Сценка за двумя зайцами. Хаджийский Денис Евгеньевич

«За двумя зайцами» . «Разрешите поздравить»

Шум скандала из-за ширмы выбегает Проня.

Проня: Тьфу, на вас. Обойдусь без вашей вчёности, шоб таки умницы-красавицы, да голову сибе забивали! Химион!!! Химка!!! Зараза, где тебя черти носят?

Химка: Туточки я, барышня. За хлебом бегала.

Проня: Догнала?

Химка: А як же. А вас опят с ученья попёрли, га?

Проня: Не гакай!

Химка: Я не гавкаю.

Проня: молчи.

Химка: молчу.

Проня6 иди.

Химка: Иду. Токмо вы уж не забудте, панночка, шо там у вон люди прышли и праздник у них. А вы эта… как бишь, Конферансья.

Проня: Шо?

Химка: Шо-шо! Тётка ваша, Секлета Лемериха казала, шоб вы праздник вылы. А ще велела пэрэдать, шо вы подлюка.

Проня: Шо?

Химка: Да шо вы шокаете? У вас русский язык первый.

Проня: Ты шо, дурноголовая, ко мне сейчас пан Голохвастов явится предложение делать.

Химка: А какое предложение, сложносочинённое или сложноподчинённое?

Проня: Сгинь, дурында, нешто я изячно выразиться не смогу. (Пробует) Нет! Лучше напишу. Письменно у меня завсегда лучше получалось.

Химка: Знамо дело. У вас даже дедушка, Прокоп Фомич, 5 раз завещание переписывал.

Проня: А нечего было на учителке русского языка жениться. (Пишет) Так, сегодня праздник, учителя одыхают.

Химка: Ошибка там.

Проня: Где?

Химка: Да в глаголе.

Проня: Тут нет глагола.

Химка: Как же ш?

Проня: Так же ш! Глагол отвечает на вопрос «Что делать?». А учителя ничего не делают. Они ОДЫХАЮТ. Итак, учителя русского одыхают, а исполнители русского работают,… смотрим.

БАРЫНЯ.

Химка: Там под забором паныч стоит вже давно, говорит, что к вам, а на него собаки так и брэшут, так и брэшут.

Проня: Так это ж Свирид Петрович Голохвастов. Как принять? Сидя… стоя… лёжа. Шо стоишь, дурра, проси.

Химка: Барыня ляглы и просют.

Голохвастов: Мой нижайший поклон тому, кто в этом дому, а наперёд всего вам, Проня прокоповна. Горю, пылаю от счастья, шо вижу вас на собственной канапе. Сердце моё от чувств так и шкворчит.

Проня: Ах, Сверид Петрович, сердце слева.

Голохвастов: Ах, Проня Прокоповна, вы така учёна, шо сдаётся мне мы с одного класса.

Проня: Одиннадцатого.

Голохвастов: Нет. Млекопитающих.

Проня: Ох, Свирид Петрович, от ваших слов мне как-то конфузливо. Потрудитесь объявить номер для биологии.

Голохвастов: Любезная Проня Прокоповна, труд сделал из обезьяны человека, а из лошади – транспорт. Тут уж как повезёт. Потрудитесь сами.

Проня6 А я, Сверид Петрович, всегда мечтала стать гусеницей. Представляете: ешь-ешь-ешь. Потом закутываешься, спишь-спишь-спишь….. Просыпаешься – красавица!

Голохвастов: Красавица моя, поползли.

СТИХИ О ЖИВОТНЫХ.

Химка: Проня Прокоповна, шампанское подавать? Уж я его грела, грела… шо мне с ним делать.

Голохвастов: Как говорил мой учитель химии, если вы не знаете, что делаете, делайте это осторожнее. Да. Химия это вам не абы - кабы, а я бы даже сказал кабы- абы! Вот если вы не вчёный, так вы скажете, что человек – он и есть человек. Тогда как вчёный знает, что человек на 70% состоит из воды. А огурец на 90% состоит из воды. Так шо несложно подсчитать, что человек на 50% - огурец!

Химка: Да как панычю не знать химию, он же ш цирульник.

Проня: Фи, Химка, пиликмахэр! Он мне давеча делал химию.

Химка: Шо, букли закручивал?

Проня: Нет, задачки решал. Пошли ужо.

Химка: Кудой?

Проня: Тудой. Букли раскручивать.

ВОСТОЧНЫЙ

Проня: Ох, Сверид Петрович, сколько у нас ещё номеров?

Голохвастов: Не могу знать, Проня Прокоповна, у меня математика хромает.

Проня: А у меня так вообще не ходит. Парализована на веки вечные.

Голохвастов: Да просто назовите самое красивое число.

Проня: 486000

Голохвастов: почему?

Проня: Потому, что 90*60*90 =486000

Голохвастов: Ах. Проня Прокоповна не ходите в математики. Они столько тетрадей проверяют, у них столько дополнительных обязанностей, шо дома у них шкварчят прямо шекспировские страсти. Смотрим.

