Как поставить собеседника на место. Методы словесной атаки

Если вы убеждены , что ваш собеседник неправ , то повлиять на его мнение , а тем более изменить , вам вряд ли удастся . Люди редко признаются в том , что они неправы .

Как повлиять:

Представить себя в аналогичной ситуации ,
понять точку зрения собеседника ,
принять его право на личное мнение ,
обсудить тему разногласия ,
найти в спорных моментах не только различия , но и общие точки .

В привычной жизни приходится общаться с людьми , которые имеют совершенно противоположные убеждения , чем вы . Такое часто встречается в деловых отношениях , например , между заказчиком и менеджером , руководителем и служащим . Обидно , когда ругань и ссоры портят атмосферу общения с родными людьми . «Мы говорим на разных языках !», «Ты меня совсем не понимаешь !» — подобные упреки мешают наладить мирный разговор . Исправить ситуацию совсем не трудно , если вы измените свой подход к общению .

Бессмысленно стараться убеждать друг друга в правоте , намного важнее понять , из —за чего страдает или чего опасается ваш оппонент . Некрасивый поступок , скорее всего , имеет скрытые причины : человек пытается привлечь внимание , ведь ему просто хочется сочувствия или капельку заботы . Запомните : если вы проявите сочувствие к другому человеку , это вовсе не объясняет , что вы отказались от своих убеждений . Научившись понимать собеседника , вы останетесь в выгодном положении :

Завоюете признательность ,
избежите ссоры ,
сохраните свои принципы в предмете разногласий .

Цените и уважайте себя , позвольте себе иметь собственные убеждения наравне со способностью сочувствовать и понимать других людей . Умение взглянуть на мир глазами другого человека – это секрет бесконфликтного общения .


К сожалению, культура общества с каждым годом все уменьшается, потому совсем не удивительно встретить хамов в транспорте, магазине или просто на улице. Тем не менее, не так страшно, когда лишнее позволяют случайные прохожие, как те люди, которых приходится видеть каждый день. Это могут быть коллеги по работе, начальство и даже родственники. Чтобы дать отпор таким людям, недостаточно просто повысить голос или ответить тем же, потому что подобная реакция может вызвать множество последствий. Как поставить человека на место в таком случае? Проще всего воспользоваться одним из гарантированных способов, которые позволят вам выйти победителем в любой ситуации и не обострять конфликт еще больше.

Научитесь понимать ситуацию

Первым делом вам нужно не просто выбрать любой способ, позволяющий дать отпор хамам, а понять, как лучше поступать в конкретной ситуации. Многие люди, начитавшись каких-то общих советах, тут же пытаются применить их на практике, чем еще больше усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что, например, если вам хамит руководитель, то выказывание агрессии или резкие выражения вполне могут стоить вам работы. В таком случае, вся борьба становиться совершенно бессмысленной, потому что вы могли бы просто уволиться и больше никогда не видеть такого человека без каких-либо диалогов или попыток его вразумить.

Также стоит понимать, что если вам хамят родственники, то выбор правильного способа чаще всего зависит от конкретной ситуации. В случае неудачи, вы можете настроить еще большее количество против вас. Например, если у вас натянутые отношения с тещей, которая постоянно лезет в вашу личную жизнь, любые повышенные тона, оскорбления и обвинения могут и вовсе развалить всю вашу семью, после чего любая борьба вновь становится бессмысленной. Потому, вам необходимо научиться:

  • Понимать, какой способ отпора лучше применим именно в вашей ситуации;
  • Взвесить все за и против;
  • Быть абсолютно уверенными в том, что делаете и говорите;
  • Использовать повышенные тона и ответное хамство в самых редких случаях.
Возможно, на одного человека из десяти и сработает такая же ответная реакция, но чаще всего это мало чем поможет. Если вы будете кричать на человека, который кричит на вас, то оба участника конфликта выйдут из него проигравшими.
В остальном, старайтесь действовать как можно более мягко и деликатно. Как минимум, это позволит вам не наделать вреда в тех случаях, если ваши попытки не увенчаются успехом.

№1 Игнорирование и молчание

Хотите узнать, как красиво поставить человека на место? Тогда научитесь игнорировать его. Более того, не пытайтесь терпеть его хамство, замыкаясь в себе. Большинство агрессоров это не только не остановит, но и вовсе усилит их рвение. Игнорировать нужно как можно более демонстративно, всеми жестами выражая то, что вы выше той ситуации, в которой оказались. Например, если вас постоянно донимает начальство, постарайтесь игнорировать все, что не касается вашей работы, пропуская только те замечания, которые относятся к делу.

