Основные поэтические жанры и формы. Что такое стихи, виды поэзии? Основные поэтические жанры

Основные поэтические жанры

Жанр (от фр. genre) – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся: романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае, роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Существуют три основных разновидности поэтического искусства - лирика, эпос и драма, представляющие собой первое деление в классификации поэтических произведений. Следующей ступенью в этой классификации является деление каждог на жанры, которые делятся на виды: (элегия, ода, мадригал и т. д. - лирические жанры; басня, рассказ, повесть, роман, эпопея и пр. - эпические; комедия, драма, трагедия, водевиль и т. п. - драматические). Наконец жанры обычно получают дальнейшие подразделения (напр. роман бытовой, роман авантюрный, психологический и т. п.).

Chanson de geste (буквально «песнь о деяниях») - жанр французской средневековой литературы, эпические поэмы, самая известная из которых - «Песнь о Роланде».

Выражение «chanson de geste» засвидетельствовано в средневековых памятниках начиная с XII века. Слово «жеста» (geste, от лат. gesta, «деяния») означало в старофранцузском языке «рассказ о подвигах» и относилось прежде всего к героическим традициям, связанным либо с отдельным персонажем, либо с его родом, либо даже с целым коллективом. Поэмы сохранились примерно в сотне рукописей XII-XIV веков. В середине XIX века этот жанр заново открыли филологи-романтики, давшие ему толкование в тех же понятиях, к каким прибегали в то время для объяснения гомеровских поэм. Все песни о деяниях, за исключением «Гормона и Изамбара», написаны десятисложным (с цезурой по схеме 4 + 6, очень редко 6 + 4) или александрийским (6 + 6) стихом.

Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Вирелэ́, ныне чаще виреле́ (фр. virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Одна из типичнейших твёрдых форм в поэзии и музыке Ars nova. Хрестоматийные образцы виреле оставил Гильом де Машо, автор одноголосных пьес (в т.ч. знаменитого Douce dame jolie) и многоголосных обработок.

Герои́да - греческое название особого вида элегии, в котором выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев.

Дастан (от персидского слова "дестан" (Фарси: داستان), которое означает "рассказ") - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов. Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои.

Ди (фр. Dit, Dict - буквально «сказ») - в старофранцузской литературной терминологии - обозначение относительно короткого стихотворного произведения преимущественно дидактического характера, тематически совершенно неопредёленного. Ди исполнялись устно, но без опоры на мелодию и музыкального сопровождения.

Дра́па - основная форма хвалебной песни в скальдической поэзии. Название, вероятно, означает «песнь, разбитая на части» (от глагола «разбивать»). По своей композиции драпа похожа на стихотворный перечень имен или каких-либо сведений. Каждая из вис, составляющих драпу, - как правило, замкнутое целое, не только в метрическом, но и в смысловом отношении. Сюжет в драпе отсутствует. Не бывает также и прямой речи, диалогов, монологов и т. п

Кансо́на (окс. canso, "песня") - песнь, созданная окситанскими трубадурами и впоследствии перешедшая во многие другие языки. Окситанское слово вошло в употребление не ранее 1170 г., вытеснив старинное vers («стихи»).

Каса - жанр корейской средневековой поэзии. Каса представляют собой крупные стихотворные произведения о знаменательных событиях прошлого, достопримечательностях страны, жизни народа Кореи и его соседей. Стихотворная форма процветала во время династии Чосон, а появилась ранее, во время династии Корё.

Ксе́нии (др.-греч. ξένια «подарки гостям», ед. ч. ξένιον от ξένος «гость») - в античной и новоевропейской поэзии короткие юмористические или хвалительные стихотворения, обращенные к каким-либо лицам.

Ли́мерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Мадрига́л (фр. madrigal, итал. madrigale) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Макарони́зм (итал. macaronismo, от блюда макароны, воспринимавшегося как грубая крестьянская пища, ср. названия вроде «кухонная латынь») - смешение слов и словосочетаний различных языков в тексте. К «внутренним» макаронизмам относятся также сложные слова-гибриды, образованные из корней разных языков (например, автомобиль из греч. αὐτο- и лат. mobilis).

