Скороговорка жанр литературы. Что такое скороговорка

В настоящее время довольно часто на уроках в начальной школе учителя используют скороговорки. В некоторых учебных программах для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Несомненно, опытный педагог может доступно объяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, разъяснить различия и сходства с иными жанрами народного творчества. Но в учебной программе не учтён такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторических сведений по этой теме немного.

Произведения данного жанра представляют собой особенные увлекательные явления, которые можно встретить как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее далеко не все могут доступно объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие вспомнят, как захватывала магия слов в текстах типа следующего: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!». В данном случае представлена одна из вариаций данной скороговорки, которых можно встретить огромное количество.

Происхождение скороговорок

Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

Первое собрание скороговорок

В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной тематике. Заслуга В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал первые попытки систематизации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза. Интересно заметить, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, скорее, для взрослого по своему смысловому значению. Среди отмеченных сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.

Определение скороговорки по В. Далю

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу. К примеру, в скороговорке «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как следует, то есть неудачно и невпопад.

Разнообразие скороговорок

Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества

При изучении скороговорок как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. Например, в ходе анализа были выявлены общие признаки между скороговорками и пословицами. Также схожие черты были отмечены и с поговорками. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Издания оригинальных скороговорок

После того как В. Даль опубликовал свои труды, на протяжении довольно длительного времени никто не брался за подобную работу. И только в начале двадцатого века в некоторых изданиях постепенно начали появляться необычные произведения данного жанра народного творчества. К примеру, отдельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы крупнейшего знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некоторое время, в 1964 году, более тридцати текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми значимыми фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Отдельно хотелось бы выделить среди прочих авторов Г. Науменко, который издал сборник большого формата по фольклору. В нем были собраны исключительно русские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких авторов, как И. Фридрих, М. Новицкая и другие.

Авторские скороговорки

В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление - появились авторские русские скороговорки. Но стоит отметить, что изначально среди таковых было выявлено лишь одно произведение данного жанра Д. Хармса под названием «Иван Топорышкин». Среди многочисленных публикаций в детских книгах и журналах Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Однако благодаря труду В. Лунина под названием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени считались достоянием народа. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.

Значение скороговорок для развития речи

Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.

Методика занятий по разучиванию скороговорок

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с использованием текстов этого жанра. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.

Способы работы с детскими скороговорками

Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.

    Скороговорка - это словосочетание или предложение, в которых используются сложные для произношения слова. Их цель - тренировка речи.

    Чтение в слух скороговорок - это полезно для развития речи ребенка и не только.

    Скороговорки существуют у всех народов мира.

    Само слово скороговорка говорит что нужно говорить скоро, то есть быстро.

    Скороговорка представляет собой небольшой правильно составленный текст, содержащий сложновыговариваемые слова. К тому же этот текст нужно проговорить быстро и четко, не запинаясь. Скороговорки - это отличное средство для тренировки дикции и произношения.

    Скороговорки-забавные сочитания слов,сложеные из слов, сложных для быстрово чтения.Иногда скороговорки еше называют чистоговоркой. Скороговорку надо сначала прочитать про себя, потом в слух медленно, а дальше-вс быстрее и быстрее. А ещ скороговорки называют спотыканками.

    Скороговорка короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложннной артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

    Так же во многих языках существуют слова и фразы, сложные для произношения людям, язык фразы для которых не родной. Такие слова и фразы называются Шибболет.

    скопипастил с Википедия =) - на такие случае нужно уметь пользоваться интернетом =)

    Скороговорка является одним из жанров устного народного творчества наравне с потешками, загадками, считалками.

    Если разбираться, что же такое скороговорка, то это небольшая фраза, которая стоит из труднопроизносимых слов, причем труднопроизносимых не в отдельности, а именно в таком сочетании. Скороговорки содержат сложные для произношения сочетания звуков. Сейчас скороговорки широко используются для постановки правильной артикуляции и дикции, а также логопедами.

    Скороговорка - это набор слов используемый для быстрого и четкого прочтения, чтобы речевой аппарат развить.

    Скороговорка - это фраза, которую сложно выговаривать, но нужно произносить быстро! Скороговорки могут состоять и из 2 слов, например: Сиреневенькая зубовыковыривательница. Многие скороговорки содержат большое количество одного звука или нескольких звуков, пример Шла Саша... знают все. Скоровоговорки произнести с первого раза удается не всем, многие спотыкаются, нужны тренировки. Но скороговорки очень полезны для развития речи, умения быстро говорить.

    Это как медленноговорка. Только наоборот.

    Скороговорка это фраза с усложненной артикуляцией, так чтобы трудно было выговорить ее, она обычно бывает рифмованной и сделана на определенный акцент на какую нибудь букву _р-, -ш- или -с- и другие(фонемы так их называют)

    Ее произносить надо быстро и это тоже затрудняет, но это и есть тренировка дикции и произношения.

