Халхин-Гол: проба сил несостоявшейся войны. Советская авиация в боях на реке халхин-гол

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.

Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.

Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил

На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.

В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).

27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Халхин-Гол, начало боевых действий 22-го ИАП

«Признаться, война на Халхин-Голе началась для нас неудачно. Мы, по существу, были к ней не готовы. Первый бой, состоявшийся 28 мая (более вероятно, 27 мая - прим. авт.) , наша эскадрилья проиграла вчистую - мы еще не умели вести атаку, да и материальная часть оказалась неисправной…»

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.

Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

В конце июля - начале августа обстановка на пограничной территории Монгольской Народной Республики близ реки Халхин-Гол в значительной степени походила на июньскую. На фоне спорадических атак на земле и столкновений в небе обе стороны накапливали силы для новых решительных операций.

На фото: Красноармейцы и пленные японские солдаты

Оригинал взят у mayorgb в О Советско-японских военных конфликтах. Часть 3. Бои на Халхин-Голе. II.

4 августа 1939 года специальным декретом императора японо-маньчжурские сила в районе конфликта были объединены в 6-ю войсковую группу под командованием генерал-лейтенанта Огису Рюхэя. Общая её численность с учётом всех коллаборационистских формирований доходила до 55 тысяч человек, однако на монгольской территории, то есть в непосредственной зоне боёв, находилось не более 35 тысяч. На 24 августа штаб генерала Огису запланировал крупномасштабное наступление с целью охватить правый фланг советско-монгольских войск и разгромить их.

Однако командование советской 1-й армейской группы не намеревалось ждать японского удара. Силы РККА в районе боевых действий насчитывали около 57 тысяч человек, общая численность двух кавалерийских дивизий МНРА доходила до 5 тысяч. Советские войска располагали артиллерией в 542 орудия и миномёта, бронетехникой из 498 танков и 385 бронемашин и авиационной группировкой числом в 581 самолёт.

Воины 6-й кавалерийской дивизии Монгольской Народно-Революционной Армии ведут наблюдение.


Советское командование разработало план операции, заключавшийся в окружении основных сил японцев и маньчжур фланговыми сходящимися ударами с последующим разгромом окружённого неприятеля без пересечения государственной границы. Для осуществления этого замысла войска 1-й армейской группы подразделялись на три группировки: Северную, Центральную и Южную. Центральной группе ставилась задача сковать японо-маньчжурскую группировку, лишить японское командование возможности через маневрирование и рокировки перегруппировать силы; Северная и Южная группы наносили фланговые сходящиеся удары, причём основным считался удар Южной группы, бившей по левому крылу неприятеля. Советское командование оставило также и резерв из 9-й мотоброневой бригады, танкового батальона, 2 стрелково-пулемётных батальонов и 212-й авиадесантной бригады майора Ивана Ивановича Затевахина. Монгольские войска объединялись под общим командованием Маршала Монгольской Народной Республики Хорлогийна Чойбалсана.

Хорлогийн Чойбалсан и Георгий Константинович Жуков.


Пока наземные советско-монгольские и японо-маньчжурские группировки готовились к масштабным наступлениям, лётчики ВВС РККА и вооружённых сил Японской империи боролись за господство в воздухе.

Красноармейцы осматривают обломки сбитого японского бомбардировщика.


2 августа 23 И-16, прикрываемых 19 новыми истребителями-бипланами И-153 "Чайка", нанесли штурмовой удар по одному из японских аэродромов; итогом стало сожжение 6 японских самолётов и повреждение ещё нескольких, а самое главное - смерть командира 15-го сэнтая полковника Абэ Кацуми. Краснозвёздные самолёты вернулись без потерь.

3 августа погиб командир эскадрильи 56-го истребительного авиаполка капитан Виктор Павлович Кустов, ценой своей жизни протаранивший японский бомбардировщик. За свой подвиг капитан Кустов посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 5 августа командир подбитого зенитным огнём бомбардировщика СБ батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин совершил огненный таран, направив самолёт на скопление японских войск, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза; ещё один советский самолёт, истребитель И-16, был сбит в воздушном бою.

