Структурные расстановки. Что такое расстановки по хеллингеру и как их провести самостоятельно

Структурные расстановки — одна из разновидностей метода системных расстановок. Структурные расстановки возникли в 80-е годы XX века. Родоначальниками структурных расстановок принято считать Маттиаса Варгу фон Кибеда и Инзе Шпаррер. Они положили в основу своего метода философские идеи постмодернизма, теорию "универсальной грамматики" и некоторые принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

Сам Берт Хеллингер структурные расстановки не практикует, т.е. в строгом смысле слова этот вид расстановок нельзя назвать "расстановками по Хеллингеру".

Основное отличие структурных расстановок от классических семейных следующее. Если в семейных расстановках любую проблему клиента принято представлять через взаимодействие членов его семьи, то в структурных расстановках проблема описывается "непосредственно", т.е. из описания, данного клиентом, выделяются элементы и определяется логически непротиворечивое взаимодействие между ними.

Возможность решать конкретные практические проблемы, заявленные клиентом, без перехода в контекст семьи, являются преимуществом структурных расстановок. В частности, это делает структурные расстановки популярными в бизнес-среде для решения задач, связанных с работой организаций.

Существуют десятки популярных и эффективных структур, используемых в расстановках, плюс каждый расстановщик может творчески создавать структуры для конкретных клиентских историй.

В целом структуры можно разделить на две основные группы: внутренние и внешние.

Внутренние структуры.

Эти структуры описывают внутренний мир человека и, как правило, они разработаны в других методах психотерапии. Например, популярно разделение внутреннего мира на "внутреннего родителя", "внутреннего ребёнка" и "внутреннего взрослого" (это разделение пришло из транзактного анализа). Нередко клиент сам описывает своё состояние как структуру, например: "Одна моя часть боится, а вторая — преодолевает страх".

Ещё один популярный вариант внутренней структуры — это "примерка состояния". Например, "я, когда разведусь" и "я, если останусь в браке". К этим элементам затем можно добавить "что мне поможет, если я разведусь" (несколько факторов) или "что для меня ценно в браке" (тоже несколько факторов). Клиентка, таким образом, может увидеть картину своего внутреннего мира и принимать более осознанное решение о действиях в предразводной ситуации.

Особенно эффективны внутренние структуры в анализе отношений, как личных, так и профессиональных, с разных сторон и в разных контекстах. К первоначальной конфигурации затем добавляют факторы, которые помогают, которые мешают и другие элементы, дающие возможность получить глубокий анализ и план действий по исправлению ситуации.

Внешние структуры описывают взаимодействие человека с внешним миром.

Одна из самых популярных внешних структур это расстановка цели. В такой расстановке ставятся фактор выбора, цель и ещё множество факторов анализа достижения цели. Например, в SWOT-анализе ставят слабые стороны какого-либо проекта, сильные стороны, потенциальные возможности и потенциальные угрозы.

Индивидуальные структуры создаются расстановщиком вместе с клиентом, в результате их диалога, и могут содержать элементы как внутренних, так и внешних структур.

В классическом варианте структурные расстановки не переходят в семейный контекст. Однако, это может произойти либо спонтанно (например, фигура "то, что мешает цели" внезапно превратится в человека, и в этом человеке клиент опознает члена семьи), либо такой переход может инициировать расстановщик, работающий в смешанном стиле. В этом случае расстановщик спрашивает у клиента согласие на переход работы в область семейной расстановки.

В последнее время стали развиваться структурные расстановки, основанные на известных больших структурах, как правило, из эзотерики и духовной практики. Например, это могут быть арканы Таро, каббалистические сфироты или астрологические дома. В случае таких расстановок ситуация клиента описывается не так, как её даёт сам клиент, а так, как "принято" описывать жизненные ситуации в этих больших символических системах. Такая работа уже далеко выходит за рамки классических структурных расстановок фон Кибеда и далее за рамки расстановок как метода психотерапии.

Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру Вебер Гунтхард

От семейной расстановки к системной структурной расстановке. Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

От семейной расстановки к системной структурной расстановке.

Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

1. Базовые идеи системной структурной расстановки

Системная работа методом структурной расстановки построена на основе семейной расстановки по Берту Хеллингеру. Она представляет собой распространение метода расстановки семейной системы на другие контексты. Основная идея метода системных структурных расстановок заключается в предположении, что по аналогии с семейными структураки мы формируем внутренние модели других важных для нас систем. Это предположение ведет к поиску адекватного переноса принципов семейной расстановки (СемР) на другие системные контексты. При этом обнаруженные Бертом Хеллингером принципы принадлежности, временной иерархии и приоритета более высокого уровня участия оказываются важны также и в несемейном контексте, пусть и в несколько более абстрактной форме.

