Религиозный фанатизм: чем он так опасен? Что такое фанатизм и почему он опасен. Отношение к фанатизму православной церкви

Фанатизм – это крайняя степень приверженности человека каким-либо концепциям, идеям или верованиям, проявляющаяся в отсутствии критического восприятия выбранной системы, а также крайне негативного отношения и отсутствия толерантности к другим идейным позициям. Подобная приверженность схожа со слепой, ничем не подкрепленной и не оправданной верой, поэтому наиболее распространен фанатизм в религиозной сфере, но не ограничивается только ею (сюда входят политические взгляды и национальные, музыкальные и субкультурные), включая любую из сфер человеческого проявления, где существует разделение людей относительно выбора, принадлежности и вкуса.

Что такое фанатизм

Крайний фанатизм – определение, встречающееся не столь часто, обычно свои склонности или предпочтения люди выражают в средней степени, не доведенной до абсурда деспотизма и навязывания. Но в критических вариантах фанатизм обретает довольно разрушительные, жесткие и тиранические проявления с навязыванием воли и выборов фанатика, а также подверганию людей с другими мыслями наказаниям, пыткам, иногда смерти.

Фанатизм определение одной из полярностей человеческого отношения к какому-либо явлению, концепции, личности, идеи, на другой стороне которого существует индифферентное отношение, связанное с отсутствием каких-либо относительно выбранного признака. Находиться что в одной, что в другом крайнем положении не каждая психика способна, обычно люди придерживаются собственного мнения, не навязывая окружающим, и не критикуют выборы остальных, что называется толерантным отношениям. В большинстве стран с развитой внутренней психологической культурой присутствует именно , а те, в которых господствует тоталитаризм и диктаторство, строят свою идеологию на фанатичном восприятии идей общества.

Различие фанатизма и приверженности состоит в том, что при фанатичном поклонении возможно нарушение общепринятых социальных норм, в угоду собственной страсти, человек характеризуется как не стабильный эмоционально и психически, являясь одержимым идеей. Часто фанатическое отношение к чему-либо является составляющей картины психиатрического заболевания (обычно маниакальной фазы психотического расстройства или шизофренического ). Таким образом, простая приверженность той или иной идее может выглядеть, как странное поведение и человек, скорее будет вызывать ощущение странного, в то время как действия фанатика представляют собой угрозу для его и общественной жизни или безопасности, а чувства, испытываемые другими людьми от столкновения с таким человеком обычно находятся в спектре (от беспокойства до ужаса).

Фанатизм отвергает альтернативы и ежесекундно готов к жертвам (вплоть до собственной жизни или жизней окружающих), руководствуется в своих действиях, являясь деятельной формой проявления, исключительно стремлением к достижению целей идеалов, полностью игнорируя при этом законодательные, этические, социальные нормы. Такого человека можно сравнить с глухим, неспособным воспринять вашу критику, со слепым, не видящим разрушительных последствий собственных действий, с сумасшедшим, живущим в параллельной реальности с другими законами. Достучаться до фанатика проблематично и порой просто невозможно, в основном можно только пытаться ограничивать их деятельность и уходить от контакта, дабы избежать влияния на свою судьбу.

При определении фанатизма важным признаком является наличие соратников, поскольку явление это не индивидуалистичное, а массовое. Для фанатического следования требуется толпа и ее лидер – это один из механизмов зарождения и управления. Толпа, раскачанная эмоционально харизматичным лидером становится более простой в управлении, чем отдельный человек. При разговоре с глазу на глаз могут возникать критические вопросы и замечания, легко чувствуется внутренний протест, тогда как, находясь в толпе, чувство ответственности за последствия снимается и человек делает то, что и окружающие. Сознание при таких моментах открыто и туда можно положить любую мысль и идею, при этом если вы потом будете обсуждать с фанатиком его мировоззрение, то убеждения не соответствующие его мнению он будет воспринимать через призму негатива, возможно считая нападками или оскорблениями.

Такой механизм остался с древних времен существования, когда реакция группы людей, как одного организма, где каждый не особо думает, была направлена на выживание вида. Грубо говоря, раньше вожак указывал, где враги и все племя бежало врага уничтожать. Дабы не быть стертыми с лица земли самим. Фанатизм имеет тот же механизм, древний и сильный, а моральные качества управляющего идеями часто оставляют желать лучшего. Вот и получается, что диалог и призывы к критическому мышлению не работают, прекращение фанатической деятельности возможно лишь принудительно, с применением силы, существенно превышающей возможности самого фанатика.

