Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Что такое расстановка.

Расстановка -- это работа на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение . В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании. Метод расстановки является системным , то есть работает с проблемами системного характера (семейными, родовыми, организационными...), и краткасрочным -- метод отличается малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога -- поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психологии, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире. Расстановка — еще очень молодой метод (широкую известность он приобрел в 1992 году после опубликования на немецком языке книги Гунхарда Вебера «Два рода счастья»).

О названии метода.

"Расстановка" — это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen — семейная расстановка ). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в рабочем пространстве группы, интуитивно определяя каждому свое. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ ситуации, с которой он работает в расстановке.

С чем работает расстановка.

"Ты можешь выбирать между спокойствием переплетения и риском cвободы."

Клод Росселе (реплика швейцарского расстановщика из октябрьского семинара по организационным расстановкам, 2009 год)

Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение», с чем и работает расстановка.Что это такое? Незавершенные процессы прошлого в семье (или расширенной семье, разываемой родом) неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Таким образом, человек оказывается в подсознательной ловушке, в переплетении с судьбами предков. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает не свои жизненные задачи... Метод расстановок позволяет «распутать» такое переплетение. Жить в настоящем, а не в прошлом. Позволяет высвободить мощный жизненный ресурс , который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.

Семейное переплетение легко распознать : если ситуация, которую Вы проживаете, не имеет объяснения с точки зрения реальной жизни — это переплетение. Например: красивая и умная женщина не находит себе пары — она находится в переплетении; Вы много работаете, но денег в итоге не имеет; Вы следите за здоровьем, нормально питаетесь, избегаете сквозняков, но все равно часто болеете; знаете, что пить вредно и все равно напиваетесь в подсознательном стремлении к смерти... Не утешайте себя словами: «случайность, бывает». Не вините в происходящем с Вами вирусы, стрессы, политическую ситуацию или экологию. Разберитесь в себе. За каждой такой случайностью кроется серьезная системная подоплека. Если чувства, которые Вы испытываете, по силе своего проявления не соответствуют реальной ситуации (например: страх есть, а повода нет; ревность есть, но измены не было; грусть -- без видимых причин...), скорее всего Вы с кем-то переплетены и чувства эти не ваши. Они — из системы. И когда-то в прошлом эти чувства были вполне адекватны какой-то ситуации.

«Человек рожден для счастья, как птица для полета». И это так. Каждый из нас рождается с полным набором возможностей, чтобы построить счастливую жизнь. Вопрос лишь в одном: как строить успешное настоящее, находясь в прошлом? Не имея полноценного контакта с реальностью? С самим собой?

Причины появления семейных переплетений разнообразны. Они выявляются в процессе расстановки. Каждая расстановка, как и человек, для которого она делается, уникальна. И все же есть системные законы (порядки), восстановление которых позволяет освободиться от переплетения: баланс брать/давать, иерархия в системе, принадлежность системе (см. «Статьи», «Терминология сайта»).

Баланс между «брать» и «давать». Это основа любых отношений. Находясь в отношениях, что-то из них мы берем и что-то отдаем , и только тогда отношения могут БЫТЬ, могут длиться. Нарушение баланса ведет к различным семейным переплетениям. Например, инцест — следствие нарушения баланса между супругами. Если муж превносит в отношения больше, чем жена (при этом не важно, чего: брать и отдавать в отношениях можно разное -- деньги, чувства, подарки, детей, проявления заботы...), ребенок из любви к родителям берет на себя функцию уравновешивания. Отношения дочери с отцом — это возврат ему того, что «задолжала» супруга. Дочь делает это для мамы. Нарушение баланса брать/давать у родителей делает ребенка жертвой переплетения. Если равновесие не восстановлено там, где оно было нарушено, "долг" передается дальше по поколениям. Послание о том, что нужно сделать, для кого и зачем, становится все менее внятным, но потребность в равновесии у системы сохраняется. Закон гомеостаза! И тогда потомок, на которого ляжет эта задача (случайный выбор!), скорее всего будет либо болеть (и это будут серьезные проблемы со здоровьем.То, что невозможно выразить ни чувствами, ни словами, находит выражение в дисбалансе тела), либо нести потери иного характера...

