Информационное общество и его особенности.
Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.
Социально-демографические проблемы современности.
Процесс глобализации и его противоречия.
С8.1.1.
Общество как система
Баллы | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей. 2) Признаки общества как системы: а) сложная система; б) открытая система; в) динамичная система; г) саморегулирующаяся система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. 4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека). 5) Специфика развития современного общества. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество и природа ».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Общество и природа – органические части материального мира. 2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы: а) темпы и качество социальной динамики; б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация; в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей; г) природные катаклизмы и их социальные последствия. 3) Воздействие общества на природную среду. а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека; б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов; в) использование флоры и фауны; г) создание преобразованной человеком природной среды 4) Значение природы для человека и общества: а) кладовая ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты. 5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальные институты – элементы системного строения общества. 2) Основные функции социальных институтов: а) служат удовлетворению общественных потребностей; б) организуют совместную деятельность людей; в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами; г) обеспечивают социализацию индивидов. 3) Важнейшие социальные институты: а) институты воспроизводства человека – семья; б) институт передачи социального опыта и знаний – школа; в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство); г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес). 4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики: 5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы общественных изменений ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Многообразие форм общественных изменений. 2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений. 3) Признаки революционных изменений в обществе: а) радикальный характер; б) слом старых общественных структур; в) рождение качественно новых социальных отношений; г) катастрофический характер, значительные социальные издержки; д) рождение новой социальной реальности. 4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов: а) эволюционный характер; б) органичность сочетания старых и новых структур; в) постепенная замена старого новым; г) затрагивание части общественных структур; д) осуществление по инициативе властей. 5) Преимущественный характер эволюционных изменений. 6) Специфика общественных изменений в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Революция как форма социальных изменений ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений. 2) Основные признаки революционных изменений в обществе: а) имеет радикальный характер; б) сопровождается сломом старых общественных структур; в) в результате формируются качественно новые социальные отношения; г) имеет катастрофический характер; д) сопровождается значительными социальными издержками; е) рождение новой социальной реальности. 3) Предпосылки социальных революций: а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним; б) нежелание народа подчиняться существующим властям; в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества. 4) Разновидности социальных революций в истории: а) буржуазные; б) пролетарские. 5) Специфика революционных процессов в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общественный прогресс ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе. 2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия. 3) Характерные признаки общественного прогресса: а) совокупность поступательных изменений; б) противоречивость и сложность изменений; в) неоднородность прогресса в различных сферах общества; г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности; д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному. 4) Критерии общественного прогресса: а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий; б) гуманизация отношений между людьми; в) совершенствование нравственных основ человеческого общества; г) расширение спектра прав и свобод человека; д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы. 5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Традиционное общество и его особенности ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации. 2) Характерные признаки традиционных обществ: а) аграрный характер экономики; б) сращивание власти и собственности; в) патриархальный характер общества и государства; г) преобладание коллективистских форм общественного сознания; д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности. 3) Основные разновидности традиционных обществ: а) общества древнего средневекового Востока; б) античные общества Греции и Рима; в) средневековое феодальное общество в Западной Европе; г) древнерусское и средневековое российское общество. 4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ: а) кастовый или сословный строй; б) преобладание предписанных статусов; в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты; г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса. 5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Информационное общество и его особенности ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества. 2) Предпосылки рождения информационного общества: а) научно-техническая революция; б) формирование новой научной картины мира; в) микропроцессорная революция. 3) Характерные признаки информационного общества: а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг; б) развитие электронных средств массовых коммуникаций; в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека; г) признание приоритетности прав и свобод человека. д) изменение социальной структуры общества. 4) Противоречивый характер информационной цивилизации: а) вытеснение человека из целого ряда сфер; б) усиление зависимости человека от персонального компьютера; в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения; г) углубление отрыва человека от естественной природной среды. 5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Причины возникновения международного терроризма: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей; в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире. 4) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных сетевых технологий и ресурсов; в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов; г) использование религиозных и социокультурных программных установок. 5) Основные направления деятельности международных террористов: а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий; б) подготовка и проведение террористических актов; в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки. 6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. 7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.10.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социально-демографические проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества. 2) Причины возникновения социально-демографических проблем: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху; в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке. 3) Основные проявления глобальных проблем: а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей; б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости; в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни. 4) Пути преодоления социально-демографических проблем: а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев; б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах; в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами; г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения.. 5) Специфика социально-демографических проблем в РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.11.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Процесс глобализации и его противоречия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества. 2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества: а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация)); б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов); в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов); г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов). 3) Основные положительные последствия глобализации: а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств; б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире; в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии; г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения. 4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации: а) угроза ряду отраслей национальных экономик; б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира; в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур; г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры. 5) Участие РФ в процессах глобализации. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Раздел «Человек»
Темы планов по разделу «Человек»
Темы планов по разделу «Социология» Социальная стратификация и ее типы
ДокументТемы планов по разделу «Социология» Социальная стратификация... состава и границ; г) общая система ценностей и норм; д) осознание своей... мобильность как характерный признак типа общества : а) общества с низким уровнем мобильности; б) общества с...
