Упражнения для развития речи взрослых с примерами. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь

Инструкция

Начните тренировку на развитие речи с выполнения артикуляционных упражнений. Тренировка речевого аппарата поможет вам добиться четкости произношения. Если вы будете говорить быстро, но глотать при этом половину , то вас никто не . Вы же, скорее всего, хотите добиться не только высокой скорости, но и качества речи. Следовательно, пренебрегать упражнениями по артикуляции не стоит.

Встаньте или сядьте перед зеркалом, плечи расправьте и опустите вниз, спина прямая. Вытяните губы вперед трубочкой и растяните их в широкой, открытой улыбке. Выполните упражнение 10 раз в среднем темпе и 10 раз в быстром.

На вдохе надуйте щеки, как воздушный шарик. На выдохе резко сдуйте их, выдыхая через рот и вытягивая вперед губы. Повторите 8 раз.

После тренировки артикуляционного аппарата переходите к произношению скороговорок. Выбирайте скороговорки с таким сочетанием звуков, которые даются вам труднее всего. Сначала произносите их , четко проговаривая каждый слог. Когда выучите скороговорку наизусть и освоите , повышайте скорость проговаривания. Заучите наизусть несколько стихов и читайте их быстро и с выражением.

Пополняйте свой словарный запас и общий уровень знаний. Чем большим арсеналом слов вы будете владеть, тем легче вам будет подбирать нужные для быстрой речи. А кладезь знаний позволит вам говорить свободно и уверенно. Каждый день тренируйтесь перед зеркалом, произнося речь на заданную тему. Запишите речь на диктофон и оцените скорость и качество произношения. Отметьте допущенные ошибки и постарайтесь их исправить в следующий раз. При регулярных занятиях вы обязательно добьетесь успеха.

Нарушения речи и дефекты дикции встречаются у подавляющего большинства детей. Вовремя исправленный прикус, а иногда и подрезание уздечки, занятия с логопедом творят чудеса. Однако не всем удается в юном возрасте избавиться от речевых проблем. Неудивительно, что многие взрослые, недовольные своим выговором, обращаются к услугам специалистов. Профессионал сразу скажет, как скоро можно человеку надеяться на улучшение развития речи, поскольку некоторые недостатки устраняются сложнее. Тем не менее, развить речь можно в любом возрасте, если запастись терпением и усидчивостью.

Инструкция

Если вы занимаетесь с логопедом, он, скорее всего, сам определит для вас оптимальные способы развития речи. Однако есть и несколько универсальных , которые подходят всем, кто улучшить свое произношение. Например, правильное речевое дыхание. Чтобы его разработать, нужно ежедневно выполнять несколько простых упражнений. Произносите на выдохе распевно звуки а, о, у, и, ы, пробуйте их различные сочетания, например, ау, ои и так далее. Чередуйте произношение звуков с короткими вдохами. Так же, на выдохе, считайте вслух до десяти, стараясь, чтобы звуки не прерывались.

Учите скороговорки. Произносите их каждый день перед зеркалом, следя, чтобы ваша артикуляция была четкой. Начните медленно, шепотом, акцентируя каждый рычащий, шипящий звук. С каждым разом читайте скороговорки все быстрее и громче, но делайте это, не «зажевывая» и не «проглатывая» звуки. Скороговорки могут быть любыми, в том числе и теми, что знакомы вам : «Шла Саша по шоссе», «Три корабля лавировали, лавировали». Но все же, подбирая их, старайтесь чаще произносить те, в которых есть проблемные для вас звуки.

Один из развитой речи – правильное интонирование. То есть расстановка ударений в словах, паузы, громкости во время рассказа. Интонационной выразительности речи взрослый может научиться . Для этого пишите на листочке простые предложения или детские , например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…». Читайте их вслух, с различной интонацией, каждый раз меняя ударения в предложении так, чтобы менялся и . Делайте логические паузы. Приучайте себя не выпаливать весь текст одним махом.

Развитие мелкой моторики - важная составляющая общего детского развития. Благодаря увеличению ловкости пальчиков ребенка происходит правильное формирование речевого аппарата, малыш быстрее начинает говорить, легче усваивает знания и овладевает ручными умениями. Какие способы помогают быстро и незаметно развивать мелкую моторику?

