Новый учебный сезон 2018-2019 вновь не обойдется без независимого мониторинга и диагностики МЦКО в столичных школах. Так государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы имеет возможность оценить эффективность преподавания, сделать выводы о качестве получаемых знаний школьниками, выявить наиболее способных педагогов, подготовить почву для внедрения новых систем обучения и это еще далеко не весь перечень задач, которые можно решить с помощью данных проверок.
Мониторинг 2018-2019
Вся аудиторская деятельность учреждения была поделена на три большие группы:
- Оценка учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году (на бюджетной и внебюджетной основе).
- Национальные исследования качества предоставления знаний.
- Международные сравнительные исследования качества образовательного процесса.
Каждая группа отличается календарем диагностик МЦКО 2018-2019, а также целями, участниками инструментами проверки. Но регламентирующий документ у них общий – письмо Департамента образования Москвы от 14 мая 2018 года «О мероприятиях по независимой оценке учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году».
План проверки для средних школ
Это самый востребованный среди педагогов и директоров план, так как распространяется на все бюджетные общеобразовательные заведения столицы. В новом учебном году он будет состоять из семи этапов:
- Корректирующие обязательные диагностики с 9 по 11 классы. Коснется только тех заведений, в которых результат ЕГЭ по русскому языку и математике в 2018 году оказался неудовлетворительным.
- Проверка по тем предметам, которые изучаются на углубленном уровне.
- Проверки в организациях-участниках проекта по организации профильного обучения по основным общеобразовательным программам.
- Проверка знаний, приобретенных на факультативных занятиях. Для 8-9 классов это «финансовая грамотность» либо «история Москвы», а для десятиклассников это «памятные страницы истории Отчества».
- Мета предметная диагностика. Служит для анализа по достижению планируемых результатов в освоении образовательной программы.
- Диагностика в начальных классах (математика, русский язык, чтение). Пройдет в апреле 2019 года.
Важно! Первый этап диагностики пройдет в сентябре – ноябре 2018 года. Заявки на участие в нем необходимо подавать на сайте mrko.mos.ru в личном кабинете школы. Так же на официальном сайте учреждения в разделе «инструктивно — методические материалы» можно ознакомиться с полной информации по проведению аудита.
МЦКО в текущем учебном году также проведет рейд проверок в образовательных учреждениях, не относящихся к бюджетным (частных школах). Расписание аудита МЦКО 2018-2019 для них показано ниже.
Национальные исследования качества образования
К данной группе относят два инструмента диагностики. Это всероссийские проверочные работы (ВПР) и программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Целью этих методов является обеспечение единства образовательного пространства с повсеместным соблюдением принятых общеобразовательных программ.
Особенностями ВПР являются:
- уровень проверки знаний школьников осуществляется посредством одинакового задания для всей страны;
- используются единые критерии оценивания;
- школьникам предоставляют абсолютно идентичные условия при сдаче экзамена (отражены в специальных инструкциях);
- единые критерии оценивания (после проведения работ школы получают доступ к критериям и рекомендациям по оцениванию).
ВПР дают возможность руководителям школ своевременно сориентироваться в правильности организации образовательного процесса и проверить уровень знаний своих подопечных на соответствие общероссийскому стандарту.
Важно! Во время написания подобных контрольных разрешено присутствие наблюдателей от родителей или учителей.
Особенностью проведения программы НИКО являются:
- анонимное анкетирование (технология компьютерного тестирования или использование машиночитаемых бланков) учащихся с целью сбора информации о процессе обучения и его должном уровне;
- формирование выборки участников осуществляется на федеральном уровне по специальной методике (зависит от конкретного проекта НИКО).
- результаты полученных опросов используются для анализа текущего состояния образовательной системы и формирования программ по ее развитию.
Важно! При тестировании учеников по программе НИКО оценка деятельности учителей и региональных органов исполнительной власти не предусмотрена.
Участие в новом учебном году в проекте НИКО показано ниже.
Международные сравнительные исследования качества образования
В 2018-2019 годах эта группа мониторинга будет обозначена тремя событиями, каждое их которых направлено на разные категории школьников.
- Исследование Progress in International Reading Literacy Study (качество чтения и понимания текста). Будет проводиться среди учащихся начальных классов в разных странах мира.