Для других контекстов в первую очередь следует выяснять следующее:

а) кто входит в систему;

б) что в новой системе означает исключение;

в) в какой форме для каких частей новой системы существует временная иерархия;

г) что в этом контексте означает участие;

д) какие другие специфические закономерности присущи соответствующему контексту.

С помощью системной структурной расстановки мы пытаемся дать такие общие рамки для синтаксических и семантических закономерностей системного. Эта метамодель работы методом расстановки дает возможность менять различные контексты. При этом базу, как системный уровень, где мы имеем основной личный опыт, образует семейная система (в обобщенном смысле). Системы других контекстов могут рассматриваться как параллельные уровни, входящие в резонанс с ней и друг с другом.

Таким образом, одну форму расстановки можно менять на другую. При этом мы просим исполнителей ролей в первую очередь сообщать о своих телесных ощущениях. Такой образ действий позволяет прояснять модели представленных структур (проблем, ситуаций решения и т. д.) с минимальной долей интерпретаций со стороны заместителей. При этом представляющая группа сама действует как способный к восприятию организм, наблюдающий и отображающий представленную систему. Найденные таким образом решения могут переноситься с одного контекста на другие. Мы можем выбирать структурный уровень расстановки так, чтобы он максимально точно соответствовал контексту, в котором клиенты называют свой запрос. Это позволяет нам не отходить от языка и мировоззрения клиентов (облегченный pacing).

Метод системной структурной расстановки, на наш взгляд, может рассматриваться как практика метамодели различных форм системной расстановочной работы. В результате систематического рассмотрения переходов между расстановками и существующими проблемами, психосоматическими процессами и семейными структурами становятся доступны общие черты различных системных уровней, которые позволяют прийти к более общему пониманию принципов системной терапии и помогают прояснить отношение системной формы к другим формам терапии. По нашему опыту, вышестоящие процессуальные модели, которые становятся видимыми благодаря переводу одного вида системной расстановки в другой, вычленить из каждого вида по отдельности зачастую невозможно.

2. Виды системных структурных расстановок

В расстановках проблем (РП) речь идет о расстановке структуры, при которой желаемая цель до сих пор не была достигнута. Структура проблемы характеризуется тем, что должны быть достигнуты цели, путь к которым прегражден препятствиями. Желание преодолеть препятствия дает толчок к изменению. В РП расставляются структурные аспекты проблемы (фокус, цель, от одного до трех препятствий, один-два неиспользованных ресурса, (скрытая) выгода и будущая задача), которые затем путем перестановок и работы процесса переводятся в интегрирующий все части образ-решение. Во время расстановки происходит скрытый процесс переистолкования, когда все проблематичные ранее части, к примеру, препятствия, получают значение продуктивных аспектов («защитных дамб» или «помощников»). ПР показывает, как вообще осуществляется изменение, в то время как тетралеммная работа (см. ниже) поясняет, как имеющийся мотив дает отличиям возможность действовать. В качестве примера часто встречающейся закономерности при смене структурного уровня на образ семьи можно упомянуть тенденцию аналогии цели и лояльности по отношению к родителям, а также будущей задачи и лояльности по отношению к бабушкам и дедушкам.

В расстановках тела (РТ) расставляются части тела, органы, функциональные круги и внешние вспомогательные средства и влияния (например, лекарства, наркотические средства, стрессовая внешняя среда и др.). В первом образе расстановки проявляются отношения расставленных частей друг к другу и, в свою очередь, показывают, что должно быть изменено. Так, например, становится видно, каким органам тела нужно больше «контакта», как лекарство вмешивается в структуру отношений, как и где оно может быть максимально эффективно, когда и в какой форме какие внешние влияния возникают и, наконец, как можно смягчить или снять неблагоприятные воздействия. В этих расстановках часто наблюдается смена структурного уровня на семейную расстановку.

Другим видом РТ является расстановка медицинских моделей тела. Здесь, в противоположность привычной расстановке тела, перед нами предстает закрытая в себе система. Так, когда в расстановках функциональных кругов мы работаем с пятью функциональными кругами ТСМ, выбор составных частей и их комплектность четко задана, в то время как в обычной РТ выбор частей, естественно, варьируется. РТ родственны гомеопатические системные расстановки и содержащиеся в них расстановки образов медикаментов и системы симптомов пациента.

Расстановки фактуры языковых структур (РФЯС) соединяют в себе элементы гелиотерапевтической метафорической работы с методом расстановки. Центральные фразы из описания проблемы или ключевые строки любимых сказок или песен анализируются с лингвистической точки зрения и представляются с помощью исполнителей ролей. Здесь тоже часто наблюдается быстрый переход к структурам проблем и семей. Мы рассматриваем РП как подходящую глубинную структуру для понимания РФЯС; структура РП дает матрицу для формирования гипотез о том, какую часть расставленной фразы к какому частичному аспекту проблемы следует относить. Кроме того, таким образом можно заметить отсутствие релевантных частичных аспектов в РФЯС, причем чаще всего вычеркнутой частью РФЯС (если рассматривать РГТ как глубинную структуру РФЯС) является скрытая выгода (лежащая в основе РП). Поэтому в процессе перестановки мы часто добавляем эту часть, назвав ее, к примеру, «тем, что при этом было забыто».