ОТЕЛЛО 10 кл.

Секлета: Эх, ну здравствуй, племянница!

Проня: О! Принесла нелёгкая. Шо вы тут расселися, как у себя на базаре? У меня тут торжественное мероприятие. Шо там у вас?

Секлета: Так яблочки же ш! Я яблочки продаю, с того и живу. Хошь яблочку. Дурында, они у меня знатные, хряснут в лоб и сразу ты вчёна-привчёна, как этот, как его… Ньютон.

Голохвастов: Всякому невчёному мужечью, может, не известно, что закон всемирного притяжения до Ньютона много раз открывали. Только до этого людям на голову предметы потежельше падали.

Секлета: Во, паныч! А пошли кА до меня, раз такой вчёный. Моей Галке надо розетку под компьютер воткнуть.

Голохвастов: А пойдёмте. Ох, Секлета Филиповна, меня так и тянет к вашей Гале

Проня: Шо?

Голохвастов: Ну, типа, пообщятся с положительным человеком.

Секлета: Да уж, моя Галка така положительна. Така положительна…

Голохвастов: Ну, так я и говорю.

Секлета: А ежели тебя, паныч, к положительным тянет, стало быть, ты – отрицательный. Иди номер объявляй, вундеркинд.

СЦЕНКА « ОПЯТЬ ПЯТЁРКА»

Голохвастов: Проня Прокоповна, знаете ли вы что-нибудь о Панамском канале?

Проня: Нет. У нас телевизор такого канала не ловит.

Голохвастов: Жаль, а то я хотел пригласить вас в Латинскую Америку.

Проня: А где эта страна находится?

Голохвастов (поёт): Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек. Я другой такой страны не знаю….. Потому что 2 у меня по географии. А у нас латино-аргентино-бразильский сериал «Просто Мария»

Проня: Про любовь?

Голохвастов: Ну, разумеетеся.

Проня: Я страсть как люблю про любовь.

ПРОСТО МАРИЯ

Химка: всё, не могу больше! Химка туда, Химка сюда. Это ж крепостное право какое-то.

Секлета: Химка, да плюнь ты. Крепостное право в 861 году отменили.

Химка: Да вы шо!? (достаёт учебник) Где ж тот параграф? Э-э, а кто тут страницу выдрал?! Проня Прокоповна!!! Ну, подлюка, держись… Панычка!

Секлета: Панычка помэрла. А кто старое помянет. Тот историк! А для историков танцуют крепостные девки боярыни Толмачёвой из имения «Жемчужина»

За двумя зайцами» (сценарий фильма был написан по пьесе украинского классика Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожемяках») – лучший пример экранизации
классического литературного произведение. Режиссеру и сценаристу Виктору Иванову удалось не только осовременить материал, подчеркнуть в нем все самое-самое. В результате картина стала не просто культовой – она оказалась поистине бессмертной.

Роль Свирида Голохвостого, блистательно исполненная Олегом Борисовым, успевшего сняться к тому времени в дюжине кинолент, открыла актёру дорогу ко всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта.


В фильме также сыграли Маргарита Криницына, за которой роль Прони Прокоповны надолго закрепила амплуа характерной комедийной актрисы;
«За двумя зайцами» любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Дайте мне его хоть за горло подержать!», «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман», «В груди моей Везувий так и клокотИт!»


Широкая публика о талантливом мастере, режиссере В.Иванове, практически ничего не знала: он всегда оставался за кадром, был не угоден советским чиновникам от культуры, которые не давали ему снимать.
«Ваша папироска шкварчит!». Разобранная на цитаты украинская комедия могла и не увидеть свет. Пьесу долго не разрешали экранизировать. Режиссер Виктор Иванов пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК заявил: картина будет высмеивать стиляг - с ними как раз начали бороться в СССР. Благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна вышли на широкий экран. Фильм, заставляющий смеяться уже несколько поколений, снимался долго и тяжело. Творческие споры накаляли обстановку так, что на площадку вызывали «скорую».

Оператор Вадим Ильенко вспоминает фантастическую требовательность режиссера. Актриса Крыницына, игравшая Проню, рыдала едва ли каждый день.

- Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся - человек был отходчивый. И она продолжала работать.
Олег Борисов, воплощавший образ Голохвастова, после очередного пике с режиссером остановил процесс съемок.
Вадим Ильенко, оператор-постановщик хф «За двумя зайцами»:
- «Я сниматься больше не буду» - Заявил Олег и написал заявление о том, что он отказывается от съемок. Начался скандал большой. Полфильма ведь уже было снято!


Пример беспредельной экспансивности и возбудимости Иванова, который часто вспыхивал как спичка и доводил себя до экстаза, иногда кончавшегося обмороком (друзья в шутку называли его «псих без отрыва от производства») : работа шла над сценой, когда главного героя перебрасывают через забор на улицу.