Виктор Павлович Кустов Михаил Анисимович Ююкин

Красные лётчики отплатили японцам, в тот же день сразив двух асов императорских ВВС: Кобаяси Таро, имевшего в активе 10 побед, и Мотодзиму Минэёси, чей счёт составлял 26 побед. И это событие уже явственно свидетельствовало об измотанности японских авиаторов на Халхин-Голе, вынужденных более двух месяцев воевать против численно превосходящих сил Красной Армии.

12 августа в масштабном бою сошлись 137 советских и около 60 японских истребителей; ВВС РККА потеряли 2 самолёта, о японских потерях в машинах сведений нет, но известно, что в этот день погиб ещё один японский лётчик высокого класса - Окуда Дзиро с 14 победами на счету. 13 августа наступил период нелётной погоды. 19 августа условия снова стали допустимыми для полётов, чем незамедлительно воспользовались лётчики 22-го истребительного авиаполка, спалившие на аэродромах в ходе штурмовок два японских самолёта, но в тот же день из боевого вылета не вернулся один из бомбардировщиков СБ.

Приготовления к наступлению затребовали огромных усилий. Для проведения операции были накоплены двухнедельные запасы провианта, ГСМ и боеприпасов; подвоза всего этого осуществляли более 4 тысяч грузовых автомашин. При этом войска тщательно соблюдали меры по соблюдению скрытности - Жуков вообще отличался гипертрофированным вниманием к этой стороне подготовки операций. Все перемещения войск производились исключительно ночью, бдительность противника притуплялась непрерывной имитацией при помощи репродукторов шума автомашин, артиллерийских тягачей и танков.

Миномётчики РККА на позиции.


20 августа за четверть часа до 6 утра 150 краснозвёздных бомбардировщиков обрушили на японские позиции град бомб с высоты в 2,5-3 километра. Одновременно 46 И-16, действуя несколькими группами, задавили японские зенитные орудия. В небо при этом не поднялся ни один японский истребитель, чем советские лётчики активно пользовались: проведя штурмовку одного из аэродромов, они уничтожили 6 и повредили 9 японских самолётов. В 6 часов 15 минут утра орудия советско-монгольских войск открыли шквальный огонь по неприятельским рубежам. После артобстрелов ещё 52 СБ под прикрытием 162 истребителей провели бомбардировку японских войск в долине реки Хайластын-Гол.

Затем японские лётчики всё-таки ответили. Около 50 бомбардировщиков в сопровождении 80 истребителей вылетели для удара по советским аэродромам, но посты ВНОС отработали хорошо, и в окрестностях Тамцак-Булака их встретили 204 советских истребителя. В состоявшемся бою японцы смогли сбить 6 советских истребителей, и японские бомбардировщики даже прорвались к аэродрому, но лётчики Красной Армии не позволили произвести прицельное бомбометание, и только одна бомба смогла уничтожить стоящий на лётном поле СБ. Всего же за этот день потери ВВС РККА составили 7 истребителей и 4 СБ, японские - 6 истребителей.

Советские воины готовы к наступлению.

Наземные силы РККА и МНРА перешли в наступление в 9 часов утра 20 августа. Утренний туман на ряде участков позволил красноармейцам и цирикам скрытно подобраться к первой линии неприятельских позиций на расстояние, позволявшее сходу броситься в атаку. Удары советской артиллерии и авиации оказались настолько сильны, что за первые полтора часа японцы и маньчжуры не совершили ни единого ответного артиллерийского выстрела. Определить направление главного удара японцы также не смогли. Следует отметить успехи 8-й кавалерийской дивизии МНРА, действовавшей в Южной группе - её воины, отбрасывая встреченные на своём пути баргутские подразделения, дошли до самой государственной границы. Войска Северной группы между тем к концу дня завязали бои за высоту Фуи, превращённую японцами в мощный опорный пункт.