Полезные игры

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Когда ребенку исполняется два года, процесс активного речевого развития убыстряется. Но у каждого малыша это происходит по-разному. Одни дети сразу говорят связными небольшими предложениями, другие произносят лишь отдельные слова. В любом случае родителям следует помогать ребенку в дальнейшем формировании правильной речи.

Особенности произношения некоторых звуков детьми двух лет

К двухлетнему возрасту ребенок зачастую не способен произносить все звуки. Возрастной нормой в два года считается четкое произношение гласных «а», «у», «и», «о». А вот звуки «ы»,«э» дети часто заменяют звуком «и». Что касается согласных, то большинство из них еще очень труднопроизносимы для малышей. Поэтому некоторые твердые согласные они заменяют на мягкие, которые более просты в произношении. Это касается и переднеязычных звуков «г», «д», «с», «з». Тогда вместо «дай» говорят «дяй» и т.д. В речи могут отсутствовать шипящие звуки и звуки «л», «рь», «р».

Большинство детей в два года должны уметь правильно произносить следующие звуки: «п», «пь», «б», «бь», «м»,«мь», «ф», «п», «пь», «в», «вь», «т», «ть», «д», «дь», «н», «нь», «сь», «ль», «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь». Не стоит в панике бежать к логопеду, если ребенок с трудом осваивает свистящие и шипящие, а так же «р», «рь», «л». Он может заменять их более простыми или вовсе пропускать.

Какие занятия полезны для развития детской речи в 2 года

Стоит начать с совместного рассматривания картинок. Можно попросить ребенка назвать изображенные предметы. Нужно как можно чаще обсуждать с ним все, что находится вокруг. На прогулке можно показывать ему окружающие предметы или явления. А в дальнейшем просить ребенка назвать их самостоятельно. Таким образом будет пополняться пассивный словарный запас. Ребенок начнет различать предлоги (у, за, в, около и т.д.), наречия (далеко, близко, высоко, низко и т.п.), местоимения (там, тут).

Обязательно нужно читать ребенку книги. Это одно из первых правил успешного развития речи. После прочтения книги обсудите прочитанное. Ребенку полезно самому восстановить по памяти сюжет. Для этого родителям нужно задавать уточняющие вопросы. Самые простые сказки («Теремок», «Репка») можно еще и разыгрывать: открывать и закрывать дверь воображаемого домика, подражать звукам сказочных персонажей.

Стихи, песенки и считалки полезно заучивать не только для развития памяти. Это положительно влияет и на развитие речи. Необходимо как можно чаще стимулировать самостоятельный детский монолог. Пусть малыш сам отвечает на вопрос «какой?», описывая вещи или явления. Полезно уделять внимание подробному описанию окружающих предметов. Например, цветок состоит из стебля, листьев, лепестков. Лепестки различаются по цвету и форме и т.д. За счет этого ребенок быстро пополнит лексикон.

Помогут развить речь двухлетнего ребенка пазлы. Он может попытаться описать получившуюся картинку. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики. А она положительно влияет на развитие речи. Поэтому польза от двойная.

Можно заняться артикуляционной гимнастикой. Это облегчит дальнейшее произношение многих звуков. Двух минут в день достаточно, чтобы вместе с малышом перед зеркалом складывать губы трубочкой. Эти и другие занятия, а также усилия родителей помогут сделать речь ребенка правильной и грамотной.

Развитие техники быстрого чтения позволяет улучшить внимание, память, воображение. А также активизировать творческие способности и мышление. Для достижения хороших результатов необходимо выполнять несколько упражнений, описанных ниже.

Инструкция

Сожмите плотнее зубы и повторяйте про себя: «Один, два, три...». И так далее, не проговаривайте слова шепотом. Избавьтесь от артикуляции при чтении текста (мысленное слов или проговаривание их шепотом). В этом вам поможет упражнение «Выстукивание ритма». Когда вы читаете какой-либо текст «про себя», выстукивайте ритм рукой, но он не должен соответствовать обычной ритмике речи. Это может быть двухтактное постукивание с ударными элементами в 1 такте и двумя во 2, причем первый элемент каждого такта выстукивайте со значительным усилением. Достаточно будет двадцати академических с выстукиванием ритма, чтобы была «запрограммирована» новая мозга, обеспечивающая обработку информации, которая поступает в мозг по зрительному каналу.