«За двумя зайцами»
Актёр Олег Борисов, игравший эту роль, поинтересовался, как всё это будет совершаться в кадре.
- А очень просто, - загорелся режиссёр. - Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют… «Хлопцы подобраны, что надо. Такие куда угодно закинут!» - оценил их актёр и предупредил во всеуслышание:
- Там же булыжная мостовая. Можно по-настоящему зашибиться.
- Ничего, - вдохновенно успокоил его режиссёр. - Перевернёшься в воздухе, как кошка, и всё…
- Покажите! - подхватил его задор Борисов.
- А ну, берите меня, - в запале приказал режиссёр статистам, - швыряйте!

Воля его была выполнена и, перелетев забор, режиссёр приземлился на мостовую как раз не тем местом, каким хотел…
После этого инцидента, как только режиссёр впадал в очередной раж, актёр произносил оказавшееся магическим:
- Покажите!


Группа жила, как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Ему, выпускнику ВГИКа, талантливому ученику Эйзенштейна, не угождавшему начальству, нужно было сделать все безупречно - ведь снимать давали так редко!
Елена Иванова, внучка Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
- Он на ходу придумывал невероятные истории, изобретал новые слова, каламбуры: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» - всего это вы не найдете в тексте Старицкого. Это придумано и дописано в сценарий Ивановым.

- Іванов хотів, щоб був великий кадр, щоб не зупиняти камеру. Знайдена була оця ритміка.
Ныне прима львовского театра Заньковецкой, Таисия Литвиненко тогда, в 61-м, отказалась играть Проню. Думала - проходная комедия, и выбрала роль служанки Химки - меньше актерских трудодней.

Таисия Литвиненко, народная артистка Украины:
- Я прокинулася знаменитою, да!
Эта второстепенная роль стала для нее едва не лучшей в кино. Фильм вообще многих сделал звездами. А того, кто их зажег, даже не похвалили. Зрители штурмовали кинозалы, а критики признали картину худшим фильмом 61-го года!


Сын режиссера вспоминает, как угнетало это отца.
Михаил Иванов, сын Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
- Він якось сказав мені похмуро: «Я не маю радості від життя». Це сказав комедіограф!
Пока картина собирала призы на фестивалях, Иванова методично вытесняли из кинематографа. Так и не сняв десятка задуманных фильмов, он перенес два инфаркта и умер. Не узнав о том, что комедия «За двумя зайцами» получит Государственную премию спустя 40 лет после выхода в прокат. Худший фильм 61 года продолжает покорять зрителей!
Самое начало биографии Борисова словно списано из какого-нибудь «Ребенка Розмари». Дело в том, что в роддоме его подменили: мать, раздев ребенка дома, обнаружила вместо сына девочку. Пошла в слезах обратно: «у моего на лбу зеленочка». «Тут у всех зеленочки», – резонно отвечали врачи. Она показывала бутылочку, какие-то метрики.


Наконец, кое-как упросила врачей поменять девочку на мальчика. Какого-то мальчика выдали, но предупредили: «назад не приноси, не примем.» Никто – и прежде всего сам Альберт, будущий Олег Борисов – не знал, кто он такой на самом деле. Может быть, именно это позволило ему так легко перевоплощаться в других людей, а самой звёздной ролью в его биографии, несмотря на другие его отличные роли в кино, так и осталась роль прохиндея-цирюльника.
Самым важным в работе над любым фильмом - выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко,прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной», Рощина в первой экранизации «Хождения по мукам».


Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы имени Л. Украинки Олег Борисов, но сделано это было скорее для проформы - ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет. Это попадание точное.
На роль Прони Прокоповны претенденток было очень много, на пробы приезжали актрисы со всего Советского Союза, на эту роль пробовались и Майя
Булгакова (кстати, именно Криницина посоветовала ей поехать в Киев), и актриса киевского театра Русской драмы имени Л. Украинки Вера Предаевич.
Но все они, по воспоминаниям Маргариты Кринициной, клеили себе огромные носы и вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало исполнительниц естественности. Время шло, а главной героини не было. Что касается самой Кринициной,то,возможно, в глубине души она и мечтала об этой роли, но запрещала себе даже думать о ней.

Во-первых, не думала, что молодую актрису предпочтут маститым. А во-вторых, хоть пьесу она и знала (ее играли во ВГИКе), но была уверена: украинскую классику должна играть украинская актриса, а не сибирячка из Москвы. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Во всяком случае
с Кринициной все именно так и произошло.
Однажды она шла по коридору Киностудии имени А. Довженко, когда внезапно распахнулась дверь и режиссер картины Виктор Михайлович Иванов сказал: «Рита, куда ты идешь? Пойдем со мной, нужно подыграть на пробах». В тот раз пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, сыгравшие впоследствии родителей Прони.

