На процессе запечатления негативно сказываются. Сексуальный импринтинг у животных

Импринтинг исследовали главным образом у выводковых и зрело-рождающихся видов, поскольку многие элементы поведения, "уже готовые" сразу после рождения, позволяли более надежно оценивать реакции животных. Однако сходные с импринтингом явления наблюдались и у незрелорождающихся животных, например реакция следования за матерью, хорошо известная у копытных, землероек и даже у бурого медведя (см.: Хайнд, 1975).

Запечатление считается специфическим видом обучения, очень важным для формирования в онтогенезе индивидуальных адаптации (см: гл. 3). Оно заключается в том, что молодое животное или птица начинает следовать за тем животным (или предметом), которые попали в поле его внимания в первые часы после появления на свет. Как говорит об этом Д. Мак-Фарленд (1988), импринтинг – это "...совершенно неразборчивая привязанность к движущимся объектам".

Как известно, импринтинг начали изучать, наблюдая реакцию следования птенцов выводковых птиц (из отрядов куриных и гусеобразных) за матерью. Одним из первым описание импринтинга дал английский ученый Д. Сполдинг (см.: 2.3).

К. Лоренцу принадлежит заслуга подробного и тщательного описания импринтинга на основе наблюдений за дикими гусями, выращенными человеком. Он выделил две важные особенности, которые отличают данный феномен от других типов обучения. Во-первых, этот феномен приурочен к определенному периоду онтогенеза, называемому чувствительным (или критическим). У разных видов животных и птиц он имеет разную длительность. Во-вторых, процесс импринтинга необратим. Если запечатление объекта молодой птицей или зверем произошло, то эффект этого раннего опыта практически устранить нельзя. Например, если у птенца произошло запечатление на особь другого вида, позднейшие его контакты с представителями своего вида не смогут изменить возникшей привязанности.

Считается, что существует импринтинг двух типов – запечатление привязанности и половое запечатление. Хотя такое подразделение несколько условно, два типа импринтинга, тем не менее, следует анализировать с помощью разных подходов.

Запечатление привязанности обычно исследуют, анализируя этоло-гические и физиологические закономерности собственно реакции следования. Наиболее часто для этого используют птенцов выводковых птиц (рис. 7.2 и 7.3).

Специальные эксперименты были проведены американским исследователем Э. Хессом (Hess, 1964). Вкратце суть приемов анализа запечатления такова. Появление птенцов из яйца происходит в темноте. Впервые они получают зрительный опыт на экспериментальной площадке, куда их можно помещать в том или ином возрасте, и где на специальной круговой дорожке им демонстрируют тот или иной объект. Объект может перемещаться с разной скоростью, так что реакция следования за ним у экспериментального птенца может быть охарактеризована количественно. Движущимся предметом может быть чучело птицы, коробка или что-либо еще. Чем ярче этот предмет окрашен, тем более сильную реакцию следования он вызывает. Упрочению реакции способствуют также звуки, которые сопровождают перемещение предмета.

у животных) (англ. imprinting, нем. Pragung) - специфическая форма научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты животных). Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование привязанности. Понятие о 3. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).

Наиболее изученная форма 3. - "реакция следования" зрелорождающихся птенцов (напр., цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения.

3. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс 3. совершается быстро (часто при первой же встрече с объектом 3.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат 3. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость 3.).

Фиксируемая при 3. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Добавление: Т. о., характерными свойствами 3., отличающими его от ассоциативного научения (типа выработки условного рефлекса), являются след.: 3. имеет место в сензитивный период (как правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время; при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают филиальное 3. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное 3., привязанность к "дому" (месту, ландшафту) и т. п.

3. иногда рассматривается как механизм первичной социализации. Предлагалось перенести это понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что 3. - это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического) смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы выбора в столь важном деле. (Б. М.)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ

импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (-> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения - в первые часы и дни жизни - животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные-жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, - лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - то есть приобретена. Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. Запечатление обеспечивает животным:

1) охрану потомства - следование детей за родителями;

2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;

3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание.

Широко известный пример ипринтинга – гусятами первого движущегося объекта увиденного после вылупления как мать объясняется тем, что у гусей нет врожденного узнавания своих, например, посредством запаха, поэтому запечатление первого объекта берет на себя эту функцию. При этом гусята не отличают живые объекты и искусственные модели, единственная требуемая характеристика – движение. Критический момент восприятия – импринтной уязвимости (в случае гусят, сразу после рождения) и требуемая характеристика, которая может быть единственной (в примере – движение) обеспечивают возникновение импринтинга. При этом все другие характеристики и ситуация не имеют значения, т.е. гусята поддадутся механизму как в неволе, так и в полевых условиях, например.