При чтении водите глазами по странице не слева направо, а сверху вниз. Охватывайте одним взглядом не одно или два слова, а группу. Не останавливайтесь и не возвращайтесь взглядом к прочитанным кускам текста.

Тренируйте периферическое , при этом стараясь охватить взглядом как можно больше слов. Для развития периферического зрения используют таблицы Шульте. Каждая представляет собой разделенный на 25 ячеек квадрат величиной 20 х 20 с числами от 1 до 25, которые вписаны в ячейки в произвольном порядке. Расположение цифр не должно повторяться.
Для тренировки нужно использовать 8 таблиц. Перед началом зафиксируйте взгляд в центре, вы должны видеть таблицу целиком. Далее ищите взглядом цифры по

Красивая, правильная речь – необходимый атрибут успешного мужчины. Почему так важно развить речь взрослому человеку, если у него есть определенные проблемы с ней? Может, не заморачиваться и продолжать общаться на прежнем уровне? Лучше, конечно, подтянуть свои навыки. Объясню, почему.

Во-первых , с правильной, уверенной речью сразу повышается эффективность в коммуникации. Становится проще договориться с человеком, убедить его, а также произвести хорошее впечатление.

Во-вторых , в пикапе это немаловажная составляющая успешного соблазнения. «Неважно, что ты говоришь, важно, как ты это делаешь».

Как развить правильную и красивую речь взрослому человеку

Если есть очевидные дефекты речи, то первым делом следует посетить логопеда. С помощью доктора можно довольно быстро исправить ситуацию в лучшую сторону. Он даст рекомендации, как правильно работать над исправлением речи.

Если у тебя нет явных дефектов, то можно записаться в школу ораторского искусства. Там учат тому, чтобы говорить и выступать на людях уверенно, заинтересовывать аудитория, чтобы люди вас увлеченно слушали. Конечно, это стоит денег, и зачастую ощутимых. Но в конечном итоге ты поднимешься в жизни на новый уровень, и плата за данные курсы не раз отобьется. Такие школы работают в большинстве крупных городов.

Как развить грамотную речь

Для того, чтобы развить грамотную речь, придется порядком потрудиться. Первые шаги можно сделать самостоятельно:

Чтение художественной литературы . Крайне полезное занятие, при котором ты учишься правильному и понятному изложению мыслей, новому лексикону, тонкому чувству юмора и многому другому. После осознанного прочтения нескольких книжек уже можно почувствовать определенный результат.

Просмотр публичных выступлений известных людей . Выбери человека, который тебе наиболее импонирует в плане красоты и грамотности речи. Это может быть политик, бизнес-тренер либо человек какой-либо иной профессии, связанной с публичностью. Смотри записи с его выступлениями, запоминай наиболее понравившиеся и вызвавшие впечатление моменты. Можно также стараться повторять отдельные моменты их речи.

Упражнения для домашней тренировки:

Кроме вышеприведенных советов можно выполнять в домашних условиях конкретные упражнения, которые помогут тебе в ораторском искусстве. Важные условия для успешного развития — методичность, усердность и осознанность того, что ты делаешь в данный момент.

#1 Чтение скороговорок. Куда же без них. Одно из самых продуктивных и популярных упражнений для развития речи, которое положительным образом влияет на артикуляцию. Для начала выбери несколько скороговорок на проработку разных звуков. Над каждой скороговоркой следует тщательно поработать, доведя ее произношение до совершенства.

#2 Чтение вслух слов с сочетанием нескольких согласных подряд. Например, комедиантство, постскриптум, ангстрем, бодрствование и т.д.

#3 Чтение отрывков и предложений с правильной интонацией и выражением.

#4 Рассказ по ключевым словам. Для этого следует выписать несколько слов, не связанных между собой, и с помощью них на ходу придумать короткий рассказ. Данное упражнение развивает логическое мышление и сообразительность.

#5 Диалог с собеседником. Выбираете тему, накидываете короткий план разговора. Цель данного упражнения – умение грамотно вести беседу, увлекать своего собеседника, приобрести навыки убеждения в реальной ситуации.

Конечно, данные упражнения, как и вся статья – это вершина айсберга. Но и с помощью этой информации ты получил основные понятия о развитии речи у взрослого человека. И если ты выполнишь упражнения, приведенные выше, то твои навыки коммуникации заметно улучшаться. Успехов!