Фанатизм является примером примитивной, бессознательной веры, разложив которую на составляющие, можно заметить умелое манипулирование сознанием человека. А не истинностью его веры и выбора. При общении с человеком можно заметить признаки фанатизма, заключающиеся в не разделении хорошего и плохого, допустимого и преступного – система сканирования мира упрощена до того, что все, что касается его веры, является правильным и допустимым, а все что отличается, является плохим, осуждаемым и подлежит борьбе или уничтожению. Обосновать такую позицию, фанатик часто не может или же эти объяснения не имеют логической связи (ответом на вопрос «почему ты считаешь меня плохой?» может быть «ты носишь брюки вместо юбки»).

В попытке вступить в продуктивный диалог и отыскать истину или хоть как-то наладить контакт человека с реальностью, расширив призму его , необратимо сталкиваетесь с нежеланием рассуждать о возможности его ошибки. Такие люди безгранично уверены в своей правоте и не хотят задуматься над вашими словами, скорее бросятся вас избивать за неугодные речи. Эта характерная особенность видеть негатив и врагов в людях, высказывающих другие идеи и бороться с людьми (часто физически), вместо того, чтобы бороться с явлениями и идеями. Так, человек являющийся верующим будет воспитывать свою силу воли, чтобы не красть и прививать подобное мировоззрение детям, а фанатик будет расстреливать воров.

Существуют и эмоциональные признаки фанатизма, включающий в себя избыточную эмоциональность, причем насыщенность эмоций будет высокой, а диапазон низким (доступны экстаз, при контакте с источником, страх, при ощущении зыбкости выстроенной концепции и ненависть, при столкновении с инакомыслящими). В отношении к миру преобладает , с помыслом о ничтожности тех, кто не поддерживает идею, но подобные заверения в своей уникальности и высшем положении сомнительны, поскольку сам фанатик является закрытой от развития личностью.

Фанатизм может касаться чего угодно, какие-то его формы являются принятыми и вполне нормальными в обществе (футбольный фанатизм), а другие вызывают страх и много сопротивления (религиозный). Само слово довольно широко распространено и может употребляться не всегда аутентично ситуации, но если основываться на научном определении, то в медицинской классификации нарушений поведения, эмоций и восприятия выделяются виды фанатизма: религиозный, политический, идейный, научный, отдельной группой стоит фанатизм спорта, питания, искусства. Последние три являются наименее деструктивными в своем проявлении и чаще негативные последствия сводятся к спорам с родственниками и приверженцами других позиций. Тогда как первые три способны толкать человека на преступления и опасные действия. По степени проявленности бывает жесткий и мягкий фанатизм, что и определяет, насколько далеко может зайти человек в преследовании своих целей.

Религиозный фанатизм

Религия и сфера верований, пожалуй, самая благоприятная из всех человеческих для развития фанатизма. Как способ массовым сознанием любая религиозная структура является идеальной, имея концепцию, недоступную объективной проверке, лидера, который объясняет толкования и свод правил, обычно обещающих много плюшек тому, кто будет повиноваться и страшную кару отступникам. Фанатичное следование религиозным концепциям обусловлено страхом. Причем, в начале своего обращения человек ищет успокоения и защиты в вере, пытаясь избавиться от страха и получить надежду, вместо этого получает лишь то, что меняет источник страха, самостоятельно выбрав себе господина, и попадает в еще большую по своему ужасу ситуацию. И если раньше страх находился в социальной сфере, где самое страшное что могло произойти это убийство, то в религии есть вещи, более пугающие, чем смерть. Именно это чувство страха толкает человека на насилие против мыслящих иначе, на нетерпимость к чужим проявлениям. Вспомните хоть одного человека, не испытывающего дикого ужаса – вряд ли он бросался на окружающих, в то время как напуганный начинает себя защищать, включая нападение.

Люди, имеющие веру, проявляют много терпения и любви к любым проявлениям человеческой души, и часто даже восприятие негативных черт носит положительный характер с надеждой на изменение. Также они воспринимают и собственного бога, как любящего и принимающего, понимающего и прощающего, а противоположные темные силы их не пугают, а лишь заставляют сконцентрироваться, чтобы победить в противостоянии.