Тетралеммная работа (ТЛР) служит для обнаружения незамеченных и на языковом уровне часто практически недоступных альтернатив, затемненных контекстов проблемы и исключенных возможностей сочетания противоположностей в ситуациях дилеммы Тетралеммные расстановки работают со структурой из индийской логики - тетралеммой (санскрит: catuskoti) и ее расширением в буддийской логике (отрицательной тетралеммой, так называемым четырехкратным отрицанием Madhyarrukas). При этом экстернализируются и (в осторожной форме «future pacing») расширяются внутренние процессы, которые клиент до этого проходил при наличии дилеммы В качестве расставляемых частей, наряду с фокусом (как перспективой клиента), используются обе стороны дилеммы («одно», «другое») и две другие позиции («и то, и другое», «ни то, ни другое»), а также пятая «(не)-позиция» («не все это - и даже не я»).

Заместители пятого аспекта образуют «свободные элементы», то есть они могут менять позицию по собственному усмотрению Этот пятый аспект ситуаций произвольного решения указывает на незавершаемость вышестоящих прозрений и через свое собственное применение, то есть тем, что он сам отказывает себе в характере окончательного понимания, он предотвращает свое догматизирующее использование. Это так называемое отрицание тетралеммы ведет к более глубоким принципам прерывания моделей и обнаруживает связи с методами эриксоновской гипнотерапии.

Какого рода терапевтическую или когнитивную пользу можно ожидать в случае остальных позиций? Во-первых, рамки ТЛР делегируют скрытое предположение, что каждая проблематичная ситуация решения, приведшая к позиции или-или, недостаточно учитывает как минимум три релевантные позиции. В тетралеммных расстановках, установив надлежащую связь фокуса, то есть перспективы клиента, с позициями от третьей до пятой, можно сделать для клиентов эти позиции телесно-познаваемыми.

Переход к «и тому, и другому» является, на наш взгляд, формой внутреннего рефрейминга и служит обнаружению одного из пяти видов незамеченных вариантов совместимости или сочетания обеих позиций в изначальной дилемме. Этими пятью вариантами являются:

а) компромисс (то есть, например, частичное признание правоты каждой из обеих первых позиций или их учет в некотором определенном соотношении, как при разделении сфер полномочий в коллективе);

б) итерация (то есть временно сменяющееся предпочтение определенной альтернативы, как, например, при регулировании посещений детей после разводов);

в) мнимое противоречие (то есть понимание того, что альтернативы первой и второй позиций, рассматривавшиеся до сих пор как дилемма, исключали друг друга не фактически, но лишь в нашей прежней конструкции действительности; то есть, например, когда что-то заставляет стать недействующим предположение, что верность одному из родителей автоматически является формой неверности другому);

г) смещение тезиса (то есть переход от альтернатив, рассматривавшихся ранее как дилемма, к другому, родственному, однако теперь больше сочетающему их друг с другом пониманию, как, например, признание высокой цены пожертвованной альтернативы как того, что делает выбранную альтернативу еще более ценной; это соответствует тезису Хеллингера о том, чтобы «дать ценности невыбранного влиться в выбранное»;

д) парадоксальное соединение (то есть форма, позволяющая одновременно оставить в силе два противоречащих друг другу принципа, например, когда друг другу противоречат требования родительской и нынешней семьи и тем не менее и те, и другие сохраняются как справедливые благодаря позиции готовности стать виноватым).

Переход от третьей позиции к четвертой, то есть от «и то, и другое» к «ни то, ни другое» представляет собой форму внешнего рефрейминга. Здесь становится ясен до сих пор не замеченный или недостаточно замеченный контекст дилеммы; в этой позиции клиенты узнают, как вообще получилось, что дилемма могла настолько подчинить себе их взгляд и силы.

По четвертой позиции мы различаем три вида процессов:

а) круги почета (чтобы использовать ориентированное на решение и потому более уместное определение напрасных рецидивов, данное Гунтером Шмидтом),

б) смещения симптомов и

в) креативные шаги.

В случае отрицательной тетралеммы, используемой нами для ТЛР, не существует ни абсолютно правильной, ни последней позиции; она представляет собой схему бесконечного в принципе процесса нового развития. Каждый из пяти аспектов, как переход от блокированной ранее ситуации, может представлять собой локальный разрешающий шаг, но каждая из этих позиций может также принимать патогенную или застывшую форму. Тогда схема отрицательной тетралеммы представляет собой своего рода карту структуры внутренних процессов выяснения при наличии противоположностей, которая в блокированной ситуации всегда дает указания, позволяющие найти подходящую позицию для ориентированного на решение изменения. (О ТЛР см.: Vargav. Kibed, 1995, 1997, а также Sparrer u. Kibed).