Это была та самая сцена, в которой героиня переодевает их перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок, и одягайте чепчика!» Это были всего лишь пробы, к тому же пробовали не ее, а других артистов,поэтомугримироваться Криницина не стала – просто надела платье и


Опять-таки по причине своей абсолютной личной незаинтересованности Криницина почти не волновалась, поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное, безумно смешно - съемочная группа так и покатилась со смеху.
Особенно в образе Кринициной-Прони Иванову понравился сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил актрису… улыбнуться, и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. В общем, сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!
Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело - это прежде всего тяжелый труд. Актёрам сильно доставалось от крутого нрава режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Кринициной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!»


Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!» Вспоминала Маргарита Васильевна и то, как увлеченно Иванов работал над картиной: показывал актерам, как сыграть ту или иную сцену, потрясающе и с фантазией выстраивал мизансцены.
Похоже, только он знал, что снимает настоящий шедевр… Съемки проходили как в павильонах киностудии, так и на киевских улицах, в весьма
похожей на декорацию исторической части города. Правда, если присмотреться повнимательней, можно увидеть и панельные пятиэтажки на днепровских склонах, и катера (кстати, один из них – явно с красным флагом) на Днепре, но любящие картину зрители уже 50! лет не обращают на это внимания.


На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастого и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли.
Промучавшись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в него шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылке отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.


Не менее смешная история произошла и во время озвучивания картины. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и задорно кричавший: «Химка - дура!» Конечно, можно было бы научить попугая столь незатейливым словам, но стоит ли так «обогащать» птичий лексикон ради нескольких съемочных дней? Поэтому не съемках птичка кричала что-то из ранее освоенного репертуара, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Кстати, получилось очень достоверно.
Ставка, например, у Криницыной была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Потом директор повысил ставку до 18 рублей. А после окончания съемок она получила премию, 400 рублей. «Для меня это были огромные деньги, – вспоминала Маргарита Васильевна.
- Накупила дочке немецких мягких игрушек.»


Премьера картины «За двумя зайцами» состоялась в Дарницком клубе железнодорожников 21 декабря 1961 года.. Особой шумихи вокруг события не было, все-таки это была комедия,а не широкомасштабная эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны – картину не пустили широким экраном, да и рекламы почти не было. Но сказать,что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего:
успех был фантастический!
Пожалуй, больше остальных волновался в тот день режиссер картины. Он хотел так много сказать, но эмоции захлестывали, и получалось нечто
нечленораздельное: «Сейчас я вам представлю… вот она… наша Пронечка! А это… монашка…» Маргарита Криницина, загорелая, в белом гипюровом платье,
была такой хорошенькой, что, несмотря на представление режиссера, никто не узнал в ней «кислоокую жабу» Проню.
После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» – «Это я», – скромно отвечала Криницина,
но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.

С Олегом Борисовым у Кринициной сложились прекрасные отношения как на съемочной площадке, так и вне ее: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал ее в Театр имени Л.Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницину не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берем». На судьбе исполнительницы главной роли картина сказалась неоднозначно: с одной стороны, принесла невиданную славу, с другой – неприятности.
Маргарита Криницина говорила: «Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», и старался больше этот фильм не смотреть». Несравненная Проня Прокоповна Маргарита Криницина, по сути, стала актрисой одной роли, хотя на её счету более семидесяти ролей. После премьеры «Зайцев» она не проснулась знаменитой, наоборот, режиссеры видели в ней только Проню.
Зрители, несмотря на блестящие роли в картинах «Рожденная революцией», «Свадьба
в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Одинокая женщина желает познакомиться», прежде всего вспоминают «За двумя зайцами».
Из-за амплуа характерной актрисы Криницина чуть было не лишилась главной роли в картине «Дипломаты поневоле»: известные деятели культуры Украины прислали в «Госкино» письмо, в котором говорилось, что Маргарита Васильевна не отвечает идеалу украинской женщины - «не вродлива».

В Киеве справа от Андреевской церкви на улице Десятинной установлен памятник Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Церемония открытия памятника состоялась 23 августа 1999 года, на которой присутствовала Маргарита Криницина, исполняющую в картине роль Прони Прокоповны. Когда упало покрывало, взволнованная Маргарита Криницина произнесла: «„Гранд мерси за комплимант!“ Сегодня я стала дважды героем. И даже больше, потому что раньше за дважды героя устанавливали бюст, а я в награду получила целую фигуру»

Артисты:

Голохвастов
Проня
Химка
Маменька
Папенька

Ведущая: К нам с города Киева приехали поздравить юбиляра знатные гости. Это люди не какие-нибудь из простого роду, а очень знаменитые. Но как же юбиляр их примет? Сидя... Нет... Стоя... Нет... О! Лежа!! Так, юбилярша, примите позу! Химеон, проси.

Xимка. Чего просить?

Ведущая. Зови паныча!

