Экономические особенности северо восточной руси. Северо-Восточная Русь: княжества, культура, история и развитие региона

К концу XIII - началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система со столицей во Владимире. Под властью великих князей владимирских, помимо территории Владимиро-Суздальского княжества, находилась Рязанская земля и формально Новгород Великий.

Большинство древних городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир) в период ордынского ига пришли в упадок, уступив свое политическое первенство окраинным центрам - Твери, Нижнему Новгороду и Москве.

В конце XIII в. центр экономической и политической жизни Северо-Восточной Руси переместился в центральные и окраинные, менее доступные для ордынцев, лесные районы, где вырос ряд новых княжеств: Тверское, Московское, Стародубское. Включение правителей этих княжеств в борьбу за великое княжение Владимирское внешне не выходило за рамки обычных феодальных усобиц. Князья, практически не участвовавшие в междоусобной войне накануне Батыева нашествия, ослабившей князей черниговских, смоленских, волынских, повели активную борьбу за первенство.

Усилению позиций владимирских великих князей способствовало и то, что Орда сразу признала их «старейшими» на Руси. Благодаря этому Владимир как бы замещал Киев в качестве номинальной столицы. Хотя власть великого князя являлась номинальной, она давала значительные преимущества: князь получал в свое распоряжение обширные владимирские земли, а бояре - выгодные наместничества. Претендентами на великое княжение Владимирское выступали Московское, Тверское Суздальско-Нижегородское княжества. Остальные (Рязанское, Черниговское, Смоленское) не имели либо сил, либо династических прав. «Общерусские» притязания владимирских великих князей серьезно подкрепило перенесение в Северо-Восточную Русь на рубеже XIII-XIV вв. резиденции «митрополита всея Руси» - главы Русской православной церкви.

Еще по теме Политическое развитие Северо-Восточной Руси. Борьба за первенство:

  1. Тема 2.Политическая раздробленность Древней Руси. Борьба русского народа за независимость (ХII– первая половина ХIУ века)
  2. 2.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII–XV вв.
  3. № 198 ДОНЕСЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА V АРМИИ НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА
  4. № 190 ДОНЕСЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ПОЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ V АРМИИ НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ВРАГА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА Челябинск 2 ноября 1919 г.
  5. Политическое устройство, социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (IX-XIV в.)

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Сельское хозяйство

Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были веротерпимы и, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви-десятина-выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321 -1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Город

Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов, Больших успехов достигли такие ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства, В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли белыми).

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединений страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

Экономической особенностью региона являлось медленное развитие производительных сил. В аграрной сфере это определялось следующими причинами.

Природно-климатические условия и географическое положение этого региона были хуже, чем в низовьях Днепра и Дуная, бассейне Днестра, где находился демографический центр Киевской Руси. Тем более, они существенно отличались от Западной Европы. Дневные летние температуры в Центральной Европе и Северо-восточной Руси были приблизительно одинаковыми – 19–24 градуса. Но зимой температура в Европе редко опускалась ниже нулевой отметки, поэтому сельскохозяйственные работы там начинались раньше и заканчивались позже, чем в Северо-восточной Руси, а животноводством можно было заниматься круглый год. Это крайне отрицательно сказалось на развитии сельского хозяйства, которое в те столетия представляло собой основу экономики. Летнего тепла хватало для вызревания ячменя, ржи. Вырастить же хороший урожай теплолюбивых культур – пшеницы, овса и проса удавалось довольно редко. Зимы же могли быть и суровыми и с частыми оттепелями, что наносило вред озимым посевам. Весной урожай находился под угрозой поздних, а осенью – ранних заморозков.

Второй причиной, осложнившей развитие сельского хозяйства, стал характер растительности. Более или менее свободных от лесов территорий было очень мало – Владимирский, Суздальский и Ростовский районы. Леса там располагались не сплошной массой, между ними было много опушек, что освобождало колонистов от необходимости корчевать деревья. Поэтому за этими тремя районами закрепились общие названия «Русь Залесская» и «Ополье». На остальной же территории шумели таежные леса, а их раскорчевка делала сельскохозяйственную работу крайне трудоёмкой.

Третьей причиной низкой рентабельности сельскохозяйственного труда стал характер почв. Лишь во Владимирском и Ростовском регионах существовали относительно хорошие почвы – темноцветный карбонат. Остальные же районы состояли из суглинков, серых подзолистых почв и супесчанников.

Все это делало сельскохозяйственную работу неэффективной. Не случайно местное финно-угорское население до прихода славян сельским хозяйством почти не занималось. В свою очередь, плохое обеспечение продовольствием приводило к большой смертности. Плотность населения этого региона оставалась всегда низкой, что, в конечном счете, стало одной из основных причин задержки исторического развития будущей России.

Развитие ремесла и торговли сдерживалось иными причинами.

Производительность труда в сельском хозяйстве была настолько низкой, что ремесло фактически не отделилось в этом регионе от земледелия: в силу бедности, крестьяне все необходимое стремились делать сами. В результате здесь не возникли торгово-ремесленные города. Подавляющее число укреплённых поселений являлось крепостями или административными центрами, принадлежавшими какому-либо князю, боярину или монастырю.

Следующая причина состояла в удаленности от мировых торговых путей. От балтийского торгового пути Северо-восточную Русь отделяли земли Новгорода, которому совершенно не нужны были торговые конкуренты. От волжского пути до XIII в. славян отрезали половцы, а с 1237 г. – татаро-монголы. Пути на юг также находились под контролем врагов. Поэтому рыночный механизм в регионе формировался крайне медленно. В торговых операциях в качестве монетного эквивалента использовали хрустальные и сердоликовые бусы, разноцветные стеклянные браслеты, шиферные пряслица (грузики для веретён).

Ремесленники и торговцы считались людьми второго сорта и проживали на городских окраинах. До XIII в. эти окраины назывались словом «подол» (т.е. место, расположенное ниже города-крепости), потом оно трансформируется в слово «посад». В XIV в. ремесленников и торговцев стали именовать «людьми горожанами», или «гражаньскими людьми», а с первой половине ХV в. – «посадскими людьми».

С технологической точки зрения ремесленники Северо-восточной Руси достигли высокого уровня, например: продукция слесарей-замочников вывозилась в Европу, а качество оружия, по оценкам крымского хана, было выше, чем у итальянских, турецких и сирийских мастеров. В основном, ремесленники работали только по заказу своих хозяев, поэтому рыночный механизм в их среде не формировался. Не случайно в летописях нет указаний на продажу продукции ремесленников на рынке.

В Москве сложился узкий круг относительно богатых купцов. Их административная свобода была гораздо меньше, чем в Новгороде или Пскове. Власть привлекала их к выполнению финансовых задач и требовала беспрекословного подчинения.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.