Лексические и синтаксические (грамматические) средства. Образность, выразительность речи

Южный административный округ

ГОУ Детский сад № 000

комбинированного вида

Консультация для родителей на тему:

«Как сделать речь детей образной и выразительной»

Москва уч. г.

Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей.

В мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память.

Рассказывание сказок родителями имеет большое воспитательное значение. Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Поэтому, рассказывая сказку детям, мама может последовательно выставлять на столе фигурки соответствующих персонажей и декорации к сказкам или показывать иллюстрации. Дети усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому необходимо использовать различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

Знакомство детей начинается со сказок про животных. В этих сказках животные ходят на двух ногах, разговаривают человеческим языком, совершают поступки, не свойственные им в обычной жизни. Учитывая эту особенность сказок, помочь сформировать образ сказочного персонажа, развить образную сторону речи, помогут разнообразные речевые занятия, упражнения и игры, которые, в том числе, имитируют голос, походку, движения героев сказки. Этой же цели служит и использование различных загадок про животных.

Очень важно, чтобы игра по сказке проходило на повышенном эмоциональном фоне. Пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Рассказывать сказку нужно выразительно, не торопясь. Речь во время рассказывания должна быть образцом для подражания.

сказки «Курочка Ряба», можно предложить ребенку посмотреть на фигурки и назвать, кто к нему пришел в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Затем предложить ему выбрать и показать того персонажа сказки, который понравился больше всего, и назвать его.

Учитывая слишком маленький жизненный опыт детей, мама сначала сама показывает, как поет курочка, как пищит мышка. А затем просит ре спеть вместе с ней песенку курочки, пропищать, как мышка. Можно предложить детям пройтись, имитируя ходьбу курочки – помахивая крыльями и приговаривая «ко-ко-ко».

Дети готовы слушать сказки снова и снова, поэтому, при повторном рассказывании сказки мама может попросить ребенка заканчивать начатую фразу. Например, жили-были дед да…(баба), и была у них курочка …(Ряба);

Можно попросить малыша сопровождать фразы из сказки, своими действиями: например, «бил-бил» - постукивать кулачком одной руки по пальчикам, сжатым в кулачок другой руки, «не разбил» - развести руки в стороны, «яичко упало - (бах!) и разбилось.

После рассказывания, например, сказки «Волк и козлята» можно предложить поиграть в игру «Угадалки-узнавалки». Спрятав фигурки козы и козлят за ширму, мама произносит звукоподражание сначала низким голосом, а затем высоким или наоборот, а ребенок должен послушать и угадать, кто говорит, коза или козленок.

Затем мама может предложить закончить начатую фразу, называя слово с противоположным значением: коза большая, а козленок – маленький; волк злой, а коза – добрая; шкурка у волка серая, а у козы – белая.

Завершить игру можно проведением мимической гимнастики, предложив ребенку сначала назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, прищуренные глаза, добрая улыбка), а затем их изобразить в игровой форме. Например, когда мама скажет: «Волк!», нужно изобразить злого волка, а когда скажет: «Коза!» нужно показать добрую козу.

После рассказывания, например, сказки «Заяц-хваста» , мама может загадать ребенку загадки, в которых он должен узнать персонажей сказки:

У кого хороший нюх?

Кто помчался во весь дух?

По следам она идет-

Все отыщет, все найдет.

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона,

Зовут ее…(Ворона)

Что за трусишка: хвост – коротышка,

Ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,

Одежда в два цвета – на зиму и лето.

Можно поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».

Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).

Сказка служит наилучшим материалом для инсценировок. Участвуя в инсценировке, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. Он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим.

В процессе знакомства со сказкой, ребенок запоминает такие устойчивые сказочные образы и выражения, как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, мышка-норушка, лягушка-квакушка, лиса-краса, волчок - серый бочок и многие другие.

Предложенные приемы работы по формированию образов в процессе ознакомления с русской сказкой у детей дошкольного возраста, помогут родителям разнообразить чтение русских народных сказок и сделать этот процесс и познавательным и интересным.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмо­циональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, тра­диционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Прежде чем анализировать лексические изобразитель­ные средства языка, следует уточнить, какими свойствами обладает слово, главные орудие говорящего, ос­новной строительный материал, какие возможности оно заключает в себе?