Xимка. Так бы и говорили! Заходьте вже, барышня легли и просять.

Играет музыка из фильма

Голохвастов (короткий пиджак, узкие брюки, цилиндр с розой, усики, гвоздика в петлице):
Мой нижайший поклон тому, кто в сем дому, а вперед всего вам. Людмила Николаевна! Горю, пылаю от счастья и такого всякого, милая мамзеля, что вижу вас на собственном юбилее... Честь имею рикамендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной. Позвольте к ручке? (Целует.)

Заходит Проня Проконовна. (Длинная юбка, ткань для боков, пояс, блузка с круглым вырезом и грудью, шляпка, зонтик) Спотыкается о порог. Медленно вползает боком.

Проня: От это калбуки понадевали, пройти невозможно.

Голохвастов: Ну шо ты, Проня Прокоповна, там куёвдышся?!! Нужно держать фасон. Мы ж не как-нибудь что, а шо либо где! Мы ж на юбилей пришли.

Проня: Да там калидор пока пройдешь - страх!! Разве можно в этом дурдоме соответствовать моменту? Я буду первая поздравлять. Я училась в пансионе аж три месяца. Юбилей - это праздник культурного человека. Ведь натурально, первое дело ум и обхождение: деликатные хранцюзкие манеры, чтоб вышел шик! А какой у Вас необнаковенной красоты костюм! Хвасонистой моды и загрянишного материала, да и шил, наверное, первый магазин.

Голохвастов: Вот вы думаете, что платье - лишь бы что, а платье - первое дело, потому что по платью всякого встречают. От возьмем, примером, юпку: трубою стоит как вылита, чисто аглипький хвасон! А чего-нибудь не додай, и уже хвизиномии не имеет! Или вот блузка, - сдается-кажется, пустяк, а хитрая штука: только чуть не угадай, и мода не та, уже и симпатии нету. Я уж не говорю про пиньжак, потому что пиньжак - это первая хворма: как только хвормы нету, так и никоторого шику! А от даже прическа, на что уже прическа, а как она, значит, при голове, так на тебе и парад!

Проня: Теперь, следственно, Вас везде и всюду первым хвасоном принимают, а почему?
Потому, что умеете, как соблюсти свой тип, по-благороднему говорить понимаете!
А ню это мы горилку пьем? Хочу за юбилей выпить шампанского. Маменька! Папенька!

Паненька с маменькой (папа вышитая рубашка и галстук, мама в чепчике наоборот)

Проня: , с пузыриками! Папенька, с бульбочками!

Папенька: Так оно ж дорогое?

Проня: Жалеете, папенька? Для такого большого юбилея жалеете?

Папенька: Химка! Беги до конкурентов.

Химка: Га?

Все: Не гавкай!!!

Химка: Я не гавкаю, я гакаю. Чего изволите?

Проня: До конкурентов бежи, слышишь, душа просит!

Маменька: Наша дочка в пансионе училась, они лучше всех знают. У нее муж энтот - паликмахтер.

Проня: Мама, не паликмахтер, а стилист. У него салон в Киеве, в Париже - два, ну и в ____________ (название вашего города) - тоже... три.

Маменька: Да-да, такая голова светлая, хорошая...

Папенька: Только дурню досталась...А пока може горилочки за здоровье именинницы.
Коли бутылка и чарка на столе, так и ладно! (Тост про мужа, семью, детей) На этом слове будьте здоровы! (Пьет.) Ой славная горилочка. И нашо ге шампанське?
(Пьёт)

Голохвастов: А барышни все про Любовь-любовь.... Главное в человеке шо? А главное хворма, вченость. Я пришел поздравить именинницу, потому как она человек.... Натурально, в каждом обхождении главная хворма - ученость. Потому ежели человек вченый, так ему уже свет переворачивается вверх ногами, пардон, вверх дыбом. И тогда когда, ему, которому невченому, будет белое, так уже ему, вченому, будет как ну...

Деталі Категорія: наслідуючи класиків Опубліковано: П"ятниця, 29 червня 2012, 04:43 Перегляди: 24732

І дія

Голофастов (сам)

Ніякого в людей пойнятія нєту, ніякой делікатной фантазії! Так і смердить від них мужичим духом, так і пре! А вонт у мєня в головє такой водевіль, что только мерсі,потому – образований чоловік! Да што, врпочєм, про ніх? От якби Проні нє пропустіть! Треба налягати на женітьбу. Здається, я єй понравівся! Ну, а кому я нє нравюся, га?

А вона ж багата: дом, сад, а в магазінє дєнєг повні скрині. Одна надєжда на її придане, бо інакшє моєй парікмахтерськой конєц! Такий скрут, что хоч вєшайся.

А як оженюся, то завживу багато, і всє бритви в Днєпр позашвирюю. Та тільки ж Пронька поганюча. Як суща жаба і на носі барадавка! Аж вот і вона.

