« М. И. Цветаева »
Задание 1
Марина Цветаева оказалась в эмиграции:
1. По политическим соображениям.
2. В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.
3. По другим причинам.
Задание 2
Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила:
1. Любовь к природе»
2. Приверженность идеалам Белой армии.
3. Любовь к мужу Сергею Эфрону.
Задание 3
Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:
1. Воспевание женской доли и женского счастья.
2. Отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.
3. Стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном.
Задание 4
М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе относит она себя:
1. Поэты с историей, «стрелы», т. е. мысли поэта отражают изменения мира.
2. Поэты без истории, чистые лирики «круга», поэты чувства, погруженные в себя, отстраненные от кипучей жизни и исторических событий.
Задание 5
Марина Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства - всегда одни. У чувств нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испытать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».
М. Цветаева считала себя:
1. «Чистым лириком».
2. «Поэтом времени».
Задание 6
Для М. Цветаевой было характерно:
1. Ощущение единства мыслей и творчества.
2. Отчужденность от реальности и погруженность в себя.
3. Романтическая отвлеченность от реальности.
4. Отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира.
Задание 7
Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:
1. Нет. 2. Да.
Задание 8
В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вызов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:
«По улицам оставленной Москвы
Поеду - я, и побредете вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, -
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон».
Задание 9
Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:
1. В противопоставлении себя - русской всему нерусскому.
2. В противопоставлении себя Советской России.
Задание 10
Инверсия, используемая М. Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Подчеркните пример инверсии:
«Кроваво-серебряный, серебро-
Кровавый след двойной лия,
Вдоль обмирающего Гебра -
Брат нежный мой! Сестра моя».
Задание 11
Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:
1. А. А. Блоку.
2. А. А. Ахматовой.
3. А. С. Пушкину.
Задание 12
Кому из поэтов посвящены эти строки:
«В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
… - и сердце свое в придачу».
1. А. А. Блоку.
2. А. С. Пушкину.
3. А. А. Ахматовой.
Задание 13
Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенные отрывки:
«Умирая, не скажу: была,
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных».
«Птица-Феникс - я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет мне ночь - светла!»
1. Тема поэта и поэзии.
2. Тема природы.
3. Интимная лирика,
«Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене -
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели».
1. Анна Ахматова.
2. Борис Пастернак.
3. Осип Мандельштам.
4. Николай Гумилев.
Ответы к тесту «М.И.Цветаева»
11 класс Тест « С. А. Есенин »
Задание 1
Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевым» словом:
1. Символ.
3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила.
4. Будущее.
П акмеизм П футуризм П имажинизм и символизм
Задание 2
« Какому литературному течению был близок С. Есенин:
1. Символизму. 2. Акмеизму. 3. Имажинизму. 4. Футуризму.
Задание 3
Наиболее важную роль в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:
1. Образ луны и солнца.
2. Пространственный образ земли.
3. Образ движущегося времени.
4. Образ (пути) дороги.
Задание 4
Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С. Есенин создает образ природы:
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
1. Эпитеты.
2. Метафора.
3. Сравнение.
4. Метафористическое сравнение.
Задание 5
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:
1. «Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари».
2. «Синь то дремлет, то вздыхает».
3. «Как сережки, зазвенит девичий смех».
4. «…В водах лонных звенящая борозда».
5. «…Звонко чахнут тополя».
П олицетворение
П звукопись
П эпитеты
П метафорические сравнения
П метафоры
Задание 6
С. Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза - это:
1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста.
3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.
Задание 7
Поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству М.И.Цветаевой
11 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
Тесты по творчеству М.И.Цветаевой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.
К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Вариант I. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой
Основателем какого музея был отец М. Цветаевой: А. м узея изобразительных искусств в Москве, Б. Русского Музея в Санкт-Петербурге, В. Третьяковской галереи
Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала: А. воспевание женской доли и женского счастья, Б. отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность, В. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном
Для М. Цветаевой было характерно: А. ощущение единства мыслей и чувства творчества, Б. отчужденность от реальности и погруженность в себя, В. отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира
Лирический герой М. Цветаевой тождественен личности поэта:
А. да, Б. нет
Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:
А. в противопоставлении себя, русской, всему нерусскому, Б. в противопоставлении себя Советской России, В. в непонимании и непринятии революции
Кому из поэтов «серебряного века» посвящает цикл стихотворений М.Цветаева: А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Кому из поэтов посвящены строки «В певучем граде моем купола горят. / И Спаса светлого славит слепец бродячий. / И я дарю тебе свой колокольный град, / ..! и сердце свое в придачу»:
А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок: «Умирая, не скажу: была, / И не жаль, и не ищу виновных. / Есть на свете поважней дела / Страстных бурь и подвигов любовных» :
А. теме природы, Б. интимной лирике, В. к теме поэта и поэзии
Марина Цветаева оказалась в эмиграции: А. по политическим соображениям, Б. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию, В. по другим причинам
Марина Ивановна Цветаева: А. умерла от неизлечимой болезни, Б. была убита во время Великой Отечественной войны, В. покончила жизнь самоубийством
Укажите, какому литературному направлению принадлежало творчество Цветаевой: А. акмеизм, Б. футуризм, В. вне течений
Вариант II. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой
«Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.)