Существует теория, которая предполагает, что существует врождённый механизм запечатления, реагирующий на специфический для данного вида раздражитель. Так же существует понятие «геномный импринтинг» – вариант наследования генов, когда ДНК – основная структура гена – не изменяется.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Импринтинг – примеры у человека

На каком этапе достаточна нервно-психическая активность для возможности возникновения импринтинга – вопрос, связанный с общими знаниями о сознании у человека. Современные исследования во многом сосредоточены на перинатальной психологии и пока изучен импринтинг, связанный с первыми критическими периодами после рождения. Согласно Фрейду рождение является травмирующим процессом, иногда говорят о рождении как о своеобразном катарсисе (по Аристотелю это трагедия, которая вызывая гнев и страх, приводит к выплеску эмоции и очищению души). Данное определение включено в Энциклопедический словарь медицинских терминов, изучение направлено на выяснение ситуация и объектов импринтинга у человека.

Импринтинг в психологии, что это такое? Импринтинг это в психологии личности способ формирования социально важных поведения, дополнительно к природным паттернам поведения, который предполагает наличие следующих видов свойственных человеку.

Оральный – первичный, поскольку материнское молоко служит единственным для новорожденного источником питания, а значит выживания. Ощущение безопасности, которое обеспечивается с контактом, ассоциируют материнские объятия с требуемым ощущением защиты.

Связанный с освоением окружающей территории или территориально-эмоциональный импринтинг объясняет, почему человек стремится определить свое пространство, что выражается в выборе любимого места для игр в детстве и оформления документов частной собственности во взрослом возрасте.

Вербальный вид, возможно, обеспечивает реакцию на человеческую речь, выделение ее из остальных окружающих шумов и звуков, таким образом стимулирует актуализацию и развитие речи, как специфического способа коммуникации людей. По механизму импринтинга также формируется паттерн поведения, свойственный определенному полу, называемый половой идентификацией.

Так, знания о важности образования связи между матерью и ребенком, и первичным импринтингом, были аргументами для создания современных рекомендаций ВООЗ клинических протоколов ухода за новорожденными (в Украине обновлен приказом №438 от 2015 года), где одним из обязательных пунктов обозначено не разлучать мать и ребенка первые два часа после рождения, если нет медицинских противопоказаний.

Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности.

Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.

Интимное запечатление в отношении неодушевленных объектов допускается как возможное объяснений фетишизма.

Философские словари дополнительно определяют импринтинг как способность индивидуума принять новую идею, элемент содержания культуры от , на рациональном и эмоциональном уровне.

(образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

Наиболее изученная и показательная форма запечатления - «реакция следования » зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

История

  • возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;
  • совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
  • характеризуется необратимостью;
  • происходит без пищевого или иного подкрепления.

Возраст запечатления

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это ошибочное мнение, связанное с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы , ягнята , козлята и морские свинки).

Критический период, так же называемый «чувствительный возраст» для цыплят и гусят длится всего один день. При этом у утят [Cколько длится, тоже один день? ] наиболее чувствительным был период начиная с 13-16 часов после появления на свет.

У тех видов, детеныши которых появляются на свет в беспомощном состоянии (собаки , кошки , воробьи , голуби , кенгуру и особенно у приматов), критический возраст сильно растянут и отодвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии самостоятельно существовать в естественных условиях, различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания) [имеется в виду именно механизм запечатления, длительностью до полового созревания? ] .

К поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его, достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться его кормить. Коза руководствуется, главным образом, запахом детёныша [где указано, что это главный способ? ] . Запечатление она получает также через вомероназальный орган , облизывая и обнюхивая новорожденного. Критический период в этом случае очень ограничен во времени.

Известно о том, что у птенцов птиц запечатление начинается и может осуществиться, еще до рождения, когда зародыш еще находится в яйце. Например у крякв (вид уток) самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась их крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны от природы узнать зов утки, и не следуют на утиное кряканье самки. Примечание: у инкубаторских птенцов данный рефлекс не вырабатывается в одном случае - если они выращиваются изолированно друг от друга и у них не работают голосовые связки. В противном случае происходит перекрёстный импринтинг - от матери, от соседей, от самого себя (эксперимент Дж. Готтлиба)

В американской психологии Е. Хесс сформулировал эмпирический «закон усилия»: сила запечатления возрастает по логарифмическому закону от количества усилий затраченных животным в период запечатления.

Импринтинг у человека

Нейролог и психолог Тимоти Лири выделил четыре главных запечатления (импринта) у человека: оральный, территориально-эмоциональный, cемантический или вербальный, и социополовой.

Половое запечатление

В книге «Выбор полового партнера» Д. Майнарди показал, что импринтинг определяет развитие внутривидового полового влечения. Он пишет «С той поры и по сегодняшний день было изучено множество случаев, поясняющих, каким образом даже при наличии полиморфизма животные находят себе пару, руководствуясь навыками, полученными в раннем возрасте. Это касается птиц, млекопитающих, рыб, а возможно, и насекомых».

Сексуальный импринтинг у животных

Эффект десенсибилизации по Вестермарку

Противоположным вариантом полового запечатления является т. н. десенсибилизирующий эффект Вестермарка , открытый антропологом Эдвардом Вестермарком - лица разного пола, воспитывавшиеся вместе в первые годы жизни, (в норме) чаще всего и в дальнейшем не испытывают сексуального влечения друг к другу.

Вестермарк против Фрейда

З. Фрейд полагал, что члены одной семьи имеют естественное сексуальное влечение друг к другу, что заставляет общество налагать табу на инцест , а Вестермарк исходит из противоположной точки зрения, что табу возникает естественно и самопроизвольно, как компонент эпигенетического восприятия. Независимые исследования подтверждают наблюдения и интерпретацию Вестермарка, однако многие психоаналитики продолжают поддерживать концепцию Фрейда.

Механизмы импринтинга

Существует теория, согласно которой в нервной системе имеется так называемый врождённый механизм высвобождения . Чтобы привести его в действие, необходимы рецепторные раздражители (зрительные, обонятельные, тактильные или иные), индивидуальные для каждого вида животных и запрограммированные генетически . По сути импринтинг является переходной формой между инстинктом и условным рефлексом. В монографии Г. Хорна приводятся результаты экспериментов по определению отдела мозга, который отвечает за импринтинг. Животному вводили вещество, меченое радиоактивным изотопом и на радиографах отслеживали это вещество в РНК. Также существует и другой метод: в организм вводится 2-дезоксиглюкоза и по накоплению её в организме определяется активность. Оба метода доказали, что медио-вентральный гиперстриатум - именно та область, которая отвечает за формирование импринтинга.

См. также

Литература

  • Слоним А. Д. Основы общей экологической физиологии млекопитающих. - М.-Л., 1961.
  • Зеляк А.В., Елисеев П.П., Игнатюк С.С. Импринтинг как залог психического и физического здоровья. Тезисы докладов. - Новосибирск, 2009.
  • Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969.
  • Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М.: «Мир», 1988.
  • Lorenz К. Über tierisches und menschliches Verhalten. Bd 1-2. - Münch., 1965.
  • Sluckin W. Imprinting and early learning. - Chi., 1965.
  • Westermarck, E. A. The history of human marriage. 5th ed. - London: «Macmillan», 1921.

Примечания

Ссылки

  • Данило Майнарди «Собака и лисица: Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии» (глава из книги, на сайте Этология)
  • Cardoso, SH and Sabbatini, RME. Learning who is your mother. The behavior of imprinting . Brain & Mind Magazine .
  • Nancy T. Burley , a researcher into imprinting in zebra finches
  • Debra Lieberman, John Tooby and Leda Cosmides. «Does morality have a biological basis? An empirical test of the factors governing moral sentiments relating to incest.» Accepted for publication in Proc. R. Soc. Lond. B November 2002. Available online at Citeseer

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Запечатление" в других словарях:

    запечатление - (у животных) специфическая форма научения у животных (см. импринтинг). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Запоминание; снятие, увековечение, фотографирование, заснятие, увековечивание, сохранение, импринтинг, изображение, зарисовывание, воплощение Словарь русских синонимов. запечатление сущ., кол во синонимов: 12 воплощение (21) … Словарь синонимов

    - (импринтинг) в этологии специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов. Наиболее изученная форма реакция следования зрелорождающихся птенцов или детенышей… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Импринтинг. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ - ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ. То же, что импринтинг … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Импринтинг в психологии - это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время - критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии который на тот момент изучал образ жизни Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Объектами запечатления могут быть родительские особи, другие детеныши из одного помета, самцы или самки, враги, а также объекты питания. В связи этим можно говорить о следующих важнейших функциях импринтинга для представителей животного мира:

  1. Определение близких родственников по характерной внешности, запаху и т. д.
  2. Выбор полового партнера.
  3. Нахождение территории для проживания по ее признакам.

Распознание ядовитых и смертельно опасных существ.

Немного о генетике

Американским генетиком Х. Кроузом было предложено такое понятие как геномный импринтинг. Он может быть выявлен у некоторых растений, насекомых, млекопитающих и в ряде случаев у человека. Геномный импринтинг - это вариант наследования генов, при котором основная структура генов - ДНК - не претерпевает каких-либо изменений. Особенность в том, что определенные гены в яйцеклетке или сперматозоиде родителей просто отключаются и не участвуют в передачи их потомству, поэтому одну часть характерных признаков детеныш получает от матери, а другую - от своего отца. У отпрысков появляются другие “метки” генов. Например, в силу необычных комбинаций генов у ребенка может четко проявиться что-то от бабушек или дедушек, чего не было отмечено у родителей. Такой тип наследования имеет большой риск возникновения различных мутаций и патологий, обусловленных специфическим набором хромосом.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания - дети формируют общество будущего.

Теория Тимоти Лири

Психология потребителя

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д.

Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям. В себе стоит развивать некоторую критичность, не доверяя всем без разбора, ведь многие рекламные компании ориентируются именно на таких людей. Они используют те убеждения, установки, ожидания, которым мы придаем большое значение, в корыстных целях. Внушая какую-то идею или формируя потребность, они стимулируют, порой, к ненужным покупкам, лишним тратам. Все торговые центры, телевидение, СМИ преследуют единственную цель - продвинуть товар в массы. И импринтинг здесь играет свою, уже негативную для конкретной личности, роль.