Мансёнг - скальдический жанр, находящий формальное выражение в драпе или отдельной висе, с доминирующей прагматической (восходящей к магической) функцией и с содержанием, обусловленным выражением (или констатацией) скальдом его чувства к женщине.

Пастуре́ль (фр. pastourelle) - разновидность кансоны, повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Пеан или пэан (др.-греч. παιήων, παιάν, παιών) - хоровая песнь древнегреческой лирики, жанр древнегреческой поэзии, гимн богам. Точная этимология слова «пеан» неизвестна, но весьма вероятна его связь с кругом представлений об искусстве врачевания.

Поэ́ма - (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая.

Причитания - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

Роман в стихах - специфический литературный жанр, представляющий собой сплав тематики и фабулы прозаического романа и поэтической формы. По форме и внешним признакам достаточно мало отличается от поэмы, поэтому в некоторых случаях их дифференциация представляет собой определённую сложность. Наиболее известный пример - роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Рубаи́ (во множественном числе «рубайат»), (другие названия: дубайти, таране) - четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке (наравне с газелью и касыдой). Прародителем служило устное народное творчество иранцев. В письменном виде рубаи существует с IX-X вв. По содержанию - лирика с философскими размышлениями. Стихотворения состоят из четырех строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже - aaaa, то есть рифмуются первая, вторая и четвёртая (иногда и все четыре) строчки. Рубаи строятся в метре аруза.

Рыцарская поэзия - одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством и сменившего собой более суровый и грубый дух собственно феодального периода, является поэзия провансальских трубадуров, перешедшая затем в соседние страны.

Садистские стишки - жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), чаще всего в дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.

Бо́льшая часть садистских стишков представляют собой пародии на правила техники безопасности и иллюстрацию трагических последствий вопиющего нарушения этих правил.

Сиджо́, сичжо́ - жанр корейской лирической поэзии, изначально называемый таньга (дословно «короткая песня»). Сиджо родственно японскому стилю хокку. Каждая строка стихотворения сиджо содержит 14-16 иероглифов (или слогов хангыля), всего 44-46 в трёх строчках. В середине каждой строчки делается пауза, поэтому при переводе на другие языки часто используется шесть строчек, а не три. Наиболее известный автор сиджо - Юн Сон До.

Сирве́нта, сирвенте́с - один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII-XIII вв. Формой напоминала любовную кансону, но отличалась поднимаемыми в ней темами. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали, личные выпады поэта против его врагов («персональные» сирвенты). Существовало несколько разновидностей персональной сирвенты: литературно-пародийные (высмеивание собратьев-трубадуров), похвальба - шутливая песня, в которой трубадур часто иронически перечисляет свои достоинства, плач - во славу достоинств оплакиваемого лица: покровителя, трубадура, Дамы. Морализаторские сирвенты впервые встречаются у Маркабрюна. Сирвенты на политические темы с призывами к войне или, наоборот, к миру, порицанием врагов - были одним из самых распространённых видов жанра. Знаменитым мастером политической сирвенты является Бертран де Борн.

Стансы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - стихотворение, состоящее из композиционно законченных строф и обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Хвалебная песнь - основной жанр скальдической поэзии. К хвалебной песни относятся драпа и флокк.

Эле́гия (греч. ελεγεια) - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

ю пользовались эпиграммы актёра Валентина Гафта.

Литература:

Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. Москва.Издательство "Экзамен", 2005г.

Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.

Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.

Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972. Информатике и программированиюКонтрольная работа >> Информатика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ Задание 1. Описать... могут быть классифицированы по ряду признаков: по принципу действия. Цифровые... быстродействующими техническими комплексами. 2. По этапам создания. По этапам создания и используемой...