Фанатик же боится всех: божества – за покарание его грехов, темной силы – за угрозу мучений, настоятеля или верховного жреца – за осуждение или лишение благословения. Каждый шаг проходит в напряжении, требующем жесткого контроля, что в итоге распространяется на окружающий мир и удушающее требование соответствовать.

Многие религии осуждают фанатичные проявления веры своих адептов, критикуя подобное поведение и заставляя человека вернуться к реальному миру и достойному взаимодействию, поскольку некоторые проявления фанатизма противоречат самой религиозной концепции. Но не стоит забывать и того, что некоторые течения веры, наоборот подталкивают людей к такому слепому следованию, поощряя людей в совершении антисоциальных действий. За таким отношением обычно стоит человек сам далекий от веры, трезво оценивающий ситуацию, но использующий чувства верующих, попавших под его влияния для манипуляции в достижении собственных интересов.

Есть определенные типы личности, подверженные возникновению религиозного фанатизма, обычно это люди, имеющие акцентуацию характера по шизоидному, истерическому или застревающему типу. Такие люди часто попадают в тоталитарные секты или самостоятельно превращают другую религию в фарс с гротескными в своем проявлении собственными доказательствами веры.

Как избавиться от фанатизма

Освобождение от фанатического поведения направлено на развитие критического мышления, восстановление адекватного восприятия, проработка образа культа. Любое фанатичное следование является по своей сути зависимостью психологической, эмоциональной и химической (если и не используются наркотические вещества, то периодические состояния экстаза и всплески адреналина заставляют человеческий организм самостоятельно вырабатывать опиаты в необходимых количествах). Соответственно избавление от фанатизма включает множество сходных моментов с избавлением от зависимости. В процессе совместного критического анализа предоставленной концепции на наличие в ней противоречий, деструктивных моментов и малоприкрытой манипуляции фанатик может дойти до определенного момента, а потом начинается ломка.

В такие периоды очень важна поддержка людей, не связанных с обществом фанатика, поскольку в нестабильном состоянии потери ориентиров, человек видит мир серым (экстазы то ушли), враждебным (никто не обнимает, когда просто вошел) и запутанным (никто не определяет где черное, а где белое). Вернуться обратно в мир зависимости и инфантильного существования очень легко, а воспрепятствовать этому может новая организованная жизнь, в которой будут люди с успешным опытом выхода из под влияния религиозного культа.

Объективно, бывшему фанатику необходима психологическая помощь и длительная терапия, с той же степенью серьезности, с которой проходят реабилитацию наркоманы и жертвы насилия, но только фанатик в своем прошлом амплуа подвергался и насилию и зависимости. Часто это семейная проблема системного типа и необходима реабилитация не только одного человека, с большой вероятностью в его близком окружении найдутся люди, имеющие ту или иную зависимость, проявляющие излишнюю жестокость, деспотизм, манипулирование чувствами. Если не уделять должного внимания изменению всего уклада жизни, то это будет похоже на попытки наркомана завязать, сидя в притоне с друзьями, и имея дома в кухонном шкафу новую дозу.

Фанатизм как качество личности – склонность слепо, неосознанно, не признавая никаких аргументов, безальтернативно следовать определенным представлениям и убеждениям; проявлять крайнюю нетерпимость к любым иным мировоззрениям .

Если хотите постичь истину, идите во-о-о-он к тем скалам, - показал вдаль рукой Учитель. - И проверьте, что крепче - камень или ваши головы. Через несколько дней ученики вернулись из утомительного путешествия. Тем, кто пришёл с безучастным выражением лица, Учитель гневно сказал: - Уходите, вы не слушаетесь меня. Вы не дошли до скал. Тем, кто пришёл просветлённым, Учитель лишь улыбнулся, промолчав. У тех же, у кого лбы были разбиты в кровь, а глаза горели фанатичным огнём, он спросил тихо: - Да разве же я вас об этом просил?

Человеческий разум выполняет ряд функций – понимание истины, способность запоминать, заблуждаться и сомневаться. Сомнение – это совесть разума, заставляющая его еще раз возвращаться к пониманию того или иного вопроса, анализировать его со всех сторон. Поиск истины сопряжен сомнениями. Ее любимцы твердо знают, что нужно все подвергать сомнению, прежде чем дать отмашку на согласие, при этом не делать исключения и для себя. Когда в разум впечатлительного, эмоционального, неуверенного в себе человека поступает информация, сильно волнующая его ум и чувства, а в разуме атрофирована функция сомнения, он слепо принимает ее. В таком алгоритме зарождается фанатизм, как помешательство, безумие, исключительная увлеченность, глупая доверчивость и слепое поклонение. Как всякий нейтрализатор разума, фанатизм неуклонно ведет человека к деградации.