В ситуации, когда неосознанно потомок берет на себя роль спасателя для предка, происходит еще и нарушение иерархии в системе: младший опекает старшего. Они как-бы меняются местами, нарушая хронологию событий. Человек проживает что-то за предка. Его собственная жизнь, из-за переплетения, отходит на второй план. Сможет ли такой человек быть успешным в работе, семейной жизни? Каких он вырастит детей, если его внимание и чувства не здесь, а где-то еще?

Иерархия в системе -- хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д. Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка. Такой ребенок плохо учится, часто болеет, у него не ладятся отношения со сверстниками. Часто такие дети в последствии не создают свою семью, или несчастливы в семейной жизни. Эмоционально обслуживая своих родителей как родитель, они не свободны в построении своей жизни. Такое нарушение иерархии имеет глубокие системные корни. .

Если в семье были абортированные дети, выкидыши, рано умершие дети (о которых не принято вспоминать в нашей культуре), живущие дети часто подсознательно живут еще и за них. В такой ситуации даже простое проговаривание ребенку, например: "Ты у меня не первый, а третий. У тебя могли быть старшие братья или сестры", -- может освободить его от семейного переплетения.

Принадлежность системе. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник. Он был -- и это главное. Кому-то сыном, кому-то дедом, отцом... Его место точно определено. Без него не родились бы его дети, все было бы в роду иначе. Если кто в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет замещение, или идентификация (см. "Терминологию сайта"). То есть кто-то из ныне живущих будет переплетен с умершим, или с человеком тяжелой судьбы. Будет сам иметь тяжелую судьбу, или жить за другого (абортированного): есть за другого (избыточный вес), работать (трудоголизм, гиперактивность), с трудом осознавать себя, свои действия, желания (неадекватное поведение)... Решение при таком семейном переплетении: восстановить право принадлежности к семье исключенных членов.

Это только небольшие примеры о том, с чем может работать метод расстановки. Для более полного представления — читайте книги Б.Хеллингера, Г. Вебера, И. Кучеры. (см. «Рекомендуемая литература»).

Как работает метод расстановок.

В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, -- «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений. Вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются различные техники и ритуалы. Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле...), признаки физического и психического облегчение у клиента.

Описать, как работает расстановка, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, тем самым приобретая новую модель поведения и новое восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка — принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи, что разрушает отношения и что позволяет им длиться. И еще раз — читайте книги!

Виды расстановок.

Какую именно проводить расстановку -- зависит от содержания клиентского запроса:

семейные расстановки — работа с семейными проблемами; сюда же относятся расстановки субличностей (работа с внутриличностным конфликтом) и расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь...);

структурные расстановки -- позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся симптомные расстановки;

организационные расстановки -- для разрешения проблем в трудовых коллективах;

Специальная область применения: используются в работе с авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся также расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй.

клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам) -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников...). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.

сценарные расстановки

тетралеммные расстановки -- расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности.

В случае, если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки -- строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются только с их согласия.

Возрастные рамки.

Возраст клиента (из моего расстановочного опыта) может быть разным: в целом от 14 до 65 лет. Основной критерий здесь -- осознанность решения сделать расстановку и серьезная мотивация. Насколько человек понимает, чего он хочет для себя в жизни от этой работы и зачем ему это. Недопустимо относиться к методу, как к гаданию, и действовать из любопытства; предъявлять запросы, которые не имеют к Вам какого-либо отношения (в таких случаях расстановка не проводится!).

Если проблемная ситуация касается маленького ребенка или взрослого человека, который по каким-то серьезным причинам не может сам участвовать в работе как клиент (но дает на это свое согласие), можно работать в расстановке с членами его семьи. (Например, такой случай описан в статье "Детский симптом". Возвращение ребенка в семейной системе на его, ДЕТСКОЕ, место целительно для него, независимо от его отсутствия во время работы.)