Так как многие дилеммы, по-видимому, связаны с распределением открытых и скрытых лояльностей по отношению к родителям, часто происходит естественный переход к пониманию обеих первых позиций как родительского представительства; по аналогии с этим при удачном переходе к «и тому, и другому» возникает аналогия с принятием обоих родителей и тем самым с родительской семьей, а «ни то, ни другое» превращается, таким образом, в нынешнюю семью. При переходе от ТЛР к РП в четвертой позиции незамеченный контекст дилеммы часто оказывается аналогией со скрытой выгодой или будущей задачей РП.

Для расстановки подлинной темы (РПТ) требуется всего три заместителя (с надлежащими формами диссоциации она относительно легко интегрируется в индивидуально-терапевтический контекст). Этот вид расстановки можно понимать как частичную расстановку тетралеммы или проблемы; основную идею поясняет следующая схематическая аналогия:

РПТ - Фокус Официальная тема Подлинная тема

ТЛР - Фокус Одно Ни то, ни другое

РП - Фокус Цель Будущая задача или (скрытая) выгода

Часто оказывается, что официальная тема клиента аналогична открытой лояльности по отношению к родителям, подлинная же тема - аналогична скорее скрытой лояльности по отношению к одному из родителей (структурный уровень меняется на СР!).

Расстановки религиозных полярностей (РРП) проясняют статус основных убеждений и «belief systems» в зависимости от ограниченных травматизациями доступов к основным религиозным позициям. Для этого мы используем возникшее во французской религиозной философии разделение основных убеждений по трем полярностям - любви, познания и долга (или порядка).

Эта форма расстановки, так же, как расстановка трансформации сути (РТС - форма расстановки, разработанная нами на основе восходящего к С. и S. Andreae и существенно модифицированного Зигфридом Эссеном метода трансформации сути в НЛП), оказывается особенно подходящей для того, чтобы продвинуться от формулируемых на языке к доречевым основам наших позиций, доступным скорее по телесным ощущениям.

В организационных расстановках (ОР) в используемой нами форме структурных расстановок применяются аналогии с образами семьи, ПР, РРП и аспекты ТЛР для системного консультирования предприятий и супервизии. При этом с помощью заместителей представляются как отдельные лица, так и коллективы, проектные группы, иерархические уровни, а также ценности и цели предприятия.

Организационные расстановки в узком смысле, где представляются частичные аспекты предприятия, могут давать указания на забытые перспективы и системные элементы, прекращать неправильное понимание последовательностей и принадлежности и показывать непризнание достижений и отдачи. Использование ПР в работе с организациями служит поиску ресурсов и интеграции, в то время как ТЛР могут применяться здесь скорее для разрешения конфликтов и обнаружения креативных условий контекста для новых решений. И, наконец, РРП в рамках ОР может служить для конструирования новых способов видения для фирмы и для ликвидации блокад, возникших вследствие проблематичной позиции по отношению к основным ценностям организации.

Организационные расстановки представляют собой особый случай смешанных символических расстановок, которые можно понимать как обобщение связи более абстрактных образов семьи с аспектами РП, РФЯС и ТЛР.

В расстановке классов знаков вместо темы клиента расставляются девять классов знаков по Чарльзу Сандерсу Пирсу и изменяются затем в образ-решение, где разные знаки находятся в хорошем контакте. При этом возникают интересные аналогии классов знаков, частей проблемы и семейных структур.

Силлогистические расстановки базируются на силлогистическом квадрате аристотелевской логики, то есть, в противоположность ТЛР, они используют стандартную логическую базовую структуру. Они служат прежде всего для выработки ощущаемого доступа к позитивным и негативным исключениям и обобщениям.

Политические расстановки, уже примерно с 1990 года используемые Зигфридом Эссеном, применялись нами, например, для рассмотрения югославского конфликта (1994). Эти расстановки находят применение в социально-психологической и педагогической сфере.

В супервизионных расстановках используется заместитель терапевта или консультанта, чье видение запроса его клиента становится здесь темой. В этих расстановках идет поиск надлежащей позиции консультанта по отношению к проблемной структуре клиента. Сам консультант рассматривается в расстановке как клиент.

В многоперспективных расстановках мы используем несколько «фокусов»; так, например, семья расставляется одновременно с точки зрения ребенка и одного из родителей, или проблема расставляется одновременно с точки зрения двух конфликтующих партий, например, в форме синхронной двойной тетралеммной расстановки. Здесь есть сходства с Paar-Parts-Party в духе Виржинии Сатир.

Расстановки решений, расстановки девяти полей и расстановки приближения к цели соединяют в себе методы расстановочной работы с идеями ориентированной на решение краткосрочной терапии по де Шазеру.