  • Контрольная рабоат по Гражданскому праву

    Контрольная работа >> Государство и право

    Экономики предпринимательства и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Гражданское... регулирования. При написании контрольной работы используются диалектический, ... и другие. Главной целью данной контрольной работы является комплексное исследование и...

  • Контрольная рабоат по Компьютерным информационным технологиям в финансовом менеджменте q КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Маркетинг» Вариант... конкретной потребности покупателя данным товаром по сравнению с товарами конкурентов. ... или товарной марки устанавливается по функциональному назначению. Важнейшим...

  • Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни), род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель, и прежде всего его внутренний мир. Это объективация лирического переживания в форме лирического переживания (отчуждение личного состояния, но снова в личных формах).

    Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Это понятие впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой – это «я» сотворенное» (М. Пришвин). Вместе с тем такому образу сопутствуют особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. При обращении к образу лирического героя необходимо помнить о его: 1) целостности; 2) неадекватности его автору. Внимание к внутренней жизни лирического героя, переменам, состояниям, ощущениям.

    В литературоведении существует классификация лирики по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная).

    Выделяют также лирику медитативную (размышления над вечными проблемами бытия) и суггестивную (внушающую, сосредоточенную на передаче эмоционального состояния).

    Лирические жанры: дифирамбы, гимны, ямбы, песни, элегии, сатиры, причитания, плачи, тенсоны, альбы, баллады, пастореллы, сирвенты, канцоны, мадригалы, сонеты, триолеты, послания.

    Исторический принцип классификации лирики:

    В народном творчестве лирические произведения различались либо по бытовой функции (причитания: свадебные, похоронные, рекрутские, песни: плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные), либо по напеву (протяжные, частые).

    В античной литературе – по характеру исполнения: хоровая и монодическая, декламационная и песенная, элегическая и сатирическая; гимн, дифирамб, пеан, ода, схолия, френос, элегия, энкомия, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, ямбы.

    Средневековье – трубадуры (альба, баллада, романс, пастореллла, канцона, сирвента, тенсона, плач), труверы (песни о крестовых походах, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве).

    Ренессанс – канцона, сонет, мадригал, триолет, рондо, рондель.

    Альба (прованс alba, букв. рассвет) жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. Ср. серена: «вечерняя песня» – приглашение к свиданию (см. Серенада ).

    Анакреонтическая поэзия, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древне-греческому поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Основные мотивы анакреонтики – земные радости, вино, любовь, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтические стихи в России писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков.

    Баллада (франц. ballade, от прованс. ballada – танцевальная песня), 1) твердая форма франц. поэзии XIV–XV веков: три строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc – для 8-сложного и ababbccdcd для 10-сложного стиха) с рефреном и заключительной полустрофой – «посылкой» (обращением адресату). Яркие образцы – в поэзии Фр. Вийона. Распространение за пределами французской поэзии получила лишь в стилизациях (В. Брюсов, М. Кузмин). 2) Лиро-эпический жанр англ.-шотл. народной поэзии XIV–XVI века на исторические (позднее даже на сказочные и бытовые) темы – о пограничных войнах, о нац. народном легендарном герое – Робине Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой); здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, обычно с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В советской поэзии форму баллады часто получали стихи о подвигах в годы Великой Отечественной войны (Н. Тихонов, К. Симонов).

    Буколическая поэзия (греч. bukolika, от bukolikos – пастушеский) жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III век до н.э. – V век нашей эры), небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Произведения буколической поэзии назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка), впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога – больше действия. Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. В новоевропейской литературе буколическая поэзия, скрестившись со средневековым фольклором в пастореле XII – XIII веков, породила разнообразные жанры пасторали XIV – XVIII веков. К буколической поэзии примыкает роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

    Газель (арабская газаль), вид моноримического лирического стихотворения (обычно 12-15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всего, возникла из доисламской персидской народной лирической песни и окончательно сформировалась к XIII – XIV веку. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее идет рифмовка по схеме ba, ca, da… В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт газели, как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве персидских и таджикских поэтов Рудаки, Саади, Хафиза.