Недаром говорят, что спокойствие является непреодолимым препятствием для любого хама. Потому, запомните, что терпеть и игнорировать – совершенно разные вещи. Вооружитесь силой спокойствия и количество неприятных ситуаций в вашей жизни будет стремительно идти к нулю.

№2 Улыбка

Еще одно сильнейшее оружие, которое нередко может превзойти даже игнорирование. Если сознательное нежелание реагировать на стороннюю агрессию или оскорбления может вызвать у человека настоящий приступ злости, то улыбка – «оружие» совершенно другого уровня. Она скорее подавляет проявление агрессии, чем отражает ее на хама. Вы наверняка могли замечать ситуации, когда некоторым людям стоит лишь улыбнуться и весь негатив в их сторону мгновенно пропадает.

Также нужно понимать, что улыбка улыбке рознь. Бывают люди, чья улыбка может вызывать обратные чувства. Также не стоит смешивать улыбку и насмешку, последнее – не самый лучший способ усмирения конфликтных ситуаций. Напоследок, улыбка говорит о том, что человека, даже в случае открытого хамства, невозможно подцепить на проявление таких же эмоций, потому даже самый настырный агрессор очень быстро потеряет интерес. Таким образом, чтобы поставить на место подобных людей, вам нужно всего лишь улыбаться, отвечая тем самым на их проявления хамства. После такого, вряд ли кто-то захочет продолжать вести себя в том же духе.

№3 Эффект зеркала

Один из самых универсальных способов, который работает как в коллективе, так и в любом общественном месте. Тем не менее, единственным минусом является то, что для него нужны окружающие люди, пусть даже случайные прохожие. При личной беседе он действует куда хуже, хотя даже в такой ситуации его нельзя назвать бесполезным.

В основе лежит отражение всей агрессии на того, кто ее порождает. Например, если у вас что-то не получается на работе и начальник при всем коллективе постоянно ставит вас в неловкое положение, делая частые замечания, попробуйте «вернуть» все обратно. Вы можете прилюдно попросить его показать, как нужно делать правильно.

Особенно хорошо данный способ работает в тех случаях, если вы уверены в своей правоте и знаете свое дело. Тогда, попробовав сделать что-то лучше вас, агрессор очень быстро столкнется с теми же проблемами. После такого, он вряд ли будет донимать вас, хотя такие люди часто пытаются найти другую причину для проявления хамства. Тем не менее, важно помнить, что любую ситуацию можно обернуть против человека, тем самым избавившись от его хамского отношения. Как минимум, он будет держать его в узде.

№4 Согласие

Как правило, выражение хамства чаще всего рассчитано на то, что человек не сможет дать отпор. Нужно понимать, что нередко так себя ведут настоящие трусы, которые пользуются властью, положением вещей, субординацией и прочими условиями. В таком случае, можно обезоружить хама, не просто поставив его на место, но и лишив всякого желания продолжать. Для этого постарайтесь всячески поддерживать его и соглашаться со всем, что он говорит. Если в вашем тоне будут чувствоваться легкие нотки иронии и сарказма, то это еще больше усилит эффект, но не стоит перебарщивать. Даже самый лучший способ отпора может привести к совершенно неожиданным последствиям, если перегнуть палку.

Например, если начальник говорит вам, что вы бездарь, попробуйте в шутку согласиться с ним. В этом жесте не будет потери достоинства, зато вы сможете раз и навсегда поставить его на место. Как правило, такие люди всячески ожидают, что в ответ на их обвинения и агрессию, с ними начнут спорить, ругаться или проявлять эмоции. В таком случае, согласие – полностью обескураживают «нападающего», заставляя его прекратить все попытки достать вас.

По теме:

№5 Психологические приемы и вежливость

Не секрет, что чаще всего хамы – закомплексованные люди, которые по каким-либо причинам ощущают верх над другими. Именно поэтому они могут позволить себе хамские высказывания и насмешки в адрес конкретных человек. В таком случае, никогда не стоит переходить на их уровень и отвечать тем же. Вежливость – одно из сильнейших оружий, позволяющих сохранить лицо в любой ситуации. Даже если вам хамят и употребляют мат, постарайтесь не совершать того же в ответ. Как минимум, это даст понять агрессору, что вы отлично себя контролируете.

Также можно использовать так называемый «Метод Сократа». В его основе лежит способ заставить агрессора отвечать на вопросы, на которые можно получить только строгое «да» или «нет». В таких случаях очень легко завести хама в логический тупик. Проще говоря, он заткнет себя сам. Например, если от вас постоянно требуют выполнения каких-то обязанностей на работе, не скупясь на выражения, спросите, состоят ли они в перечне ваших служебных обязанностей. Вдобавок спросите, доплачивают ли вам за них сверх нормы? Подобный ход легко обескуражит начальника-хама и все его придирки будут совершенно безуспешными.