Слова служат названиями предметов; явлений, дей­ствий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не только назвать предмет, действие, качество, но и со­здать образное представление о них.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однознач­ными (мостовая, тротуар, троллейбус) а сло­ва, обозначающие несколько предметов, явлений дей­ствительности, - многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого. Например: игла - швейная, у ели, у ежа; лисичка- зверек и гриб; гибкий тростник - гибкий человек – гибкий ум.

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым , а последующие - пере­носными .

Прямые значения непосредственно связаны с опре­деленными предметами, названиями которых они являются.

Переносные значения в отличие от прямых обозна­чают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

Например, слово лакировать имеет два значения: прямое - «покрывать лаком» и переносное - «приукрашивать, представлять что-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле». С понятием переносного значения слова чаще всего связано его образное употребле­ние. Например, в слове заноза выделяется прямое зна­чение - «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившийся в тело», и. переносное - «вредный, въед­ливый человек». Образный характер переносного зна­чения слова очевиден. Говоря о большом количестве чего-либо, можно употребить слово много в прямом значении, а можно использовать другие слова в переносном значении - лес труб, град ударов, бездна книг, туча комаров, пропасть дел и т. д.



С понятием переносного употребления слов связа­ны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении.

Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стольные нер­вы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождь, часы стали, железный xapakmep, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Метафоры должны быть оригинальными, необыч­ными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутствен­ном слове первокурсникам выдающийся физиолог ака­демик А. А. Ухтомский:

Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшествен­никам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и ли­шениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинк­та устремляется молодежь сюда. Инстинкт этот - ­стремление знать, знать все больше и глубже (Наука и жизнь. 1965. № 2. С. 49).

В этом отрывке несколько метафор: волны молодежи, какой мощный ветер гонит сюда эти волны, пробивая преграды, к этим заветным стенам. Они создают определенный эмоциональный настрой слушателей, заставляют прочувствовать значимость происходящего.

Особый эффект достигается, когда в речи сталкива­ются прямое и метафорическое значения слова. Например, интригующе звучит такая фраза: «У нас сегод­ня печальный юбилей. Ровно год назад наш город был потрясен трагическим событием: на железнодорожной станции произошло крушение поезда». В данном пред­ложении глагол потрясен имеет прямое значение («за­ставить дрожать, сотрясаться, колебаться») и перенос­ное («сильно взволновать, произвести большое впечатление»).

Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художествен­ной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Че­ресчур блестящий слог, - писал еще Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Изобилие метафор отвлекает слушателей от содер­жания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Не украшают речь и шаблонные метафоры. Некогда яркие и оригинальные, они потеряли свою выразительность и эмоциональность. Метафоры-шаблоны за­частую проникают в устную речь из периодической печати, где они широко употребительны.

Качество ораторской речи снижает также однообра­зие метафор, которое свидетельствует не о богатстве, а о бедности языка. В книге «Спутник оратора» приво­дится такой пример. У одного лектора в большом ходу было слово «золото». Хлопок для него «белое золото», лес - «зеленое золото», каменный уголь - «черное золото», нефть - «жидкое золото», горючие сланцы ­- «коричневое золото, пушнина - «мягкое золото», ку­куруза - «желтое золото». «И не приходит ему, оче­видно, в голову, что слова эти уже не золото, а тусклая позеленевшая медь, что они в ущерб точности, яснос­ти и простоте речи, что это уже не украшение, а «кра­соты» речи, которых лектор должен избегать» (Степанов А., Толмачев А. Спутник оратора. М., 1966. С. 244-245).

Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называ­емых предмета, явления должны быть чем-то похожим друг на друга, то при метонимии два предмета, явле­ния, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует пони­мать не просто как соседние, а несколько шире - ­тесно связанные друг с другом. ­ У К.Симонова в одном из стихотворений чита­ем: «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко».

В первом и втором случаях слово зал означает людей, в третьем - «помещение». Следовательно, здесь название помещения используется для названия тех, кто в нем находится. Примерами метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод, колхоз для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золо­то и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж волнуется», «Вар­шава приняла решение» и т. п. Географические назва­ния обозначают и людей, живущих на данной террито­рии. Так, Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина - украинский народ.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, использу­ется единственное число вместо множественного или наоборот, целое - вместо части, множественное число вместо единственного.

