Алексеев георгий дмитриевич. Алексеев Георгий Дмитриевич

Советский скульптор, график и живописец. Член Союза художников РСФСР.

Георгий Дмитриевич Алексеев родился 20 апреля 1881 года в селе Подольского уезда Московской губернии (ныне в ) в семье рабочего-гравёра. Он был девятым сыном в семье. Отец умер в 1893 году, когда Георгию исполнилось 12 лет. Мать отдала сына на сургучную фабрику в , где он стал работать чернорабочим по 12-14 часов в сутки.

В 1900 году Г. Д. Алексеев поступил на живописный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который окончил в 1907 году. Преподавателями Г. Д. Алексеева были , С. Коровин, В. Серов, Н. Касаткин. В 1907 году по заказу Московского комитета РСДРП он создает бюст Карла Маркса, ставший одним из первых скульптур Маркса в . В студенческие годы Г. Д. Алексеев работал в типографии Сытина, где занимался иллюстрацией книг и журналов.

В 1914 году окончил скульптурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества и получил звание «классного художника» и «скульптора I степени».

В 1918 году по поручению Моссовета, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, Г. Д. Алексеев создал горельеф «Союз рабочих и крестьян», который был установлен на фасаде здания городской думы к первой годовщине Октябрьской революции (Центральный музей , ныне одно из зданий Государственного исторического музея). В 1918 Георгий Дмитриевич сделал несколько натурных зарисовок в его кабинете в Кремле во время бесед с вождем. В 1919 году им был создан первый скульптурный портрет , высоко оцененный современниками. Уже в 1920 году копии этой скульптуры были установлены в 29 городах страны. В том же 1919 году скульптор создает памятник Карлу Марксу, установленный в .

Самой известной работой скульптора стал памятник «Призывающий вождь», выполненный в 1924 году из бетона. В марте 1925 года правительственной комиссией по увековечению памяти эта работа была утверждена для широкого воспроизводства во многих городах Советского Союза. Скульптура была тиражирована в сотнях экземпляров - установлена на площадях, вокзалах, в музеях и скверах многих городов страны.

В начале 1920-х гг. Г. Д. Алексеев сотрудничал с и М. М. Черемных в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он создал плакат «Ультиматум», упомянутый Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». В своем творчестве скульптор большое значение уделял пропаганде физической культуры и спорта. Наиболее известные произведения в этом жанре - скульптуры «Футболист», «На старте», «На отдыхе», «Физкультурная группа к фонтану». Георгий Дмитриевич Алексеев стал одним из первых членов Союза художников РСФСР, был членом президиума Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахима), является автором эмблемы Осоавиахима, скульптурное изображение которой и сейчас можно увидеть на старых домах

Гродский, Георгий Дмитриевич

Полк. гв. артиллерии, помощник инспектора классов Мих. артиллер. училища и профессор Мих. артиллер. академии по "теории лафетов" и "теории упругости"; род. в 1871 г.; образование получил в Тифл. кадетск. корпусе и Мих. артиллер. училище; службу начал в лейб-гвардии 1-й артиллер. бригаде. По окончании в 1897 г. Мих. артиллер. академии оставлен при ней репетитором. В 1892 г. назначен штатн. преподавателем академии по "теории лафетов" и "теории упругости", а в 1909 г. - профессором на этой же кафедре Г. совершенно переработал курс "теории лафетов", положив в основу его указания к ра-ционал. проектированию лафетов желаемой прочности и требуемого назначения. Изложение методов подобного проектирования составило содержание диссертации Г. на звание профессора. При разработке этих вопросов Г. впервые вывел теоретич. формулы действия винтов, и тарелочн. пружин, употребляемых для лафетн. тормозов. Кроме того, Г. является выдающимся математиком и читает лекции по всем отделам последней в Мих. артиллер. училище, составив весьма цен. курсы и руководства.