    Гимн (греч. gymnos – хвала), торжеств. песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д. Древнейшие гимны восходят к литературе ранних государственных образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., гимн «Ригведы»). В гимне усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.

    Дифирамб (греч. dithyrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Др. Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса или Вакха, позднее – в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII веке до н. э., расцвет в V – VI векa до нашей эры (поэзия Симонида Киосского, Пиндара). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему дифирамбу (например, у Ф. Шиллера, И. Гердера, сатирич. – у Ф. Ницше).

    Кантата (от итал. cantata, от лат. canto – пою). 1) Крупное стихотворное произведение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, обычно в форме чередования арий, речетативов и хоров, написанных разными размерами; по содержанию – обычно праздничные стихи на случай, высокого аллегорического стиля, близкие к пиндарической оде. Различались кантаты более религиозного и эпического содержания (оратории) и более светского и лирического (собственно кантаты). Разрабатывались в искусстве барокко и классицизма XVII – XVIII веков (Ж.Б. Руссо, Г.Р. Державин).

    2) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или лиро-эпического характера, состоящее из сольных (арии, речетативы), ансамблевых и хоровых частей. Русские композиторы второй половины XIX–XX веков сочиняли кантаты на поэтические тексты, специально для этой цели не предназначавшиеся («Москва» П. Чайковского на стихи А. Майкова, «На поле Куликовом» Ю. Шапорина на стихи А. Блока).

    Мадригал (франц. Madrigal, итал. Madrigale, от позднелат. Matricale – песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI веков на основе мадригала XIV–XV веков – короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы XVII–XVIII века (в России – Н. Карамзин).

    Макароническая поэзии (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Русская макароническая поэзия была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов.

    Послание, эпистола (греч. epistole), лит. жанр, стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появилось у Горация, живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII–XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А.П. Сумароков). В эпоху романтизма теряет жанровые признаки (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин «Послание цензору»), а к середине XIX века исчезает как жанр.

    Формальный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелание, увещевание. Содержание послания по традиции – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина).

    Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» вначале не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI–XVII века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар). В поэзии классицизма ода (XVII–XVIII века) – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости), приемами (тихий или стремительный приступ, наличие отступлений, дозволенный лирический беспорядок) и видами (оды духовные торжественные – пиндарические, нравоучительные – горацианские, любовные – анакреонтические). Классики жанра – Ф. Малерб, Ж.Б. Руссо. В России – М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы). В эпоху предромантизма (конец XVIII века) жанровые признаки оды расшатываются (Г.Р. Державин).

    Твердые формы – это стихотворные формы, в которых традицией более или менее твердо определены и объем, и строфическое строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов твердые формы близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в твердых формах – между разными стихотворениями одной традиции.

    По строгости организации различаются твердые формы, в которых 1) и объем, и строфика фиксированы (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина ; 2) объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель ; 3) ни объем, ни строфика не фиксированы (канцона, виреле, глосса ).

    Вилланель (франц. Villanelle – сел. песня) – твердая стихотворная форма: 6 строф с рифмовкой А 1 bA 2 abA 1 abA 2 abA 1 abA 2 abA 1 A 2 , где А 1 и А 2 – повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии XVI века по образцу имитаций итальянских народных песен, распространение получила лишь в стилизациях («Все это было сон мгновенный…» В.Я. Брюсова).

    Виреле (франц. virelai – рефрен, припев, основанный на звукоподражании) – песенная форма в средневековой французской поэзии: припев + 2-членная строфа нетождественного с припевом строения + 1-членная строфа тождественного с припевом строения +припев: АВВА +(сd +cd+ аbba+АВВА).