Фанатик – это инвалид разума, у которого атрофирована функция сомнения, и, в силу этого обстоятельства, он слепо следует любой идее, всколыхнувшей и взволновавшей его впечатлительный, эмоциональный ум. Беда фанатизма состоит в отсутствии пытливого ума и сомневающегося разума, в лени и нежелании искать истину. Ему сказали: «Во всех твоих несчастьях виноваты кавказцы», мысль взволновала неопытный ум своей простотой и ясностью, и он поверил, не анализируя, не проверяя, не сомневаясь. Фанатик говорит: «Пусть лошадь думает — у нее голова большая. Мне нечего думать и так все ясно». Так работает лень и нежелание искать истину при ампутированной функции разума на сомнение. Фанатика стоит пожалеть, ибо он слеп как андабат, и становится жертвой этого своего недуга. Андабатами в Древнем Риме называли гладиаторов, чье лицо закрывал щиток с узкими прорезями, отчего воин почти ничего не видел. Отчаянно размахивая мечом, андабат старался восполнить этот недостаток, но чаще всего поражал воздух, тогда как подкравшийся противник набрасывал сеть и наносил ему смертельную рану.

Итак, алгоритм фанатизма прост: поступление входящей информации (раздражитель) – впечатлительное, эмоциональное восприятие без тени сомнений в ее истинности, доверчивость – принятие как руководство к действию – усугубление реакции – зацикливание. На последних двух стадиях фанатизм получает энергетический заряд. Человек повторно пропускает через ум ту же самую идею, только в других интерпретациях, возникает цепная реакция, когда мозг все время возвращается к одной и той же мысли. Гитлер не способен был более десяти минут не говорить о евреях. Неуверенный в себе человек, вооружившись фанатизмом, например, сотворив себе кумира, находит в нем своего рода компенсацию за свою закомплексованность.

Фанатик постоянно находится под прессом стресса. У нормального человека за сутки ум может пропустить десятки тысяч мыслей. «Болтовня ума» сопровождается свободным полетом мыслей. Фанатик – это человек одной доминантной мысли. Его заставляют обстоятельства жизни на секунду переключаться от доминантной мысли на текущие потребности дня, но он делает это машинально, в полусне, не теряя контакта с фанатичной идеей. Недаром слово “фанатизм” происходит от латинского fanaticus - “исступленный”. А то, в свою очередь, от fanum - “храм”. В Древнем Риме фанатиками называли храмовых жрецов, выказывавших особое религиозное рвение.

Фанатизм нельзя смешивать с религиозностью. Дело не в религии, а в том, как человек верит. Фанатик, в отличие от верующего, говорит: «Мой Бог лучше» и агрессивно относится к представителям других духовных традиций. Религия его не учит ненависти к инаковерующим. Если учит, значит, это не религия, а секта. Вспомните подпоручика из «Бесов» Достоевского: он разбил все иконы, затушил все свечки и тут же вывесил в красном углу портреты философов-атеистов и… снова благоговейно зажег свечи.

Парадоксально, но фанатику безразлично, какому культу служить. Был бы культ, а фанатики найдутся. Фанат получает «кайф» не от кумира, а от служения ему. То есть, кумир – это ширма фанатизма, по-настоящему он ценит не Пресли, Мерлин Монро или Аллу Пугачеву, а свое «бескорыстное» служение им. Иными словами, фанатизм – это самообслуживание впечатлительного ума удовольствием от процесса служения кумиру либо какой-то идее.

Фанатизм вечно недоволен и неудовлетворен внешним миром. Исповедуя принцип: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», он с юношеским максимализмом стремится раскачать политическую ситуацию в своей стране. Не случайно «темный попутчик» фанатизма пробуждается в переходные для страны периоды. Это золотое время для оголтелых фанатиков, когда можно разрушить общественное здание до основанья, а отстраивать будут другие. Фанатизм – это всегда разрушение, горе, слезы и кровь. Это заразная болезнь для обезверенных и обесчеловеченных особей, цепляющая их на крючок целеустремленности и искренности. Оскар Уайльд справедливо подметил: «Самое непростительное в фанатике – это его искренность». Твердолобый юнец завистливо смотрит на блеск глаз фанатика, его подкупает убежденность и жертвенность, отчаянная решимость и романтика его жизни. Стремясь подражать кумиру, он пополняет армию фанатиков.