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
2. Ведущей темой стихотворения является тема: 1) любви и долга, 2) родины и судьбы, 3) природы и человека, 4) поэта и его судьбы
3. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное в поэтической строке «Пробьется мое своеволье»: 1) метафора, 2) метонимия, 3) сравнение, 4) эпитет
4. В чём особенности композиции данного стихотворения:
1) кольцевая, 2) циклическая, 3) зеркальная, 4) без особенностей
1) видит свою связь с прозаической землей, 2) сопоставляет себя с пеной морской,3) прислушивается к мнению окружающих, 4) думает о смерти
6. Стихотворение вошло в сборник: 1) «Вечерний альбом», 2) «Волшебный фонарь», 3) «Стихи к Блоку», 4) «Версты»
7. Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская!»: ___________
8. Назовите риторический вопрос, выражающий сомнение лирической героини: ________________
9. Как называется синтаксический прием, использованный в строчке «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети…»: _________________
10. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________
КЛЮЧ: 1Вариант III. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой
«Откуда такая нежность» (1916 г.)
Откуда такая нежность?
Не первые - эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих.
Всходили и гасли звезды,
Откуда такая нежность?-
Всходили и гасли очи
У самых моих очей.
Еще не такие гимны
Я слушала ночью темной,
Венчаемая - о нежность!-
На самой груди певца.
Откуда такая нежность,
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий,
С ресницами - нет длинней?
1. К какому типу лирики относится данное стихотворение:
1) пейзажная, 2) патриотическая, 3) любовная, 4) гражданская
2. Ведущей темой стихотворения является тема:
1) любви, 2) родины, 3) природы, 4) свободы
3. Как называется синтаксическое средство, использованное в строке «Откуда такая нежность?»: 1) риторический вопрос, 2) анафора, 3) антитеза, 4) синтаксический параллелизм
4. Какая строфа состоит только из риторических вопросов:
1) первая, 2) вторая, 3) третья, 4) четвёртая
5. Лирическая героиня стихотворения:
1) равнодушна к любви, 2) не понимает причины нежности возлюбленного, 3) боится потерять возлюбленного, 4) мечтает о новой любви
6. Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («Всходили и гасли очи / У самых моих очей»): _________________
7. Назовите строку, которая раскрывает особенности восприятия лирической героини: ________________
8. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «отрок лукавый», «певец захожий»: _________________
9. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________
10. Кому посвящено данное стихотворение: _________________
КЛЮЧ: 1Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.
М. И. Цветаева Тест
Задание 1
Марина Цветаева оказалась в эмиграции:
- По политическим соображениям.
- В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда
в послереволюционную Россию. - По другим причинам.
Задание 2
Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила:
- Любовь к природе.
- Приверженность идеалам Белой армии.
- Любовь к мужу Сергею Эфрону.
Задание 3
Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:
- Воспевание женской доли и женского счастья.
- Отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.
- Стремление поэта быть носителем идей
времени, его политическим трибуном.
Задание 4
М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе относит она себя:
- Поэты с историей, «стрелы», т. е. мысли
поэта отражают изменения мира. - Поэты без истории, чистые лирики «круга», поэты чувства, погруженные в себя, отстраненные от кипучей жизни и исторических событий.
Задание 5
Марина Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства - всегда одни. У чувств нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испытать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».
М. Цветаева считала себя:
- «Чистым лириком».
- «Поэтом времени».
Задание 6
Для М. Цветаевой было характерно:
- Ощущение единства мыслей и творчества.
- Отчужденность от реальности и погруженность в себя.
- Романтическая отвлеченность от реальности.
- Отражение в поэзии мыслей, связанных
с движением времени и изменением мира.
Задание 7
Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:
1.Нет.
2. Да.
Задание 8
В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вызов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:
«По улицам оставленной Москвы
Поеду - я, и побредете вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, -
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон».
Задание 9
Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:
- В противопоставлении себя - русской всему нерусскому.
- В противопоставлении себя Советской России.
Задание 10
Инверсия, используемая М. Цветаевой в сти-хотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Подчеркните пример инверсии:
«Кроваво-серебряный, серебро-
Кровавый след двойной лия,
Вдоль обмирающего Гебра -
Брат нежный мой! Сестра моя».
Задание 11
Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:
- А. А. Блоку.
- А. А; Ахматовой.
- А. С. Пушкину.
Задание 12
Кому из поэтов посвящены эти строки:
«В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
И сердце свое в придачу».
- А. А. Блоку.
- А. С. Пушкину.
- А. А. Ахматовой.
Задание 13
Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенные отрывки:
«Умирая, не скажу: была,
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных».
«Птица-Феникс - я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет мне ночь - светла!»
- Тема поэта и поэзии.
- Тема природы.
- Интимная лирика.
Задание 14
«Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене -
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне. Лицом повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели».
- Анна Ахматова.
- Борис Пастернак.
- Осип Мандельштам.
- Николай Гумилев.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