- Исследование International Computer and Information Literacy Study (проверка компьютерной и информационной грамотности для восьмиклассников).
- Исследование по граждановедческому образованию для восьмиклассников.
Недиагностические цели МЦКО в 2018-2019 году
Помимо мониторинга учебных заведений у Московского центра образования имеется много иных целей и планов в области повышения уровня образования в Москве и, в частности, в России. Это различные международные конференции, семинары и аттестации.
Так, самым первым в календаре нового учебного года запланировано важное событие мирового уровня – Московский международный форум «Город образования» (30 августа – 2 сентября 2018). Организаторы планируют привлечь более 70 000 участников, среди которых будут и представители руководящего состава школ Москвы, России и других стран мира. Закончится форум традиционным фестивалем русского языка.
А в феврале пройдет главное организационное событие года – международная конференция по вопросам развития системы качества получения знаний.
Центр также предлагает сотрудникам образовательных организаций курсы повышения квалификации с выдачей соответствующего удостоверения.
С подробным расписанием диагностических работ 2018 – 2019 все желающие могут ознакомиться на сайте МЦКО mcko.ru .
Публикация о том, как московские школы публикуют (или не публикуют) результаты сдачи ЕГЭ учителями.
В этом году у московских учителей появилась возможность почувствовать себя в роли учащихся и сдать экзамен в формате ЕГЭ. Сегодня мы расскажем о результатах этой работы и необходимости открытости всего образования.
Где самые "открытые" учителя, и влияет ли результат на "открытость"?
Необходимо сказать, что каждый учитель решает сам - опубликовывать свои результаты, или нет. И стоит отметить, что не все педагоги готовы их афишировать, из-за давно навязанного им стереотипа о необходимости всегда быть "отличником", который они в свою очередь пытаются навязать детям. Отличник и успешная личность - это не одно и тоже! А теперь проведем небольшое исследование опубликованных результатов на сайте МЦКО.
Самыми "открытыми" школами Москвы по состоянию на 18.05.17 являются:
Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича (16 педагогов)
Гимназия № 1811 "Восточное Измайлово" (15 педагогов)
Лицей № 507 (13 педагогов)
Школа № 15 (11 педагогов)
Школа № 1862 (9 педагогов)
Если прибегнуть к классическому измерению "средней температуры по больнице", то оно покажет, что количество "больных в палате" никак не влияет на "среднюю температуру". Сколько бы не было учителей в школе сдавших экзамен, средний результат по школам, согласно графику, получается примерно одинаковым.
А вот открытость результатов говорит о многом: Готовы ли мы увидеть свои ошибки? Готовы ли показать учащимся, что даже взрослый человек может ошибаться? Готовы ли предостеречь учеников от повторений ошибок на экзамене и в жизни?
А что у нас?
Возьмем уже полюбившийся нам район Некрасовка, в котором на сегодняшний день 5 школ (1366, 1595, 2051, 2053, 2089). К сожалению, открытостью может похвастаться только одна школа. Важно понять, что результаты экзаменов учителей - это всего лишь статистика успешности выполнения задач один раз одним человеком, и никоим образом не говорит об общем уровне компетенции педагога. Ведь педагог сегодня - это и знаток своего предмета, и эксперт проверки работ разного уровня, и наставник подрастающего поколения. Очень редко встречаются личности-универсалы, да еще и которые никогда не ошибаются, "круглые отличники".
Зачем нужна открытость?
Если мы будем открыто обсуждать и со своими коллегами, и с учащимися наши успехи и неудачи, то это будет способствовать успешной реализации поставленных целей в будущем. Например, после получения результатов мы горячо обсуждали с коллегой свой экзамен. Выяснили, что я в 1, 6, 20, 24 задачах был невнимателен, а вот 23 задание дается мне достаточно трудно. У коллеги же существенные трудности вызывает 18 задача. Именно это понимание позволило нам совместно лучше разобраться в полученных результатах.
Их же публикация позволяет повысить степень доверия родителей ко всему коллективу школы, прийти к пониманию того, что педагог честен, требователен к себе и открыт, он будет так же открыт и честен по отношению к учащимся. Только обсуждая проблемные ситуации, преодолевая, не замалчивая их, ставя перед собой новые цели можно добиться высокого результата.
"Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого."
Древнегреческий философ Сократ