Примером применения синекдохи служат эмоцио­нальные, образные, глубокие по содержанию слова М. А. Шолохова о характере русского человека. Упот­ребляя слово человек и собственное имя Иван, писа­тель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумы­ваясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом само­отверженно прикрывал товарища, спасая его от не­минуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван!

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных вы­смеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляют­ся добро, мужество, справедливость.

Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, на­гляднее представить предмет разговора. Например, В. Г. Белинский в одной из своих статей полемизирует с автором брошюры, утверждавшим, что имя Гоголя стоит в одном ряду с именами Гомера и Шекспира и что его «Мертвые души» подстать «Илиаде». «Неис­товый Виссарион» (так называли друзья великого рус­ского критика) доказывал, что «чем выше достоинство Гоголя как поэта, тем важнее его значение для русско­го общества, и тем менее может он иметь какое-либо значение вне России». «Мертвые души» стоят «Илиады», но только для России: «для всех же других стран их значение мертво и непонятно». Поэтому, говоря о Гоголе, не нужно упоминать о Гомере и. Шекспире. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, В. Г. Белинский прибегает к аллегории:

Было время, когда на Руси никто не хотел верить, чтоб русский ум, русский язык могли на что-нибудь годится; всякая иностранная дрянь легко шла за гениальность на святой Руси, а свое русское, хотя бы и отличенное высокою даровитостью, презиралось за то только, что оно русское. Время это, слава богу, прошло, и теперь настало другое, когда нам уже нипочем и Гомеры, и Шекспиры, и Байроны, пото­му что мы успели уже позавестись своими, - мы чужих становим в шеренги, словно солдат заставляем их маршировать и справа и слева, и взад и вперед, благо бедняжки молчат и повинуются нашему гуси­ному перу и тряпичной бумаге. Но пора кончиться и этому времени, пора бросить эти ребяческие фразы...

Сравнение . Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с дру­гим («признак»).

Так, А. В. Луначарский, выступая на I Всесоюзном съезде учителей, говорил об органической связи всех ступеней образования, о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:

Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.

В данном примере - наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).

Поскольку сравнение предполагает наличие не одно­го, а двух образов, слушающих получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополня­ется другим. С помощью сравнения говорящий или пишущий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обраща­ет на него особое внимание. Все это приводит к луч­шему усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего, читающего.

Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения - в его оригинальности, необычнос­ти, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют. П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде» пишет:

Чем больше различия в предметах сравнений, тем неожиданнее черты сходства, тем лучше сравнение. Оригинально, например, показал роль фактов в науке И. П. Павлов, обращаясь к молодым ученым:

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, со­поставляйте, накапливайте факты.

Как ни совершенно крыло плицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух.

Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь без них ваши «теории» - пус­тые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не остаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво ищите законы, ими управляющие.

В устных выступлениях сравнения нередко исполь­зуют, чтобы привлечь внимание слушателей к предме­ту разговора. Для этого прибегают к сложному, развернутому сравнению, позволяющему слушателю лучше понять освещаемую проблему, глубже осмыслить тему разговора. Вот каким сравнением, проникнутым глубо­ким гражданским пафосом, начал свою речь на Все­мирном конгрессе народов в Вене И. Т. Эренбург:

Большие реки начинаются неприметно, как ма­ленькие ручьи, они растут, ширятся, к ним спешат сотни других рек и речек; и великие реки перерезают материки, соединяют страны, меняют жизнь милли­онов людей. Движение за мир началось в глубине возмущенных сердец, быстро оно разрослось, пере­секло наш век, связало народы. Такого движения еще не знала история.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого вызовут положи­тельные эмоции такие распространенные выражения: «храбрый, как лев»; «трусливый, как заяц»; «отража­лись, как в зеркале»; «проходят красной нитью» и др. Плохо, когда в речи применяются неверные сравне­ния. Такие сравнения затрудняют понимание основной мысли оратора, отвлекают внимание слушателей от содержания речи. М. Горький, знакомясь с произведениями своих корреспондентов, находил немало неудач­ных сравнений. Так, в одном из писем начинающим литераторам он отмечал:

Вы пишите такие несуразности: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом, как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика».