(виходить Проня)

Проня.

Гаспадін Голофастов , здається?

Головастов

Моє серце розпалилося, як щіпці, поки я дожидав мамзелю.

Проня

Таки дожиждався, я ж нарочно не спішила.

Голофастов

От ви красавіца неписана. Та што мнє краса. Саме главне - ум і обхождєніє: делікатні хранцюзькі манєри. Щоб вийшов шик!

Проня

Разумєється, нє мужицькі. (до глядачів). Ну пєрвий у Києві кавалєр!

Голофастов:

Ну й розумні ви, Проня Прокопівна, розум у вас – без мила бриє.

Проня

Якби це людніша публіка, то я б себе показала! Та на весь Київ! А то тут нє з кєм зайтися – нєобразованость одна. Ото тілько з вами і пріятно разговарівать.

Голофастов

Якби ви гулять виходили, то я б цілу ночь міг ноги бить проходкою.

Проня

Ночью? Что ви!Щоб якої оказіїі не вийшло, я баришня, а ви ж мужчина. Ото удньом я так люблю гулять посаду з книжкою – та щоб у нєй про любов писалося, щоб аж смола кіпєла!

Голофастов

Да щоб аж волос смалила! Но лучче нам самим роман про любов свить, чим от в кнігах читать.

Проня

Ах, нє говарітє мнє про любов! Хіба ж ви нє знаєте, що безневинній дівиці стидно, ето же шкандаль!

Голофастов

Що ви! Я же прошу у вас руку і серце.

Проня

Мерсі. Только тут, ночью, прі мєсяце, аж моторошно слухать, аж серце тьопається. Ви взавтра приходьте до нас прєдложеніє дєлать.

Голофастов

Прийду, прийду, моя канфеточко!

(Проня пішла)

Дія ІІ (Галя, Голофастов)

(Виходить Галя)

Галя.

ми задержалися з мамою на городі, що вже й ніч пізня, весь куток уже спить.

Голофастов

От на ловця і звєр біжить. Ціп-ціп-ціп, моя ціпочко.

Ой, це чужий хтось!

Голофастов

Не тремти, моя зозулько, чого злякалася? Хіба з’їм?

Галя

Ой, як не пустите – калавур закричу, поліцію викличу!

Голофастов

Ну не кричіть, адже коли я улюбльон, так улюбльон, що хоч візьміть у руки пішталєта і прострєліть грудь мою! А полюбиш мене, то озолочу, ізумрудами засиплю.

Галя

Пустіть бо! Так не годиться! Бач який! Пустіть, бо кричатиму.

ІІІ дія (Голохвастов, Секлета, Галя)

(входить Секлета)

Секлета

А що, Галько? З паничем? Добігалася, каторжна. От і устерегла! Нещастя моє!

Галя

Мамо, не сваріть, не знаю, де він і взявся, учепився за мною, не знаю, хто він і звідки!

(Голофастов хоче втікати)

Секлета

А ти, паничу, куди? Навтьоки? Ну, від моїх рук не втечеш!

Голофастов

А це що, ваша дочка?

Секлета

А то ж чия?

Голофастов

Та на вас зовсім не похожа – в неї голосок, як у соловейка, а у вас – як з бочки гавкіт!

Селета

Ах ти ж харцизяка! Ти ще сміятися вздумав, наробив бешкету і зуби скалить.

Галя

Мамо, голубко, киньте його, не робіть слави. Єй богу – вчепився вперве!

Секлета

Заступаєшся? Геть мені зараз додому. Ще молоко на губах не обсохло, а вона вже з парубками обнімається, я тобі вдома ті патли обірву, каторжна!

Голофастов

Ото вже вляпався!

(Хоче втікать)

Секлета

Ати куди, харцизяко! Щоб такого шелифоста і не вдержати, та не була б я Секлета Лимерівна!

Голофастов

Та їй богу, не зачіпав я її, тільки ж побалакав. Я вам заплачу, я ж дуже багатий!

Секлета

Брешеш, нащадку іродів! Сама бачила, як обнімалися. Знаю, як ви з ума дівчат зводите.

Голофастов

Та не зводив я, не зводив я її. Та єйбо присягаю, не думав я її безчестити! (хоче вирватися)

Секлета

Не пручайся, не пущу! Поліція, поліція!

Голофастов

Утопить, згноїть бісова баба! Слухайте, сюди: люблюся з вашою дочкою, хочу сватати.

Секлета:

Пішли присянеся біля церкви.

Голофастов

Нехай мене покарають усі печерські святі, нехай на мене впаде великий лаврський дзвін, коли я брешу!

Секлета

Їж святу землю, іроде!

Голофастов

А якщо там собачка, теє, щось поробила?

Секлета

Їж! (Голофастов їсть)

Секлета

О! Тепер вірю! Щоб завтра був на сватанні (Пішла)

Голофастов

А що? І багатство Проньки, і краля Галя. Нєплохой варіант.