    Скороговоркой принято называть достаточно короткую фразу, но произнеснную со специально искусственно усложннной артикуляцией. В скороговорках произносятся близкие по звучанию, но более сложные для произношения слова и фразы.

    Скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым жанром народного творчества.

    Фактически скороговорка - это фраза или стишок, который необходимо проговаривать вслух. Но это не обычная фраза, а специально построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков или слогов. Поэтому-то скороговорки и используют для развития дикции вообще или произношения каких-то конкретных звуков и букв.

    На слуху, как правило, не так много скороговорок, но когда начинаешь интересоваться, то выясняется, что скороговорок великое множество.

    Вот, например, известная скороговорка про трх китайцев.

    На мой взгляд, запомнить е наизусть нереально. 🙂

    Скороговорка это короткая фраза но сложная для произношения . В скороговорке сталкиваются звуки и становится трудно быстро говорить слова. Скороговорки полезно читать маленьким детям - такое чтение развивает речь.

    Скороговорка - это фраза, предложение, слоган, который направлен на развитие речи. Обычно в таких фразах используются сложные для выговаривания слова, очень близкие по звучанию друг к другу. Также в скороговорках могут использоваться такие приемы, как много согласных подряд, много одинаковых шипящих подряд или просто одинаковых букв.

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.
Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй - косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец - пиpoжочек.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека - в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

Вoт так Еpмак - пoсeял мак,

Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!

Пoжал мак, смoлoтил мак,

Продал мак - вот так Еpмак!

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

Пoлосатые паласы

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлоскала, полоскала –

Пoлосатой речка стала.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Специально для malutka.net – Елена Кичак

Скороговорка это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Происхождение

Русские скороговорки появились в народном творчестве в результате устной словесной игры, в которой соревновались в умении «скоро говорить», т. е. чисто, правильно и быстро произносить сложные сочетания звуков или созвучных многосложных слов. Скороговорка составлялась в форме ритмизованной прозы или короткого стиха с шуточным содержанием. Таким образом, скороговорка возникла в фольклоре как шуточное сочинение, предназначенное для проговаривания вслух, с целью развлечения. Скороговорку также называли «чистоговоркой» и «частоговоркой».

Скороговорка в литературе

Скороговорка в литературе оформилась в отдельный поэтический жанр, основанный на приёмах фонетической организации художественного текста. Скороговорка представляет собой предложение или фразу, трудную для произношения, потому что включает в себя аллитерацию, омонимию, рифму или все эти явления одновременно.

В основе скороговорки – игра специально скомпонованных труднопроизносимых слов и звуков, которые создают трудности для быстрого и выразительного произношения фразы. Ошибки, которые возникают во время неправильного произношения скороговорок говорящим, создают юмористический эффект, в результате чего выполняется развлекательная функция скороговорки.

Каждая скороговорка – не случайное сочетание звуков и слов; в ней преднамеренно подобраны слова, состоящие из одинаковых звуков («Купи кипу пик»), что затрудняет произношение фразы. Такой повтор согласных звуков называется аллитерацией. Аллитерация часто дополняется рифмой, что придаёт скороговорке форму стихотворения. Скороговорками также называют стихи, которые быстро произносятся.

Примеры скороговорки:

Осип охрип, Архип осип.
Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорки встречаются как сами по себе, так и в литературных произведениях. В художественном тексте скороговорка часто используется как комедийный элемент, фокусирующийся на том, насколько сложно правильно сказать фразу.

Эквивалент скороговорки существует в языке жестов, в котором фразы, трудно поддающиеся выражению, называются «палец-путаник».

Знаменитый русский писатель и этнограф XIX века В. И. Даль в сборнике «Пословицы русского народа» писал, что многие скороговорки содержат также пословицу, например: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не исправишь). Такое сочетание указывает на тесную связь фольклорных жанров, а также их многофункциональность. В этом отношении скороговорка выступает словесной игрой, упражнением для дикции, кратким народным изречением с назидательным смыслом. В. И. Даль также подчёркивал значимую роль скороговорок в процессе выработка правильного произношения.

Скороговорка и шибболет

Шибболет, т. е. фраза на определённом языке, сложная для произношения человеку, не являющемуся носителем этого языка, рассматривается как тип скороговорки. Например, грузинское выражение baq’aq’i ts’q’alshi q’iq’inebs («лягушка квакает в воде») или чешское и словацкое strc prst skrz krk («просунь палец сквозь горло») трудно выговорить не местному человеку из-за отсутствия гласных, хотя силлабический r – распространенный звук в чешском, словацком и других славянских языках.

Скороговорки в педагогике и логопедии

Скороговорки распространены в педагогике и логопедии как средство, с помощью которого тренируется дикция и исправляются дефекты речи. Короткие рифмованные скороговорки представляют собой эффективный метод развития артикуляционного аппарата ребёнка. Изучение скороговорок включено в учебную программу младших классов, что благоприятно влияет на развитие речи детей с раннего возраста.