Группа красноармейцев в боях на Халхин-Голе.


В следующие два дня сопротивление японцев решительно возросло. Командир пулемётной роты 57-й Уральской стрелковой дивизии Василий Иванович Давиденко вспоминал: "Вообще, надо честно признать: фанатизм и самоотверженность японского солдата поражали. В моей роте был такой случай. Красноармеец Татарников, обнаружив в окопе раненого японца, решил взять его в плен. Приставил штык к груди и приказал сдаваться. Но самурай, ухватившись за штык обеими руками, вогнал его себе в живот. Татарников потом оправдывался: мол, «кто ж знал, что этот ненормальный так поступит»" . Сам Жуков так характеризовал японских солдат: "Японский солдат, который дрался с нами на Халхин-Голе, хорошо подготовлен, особенно для ближнего боя. Дисциплинирован, исполнителен и упорен в бою, особенно в оборонительном. Младший командный состав подготовлен очень хорошо и дерется с фанатическим упорством. Как правило, младшие командиры в плен не сдаются и не останавливаются перед харакири" ; при этом комкор указывал на следующие недостатки в Японской Императорской Армии: "Офицерский же состав, особенно старший и высший, подготовлен слабо, мало инициативен и склонен действовать по шаблону" .

Уже после Великой Отечественной Войны Жуков рассказывал Симонову об исступлённом упорстве японских солдат, приводя примеры: "Японцы дрались исключительно упорно, в основном пехота. Помню, как я допрашивал японцев, сидевших в районе речки Хайластын-Гол. Их взяли там в плен, в камышах. Так они все были до того изъедены комарами, что на них буквально живого места не было. Я спрашиваю их: «Как же вы допустили, чтобы вас комары так изъели?» Они отвечают: «Нам приказали сидеть в дозоре и не шевелиться. Мы не шевелились». Действительно, их посадили в засаду, а потом забыли о них. Положение изменилось, и их батальон оттеснили, а они все еще сидели уже вторые сутки и не шевелились, пока мы их не захватили. Их до полусмерти изъели комары, но они продолжали выполнять приказ".
Примечательным событием 22 августа стала победа советских авиаторов над ещё одним японским асом, Мотомурой Кодзи, число побед которого равнялось 14. Краснозвёздные самолёты прочно удерживали инициативу в воздухе.

Красноармейцы и броневик.


Свирепое сопротивление неприятеля заставило Жукова вводить в бой резервы - в помощь Северной группе двинулись 9-я мотоброневая и 212-я авиадесантная бригады. Воины последней, вступив в бой за высоту Фуи, где врагу помогали не только запредельная ярость, но и мощнейшие укрепления и сама местность, смогли решительной атакой занять этот опорный пункт.

В своём боевом крещении, состоявшемся на высоте Фуи, десантники продемонстрировали отличную боевую подготовку. 9-я мотоброневая бригада при поддержке двух рот пограничников и стрелково-пулемётного батальона 11-й легкотанковой бригады достигла высоты Номон-Хан-Бурд-Обо, к исходу 23 августа отрезав японцам пути отхода на восток. Тогда же советско-монгольские войска Южной группы взломали оборонительные рубежи японцев в своей полосе наступления на всю глубину. 24 августа 8-я мотоброневая бригада Южной группы соединилась с частями 9-й мотоброневой бригады. Наконец, кольцо окружения окончательно замкнулось. Разумеется, считать на этом сражение законченным было бы преждевременным, особенно учитывая японский фанатизм.

Красноармейцы на высоте.

А 25 августа в воздухе красные лётчики оборвали жизнь ещё двух асов императорских ВВС: Судзуки Эисаку с 11 победами и Ядзиму Ёсихику с 16 побеждёнными противниками на счету.