Генерал-майор (6 декабря 1913 г .). С 7 сентября 1912 г . - ординарный профессор Михайловской артиллерийской академии , с 28 марта 1914 г . инспектор классов Михайловского артиллерийского училища .

  • - Род. 1881, ум. 1951. Скульптор и график, создатель одного из первых бюстов и первой статуи В. И. Ленина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. геолог и петрограф, чл.-корр. АН СССР. Чл. КПСС с 1948. По окончании Лен. ун-та работал в Петрографич. ин-те, а затем в Ин-те геологич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1875, ум. 1950...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тесть Изяслава, 1150-1174...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кн. галицкий, сын Дмитрия Донского, на короткое время вел. князь московск.; р. 26 нояб. 1374, † 6 июня 1434 г. {Половцов} посадник новгородский при Дмитрии Донск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1883, ум. 1964. Писатель-прозаик, автор книг "В просторах Сибири" , "Чураевы" и др. В 1920 г. эмигрировал...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - математик, р. 19 июня 1871 в Москве, с. ген.-майора, полк., проф. Михайловск. артил...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский скульптор и график. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1907 исполнил портрет К. Маркса. В 1918 сделал ряд натурных зарисовок В. И. Ленина в его кабинете...
  • - советский геолог и петрограф, член-корреспондент АН СССР. Член КПСС с 1948. Окончил Ленинградский университет...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский военный деятель, комкор. Член Коммунистической партии с октября 1917. Родился в семье крестьянина. Окончил Киевское военное училище. Участвовал в 1-й мировой войне, высший чин в старой армии ‒ подполковник...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский советский писатель, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и Абхазской АССР. Сын Д. И. Гулиа. Член КПСС с 1940. Печатается с 1930...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский скульптор и график. Натурные зарисовки, один из первых бюстов и первая статуя В. И. Ленина...
  • - российский геолог, член-корреспондент АН СССР. Основные труды по петрологии и геохимии древних толщ, радиологическому возрасту геологических формаций...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский микробиолог, член-корреспондент АН СССР. Основные труды по медицинской бактериологии, эпидемиологии и проблемам иммунитета...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской мысли...

    Большой энциклопедический словарь

  • - русский писатель. В повестях и рассказах, романе-эпопее о старообрядцах "Чураевы" - жизнь сибирской деревни, процесс разрушения патриархального уклада, теснимого городской цивилизацией, духовные искания героев...

    Большой энциклопедический словарь

"Гродский, Георгий Дмитриевич" в книгах

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Из книги История одного детства автора Водовозова Елизавета Николаевна

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ Мы решили, что новый инспектор сжалится над нашим общим любимцем, если мы все выступим в его защиту. Мы считали, что если сами ученицы хвалят своего учителя, никто уже не сможет сомневаться в его педагогических талантах. Мы отлично сознавали всю

Георгий Дмитриевич Шарвашидзе

Из книги Романовы. Запретная любовь в мемуарах фрейлин автора Оболенский Игорь Викторович

Георгий Дмитриевич Шарвашидзе Приложение № 2Георгий Дмитриевич Шарвашидзе родился в 1847 году и рано стал сиротой: в два года он лишился матери (Екатерина Дадиани была дочерью владетеля Мегрелии Левана Дадиани), а в десять – отца. Мальчик воспитывался в семье командующего

Янов Георгий Дмитриевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Янов Георгий Дмитриевич Генерал-майор Генерального штабаРодился 1 апреля 1864 г. Православный. Окончил Симбирскую военную гимназию, 2-е военное Константиновское училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1895).Из училища вышел подпоручиком в 1884 г. в 10-й пехотный

2.1 Чингиз-хан, он же Георгий, он же Рюрик Прообраз Чингиз-хана - великий князь Георгий Данилович Московский

Из книги автора

2.1 Чингиз-хан, он же Георгий, он же Рюрик Прообраз Чингиз-хана - великий князь Георгий Данилович Московский В 1318 году на ростовский престол в русской области, где возникла позже Владимиро-Суздальская Русь, вступает великий князь Георгий Данилович = Чингиз-хан. Его