Скороговорки в логопедии подбираются согласно звуку или звукосочетанию, произношение которого тренируется. Например, скороговорка «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии» предназначена для отработки согласных звуков р, л, г.

Русские скороговорки характеризуются сложностью, поскольку содержат труднопроизносимые сочетания звуков, скопляющиеся на коротком отрывке текста. Как правило, произносить скороговорки легче в медленном темпе речи. Но текст сначала произносят медленно и отчетливо, а затем многократно повторяют в ускоренном темпе. Постоянные тренировки способствуют улучшению артикуляции и усилению выразительности речи.

Современное значение

В современной языковой практике скороговорки используются не только с целью развлечения или создания комического эффекта в произведении, но и для развития речи. Скороговорки совершенствуют ораторские способности человека: чёткое произношение формирует правильно поставленную речь. В подготовке к речевому выступлению скороговорки часто используют представители профессий, предполагающих демонстрацию голосовых навыков, – дикторы телевидения, радиоведущие, переводчики, певцы, актёры и др.

Термин «скороговорка» употребляется также для обозначения краткой, торопливой речи, например: «Писатель скороговоркой закончил повесть» (т. е. быстро).

Значение слова СКОРОГОВОРКА в Словаре литературоведческих терминов

СКОРОГОВОРКА

Малый жанр устного народного творчества: краткий текст, фраза, построенная на аллитерации таким образом, чтобы произнести ее вслух было максимально трудно, особенно при многократном быстром повторении: "Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать"; "Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит" .

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКОРОГОВОРКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СКОРОГОВОРКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Быстрая речь. Неразборчивая с. Говорить скороговоркой. 2. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая …
  • СКОРОГОВОРКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    скорогово"рка, скорогово"рки, скорогово"рки, скорогово"рок, скорогово"рке, скорогово"ркам, скорогово"рку, скорогово"рки, скорогово"ркой, скорогово"ркою, скорогово"рками, скорогово"рке, …
  • СКОРОГОВОРКА
    прибаутка, речь, …
  • СКОРОГОВОРКА
    ж. 1) а) Быстрая, торопливая речь. б) Быстрый темп речи. 2) Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, которую …
  • СКОРОГОВОРКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    скороговорка, -и, р. мн. …
  • СКОРОГОВОРКА в Орфографическом словаре:
    скорогов`орка, -и, р. мн. …
  • СКОРОГОВОРКА в Словаре русского языка Ожегова:
    быстрая речь Неразборчивая с. Говорить скороговоркой. скороговорка специально придуманная фраза с трудопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная …
  • СКОРОГОВОРКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    скороговорки, ж. 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая …
  • СКОРОГОВОРКА в Толковом словаре Ефремовой:
    скороговорка ж. 1) а) Быстрая, торопливая речь. б) Быстрый темп речи. 2) Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, …
  • СКОРОГОВОРКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СКОРОГОВОРКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Быстрая, торопливая речь. отт. Быстрый темп речи. 2. Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, которую ради …
  • ТАТЕМ У ТАТЯ ПЕРЕКРАДЕНЫ УТЯТА (СКОРОГОВОРКА). в Пословицах русского народа Даля.
  • МАРКУС КОУЛ (ВАВИЛОН-5) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:04:07 = Маркус Коул = = "I Am the Very Model of a Modern Major General" = …
  • ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни (9.5.1740, Таранто, -5.6.1816, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Дебютировал в Болонье оперой "Болтун" (1764). …
  • НИКИФОРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Николай Матвеевич, 1796—1880) — известный актер, окончил курс в Моск. театральном училище, сначала пел в опере, потом был переведен в …
  • НИКИФОРОВ, НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1796?1880) ? известный актер, окончил курс в Московском театральном училище, сначала пел в опере, потом был переведен в московскую драматическую …
  • ПРИБАУТКА в словаре Синонимов русского языка:
    побасенка, поговорка, погудка, прибасенка, присказка, присловье, …
  • СКОРОГОВОРОЧКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг. Ласк. к сущ.: …
  • ШИРИНА в Словаре Даля:
    ширь жен. редко широта, мера поперек, поперечное протяженье. Пространство измеряется в длину, в ширину и в глубину или в вышину; …
  • ЧИСТОГОВОРКА в Словаре Даля:
    частоговорка, скороговорка. Чистоголовый парнишка. Чистоголовики, пск. лапти, которые плетутся в шесть концов. Нас чистодором обобрали, дочиста. У нас жнут чистожином, …
  • ЧЕТВЕРТАК в Словаре Даля:
    четвертачок, серебряная монета в четверть рубля, 25 коп., полуполтинник. Четвертак радужной, сотенной, 25 рублей. | Лошадь или бык по четвертому …
  • ЧЕТВЕРИК в Словаре Даля:
    четверг, четвертый и пр. см. четыре. Четверик, четверичок, мера сыпучего, по осьми на четверть; пудовка, маленка, мера, мерка. Четверик …