Перовская софья львовна биография. Софья Перовская

Убийство царя - как могла его организовать эта хрупкая миловидная женщина? Сильный характер, идейность, несгибаемая воля - все эти качества были собраны в ней одной, и позволили осуществить задуманное. Сегодня Passion.ru рассказывает о женщине, которую Лев Толстой называл «идейной Жанной Д"Арк».

…Софья Перовская - это имя, увы, вызывает далеко не лирические ассоциации. Его обладательница вошла в историю как революционерка, организатор и участница покушений на государя. Какие душевные порывы сделали ее первой в истории России женщиной, повешенной по политическому делу?

РАБА ИДЕИ И ЛЮБВИ

Детство аристократки

После занятий в гимназии, целиком поглощавших эту серьёзную ученицу, идти домой не хотелось.

В богатом и знатном доме петербургского губернатора (а позднее - сотрудника Министерства Внутренних Дел) Льва Николаевича Перовского царила напряжённая и недружелюбная атмосфера.

Непросто было выдерживать крутой нрав своего отца и мужа всем членам семейства. Для двух братьев и сестёр большой моральной поддержкой была мать - Варвара Степановна, по натуре добрая и душевная женщина, полная противоположность мужу.

Она и сама не выносила его грубого характера и часто надолго вырывалась из дома в крымское имение. К сожалению, богатство и положение не делали счастливыми никого в этой аристократической семье.

Будущая «народница» была знатного происхождения: её прапрадедом был последний малороссийский гетман К. Г. Разумовский, а дед служил крымским губернатором при императоре Александре I.

Все дети в семье Перовских получили хорошее домашнее образование. Софье, чей напористый характер заявлял о себе в детстве, его показалось мало, и девушка против воли отца в 1869 году поступила на женские курсы при мужской гимназии Петербурга. Здесь ей дышалось легче, чем в родных стенах, учёба отвлекала от проблем.

На курсах она вошла в кружок самообразования, в которым юные девушки незаметно для себя увлеклись модными тогда идеями народничества. О посещении Софьей сомнительного кружка вскоре узнал отец, потребовавший немедленно порвать отношения с «сомнительными личностями».

Но переубедить упрямую дочь оказалось невозможно. Увлечённая новыми идеями, в 1871 году Софья создала уже свой народнический кружок.

Череда арестов

Жизнь, полная опасностей, захватила охотницу за преключениями. В январе 1874 года Перовская впервые была арестована при разгроме властями революционных кружков.

Наказанием ей стали неполные пять месяцев заключения в Петропавловской крепости. Срок мог быть и большим, но молодую революционерку взял на поруки отец. Но, кажется, она даже забыла его поблагодарить за это...

«Летом я была выпущена на поруки и уехала к матери, в Крым. Потеряв возможность быть дальше народной учительницей, я начала изучать фельдшерство», - так писала она о том времени.

Окончив 4-летние курсы, Софья была принята в Симферопольскую земскую больницу, где работала вплоть до вызова на суд в августе 1877 года. Суд над участниками «хождения в народ», известный в истории как «процесс 193-х», вынес Перовской оправдательный приговор.

Похоже, такая жизнь не пугала одержимую революционными идеями девушку. Она хотела бороться «за счастье народное», и в ином себя не представляла.

Перовская даже участвовала в освобождении из тюрьмы осуждённых товарищей по кружку, вступила в запрещённую организацию «Земля и воля», по заданию которой выехала организовать побег заключённых из Харьковского централа, который не удался.

«Молодая девушка с русой косой и светло-серыми глазами» - описывали ее современники. Ах, как обманчива порой внешность!

РОКОВОЙ ВЗМАХ ПЛАТКА

Раба любви

Внутренний мир этой молодой женщины был скрыт от окружающих. Казалось, ей чужды чисто женские интересы, вся она была направлена на борьбу с противниками своих политических убеждений.

Но любовь покоряет любые сердца! Вскоре судьба свела её с таким же ярым революционером - Андреем Желябовым. Он был на два года старше, происходил из семьи крепостных крестьян.

Объединённые общими целями в жизни, они соединились в гражданском браке и были наверняка заметной парой, обращающей на себя внимание. Официальной женой своего любимого Софья так никогда и не стала..

Убийство «для счастия народа»

На жизнь Александра II народники покушались четыре раза, из них Перовская участвовала в трёх, в том числе в последнем, удачном.

Софья находилась в доме, в котором при приближении царского поезда должен быть сомкнут электрический ток и последовать взрыв.

Задуманное не осуществилось - взрыв произошёл уже после того, как поезд миновал опасное место.

«Сознательно идя на великое дело террора», Перовская участвует во втором покушении, предпринятом в Одессе весной 1880 года. И снова жертва народников останется в живых.

На следующий год, когда под арестом был А. Желябов, его верная подруга руководила группой террористов, которой удалось убийство государя.

Взмахнув белым платком, она дала сигнал одному из заговорщиков бросить бомбу в проезжавшего Александра II. И на этот раз ей удалось сбежать незамеченной с места трагедии.

Перовская пряталась, но из Петербурга не уезжала - надеялась освободить из застенков гражданского мужа. В марте 1881-го на Невском проспекте её случайно встретит и опознает… друг детства Н. Муравьёв, с которым играли в весёлые забавы.

…Жить оставалось недолго - суд над участниками убийства русского царя вынес решение о казни, намеченной на 3 апреля.

В Петербурге на Семёновском плацу Перовская и Желябов стояли вместе и, как и другие заговорщики, смотрели смерти в лицо. Всех ожидала казнь через повешение.

В ожидании приговора единственная среди приговорённых женщина держалась стойко. По свидетельствам очевидцев, дольше всех умирала и билась именно она. Может, одна смерть на двоих придавала силы?

Инна ИНИНА

ПЕРОВСКАЯ, СОФЬЯ ЛЬВОВНА (1853–1881) – русская революционерка, общественная деятельница, член Исполнительного комитета революционно-террористической организации «Народная воля», первая женщина в русской истории, казненная по политическому делу.