Костылев Георгий Дмитриевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Костылев Георгий Дмитриевич Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, Костылев одержал более 50 личных и групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые «ради ведомых»… В феврале 1943 г. в блокадном Ленинграде он, как

194. ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ, князь звенигородский и галицкий

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

194. ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ, князь звенигородский и галицкий сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской, причтенной православной церковью к лику святых.Родился в

Алексеев Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Базилевич Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Гай Гая Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Гай Гая Дмитриевич Гай (настоящее имя и фамилия - Гайк Бжишкян) Гая Дмитриевич , герой Гражданской войны, комкор (1935). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье учителя. В революционном движении с 1903. В 1918 во главе сформированных им частей

Афанасьев Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АФ) автора БСЭ

Карпеченко Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Гулиа Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

ВАСИЛЬЕВ Георгий Николаевич (1899-1946); ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич (1900-1959) (коллективный псевд. – «братья Васильевы»), кинорежиссеры

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВАСИЛЬЕВ Георгий Николаевич (1899-1946); ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич (1900-1959) (коллективный псевд. – «братья Васильевы»), кинорежиссеры 20 Анка-пулеметчица.Персонаж к/ф «Чапаев» (1934) по роману Д. Фурманова (1923), сцен. и пост. Г. и С.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ Георгий Владимирович 29. X(11.XI).1894, Студенки Ковенской губернии - 26.VIII.1958, Йер де Пальма под Ниццей

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ Георгий Владимирович 29. X(11.XI).1894, Студенки Ковенской губернии - 26.VIII.1958, Йер де Пальма под Ниццей Среди поэтов-эмигрантов Серебряного века Георгий Иванов, пожалуй, был единственным, кого вычеркнули из истории литературы за его явно антисоветские стихи, к

Поучение 1-е. Св. великомученик и Победоносец Георгий (Почему св. Георгий называется победоносцем?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. великомученик и Победоносец Георгий (Почему св. Георгий называется победоносцем?) I. Сегодня мы празднуем память святого славного великомученика и победоносца Георгия.Он был римский воин конца III века. Его достоинства внутренние и внешние, особенно же

Что-то случилось с Георгием Дмитриевичем Гачевым в воскресенье 23 марта 2008 года – вышел из дома в Переделкино погулять, погиб на дороге (сбит то ли машиной, то ли поездом). Его дочери Анастасии я пока не дозвонился, подробностей не знаю. Подружился с ним в 1964 году на Моховой в Коммунистической аудитории МГУ на собраниях нашего УММ (Университет Молодого Марксиста). Последний раз видел его четыре месяца назад на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева на Старом Арбате. Он делился не столько творческими, сколько издательскими планами и просил помочь с грантами на издание нескольких книг по национальным образам мира народов Европы – французов, англичан, испанцев и других. Я было горячо взялся, однако из-за сверхцейтнота не смог даже сходить в посольство Франции и в Дом Сервантеса. Зато с огромным удовлетворением прочел его книгу «Осень с Кантом», ибо нашел в ней ряд созвучий со своей работой «Постигая Хайдеггера», где, в частности, плотно истолкован хайдеггеровский трактат «Кант и проблема метафизики». Жалко, что он не освоил ЖЖ и вообще не пользовался Интернетом и электронной почтой.

1 мая ему бы исполнилось 79 лет. Он родился в Москве в семье болгарского коммуниста-эмигранта Дмитрия Гачева и музыковеда Мирры Брук. При знакомстве он представился мне – «жидоболгарин». Я считаю его ярчайшим гением современной русской культуры, и его многочисленные изданные и ещё неизданные работы предстоит штудировать нашим последователям. И сам я намерен их доосмысливать и использовать в своих текстах.

О себе он пишет 29 ноября 1993 года в Заветном списке :

«Родился в Москве в 1929 году. Сын политэмигранта из Болгарии Гачева Дмитрия Ивановича, эстетика и литератора-западника (1902 -1954 г.; с 1938 г. на Колыме, откуда прислал мне список мировой литературы, по которому я ее изучал с 1944 года) и музыковеда Мирры Семеновны Брук (род. в 1904). Окончил в 1952 г. филологический факультет МГУ по отделениям романо-германской и славянской филологии.

В 1952 -54 г.г. - учитель средней школы в Брянске. С 1954 - в системе Академии наук СССР и РАН. 1954 -72 г.г. в Институте мировой литературы, 1972 -85 - в институте славяноведения и балканистики. В 1962-63 г.г. - эпизод "хождения в народ": бросил АН и полтора года работал матросом на Черном море. Дважды женат. Трое детей. Доктор филологических наук с 1983, член Союза писателей с 1965 .

Начал как литературовед: выработал теорию ускоренного развития литературы, что есть как бы теория относительности в применении к гуманитарной культуре. См. в книгах: "Ускоренное развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины - XIX века) М.: Наука, 1964; 2-е изд. "Неминуемое". М.: Художественная литература, 1989; а также "Чингиз Айтматов" (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. Затем - книги по теории литературы и эстетике: "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр". М., Просвещение, 1968; "Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа" Часть 1. М.: Искусство, 1972; "Образ в русской художественной культуре". М.: Искусство, 1981; "Творчество, жизнь, искусство". М.: Детская литература. 1980.

Затем стал строить мост (рыть туннель?) между гуманитарной культурой и естествознанием. См. книги: "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке", М.: Педагогика, 1991 и "Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию". Изд-во Ростовского ун-та, 1992. Но основной труд - серия "Национальные образы мира" - 16 томов рукописей за 30 лет работы. См. книги: "Национальные образы мира", М.: Советский писатель, 1988; "Русская Дума. Портреты русских мыслителей". М.: Новости, 1981; "Образы Индии. Опыт экзистенциональной культурологии". М.: Наука, 1993.

Мышление, которым работает Гачев, - не Отвлеченное, а Привлеченное: все трактаты - внутри дневника жизни и мысли, теоретические построения отрефлексированы - как сублимация загвоздок личной жизни и в ситуациях поведения. Потому культурологию свою Гачев именует "экзистенциальной" См. "Жизне-мысли" (М.: "Правда", М., 1989).

"Золотой список" исповедально-завещательный из 30 книг. Располагаю в последовательности влияния в ходе жизни.

1. Сказки Братьев Гримм.
2. Сказки Тысяча и одной ночи
3. Сетон -Томпсон. "Рассказы о животных".
4. Вальтер Скотт. "Айвенго".
5. Дюма. "Три мушкетера".
6. Гюго. "Отверженные".
7. Стендаль. "Пармская обитель".
8. Толстой. "Война и мир".
9. Державин. Оды.
10. Пушкин. "Евгений Онегин".
11. Лермонтов. "Герой нашего времени".
12. Гоголь. "Ревизор".
13. Гончаров. "Обломов".
14. Гомер. "Одиссея".
15. Софокл. "Царь Эдип".
16. Шекспир. "Король Лир", "Гамлет".
17. Гете. "Фауст".
18. Достоевский. "Идиот".
19. Библия: "Бытие", "Екклезиаст", "Евангелия".
20. Фурье. "Теория четырех движений и всеобщих судеб".
21. Гегель. "Феноменология Духа".
22. Платон. "Апология Сократа", "Пир", " Федр", "Федон", "Тимей".
23. Бахтин. "Франсуа Рабле".
24. Тютчев. Поэзия.
25. "Бхагавадгита".
26. "Дао-дэ-цзин".
27. Монтескье. "О духе законов".
28. Декарт. "Рассуждение о методе".
29. Н.Федоров. "Философия общего дела".
30. Светлана Семенова. "Тайны Царствия Небесного"

«В Переделкине на 79-м году жизни погиб замечательный русский мыслитель Георгий Гачев. Ненадолго вышел из дома. В старой пишущей машинке остался заправленный лист.

В духовной истории России ХХ века много значат имена наших современников – Солженицына, Аверинцева, Мамардашвили, Гаспарова, Топорова. У Гачева – дервиша русской философии – особое место.

Он выдвинул множество идей и написал множество работ: тут и «Портреты русских мыслителей», и « Русский эрос», и «гуманитарные комментарии» к естествознанию, к физике и химии, и многотомные «Национальные образы мира», где всякая национальная целостность понимается как «космо-психо-логос», то есть как единство местной «природины», характера народа и склада мышления, где описание ведется на «метаязыке четырех стихий» (Земля, Вода, Воздух, Огонь), охватывая и материальную культуру, и духовную символику.

Но главное его открытие – жанр «жизнемыслей», философского дневника, в котором смело соединяется научная рефлексия с шокирующей исповедальностью – и это его изобретение не поддается литературному тиражированию.

Дело в том, что образ жизни своеобразного философа идентичен образу его текстов.

Наивен, простодушен, всеведущ, свободен, бескорыстен, духовен, экзистенциален, избыточно жаден к слову, мысли, со-бытию, к истории, времени, пространству и Богу, к любви, семье (жена – известный философ Светлана Семенова, дочери: Анастасия Гачева – литературовед, Лариса Гачева – художник, иконописец).

Сама его жизнь и происхождение – метафора русской души.

«Отец – болгарин из Фракии, мать – еврейка. (Болгария + Иудея) = Эллада выходит. Так что натурально себя платоником, даже досократиком чую и на языке четырех стихий всё выражаю», – писал Гачев, добавляя, что родился-то он в России, и родной язык его – русский.

Как русская земля полторы тысячи лет на своих свободных неогосударствленных просторах собрала все веры, языки и крови, так и Георгий Гачев есть сосуд, вместивший в себя и смешавший эти веры, языки и крови в равноправии, любви и духовном движении.

Среди множества метафор Гачева есть рассуждение о вертикали Земля – Небо, проходящей транзитом «через сердце – «я» творческого сосуда». Эта метафора вызвала к жизни строки в стихотворении, посвященном Георгию Гачеву, написанном четверть века назад:

Сруби меня – и в небе будет яма
С корнями, не убитыми в глуби.

Проносясь равнодушно мимо великого человека, стоявшего на краю железной дороги, железная машина срубила его жизнь, но корни его мысли и души навсегда остались в небе русской духовной истории».

Он окончил филологический факультет МГУ (1952) и аспирантуру Института мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе Академии наук СССР (РАН): в Институте мировой литературы (1957-1972), Институте истории естествознания и техники (1972-1985); с 1985 – ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики. Докторская диссертация - "Развитие художественного образа в литературе" (1983). Разрабатываемые проблемы и темы: стадии, типы и формы сознания (художественного и научного) - исторические, национальные, индивидуальные. В трудах Гачева выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного комментария к естествознанию, экзистенциальной культурологии и привлеченного мышления.

Согласно развиваемой Гачевым концепции, ускоренное развитие культуры в странах Восточной Европы XIX века (Болгария) и Азии XX века (творчества Чингиза Айтматова) в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития.

Главный труд Гачева - многотомная серия "Национальные образы мира". Всякая национальная целостность понимается как Космо-Психо-Логос, т. е. как единство местной "природины", характера народа и склада мышления. Описание ведется на "метаязыке 4-х стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"), охватывая и материальную культуру, и духовную символику (образность в искусстве, язык науки, метафоры в терминах философии). Задавшись вопросом "Как сказывается национальная ментальность в "точных" науках?", Гачев стремится "построить мост" между естествознанием и гуманитарной культурой в стремлении к целостной картине мира.

При этом, считает он, сохраняется целостность как в стиле мышления (в нем - синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), так и в личности: автор в рефлексии обнаруживает, что его теоретические построения сублимируют ситуации его личной жизни, так что свое мышление он называет "ПРИвлеченным", а культурологию - экзистенциальной; его трактаты - внутри дневника "жизнемыслей".

Основные его произведения:

Национальные картины мира // Народы Азии и Африки, Москва, 1967, № 1;
Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - Москва, 1968;
Творчество, жизнь, искусство. - Москва, 1980;
Образ в русской художественной культуре. - Москва, 1981;
Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. - Москва, 1987;
Национальные образы мира. - Москва, 1988;
Жизне-мысли. - Москва, 1989;
Русский Эрос // Опыты. - Москва, 1990;
Русская Дума: Портреты русских мыслителей. - Москва, 1991;
Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - Москва, 1991;
Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. – Ростов-на-Дону, 1992;
Логика вещей и Человек: Прение о правде и лжи в "На дне" М.Горького. - Москва, 1992;
Образы Индии: Опыт экзистенциальной культурологии. - Москва, 1993;
Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, Москва, 1994, № 12;
Русский Эрос. - Москва, 1994;
Жизнь с Мыслью (Испо-весть). - Москва, 1995;
Космо-Психо-Логос. - Москва, 1995;
Америка в сравнении с Россией и Славянством. - Москва, 1997;
Национальные образы мира: Курс лекций. - Москва, 1998;
Воображение и мышление. - Москва, 1999;
Музыка и световая цивилизация. - Москва, 1999;
Национальные образы мира: Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - Москва, 1999;
Вещают вещи, мыслят образы. - Москва, 2000;
Осень с Кантом: Образность в «Критике чистого разума» – Москва, 2004.

Материал из Н.Ф. Федоров

СТРАНИЦА ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ДМИТРИЕВИЧА ГАЧЕВА Гачев Георгий Дмитриевич (1 мая 1929, Москва - 23 марта 2008, Переделкино) философ, культуролог, литературовед и эстетик.

Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).

Взгляды и творчество

Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.

Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.

Несколько статей и жизнемыслей

В связи с годом мировым Моцарта: 250 лет с рождения - нам повод заново продумать миф, мощный, внесенный в общественное и художественное сознание России Пушкиным в его «маленькой драме» «Моцарт и Сальери». Она - из того протуберанца, вспышки его гения, что совершалась в Болдинскую осень 1830 года... Георгий Гачев. // НГ-Экслибрис . - 30 апреля 2009.

И вот если окинуть общим взглядом панораму современности, то явный крен от сложного в сторону упрощения и примитива во всем. От симфонии и тембров оркестра - попса и там-там, шумовое бряканье из децибелов оглушающих с повтором одного мотивчика - и это в массе - на стадионе под вскидыванье рук ошалелых. ... Георгий Гачев. // НГ-Экслибрис .

По радио - «Зачем люди пишут дневник?». Удваиваем жизнь, ее моменты - сильнее через Слово делаем, укрупняем. Такое мощное средство как Слово, мировой Логос, Культуры - прививаем к себе - разобраться, помочь: облучаем и себя, и все вокруг.

По радио обсуждают Олешу - «Ни дня без строчки» - наплодил сим прецедентом толпища графоманов. Он же - отделывал каждую строчку - как литературу… И вопрос к себе: каков же я?..

Теперь, после развала СССР и Юго­славии – понимаешь, как идея Социализма Коммунизма как секулярная сверхидея была живительна и полезна и цивилизующа – в регионах, где разно-природные этносы с потенциалом животно-звериных цапаний, а также – разные веры – тоже с убийственным фанатизмом. // Литературная газета . - 30 апреля 2014. - № 17(6460).

О Георгии Гачеве

Гачева и читать-то надо в каких-то особенных условиях. Скажем, между копкой грядок во саду, в огороде. Как он сам, делая записи. Дочурка Лариса ещё крохой отлично поняла: «Папочка, иди и запиши это всё – тебе бы только записать». Владимир Поляков. Борщ по-гачевски

Гачев был среди нас - кем он был? Филологом, философом особенного покроя, вообще мыслителем, может быть, культурологом? Но этим последним титулом вот уж не хочется его называть. Гачев был необыкновенное человеческое мыслящее существо. Существо вне ряда и вне сравнения...

Комнатка его, и без того небольшая, заполнена шкафами и полками, всё забито рукописями, которые - вбольшинстве своем - до сих пор не увидели света. Жилище, внешняя среда обитания человека, всегда отражает его нутро, его личность...

Спасибо нашему Времени за то, что мы имели честь жить в эпоху, когда творил Георгий Дмитриевич ГАЧЕВ - этот ЧЕЛОВЕК был и остается с нами, продолжая расширять рамки нашего мировидения, освещать нашу жизнь, делая ее более осознанной и достойной.

Встречаясь в течение двадцати лет в клубе «Свободное слово» в Институте философии РАН со многими известными людьми и яркими личностями, я могу уверенно сказать, что Георгий Дмитриевич Гачев был одним из самых оригинальных умов нашего времени.

В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью Анастасии Гачевой «“Разум восхищенный” Георгия Гачева», помещенную в этой книге в качестве .

Георгию Гачеву. Стихотворения

Леонид Латынин. Г. Гачеву (I)

Власть вертикали слишком велика,
Чтоб твари уподобило нас бремя
Забот и бед, чем медленное время
Гнетет к земле нас долгие века.

Я вверх расту, и корни не в земле –
Они туда – за облако и вьюгу –
Скользят винтом по сумрачному кругу,
И пропадают истины во мгле.

Ты дерево рукою погуби
И вырви вон с корнями – глянет яма.
Сруби меня – и в небе будет яма,
С корнями неубитыми в глуби.

Леонид Латынин. Г. Гачеву (II)

На свете есть пустое ремесло -
Из плоских слов слепить себе дорогу
И мысли осторожной колесо
Пустить взначай по направленью к Богу.

И чем бы ни был занят мир окрест,
Куда б ни плыл вокруг тебя успешно,
Катиться колесу не надоест,
Пока ты жив и не устал, конечно.

Направо – юг, налево – север
А,Назад дорога - воротиться к дому,
Чего-чего, а гласного добра
Избыточно отпущено любому.

Пока у звезд не выгорят лучи,
И смерти не исчерпана тревога,
Ты все равно надейся и молчи,
Что колесо докатится до Бога.

Валентин Берестов. Философский разговор (Георгию Гачеву)

Я - на пне. Философ вверх ногами
Предо мной стоит на голове.
Два зрачка над черными бровями,
Словно мышки прячутся в листве.

Формулу Декарта мировую
Он с французской почвою связал.
Дескать, "мыслю значит существую" -
Англосакс вовек бы не сказал.

И она сложилась бы иначе
В Токио, Багдаде иль Москве.
Осень. Листопад. Георгий Гачев
Предо мной стоит на голове.

Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева

Крики и слёзы, и скрежет колёс.
Кто говорит, что у нас бездорожье?
Давеча Гачева поезд увёз
Из Переделкина в Царствие Божье.

События и мероприятия

  • В четверг, 29 марта 2018, в 18-00. Библиотека истории русской философии и культуры (Дом А.Ф. Лосева, ул. Арбат, д. 33). Семинар "Русская философия: традиции и современность". Обсуждение последней книги Георгия Гачева "Образы Божества в культуре. Национальные варианты" (М.: Академический проект, 2016). Выступают: В.П. Визгин (ИФ РАН), В.В. Варава (МПИ св. Иоанна Богослова), А.Г. Гачева (ИМЛИ РАН), А.А. Золотов (РАХ), М.А. Маслин (МГУ), Б.Н. Тарасов (Литинститут), В.П. Троицкий ("Дом А.Ф. Лосева") и др.

  • 24 марта 2018, дом-музей Булата Окуджавы. "Упуская время, жил счастливо...". Вечер памяти Георгия Гачева.