№6 Лобовая атака

Наверное, это самый смелый и даже дерзкий способ, позволяющий поставить хама на свое место, независимо от его авторитета. Для этого нужно просто спросить, почему человек позволяет себя так вести по отношению к вам и кто давал ему такое право. Как правило, большинство хамов ничего не могут ответить на этот вопрос, особенно если его задают прилюдно. Даже в случае личной неприязни, у агрессора не найдется что ответить и чем аргументировать свое поведение.

Также важно понимать, что вопрос нужно задавать без выражения обратной агрессии. Попробуйте спросить с таким тоном, вроде вы пытаетесь выяснить, где найти ближайший магазин. Сохраняйте хладнокровие, не повышайте тон и любой хам не сможет устоять перед таким грозным оружием.

№7 Всегда сохранять достоинство

Помните, что иногда выглядеть достойно в сложной ситуации намного важнее, чем заткнуть очередного хама, даже если вы вынуждены видеть его каждый день. Нередко люди советуют друг другу начать проявлять хамство в ответ, что является роковой ошибкой. В таком случае вы не только начнете уподобляться хаму, но и более того – будете делать это сознательно. Вместо этого, всегда старайтесь быть сдержанными и показывайте, что вы полностью контролируете себя. Также не стесняйтесь проявлять сарказм, чувство юмора и другие виды «словесного оружия».

Учитывайте и то, что ответная агрессия может привести к тому, что конфликт перейдет в физическую плоскость, что уже может вызвать проблемы с органами правопорядка. В таком случае, любые попытки поставить хама на место с помощью кулаков, поставят вас в неловкое и заведомо проигрышное положение.

Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы Нарбут Алекс

Урок 6 Научитесь ставить себя на место другого

Научитесь ставить себя на место другого

Три четверти людей, с которыми вы завтра встретитесь, жаждет сочувствия. Проявите его, и они полюбят вас.

Эмпатия – способность, без которой невозможно полноценное общение

Невозможно привлечь к себе человека, а тем более – повлиять на него, если вы убеждены, что он неправ, и стремитесь всеми силами разоблачить его неправоту. Не забывайте: спорить, убеждать другого, что он неправ, – это верный способ поссориться, а то и нажить врага. Люди не склонны соглашаться с тем, что они неправы. Более того, каждый человек считает, что он прав. И чаще всего встречает в штыки любую попытку разоблачить его неправоту.

Повлиять на человека можно только одним способом: сначала поставить себя на его место, понять, почему он считает себя правым, принять его право на свою собственную, хоть и отличную от вашей, точку зрения и уже потом спокойно обсудить то, что стоит между вами, найдя как различия, так и точки соприкосновения.

Никакой непримиримости, никакого осуждения, никаких попыток навязать другому свою точку зрения просто быть не должно – если, конечно, вы не планируете расстаться врагами.

Каждый человек поступает или думает тем или иным способом в силу определенных причин. Постарайтесь выяснить эти тайные причины, и вы будете обладать ключом к его поступкам, а может быть, и к его личности.

Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Бывает, что нам приходится общаться с людьми, которые нам не нравятся. Бывает, что судьба сводит нас с кем-то, кто придерживается совершенно противоположных взглядов и убеждений. Бывает, что мы не находим общего языка даже с самыми близкими, потому что никак не можем согласиться с ними по каким-то вопросам. Как же мы ведем себя в таких случаях? Ругаемся, сердимся, говорим, что «с людьми невозможно иметь дела», «людей невозможно понять», или впадаем в уныние, чувствуем себя одинокими и никем не понимаемыми, загнанными в тупик из-за того, что совершенно не понимаем, как нам поладить с людьми.

На самом деле не стоит ни злиться, ни расстраиваться, потому что все далеко не так трагично. Вы вполне способны как понять другого, так и быть понятым, если только измените свой подход к общению: вместо того, чтобы убеждать другого в своей правоте и навязывать ему свое мнение, сначала попытаетесь понять, что он думает, чувствует и почему считает себя правым.

Поняв это, вы поймете, чего он хочет и чего боится, какие его потребности не удовлетворяются, из-за чего он страдает, и что именно заставляет его настаивать на своей точке зрения.

Например, вы можете понять, что агрессивный человек злится и ругается на самом деле потому, что в глубине души страшно боится оказаться обиженным, униженным, отверженным – вот и видит враждебность даже там, где ее нет.

Вы можете заметить, что человек, совершающий какой-то нелицеприятный поступок, делает так вовсе не потому, что он плохой, – а потому, что не понимает последствий своего поведения и не отдает себе отчета в своих действиях.