В основе расстановок конфликтов лежит концепция расстановок по недоразумению, которую мы используем для ответа на вопрос, почему в повседневной жизни постоянно не возникают эффекты, аналогичные расстановкам. Мы отвечаем на этот вопрос так: хотя такие эффекты и возникают постоянно, но они, как правило, нивелируются параллельным возникновением и отсутствием единого фокуса («шумы»). Но иногда контекстуальные условия в обычной жизни тоже заставляют человека оказаться на месте важного члена другой системы, что может привести к необъяснимому для всех участвующих лиц (и потому, как правило, быстро вытесняемому) поведению нескольких человек. Тогда расстановкой конфликта мы называем намеренную реконструкцию условий подобной расстановки по недоразумению; этот метод является в таких случаях действенным средством разрешения конфликта.

Наша концепция расстановки по недоразумению приводит к системно модифицированному пониманию проекции: вместо «структура А проецируется на структуру Б» в соответствии с этим должно быть: «другие, в особенности близкие люди втягиваются в пустые места вместо важных, часто исключенных лиц другой системы, которых начинают замещать».

В сценарных расстановках и тренинге креативности с помощью расстановок перестановки не ориентированы в первую очередь на решение. В гораздо большей степени они призваны показать множество верных осложнений экспозиции истории или динамики конфликта (ср.: Varga v. Kibed, 1997b).

Особое преимущество работы с помощью системных структурных расстановок обнаруживается в расстановках со сменой структурных уровней. Они были объяснены выше на многих примерах; центральная идея заключается здесь в том, что сходства структур отношений в различных системах допускают смену интенционального уровня значений репрезентации (системный резонанс). Так, например, можно исходить из проблематичной модели действий и оттуда перейти к структуре психосоматических симптомов или родительской семьи или дать проявиться аналогиям профессиональных и личных моделей проблем. Таким образом обнаруживается множество незамеченных путей учиться у самого себя.

3. Интервенции, системное и образ человека

В качестве форм интервенций внутри расстановочной работы мы различаем постановочную работу (добавление забытых частей, изменение расположения частей), диагностические тесты (перестановки для прояснения действующих в системе деструктивных динамик) и работу энергии, информации или процесса (усиление связей между частями через прикосновение или зрительный контакт; работа печали, возврат перенятых чувств, вины или заслуг; ритуальный диалог). Следует четко различать грамматику шагов этих форм интервенций (подробнее об этом, а также о перечисленных формах расстановки см. в: Sparrer u. Varga v. Kibed, 1996, 1997). Иерархия базовых принципов семейных расстановок, о переносе которых на несемейные контексты шла речь сначала, оправдана рассмотрением общих системных свойств. Так, примат равного права на принадлежность обеспечивает существование системы, поскольку исключение делает неясными границы системы. По аналогии с этим приоритет более поздней системы перед более ранней гарантирует возможность размножения данного вида систем. Признание более высокой степени участия важно для обеспечения «иммунных сил» системы в кризисных условиях (ср. также Sparrer u. Varga v. Kibed, Sparrer, 1997a, Varga v. Kibed, 1997).

В расстановочную работу могут быть интегрированы гипнотерапевтические и системные методы различных школ. На наш взгляд, мнимо резкое разделение различных терапевтических школ, называющих себя системными, можно преодолеть, если, с одной стороны, опробовать целесообразные сочетания форм разных школ и, с другой стороны, дать более широкое понятие системного вместо многих несовместимых характеристик. Мы предлагаем понимать системное как предикат смены аспекта; в соответствии с этим «системным» должен называться переход к позиции, где большая, чем раньше, область феноменов объясняется чертами общей динамики системного контекста, а не свойствами элементов системы (ср.: Varga v. Kibed, 1997a).

Помимо требований, исходящих из познаний семейной расстановки, системная структурная расстановка ведет еще и к измененному образу человека. Она показывает, как самые разные уровни человеческого опыта и поведения могут пониматься в резонансе с моделями семейных отношений, но также (за рамками семейно-ориентированной точки зрения) и то, как другие виды моделей отношений могут вести к резонансам такого рода. Кроме того, она показывает тот способ, которым (говоря словами Бубера) бессознательное находится не в нас, а между нами. Мы рассматриваем системные структурные расстановки как подход, базирующийся на уважительном обращении с системным восприятием и понимающий этот вид восприятия как ссылку на бессознательное между нами.

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

ОБ ОСНОВАХ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Заметки о философских основах и методических предпосылках системной работы методом расстановки. Маттиас Варга фон Кибед В этой статье я хотел бы ограничиться рядом тезисов, облегчающих понимание принципов системной работы методом расстановки (подробнее об этом в Sparrer u.

