годах, и больше пострадала от рук потомков строителей, чем от стихийных бедствий. Один из подземных толчков привел к разрушению внешнего трехъярусного ряда арок, от которого осталось одно «крыло».

В начале тринадцатого столетия местные жители, наконец, озаботились судьбой амфитеатра, но только в 1460 году вышел закон, угрожавший серьезным наказанием тому, кто посмеет приложить руку к дальнейшему разрушению Арены. Спустя двадцать лет началась реставрация памятника и возобновились театральные представления. Служившая в эпоху становления христианства для гладиаторских боев (о чем можно прочесть у Плиния Младшего), Арена в последующие века стала свидетельницей зрелищ самого различного толка: рыцарских турниров, корриды, балетов, цирковых и драматических спектаклей. Гете, посетивший Верону в 1786 году и выразивший ставшее общим местом восхищение изумительным творением, напрасно сетовал на невозможность увидеть амфитеатр, переполненнный возбужденными толпами: спустя всего пять лет, в 1791-ом, любопытные зрители высоко задирали головы, чтобы увидеть аэростаты братьев Монгольфье, в 1805-ом стали свидетелями корриды в честь Наполеона и в 1812-ом - конных соревнований в честь его врага и тестя, Франца Первого Габсбургского (который терпеть не мог боя быков). В 1822 году концертом в честь Конгресса Священного Союза, собравшегося в Вероне, дирижировала палочка, принадлежащая самой умной и ироничной музыкантской голове Италии: Джоакино Россини. На концерте же присутствовали головы коронованные. Еще тридцать спустя в Арену залетели первые ласточки мелодрамы: в 1859 году ее мощные стены огласились кокетливыми трелями и томными признаниями из уст персонажей «Севильского цирюльника» и «Любовного напитка», опер, пожалуй, наименее подходящих монументальной естественной декорации.

В 1913 году Италия отмечала столетие со дня рождения великого композитора Джузеппе Верди. Джованни Дзенателло, обладатель легендарного тенора и веронец по происхождению, задумался о вкладе, который мог бы внести город Ромео и Джульетты в дело чествования композитора, ставшего символом Италии. Так родилась мысль поставить одну из вердиевских опер, использовав для этого прославленный амфитеатр. Для дебюта в необозримых аренианских пространствах была выбрана «Аида»: ее зрелищность в сочетании с древней архитектурой могла произвести незабываемое впечатление. Однако и сомнений было немало. Известный дирижер Антонио Гуарньери выразил свое мнение в следующих словах: «На открытом воздухе не делают музыку, а только играют в шары». Больше доверия к идее было у молодого тогда Туллио Серафина: «Я пригласил в это пустое огромное пространство нескольких оркестрантов: гобоиста, флейтиста, трубача, скрипача. У меня сразу сложилось точное представление о результате. Он обещал быть великолепным, особые проникновенные качества приобрел звук гобоя». Убедившись в безупречности акустики Арены, нужно было еще подгадать правильно погоду, ибо в случае дождя или града исполнение оперы было под угрозой. Действительно, ни дождь, ни град не замедлили испробовать свои эффекты на головах дирижера, солистов и артистов хора и оркестра. Дождь лил и в вечер генеральной репетиции, когда Туллио Серафин за фортепиано заменил оркестрантов, которые спасали от воды инструменты, а толпы древних египтян дефилировали, прикрываясь зонтиками. В вечер же премьеры 10 августа 1913 года небо было абсолютно ясным.

В той первой «Аиде» участвовали: за дирижерским пультом - Туллио Серафин, в главных ролях: Джованни Дзенателло - Радамес, Эстер Маццолени - Аида, Мария Гай - Амнерис. Древние ступени заполнила публика, среди которой были Джакомо Пуччини, Арриго Бойто, Пьетро Масканьи, Ильдебрандо Пиццетти, Риккардо Дзандонаи - авторитетнейшие итальянские композиторы, а также писатели Максим Горький и Франц Кафка, не говоря уже о критиках и журналистах. Большой интерес к уникальному зрелищу выразили жители Вероны и прилегающих местечек: многие из них прибыли на спектакль на велосипедах, и в вечер представления Пьяцца Бра превратилась в огромный велосипедный парк.Так было положено начало оперному фестивалю, который существует уже восьмое десятилетие, прерванный только двумя мировыми войнами, и является одним из самых популярных и престижных в Европе.

На протяжении этих почти восьми десятилетий самые прекрасные и легендарные голоса отдавались мелодичным эхом в древних стенах. Блистательные соперники Беньямино Джильи и Джакомо Лаури-Вольпи, любимый тенор Тосканини Аурелиано Пертиле и тончайший музыкант Тито Скипа, благородные басы Эцио Пинца и Танкреди Пазеро, серебристое сопрано Тоти Даль Монте, могучий баритон Джино Беки и интеллектуальный - Тито Гобби, дивные голоса Магды Оливеро и Мафальды Фаверо, Джины Чинья и Марии Канилья. В Арене пели все певцы, хорошо известные и нашему слушателю, хотя бы по записям: Рената Скотто, Елена Николаи, Монсеррат Кабалье, Леонтин Прайс, Джульетта Симионато, Фьоренца Коссотто, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано, Франко Корелли, Карло Бергонци, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пьеро Каппуччилли, Ренато Брузон. И, наконец, две «первые среди равных» - Мария Каллас и Рената Тебальди. Арене принадлежит честь открытия Каллас, ибо именно здесь она появилась 2 августа 1947 года никому не известной двадцатичетырехлетней певицей в костюме Джоконды, главной героини одноименной оперы Понкьелли и с тех пор возвращалась четыре раза в ролях Турандот, Виолетты, Аиды и Маргариты в «Мефистофеле».