Внутренний мир фанатика окрашен в черный и белый цвет. Никаких полутонов. Если враг не сдается – его уничтожают. Кто не с нами, тот против нас. Фанатизм нуждается во враге, как наркоман в дозе. Как писал Николай Бердяев, «фанатизм всегда делит мир… на два враждебных лагеря. Это есть военное деление. Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Это страшное упрощение облегчает борьбу… Подобно ревнивцу, всюду видит лишь одно: лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому, - он подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи».

Надо понимать, что фанатик, обладая разумом, не способным к сомнениям, испытывает состояние детской беспомощности. Ему нужна «мама», а еще лучше вместе с папой и мощными братьями, которые всем «покажут», если кто-то замыслит его обидеть. Когда нет «семейной» поддержки, неуверенный в себе человек с низкой самооценкой тревожится от своей беззащитности в окружающем враждебном мире. Вот он и тянется под крылышко стаи, пытается влезть под крышу сильных мира сего. Михаил Веллер пишет: «Когда буйная энергия юности концентрируется в одной точке - пробивная сила развивается страшная. Фанатики, достигающие порой вершин, получаются именно из ребят, чем-то природой обделённых: робких, слабых, некрасивых, бедных, - всё их стремление к самоутверждению принимает единое направление, в котором они могут превзойти других, компенсируя свою ущербность». В окаянные дни переворотов, фанатик испытывает, по мнению Э. Эриксона, острое желание «поддаться тоталитарной и авторитарной иллюзии целостности, заданной заранее, с одним лидером во главе единственной партии, с одной идеологией, дающей простое объяснение всей природе и истории, с одним безусловным врагом, который должен быть уничтожен одним централизованным карательным органом, - и с постоянным направлением на внешнего врага бессильной ярости, копящейся в этом государстве».

Фанатизм и любовь также далеки друг от друга, как добро и зло. Любовь предпочитает единение, сокровенность, слияние родственных душ. Третий лишний и прочие подсматривающие ей ни к чему. Фанатизм – стадное чувство, он «любит» кумира коллективно и прилюдно. Главное сбиться в кодлу, самоутвердиться за счет массовости, а кумир и идеи до лампады. К футбольным фанам не случайно липнет всякое отребье, которая и правил игры не знает. Есть такой фанатский анекдот: “Пацан говорит бывалому фану, что они с корешами решили организовать фан-группу. «А сколько вас?» - спрашивает фан. - “Двадцать. Только половине футбол до лампочки!»

Фанатизм – это возвеличивание абстрактного, оторванного от жизни мнения, не сомневающегося разума, в ущерб и разрушение конкретных жизней ни в чем неповинных людей. Политические и религиозные фанатики пренебрегают жизнями окружающих людей. А это уже серьезнейшая проблема, с которой человечество столкнулось в лице «идейных» террористов. Как бы они себя не называли, суть одна – фанатики. Исследуя психологию фанатиков на примере убийцы германского министра иностранных дел В. Ретенау (данный инцидент произошел в 1922 г.) Керна, Э. Фромм приводит следующее его высказывание: «Я бы не вынес, если бы расколотое на куски поверженное отечество снова возродилось в нечто великое… Нам не нужно “счастье народа”. Мы боремся, чтобы заставить его смириться со своей судьбой… На вопрос о том, как он, кайзеровский офицер, смог пережить день революции, он отвечает: “Я не пережил его. Я, как приказывала мне честь, пустил себе пулю в лоб 9 ноября 1918 г. Я мертв, то, что осталось во мне живого, это - не я. Я не знаю больше своего “Я” с этого дня… Я делаю то, что должен. Поскольку я должен был умереть, я умираю каждый день. Все, что я делаю, есть результат одной единственной мощной воли: я служу ей, я предан ей весь без остатка. Эта воля хочет уничтожения и я уничтожаю… а если эта воля меня покинет, я упаду и буду растоптан, я знаю это”». Э. Фромм отмечает: «Мы видим в рассуждениях Керна ярко выраженный мазохизм, который делает его послушным орудием высшей власти. Но самое интересное в этой связи - всепоглощающая сила ненависти и жажда разрушения, этим идолам он служит не на жизнь, а на смерть. … И когда мы анализируем психическую реальность таких людей, то убеждаемся, что они были разрушителями… Они не только ненавидели своих врагов, они ненавидели саму жизнь. Это видно и в заявлении Керна, и в рассказе Соломона (один из сподвижников Керна - В. И., М. К.) о его ощущениях в тюрьме, о реакции на людей и на саму природу. Он был совершенно неспособен к положительной реакции на какое-либо живое существо».