Возможно, вы поймете, что человек ведет себя как-то некрасиво лишь потому, что хочет привлечь к себе внимание, ведь ему не хватает простого человеческого участия, сочувствия и любви.

Вы увидите и то, чем вы можете ему помочь. А ведь чаще всего нужна другому даже не столько помощь, сколько именно понимание и сочувствие. Дав другому понимание и сочувствие (при этом вовсе не обязательно соглашаться с ним), вы навсегда завоюете его признательность и расположение. И никакая разница в убеждениях уже не сможет встать между вами! Вы научитесь уважать точку зрения друг друга и сможете оставаться друзьями, даже придерживаясь противоположных взглядов.

Способность понимать чувства другого человека, смотреть на мир его глазами называется эмпатией. Это слово в переводе с греческого означает «сопереживание».

Эмпатия – это вовсе не отождествление себя с другим и не перенос его эмоций на себя. Это именно способность временно отстраниться от себя, чтобы понять, что чувствует другой, – и сделать это без оценок, без осуждения, без собственных выводов, а только с желанием вникнуть в его состояние.

У каждого человека есть способность к эмпатии. Но у разных людей она развита на разном уровне. По мнению психологов, существует три уровня эмпатии: низкий, средний и высокий.

Люди с низким уровнем эмпатии – это по сути дела эгоисты, которые полностью слепы и глухи к другим. Их не очень много.

Люди со средним уровнем эмпатии способны к пониманию и сочувствию, но собственные проблемы и заботы не так часто позволяют проявиться этим качествам. Таково большинство людей.

Люди с высоким уровнем эмпатии способны очень глубоко понимать другого человека и даже воспринимать чужие переживания как свои собственные. Таких людей также не очень много.

Слишком высокий уровень эмпатии может быть чреват проблемами – у таких людей есть склонность «растворяться» в других, теряя себя, жить жизнью других людей вместо своей собственной. Именно из страха перед таким растворением многие люди боятся слишком сопереживать и сочувствовать другим. Но эта опасность исчезнет, если вы выработаете в себе внутреннюю устойчивость.

Цените и уважайте себя, свою личность, доверяйте себе, признавайте ценность своих собственных чувств, мыслей, убеждений – и тогда вы сможете проявлять сочувствие и понимание к другим, не теряя при этом себя.

Чаще всего мы не можем понять другого по той причине, что полностью сосредоточены лишь на себе. В итоге страдают отношения, потому что люди закрываются друг от друга. Они даже не понимают, насколько богаче могла бы быть их жизнь, если бы они относились к чувствам друг друга чуть более чутко и неравнодушно.

Если у вас слабо развита способность к эмпатии, или просто мало опыта ее применения в общении – вы можете начать тренировать это качество. Это занятие не только полезное, но и интересное. Вы откроете новые возможности у себя и по-новому взглянете на мир.

Из книги Отношение определяет всё! автора Келлер Джеф

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ. ОСТАВЬТЕ КОМФОРТ И НАУЧИТЕСЬ ПРИНИМАТЬ НЕУДАЧУ Неудача - это только повод начать заново, на сей раз умнее. Генри Форд Она не могла выплатить кредит на протяжении 26 лет Она переезжала 25 раз в поисках работы. Ее увольняли 18 раз. Она проработала 26 лет,

Из книги Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис Барбара

Ошибка № 2 Женщины приносят себя в жертву и ставят себя на второе место после мужчины, которого любят Вы несколько часов подряд готовили обед своему спутнику - филе камбалы под миндальным соусом. Вы уже собираетесь ставить на стол две тарелки, когда вдруг обнаруживаете,

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард

Правило 66. Учитесь ставить себя на его место Вероятно, вы считаете, что прекрасно знаете своего партнера. Вы почти все время вместе, главные события в жизни у вас общие, вы делитесь своими чувствами, рассказываете все о себе друг другу. Ну да, скорее всего, вы действительно

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 4 Научитесь ценить уникальность, неповторимость другого Уважать другого – значит принимать его таким как есть Этот совет – продолжение предыдущего. Избавившись от придуманного идеального образа, который заслоняет вам реального человека, задайтесь целью увидеть

Из книги Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Совет 9 Научитесь слушать и слышать другого Услышать друг друга – это искусство Для взаимопонимания всем нам необходимо уметь не только слушать, но и по-настоящему слышать другого. На первый взгляд кажется – а что сложного? Но на самом деле услышать друг друга – это

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

Совет 10 Научитесь ставить себя на место другого Заглянуть в душу любимому не так трудно, как кажется Множество отношений рушатся просто потому, что люди не научились ставить себя на место другого. А без этого невозможно понять, что другой на самом деле чувствует, думает и