Фестиваль в Арене ди Верона, грандиозный театр под открытым небом, - явление очень своеобразное, и мнение, что оно не имеет себе равных, соответствует истине. Каждая опера, появляющаяся на афише, рассматривается прежде всего с позиций, «подходит» или «не подходит» она Арене. Спектакли самого величественного театра под открытым небом привлекают публику только в том случае, если речь идет о популярном в Италии названии. На то, чтобы увидеть здесь «Сказки Гофмана» или «Пиковую даму», вагнеровскую театралогию или «Воццека» рассчитывать не приходится. Говорят, что когда много лет назад в Арене поставили «Лоэнгрина» на спектакль явилось триста (!) человек. И поэтому приготовьтесь к встрече с неизбежными «Аидой», «Набукко», «Риголетто», «Тоской», «Турандот», «Сельской честью», «Паяцами», «Кармен».

Банальное утверждение, что жизнь прекрасна и удивительна, на главной площади Вероны наполняется новым смыслом. Ищущие ярких впечатлений, несомненно, признают исключительность переживания спектакля в Арена ди Верона. Громадный человеческий муравейник - четырнадцать-шестнадцать тысяч зрителей, задолго до начала представления занимающие горячие ступени чудо-амфитеатра,- олицетворяет праздник и дарит ощущение наслаждения жизнью. Идея оперного фестиваля в Арене есть, по существу, идея коллективного праздненства, осуществленного в том числе и средствами оперы.

Фестиваль в Вероне из года в год сохраняет свое лицо: десяток популярных названий, чередующихся между собой, все оперы зрелищные, требующие участия масс, два-три звездных имени, множество посредственных и попросту никуда не годных голосов. Но, видно не только в музыке дело, если из вечера в вечер прокаленные двухтысячелетним солнцем жесткие ступени влекут к себе десятки тысяч людей. В Арене диктует Арена - она дарит вам поразительную красоту и необычность переживания. Музыка же в этом праздненстве играет не главную, но одну из главных ролей, ведь вы же находитесь в Вероне, «большом трактире народов» и признанном центре виноделия, городе Ромео и Джульетты и жестоких веронских герцогов. Так что посещение спектакля в Арене - как бы часть туристского «пакета», в который входят удовлетворение вкуса самого избалованного гурмана, дегустация тончайших и ароматнейших местных вин, прогулка на лодке по красивейшему озеру Гарда, поклон фальшивому балкону Джульетты и незабываемое ощущение боли в спине от сидения на каменных ступенях амфитеатра.

Спектакли в Арена ди Верона, в общем, схожи между собой своей традиционностью, понимающей постановку как тщательную инсценировку либретто. В Арене живут и процветают только пышные и почти всегда натуралистические спектакли. Видно, самый великий театр под открытым небом диктует свои условия. Остается только ждать появления гипотетическиого реформатора, который, возможно, не появится здесь никогда.

За многие годы существования фестиваля на ступенях амфитетра, служащих сценической площадкой, можно было увидеть очень похожую на реальную соседнюю Мантую, залитую странным и печальным лунным светом («Риголетто»), голубовато-свинцовые морские дали, огромный и роскошный замок (расписанный задник длиной 13 и площадью 2500 квадратных метров), вполне настоящий корабль, с которого Отелло провозглашает свое «Esultate!» (одноименная опера Верди), целый лес парижских крыш, мансард, окошек, печных труб - необыкновенно живой монмартрский пейзаж («Богема»), дымчато-серый город со сверкающе великолепной архитектурой в окружении гор, где робко светятся окошки затерянных домов, город, полный жизни и движения - Севилья («Кармен»), таинственный, гармоничный и симметричный древний Пекин («Турандот»). В Арена ди Верона хотят непременно создать впечатление «настоящего» и грандиозного. Франко Дзеффирелли, режиссер и сценограф «Кармен», стремится создать на подмостках Арены не образ Севильи, но самое Севилью и населяет оперу немыслимым количеством персонажей. На первом плане разлеглись некие наблюдатели, на боковых авансценах непрерывно танцуют, ступени, от которых рукой подать до публики, заняты шатрами, где кто-то живет, коврами, где кто-то лежит. Среди действующих лиц - не только несколько сотен фигурантов, но настоящие лошади, ослики, коза, собаки и гуси, а также тот, кто должен следовать за животными с совком и метелкой. Смею заверить, открытых ртов всегда хватает. Тысячи людей захвачены этой игрой в «настоящее».

Арена как театральное предприятие решает не только проблему развлечения, но в некотором роде и проблему безработицы: на перевозку оформления «Нормы» требовалось два грузовика и неделя времени, поворотом круга в «Отелло» были заняты пятнадцать человек, в «Кармен» честно зарабатывали себе на хлеб не только люди, но и животные.

Музыка в Арене может быть смело поставлена на последнее место. Крупный аграрный и индустриальный центр, привлекающий в течение года специалистов своими прославленными выставками-ярмарками, Верона летом стремится привлечь туристов, и главный козырь в этом - спектакли Арены. Арена - прежде всего экономическое, и уже потом музыкальное предприятие: в летний период театр под открытым небом «кормит» хозяев гостиниц, ресторанов, баров, туристические агентства, авиакомпании, автобусные парки. Доход от продажи билетов покрывает более 60% расходов на постановки, что тоже является своеобразным экономическим чудом (для сравнения - в театре Ла Скала эта цифра составляет 21%). Веронский фестиваль, несомненно, уже вошел в историю культурного туризма ХХ века как одно из самых крупных явлений.