История открытия и исследования африки таблица. Каковы размеры материка? Исследование Африки русскими

Начальный этап:
История исследования Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В VI в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк).

В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап:
После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в IX в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.

В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-1349, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-1353) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

В 1417-1422 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20′ ю. ш. (город Малинди). В 1487-1492 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин.

К концу XVI в. были установлены контуры континента.
В XVII в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в XVII в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап:

С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-1797 и 1805-1806 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-1823 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-1828 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).
В конце XVIII- первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс.

Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д’Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-1859 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-1863) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу.

В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки.

Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-1889). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т. ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-1878 и 1879-1886)» (1949).

В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-1879), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-1879), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези.

В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

Начальный этап исследования Африки (2-е тыс. до н.э. - до 6 в.).

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н.э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап исследования Африки - арабские походы (7-14 вв.).

После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

Третий этап исследования Африки - путешествия 15-17 вв.

В 1417-22 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В 15-16 вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-46 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-98 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20" ю. ш. (город Малинди). В 1487-92 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин. К концу 16 в. были установлены контуры континента. В 17 в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в 17 в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап исследования Африки - экспедиции 18-20 вв.

С конца 18 в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-97 и 1805-06 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-23 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-28 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).

В конце 18 - первой половине 19 в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс. Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-48 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине 19 в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д"Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-49 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-59 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-63) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-56), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-71 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-67 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-74 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки. Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-89). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т.ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-78 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-86 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-78 и 1879-86)» (1949). В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-79), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-79), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу 19 в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. В начале 20 в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

В этой статье мы вспомним, какой вклад в развитие географии внесли исследователи Африки. И их открытия полностью изменили представление о Черном континенте.

Первые исследования Африки

Первое известное путешествие вокруг было осуществлено ещё в 600 году до н. э. исследователями Древнего Египта по приказу фараона Нехо. Первопроходцы Африки обогнули континент и открыли неизведанные до этого земли.

А в эпоху средневековья эта часть света начала вызывать серьезный интерес у Европы, которая вела активную торговлю с турками, перепродающими по огромной цене китайские и индийские товары. Это побудило европейских мореплавателей попытаться найти собственный путь к Индии и Китаю для того, чтобы исключить посредничество турков.

Появились исследователи Африки, и их открытия значительно повлияли на мировую историю. Первую экспедицию организовал португальский принц Генри. В ходе первых плаваний моряки обнаружили мыс Боядор, который расположен на западном побережье Африки. Исследователи решили, что это и есть южная точка материка. Современные ученые считают, что португальцы просто-напросто испугались темнокожих аборигенов. Европейцы считали, что солнце висит так низко над новой землей, что местные жители обгорают до черноты.

Португальский король Хуан II снарядил новую экспедицию, которую возглавил Бартоломео Диас, и в 1487 году был открыт мыс Доброй Надежды - настоящая южная точка материка. Это открытие помогло европейцам проложить путь к восточным странам. В 1497-1499 Васко Да Гама первый достиг Индии и вернулся в Португалию.

Систематизировать полученные знания поможет таблица "Исследователи Африки", расположенная ниже.

После этого открытия европейцы хлынули в Африку. В 16 веке началась работорговля, а к 17-му большинство территорий черного континента было захвачено и колонизировано. Свободу сохранили только Либерия и Эфиопия. В 19 веке началось активное исследование Африки.

Давид Ливингстон

Также ученый исследовал озеро Нгами, описал племена бушменов, бакалахари и макололо, а также обнаружил озеро Дилоло, западный сток которого питает Конго, а восточный - Замбези. В 1855 был открыт огромный водопад, который назван в честь британской королевы Виктории. Ливингстон сильно заболел и пропал на некоторое время. Его обнаружил путешественник Генри Мортон Стэнли, и вместе они исследовали озеро Танганьика.

Большую часть жизни исследователь посвятил Африке, был миссионером и гуманистом, пытался прекратить работорговлю. Умер ученый во время одной из экспедиций.

Мунго Парк

Мунго Парк предпринял две экспедиции на Черный континент. Целью его было исследование западной Африки, главным образом её внутренней части, истоков и Синегал. Также желанной целью стало установление точного местонахождения города Тимбукту, о котором европейцы до этого момента только слышали от местных жителей.

Спонсировать экспедицию взялся Джозеф Бэнкс, который участвовал в первом путешествии Джеймса Кука. Бюджет был достаточно скромным - всего 200 фунтов.