Внучка последнего украинского гетмана К.Г.Разумовского, дочь генерала Л.В.Перовского (петербургского губернатора, служившего при министерстве внутренних дел), Софья Перовская родилась 1 (13) сентября 1853 в Петербурге. Она получила хорошее домашнее образование, но не удовольствовавшись им, в 1869 поступила на Аларчинские женские курсы при 5-ой мужской гимназии в Петербурге. На курсах сблизилась с сестрами А.И. и В.И.Корниловыми, создавшими там кружок самообразования, приобщилась к идеям народничества. Отвергнув требование отца прекратить знакомство с «сомнительными личностями», ушла в 1870 из дома и жила в доме одной из сестер, Веры Корниловой, оттуда (когда отец стал искать ее через полицию) уехала в Киев. Вернулась в столицу лишь после обещания отца выдать ей паспорт, и в 1871 добилась сертификата о получении знаний в объеме мужской гимназии.

В том же году создала небольшой народнический кружок, слившийся с кружком М.А.Натансона, в 1872 члены обоих кружков вошли в кружок Н.В.Чайковского. Несмотря на успешную сдачу экзаменов на педагогических курсах, которые она параллельно окончила, диплома Перовской не выдали как «политически неблагонадежной». Увлеченная идеями народничества, с 1872 участвовала в «хождении в народ», работала помощницей учительницы в с.Едименово Корчевского у.Тверской губ. Весной 1873, получив в Твери заветный диплом народной учительницы, поехала работать в школы – вначале в Самарской, затем в Симбирской губерниях.

Возвратившись в середине 1873 в Петербург, организовала конспиративную квартиру и одновременно преподавала рабочим в Петербурге. Среди них оказался известный впоследствии революционер-рабочий Петр Алексеев, сказавший во время суда над ним и другими народниками пророческие слова о неизбежности падения самодержавия.

5 января 1874 при разгроме кружков Натансона и Чайковского, Перовская была арестована, несколько месяцев отсидела в Петропавловской крепости. Выпущенная на поруки, она потеряла право преподавания в школе, поэтому закончила фельдшерские курсы, чтобы продолжать работать. В 1874 служила фельдшером в симферопольской земской больнице.

Оказавшись под судом в октябре 1877 – январе 1878 («процесс 193-х»), была оправдана и отправлена в административную ссылку в Олонецкую губ. По дороге смогла бежать на ст. Волхов (Чудово), воспользовавшись тем, что охранявшие ее жандармы заснули. Перейдя на нелегальное положение, участвовала в неудавшемся освобождении осужденного товарища по кружку – И.Н.Мышкина. Помнившие ее в то время товарищи по организации описывали Перовскую «молодой девушкой с русой косой и светло-серыми глазами». Ничто не говорило о сильном духе и твердом характере, утверждала ее коллега и единомышленница В.Н.Фигнер, но она «была требовательна и строга к товарищам, а к врагам – могла быть беспощадной».

Вступив в 1878 в только что созданную организацию «Земля и воля», Перовская по ее заданию выехала в Харьков, чтобы организовать побег политических заключенных из Харьковского централа (он не удался).

В 1879 участвовала в воронежском съезде «Земли и воли», пыталась предотвратить назревавший в организации раскол. После ее распада на «Народную волю» и «Черный передел» целиком отдалась революционно-террористической работе. Была избрана в члены Исполнительного комитета и так называемой «распорядительной комиссии Народной воли», занималась организационными делами. Она вела пропаганду среди рабочих, студентов и военнослужащих Петербурга, участвовала вместе с А.И.Желябовым , ставшим ее гражданским мужем, в создании первой «Рабочей газеты», организовывала помощь заключенным в тюрьмах.

В ноябре 1879 Перовская готовила в числе других заговорщиков покушение на Александра II. Она находилась вместе с С.Г.Ширяевым в доме, где при приближении царского поезда «должен был быть сомкнут электрический ток» (однако взрыв произошел после того, как царь миновал опасное место).

Спасаясь от полиции, уехала в Весьегонск, где жила под именем Е.В.Борщевской. Весной 1880 вновь пыталась совершить покушение на царя в Одессе, по ее позднейшему признанию, «сознательно идя на великое дело террора».

В 1881 руководила отрядом, следившим за перемещениями царя по городу, когда народовольцы готовили новую серию покушений. После внезапного и случайного ареста руководителя отряда Желябова, лично возглавила цареубийство: взмахом белого платка подала И.И.Гриневицкому сигнал бросить бомбу в проезжавшего Александра II. Взрыв оказался смертельным и для царя, и для террориста.

После теракта отказалась уехать из Петербурга, надеясь освободить Желябова. 10 марта 1881 была опознана на Невском проспекте, арестована и предана суду. Обвинителем на нем был товарищ ее детских игр Н.В.Муравьев.

3 апреля 1881 была вместе с Желябовым,Н.И.Кибальчичем , Т.М.Михайловым и Н.И.Русаковым казнена «через повешенье» на Семеновском плацу в Петербурге. Перед смертью держалась стойко и мужественно. Она стала первой женщиной, публично казненной в России по политическому делу. Л.Н.Толстой назвал ее «идейной Жанной д"Арк». Ее высокие нравственные качества высоко ценили ее товарищи. Л.Г.Дейчутверждал, что«она олицетворяла собою возмущенное чувство русского передового человека и всегда повторяла, что нельзя оставлять без ответа преследования правительства». Известный идеолог анархизма П.А.Кропоткин считал, что она «открытая, великодушная натура, которой все человеческое не было чуждо». По мнению известной народницы В.Н.Фигнер, Перовская «представляет одно из немногих лиц, которые перейдут в историю».

В 1918–1991 имя С.Л.Перовской носила Малая Конюшенная улица в Петербурге.

Наталья Пушкарева

В последние годы международный терроризм характеризуется как одна из главных глобальных проблем. Многочисленные террористические акции с конца 90-х гг. XX в. потрясли и Россию: Буденновск, Первомайское, взрывы домов и захват концертного зала в Москве, гибель сотен школьников в Беслане и т. д. Гнев, страх, недоумение слились в восприятии россиянами всех этих событий, широко освещавшихся средствами массовой информации.