Петр Ковалев 2013 год

В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ().

Термин религиозный фанатизм , наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ().

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность . «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. . Слова подвижнические . Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств ).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. . ).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель . ).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено () (Св. прав. . Моя жизнь во Христе).

Религиозный фанатизм

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” .

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” , и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” . А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров .

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами . Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследования старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами а Восточными Патриархами.

Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.

Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.

“Вы – соль земли ”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.

Основным признаком одержимого следования идее считается нетерпимость к другим вероисповеданиям. Неприкрытая ненависть и презрение к инаковерию порождает агрессию, проявляющуюся порой в самых отвратительных формах. Сам по себе фанатик не несет большой угрозы обществу, однако объединение таких людей в группы может рано или поздно вылиться в открытые столкновения между представителями разных конфессий. Опасен массовый фанатизм еще и тем, что страдать будут от таких действий не только сами фанатики, но малорелигиозные и нерелигиозные группы граждан.
Рассекреченные архивы по делу расстрела царской семьи выявили глубокие корни иудейского ортодоксального фанатизма. Ритуальное убийство было совершено накануне «9 ава» – взятие Иерусалима и разрушение храма Соломона.

Другим признаком религиозного фанатизма является ортодоксальный религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик воспринимает свою идею как абсолютную истину, не подлежащую критике в любом ее проявлении. Даже в том случае, если критика справедлива и обоснована, ярый последователь религиозной идеи не способен конструктивно отнестись к возражениям. Часто фанат считает ее личным оскорблением и способен довести спор до драки, в которой быстро входит в состояние аффекта. При этом понимая, что может потерпеть поражение, он воспринимает происходящее как свою борьбу со злом, и готов либо убить оппонента, либо принять « » смерть.

Фанатики любят первыми навешивать ярлыки, громогласно произнося: « », «сектант», « » и т.п. Ставя человека в неудобное положение, основная задача такого оголтелого – заставить оппонента отступить и растеряться. При этом основной целью является победа в словесном или рукопашном поединке, а не идеологические вопросы из серии «чей бог правильнее».

Примеры религиозного фанатизма в истории

Религиозная борьба в античном мире присутствовала на территории многих современных стран. Самыми известными преследованиями на религиозной почве считаются истребление последователей религиозной реформы Эхнатона в Древнем Египте, гонения христиан в период расцвета Римской Империи.

Но, пожалуй, самой известной жертвой инакомыслия стал Иисус Христос и почти все его апостолы. За свои идеи и «еретические» проповеди среди иудейского населения каждый из них принял жуткую мученическую смерть.

Массовый религиозный фанатизм в средневековой Европе вылился в крестовые походы, уничтожающие чужие культуры, и «охоту на ведьм». Целые поколения таких фанатиков видели в язычестве и инакомыслии угрозу своему духовному миру и старались физически истребить всех, кто не попадал под их истинно .

От рук фанатиков погибли Джордано Бруно, Жанна д’Арк, Ян Гус и многие другие. Тех ученых, мыслителей, философов, кого не удалось сжечь на костре, силой заставили отказаться от своих идей: Галилео Галилей, Николай Коперник.

Варфоломеевская ночь – страшная резня гугенотов (французских протестантов), спровоцированная ярой католичкой Екатериной Медичи в августе 1572 года. В тот день по некоторым данным погибло более 30 000 человек, все они были заклеймены словом «еретик».

Религиозный фанатизм в современном мире

В современном мире религиозный фанатизм чаще всего связывают с исламским миром – терроризм, джихад, суды Шариата и т.д. В частности в приводятся трагедии 11 сентября 2001 года в США, массовые убийства мусульманами христиан в Индонезии в 2000 году, современные религиозные столкновения в Индии, а также отдельные террористические акты по всему миру. Однако очень часто под прикрытием религиозного фанатизма на деле действуют определенные политические и финансовые силы, цели которых очень далеки от ислама в частности и веры вообще.