Возраст заместителей тоже имеет широкий диапазон. Достаточно редко встречаются люди, которые не могут быть заместителями. Причины: сильная зажатость, напряжение в теле, которое мешает чувствовать, ловить телесные ощущения. Либо сильная эмоциональная вовлеченность в определенную проблему (если в жизни самого заместителя есть что-то подобное). И то, и другое можно (и нужно!) прорабатывать.

Противопоказания.

1. Беременность (вопрос о проведени решается индивидуально).

2. Детский возраст клиента.

3. Острые состояния (как физические, так и психотические).

4. Алкогольное и наркотическое воздействие.

5. Нереалистичный фантастический запрос на расстановку.

Развитие метода в наши дни.

Расстановка -- очень молодой метод, поэтому он достаточно гибок, не формализован. Ему свойственно творческое начало и постоянное развитие.

В сентябре 2007 года прошел первый Международный Евроазиатский Конгресс по системным расстановкам в России «Соединяя Восток и Запад», европейская часть которого состоялась в Москве, а азиатская — во Владивостоке.

Это большое мероприятие продемонстрировало огромное разнообразие творческих подходов в рамках метода. Например: расстановки в воображении Генриха Бройера(Германия) для работы на консультации; Кристина Эссен (Австрия) и ее работы с многослойными посланиями через расстановки духовных и стихотворных текстов, проясняющие г лубинные жизненные установки клиента ; расстановки частей тела в работе с симптомами (Штефан Хаузнер, Германия). Расстановки с фигурками , расстановки с напольными якорями, как методы индивидуального консультирования

Биография Берта Хеллингера была написана Еленой Веселаго для Википедии и отредактирована для этого сайта. Материалы Википедии могут редактироваться всеми желающими, поэтому актуальный текст статьи Википедии отличается от текста первоначальной статьи.

Биография написана с использованием следующих источников:

  1. Биография Берта Хеллингера, составленная Альбиной Локтионовой
  2. Берт Хеллингер, Габриэль тен Хофель «Долгий путь». Москва, Институт консультирования и системных решений, 2009
  3. Высказывания Берта Хеллингера на международных семинарах в Австрии и других странах, интервью, прессконференции
  4. Беседы с коллегами, лично знающими Берта Хеллингера и занимающимися исследованием его работы
  5. Личные беседы с Бертом Хеллингером.

Биография корректируется и обновляется при поступлении новых сведений. Последнее обновление: 30.08.2010.

Если у Вас есть поправки или дополнительные сведения - пожалуйста, напишите об этом редактору сайта .

Смотрите также:

  • Семинар Елены Веселаго "История, философия, технология системных расстановок"

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton ) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert ), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English )), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop ) . Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera ) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake )). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber ) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers" ("Два рода счастья", 2001 г. и "Кризисы любви", 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.

Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.

В качестве основных претензий можно назвать следующие:

  1. Неподтвержденность современными признанными научными методами феномена заместительского восприятия и природы «поля»;
  2. Отсутствие широкой базы подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок;
  3. Зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего. Невозможность обучения расстановочной практике общепринятыми методами (в расстановках теоретическая база очень небольшая и может быть изложена за 1-2 часа, а количество практических занятий по ведению расстановок повышает качество работы не во всех случаях и только до определенного предела, ограниченного некоторым трудноопределяемым фактором «личной зрелости»);
  4. «Авторитарные» высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).
  5. Отсутствие сочувствия к жертвам; несогласие с общепринятыми трактовками таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Наиболее известной является фраза, которая нередко звучит в расстановках Берта Хеллингера на тему инцеста: дочь говорит матери «Мама, я рада сделать это ради тебя». До 2008 года аборты однозначно трактовались Бертом Хеллингером как убийство, что вызывало протесты феминистских организаций; после 2008 года трактовка этой темы у Берта Хеллингера приобрела более глобальный характер - «за жизнью и смертью стоит высшая сила».
  6. Высказывания Хеллингера на темы нацизма и по еврейскому вопросу. Наибольшую критику вызвал философско-поэтический текст Хеллингера «О Гитлере», а также высказывания о еврейском народе из книги «Большой конфликт». «Последней каплей», упавшей на уже очень раскаленную почву конфликта между Хеллингером и «общественностью», в том числе терапевтической, стал тот факт, что на время ремонта своего дома Берт с семьей снял квартиру в доме, где когда-то располагалась канцелярия фашистов.