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

О КОНТЕКСТАХ И ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Как создать хорошие условия для семейной расстановки в группах? Петер Крайц Как и возникновение произведения искусства, семейная расстановка тоже представляет.собой комплексный процесс, который как целое больше, чем как сумма его частей.Профессиональные предпосылки,

Из книги автора

О технике семейной расстановки. Якоб Роберт Шнайдер В своем предварительном понимании техники мы рассматриваем ее как средство для осуществления поставленной человеком цели. Мы используем ее как инструмент в достижении какой-то определенной пользы. В условиях

Из книги автора

ОСОБЫЕ ТЕМЫ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Доступ через телесный уровень как помощь в семейной расстановке. Барбара и Ханс Эберхард Эбершпрехер Каждый, кто занимается семейной расстановкой, пытается комбинировать этот метод работы с теми подходами, которые он практиковал раньше. Так, существует опыт

Из книги автора

Нужна ли дополнительная работа после семейной расстановки? Хайди Байтингер Контекстуальные рамки дополнительной индивидуальной терапевтической работыКлиенты приходят ко мне с разными проблемами. Большинство записываются на семинары по расстановкам, которые я

Из книги автора

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

Из книги автора

Системный креативный тренинг: тетралеммные расстановки и работа методом расстановки с авторами сценариев. Маттиас Варга фон Кибед Область применения системных структурных расстановок (ср. Sparrer и Varga v. Kibed, 1997) выходит за рамки терапии и консультирования. Эти формы

Из книги автора

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ Связь Главное, что нужно сказать о связи, это то, что она существует, хотим мы того или нет. В момент зачатия между родителями и ребенком возникает связь. Связь с родителями сохраняется и влияет на нашу жизнь, даже если мы находимся

Из книги автора

Из книги автора

Процесс семейной расстановки Прежде чем объяснить, как проходит семейная расстановка, я хотела бы сказать несколько слов о смысле этого метода терапии. На первом месте стоит выявление системных переплетений. Затем следует процесс поиска решения. В идеальном случае на

Психологический метод немецкого доктора Берта Хеллингера заслужил признание специалистов разных направлений: педагогики, психотерапии, социологии, маркетинга. Уникальность заключается в простоте метода, способности находить корень проблем в различных сферах жизни человека, а также определять пути решения выявленных негативных состояний и ситуаций. Расстановки по Хеллингеру успешно используются в течение нескольких десятилетий. Однако данный метод имеет не только почитателей, но и противников, считающих, что система причиняет вред участникам программы.

Что такое системные расстановки

Учение представляет собой эффективную практику, которая введена в 1925 году немецким философом и психотерапевтом Бертом Хеллингером. Системные расстановки – это умение чувствовать, «сканировать» энергетическое и информационное поле проблемной ситуации. Метод Хеллингера основывается на врожденной способности людей ощущать. Ее доказательством являются наши чувства после случайных встреч с людьми. Некоторые пробуждают в нас исключительно положительные эмоции, после общения с другими хочется принять душ и смыть с себя негатив и раздражение.

Расстановки по Хеллингеру предполагают работу с группой людей. Каждый участник должен использовать природную способность «чувствовать» людей и проблемную ситуацию, которая была задана руководителем. Как правило, люди с легкостью считывают информацию о сложностях в разных сферах жизни у главного участника (человека, проблема которого прорабатывается).

Каждый из нас является взаимодополняющей частью единой системы. Люди связаны родовыми программами, семейными отношениями, религией, национальными традициями, дружескими связями, бизнес партнерством. Мы оказываем влияние и зависим друг от друга, ищем взаимопонимания и любви, однако среди огромного количества людей нередко чувствуем себя одинокими. Это самоощущение продиктовано состоянием оторванности: человек превозносит страдания и боль, собственную исключительность.

Установка Хеллингера служит простым методом, помогающим людям осознавать общность их проблем. С помощью расстановок участники программы могут избавиться от множества надуманных проблем, ментальных убеждений, раскрыв их первопричины. Как правило, ими являются разрушающие семейные программы и незаконченные проблемные ситуации в семье, оказывающие отрицательное влияние на судьбу человека. С помощью расстановок Хеллингера возможно раскрыть первопричины:

  • заболеваний (наркомании, алкоголизма, генетических болезней);
  • сложностей в семейных отношениях, во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • разных фобий, депрессии, приступов паники;
  • бездетности (если нет бесплодия);
  • проблем в бизнесе;
  • нереализованности в жизни.

Какие бывают расстановки по методу Берта Хеллингера

Психологическая консультация, основывающаяся на любом подходе (классическом или системном), начинается с выявления проблемы клиента. На этом этапе специалист определяет, какой метод расстановки лучше применить. Система Хеллингера подразумевает несколько основных видов: семейные, структурные, организационные, клиентские и духовные расстановки. В чем их особенности и отличия?