    Глосса – твердая форма в испанской поэзии XIV–XVII веков: стих из нескольких строф (обычно 4 децимы), последние строки которых составляют особую строфу (вводное мотто), комментируемую последующими строфами (пример см. в романе Сервантеса «Дон Кихот», ч.II, гл.18). В других литературах малоупотребительна; ср., например, аналогично построенные стихотворения В. Брюсова «Витраж-триптих» и «Парки бабье лепетанье…».

    Канцона (от итал. canzone – песня) – полутвердая форма итал. поэзии. Строфа классической канцоны состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей части (один член, кода {итал. coda, букв. хвост: 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения, замыкающая двучленную часть; 2) дополнительные строки, т. е. сверх 14-ти в конце шуточного сонета}). Целое стихотворение состоит из 5-7 строф и еще одной коды. В других литературах употребительна в стилизациях. Пример строфы канцоны (Вяч. Иванов по схеме Петрарки: AbC+AbС+сDdEE, где большие буквы длинные, а малые – короткие стихи):

    Великий Колокол на богомолье

    Тебя позвал …Тоской

    Затрепетала вдруг нетерпеливой

    И вырвалась душа в свое приволье

    (На подвиг иль покой?)

    Из ласковых оков любви ревнивой…

    И вновь над тонкой нивой

    Тебя я вижу сирою Церерой:

    С печалию и верой

    Зовешь ты дождь и солнце на поля,

    Где пленный дождь еще таит земля.


    Выведено слов: 19 из 19

    (11) АЛЕЙКСАНДРЕ -

    • Испанский поэт, представитель «поколения 27 года». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1977 года «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами». (фамилия)
    • (8) БАЛЬМОНТ -

      • Поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. (фамилия)
      (7) БУРЛЕСК -(4) ВИДА -
      • Итальянский деятель церкви, поэт XVI века, автор аллегорической поэмы "Шахматы любви", трактата "Об искусстве поэзии"
      (6) ГАЗЕЛЬ -
      • Вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии
      • Вид моноримического лирического стихотворения в поэзии многих народов Востока
      (6) ДАСТАН -(12) ИМПРОВИЗАЦИЯ -
      • Произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество
      (7) КУКУШКА -
      • Мы просто внимательно слушаем это животное, в индусской поэзии местными виды играют примерно ту же роль, что у нас соловей: их песнями заслушиваются
      (6) ЛИРИКА -
      • Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта
      (6) МУЗЫКА -
      • Астрономия, история, комедия, разные виды поэзии, торжественные песни, танец, трагедия. Все это древние греки называли одним словом. Каким
      (7) ПАРОДИЯ -
      • Это слово в переводе с греческого означает "перепев" и в античности обозначало род поэзии, который передает видоизмененное содержание серьезных произведений
      • Это слово в переводе с греческого означает "перепев" и в античности обозначало род поэзии, который передает видоизмененное содержание серьезных произведений. что это за слово
      (8) ПЛАСТИКА -
      • ж. греч. искусство изображать предметы в полном, круглом, толстом виде, ваяньем или лепкою; применяется и к живописи, и даже к поэзии; живо, верно, округло, выпукло. Пластический, пластичный, согласный с пластикою. Пластичность художественной вещи, жизненная полнота и круглота, изящная округлость. Пластик, пластический художник
      (6) ПОЭЗИЯ -
      • ж. изящество в письменности все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе другие- видениями из духовного Мира третьи видят в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное стихотворец. Поэтичный, -ческий, относящ. к поэзии, ее содержащий изящный. Поэма ж. поэтичное повествованье, стихотворный рассказцелостного содержанья
      (5) РЕМБО -
      • французский классик поэзии, боявшийся, что другие увидят его "так же, как я вижу их"
      (6) СИМУРГ -
      • фантом, его никому не дано увидеть, на языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту
      (5) СОНЕТ -

    Поэзия является одним из самых древних литературным жанром. Еще не зная письменности, люди увидели, что хоть какой рассказ легче уяснить, ежели выложить его рифмованными стихами.