Календарно-тематический план по курсу «Человек. Общество. Право» (9 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю) №
Календарно-тематический планМетодические разработки по разделу 9 «Конструирование и моделирование прямой юбки» в VI классе. 9
Методические разработкиКалендарно-тематический план по разделу «Проектирование и изготовление одежды». 9 1.2. План – конспект на тему «Снятие... знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических... метод проектов понимался как система обучения, при которой...
Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» для подготовительной к школе группы №8 образовательная область «Художественное творчество»
Рабочая программа... план по разделу «Аппликация» (образовательная область «Художественное творчество») № п/п Тема ... себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве... В. Набокова «Как часто, как часто я в... развивать координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать...
По безграничным пройдя своей мыслью и духом пространствам Тит Лукреций Кар. «О природе вещей», 11, 1114 гп /1оге! а!та та!ег Москва 2004 Издательство центр
ДокументЗаключительном разделе , посвященном... как система коллективно разделяе- мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов по - ведения, присущих тем ... общества и правового господства. В технологическом плане - с индустриальным и постиндустриальным обществом ...
1. Общество как система.
2. Общество и природа.
3. Социальные институты.
4. Формы общественных изменений.
5. Революция как форма социальных изменений.
6. Общественный прогресс.
7. Традиционное общество и его особенности.
8. Информационное общество и его особенности.
9. Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.
10. Социально-демографические проблемы современности.
11. Процесс глобализации и его противоречия.
С8.1.1.
Общество как система
^ | Баллы |
| |
1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей. 2) Признаки общества как системы: а) сложная система; б) открытая система; в) динамичная система; г) саморегулирующаяся система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. 4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека). 5) Специфика развития современного общества. | |
| 2 |
ИЛИ | 1 |
| 0 |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество и природа
». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Общество и природа – органические части материального мира. 2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы: а) темпы и качество социальной динамики; б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация; в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей; г) природные катаклизмы и их социальные последствия. 3) Воздействие общества на природную среду. а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека; б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов; в) использование флоры и фауны; г) создание преобразованной человеком природной среды 4) Значение природы для человека и общества: а) кладовая ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты. 5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты
». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальные институты – элементы системного строения общества. 2) Основные функции социальных институтов: а) служат удовлетворению общественных потребностей; б) организуют совместную деятельность людей; в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами; г) обеспечивают социализацию индивидов. 3) Важнейшие социальные институты: а) институты воспроизводства человека – семья; б) институт передачи социального опыта и знаний – школа; в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство); г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес). 4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики: 5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы общественных изменений
». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Многообразие форм общественных изменений. 2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений. 3) Признаки революционных изменений в обществе: а) радикальный характер; б) слом старых общественных структур; в) рождение качественно новых социальных отношений; г) катастрофический характер, значительные социальные издержки; д) рождение новой социальной реальности. 4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов: а) эволюционный характер; б) органичность сочетания старых и новых структур; в) постепенная замена старого новым; г) затрагивание части общественных структур; д) осуществление по инициативе властей. 5) Преимущественный характер эволюционных изменений. 6) Специфика общественных изменений в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С8.1.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Революция как форма социальных изменений
». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений. 2) Основные признаки революционных изменений в обществе: а) имеет радикальный характер; б) сопровождается сломом старых общественных структур; в) в результате формируются качественно новые социальные отношения; г) имеет катастрофический характер; д) сопровождается значительными социальными издержками; е) рождение новой социальной реальности. 3) Предпосылки социальных революций: а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним; б) нежелание народа подчиняться существующим властям; в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества. 4) Разновидности социальных революций в истории: а) буржуазные; б) пролетарские. 5) Специфика революционных процессов в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | 0 |
^ Максимальный балл | 2 |
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Организм как природная основа человека:
а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Ответ: None
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?
4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:
а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б) безработица;
в) массовые миграции;
г) проблемы ассимиляции приезжих.
5) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека - одна из глобальных проблем человечества:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры;
б) материальное потребительство;
в) массовая культура и антикультура;
г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;
д) информация и человек.
2) Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования и его совершенствования;
в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.
3) Постиндустриальное общество и духовное
развитие человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.).
2) Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3) Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и «золотое правило» нравственности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.
2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:
в) принципы и нормы морали.
3) Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1.Система как совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.
2.Общество как совокупность людей, связанных совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
3.Элементы общества как системы:
а) сферы жизни общества;
б) социальные институты общества.
4.Характеристики общества как системы:
а) многообразные иерархически выстроенные отношения, составляющие структуру общества;
б) целостность общества как системы (ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов);
в) открытость общества как системы (состояние непрерывного обмена с окружающей его природной средой);
г) динамичность общества (изменения в различных сферах жизни, их противоречивый характер).
5.Степень удовлетворения потребностей людей - доказательство эффективности функционирования общества как системы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.
2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.
3) Проявления и последствия названной проблемы:
а) «демографический взрыв»;
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталось стран «третьего мира») и их взаимосвязь.
3) Проявления и последствия глобальных проблем современности:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) рост народонаселения мира за счет развивающихся стран;
в) потребительское отношение к природе.
4) Пути решения глобальных проблем:
а) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) регулирование рождаемости в экономически отсталых странах;
г) международное сотрудничество в решении глобальных пробем современности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности - важнейшая ценность цивилизации;
б) «свобода есть осознанная необходимость»;
2) Ответственность - важнейший регулятор деятельности человека:
а) сознательное следование установленным нормам;
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в) принципы и убеждения.
3) Свобода и ответственность в свободном обществе.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Цель и смысл жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Поиск смысла жизни - отличительное свойство человека.
2) Подходы к проблеме смысла человеческой жизни в мировой философии:
а) античная философия;
б) философия Возрождения;
в) классическая немецкая философия;
г) русская философия (С. Франк, Н. Трубецкой и др.).
3) Роль мировоззрения в деятельности человека, в поиске им целей и смысла жизни:
а) житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жизненный опыт;
б) религиозное мировоззрение и предназначение человека;
в) научное мировоззрение: понимание человеком мира и тенденций его развития, а также своего места в этом мире.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как духовное существо». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.
2) Мораль, ценности, идеалы человека:
а) «золотое правило» нравственности;
в) совесть, патриотизм, гражданственность.
3) Мировоззрение и его роль в жизни человека:
а) типы мировоззрения;
б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современная наука и ответственность ученых». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.
2)Специфика современной науки:
а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;
б) сложный технический и технологический потенциал;
в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
г) возможность изучения микро- и макромиров.
3)Основные направления научно-технического прогресса:
а) исследование космического пространства;
б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:
а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие открытой системы как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природы на человека и общество». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Общество и природа – органические части материального мира.
2. Человек - элемент биосферы.
3.1. Влияние природных факторов на процесс антропогенеза:
а) выделение человека из мира животных;
б) формирование рас;
в) формирование языков;
г) особенности ментальности и характера;
3.2 Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) природные катаклизмы и их социальные последствия.
4. Этапы взаимодействия природы и общества:
а) присвоение готовых продуктов;
б) рост производодительных сил;
в) переход от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов;
5. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
в) источник вдохновения и красоты.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
г) методы и средства
д) процесс
е) результат
3. Потребности деятельности:
а) биологические
б) социальные
в) идеальные
4. Виды деятельности
б) общение
в) учение
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие культуры.
2. Материальная и духовная культура.
3. Функции культуры:
а)адаптивная
б) нормативная
в) социализации
г) информационная
д) творческая
е) коммуникативная
ж) релаксационная и др.
4. Основания для классификации культуры:
а) связь с религией
б) территориальная принадлежность
в) этнические особенности
г) хозяйственный уклад
д) принадлежность к историческому типу общества
5. Основные формы культуры:
а) элитарная
б) народная
в) массовая
6. Разновидности культуры:
а) субкультура
б) контркультура
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3. Чем вызван экологический кризис?
а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.
б) Потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2. Цели познания:
а) постижение истины
б) практическая польза
3. Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);
4. Виды знаний:
а) научные
б) житейские (обыденные);
в) мифологическое;
г) эстетическое и т.д.
5 Знание как результат познания.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество и природа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфику темы, не засчитываются при оценивании.
1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в называеой, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Угрозы и вызовы современного человечества.
2. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Понятие
2. Специфика объектов и субъектов духовной ддеятельности
3. Основные цели:
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная
5. Роль в современном мире
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
1. Проблема познаваемости мира
а) Что такое агностицизм
б) Теории Юма и Канта
в) Разновидности агностицизма
2. Субъект и объект познания
3. Чувственное и рациональное познание
4. Сенсуализм и рационализм.
5. три основные тенденции:
а) гносеологический оптимизм,
б) скептицизм
в) агностицизм.
6. Относительная и абсолютная истина.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие общества как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
а)динамичной социальной структурой;
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
г)демократической плюралистической идеологией.
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
в)загрязнение морей и океанов;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
е)сокращение количества воды, пригодной для питья.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы и разновидности культуры». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
4. Роль культуры в развитии современного общества.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
а) прогресс;
б) регресс.
2. Теории общественного развития:
а) теории прогрессивного развития;
б) теории циклического развития;
в) идеи конца истории.
3. Противоречивость прогресса:
а) неодинаковость прогресса в различных сферах;
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других.
4. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) рост личностной свободы человека;
в) развитие человеческого разума.
5. Цена прогресса.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Социальный контроль. Определение.
2. Элементы социального контроля:
Социальные нормы.
Социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
Моральные.
Правовые.
Корпоративные.
Религиозные и др.
4. Виды социальных санкций:
Формальные.
Неформальные.
5. Формальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
6. Неформальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
7. Формы социального контроля:
Внутренний (совесть).
Внешний (формальный и неформальный).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «малой группы».
2. Особенности малых групп:
а) поведенческая и психологическая общность членов группы;
б) наличие общих интересов и ценностей;
в) общие групповые нормы.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные.
4. Примеры малых групп:
б) компания друзей;
в) трудовой коллектив.
5. Функции малых групп:
а) социализирующая;
б) поддерживающая;
в) психологическая;
г) деятельностная.
6. Межличностные отношения в малой группе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из возможных планов.
1. Понятие деятельности.
2. Мотивы деятельности
а. потребности
б. интересы
в. влечения
3. Классификация потребностей.
а. биологические
б. социальные
в. идеальные
4. Классификация потребностей А. Маслоу
а. физиологичекие
б. экзистенциальные
в. социальные
г. престижные
д. духовные
5. Связь потребностей с видами деятельности
а. творческая
б. трудовая
в. игровая (досуговая)
г. образовательная
6. Потребность как основной мотив деятельности человека.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрения».
2. Структура:
а) знания;
б) принципы;
в) убеждения;
г) духовные ценности.
3. Пути формирования мировоззрения:
а) стихийное
б) осознанное
4. Основные виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) религиозное;
в) философское;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление – основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному
процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социализация - процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий.
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Этапы социализации:
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Политическое участие - влияние граждан на принятие, реализацию государственных решений и выбор представителей в институты власти.
2. Виды политического участия:
а) опосредованное (представительное);
б) непосредственное (прямое).
3. Формы прямого политического участия:
а) участие в деятельности политических партий, организаций, движений;
б) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;
в) обращение в органы государственной власти;
г) участие в выборах и референдумах;
д) деятельность политических лидеров.
4. Классификации политического участия:
а) по количеству участников (индивидуальное, групповое, массовое);
Пояснение.
План по теме: «Ценообразование в условиях рынка».
1. Ценообразование- формирование цен на товары и услуги. Рынок - механизм, который связывает покупателя и продавца.
2. Ценообразование в зависимости от типа экономической системы:
а) командно - административная экономическая система: директивное ценообразование.
б) рыночная - ценообразование зависит от спроса и предложения. (от продавца и потребителя)
в) традиционная - отсутствие товарно-денежных отношений
г) смешанная - частичный контроля за ценообразованием со стороны государства.
3. Ценообразование в зависимости от спроса и предложения:
а) закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.
б) закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидеров:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие семьи.
2. Типы семьи по составу:
А) расширенная (многопоколенная); Б) нуклеарная.
3. Типы семьи по характеру семейных обязанностей: А) Традиционная (патриархальная);
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности;
B) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
A) потребности и мотивы;
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Международные экономические отношения в эпоху глобализации:
а) международная торговля;
б) миграция рабочей силы;
в) международное движение капиталов;
г) экономическая интеграция;
д) валютно-финансовые и кредитные отношения.
2. Факторы международного разделения труда:
а) научно-технический прогресс;
б) структура национального производства;
в) спрос на мировом рынке.
3. Государственная политика в области международной торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство.
4. Международное разделение труда – основа развития мирового хозяйства.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения.
2. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и канди-
в) психологическое воздействие на избирателя.
3. Виды СМИ:
б) Чистая монополия
в) Монополистическая конкуренция
г) Олигополия
5. Государственное регулирование экономики
6. последствия:
а) снижение цен
б) повышение качества
в) расширение ассортимента товаров и услуг
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.