2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia , означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl ) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut . В 2008-2009 годах на этих семинарах уже практически не присутствуют представители «классической» психотерапии; в основном участники относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. София Хеллингер проводит отдельные программы по «энергетической работе» (energy work ), а позднее стала вводить элементы этой работы в совместные семинары с Бертом. Эта «работа с энергией», а также участие Софии в семинарах Берта как таковое, стало еще одним объектом для критики, как со стороны более «материалистически» настроенных участников их программ, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. В 2008-2009 годы критика и обеспокоенность также высказывается в связи с попытками Берта и Софии запретить использовать имя «Хеллингер» иначе, как по специальному соглашению с ними (предполагающему значительную оплату как со стороны институтов, так и практикующих специалистов); по этому вопросу вспыхнуло несколько конфликтов с т.н. Хеллингер-институтами, основанными в разных странах расстановщиками, обучившимися методу в самом начале его распространения.

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине.

Годы жизни: 1925 - по наши дни

Родина: Лаймен (Баден) (Германия)

Хеллингер (паспортное имя — Антон) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.

Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером.

«Святые отцы, которые руководили интернатом, были очень хорошими. Они предоставили нам все возможности: спорт, путешествия, уроки музыки, театральные представления. Я учился играть на скрипке, играл в местном оркестре и пел в хоре. У нас также была большая библиотека».

Но в 1941 году, по решению нацистских властей, этот интернат закрывают и Хеллингер вынужден продолжить учебу в городской гимназии в Касселе. Где стал участником запрещенной группы молодежного католического движения. В результате чего, после окончания 7-го класса, получил характеристику, что является «потенциальным врагом народа».

В 1942 г., в 17 лет, призывается немецкими властями на службу в армию. Доподлинно неизвестно, принимал ли Хеллингер участие непосредственно в военных действиях. Служил он в боевом подразделении на западе Германии и во Франции. Приписан был к строительным частям вермахта. Но можно быть уверенным, что ужасы и тяготы войны повлияли на личность и характер молодого человека. Его старший брат Роберт в 1945 году погибнет на восточном фронте. Роль и взаимосвязь «жертвы» и «агрессора», работа с потерями, тема жизни и смерти будут особенно акцентированы в его духовных практиках.

В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.

У меня был целый год времени, и я не занимался ничем другим. Это было как продолжительные упражнения - вступление в духовность. По истечении этого года я принял решение вступить в Орден и дал, так называемые, временные обеты на три года. Это были обеты бедности, воздержания и послушания».

В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Приняв послушничество и, полгода отработав в должности капеллана, переезжает в Южную Африку. Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.

«Сначала в Южной Африке меня послали на три года в университет для того, чтобы я смог работать учителем в средней школе. Затем я некоторое время был директором школы, а затем попал в миссионерское отделение. Позже я курировал все школы епархии и проводил курсы по повышению квалификации учителей этих школ. К концу своей деятельности в Южной Африке я стал директором элитной школы для местных жителей в Марианхилле.»

Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.

Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направляет группу преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях в 1964 году Хеллингер впервые знакомится с методами групповой психотерапии и, освоив их, ведет свои семинары. Работая с американскими психологами, он искал пути, благодаря которым противоречия и ненависть могли обернуться принятием и диалогом . Параллельно изучал традиционную культуру «примитивных» народов и то, как решаются семейные проблемы в племенах коренных жителей Африки.