Командование 6-й войсковой группы пыталось ударами извне пробить созданное воинами РККА и МНРА стальное кольцо, однако эти попытки привели только к лишним потерям в японских частях. Одновременно с этим внутри кольца шли невиданные по накалу бои с окружёнными японскими войсками, главные очаги сопротивления которых образовались в районах сопки "Песчаной", высот Ремизова и "Зелёной". В последних боях по добиванию японцев красноармейцам и цирикам пришлось столкнуться с особым ожесточением противника, не проявлявшего тени жалости к себе. Согласно воспоминаниям командира разведвзвода Николая Григорьевича Богданова, "Даже убедившись, что вырваться из окружения им не удастся, самураи всё равно не сложили оружия и полегли в рукопашной до последнего человека. Все склоны были усеяны их трупами" . Наконец, в самом конце августа последний очаг сопротивления неприятеля на сопке Ремизова был уничтожен. После этого японцы предприняли ещё ряд атак на земле, но все они не дали никакого результата.

Красноармейцы осматривают японское орудие.


Но если на земле бои практически сошли на нет, то советским лётчикам в сентябре ещё пришлось немало поработать. Ещё 27 августа был сбит и через два дня умер от ран отлично проявивший себя советский лётчик-истребитель старший лейтенант Виктор Георгиевич Рахов, сбивший до 14 самолётов неприятеля. Конфликт на Халхин-Голе стал первым и последним сражением для 25-летнего лётчика, умершего, так и не узнав, что в Кремле подписан указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но и японским ВВС 27 августа ничего хорошего не принесло - погиб самый результативный на тот момент японский ас Синохара Хиромити, на счету у которого числилось целых 58 побед.

Виктор Георгиевич Рахов.


Хиромити не стал последним японским асом, чей жизненный путь оборвался над берегами Халхин-Гола. В эти последние дни войны советские лётчики достигали блестящих результатов. 1 сентября произошёл бой между 188 советскими и примерно 120 японскими истребителями, завершившийся сбитием 3 советских и 5 японских истребителей; ещё один советский самолёт сел на вынужденную посадку близ Тамцак-Булака. В этом бою ВВС РККА вырвали из вражеских рядов ещё двух асов: Кодаму Такаёри с 11 победами и Судо Токую с 10.

15 сентября 1939 года между СССР и МНР с одной стороны и Японией с другой было подписано соглашение, предписывавшее прекращение военных действий с 13.00 16 сентября. И в тот же день состоялся последний, самый крупный воздушный бой этого военного конфликта. Около 120 японских самолётов атаковали аэроузел Тамцак-Булак, где навстречу им поднялось 207 самолётов с красными звёздами. В бою было сбито 6 советских и 9 японских истребителей, а также 1 японский бомбардировщик, а среди 8 погибших японских пилотов были ещё два аса: Симада Кэндзи с 27 победами и Ёсияма Бундзи, чей актив насчитывал 20 побед. Они стали последним пополнением на кладбище асов микадо, устроенном советскими воинами на пограничной монгольской земле. В целом же в сентябрьских боях авиация Квантунской группы войск потеряла 24 самолёта, тогда как безвозвратные потери ВВС РККА составили 16 самолётов.

Победители фотографируются на обломках японского самолёта.


Данные статистического исследования "Россия и СССР в войнах XX века. Книга потерь" свидетельствуют: за время конфликта на реке Халхин-Гол вооружённые силы Советского Союза потеряли 6472 человека погибшими на поле боя и умершими на этапах санитарной эвакуации, 1152 умершими от ран в госпиталях, 8 умершими от болезней, 2028 пропавшими без вести и 43 погибшими в катастрофах или в результате иных происшествий, итого 9703 человека; санитарные потери исчисляются в 15251 человека ранеными и 2225 человек заболевшими (относительно последних данные неполны).