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней» , а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Причины тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это , низкая и . Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос , если Вы хотите развить дикцию , если Вы хотите развить речь , Вам необходимо провести огромную работу над собой . Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Как развить голос?

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов» . Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка» . Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь» . Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь» . Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть» . Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться , а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, . И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

Как развить голос, Как развить дикцию, Как развить речь

Нравится

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

В чем разница между научным сотрудником и детским аниматором? Ученый разговаривает четко, кратко, правильно, но сухо и скучно. У аниматора же лексика насыщенная, яркая, образная, зато часто неграмотная. Куча слов с уменьшительными суффиксами, неверными окончаниями веселят детей, но неприемлемы для взрослых. Однако если взять из языка обоих работников только лучшее, получится идеальный слог. Как улучшить речь так, чтобы в ней отображалось все — и эрудиция ученого, и яркость аниматора?

Как улучшить свою речь технически

Изучать орфоэпию

Произношение звуков напрасно недооценивают. Вместе они складываются в слоги, те — в слова, а последние — уже во фразы. Если всего одна деталь будет проговариваться неправильно, она может исковеркать все предложение. Это чревато искажением смысла, недоразумениями.

К счастью, в интернете хватает учебников, доступно объясняющих орфоэпические нормы. Вот, к примеру, несколько правил русской орфоэпии:

  • если в слове есть буква “ё”, ударение всегда будет падать на нее;
  • “ч”, “щ”, “сч” и “зч” в любых позициях звучат мягко (в отличие от украинского языка, где они твёрдые);
  • прилагательные в родительном падеже, заканчивающиеся на “-ого”, “-его”, читаются как [-ова], [-ива] или [-ава];
  • безударная буква “о” в первом слоге читается как [а] ([∧]);
  • звонкие “б”, “в”, “г”, “д”, “ж” и “з” в конце слов превращаются в глухие “п”, “ф”, “к/х”, “т”, “ш” и “с” соответственно.

Подробно изучив эту тему, можно избавиться от акцента и признаков диалекта. Если есть желание говорить красиво на иностранном языке, придется изучить его орфоэпические правила.

Заглянуть в учебники по грамматике

Грамматика — это раздел языкознания, включающий в себя морфологию и синтаксис. Эта дисциплина — ядро любого языка, так как она объясняет большинство языковых закономерностей. Открыв пособие по грамматике, можно узнать о том, как:

  • правильно спрягать глаголы по лицам и числам;
  • корректно склонять существительные по падежам;
  • использовать модальные, вспомогательные части речи;
  • видоизменять глагольные формы для передачи времени;
  • сочетать разные языковые единицы;
  • грамотно составлять предложения.

Как человеку понять, что в его речи не хватает грамотности? Если фразы “играть на пианине”, “более красивее”, “изучая инструкцию, возникло ощущение…” не вызывают никакого дискомфорта или подозрений, — пора срочно браться за грамматику русского языка.

Поработать над лексикой

Грамматика — это ядро технической части речи, лексика — ее оболочка. Самые вкусные конфеты никто не купит, если они будут упакованы в грязные, порванные или невзрачные фантики. Человек может знать правила языка, но быть не в состоянии передать суть мысли из-за скудного словарного запаса. И к нему потеряют интерес — точно так же, как и к сладости с неприметной оберткой.

Однако мало просто заучить несколько новых слов. Лучше также поинтересоваться их:

  • прямыми значениями;
  • переносными смыслами;
  • эмоциональной окраской;
  • частотностью, востребованностью;
  • сферой использования;
  • степенью понятности для окружающих.

Если же копнуть глубже, углубиться еще и в историю лексем, можно научиться каламбуру — забавной игре слов.

Богатый лексикон позволяет общаться без запинок и неловких пауз. Он дает возможность передавать мысли более точно, ярко, избегая недопониманий. Такие преимущества помогают в карьерном продвижении и других восхождениях.

Научиться правильно выражать мысли

В таком деле понадобятся уже не просто знания, а навыки, помогающие эту теорию использовать. Необходима логика, которая развивает:

  • последовательность;
  • способности к анализу, синтезу, индукции, дедукции;
  • конкретизацию (отсутствие “воды”, выделение главного);
  • склонность к лаконизму;
  • кругозор, его широту и многогранность;
  • исчерпывающее информирование;
  • умение избегать лингвистических и смысловых тавтологий (повторов).