Первая экспедиция была предпринята в 1795 году. Она началась с устья Гамбии, где тогда уже имелись английские поселения. Из одного из них исследователь с тремя помощниками отправился вверх по Гамбии. В Пизании он был вынужден остановиться на 2 месяца, так как заболел малярией.

Позже он отправился дальше вверх по Гамбии и по её притоку Нерико, вдоль южной границы Сахары, где попал в плен. Через несколько месяцев ученому удалось бежать и достичь реки Нигер. Здесь он сделал открытие - Нигер не является источником Гамбии и Сенегала, хотя до этого европейцы считали, что он разделяется. Некоторое время исследователь путешествует по Нигеру, но вновь заболевает и возвращается к устью Гамбии.

Вторая экспедиция была снаряжена лучше, в ней участвовало 40 человек. Целью было исследование реки Нигер. Однако путешествие оказалось неудачным. Из-за болезней и стычек с местными жителями до Бамако смогли добраться живыми лишь 11 человек. Парк продолжил экспедицию, но перед отплытием отправил с помощником все свои записи. Не всегда исследователи Африки могут вернуться домой из опасных мест. Парк погиб возле города Буса, спасаясь от местных жителей.

Генри Мортон Стэнли

Английский исследователь Африки Генри Мортон Стэнли - знаменитый путешественник и журналист. Он отправился на поиски пропавшего Ливингстона в сопровождении отряда туземцев и нашел его тяжело больным в Уджиджи. Стэнли принес с собой медикаменты, и скоро Ливингстон пошел на поправку. Вместе они исследовали северный берег Танганьики. 1872 году он вернулся в Занзибар и написал известную книгу «Как я нашел Ливингстона». В 1875 году в сопровождении большой группы ученый достиг озера Укереве.

В 1876 году с отрядом в 2000 человек, которых снарядил царь Уганды, Генри Мортон Стэнли совершил большое путешествие, исправил карту озера Танганьика, открыл озеро Альбер-Эдуард, достиг Ньангве, исследовал реку Луалабе и закончил экспедицию в устье Таким образом, он пересек материк с востока на запад. Путешествие ученый описал в книге «Через Черный континент».

Василий Юнкер

Русские исследователи Африки внесли большой вклад в изучение Черного континента. Василий Юнкер считается одним из крупнейших исследователей Верхнего Нила и северной части бассейна Конго. Свое путешествие он начал в Тунисе, где изучал арабский язык. Объектом исследования ученый выбрал экваториальную и восточную Африку. Путешествовал по рекам Барака, Собат, Роль, Джут, Тонжи. Посетил страны Митта, Калика.

Юнкер не только собрал редчайшую коллекцию представителей флоры и фауны. Его картографические исследования были точны, он составил первую карту верховья Нила, также ученый описал флору и фауну, особенно подробно человекообразных обезьян, открыл неизвестное животное - шестокрыла. Ценны и этнографические данные, которые были собраны Юнкером. Он составил словари негритянских племен, собрал богатую этнографическую коллекцию.

Егор Ковалевский

Исследователи Африки прибывали на континент и по приглашению местных властей. Егора Петровича Ковалевского попросил приехать в Египет местный вице-король Ученый проводил в северо-восточной Африке различные геологические исследования, открыл рассыпные месторождения золота. Он один из первых указал положение истока Белого Нила, детально исследовал и составил карту большой территории Судана и Абиссинии, описал быт народов Африки.

Александр Елисеев

Александр Васильевич Елисеев провел на континенте несколько лет, с 1881 по 1893 год. Он исследовал северную и северо-восточную Африку. Подробно описал население и природу Туниса, побережье Красного моря и низовье Нила.

Николай Вавилов

Советские исследователи Африки часто навещали Черный континент, но среди них больше всего выделяется Николай Иванович Вавилов. В 1926 году он совершил важнейшую для науки экспедицию. Он исследовал Алжир, оазис Бискра в пустыне Сахара, горную область Кабилию, Марокко, Тунис, Сомали, Египет, Эфиопию и Эритрею.

Ботаника интересовали прежде всего очаги возникновения культурных растений. Много времени он посвятил Эфиопии, где собрал более шести тысяч образцов культурных растений и нашел около 250 видов пшеницы. Кроме этого, было получено много информации о дикорастущих представителях флоры.

Николай Вавилов ездил по всему миру, исследуя и собирая растения. О своих путешествиях он написал книгу «Пять континентов».

Цель: познакомить с историей открытия материка и его исследованием.

Задачи : развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять таблицу; расширять кругозор.

Оборудование: физическая карта Африки; диапозитивы; портреты: Ливингстона, Вавилова, Стэнли; предметные картины; книги об Африке и ее исследователях.