Учитывая масштаб сражения и практически неизбежную для статистики, в том числе статистики военных потерь погрешность, число безвозвратных потерь следует округлить до 10 тысяч человек, а число раненых до 15,5 тысяч. Поскольку количество попавших в плен не превышало 2-3 сотен человек, можно считать практически всех воинов, отнесённых к безвозвратным потерям на Халхин-Голе, погибшими. Следует отметить, что точно неизвестно, всех ли военнопленных красноармейцев японцы вернули советской стороне - есть даже свидетельства, что кого-то из пленённых советских воинов использовали в опытах отряда 731. Монгольские потери с учётом жертв среди пограничников, по имеющимся данным, не превышают тысячи человек, из которых не более трёх сотен потеряны безвозвратно. Впрочем, даже если эти данные неполны, вряд ли монгольские потери превышают 1,5 тысяч человек, из которых самое большее 0,5 тысяч погибли и пропали без вести. Советские потери в основных видах боевой техники достигли следующих величин: 249 самолётов, из которых 42 по небоевым причинам, 253 танка и броневика.

Красноармейцы осматривают подбитый японский танк.

В свою очередь, относительно японских потерь имеются следующие данные: 8629 убитых, 1201 пропавший без вести, 9087 раненых и 2350 больных. Таким образом, суммарно японские безвозвратные потери согласно этим данным составляют 9830 человек. Впрочем, следует учесть окружение значительной части японских войск в итоговой фазе боёв, которое почти вне всякого сомнения, негативно повлияло на полноту отчётности. Кроме того, на памятнике в честь погибших в ходе "Номонханского инцидента", открытом японцами в Хайларе в 1942 году, была высечена 10301 фамилия погибших на Халхин-Голе солдат и офицеров Японской Императорской Армии. Учитывая, что за время боёв советско-монгольские войска взяли в плен 226 военнослужащих противника, из них 155 японцев, которые все или практически все служили именно в Японской Императорской Армии, безвозвратные потери японских войск в таком случае почти достигают 10,5 тысяч человек.
Принимая в расчёт погрешность, следует округлить данное число до 11 тысяч. Как и в случае с Красной Армией, почти все эти люди погибли. Таким образом, с учётом 9 тысяч раненых и за вычетом заболевших общие японские людские потери в конфликте на Халхин-Голе составляют порядка 20 тысяч человек. В авиации японцы потеряли 162 самолёта, включая 74 списанных в силу разных причин, включая боевые повреждения.

Что до Императорской Армии Маньчжоу-Го, то по некоторым данным её потери не превышают 3 тысяч человек, но точной уверенности в этом нет - нельзя даже точно сказать, правомочно ли все эти 3 тысячи отнесены именно к потерям, ведь многие из учтённых в качестве убитых или пропавших без вести вполне могли на самом деле просто-напросто дезертировать.
Итак, основные участники боёв на Халхин-Голе: СССР и Япония - понесли общие потери за вычетом заболевших в 25,5 и 20 тысяч соответственно. При этом следует отметить очень высокую долю безвозвратных потерь у японцев, очевидно, вызванную окружением с последующим перемалыванием значительной части 6-й войсковой группы. Именно это окружение позволило практически сравнять итоговые потери сторон, тогда как в целом в ходе боёв японцы несли меньший урон, что объясняется лучшей подговкой японских солдат, служивших полноценную 2-3-годичную срочную службу, по сравнению с тогдашними бойцами РККА, большая часть которых военную службу проходила в виде кратковременных учебных сборов. На руку японцам играл и полученный ими в Китае весьма обширный боевой опыт.

Японское оружие, захваченное Красной Армией

Так или иначе, но итог боёв у Халхин-Гола оказался совершенно провальным для руководства Японской Императорской Армии. Устраивая "Номонханский инцидент", генералы тэнно рассчитывали на не слишком сложную, эффектную победу в скоротечном локальном конфликте без угрозы полномасштабной войны с СССР. На деле же японские войска потерпели локальное, но от того не менее болезненное поражение. Попытки списать его на техническое превосходство Красной Армии только усугубляли ситуацию - в ответ на генералов Ямато тут же сыпались упрёки в том, что они бросили людей чуть ли не с голыми руками сражаться против бронированных советских армад. В силу этого в японской элите абсолютно закономерно окрепли позиции тех, кто призывал попытать счастья в южных морях. И в конечном итоге в 1941 году победу одержат именно "южане".

Бывшая японская артиллерия

Впрочем, у пока ещё только начинавшегося разворота островной империи на юг существовала и ещё одна причина. 23 августа в Москве состоялось подписание договора о ненападении между Советским Союзом и Германией. В Японии, входившей в Антикоминтерновский пакт, многие сочли предательством заключение германцами некоего договора с русскими в тот самый момент, когда вокруг японских войск на монгольской границе вот-вот должны были замкнуть кольцо бронированные клинья Красной Армии. 4 сентября 1939 года японское правительство заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 13 апреля 1941 года народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов и министр иностранных дел Японии Мацуока Ёсукэ подписали советско-японский договор о нейтралитете. СССР получил пусть и зыбкую, но всё же гарантию невмешательства Японии в грядущую войну между Советским Союзом и Германией.

Появилась модификация с двумя синхронными пулеметами ШКАС , установленными в верхней части фюзеляжа. Этот четырехпулеметный И-16, обозначенный как тип 10, в Испании стал называться «Супер Моска» или просто «Супер». Срочность заказа привела к тому, что этот тип продолжал дорабатываться в процессе серийной постройки и в окончательном виде с форсированным двигателем М-25В , посадочными щитками и убираемыми лыжами, проходил государственные испытания в НИИ ВВС только в феврале 1939 года.

В Испанию тип 10 поступил впервые в марте 1938 года в количестве 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных машин. Эти самолеты участвовали в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года. В этот период в Испанию попали 24 «контрабандных» американских высотных двигателя Wright «Cyclone» F-54. Этими двигателями оснастили самолеты эскадрильи № 4, состоящей из 12-ти И-16 тип 10, которой командовал один из самых результативных испанских пилотов Антонио Ариас. «Суперы» , оснащенные двигателем, который развивал максимальную мощность на 7000 метрах, получили прекрасную возможность отыграться на немецких истребителях Bf.109. Нужно сказать, что уже первые боевые столкновения И-16 и Bf.109 весной 1937 года показали приблизительно равные возможности этих машин. Однако так продолжалось лишь до 3-х километровой высоты, где мощность двигателя И-16 начинала падать, а двигатель Bf.109 сохранял мощность до подъема на высоту 5000 метров. Данное преимущество позволяло пилотам «Мессершмиттов» практически всегда занимать более выгодную позицию.

Этот самолет явился крупной модификацией И-16 после трех лет серийного выпуска и имел следующие основные отличия:
-поставлен двигатель М-25В увеличенной мощности;
-вооружение дополнилось двумя верхними синхронными пулеметами «ШКАС» , заключенными в выступающие обтекатели;
-сдвижной фонарь заменен неподвижным козырьком с каркасом из нержавеющей стали;
-оптический прицел ОП-1 (копия британского прицела «Aldis») заменен на коллиматорный прицел ПАК-1 (копия французского прицела «Claire»).

Планер самолета подвергся значительным изменениям. Зашивка консоли крыла дюралем увеличена до 44,5% сверху и до 14,5% снизу. Количество нервюр на верхней поверхности крыла увеличено.

Убран механизм зависания элеронов. Уменьшение посадочной скорости достигается установкой посадочных щитков. В связи с этим, размах элеронов уменьшился. Большая часть самолетов тип 10 выпускалась с посадочными щитками, открываемыми при помощи воздушной системы. Начиная с весны 1939 года, с самолета №102175 ставится механический выпуск посадочных щитков.

Усиление планера самолета в соответствии с нормами прочности 1937 года коснулось усиления управления самолетом. Поставлена новая, более прочная ручка управления.

Изменена маслосистема, поставлен маслорадиатор диаметром 6 дюймов. В связи с этим в нижней части капота появился подводящий патрубок скоростного напора для охлаждения радиатора.

Модификация: И-16 тип 10
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,07
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1327
-взлетная: 1716
Тип двигателя: 1 х ПД М-25
-мощность, л.с.: 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 398
-на высоте: 448
Практическая дальность, км: 525
Cкороподъемность, м/мин: 882
Практический потолок, м: 8470
Экипаж: 1
Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

Истребитель И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка во время боев на Халхин-Голе. Июль 19З9 года.

Истребитель И-16 тип 10 на лыжном шасси.

Истребитель И-16 тип 10 авиации ВМФ.

Командир эскадрильи 7-го истребительного авиаполка Федор Иванович Шинкаренко (1913-1994, третий справа) с товарищами у истребителя И-16 тип 10 на аэродроме. На фото слева направо: младший лейтенант Б.С.Кульбацкий, лейтенант П.А.Покрышев, капитан М.М.Кидалинский, старший лейтенант Ф.И.Шинкаренко и младший лейтенант М.В.Борисов.

Истребитель И-16 тип 10. Монголия 1939 г.

Истребитель И-16 тип 10 из 1 эскадрильи 70 ИАП после аварийной посадки в р-не Баин-Тумен.

Советские летчики играют в домино у истребителя И-16 на монгольском аэродроме Тамсаг-Булак. 1939 г.

Группа советских летчиков в летном обмундировании (кожаные регланы, шлемы и очки) на фоне самолета-истребителя И-16 тип 10, стоящего в степи. Слева направо: лейтенанты И.В.Шпаковский, М.В.Кадников, А.П.Павленко, капитан И.Ф.Подгорный, лейтенанты Л.Ф.Лычев, П.И.Спирин. Аэродром в районе реки Халхин-Гол.

Республиканские пилоты у И-16 тип 10 «Супермоска».

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

Запуск двигателя на И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

Истребитель И-16 тип 10 ВВС Китая.

Приборная панель пилота И-16 тип 10.

И-16 тип 10 ВВС РККА. Рисунок.

Во ходе конфликта на Халхин-Голе впервые в мире произошло применение неуправляемых авиационных ракет РС-82 в реальной боевой обстановке.

С 20 по 31 августа 1939 года в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).
Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
В то время это оружие считалось сверхсекретным, поэтому фото И-16 с ракетами именно из Монголии нет. Как выглядела эта модификация, можно посмотреть на снимках уже периода ВОВ



Звонарев Николай Иванович - летчик-испытатель, полковник (194?).
Родился в 1911 году в г.Царицын (ныне - Волгоград). В 1930 году окончил Пензенский аэроклуб.
В армии с января 1931 года. В 1932 году окончил Одесскую школу военных летчиков.
С 1934 года - летчик-испытатель 116-й авиационной эскадрильи особого назначения, которая выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА. Лётчики эскадрильи испытывали новые самолёты и авиационные приборы в сложных условиях полётов. Провел испытания И-Z c АПК (1934-35), И-14 с РС-82, И-5 с РС-82 (1936).
С 20 ноября 1937 года - летчик-испытатель НИП АВ ВВС. Командир отряда, командир испытательного авиационного полка НИИ АВ ВВС.
Участник боёв на реке Халхин-Гол. За период с 19 августа по 16 сентября 1939 года совершил 35 боевых вылетов, провёл 14 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (2 лично и 5 в группе). 20 августа 1939 г. пять истребителей И-16, ведомых капитаном Звонаревым, впервые успешно применили реактивные снаряды РС-82 в боевых условиях.
Участник советско-финляндской войны.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году на Западном фронте выполнил 18 боевых вылетов на МиГ-3.
В конце сентября 1941 года демонстрировал Ил-2 с РС-82 английской военной миссии. Проводил испытания ЛаГГ-3 с Ш-37, ЛаГГ-3 с 11П-37, Me-109, Me-110, Aircobra, A-20B.
С 19?? - запасе.
Работал мастером на Липецком металлургическом заводе.
Награжден дважды орденами Красного Знамени (1939,13.08.1943), орденом Отечественной войны II степени, дважды орденами Красной Звезды (25.05.1936), орденом Сухэ-Батора (1939), медалями.