Логичность информации делает ее полезной для слушателей. Они начинают прислушиваться к мнению собеседника, советоваться с ним. Логика вызывает доверие, ощущение надежности и уверенности. При этом не обязательно становиться Шерлоком Холмсом или частным детективом и показывать тончайшие проявления дедукции. Достаточно развить свои навыки до того уровня, при котором они будут помогать в общении.

А вот как “оживить” свою речь, вдохнуть в нее душу, можно узнать уже в следующем разделе статьи.

Как развивать речь художественно

Использовать эпитеты

Эпитеты выражаются преимущественно прилагательными. Они делают речь более выразительной, но использовать их лучше с умом. Несколько советов:

  • не использовать более 2 (в крайнем случае 3) тропов подряд;
  • избегать слишком преувеличенных, “театральных” слов (“прекраснейший снег”, “вселенская благодарность”);
  • следить за тем, чтобы прилагательные согласовывались с существительными;
  • не допускать повторов (“на красивой скатерти красовалась красивая ваза”);
  • к главным предметам или личностям рассказа подбирать наиболее яркие эпитеты.

Так как эти тропы образны, с ними можно экспериментировать. Их использование сочетаемо с авторским домыслом и творческим полетом мысли. Однако логика в подборе эпитетов все же важна. Еще одно доказательство того, что связь между технической и художественной частями — нерушима.

Выстраивать яркие образы

Эпитеты — не единственные средства, наполняющие речь выразительностью. К часто употребляемым фигурам также относятся:

  • метафора — образное, чаще скрытое сравнение, перенесение смысла (“змеиный взгляд”, “солнце смеется”, “вышитое облачным узором небо”);
  • оксюморон — противоречивость (“голос тишины”, “горячая льдина”, “добрый злодей”);
  • антитеза — противопоставление (“на нашей земле чужие бродят”, “любовь и ненависть”, “на белом платье вились черные кружева”);
  • гипербола — преувеличение (“всесильный человек”, “она — не просто проблема, она — стихийное бедствие”, “перерыл тонну бумаг”);
  • литота — уменьшение или смягчение (“легкая, как пушинка, балерина”, “осиная талия”, “огромный пес вдруг показался щенком”).

Прямые по смыслу сравнения менее выразительны, чем перечисленные тропы. Однако они заставляют слушателей представлять конкретные образы, что облегчает понимание информации.

Развивать чувство юмора

Практически в каждом кругу друзей есть человек, у которого в запасе всегда найдется пара анекдотов или житейских историй на все случаи. Если при этом у него наблюдается харизма, — он обречен быть душой компании.

Адекватное чувство юмора позволяет подбирать уместные шутки для любого мероприятия. Оно не приемлет пошлости, цинизма, сарказма там, где все это может навредить. Даже “черный юмор” имеет право на существование, если он используется среди понимающих людей и не затрагивает чьи-либо интересы или чувства. Для такого уровня придется поработать над обаянием, остроумием и легкой самоиронией.

Полюбить психологию

Чтобы обнаружить в себе психолога, не понадобится лезть кому-то в голову или развивать потомственную экстрасенсорику. Достаточно подключить внимательность, смекалку и немного воображения. Как проявить приемы психологии в беседе:

  • умело создать интригу (подготовить сюрприз или описать что-то, не называя сам предмет);
  • упомянуть в разговоре факты из темы, интересующей собеседника;
  • установить контакт (поймать взгляд, убедиться, что слушатель следит за выражением лица, жестами рассказчика);
  • ненавязчиво направить ход беседы в нужное русло (“Его проект хорош. Он логичен и прост. Правда… Не хватает запоминающейся детали. Кстати, на примере своей работы могу продемонстрировать, как создать и использовать такую «изюминку»”);
  • проверить степень интереса, проследив, повторяет ли собеседник движения говорящего (неосознанно).

Рекомендации о том, как улучшить речь, задают направление. Их выполнение займет далеко не один день. Это колоссальная работа, требующая постоянного развития. Наверняка по началу как минимум один совет будет даваться тяжело или вовсе казаться невыполнимым. Однако, если зажать волю в кулак и не останавливаться на середине пути, успех не заставит себя ждать.