Семейные

Вид расстановки подразумевает работу с семейными проблемами. Семейные расстановки по Б.Хеллингеру включают проработку внутриличностных конфликтов, родовых посланий, отрицательно влияющих на жизнь человека. Специалисты убеждены, что трудности многих клиентов объясняются травмами, которые были перенесены в границах семейной системы в прошлом. Проблемы нередко связаны со сбоем порядка иерархии или принципа «брать-давать» (желание родителей брать у детей, осознание детей своего превосходства над родителями и подобных).

Берт Хеллингер считал, что семейные травмы – главная причина любых проблем со здоровьем, в личной жизни или материальной сфере. Психотерапевт убежден, что корнем любой проблемы служит желание вычеркнуть (забыть) участников семейной травмы – как виновников, так и жертв. Это стремление исключить из памяти случившееся становится «возбудителем» разных проблемных ситуаций и неправильных ментальных программ у последующих поколений рода. Метод расстановок по Хеллингеру помогает отыскать скрытые причины нездорового состояния клиента и освободиться от них.

Структурные

Данный вид расстановок Хеллингера помогает наладить такие сферы жизни, как работа, финансы, болезни, избавиться от страхов. Метод чрезвычайно эффективен, если нельзя логически обосновать причину повторения одной и той же проблемы. Структурные расстановки помогают добывать глубинные причины проблемных ситуаций на уровень сознания. Программа подразумевает трансформацию человека – это позволяет ему самостоятельно меняться на глубинном уровне.

Организационные

Предназначены для решения проблем среди участников трудовых коллективов. Специальные области применения программы – это работа с бизнес-консультантами, авторами сценариев, научными работниками. Организационные расстановки методом Хеллингера подразумевают «проигрывание» ролей, главных черт характера, конкретных историй. Целью метода является сплочение коллектива для увеличения продуктивности работы команды или урегулирование внутренних конфликтов. Приоритетом организационных расстановок становятся сами работники, их общность.

Клиентские

Расстановки по методу Хеллингера направлены на людей, профессии которых подразумевают оказание помощи другим (врачи, социальные работники, психологи, учителя). Данный вид программы помогает рассмотреть взаимоотношения между помощниками и принимающими помощь. Посредством клиентских расстановок возможно увидеть, насколько эффективна эта поддержка, какие мотивы движут помогающим и, по желанию, скорректировать их.

Духовные

Учение позиционирует дух как то, что стимулирует развитие. Данная расстановка по методу Хеллингера определяет терапевта и участников инструментами для проявления духа. Методика несколько противоречит терапевтическим расстановкам, где основная роль отведена терапевту, ищущему решение проблемы клиента. Система не использует понятия «проблема» и «решение». Духовные расстановки рассматривают ситуацию посредством свободного движения сознания.

Законы порядка любви

Семейный метод расстановок основан на двух главных понятиях – совести и порядка. Психотерапевт в личной философии опирается на аспект совести, которая выступает анализатором и «органом равновесия» человека. Система будет работать хорошо только если совесть спокойна – тогда присутствует внутренняя уверенность, что семейная жизнь сложилась. Встревоженность означает, что человек не может больше принадлежать системе. Это понятие является детектором степени внутреннего равновесия.

Хеллингер делит совесть на бессознательную и осознаваемую. Если индивидуум поступает в согласии с последней, он нарушает правила бессознательной. Так, осознаваемая совесть дает нам оправдания, а бессознательная заставляет ощущать вину. Психотерапевт говорит, что конфликт между ними часто служит причиной проблем в семье. Отношения мужа и жены при таком конфликте будут разрушаться даже при наличии сильной любви.

Многие люди уверены, что установленные семейные порядки могут меняться под их влиянием или что над ними легко одержать верх, прилагая определенные усилия. Однако любовь не способна дать порядок, поскольку последний служит основополагающим принципом, а любовь – это лишь составляющая порядка. Так, любовь формируется исключительно внутри какого-либо порядка, а изменить его посредством собственных усилий невозможно.

Как проводится системная расстановка

Групповая терапия предполагает работу с каждым участником, которая может длиться от 30 до 90 минут. Продолжительность системной расстановки определяется в зависимости от количества запросов. Человек, проблема которого прорабатывается, сам определяет, кто из группы будет играть роли членов его семьи. К примеру, женщина, которая имеет проблемную ситуацию с мужем, выбирает участников на роль себя и супруга. Клиентка, под руководством собственных представлений и чувств, согласно инструкциям психотерапевта, расставляет участников по комнате.

В ходе программы происходят удивительные вещи: «заместители» (они же участники) на собственном опыте проживают чувства и эмоции членов семьи, роли которых выполняют. Так, незнакомые люди погружаются в ситуацию настолько глубоко, что могут ясно выразить происходящие с кем-то ситуации. Благодаря этому эффекту нет необходимости много рассказывать о событиях, которые происходили в семье клиента.

