Повторение.

ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Конспект урока русского языка

4 класс

«Состав слова. Распознавание значимых частей слова».

учитель начальных классов

Кирницкая Лиана Степановна

Харцызск, 2017

Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Рада, что у многих сегодня хорошее настроение. Желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Итак, начнем наш урок.

II . Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ творческих работ.)

III . Актуализация знаний

На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: Агр.ном , х.зяин , к.мбайн, б..гаж, п.р.он, ш.фёр, .щё, к.рабль.

Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы)

Выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

IV . Самоопределение к деятельности

1.Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (Эти слова родственные.)

Вспомните, какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

Как называется общая часть родственных слов?

А какие части слова вы знаете ещё?

Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значи­мых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, рас­познавать однокоренные слова.)

Правильно. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. Ведь недаром говорят: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

V . Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

стр.51 Упр.77

Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? («Сказ­ка о царе Салтане...».)

Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)

Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.)

Можно ли назвать слова пристань - (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)

Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом.

2.Работа в парах по таблице «Значимые части слова» с.52 учебника.

(Две-три пары выступают с сообщениями.)

3. стр.54 Упр. 84(с комментированием)

Что мы сделали, чтобы из слов получились словосочетания? (Изменили окончания)

Для чего же служит окончание в слове? (Для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

4. Составление и разбор предложений

С любым из записанных словосочетаний составьте предложение, подходящее к схеме:○, ○, ○

(Синтаксический разбор одного из предложений выполняют у доски)

VI . Физкультминутка

VII . Закрепление изученного материала

1.Самостоятельная работа (по вариантам)

Разобрать слова по составу

1вариант. 2 вариант.

солнышко лодочка

листочки ручка

осенний дождливый

приезд объехал

подснежник подосиновик

Взаимопроверка работы.

2. Игра « Узнай родственные слова»

В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными- топайте.

Снег – снежок гриб - грибники

Лес – в лесу мама - мамочка

Книга – книги берёза – на берёзе

Кот – котик вода - водичка

VI . Домашнее задание.

1.Выполнить упр.80, с.52

2.Разобрать слова по составу: ласковый, прохладная, походка, заморский, указка, садовник.

V . Рефлексия:

Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие задачи мы ставили в начале урока?

Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Какие задания были самые интересные?

В чём испытали затруднения?

Сейчас, я раздам вам карточки-светофоры. Раскрасьте зелёный круг, если вам все понравилось, жёлтый, если понравилось, но что-то было непонятно. И красный, если непонятно, не понравилось.

Спасибо за старание, все сегодня молодцы!

>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА

Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень (по-укр.: корінь ), префикс (по-укр.: префікс ), суффикс (по-укр.: суфікс ), окончание (по-укр.: закінчення ) - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель . Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель . Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель - значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель - как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ . Корень -ним- . Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть ; -ним- обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.

Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.

Отвечайте

Почему морфему называют значимой частью слова?

Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "

3. Приведите примеры слов с префиксом при- . Запишите их.

4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

Практика Б

5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.

6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни

ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

7. Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.

8. Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют . Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово ).

Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .

Практика Г

9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо , хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ , потому как питал его подземный источник . Вода в озере была холодная , чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова )
Теория Д

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок )

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

231. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование. Орфография».

Салфетка, бахрома, карниз, квартира, аккруатный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный, генерал, лейтенант, командир, корреспондент, состязание, подражать, поражение, телеграмма, великолепный, предмет, препятствие, премьера.

232. На основе материалов § 31, 33, 41-43 составьте и запишите сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Расскажите по нему о словообразовании в русском языке, приведите примеры.

1. Значимые части слова (морфемы).
2. Способы образования слов (кроме сложения):
а) приставочный;
б) суффиксальный;
в) приставочно-суффиксальный;
г) бессуфиксальный.
3. Сложение как способ образования слов:
а) сложение основ с соед. гласной;
б) сложение сокращенных основ;
в) сложение целых слов.
4. Переход из одной части в другую.

233. Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования. Подберите свои примеры (существительные, прилагательные, глаголы) на каждый способ словообразования.

234. Дополните списки слов 2-3 примерами каждого способа образования сложных слов.

1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.
2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.
3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
4. Сложение сокращённых основ: профком, ПДД, вуз.

235. Заполните таблицу «Гласные буквы в корне слова» 3-4 примерами на каждый вид орфограммы.

236. Вспомните виды орфограмм на тему «Гласные и согласные буквы в приставках» и запишите по 4-5 примеров каждого вида, обозначая в записанных словах соответствующие орфограммы.

237. Прочитайте текст о том, как поёт жаворонок. Найдите 3-4 примера морфемных способов образования слов. . Вы заметили, что некоторые слова повторяются от 2 до 4 раз? Попытайтесь объяснить наличие повторяющихся слов в тексте.

Взлетел (пристав.), серебряным (суф.), бубунчиком (суф.), песенка (суф.).

238. Прочитайте текст. В какое время года описывает красоту Москвы К. Симонов? Что бы вы добавили к этому описанию? Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая орфограммы. . Укажите предложения с однородными членами и объясните расстановку запятых в них.

239. Составьте предложения, опираясь на текст, в котором К. Симонов описывает Москву, её красоту (см. упр. 238).

Розовато-холодный рассвет.
Можно окинуть взором Москву, пустынные набережные.
Бороднское поле.
Высятся цепи Крымского моста.
Кажущиеся отсюда маленькими вагончики метро.
Начинается Арбат.

240. Как можно озаглавить стихотворение О. Шестинского? Как образованы выделенные слова? Вспомните другие слова, в которых используется корень сам-.

241. Диктант. Обозначьте части слов, в которых имеются орфограммы. Вставьте пропущенные знаки препинания.

УРОК № 34

Тема. Значимые части слова - морфемы. Однокоренные слова

Цель: повторить изученное о частях слова в начальных классах; развивать умение выделять значимые части слова, определять родственные слова; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся приводят примеры родственных слов и правильно употребляют их в речи; выделяют значимые части слова; разграничивают понятия часть слова и значимая часть слова.

Оборудование: учебник, таблица.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень.

Снег лежит, и вся земля

Белоснежной стала.

Куст накрылся у плетня

Снежным одеялом.

Я слеплю снеговика.

Сколько в нём снежинок?

Не считал пока никто

Этих колких льдинок.

Убаюкал всех снежок

Шелестеньем нежным,

Чтоб весною встал цветок

С именем подснежник.

- Тренировочное упражнение.

Спишите слова. Выделите корень. Все ли слова являются однокоренными. Почему? Подчеркните слова с корнями-омонимами.

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня; вода, безводный, водитель, водяной, водить; носильщик, носик, переносица, заносить; красный, красноватый, краснота, покраснение.

- Беседа с учащимися:

Какие слова называются однокоренными или родственными?

Какие значимые части слова вы знаете?

Можно ли слог назвать значимой частью слова? Почему?

(Слог - это часть слова, но каким-либо значением слог не обладает, например: лы-жи и лыж-и; во-да и вод-а.)

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Словарная работа.

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий морфемы (значимые части слова), т. е. состав слова.

- Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: с. 158, 165-166.

- Работа с таблицей.

Родовое понятие

Значимая часть слова (морфема)

Видовое понятие

Префикс

Корень

Суффикс

Окончание

Видовые признаки

Находится перед корнем, служит для образования слов

Главная значимая часть; в ней отражено общее лексическое значение всех родственных слов

Находится после корня; служит для образования слов

Изменяемая часть слова; образует форму слова, служит для связи слов

- Тренировочные упражнения.

1. Обозначьте окончание каждого слова в словосочетании; по образцу докажите правильность выделения окончания.

Образец: зимний день - зимнего дня.

Еловую лапу, кора берёзы, сухому снежку, на снежной поляне.

2. Разберите данные слова по составу. Что такое основа слова?

Подруга, утренний, шумный, перегородка, приморский.

3. Заменив префикс, образуйте от данных слов антонимы.

Образец: соединить - разъединить.

Приехать, выехать, отодвинуть, набросить, отбежать.

4. Выделите суффиксы в словах. Подберите к ним по одному примеру слов с таким же суффиксом.

Образец: храбрец - удалец.

Дорожка, липовый, утиный, морозный.

- Проблемное задание.

Определите стиль текста. Выпишите родственные слова и формы одного и того же слова. Чем они отличаются по своему составу?

ВОДА - ПАР - ТУМАН

На Земле много воды. Вода всё время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман.

(М. Скаткин)

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

- Тренировочные упражнения.

1. Дополните список родственных слов так, чтобы правильно выделить корень.

Грязный, грязненький, грязноватый (загрязнить, грязь). Тёмный, темнота, темноватый (затемнение, тьма).

2. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой - формы одного и того же слова.

Каток, ходят, тихий, орешек, хожу, сухой, покачу, приляжешь, орех, тишина, лягу, сухого.

- Распределительный диктант.

Выпишите выделенные слова в три колонки, распределив их по составу: 1) ; 2) ; 3) .

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Осыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: § 31, 32.

2. Выполнить упражнение: 352; 55.

VI. ИТОГ УРОКА

- Вопросы учащимся.

Что называется корнем?

Чем отличаются однокоренные слова от форм одного и того же слова?