Метод: словесно-иллюстративный.

Организация: индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала

Опережающее задание . ГРуппе учащихся (по желанию) найти и подготовить сообщения о наиболее известных исследователях Африки.

Ход урока

I этап

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать об открытии Африки, о людях, которые посвятили свою жизнь исследованиям. Прослушаем сообщения и заполним таблицу, отмечая наиболее интересные факты о том или ином исследователе.

Имя и фамилия

исследователя

Время

исследования

Место

исследования

Выводы

Ливингстон

Юго-восточная часть у г.Порт-Элизабет, верховья Лимпопо.

Пересек пустыню Калахари, р.Замбези, вышел к Атлантическому океану, открыл водопад Виктория, вышел к Индийскому океану.

Африка впервые была пройдена с запада на восток, оз.Танганьика не связано с Нилом
Генри Мортон Стэнли (Джон Роуленде) 1871-1877 гг. Встретился с Ливингстоном. Оз.Виктория, массив Ревензори, оз.Танганьика, притоки Конго Пересечение материка в экваториальной части, исследование озер и течения Луалабы.
Егор Петрович Ковалевский 1848 г. Геологические исследования месторождений золота Междуречье Белого и Голубого Нила Открытие россыпных месторождений золота
Василий Васильевич Юнкер Конец 19 в. Северо-Западная Африка Водораздел между Нилом и Конго
Николай Иванович Вавилов 1926-1927 гг. Исследование Эфиопии 6 тыс.образцов культурных растений, Эфиопия - центр происхождения твердых сортов пшеницы и особых видой ячменя

Таблица заполняется по ходу рассказов учащихся. На уроке присутствует "секретарь". Его задача-заполнить таблицу на доске. Закрепление и контроль осуществляется после прослушивания кажого рассказа. Первые три колонки таблицы учащиеся заполняют самостоятельно, а последнюю - сообща, во время контроля и закрепления. Ребята по-разному воспринимают информацию, учатся высказывать свою точку зрения.

Литература

1. По материкам и океанам - М.: Просвещение, 1988.

2. И.П.Магидович, В.И.Магидович. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1985.

II этап

Закрепление знаний.

Цифровой диктант "Исследователи Африки"

Ливингстон 1-9; Стэнли 2-8; Ковалевский 3-7; Юнкер 4-6; Вавилов 5-4

1.Исследователь, который нанес на карту Африки водораздел между бассейнами Нила и Конго.

2. Исследователь Африки, собравший с экспедицией 6 тыс.образцов культурных растений.

3. Исследователь Африки, отправившийся на поиски Ливингстона.

4. Исследователь Африки, шотландей по происхождению, из бедной семьи, с 10 лет работал на ткацкой фабрике.

5. Исследователь Африки, который был приглашел правительством Египта произвести геологические раскопки.

Ответы: I-ый вариант - 45213; II-й вариант-64897.

Проверить и поставить оценки желающим: 1 ошибка-"4"; 2 ошибки-"3".

Подведение итогов.

Домашнее задание : нанести на к/к маршруты путешествий исследователей Африки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Антарктида, история открытия и исследования" "

Презентация может использоваться вместе с уроком "Антарктида, история открытия и исследования", а также отдельно с другим уроком по данной теме или на внеклассном мероприятии, посвященном...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...

План – конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.

Тема урока: «Праздник Масленица».Тип урока: интегрированный урок.Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы....


Тема урока

Географическое положение и история исследования Африки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы.

Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях.

Решаемые учебные проблемы

Как влияет ГП Африки на особенности природы материка?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географическое положение, крайние точки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Подводящий диалог

1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком?

2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине.

3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2)

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке.

Деятельность учащихся

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ.

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5).

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте.

Анализируют родословную материка

    3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии

Деятельность учащихся

Формулирование цели урока

Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся самим составить план изучения темы.

Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. ГП Африки

2. История исследования Африки

5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Деятельность учителя

Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп:

Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки;

2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов;

3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки.

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки»

Имя исследователя

Время

(дата)

Результаты

исследования

Деятельность учащихся

    1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.

    2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы

    3. Выступают с подготовленным рассказом

    4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.

5. Читают текст и заполняют таблицу

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме

Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».

Деятельность учащихся

Исправляют ошибки в письме

Составляют «синквейн» к слову «Африка».

Пример: 1. Африка.

2. Большая, жаркая.

3. Развивается, добывает, поражает.

4. Прельщает туристов своей неизвестностью.

5. Пустыня.

7. ЭТАП Домашнее задание

пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58

Фиксирование домашнего задания.