В чем опасность метода

Каждая профессия в определенной мере связана с опасностями. К примеру, непрофессиональный водитель может сбить пешехода, неопытный адвокат лишит человека свободы, неквалифицированный врач даст болезни убить пациента. По причине отсутствия опыта или низкой квалификации психолога клиент может потерять личностную целостность или психическое здоровье. В руках непрофессионала будет опасна даже психологическая работа.

Польза метода расстановок непосредственно связана с профессионализмом ведущего. Только опытный специалист определит, какой вариант системы лучше подходит к применению для конкретной личности, а какой может причинить вред или окажется бесполезным. С помощью расстановок по методу Хеллингера участники соприкасаются с личностями других людей, вживаясь в роли. Руководство психотерапевта делает процесс безопаснее для «актера», который без негативных последствий выйдет из заданной роли.

Особенности обучения методике

Школа расстановок заинтересует начинающих или практикующих психологов, семейных врачей, психотерапевтов, соцработников, педагогов и всех, кто работает с людьми. Основные методы обучения, которые используются в программе, включают теоретическую и практическую часть. Первая подразумевает изучение основ расстановки, чтение философских заметок, рассмотрение методических и морфогенетических предпосылок системы. Практическая часть содержит анализ конкретных ситуаций и работу посредством метода семейной расстановки.

В ходе курса обучения слушатели знакомятся с психологическими и философскими учениями метода расстановок. Учащиеся узнают о базовых предпосылках системы, к примеру, положительных условиях для развития здоровых семейных или рабочих отношений. Во время обучения рассматривается, как складываются или разрушаются любовные взаимоотношения. Участники курса могут изучать собственные проблемные ситуации сквозь призму расстановок Хеллингера и увидеть методы их решения.

Видео про системные расстановки по Хеллингеру

Современные психотерапевты убеждены, что метод максимально ценен в практике, а не теории. Однако чтобы достичь наилучших результатов групповой работы по расстановкам, нужно понять, в чем заключаются основные понятия и принципы системы. С помощью видео, размещенного ниже, вы получите базовые знания и представления о психологическом методе Хеллингера.

- это особая форма психологической работы, направленная на разрешение ваших проблем и повышение качества вашей жизни. Эта форма психологической работы создана для здоровых людей. В процессе психологического консультирования Вы сможете выявить и осознать причины Ваших жизненных неурядиц, нейтрализовать их, увидеть выход из сложной жизненной ситуации и получить ресурс для дальнейшей жизни. Визиты к психологу уже стали неотъемлемой нормой жизни благополучных людей.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8-916-099-54-93 (мтс), e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , скайп: nataalisa777

Я провожу

индивидуальные и семейные психологические консультации

на темы:

Отдельно хочу выделить тему, с которой я работаю:

Любовная зависимость

По этой теме проводится индивидуальная и групповая работа.

В особо сложных случаях мы прибегаем к помощи врача-психотерапевта

Психологическое консультирование рассчитано на 5 - 10 встреч. Оно характеризуется индивидуальным подходом к клиенту и конфиденциальностью. Глубинная проработка проблемы требует более длительной работы.

В своей работе я интегрирую различные психологические подходы. Я использую методы гештальтподхода, краткосрочной психотерапии, техники восточной версии НЛП (Ковалев С.В.), методы трансмодальной субъектной психотерапии, метод системных семейных расстановок.

Отдельно хочу выделить метод символдрамы (метод направленного воображения), который я очень люблю. Этот метод приятен для клиента, позволяет проработать бессознательные комплексы и получить ресурс. Также он развивает воображение и активизирует творческие способности. Жизнь начинает незаметно меняться. Этот метод хорошо работает как с детьми, так и со взрослыми.

Для того, чтобы работать методом символдрамы, не обязательно иметь четко сформулированный запрос. Возможно, в вашей жизни что-то не ладится, Вы чувствуете себя некомфортно, но не понимаете, что происходит. С помощью этого метода Вы можете за 15-20 встреч проработать безсознательные причины вашего дискомфорта, улучшить ваше эмоциональное состояние и получить доступ к ресурсам вашего безсознательного.

Метод системных семейных расстановок по Б.Хеллингеру я использую в индивидуальном консультировании и в групповой терапии. Этот метод позволяет найти родовые корни ваших личных проблем и проработать их.

помогает проработке проблем, связанных с общением, построением межличностных отношений, разрешению конфликтов, проблем одиночества, страхов, повышенной тревожности. Хорошие результаты дает групповая работа при работе с эмоциональной (любовной) зависимостью от партнера и созависимостью.
В группе создается атмосфера принятия. Проводится групповая работа с индивидуальными запросами участников группы. Участники группы получают эмоциональную поддержку и обратную связь, а также новые возможности в разрешении своей жизненной ситуации. Это помогает обрести уверенность в себе, избавиться от одиночества, найти себя.
В групповой работе используются все психологические подходы, перечисленные выше .