В стремлении понять природу современного терроризма отечественные авторы заглянули в прошлое и сделали вывод, что Россия является родиной терроризма, так как именно российские революционеры выступили в качестве теоретиков и практиков революционного террора.

С. Л. Перовская и А. И. Желябов

1 марта 1881 г. царь-освободитель Александр II выехал от Михайловского дворца и буквально через несколько минут его экипаж на набережной Екатерининского канала подвергся атаке террористов. Бомба, брошенная Рысаковым, убила и ранила немало людей из царского конвоя и из числа прохожих, разбила царскую карету, из которой… вышел живой и невредимый император. Он направился к человеку, который стоял неподалеку. Это был второй «метальщик» Игнатий Гриневицкий. Вроде царь сказал, думая, что опасность миновала: «Ну, слава Богу!» И вроде бы террорист-самоубийца ответил: «А слава ли Богу?» И бросил метательный снаряд между собой и императором. Покушавшийся погиб на месте, а царь в страшных мучениях скончался через непродолжительное время на глазах своей семьи.

Кто же были эти люди, осмелившиеся поднять руку на Государя, «помазанника божьего», совершившие самый тяжкий грех – убийство? Что собой представляли российские террористы? Действительно ли Россия – «родина терроризма»?

Лидер группы отчаянных революционеров Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка, как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. был исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов являлся членом «Земли и воли», затем «Народной воли», членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, как прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Он говорил, что, не веря в Бога, признает сущность учения Христа, а поскольку вера без дел мертва, то он хотел делом помочь униженным и оскорбленным нуждающимся труженикам. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская (1853-1881). Генеральская, губернаторская дочь выбрала путь революционерки. Она бежала из родительского дома от отца-самодура в 18 лет. Была учительницей в Тверской и Самарской губерниях, а также оспо-прививательницей. Вела революционную пропаганду среди рабочих Петербурга. После нескольких арестов и процесса «193-х» перешла на нелегальное положение. Миловидная, белокурая девушка с пухленькими розовыми щечками, с высоким выпуклым лбом и голубыми глазами выбрала путь аскетизма, самоограничений, тяжелой борьбы. Софья Перовская руководила действиями «метальщиков» 1 марта 1881 г.

«Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее. <…> Я жила так, как подсказывали мне убеждения; поступать же против я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все предстоящее мне. <…> До свидания же, моя дорогая, повторяю свою просьбу: не терзай, не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит…», – писала она матери накануне казни. Софья Перовская стала первой русской женщиной, казненной по политическому делу.

Удивительными способностями обладал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Он сначала поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем перевелся в Медико-хирургическую академию. Вел пропаганду среди крестьян, бывал арестован, сидел в тюрьме. В «Народной воле» (с 1879) он создал динамитную мастерскую, готовил снаряды для всех террористических актов народовольцев. Его партийным псевдонимом был «Техник».

Свободный труд на благо Родины Кибальчич считал идеалом, но его способностям не было суждено быть востребованными. «Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т. д.», – говорил он на суде по делу «первомартовцев». На суде эксперты восхищались метательными снарядами Кибальчича и сожалели, что таких гранат нет на вооружении русской армии. Знаменитый генерал Тотлебен отзывался о Кибальчиче и Желябове еще более категорично: «Что бы там ни было, что бы они ни совершили, но таких людей нельзя вешать. А Кибальчича я бы засадил крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставил бы ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Так появилась идея создания «шарашки» для проштрафившихся выдающихся людей, которых можно использовать для нужд государства. Эту идею, как известно, реализовали И. В. Сталин и Л. П. Берия, которые знали, что Туполев, Королев и другие ученые никаких террористических актов не замышляли, а их золотые головы можно использовать по назначению. Незадолго до казни Кибальчич закончил расчеты для полета космического аппарата и ждал отзывов специалистов. Не дождался.

Во второй половине XX в. многие советские ученые, изобретатели и инженеры, работавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК), сожалели, что им не пришлось себя проявить в сфере гражданского производства. Но приоритеты определяла высшая власть в стране.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Люди разного социального происхождения (их называли разночинцами), народники, как и многие современные россияне, хорошо знали теорию общественного договора. Отличие в подходе к теории общественного договора россиян начала XXI в. от россиян XIX в. заключается в том, что современная политическая элита через средства массовой информации в начале XXI в. внушает населению, что революция – это абсолютное зло. А народники в последней трети XIX в. еще помнили рассуждения Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и других философов о том, что у народа есть право на революцию, на свержение тех, кто по «общественному договору» получил право на управление, но не справился со своими обязанностями. Народники считали, что в борьбе с зарвавшейся властью следует применять различные средства, включая террор.

России вряд ли приходится претендовать на то, что она является «родиной террора» (как и «родиной слонов»). Слово «террор» в переводе на русский язык означает «устрашение». В этом смысле террор являлся и является неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики абсолютного большинства государств.

В Древнем Риме (позже у монголов) воины подразделения, струсившего и побежавшего от врага на поле боя, подвергались «децимации» – казнили каждого десятого. На «врагов народа» в Древнем Риме составлялись «проскрипции» – специальные списки, по которым любого «проскрибированного» можно было убить. С жестоких «террористических актов» начала свое правление княгиня Ольга. Террористическим был режим Золотой Орды на русских землях. Появилась практика заложничества. Орудием террора в руках Ивана Грозного стала опричнина. В XVII-XVIII вв. в застенках, на виселицах, плахах, кольях, кострах, подвешенные на крючья за ребро тысячами гибли не только фальшивомонетчики (им горло заливали расплавленным металлом), убийцы, воры, но и участники народных восстаний, старообрядцы, просто оболганные доносчиками люди. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. стало поводом для «большого террора», для «ежовщины». Любого, кто выступает против существующей власти, можно назвать террористом.

Народовольцы Желябов, Перовская, Кибальчич, Клеточников и другие не захватывали заложников, не воевали с безоружными женщинами и детьми, не получали деньги от зарубежных спецслужб и фондов. Их терроризм носил кустарный, примитивный характер. Их главным и единственным «ресурсом» была собственная жизнь. И они отдали свои жизни за лучшую жизнь для простого народа, за лучшее будущее для своей страны. Напрасно?

Взято у http://karpets.livejournal.com/1630767.html

ЛЮБОВЬ И КРОВЬ
Роман
Часть III ЖЕЛЯБОВ И СИМОН ВОЛХВ
(отрывок)

О ней говорили самые противоположные вещи. Одни - что в свои двадцать восемь она выглядит на пятьдесят, другие - на восемнадцать. Одни видели ее лицо в ангельском, небесном сиянии, другие - в зиянии приоткрытых коричневато-фиолетовых петербургских люков. Рядом с ней одни чувствовали запах фиалки, другие - зловоние сточных вод. Она была очень похожа на город, в котором выросла и погибла. Она сама была им.
У нее был большой лоб, волосы зачесаны назад, большие бледные губы, сами по себе привлекательные, но нарочито выпяченные из-за совершено неожиданно мелкого подбородка. Глаза под узкими и редкими бровями были поставлены близко друг к другу.

Софья Львона Перовская принадлежала к самому высшему слою Империи: она, дочь бывшего петербургского генерал-губернатора, была из тех Перовских, что произошли от младшей ветви семейства Алексея Разумовского, морганатического супруга Императрицы Елизаветы Петровны, который сам, правда, не был родовит: он начинал какцерковный певчий как раз в то время, когда строгое крюковое пение в унисон было Высочайшими указами заменено концертным, и в быстром на язык народе немедленно родилась поговорка «Партесы поют бесы». Действительно, что-то совершенно бесовское, шутовское - от прямого значения шут, черт - звучало, когда, завершая благодарственное песнопение святого Амвросия Медиоланского на музыку Березовского, сладкозвучный тенор бывшего пастушонка Алешки Розума взвивался многократным «Аминь! Аминь! Аминь! Аминь! Аминь!», а на площадях строго приуроченно к окончанию литургии палила канонада.

Дед Софьи Львовны, Лев Алексеевич Перовский, был министром просвещения, отец, Лев Львович, - петербургским генерал-губернатором, а родной дядя отца, граф Василий Алексеевич Перовский, успешно завоевывал Царю и Отечеству Среднюю Азию.

Генерал Лев Львович Перовский был барин, ветреник, бонвиван, тот самый Его Превосходительство, любивший домашних птиц и хорошеньких девиц (за что его несколько раз укорял Государь), при этом истовый царедворец (за что его несколько раз награждал Государь), ревностный служака и заботливый отец семейства, сколь заботливый, столь и истово строгий. Постоянно сгоравший от любовных увлечений юными барышнями полусвета и дворовыми девушками, Лев Львович к детям и родным был сугубо требователен и вдвойне сугубо как раз по части нравственности. Сам часто приезжая домой очень веселым , для мальчиков он не допускал папирос, для девочек - чтения романов и декольте. Мать Софьи Львовны Перовской,Варвара Степановна, была урожденная Веселовская.

Большой петербургский клан Веселовских, к которому принадлежали дипломаты и академики, как имперские, так и советские, врачи и инженеры, чиновники и безымянные интеллигенты, имел родоначальниками привезенных Петру Великому из Польши бароном Шафировым трех еврейских отроков , которых барон потом лично крестил Авраамом Павловичем, Исааком Павловичем и Феодором Павловичем. Один из них, Авраам Павлович, вхожий к Государыне Екатерине Алексеевне и князю Меншикову, лично руководил поимкой беглого цесаревича Алексея Петровича, затем по не совсем понятным причинам бежал из Империи и осел в Германии, в том же самом Гессенском княжестве, откуда вскоре стали неожиданно брать себе жен Русские Цари Именно там, при дворе курфюрста, Авраам Павлович обзавелся несметными деньгами, а затем чередовал свое пребывание между Лондоном и швейцарским Ферне, где его посещали княгиня Дашкова и победитель турок граф Орлов-Чесменский, считая за честь быть принятым в его доме, где часто бывало семейство курфюрста, и не только. При этом Авраам Павлович Веселовский был республиканцем и всегда твердо говорил, что ни одной короны быть не должно . Загадочно ушедший из этого мира уже столетним стариком, он обещал вернуться в Россию только тогда, когда в ней утратит свою силу пословица «Божье да Государево»… При этом его, убежденного противника самодержавства, дочери по совершенно никому не ведомым причинам Император Александр Первый назначил пенсию в сто голландских дукатов, а все остальные его потомки получали субсидии от царского двора вплоть до середины сороковых. Большинство их служило по дипломатическому ведомству.

Еще один Веселовский, знаменитый филолог и историк литературы, член всех Императорских академий и обществ, исследовал древние апокрифические, то есть не одобренные Церковью, христианские сказания, а также иудейские и эфиопские легенды и их влияние на средневековую книжность Руси. Особенно прославились его труды о «Повести о Соломоне и Китоврасе» и о Святой Чаше Грааля . В духе Буслаева и Тихонравова, но не совсем. Даже совсем не.

Последним знаменитым Веселовским был маститый советский историк, академик Степан Борисович Веселовский, автор запрещенных при Сталине и прославленных в годы оттепели (и то, и другое не без прямого участия Максима Арсеньевича Квасова) разоблачительных исследований - с прямыми намеками - об опричнине Царя Ивана Васильевича Грозного. Илья Мильский и Игнат Вонифатьев, еще учась в Университете, много спорили о работах Веселовского - Илья принимал их с восторгом, Игнат, мягко говоря, скептически.

Варвара Степановна Веселовская, уже в третьем поколении была православной, она строго соблюдала все посты и праздники, часто говела, постоянно бывала в церкви, чуждалась светской жизни и, как говорили, всю себя отдавала семье. Безконечные его измены своему супругу, генералу Льву Львовичу Перовскому, о похождениях которого по Петербургу ходили легенды, она прощала. Их для нее не существовало. Прощала? Да, конечно. Но было на самом деле в этом не только прощение, но еще и древнее, родовое, врученное по судьбе, эсфирино снисхождение волооких жен (пусть пост и молитва, как извне казалось, убили в ней всякую волоокость) к сильным народов земли , царям и царевым слугам - не сотрется

Правда, внешних черт дщерей иерусалимских в лицах ни у носившей такое русское имя Варвары Степановны, ни, тем более, у ее дочери Сони уже почти не было. Что было? Библейская горечь - у матери, и библейский гнев - у дочери. А так… Кто бы знал? Русская мама-бабушка… Для Сони, да и для других детей - а их было восьмеро - мама была прежде всего - снег, санки, рукавички. И всегда, везде, отовсюду, в самые трудные времена, даже из тюрьмы Софья Перовская умудрялась отправлять ей маленькую посылочку из гостинцев, пряников и сластей - детских, маленьких…

И перед смертью было как в детстве:

Дорогая моя, неоцененная мамуля. Меня все давит и мучает мысль, что с тобой? Дорогая моя, умоляю тебя, успокойся, не мучь себя из-за меня, побереги ради всех, окружающих тебя и ради меня также. Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее, так как давно знала и ожидала, что рано или поздно, а так будет. И право же, милая моя мамуля, она вовсе не такая мрачная. Я жила так, как подсказывали мне мои убеждения, поступать же против них я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все, предстоящее мне. И единственное, что тяжелым гнетом лежит на мен, это твое горе, моя неоцененная, это одно меня терзает, и я не знаю, что бы я дала, чтобы облегчить его. Голубонька моя, мамочка, вспомни, что около тебя есть еще громадная семья, и малые, и большие, для которых всех ты нужна, как великая своей нравственной силой. Я всегда от души сожалела, что не могу дойти до той нравственной высоты, на которой ты стоишь, но во всякие минуты колебания твой образ меня всегда поддерживал. В своей глубокой привязанности к тебе я не стану уверять, так как ты знаешь, что с самого детства ты была всегда моей самой постоянной и высокой любовью. Безпокойство о тебе было для меня всегда самым большим горем. Я надеюсь, родная моя, что ты успокоишься, простишь хоть частично все то горе, что я тебе причиняю, и не станешь меня сильно бранить. Твой упрек единственно для меня тягостен. Мысленно крепко и крепко целую твои ручки и на коленях умоляю не сердиться на меня. Мой горячий привет всем родным. Вот и просьба к тебе есть, дорогая мамуля, купи мне воротничок и рукавички, потому запонок не позволяют носить, а воротничок поуже, а то для суда хоть несколько поправить свой костюм: тут он очень расстроился. До свидания же, моя дорогая, опять повторяю свою просьбу: не терзай и не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит.

На протяжении всего 1879 и 1889 года, когда София находилась в Петербурге, связь ее с матерью была непрерывной и постоянной, никем не скрывавшейся. Визиты ее, числившейся в розыске, в квартиру Перовских были совершенно открытыми.

Только ли санки, рукавички, пряники ?

В ноябре 1879 года Варвара Степановна Веселовская сообщила дочери, что Государь будет возвращаться из Ливадии по железной дороге, идущей из Ялты через Одессу и Харьков на Москву. Желябов и Софья Перовская сами разработали план взрыва и сами же руководили его осуществлением. Везде, где должен был останавливаться царский поезд, - на подъезде к вокзалам были установлены мощные мины, изготовленные Николаем Кибальчичем - гениальным инженером и тоже участником организации. В последнюю минуту, по распоряжению самого Императора, поезд обогнул Одессу, а в Харькове взрыв не произошел из-за технической ошибки.

О том, что боевыми отрядами нигилистов-цареубийц руководит родная дочь генерала Льва Львовича Перовского, знали все. Генерал с поста санкт-петербургского генерал-губернатора был отставлен, но никаких иных последствий для семьи это не имело. Почти каждый месяц Софья Львовна приезжала домой, и ее часто видели вместе с Варварой Степановной гулявшими вдоль каналов. Генерал в это время обычно из дому уезжал. А потом уезжала она.

В Москве, поселившись в Рогожской слободе, вблизи Николаевского вокзала, Софья Перовская сама руководила подкопом и установкой мощной мины. Однако Император находился не в первом поезде - обычно их всегда ехало два - как он это делал всегда, а во втором. Смена поездов была чисто случайной, из-за мелкой технической поломки возле Харькова. Вместо Царя взорвался вагон с апельсинами и вином.

В начале декабря Варвара Степановна передала дочери, что в близком будущем Государь ожидает прибытия в Петербург брата Императрицы Марии Александровны болгарского князя Александра Баттенбергского. Как раз в это время под императорской столовой ремонтировали винные погреба. Через Желябова Софья нашла столяра Степана Халтурина и устроила его на работу по ремонту Зимнего дворца. Всю вторую половину января он носил изготовленную Кибальчичем взрывчатку в Зимний дворец и прятал ее в винном погребе, стены которого облицовывал. Варвара Степановна передала, что 16 февраля в Зимнем дворце будет торжественный ужин в честь князя Александра Баттенбергского, на котором должна присутствовать вся Императорская фамилия, кроме тяжело больной Императрицы, которая в это время уже не вставала с постели. Взрыв должен был произойти ровно в 6 часов 20 минут вечера, когда гессенский принц должен был наносить визит своей Августейшей сестре, а Император с семейством, включая Наследника, ждать его в царской столовой. Однако, Александр Второй решил ожидать в своем кабинете и вышел встречать князя на парадную лестницу. В этот момент в столовой раздался взрыв, от которого погибли одиннадцать солдат охранявшей встречу финляндской пехоты, а тридцать было тяжело ранено. Столовая была разрушена полностью, из подвалов по всему дворцу валил дым.

Когда зимой 1881 года член «Народной воли» Григорий Гольденберг дал подробные показания на организацию (ему было обещано прощение и привлечение к работе над будущими реформами), Софья и Желябов по совету Варвары Степановны и получив от нее деньги, сняли на Малой Садовой улице, по которой Император каждое воскресенье ехал домой после развода караулов, магазин с прилегающей к нему квартирой под именем супругов Кобозевых и заплатили за три месяца вперед, сказав хозяевам, что собираются открыть молочную. Выставив в витрине жестянки с маслом, сметаной и сыром, они приступили к рытью подземного хода под Малой Садовой, в центре которого вскоре Кибальчич сам установил свое приспособление, заряженное восьмьюдесятью фунтами динамита.

Софья Львовна, обладавшая ясным и трезвым умом (она не любила стихов и, в отличие от других народоволок-эманципе , не курила и не пила водки, легко всегда в этом еще сходя и за раскольницу) была совершенно убеждена в том, что никакого действительного успеха дело иметь не будет, а сама она погибнет либо в петле, либо от пули, либо в чахотке, а потому нужно стремиться к самому по себе лишению жизни всех тиранов и сатрапов - от собственного отца, которого возненавидела с того дня, когда он собственноручно за связь со студентом-учителем музыки оттаскал ее за волосы по паркету (впрочем, Варваре Степановне она обещала этого никогда не делать, да и, обожаямамулю , единственное существо, к которому она ощущала привязанность, никогда бы этого не сделала, разве что по смерти Варвары Степановны, вослед, вдогонку ) до главного тирана - Царя как Отца отечества, особенно мстя ему за то, что новая жена - и, скорее всего, будущая Императрица - сама годится ему в дочери . Екатерину Долгорукову она, утратившая когда-то веру в Бога, совершенно набожно и благочестиво считала предметом нечистой страсти и, ненавидя ее, как и Царя, в то же время готова была мстить за ее, княгини, поруганную, как она считала, честь. Поруганную ею же, княжной, самой, спутавшейся с Романовым. Хотя ведь и Долгорукова в сравнении с Эсфирью тоже принцесса похуже

Странным образом единосущность и нераздельность судеб Екатерины Долгоруковой и Софьи Перовской проходила именно по лини ненавистного отца Софьи Львовны: мать Екатерины Михайловны, Вера Вишневская, происходила как раз от того самого полковника Вишневского, который привез из Малороссии пастуха Алешу Розума, будущего Алексея Разумовского. Предок Софьи Львовны был привезен предком Екатерины Михайловны, и простить это барыне - хотя сама она уже тоже барыня - барышня, точнее, - в этом все дело - она не могла.

Она вообще никогда никому не прощала. В отличие от остальных членов «Народной воли», желавших народу лучшей жизни , целью ее жизни было лишение жизни .

Она, отвергнувшая вместе со всем ненавистным старым режимом также и Православную Церковь, знала ли, о чем на самом деле молится в этой Церкви ее безконечно любимая мама Варвара Степановна? Кому издревле велено поразить царя велия и убить царя крепкаго и разорить все царства ханаанския?

В последние три года Софья Львовна обрела силу полностью повелевать вовлеченными в одно с ней дело грядущего народного счастья мужчинами. Это касалось, прежде всего, конечно, самого дела . В 1879 году она сказала Александру Соловьеву перед тем, как послать его к Зимнему дворцу со спрятанными под учительский вицмундир заряженным револьвером:

Надеюсь, вы понимаете, что живым вам лучше не возвращаться. А станете болтать - везде достанем.

Это не было пустыми словами. Софья Львовна была вхожа в любые инстанции, даже тогда, когда числилась в бегах. Могла ли она сама прийти к Царю? Могла. Но она уже знала, что убить его нужно и можно - и, возможно, ибо нигде более пуля не возьмет, - именно на Екатерининском канале .

После таких же, как и Соловьеву, слов, сказанных ею студенту Поликарпову, потерпевшему затем неудачу при ликвидации полицейского агента Сембрандского, студент, расстреляв весь барабан о стальной панцирь агента, отправил последнюю пулю в себя.

Софья ненавидела не только русскую действительность - она ненавидела действительность вообще. Как взглянешь вокруг, так и пахнет отовсюду мертвым, глубоким сном. Нигде не видишь мыслительной деятельной работы и жизни - всюду одинаково. Точно мертвая тишина, которую завели раз и навсегда, и она так уже и двигается по заведенному . Это писала она в 1872 году из маленького волжского городка Ставрополя, где служила учительницей.

Убить Императора или быть убитой по приказу Императора. Разтерзанной львами. Раздробленной по частям на шевалете, лошадке. Не одно ли это и то же?

Различие единственно. Она не была девой.

Она ненавидела мир, в котором нет времени, точнее, мир, в котором время идет по кругу . Циклическое время.

Библейская, пророческая ненависть.

Тишина. Страж этой тишины - удерживающий тишину - Царь. Убить Царя.

В Петербурге еще несколько десятилетий говорили, что Софья Перовская не умерла, и то ли повесили не ее, то ли вообще не вешали. «Жива она, не жива, - говорили старики, - кто там знает?» Каждый год в марте, когда на улицах темно и пусто, дикий ветер и мокрый снег слепят глаза, и прохожие избегают появляться на улицах, на крутом мостике Екатерининского канала - канала Грибоедова - вновь и вновь появляется Софья Перовская и, как тогда, Первого марта, снова взмахивает своим белоснежным платочком. Кто-то считает - к счастью, кто-то - к беде. Глеб Вёрстин вначале думал попытаться подстеречь ее с камерой, но потом от этой идеи отказался.

Но абсолютно прямая, словно бьющий издревле луч, направленность всего существования Софьи Львовны, ненавидевшей движение по кругу , касалось не только дела. Противиться ее требованиям для состоявших в организации мужчин, которые начинали мгновенно испытывать под ее взором смешанное с подчревным ужасом желание, было невозможно. И дело не в том, что среди всех их царила «свободная любовь» по идейным соображениям , а совсем в ином: для Перовской то, что именовалось развратом, было не идейно определяемым поведением, как, например, для ее подруги Анны Якимовой, втайне мечтавшей о муже и детях, а в том, что ее перевернуто царственный выбор был совершен ею до ее собственного бытия , и дело тут было вовсе не в признании или отрицании брака, о чем любили до хрипоты спорить соратники, а совершенно в ином .

Прежде рождения, прежде самого зачатия был совершен ею выбор не Еввы, а Лилит: «Не хочу под ним быть». Она всегда была вопреки стародедовскому - по отцу - завету -над ним. Над любым .

Царственно нисходя , Софья Львовна также и предметы утоления жажды своей искала в низах - среди разночинной молодежи, неимущих студентов, а то и вовсе фабричных и подсобных рабочих, разносчиков и даже городских бродяг. Черна аз и чермена , и, хотя с виду она с каждым годом все более теряла природную красоту юности, став, какой еенекоторые видели, к двадцати восьми годам едва ли не обугленной, пепельной, нисходящая страсть ее всегда бывала подобной жемчужине в грязи .

Впервые это произошло у Сони, когда она еще не была совершеннолетней, - с тем самым учителем музыки, студентом-разночинцем, из-за которого вышла наружу ее ненависть к отцу, причем, юноша оказался покалечен: его сбивчивые потом объяснения сводились к тому, что он, не желая греха и пытаясь бежать, упал и сломал ногу. Так или иначе,ангел София , с детства питая еще одну страсть - к хирургии - тут же, на месте, зафиксировала перелом, наложила предгипсовую повязку и сразу же овладела им, лежавшим перед ней на спине. В субботу студента по распоряжению генерала Перовского высекли на конюшне, а затем уволили из университета с волчьим билетом.

На самом деле Лев Львович был крайне отходчив и добродушен, и через неделю был готов простить студента и, конечно же, простил Соню. Но не простила она. Сказав отцу, что уходит на панель , она покинула дом и оказалась в небольшом волжском городке Ставрополе, где служила учительницей и, как сама вспоминала, рыскала по лесам . Обыкновенно, окончив занятия в школе и пообедав, она отправлялась в близлежащий бор и оставалась там, в синеватой сосновой зелени, медленно к вечеру обращающуюся зеленоватой синевой, до самой глубокой ночи. Грибники и ягодники часто встречали Перовскую в лесу, спавшую на голой земле, собиравшую цветы и травы. О ней стали говорить - колдунья… За ней следили парни, подкарауливали и похвалялись убить. Узнав об этом, ученицы сообщили ей, прося не забираться в чащу. Но она по-прежнему уходила в бор или переплывала в лодке за Волгу и часто оставалась там, во лугах, лугах зеленых , ночевать. И было это не от мамы, не библейское , а на самом деле от ненавистного отца, точнее, еще от Алешки Розума, Олелька, Леля, хохлацкого пастушонка. Ой, мати-пустыня

Чуждая земле, Софья погружалась в сырую землю и становилась ею.

Способную не просто сыграть таковую, а поистине быть бабой из низов - из того самого чернозема, черного чернее черной черни , из недр философского торфа, turba - из жены сверху оборачиваться женой снизу. Нижними водами .

Когда заговорщики, готовя подкоп для взрыва царского поезда, жили у Рогожской заставы, Софья Львовна сказалась мещанкой Мариной Ивановной Сухоруковой. Когда в ее доме случился пожар, соседи ринулись помогать ей выносить вещи. Еще минута, и все принадлежность заговора - шнуры, взрывчатка, механизмы для подкопа - были бы обнаружены. Перовская схватила икону, выбежала во двор и по-бабьи заголосила: «Не трогайте, не трогайте, Божья воля!» Народ расступился и начал расходиться.

Многие из товарищей Софьи - Рысаков, да даже и гражданский супруг ее Андрей Желабов - на дне души, скрывая, - верили в Бога. Софья любила им говорить: русские мужики крестятся на кресты и купола потому, что сделаны они из золота . А ведь золото и кровь одно - это она шептала уже по ночам Андрею Желябову в лицо, и, когда после взрыва в Зимнем дворце Желябов с Халтуриным, скрывшись от преследования, пришли вместе на похороны убитых взрывом финляндцев и увидели, как Государь плакал у их могилы, а потом повернулся к свите и сказал, что такое с ним было только под Плевной, на поле боя, Желябов проговорил своему спутнику: «Жалко, мало положили!»

Единственным мужчиной, к которому Перовской не удалось снизойти , был Игнатий Гриневицкий, поляк, давший когда-то в костеле обет верности своей невесте - тоже Софье, Софье Миллер. Гриневицкий, Котик, как его звали товарищи и особенно нежно - пожалуй, единственный, кого она звала нежно, - Софья Перовская… Котик, котенька-коток… Незадолго до последнего выхода на дело Перовская, блистая глазами, рассказывала Гриневицкому о свободе любви и требовала доказать преданность лично ей, но поляк ответил, что он католик, девственник и верен своей невесте, и Перовская захохотала, совсем не как раскольница, а как бедовая, лихая ткачиха, а потом тихо прошептала, что он, Котик, еще пожалеет об этом. Накануне она лично назначила Гриневицкому второй выстрел.

«Софѝя» - было последнее слово, которое он произнес.

Одной только женщине Софья Перовская, проповедовавшая свободу любви , в этой свободе отказывала. Это была княгиня Екатерина Долгорукова, в разговорах о которой в Софье Львовне неожиданно просыпалась торгующая зеленью охтенка. «Безпутные-распутные! - в лицах пересказывала она народные толки о ндравах скубентов . - Добрый царь-государь их оч-чень путный! При живой жене с другой живет, во дворце ее поселил, детей от нее прижил. По слухам, только и ждет, когда помрет жена, чтобы с этой повенчаться!»

Охтенка? Какая там охтенка… Она же Веселовская, ее предки уже удавили одного Романова. А эта… Принцесса похуже? Почему тогда, когда ее издалека увидела, не могла оторвать взгляда? И та тоже взглянула, но так, мельком…

Удавил бы Веселовский царевича Алексея, если бы тот был не Романов, а Долгоруков?

В 1967 году на том же «Мосфильме» был создан фильм «Софья Перовская», который воспел, в полном соответствии с советскими идеологическими установками аскетический, подлинно христианский образ чистой Сонечки , девы-мученицы Золотой Легенды , Софии как образа премудрости и целомудрия, голубки над бездной , где между голубкой ибездной пролегала еще одна непереходимая бездна , вопреки тому, что голубка и бездна суть одно . Режиссером фильма был Лео Арнштам, а музыку к нему написал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. «Как далеко ушел он от “Носа” и “Леди Макбет Мценского уезда”», - посмеиваясь, рассказывал об этом Игнату Глеб Вёрстин.

На Семеновском плацу, всходя на виселицу, Софья Перовская и ее гражданский супруг , крестьянский сын Андрей Желябов, от исповеди и причастия отказались.

Когда осужденных вели на плац, ярко светило солнце. Увидев виселицу, Перовская зашаталась. Первым повесили Рысакова. Она смотрела на это равнодушно, и только когда палачи наложили ей на шею веревку, в ней проснулся инстинкт самосохранения. Она сильно уцепилась ногами за какую-то выступающую часть верхней половины лестницы и так крепко держала ее, что два дюжих палача с трудом вырвали лестницу от почти приросших к ней ног Софьи Перовской.


Софья Перовская - борцуха за щастье нагодное

Софья Львовна Перовская (1853-1881) родилась в Петербурге, в богатой аристократической семье. Перовские - младшая ветвь фамилии графа Разумовского, морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны. Дед Софьи, Лев Алексеевич Перовский, был министром просвещения; отец долго занимал пост петербургского генерал-губернатора.

В шестнадцать лет Софья поступила на Аларчинские женские курсы, где впервые познакомилась с революционными идеями. Сблизилась с радикально настроенной молодежью, а когда отец потребовал прекратить сомнительные знакомства, ушла из дома. В 1870 г. Перовская начала самостоятельную жизнь. Она стала одним из организаторов революционного кружка «чайковцев». Готовясь к «хождению в народ», получила диплом народной учительницы, окончила фельдшерские курсы. Вместе с друзьями «ходила в народ» в Самарской и Тверской губерниях, стараясь просвещать крестьян. В Петербурге (1873) содержала конспиративные квартиры, вела пропаганду среди рабочих. Однако вскоре правительство стало пресекать деятельность революционных кружков. В 1874 г. в сети полиции попала и Софья вместе с друзьями. После недолгого пребывания в Петропавловской крепости ее отдали на поруки отцу. Четыре года шло следствие по знаменитому «делу 193-х». Перовскую в конце концов оправдали, но именно во время процесса революционные идеи окончательно захватили девушку. Она со слезами на глазах слушала речи Петра Алексеева и бегала вместе с подружками в дом предварительного заключения, выражая солидарность с теми, кто там находился.

Летом 1878 г. она вступила в партию «Земля и воля», вскоре была вновь арестована и в административном порядке выслана в Олонецкую губернию, по дороге бежала и перешла на нелегальное положение. Как член «Земли и воли» Перовская ездила в Харьков для подготовки побега политических заключённых из местного централа. В 1879 г., после раскола партии, вошла в Исполнительный комитет, а затем Распорядительную комиссию «Народной воли». Занималась организационными делами партии, вела пропаганду среди студентов, военных, рабочих, участвовала в создании «Рабочей газеты», поддерживала связи с политзаключёнными. Но ее главным делом стала подготовка покушений на Александра II: под Москвой (ноябрь 1879), в Одессе (весна 1880) и в Петербурге (1 марта 1881).

Во время первого из этих покушений Желябов (ближайший друг, а потом гражданский муж Перовской) готовился взорвать идущий с юга царский поезд в Александрове. На случай неудачи товарищи подстраховали его в нескольких верстах от Москвы: они вели подкоп под железнодорожное полотно, чтобы вложить туда мину. Хозяйкой квартиры, где начинался этот смертоносный тоннель, стала Перовская. Яму затапливало водой; однажды в соседнем сарае произошел обвал, и заговорщики были близки к разоблачению. Только изворотливость Перовской, которая вышла с иконами к толпе, пытавшейся проникнуть в дом, спасла положение.

В 1881 г., после неожиданного ареста Желябова, Перовская возглавила группу, совершившую 1 марта убийство Императора. «Народовольцы» знали, что Александр II готовится подписать важный проект реформы, после которой революция потеряет привлекательность; им было важно убить царя как можно быстрее. Перовская много дней лично изучала его маршруты и тщательно готовила покушение. На случай первой осечки были заготовлены еще три бомбы. Во время покушения Перовская подала товарищам сигнал к атаке. Через несколько дней она была поймана и опознана; ее выдал подельник - Рысаков. Приговор по делу первомартовцев выносил прокурор Николай Муравьев - товарищ детских игр Софьи (в Пскове они жили в соседних домах и дружили семьями). Перовская стала первой женщиной в России, казненной по политическому обвинению.


Цареубийц везут к месту казни. Рисунок с натуры

На словах Софья Перовская и ее однопартийцы могли оправдывать свои дела служением народу, но на деле они вошли в историю России как террористы-цареубийцы, отголоски деяний которых мы ощущаем по сей день.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

В советское время, когда деятельность цареубийц официально героизировалась, именем Софьи Перовской были названы многие объекты.

Улица Софьи Перовской - названия многих улиц в населённых пунктах бывшего СССР (в том числе с 1918 по 1991 год так называлась Малая Конюшенная улица в Санкт-Петербурге).
Совхоз имени Софьи Перовской под Севастополем.
Пароход «Софья Перовская» - грузовой пароход дедвейтом 900 т, ex Оркан. Построен в Англии в 1900, с 1928 в составе СГК, с 1934 в составе СГМП, с 1945 - МГМП. Разделан в 1960 году.
Теплоход «Софья Перовская» - лесовоз типа Мирный. Построен в Финляндии для ММП, с 1975 года передан БМП.