    Поэты придают звучанию слова не наименьшее значение, чем его содержанию. Стихи, сложенные поэтами, просто ложатся на музыку и преобразуются в красивые песни.

    Стихи, обычно, пишутся в рифму. Это значит, что окончания крайних слов в 2-ух либо наиболее строчках должны быть созвучны друг дружке. Однако рифма не неотклонима для поэта, и время от времени они пишут так именуемые «белые стихи», лишенные рифмы.

    Большие стихотворения, либо поэмы, разделяются на части - главы либо куплеты. Каждая строчка стихотворения обязана иметь точный, циклический ритм, который именуют стихотворным размером. Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в стихе.

    Существует много видов поэзии - она быть может повествовательной, лирической либо драматической.
    В повествовательном стихотворении рассказывается какая-нибудь история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме имеются действующие лица, и она сродни театральной пьесе.
    Самым известным драматургом, писавшим свои пьесы стихами, был Вильям Шекспир.

    Одной из главных ошибок было отдать на откуп авторов ведение (добавление) жанров. Чего только не найдешь на сайте, а главное – трудно определиться проза это или стихи.

    С недавних пор самостоятельный ввод жанров на сайте запрещен. А в этой статье делается попытка небольшого обзора материалов литературных сайтов и энциклопедий, посвященных поэзии.

    Поэзия от греческого- означает творчество, сотворение.

    В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу.

    Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая красоту изложения изображаемого объекта, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст. Но в данной статье коснемся только жанров поэзии.

    Вот примерно такую классификацию (с небольшими вариациями) поэзии дают интернет-издания и словари:

    Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство - и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство.

    Эпическая поэзия , обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

    Философская поэзия - это стихи о жизни. Это легко объяснить - ведь любого человека волнуют вопросы жизни, смерти, отношений с окружающим миром. Человек пишущий, редко доволен своей жизнью, рассуждает на темы добра, зла, правды и лжи, часто думает о роли Создателя в управлении людскими жизнями. Темой стихов - размышлений автора становится его собственная судьба.

    Публицистическая поэзия - поэзия, посвящённая актуальным вопросам общественно-политической жизни.

    Сатирическая поэзия - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

    Юмористическая поэзия - Наверное. каждому человеку, если он не педант и сухарь, нравится хорошая шутка. Человек, у которого есть чувство юмора, который любит посмеяться, имеет гораздо больше причин любить жизнь и наслаждаться ею, чем угрюмый пессимист.

    Детская поэзия - В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом.

    Каждая из этих «поэзий» делится на жанры. Здесь я постараюсь дать в алфавитном порядке наиболее известные жанры поэзии (это лично мое мнение и этот список может быть продолжен и оспорен).

    Баллада (от фр. ballade, итал. ballata от ballare - плясать) - жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом.

    Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

    Героиада (фр. heroide, греческого происхождения) - письмо в стихах от лица какого-нибудь известного героя истории или легенды; особого вида элегия, в которой выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев; поэтический жанр, распространённый в литературе конца XVIII века; утратила значение с падением ложноклассицизма. (цитата из википедии)

    Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй - что сделал, а далее - что из этого вышло.

    Лирика, лирическая поэзия (от греч. -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» «лирический; лирный») воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

    Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Песня на родном (материнском) языке - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная песня на итальянском языке.В XIV-XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

    Пастурель (фр. pastourelle)) - повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

    Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую.

    Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.

    Рубаи (во множественном числе «рубайат - четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке.

    Рыцарская поэзия - одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством. Является поэзией провансальских трубадуров.

    Стансы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

    Стансы - в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба) (Большой энциклопедический словарь). Например, «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

    Травести (от итал. travestire - переодевать) - род юмористической (иногда сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической. (цитата из википедии).

    Философская поэма - жанр философской литературы.

    Хайку (ранее хокку) - жанр традиционной японской лирической поэзии.

    Элегия - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма. (цитата из википедии). Эпиграмма (др.-греч. «надпись»)) - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление