Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе

Берегите в себе человека.
А.П. Чехов

Человечность - это не физическая характеристика. Это духовная цель.
Это не то, что нам дается, а то, чего мы должны достичь.

Ричард Бах. Единственная

Понимание, сочувствие, доброта, любовь - это единственные идеалы.
И когда мы предаём их, мы становимся теми, кого мы презираем.
И мы теряем нашу человечность, и тогда после нас в мире остаётся лишь насилие и разрушение.

Цитата из сериала «Кости»


Человечность как качество личности – способность бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию.

Однажды утром Мулла Насреддин шёл по базару очень печальный. Друг спросил его: - Что случилось? Насреддин ответил: - И не спрашивай! Я так печален и угнетён, что могу заплакать. - Но в чём дело? - настаивал друг. - Мы никогда не видели тебя столь печальным! У тебя было так много трудностей, финансовых и других, но мы не видели тебя таким печальным и угнетённым. Что случилось? Насреддин сказал: - Две недели тому назад умер один из моих дядюшек и оставил мне сто тысяч динаров. Друг сказал: - Ты что, Насреддин, сошёл с ума? Если твой дядя оставил тебе такое наследство, ты должен быть счастлив, а не печален! Насреддин ответил: - Да, это так. Но на прошлой неделе умер другой мой дядя, и он оставил мне двести тысяч динаров. - Тогда ты полностью выжил из ума, - сказал человек. - Тебе нужно плясать и веселиться, ведь нет причин быть несчастным! Ты - самый счастливый и богатый человек в этом городе! - Да, это я знаю, - сказал Насреддин, - но у меня нет больше дядюшек! Это-то и повергает меня в печаль.

Насреддин в своём репертуаре. Ну, а теперь серьезно. Люди утратили связь с природой. Многие человеческие индивидуумы превратились в нелюдей и перестали, выражаясь словами Гегеля «соответствовать своему понятию». Никому не придет в голову изучать собачная эта собака или нет, тигриный этот тигр или нет. С человеком всё не просто. Если собака инстинктивно проявляет свою собачность, то далеко не всякий человек является носителем человечности. С.В. Пролеев пишет: «Человечность - это своего рода гостеприимство, которое оказывает человек человеку. Естественно и необходимо для человека принимать всех людей за принадлежащих к одному с ним виду существ. В таком приятии проявляется своеобразное жизненное гостеприимство, когда всякий входящий в человеческую обитель становится членом дома. Прохожий может быть богат или беден, пригож или отвратителен, любезен или угрюм, однако, во всяком случае, он будет принят, ибо он человек в зыбком существовании, его жизнь отдана стихии и невозможно для живого существа не поддержать подобного себе, находящегося в столь неуютном положении. Здесь проявляется не сочувствие в обычном смысле слова, не особые нравственные достоинства. Здесь звучит зов самой человеческой природы. Этот зов непреложен для человека так же, как для животного непреложны его шерсть, усы, лапы. Ведь не может волк сменить свою шкуру, хотя из этого вовсе не следует, что он любит ее или сохраняет из чувства долга. Она просто составляет неотъемлемую часть его существа. Так и человечность составляет простейшее… исходное качество человеческой натуры».

Почему же исходное качество человеческое натуры у многих людей куда-то исчезает? Ведь каждый человек в силу своей природы должен быть человечным?

Человечность рождается от уважения ко всем людям, к их духовной сущности. Человек с чистым сознанием абстрагируется от всего, что разделяет и противопоставляет людей. Он свободен от расовых и национальных предрассудков, религиозного фанатизма. То есть, у него нет мыслей, раз я русский – значит, я лучше других жителей планеты, и мой Бог самый правильный и лучший. В каждом он видит такую же живую душу, как и он сам.

Все мы на этой Земле – земляки. Видя в других родственную духовную природу, человек естественно испытывает к ним уважительность, воспринимает как своих родных и близких. Иными словами, человечность – это крайне аккуратное отношение ко всем людям. Человечность – это способность в любых отношениях чувствовать уважение ко всем людям. Человечный человек – тот, у кого Бог живет в сердце.

Без уважительности ко всем людям человек не способен на духовность, а, следовательно, и на человечность. Уважительность рождает в человеке способность заботливо, бережно и сострадательно относиться к интересам и потребностям ближнего: «Люби ближнего, как самого себя», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали».

Для человечного человека самый важный человек тот, кто напротив. Самодовлеющим и самоценным для него являются не сухая статистика интересов целого, а «слезинка» любого ребенка планеты. Интересы целого для человечности определяются интересами каждого и сами по себе отдельно не существуют. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» словами своего героя говорит: «скажи мне сам прямо, я зову тебя, - отвечай: Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулаченком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!»

Человечность сострадательна. Сострадание – это не слезливая жалость, это способность с помощью энергии любви понять страдания другого человека и оказать ему помощь. Дмитрий Емец в книге «Мефодий Буслаев. Танец меча» пишет: «Человек скреплён состраданием. Как только сострадание исчезает - исчезает и человек». Ему вторит Иммануил Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей».

Рожденная от уважительности к духовной природе других людей, человечность, как генный код, получает в наследство альтруизм. О важности альтруизма для развития в человеке человечности писал Дарвин: «Не следует забывать, что хотя высокий уровень нравственности даёт каждому человеку в отдельности и его детям весьма небольшие преимущества над другими членами того же племени или вовсе не приносит им никаких выгод, тем не менее повышение этого уровня и увеличение числа даровитых людей, несомненно, дают огромный перевес одному племени над другим. Очевидно, что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности, послушания, храбрости и участия к другим, - членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собою для общей пользы, должно одержать верх над большинством других племён».

Унисон альтруизма и нравственности – прямая дорога к человечности. Человечность выше альтруизма, ибо она отталкивается не от эмоций и чувств, что характерно для альтруистических поступков, а от разумного, сострадательного, заботливого отношения к интересам и потребностям другого человека, при этом осознает последствия своих действий для него.

Человечность нравственна. Для нее не пустой звук честь, чувство долга, справедливость, верность. Помимо этого она наделена волей, то есть всегда умеет себе сказать: «Я должна…» Иными словами, без уважительности, сострадания, альтруизма, нравственности и силы воли человечность немыслима.

1. В учебнике, на с.101 приводится фрагмент рассказа В.Вересаева "Легенда". Кратко сформулируй правило (принцип) отношения к окружающей жизни, выраженное в данном рассказе.

Если ты затрудняешься в выполнении задания, выбери, какая из предложенных ниже формулировок точнее отражает принцип, выраженный во фрагменте рассказа «Легенда». Почему именно эта?

A) Живи так, как тебе хочется.
Б) Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.
B) Живи так, чтобы не навредить другим людям.
Г) Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.
Д) Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

2. Вспомни детскую сказку про Курочку Рябу. Как ты думаешь, над чем плакали Дед и Баба в сказке?
Напиши об этом короткую притчу.

Яйцо как символ счастья или жизни в целом. Курочка дала им дар, который для них был слишком "богатый". С которым они не знали, что делать. Пытались действовать в силу своего понимания и со своих обычных жизненных позиций (разбить) , но ничего из этого не вышло. И поэтому этот дар ушел от них (мышь разбила) . И хоть не по размеру им был подарок, но они все-таки расстроились, что потеряли его.

3. Известно, что в древних обществах старейшие члены рода пользовались особым уважением. Чем объясняется такое отношение?

Старейшины были опытны и соответственно мудры. они многое видели, накопили огромное количество знаний об этом мире, о людях. так же они имели опыт общения с членами общества, что означает, что они хорошо владели навыками общения, возможно, даже что-то предугадывали, хорошо знали родственные, причинно-следственные связи.

4. Представь себе, что ожили персонажи картины "Все в прошлом" (смотри рубрику "Картинная галерея" к §12).

Старая барыня (с задумчивым взглядом, глядя куда-то вдаль):

Как раньше, лет 40 назад, было хорошо! Балы, вечера, дом полный гостей, музыка, танцы, сезоны охоты, как я любила этот сезон, у папеньки было много породистых собак, я так любила играть с ними, у них была такая мягкая красивая шерстка, хотя папенька немало драл крепостных, чтобы собаки были в идеальном состоянии. Как был прекрасен этот сад, как цвели деревья (крестьяне собирали неплохой урожай), а дом - в этом доме жили мои отец и мать, мои прадеды. В этом поместье прошло мое детство, вся моя жизнь... С тех пор прошли десятки лет, а для меня будто все вчера было... Сейчас дом заколочен, сад одряхлел, также как я, ты (обращается к своей старой, преданной бывшей крепостной крестьянке), этот полудохлый пес. Куда ушла молодость, былое время, а? Тебя спрашиваю, Прасковья!

Прасковья (бывшая крепостная):

Г-жа моя, Софья Андреевна, покуда я знаю... гм...На улице ветер, прохладно становится, Вы бы, Софья Андреевна, оделись потеплее. Не велите принести мне вам шаль шерстяную?

Старая барыня:

Не докучай, Прасковья! И без тебя тошно...

Прасковья:

Прошу прощения, барыня, дуру меня старую, немощна я, так видать и на ум слаба стала... Эх, старость, век мой проходит, гм...Софья Андреевна, вам чаю велите подать, пока самовар не остыл?

Старая барыня:

Не нужно чаю. Я сама прикажу, когда мне нужно будет, замолчи, у меня голова разболелась от твоей болтовни!

Прасковья (бормоча себе под нос):

Надо бы зонтик г-же принесть, погоду не предугадаешь, а коли дождь будеть... Эх, старость моя, старость...

5. Составь собственную шкалу человеческих ценностей, разместив на ней под цифрой 1 то, что ты ценишь в людях больше всего. Далее в порядке убывания укажи значимость других ценных качеств.

1. Законопослушность; 2. Верность; 3. Честность; 4. Доброта; 5. Здравый ум; 6. Внешность; 7. Добродушие; 8. Дружелюбность; 9. Жизнерадостность; 10. Приветливость.

6. Нарисуй эскиз поздравительной открытки ко Дню пожилого человека.

7. Какая позиция тебе ближе? Объясни почему.

А) Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей (И.Кант).

Б) Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей (К.Гельвеций).

В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме “Гроза” воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.
На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: “...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”. Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, “как на обра- зах”. Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.
В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным “ангелом”, чуждым жестокой обыденности.
Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: “...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было”. Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: “...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет...” Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.
Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. “Да ведь и у нас то же самое”, - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю “Домострою” и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время “сетований” Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с “маменькой”. Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. “Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?” - говорит она Кабанихе.
В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой “в сторону”. Она
имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. “Шито да крыто” - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: “Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю...”
Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.
В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: “И теперь иногда снится, да редко, да и не то”. Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: “Нет у меня воли”. Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное “рабство” не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: “... я бы все шла... и не оглянулась бы ”. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было “шито да крыто”, она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет “не по своей воле”. Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в “праведной” земле, где “красота в природе разлита”, молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где “салтаны землей правят” и “люди с песьими головами”. Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. “В могилу... в землю”.
Не выносит жизни у “маменьки” и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.
Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.