«Меня очень сильно впечатлило уважение, которое люди, живущие там, испытывают по отношению к своим родителям. Еще уверенность, с которой матери там обходятся со своими детьми, является удивительной. Им не знакомы трудности с детьми. Они просто знают, что нужно детям. Матери всегда были расположены к детям. Что я еще впитал, так это уважение к другим людям. Там каждый может сохранить свое лицо. Или как, например, люди разговаривают друг с другом на собраниях общины. Они действительно живо обмениваются мыслями друг с другом до тех пор, пока не найдут решение. И этот способ обхождения друг с другом также меня сильно впечатлил».

В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.

Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологией. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.

В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.

«Незадолго до этого мне в руки попала книга Артура Янова « The primal scream» («Изначальный крик»). Я был поражен и сразу же испробовал его методы в своих группах по групповой динамике. Это произвело на меня сильное впечатление, и я думал: «Невероятно, какие это открывает возможности». В то время я должен был делать доклад в Зальцбургском объединении коллег, и я рассказал там об этой книге. Просто рассказал. После этого руководитель объединения коллег, профессор Карузо, позвал меня к себе. Он сказал, что я не могу больше оставаться членом их объединения, и что они не могут признавать меня в качестве психоаналитика. А затем - дословно: «Я, как епископ православной церкви, не могу принять кого-то из числа «людей Христа». Таким образом, они меня выкинули».

Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Он проходит обучение лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальттерапию Фрица Перлза, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.

Но постепенно, к 1980-м годам, кристаллизуется его собственный метод работы - семейная расстановка , как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами.

Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом, метод человечный и краткий. Важнейшим его открытием при этом, является факт влияния на судьбу человека любви , скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Хеллингер видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь, тогда мы оказываемся у «корней» и находим путь к решению проблемы человека.

Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).

В 80-х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет. Результатом этого обобщения и стала книга “Кризисы любви”, которая в немецком оригинале называется “Два рода счастья” или “Двоякое счастье” (G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992).

С 1994 г. Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им написаны более шестидесяти книг, которые переведены на 25 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.

В 2007 году Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl).

Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы его терапия все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Дав тысячам последователям действенный метод помощи, Берт идет дальше, за рамки психотерапии - к большей цельности, глубине, простоте. Он говорит о себе, что на самом деле он философ, а его метод - всего лишь подспорье в этой его основной работе.

Можно сказать, что Берт Хеллингер, вслед за Виктором Франклом, графом Дюркгеймом, Карлом Роджерсом работает в психотерапии с духовным измерением. В апреле 2008 года Хеллингер впервые продемонстрировал, так называемые, «многоуровневые расстановки » и в настоящее время развивает это новое направление «духовных системных расстановок» , в то время как «классические» расстановки самостоятельно развивают его последователи.

Для объективной картины, необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать, эффективность метода, и благодарны ему. Признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.

Особенно большие претензии вызывают его авторитарность и несогласие со многими общепринятыми трактовками таких тем, как отношение к жертвам насилия, инцесту, абортам, роли мужчин и женщин в семье и др. Полярность мнений по отношению к Хеллингеру остается, но он не обращает на это внимания. И когда ему говорят: «Может быть, стоило бы по-другому сформулировать некоторые из его тезисов - было бы меньше криков и раздражения?» — он отвечает: «Что имеет больше силы?».

2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

С 2008—2009 годов на его семинарах все больше участников, которые относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. В совместных семинарах с Бертом, София Хеллигер стала вводить элементы «энергетической работы». Что вызывает сильную критику со стороны, как более «традиционных» психотерапевтов-расстановщиков, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов.

Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.

Иногда Берт сам вольно или невольно провоцирует скандалы вокруг своего имени и обвинения в расизме и антисемитизме. Например, покупка «дома Гитлера», бывшей Рейхканцелярии, или написание «Послание к духу Гитлера» подливает масло в огонь и вызывает такую реакцию его коллег и близких.

И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.

_____________________

http://www.rasstanovki.lv

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) - немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя - Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Старший брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным - в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя - люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake)). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, «Zweierlei Gluck.Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers», 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья.Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер - он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и 2 книги Гунхарда Вебера с конспектами семинаров Берта.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut.