Как развить коммуникацию. Какие факторы влияют на способность общаться с другими людьмикак научиться общаться с другими людьми

Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.

Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.

Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

Инструкция


  • Наличие дефектов речи сковывает многих людей, что заставляет других думать об их необщительности.

  • Низкий , как и неуверенность в себе (причины таковой - тема совершенно иного разговора), приводит к сложностям в общении с людьми, имеющими высокое положение . Примером может служить прием на работу, когда необходимо установить контакт с руководителем компании или специального кадрового отдела, а такие люди, как правило, уверены в себе, что и смущает некоммуникабельных, неуверенным в себе соискателей.

  • Самые различные комплексы, зарождение которых упускают родители, а будучи мы просто порой не знаем, как с ними бороться. Например, проблемы бывают у тех, кого сегодня молодежь называет «ботанами» - умных на самом деле людей, но совершенно не приспособленных к жизни в социуме, так как на первом месте у них, как правило, находится наука и другие интересы, а не общение. Но это всего лишь один - комплексов существует множество, и избавление от них зачастую возможно лишь с помощью психолога.

Чтобы развить коммуникабельность, необходимо найти причину проблем с общением. Оптимальным выходом является обращение к психологу, возможно, прохождение специальных тренингов, где вместе с людьми, имеющими аналогичные проблемы, вы сможете таковые преодолеть.

Но обращение к психологу многим кажется недоступным либо по финансовым причинам, либо из-за недоверия и страха признать имеющиеся проблемы. Поэтому люди часто прибегают к другим методам приобретения навыков коммуникабельности:


  • Чтение специализированных книг некоторым людям понять, почему они боятся общения и как это исправить.

  • Немного усилий, чтобы начать общаться, порой дают толчок развитию новых способностей и коммуникабельности в целом. В рамках данного способа можно попробовать общаться с людьми, которые не принять вас в свою компанию. Но зачастую для толчка к развитию коммуникабельности достаточно заговорить со случайным попутчиком или с кем-то, чтобы, например, определиться или помочь с выбором товара.

  • Следует избегать общения посредством интернета - сегодня такая возможность стала причиной потери навыков живого общения со стороны многих молодых людей. Интернет позволяет скрыть недостатки за словами и отредактированными фото (в истинности которых также могут возникать сомнения), здесь достаточно выключить компьютер, чтобы просто прекратить разговор. Здесь легко игнорировать людей, которые вам не нравятся или которым не нравитесь вы, и они об этом говорят прямо. Специфика интернет-среды пришлась по душе многим, но отняла у них последние навыки живого общения. Несмотря на то, что даже бизнес перерождается и все больше компаний являются виртуальными, предлагая при этом товар и услуги за реальные деньги, без коммуникабельности в остальных сферах жизни все-таки не обойтись.

  • Развитие своих личностных способностей, достижение нового успеха - это повод укрепить вашу уверенность в себе, повысить самооценку. А ведь именно эти факторы часто определяют способность к общению. Попробуйте поговорить даже с незнакомым человеком, и вы поймете, что ваши страхи не обоснованы.

Конечно, способов преодолеть барьер существует масса. И выбор зависит от вашего характера, от причины замкнутости или определенных трудностей в общении.

Понятие «коммуникабельность» сегодня знакомо многим людям, но далеко не каждый из представителей человеческого рода имеет подобную черту в своём характере. Коммуникабельность – это то качество в характере, которое присуще только активным и общительным людям. Оно помогает развивать отношения различного рода в коллективе, налаживать дружественные контакты с определёнными людьми, быстро адаптироваться к переменам во внешней среде и даёт возможность человеку стать лидером по жизни.

Общительный и открытый человек легко и непринуждённо может заинтересовать других людей какой-то темой, вовлечь их в увлекательную беседу, молча выслушать чужое мнение, а после спокойно высказать своё, произведя при этом впечатление умного и интересного персонажа.

В психологии подобный тип людей называют экстравертами, а их антиподов – интровертами. Последние, в отличие от первых, более погружены в свой внутренний мир и переживания, и практически не склоны к общению с другими людьми.

Большинству индивидуумов такая черта характера, как общительность, даётся от рождения, остальным же приходится развивать её самостоятельно, используя для этого разные упражнения для развития коммуникабельности и всевозможные психологические практики, ориентированные на развитие этого качества в характере.

Внимание! Не стоит забывать, что общительность – не всегда значит коммуникабельность. Коммуникабельный человек – это, в первую очередь, личность, которая легко умеет подстраиваться под разные типы людей и знает, когда и каким способом стоит преподносить ту или иную информацию окружающим.

Есть несколько причин тому, чтобы человек занимался развитием такого качества в своём характере, как коммуникабельность.

Во-первых , это возможность достижения максимального успеха в жизни и полная реализация себя, как личности, в разных сферах жизнедеятельности: , в творчестве, в личной жизни и т. д. Как показывает статистика, коммуникабельные люди имеют гораздо больше шансов добиться чего-то конкретного в жизни, благодаря своему мастерству общения.

Если бы вы были начальником крупной корпорации, в которой на одно вакантное место претендует два абсолютно разных человека: один из них обаятельный и открытый, второй – более замкнутый и серьезный, то кого бы из них вы выбрали? В большинстве случаев выбор пал бы на кандидата под номером один, поскольку он, благодаря своим высокоразвитым навыкам коммуникабельности, способен быстро и уверенно располагать к себе нужных людей, и, при необходимости, легко сможет договориться на деловых переговорах с требовательными и неуступчивыми партнёрами о нужной сделке.

Во-вторых , умение легко идти на контакт с людьми способствует приобретению большого количества дружественных связей, которые в дальнейшем могут пригодиться в жизни. Человек, который быстро и непринуждённо находит общий язык с другими людьми, может также без проблем разрулить любой конфликт в свою пользу, поскольку он способен проявлять гибкость в общении и понимание, когда это требуется.

Ну и, наконец, развитие коммуникабельности благоприятным образом сказывается на обретении гармонии во внутреннем мире и избавлении от ненужных комплексов, страхов, ощущения одиночества, которым зачастую подвержены интроверты.


Как можно развивать в себе коммуникабельность?

Развитием коммуникабельности необходимо заниматься ещё в периоде детства, в то значимое время, когда на формирование человеческого характера влияют не столько внутренние убеждения, сколько внешние факторы. На этом жизненном этапе человека его коммуникабельность проявляется в таких моментах, как: умение легко адаптироваться к новым условиям (например, к смене школы или посещению новых творческих кружков) и способность быстро завести себе новых друзей. В этот период для ребёнка большое значение имеют:

  • спокойная, располагающая обстановка в доме;
  • дружеская поддержка родителей и их внимательное, заботливое отношение;
  • упор на всестороннее образование.

В более взрослом возрасте человеку становится труднее развить в себе коммуникабельность, но и здесь можно добиться хороших результатов, избрав для этого особую стратегию. Для начала можно просто начать больше общаться с окружающими людьми, и лучше осуществлять сей процесс вживую, а не в социальных сетях, хотя и они не возбраняются. При этом сами диалоги должны носить позитивный характер, а не выглядеть скучными монологами с жалобами на жизнь. Это нужно для того, чтобы ваш собеседник запомнил беседу с лучшей стороны, а сами вы получали удовольствие от увлекательного процесса общения.

Параллельно нужно развивать в себе такие черты, как и позитивное мышление. Первое умение понадобится для того, чтобы придать своему разговору больше насыщенности и эмоциональности, ведь рассказ, подогретый грамотными жестами, мимикой и интонацией, всегда вызовет интерес у слушающей публики. Второе – поможет притянуть к себе как можно больше людей, ведь улыбка и открытый, добрый взгляд всегда привлекают внимание, а пессимисты не интересны никому. Нужно постараться стать таким человеком, к которому окружающие будут тянуться. Не зря народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется».

Но что же делать тем людям, которые не имеют в своём окружении большого круга знакомых людей, а с сослуживцами и соседями по дому им особо поговорить не о чем? В таком случае нужно постараться завести новые знакомства. И не стоит бояться этого делать, хотя поначалу, конечно же, будет довольно страшно. Нужно не стесняться подходить к незнакомым людям на улице и вызывать их на разговор, используя для этого разные уловки, и не отчаиваться, если первые попытки не увенчаются успехом. Здесь, главное – регулярная практика.

Для повышения уровня коммуникабельности психологи сегодня предлагают немало упражнений и секретов. Вот некоторые полезные советы о том, как повысить коммуникабельность человеку:

Внимание! Развитие коммуникабельности – это ежедневный труд, а не одноразовое занятие.

В заключение

Помните, что коммуникабельность – это та характеристика человеческой натуры, которую нужно регулярно развивать и поддерживать, даже если она дана ему от рождения. При желании и правильных ориентирах этой чертой характера способен овладеть каждый человек, а, как следствие, улучшить свою жизнь в будущем и прийти к желаемому успеху.


Мы живем в сумасшедшем информационном мире. В эпоху интеграции виртуальной реальности во все сферах жизни человека происходит постепенное угасание вербального общения. Люди стали меньше общаться друг с другом. Ведь есть интернет, благодаря которому можно найти друзей практически на любом конце земного шара. Простое человеческое общение уходит на второй план. Люди становятся не коммуникабельными, закрытыми и замкнутыми. И это весьма плохо, так как коммуникабельный человек всегда может найти свое место под солнцем в современном социуме.

Что такое коммуникабельность?

Коммуникабельность представляет собой способность человека к установлению социальных контактов, отношений, деловых и дружеских связей.

Считается, что это качество напрямую зависит от типа темперамента человека. Например, флегматику или меланхолику в силу своего психоэмоционального состояния бывает довольно сложно устанавливать вербальный контакт с людьми.

Всем нам приходилось наблюдать, как один из членов компании привлекает все внимание собравшихся к своей персоне. Вокруг него всегда группы собеседников, с интересом поддерживающие беседу. Что же притягивает к нему людей? Скорее всего, это развитие его коммуникабельности, достигшее высокого уровня. Под коммуникабельностью понимают легкость в налаживании дружеских и деловых отношений с людьми. Это качество включает в себя , а также искусно вести беседу с любым человеком, вне зависимости от его положения и возраста.

Типы коммуникабельности людей

Условно всех людей можно разделить на группы в зависимости от способа использования ими своего коммуникативного потенциала:

  • доминантный тип - его трудно не узнать, после пятиминутного разговора с ним, кажется, что его слишком много, он слишком жесток и напорист.
  • мобильный тип легко включается в любую беседу и так же легко теряет к ней интерес. Отличается высокой коммуникабельностью, быстрой речью и богатой мимикой.
  • ригидный тип - трудно заводит новые знакомство, испытывает трудности со вступление в беседу, но после успешного прохождения этого этапа, вполне может стать приятным собеседником.
  • интровертный тип - противоположность доминантному. Скромен, молчалив, его трудно вывести на откровенный разговор.

Чтобы определить свой уровень коммуникабельности, ответьте на вопросы: как вы относитесь к новым знакомствам, к выступлениям на публике, предстоящим встречам со старыми знакомыми. Если вы предпочитаете молчать, а не высказывать свою точку зрения, значит, вы не очень общительны и можете столкнуться с проблемами на работе или в личной жизни.

Проблемы с коммуникабельностью разрешимы. Если при каждом новом знакомстве или – вам потребуется психотерапевтическая помощь, если же нарушение носит легкий характер – с ним можно справиться самостоятельно путем тренировок.

Как повысить коммуникабельность?

Во-первых, скажите общению "да". Общайтесь в свое удовольствие с соседями, сослуживцами, знакомыми и незнакомыми людьми. Во-вторых, учитесь видеть положительные стороны любой беседы, старайтесь почерпнуть из нее новые знания или чей-то опыт. Используйте специальные тренинги и упражнения на развитие уровня общительности.

Психологи предлагают различные упражнения на коммуникабельность. Цель этих занятий – развить интуицию в общении, совершенствовать коммуникативную культуру, формировать установку на взаимопонимание, развить навыки первичного контакта и многое другое. Упражнения могут быть коллективными и индивидуальными. Индивидуальные упражнения включают в себя произнесение речей перед зеркалом, чтение одних и тех же текстов с разной интонационной окраской и другие. Коллективные упражнения – это различные тренинги, проводимые в группе. Например, тренинг "Дать название ситуации" – участники дифференцируют ситуацию, разыгранную ведущим, описывают ее и излагают нестандартные пути решения.