І V дія (Проня, Явдоха, Прокіп)

Явдоха

Де це ви, доню, ходили?

Проня

На Хрещатику була, Покупку купила. Ось,мамо, що вам купила – чепчик.

Явдоха

Чи ж гарно мені на старості в такі чепчики вдягатися, та ще й із червоними бантами.

Проня

Так то ж саме така мода!

Прокіп

Простота, доню, не гріх!

Проня

І ви, тату, розхристаний, гальштук вдягайте.

Прокіп

А це ж для чого?

Проня

Бо в мене буде славний кавалєр. Нащо ж мене було по благородному вчити? І той кавалєр буде мене сватать.

Явдоха

А це ж хто?

Проня

Свирид Петрович Голофастов! Панич, багатий, ум так і прьот із нєво, так і прьот!

Прокіп

Не того цирульника син, що з-за канави? Голохвостого?

Проня

Не цирульник, а палікмахтєр, і розумний, і багатий. Гарний, усім на заглядєньє. Я вас покличу, як буде треба. Уйдіть в свою комнату, і без чепчика, мамо, не виходьте. Та галстук не забудьте!

V дія

Проня

Ой, уже панич іде! Як його прийнять? Сідя? Льожа? З книжкою в руках?

Голофастов

Проня

Ах, це ви? Бонжур, мерсі, а я так зачиталась, так зачиталась! Мамєнька, папєнька, господін Голофастов прішол, пожалуйте!

VІ дія (Ті ж і Голофастов)

Явдоха

Дуже просимо! Дуже раді! Вас так уже хвалили, так хвалили!

Прокіп

Дуже радий бачить розумного чоловіка. Розумного чоловіка бачить – велика втіха.

Голофастов

Мерсі , натурально, в кожном обхождєнії - главна форма і ученость. Потому, єжелі человєк учений, тому уже і свєт переломляється: там, де необразованому – чорноє, то образованому – бєлоє. Ви мєня, Проня Прокопівна, понімаєте?

Проня

Разумеється, что чєловєк розумний совчсєм іначий, вот і мені здаєцца, что і я недарма в пансійонє вчилася.

Явдоха.

О, то правда, що вчилась – грошей не жаліли: всяких мод зна, які у неї наряди, плаття, шалі, сукні, а квіти як любить.

Голофастов

О, Проня Прокоповна маєть вкус. Єжелі чєловєк подніметься над разумом вгору, вище от лаврськой колокольні, да глянєть оттудова на людей, та вони йому здаються такі махонькі, як пацюки, пардон, криси.

Явдоха.

Ну й розумний же! Ну й наук знає!

Прокіп

Аж страшно!

Голофастов

Прокопе Свиридович, і ви, Явдокіє Пилиповно! Я переговорив з вашою розумною дочкою Пронею Прокопівною про одну секретну вєщь! Я скоропостижно хочу жениться на їх, і вони согласні. Тепер я прошу у радітєльов благословить, значіт, ето прєдложеніє.

Прокіп

Я своїй дочці не ворог, що в мене в скрині – то все Проніне.

Голофастов

А разом з тим того ж дня Голофастов просватав і кралю-Галю. Не хотіла Галя за нього заміж, та мати примусила, бо ж дуже хотіла дочці багатства.

Аж тут Свирид Петрович уже йшов під вінець з Пронею Прокопівною. Звістка про гучне весілля швидко облетіла увесь Київ.

Проня

Аж не стямлюся о радості, що таки, хвалити бога,діждалася свого свята. А який же гарний жених – сиділа, сиділа і таки ж висиділа!Образований, модний, чистий, як огурчик. Аяка ж улюбльона, серце тільки тьох-да-тьох. Ось як пригорну його, ох…

Голофастов (до глядачів)

Буде в мене краля-Галя, і жаба з грошима.

VІІІ дія (Секлета, Явдоха,Проня, Голофастов, банкір)

Секлета

А що, хотіли в мене жениха одібрати? Не дам!

Голофостов

Що це ви впустили якусь самашедшу?

Секлета

Це я самашедша? Це ти мене самашедшою зробив!

Проня

Вона п’яна! Залила очі і лізе!

Явдоха

Сесто, не губи нашої Проні,не безчесть нас, одна в нас вона.

Секлета

В тебе, Явдохо, дочка і в мене дочка. Нехай я буду сяка й така, але не дам знущатися над моєю дитиною. Голофастий її просватав, а ти вже своєю Пронькою хочеш відібрати у Галі жениха.

Проня

Свириде Петровичу, що вона каже?

Явдоха і Прокіп разом

Як же це, Свириде Петровичу?

Голофастов

Брехня, брехня! Я вам не позволю моє чесноє ім’я!

Секлета

Я тобі зараз покажу брехню, перевертню чортовий. Пройдисвіте!Думав, як багатий, то й можна над дівчатами знущатися! Перевертень!

Голофастов

Я такого скандалю не допущу, нє прощу нікаким образом. Да я вас всєх за брєхню арестую і під три замки!

(виходить банкір)

Ось, люди, дивіться, який він багатий. Ось його боргові зобов’язання не оплачені. Він банкрот. Мій боржник!

Голофастов

Да? Ну і что? Та мені ж від тебе і треба було тільки твоїх грошей, багатства, а не жениться на вашій поганій Проньці!

Всі

Банкрот! Банкрот! Банкрот!


▫ Те отправлять ребенка в школу и гадать, будет пробел в воспитании или нет? Дети же предупредили директора заранее, но это ничего и никого не остановило...Мама вообще бред несет про `все смеялись и стреляли, получили синяки`...И это взрослые люди. А у детей хотя бы ума хватило предупредить взрослых. Жаль не догадались со `стрелком` никуда не ходить в этот день. И опять дружба... `Илья Д. учится в нашей школе, но мы не дружим. Он хулиган, он сам по себе конфликтный, сказал РИА Новости один из учеников школы. Другие дети также подтвердили, что стрелявший конфликтовал со многими сверстниками по любым причинам.`
▫ Это ж закон жисти: - Если два налога вступают в противоречие, то оплачиваются оба же и целиком; - Если не вступают - то каждый выплачивается отдельно. ... И целиком, естественно.
▫ А что в школе? А в школе что-то жевали. Вместо того, чтобы принять меры к обнаружению и изъятию пневматики. Позвонить не судьба была в райотдел. Стало известно про `ствол` (нож, топор, канистру, тактический ядерный заряд...) - время не морали читать и воспитательным процессом заниматься. И тем более не выяснять учительскую вину (степень, меру, глубину). Ибо меры принимать надо уже иные. Стреляли НЕ в школе. Учили их стрелять друг по другу НЕ в школе. ====================== - Принёс пистолет, на ПЕРВОМ уроке всем показал. - Пропустил первые два урока в этот день. - Все начали стрелять по очереди. - Стрелял, как говорил очевидцы, по ногам детей. (ну... одно другого так-то не исключает: дождался своей очереди, может. Вот сколько дробин в магазине было? Не указано). - У (героя дня) прострелена шея и левое плечо. Так что ТАМ, в школе?! На таких взаимоисключающих сведениях картину не воссоздашь. И верных выводов не сделаешь. (Их и не по каждому собранному материалу можно сделать: материал материалу рознь. Бывает, такой материал принесут - хоть стой, хоть падай). Чего гадаем, как там да что?! В десяти строчках двадцать противоречий... А про то, что в школе ситуацию про... прощёлкали и про то, что в школе не организовывали стрельбу - я уже сказал. И к маме вопросы, разумеется: как так воспитывала или не воспитывала - и почему. Хотя обязана заниматься воспитанием своего ребёнка. Причём в первую очередь - родитель. Учитель - потом. При желании с этим спорить - это не к Усу. Желающие спорить пусть спорят с действующим законодательством. И да: `пробел в воспитании школой` (и то, в случае если он есть, а не так хотелось упрекнуть в том, что его нет - и т.п.) - я полагаю, не стоит ставить в один ряд с неумением или нежеланием организовать всё зависящее в случае реального появления соответствующих обстоятельств. Это совершенно не одно и тоже.
▫ Огромное спасибо!
▫ А что тогда в этой школе №10? Вот объяснительная мамы.... `Татьяна, мать восьмиклассника, стрелявшего в других детей из пневматического пистолета в станице Ахатнизовской, в разговоре с корреспондентом КП - Кубань не может сдержать слез. - Такой ужас раздули, такого уголовника из него сделали. Я боюсь за своего сына. Пришла сейчас домой, а он сидит, даже не ест ничего. А если он что-то с собой сделает? Все произошло 4 марта в 11:30 недалеко от школы в станице Ахтанизовской, что в Темрюкском районе. Мальчишки после урока побежали в местный ларек за булочками и шоколадками. У этой торговой точки и произошла пальба. Татьяна клянется, что не знает, откуда у сына пистолет. Ей он сказал, что нашел, но она не верит. Женщина защищает своего сына, но не оправдывает: мол, да, стрелял, нельзя так делать. Однако, у нее своя версия случившегося. - Он принес пистолет в школу, на 1-м уроке всем показал. Все смеялись, веселились. А потом на перемене пошли в ларек. У сына было с собой 50 рублей. Я знаю, что он всегда покупает себе курник. Он попросил у кого-то 10 рублей. Потом у ларька все начали стрелять по очереди из этого пистолета. Все смеялись. И он сам говорил: Теперь в меня стреляйте. У него же тоже простреляна шея и левое плечо. Я говорила об этом, но никто даже не обращает на это внимание. Почему моему сыну не оказали помощь?` Учителя тоже ничего сделать не могут. А кто тогда будет делать?