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Как мирно выйти из конфликта, поставив себя на место другого Вот примеры, приведенные Дейлом Карнеги, которые демонстрируют, как можно мирно выйти из конфликта, если поставить себя на место другого.Первый пример. Однажды Дейл Карнеги выступал по радио, рассказывая об

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Урок 10 Научитесь хвалить и одобрять других людей Да, вы, читающие эти строки, обладаете многими способностями, которые вам обычно не удается использовать, и одна из таких способностей, которую вы, вероятно, не используете в полной мере, – магическая способность похвалой

Из книги Супертренинг по Джону Кехо и Джозефу Мэрфи. Откройте сверхвозможности вашего подсознания! автора Гудмен Тим

УРОК 19 Никогда не поздно для счастливого детства, но твое второе детство зависит только от тебя и ни от кого другого Первые тридцать лет жизни я ненавидела свой день рождения. Он напоминал о том, что я - большая ошибка (по крайней мере, я так чувствовала). Никакой подарок

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Шаг 4. Поставьте себя на место другого Я повернулась к Эндрю: «Вы можете понять, что Брук боится лишиться энергии, если будет слишком много находиться дома? Активная деятельность, общение заряжают ее. Она не пытается отделиться от вас». Затем я обратилась к Брук:

Из книги Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай автора Брегман Питер

Правило 2: научитесь понимать других, ставя себя на их место Конечно, ваш интерес к людям не должен быть холодным и отстраненным. Цель наблюдений и внимания к людям – почувствовать то, что чувствуют они, понять их желания, нужды, проблемы, переживания.Каждый человек хочет,

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Урок 4 Научитесь ценить то, что уже имеете! Уже сейчас, сегодня, в эту минуту, внутри вас живут идеи и решения – новые, оригинальные, полные новой жизни. Вы можете просто открыть эту сокровищницу прямо сейчас, потому что нет ничего, кроме вашего решения, что бы ограничивало

Из книги автора

Урок 6. Научитесь ставить себя на место другого Понять, что чувствует другой, – значит найти ключ к его сердцу Бывает, что мы не находим общего языка даже с самыми близкими, потому что никак не можем согласиться с ними по каким-то вопросам. Как же мы ведем себя в таких

Из книги автора

Урок 10. Научитесь хвалить и одобрять других людей Искренняя похвала может изменить судьбу Почему люди так редко хвалят друг друга? Почему гораздо чаще ругают? Неужели мы думаем, что, как следует отругав или покритиковав человека, мы тем самым помогаем ему стать лучше? А

Из книги автора

26 София и первый снег Умейте поставить себя на место другого Мы с Элеонор крепко спали в доме моих родителей в пригороде Нью-Йорка, когда наша пятилетняя дочь София прибежала в спальню.«Посмотрите в окно!» – заверещала она и потянула штору. Я посмотрел на часы: шесть

Экология познания. Психология: Не будет никакой эмпатии у вас, если вы будете думать, что другой человек при общении с вами думает о ваших интересах, а не о своих

Развитие эмпатии начинается с двух простых вещей.

Надо понять, что 1) люди эгоистичны, 2) это нормально.

Не будет никакой эмпатии у вас, если вы будете думать, что другой человек при общении с вами думает о ваших интересах, а не о своих. Он думает о своих, и если вы хотите стать эмпатом, вы должны это учитывать, вы должны сознательно оторваться от своих интересов и представить, как выглядят его интересы, не ваши, а его, без учета ваших.

Также у вас не будет эмпатии, если вы будете возмущаться тем, что о ваших интересах человек не думает, что ему нужно усилия, чтобы понять ваши интересы, и большинство людей усилий не прилагают. Возмущение этим фактом породит в вас антипатию к людям, а вам нужна симпатия для эмпатии.

Вы должны видеть чужой эгоизм, относиться к этому с юмором и пониманием, а вот свой эгоизм убирать на время, чтобы увидеть интересы другого человека.

Более того, если ваши интересы с человеком расходятся, вы конкуренты или противники в какой-то борьбе, вам даже выгоден его эгоизм. Хорошо, что он не обладает эмпатией. Значит у вас есть оружие, которого у него нет. И вы сильней.

То есть с философской точки зрения всем людям нужно развивать эмпатию, человечество от этого выиграет. Но с точки зрения вашей сиюминутной, маленькой, практической пользы, чужой эгоизм - вам на руку. Так стоит ли возмущаться?

Возмущаются чужому эгоизму только эгоисты, не осознающие меру своего эгоизма. Остальные относятся к этому нормально. Они знают, что и сами эгоисты еще какие, что им приходится специально менять фокус зрения, чтобы представить как выглядит мир из глаз другого человека, мир, центр которого не они, а он.

Умение ставить себя на место другого - навык.

Смотрите, как большинство людей это понимают. Неправильно.

Допустим, мужчина и женщина встретились в ресторане. Поужинали и далее он предложил поехать к нему. Женщина сказала, что "не готова", как у женщин это водится. Все почему-то это слово говорят, предлагают их готовить, видимо.

Мужчина ставит себя на место женщины и думает. "Неужели я бы пожрал за чей-то счет и сказал, что не готов? Нет, я бы не стал есть и много выпивать, если бы собирался обломать человека в конце вечера, дал бы ему понять, что не готов, с самого начала".

Эмпатии мужчины не хватает на то, чтобы не себя ставить на место женщины, а понять, что женщина секс воспринимает иначе и его видит иначе, нежели он сам себя. Но допустим, ума мужчины хватает, чтобы понять, что на женщину воздействуют какие-то иные нормы, не его. Он думает: "Ладно, она ломается, потому что хочет показать, что она порядочная, хочет понравиться мне".

Вы заметили баг эмпатии? Даже догадавшись, что женщина чувствует себя иначе, он все равно убежден, что в центре ее мира стоит он и все ее чаяния собрались вокруг него, чтобы ему понравиться, чтобы его привлечь.

Если такому человеку объяснить, что женщина о нем думает в самую последнюю очередь, он сразу же разочаруется в этой женщине. Он обидется, что она меркантильная эгоистка, которая сидит и думает: "А что он мне может дать? Зачем он мне? Почему он, а не Петя, с которым я познакомилась здесь же вчера?" "Проститутка". Вот что подумает этот человек без эмпатии. Он ведь даже не рефлексирует, что сидит и думает то же самое: а нужна ли она мне, может лучше Машку покормил бы?

С того момента, когда этот мужчина будет понимать, что у женщины в голове - ее интересы, обычные, материальные и эгоистические, то есть она думает: правильно ли тратит время, не теряет ли чего, получит ли достаточно пользы, удовольствия, поднимется ли ее самооценка (она называет это "настроение") или опустится, не заразит ли он ее чем-то, в общем она сидит и оценивает его, начнет развиваться его эмпатия.

Чем позитивнее он будет смотреть на факт эгоизма женщины, тем лучше он сможет понять и представить, чего она хочет. А зная, чего она хочет, он сможет частично это дать, частично намекнуть, что даст, а в остальном просто иметь в виду. Он не будет считать, что она занята лишь тем, чтобы доставить ему удовольствие. А многие именно так и думают. На словах они согласны, что у всех свои интересы. Но это пустые слова. Как доходит до дела, они представляют, что человек занят удовлетворением их потребностей, а не своих.

Некоторые говорят "в чужую голову не залезешь". Ну что вы, это очень легко. Достаточно немного вылезти из своей, где человек окопался как в крепости.

Мужчина думает "как бы почувствовать себя на коне". Женщина думает "как бы почувствовать себя на коне". Мужчина думает "как бы не пожалеть о потраченных деньгах на ужин". Женщина думает "как бы не пожалеть о потраченных деньгах на такси, на котором я приехала, потому что напялила шпильки".

Мужчина думает "как бы дать понять, что я не хухры-мухры". Женщина думает то же самое. И оба думают, что влезть в чужую голову невозможно, там что-то невообразимо иное, а когда стараются встать на место другого думают опять о себе. Смотрят на себя глазами того человека и любуются собой, либо недостатки замечают все, даже мелкие. "Ой, он видит, что у меня корни волос давно не крашены".

Да может и видит, хотя и вряд ли, но для него в сто раз важнее, как выглядит он в своих и ее глазах и чем он себя сможет украсить. Поэтому ее корни волос это важно, наверное, но не нужно думать, что человек целиком поглощен внимательным изучением вас. Разве что он эмпат.

Если вы хотите стать эмпатом, вам надо освоить три навыка:

1. уметь отключаться от своих интересов на время,

2. уметь принимать людей такими как есть, даже и с равнодушным к вам отношением,

3. учиться переселяться в другого человека, чувствовать себя им.

Самое волнующее и таинственное - третье, однако без первого и второго третье никогда не получится. А после первого и второго получается довольно легко.

Три задачки вам про хищников. У хищников один инструмент, по большому счету, их эмпатия. И одна мишень - эгоцентризм жертв. Будь у их жертв эмпатия хоть частично развита, они не стали бы жертвами. Хищники (люди) исчезнут как вид, когда у людей разовьется эмпатия получше.

Задача 1.

Вячеслав ждал Олю в аэропорту. Это был ее первый прилет из Сибири. Она просила не встречать ее, собиралась отвезти вещи к подруге, которая жила в Москве, но Вячеслав решил, что она хочет привести себя в порядок после самолета и боится быть ему в напряг. Он встречал ее и предвкушал, как она сейчас удивится, увидев его с букетом роз.

Но Оля не удивилась. Она молча отдала ему чемодан, а когда он попытался ее поцеловать, увернулась. Вячеслав подумал, что это из-за того, что она не почистила зубы. Когда они сели в машину, Оля стала что-то активно писать с телефона. Вячеслав спросил, кому она пишет. Она сказала, что подруге. Потом добавила, что мужчине своему тоже пишет, что добралась нормально. У Вячеслава испортилось настроение, он перестал к ней приставать и вел машину молча.

Когда они подъехали к дому, Вячеслав уже сомневался, хорошая ли это была идея - приглашать к себе Олю. Она была очень хмурой и всю дорогу смотрела в окно. Возможно она будет ломаться сейчас, скажет, что хочет в душ, потом скажет, что хочет спать, потом скажет, что виновата перед мужчиной своим, тоска... Надо ли ему все это? Но когда они вошли в квартиру, Оля вдруг кинулась к нему на шею. Ее трясло, она была вся в каком-то невероятном возбуждении, лицо и тело ее горели. Она говорила, что в панике от того, что бросила все, порвала все и приехала, зная, что у него это несерьезно, но не смогла бороться с собой, слишком хотела.

Вячеслав потом говорил, что его реально ударило что-то по голове в этот момент и он не помнит, что было дальше. Помнит только, что никогда до этого не было лучше секса в его жизни, чем в тот раз. Так изящно Оля сделала сексуальный импринтинг, поняв все ожидания Вячеслава, и сначала, и потом, обойдя все, и возникнув неожиданным снопом света в центре его рассудка.

Как действовал бы рыбак на месте Вячеслава? В чем его ошибки?

Задача 2.

Яна и Алексей встретились после разлуки. Яна долгое время жила с его другом, потом с другим состоятельным мужчиной, а Алексей жил с женой, но как только Яна написала, что очень скучает по нему, вскоре поехал с ней отдыхать. Однако он уже не доверял ей и не собирался ловиться на ее крючок, как сам заявил. Он сказал, что проведет пять дней, "закроет гештальт" и вернется к жене. Он был уверен, что так он реабилитируется и восстановит самооуважение. Не Яна бросила его, а он сам ее бросит, немного "попользовав" ее на прощанье. Он был настроен смотреть на нее сверху и цинично. В конце концов она очень провинилась и она сама к нему "приползла".

Однако в первый же день он заметил, что сверху и цинично не выходит. Последнее время он много раз вспоминал Яну и пришел к выводу, что в ней не было ничего хорошего, что он сам все себе придумал. А теперь он видел, что ничего не придумал, что она все же очень сильно нравится ему и ему больно от ее предательства. Он напился и высказал ей все в грубой форме. В ответ на это Яна сказала: разводись и поженимся, я люблю тебя, ты же сам на мне не женился. Алексея это удивило, он не ожидал, что Яна скажет так просто и быстро. Ненависть и злость его тут же исчезли. Он ответил, что надо все обдумать, может ли он ей доверять, но после этого расслабился и решил отложить все мысли на пять дней.

Пять дней были прекрасными. Он воплощал все свои желания, которые копились в нем год. Про будущее больше не говорили. Они вернулись в Москву и Алексей чувствовал себя победителем. Он думал, что может ничего больше не писать Яне, как будто сам отказался жениться, а она предлагала. Пусть сама пишет, если хочет.

Яна ничего не писала ему. А вот Алексей вскоре стал писать. Отпуск не закрыл никакой гештальт, а наоборот освежил все впечатления от Яны и серые рабочие будни стали казаться еще серей. А пять дней на море как чудо. К тому же жена была обижена, а Алексей ничего не объяснял, так как считал, что она должна быть благодарна, что он бросил Яну ради семьи и отказался жениться.

Когда он вышел на связь и спросил, куда она пропала, Яна сказала, что по его глазам в аэропорту прочитала, что он хочет расстаться с ней и приняла это его решение. После этого Алексей опять начал бегать за Яной и убеждать ее, что они должны быть вместе, то унижаясь и даря ей подарки, то оскорбляя ее. Каждый раз он пытается взять себя в руки и не писать, но пишет опять, пытаясь выяснить ее отношение. "Мне просто надо понять, что у нее в голове," - говорит Алексей.

Как Яна прочитала по глазам? И в чем баги Алексея? Где хромает его эмпатия?

Независимо от того, нравится вам или нет человек, с которым приходится общаться, хотя бы на несколько мгновений поставьте себя на его место, посмотрите на ситуацию его глазами, постарайтесь понять, что он чувствует и почему ведет себя так, а не иначе.

Способность «влезть в шкуру» другого и посмотреть на мир его глазами называется эмпатией. Это вовсе не значит, что для эффективного общения вам придется мыслить и чувствовать точно так же, как ваш собеседник, или, того хуже, во всем с ним соглашаться. Вовсе нет, вам не обязательно даже нравиться друг другу. Но вот понять другого - это значит с гораздо большей долей вероятности достичь в общении с ним нужного вам результата.

Почувствовать состояние другого человека - значит мгновенно наладить с ним контакт. Эмпатия - это «вчувствование» в другого человека, что сродни актерскому перевоплощению. Не надо вживаться в другого всерьез и надолго - но вот на миг, словно бы играючи, стать им, почувствовать его состояние изнутри - значит мгновенно наладить с ним контакт. Почувствовав таким образом состояние другого человека, поставив себя на его место, вы научитесь понимать его, а может, даже сочувствовать ему, при этом абсолютно его не осуждая, не критикуя, не навешивая ярлыков. Если вы сможете взглянуть на мир глазами другого, вы гарантированно установите с ним живой, теплый контакт, ваше общение будет не формальным, не поверхностным, а очень глубоким. Вы проникнете во внутренний мир собеседника, поймете его истинные переживания, и это, скорее всего, заставит вас изменить стратегию вашего общения на более продуктивную.

Создайте поле взаимопонимания. Если вы не понимаете, что движет человеком, и начинаете его ругать, он, скорее всего, замкнется или начнет защищаться, и настоящего общения не получится. Сумев же почувствовать боли и радости другого, вы создадите общую атмосферу сочувствия, сопереживания, доверия. Собеседник почувствует, что вы словно создали вокруг вас обоих единое поле общих интересов и взаимопонимания. В таких условиях гораздо легче договориться о чем угодно! Человек обязательно почувствует, что вы относитесь к нему с пониманием. В таком случае вам гораздо легче будет донести до него ваши аргументы, и он спокойнее примет ваши предложения и согласится с вашей правотой.

Практикум

Иногда люди боятся ставить себя на место другого, так как им кажется, что из-за этого они могут потерять свое собственное лицо, словно бы раствориться в другом и забыть о своих интересах. Чтобы научиться эмпатии и при этом не потерять себя, есть один верный прием: делайте это играючи, понарошку. Кроме того, не оставайтесь надолго в роли другого человека, обычно достаточно от нескольких секунд до минуты такого «погружения» в образ, чтобы понять человека, что называется, изнутри.

Начинать тренировать свою способность к эмпатии лучше всего тогда, когда вы находитесь среди людей, но при этом не вступаете с ними в непосредственное общение. К примеру, в метро, в очереди в магазине или на каком-нибудь собрании незаметно понаблюдайте за кем-нибудь. Не делайте никаких выводов, не выносите оценок или суждений, просто смотрите. Ваша задача - запомнить лицо этого человека. Обратите внимание на детали: прическу, форму носа, цвет глаз. Затем обратите внимание на выражение лица и постарайтесь запомнить его тоже. Теперь представьте себе, что вы актер, которому нужно сыграть такого человека. Сыграть - это не значит просто изобразить его внешне. Это значит войти в такое же состояние, в каком находится этот человек. Вы уже изучили его выражение лица - а теперь представьте себе, как чувствует себя человек с таким выражением лица. Почему у него возникло это выражение, какое внутреннее состояние его породило?

Отведя взгляд от этого человека, воспроизведите в памяти его лицо, а затем попробуйте скопировать и выражение лица, и, главное, внутреннее состояние человека с таким лицом. Заметьте, как при этом изменилось ваше собственное состояние. Вы ощущаете уверенность или беспомощность, бесстрашие или робость, грусть или радость? Если вам удастся хотя бы на миг внутренне войти в роль другого, вы сможете сделать неожиданные открытия. Возможно, вы почувствуете, что за внешней агрессивностью скрывается на самом деле страх. А за внешней надменностью - неуверенность и жажда самоутверждения. Поняв таким образом то, что скрыто за подчас обманчивой внешностью, вы сможете найти наиболее выигрышную стратегию общения. Например, перестанете бояться агрессора, не будете защищаться ответной агрессивностью, а вместо этого доброй и мягкой интонацией обезоружите его, снимете его скрытый страх и заставите его общаться с вами мягко и дружелюбно.