Революционное движение 1905-1906 годов нельзя и смешно сравнивать с «одуванчиком». Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную.

А для того, чтобы разнести семена одуванчика, ­не требуется «порыва бури», а достаточно дуновения ребенка.

Эпитеты - художественные определения. Они по­зволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содер­жание высказывания.

Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, исторического деятеля, писателя, поэта. Например, учитель литературы одной из средних школ признается: «Рассказывая о писателях, я стараюсь подбирать самые яркие, самые выразительные - экспрес­сивные – эпитеты». Приведем отрывок из вступительного слова этого учителя на уроке, посвященном жизненному и творческому пути А. П. Чехова:

Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам, судьбам, профессиям; не­утомимая жажда знаний, новых впечатлений, путе­шествий; гигантский аппетит к жизни, к самым разнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная и возвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем не сравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность и встающая на дыбы гордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплав этих качеств и есть личность Чехова.

Из приведенного отрывка видно, что эпитеты дают возможность говорящему выразить и свое эмоциональное отношение к предмету речи.

Как и другими средствами речевой выразительнос­ти, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ясности и понятности. Полезным в этом отношении может оказаться совет А. П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:

Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, оп­ределения существительных и глаголов. У вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудо­бопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пеше­ходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо огля­дываясь. Это не сразу укладывается в мозгу.

Законченной и общепринятой теории эпитета пока не существует. Нет и единого понимания содержания термина эпитет. В научной литературе обычно выде­ляют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчи­вые связи с определяемым словом: трескучей мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, чистое поле, серый волк); индивидуально­ авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А. Чехов), голубая радость (А. Куприн), чурбачное равнодушие (Д. Писарев).

Большую помощь в подборе свежих эпитетов и удачном их использовании может оказать «Словарь эпитетов русского литературного языка» К. С. Горба­чевича, Е. П. Хабло (Л., 1979) Для наглядности приведем материалы из словарной статьи к слову авторитет, опуская приведенные там примеры употребления эпитетов в художественных произведениях.

Авторитет . При положительной оценке . Без­граничный, большой, важный (yctap.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исклю­чительный, незыблемый, непоколебимый, неограниченный, неопровержимый, неоспоримый, непогрешимый, непреклонный, непререкаемый, общепризнанный, огромный, оправданный, признанный, прочный, святой (устар.), солидный, устойчивый, хороший.

При отрицательной оценке . Грошовый (разг.), дешевый (разг.), дутый (разг.), липовый (простореч.), невысокий, неоправданный, подмоченный (разг.), по­дорванный, пошатнувшийся, сомнительный, шаткий.

Редкие эпитеты . Голый, докторальный, огненный.

Вопросы для самопроверки

1. Какие лексические средства создают образность, эмоциональность речи?

2. Что такое метафора? Метонимия? Синекдоха? Сравнение? Аллегория? Эпитет?

3. Всегда ли уместны средства художественной выразительности?

4. Какое языковое явление создало возможность образного использования слова?

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.- Ростов н/Д: Феникс, 2002

2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс,2004

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989

4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1997

5. Петрякова А.Г. Культура речи. – М.: Флинта: Наука, 2001

6. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М.В. Панов. – М., 1989

1. Язык и речь_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

2. Основы культуры речи и стилистики_ _ _ _ _8

3. Лексическая культура _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 37


М.М. Сперанский – основоположник русского учения о красноречии (риторике), учитель А.С. Пушкина в Лицее.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Что же делает речь яркой и выразительной? В практике ораторского искусства выработаны специальные изобразительные и выразительные приемы, которые помогают говорящему сделать речь образной и эмоциональной. Помогают говорящему сделать речь образной и эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности . Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус, трамвай), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого. Например: игла - швейная, у ели, у ежа; лисичка - зверек и гриб; гибкий тростник - гибкий человек - гибкий ум.

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым , а последующие - переносными . Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении.

1. Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит) , овеществления (стальные нервы) , отвлечения (поле деятельности) и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение . Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Особый эффект достигается, когда в речи сталкиваются прямое и метафорическое значения слова . Например, интригующе звучит такая фраза: «У нас сегодня печальный юбилей. Ровно год назад наш город был потрясен трагическим событием: на железнодорожной станции произошло крушение поезда». В данном предложении глагол «потрясен» имеет прямое значение («заставить дрожать, сотрясаться, колебаться») и переносное («сильно взволновать, произвести большое впечатление»).

Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, - писал Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании. Не украшают речь и шаблонные метафоры. Некогда яркие и оригинальные, они потеряли свою выразительность и эмоциональность.

Качество ораторской речи снижает также однообразие метафор, которое свидетельствует не о богатстве, а о бедности языка. Например, у одного лектора в большом ходу было слово золото. Хлопок для него белое золото, лес - зеленое золото, каменный уголь - черное золото, нефть - жидкое золото, горючие сланцы - коричневое золото, пушнина - мягкое золото, кукуруза - желтое золото. И не приходит ему, очевидно, в голову, что слова эти уже не золото, а тусклая позеленевшая медь, что они в ущерб точности, ясности и простоте речи, что это уже не украшение, а «красоты» речи, которых лектор должен избегать», - так комментирует это специалист по культуре речи.

2. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными . Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире - тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото, и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж волнуется», «Варшава приняла решение» и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, «Беларусь» синонимично сочетанию белорусский народ, «Украина» - украинский народ.

3. Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.

Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!

4. Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа . Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество, справедливость. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.

5. Сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак . Сравнение предполагает наличие трех данных:

  • во-первых, то, что сравнивается («предмет»);
  • во-вторых, с чем сравнивается («образ»);
  • в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»).

Так, А.В. Луначарский, выступая на Всесоюзном съезде учителей, говорил о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:

Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.

В данном примере наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).

Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется другим. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Все это приводит к лучшему усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего. Когда читается книга, статья, то непонятное место можно перечитать, вернуться к нему еще раз. Когда же слушается выступление, то, как правило, только после его окончания можно попросить пояснить то, что оказалось непонятным.

Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения - в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Так, например, показал роль фактов в науке И.П. Павлов, обращаясь к молодым ученым:

Приучите себя к сдержанности и терпению. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без фактов вы никогда не сможете взлететь. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

В устных выступлениях сравнения нередко используют, чтобы привлечь внимание слушателей к предмету разговора. Для этого прибегают к сложному, развернутому сравнению, позволяющему слушателю лучше понять освещаемую проблему, глубже осмыслить тему разговора.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую наглядность, образность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: «храбрый, как лев»; «трусливый, как заяц»; «отражались, как в зеркале»; «проходят красной нитью» и др.Недостатком следует считать и использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственно растянутой.

6. Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания.

Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, исторического деятеля, писателя, поэта. Они дают возможность говорящему выразить и свое эмоциональное отношение к предмету речи.

Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности. Полезным в этом отношении может оказаться совет А.П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:

Читая корректору, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву; сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу.

Людмила Алeксeeвна Ввeдeнcкaя - дoктop филологических нaук, заслуженный профeccop Рocтовского государственного университета (ЮФУ), эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Сделать речь яркой и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные сретства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым.

Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове превокурсникам выдающийся физиолог академик А.А.Ухтомский: "Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодёжь сюда. Инстинкт этот - стремление знать, знать всё больше и глубже."

Сухие - это метафоры-названия, переносное значение которых трудно сразу уловить, "стертые" от частого употребления (они уже не являются тропами): ножка кровати, корень слова, наступает вечер.

Общеязыковые - те, что довольно часто употребляются в речи: "звезда экрана", "народу море", "золотые слова". Такие метафоры помещены в толковый словарь с пометой "переносное значение".

Качество ораторской речи может снизить однообразие метафор, использование шаблонных метафор, потерявших свою выразительность и эмоциональность, также чрезмерное изобилие метафор.

Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.

У К.М.Симонова в одном из стихотворений читаем: "И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко". В первом и во втором случае слово зал означает людей, в третьем - "помещение". Примерами метонимии являются употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун). Спортивные комментаторы часто используют этот приём: "Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам".

Синекдоха (греч. "соотнесение") - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.

Примером применения синекдохи служат образные слова М.А.Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван писатель подразумевает весь народ: "Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинел, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины".

Синекдоха может стать одним из средств юмора. Убедительно использовал её для достижения этой цели А.П.Чехов. В одном из его рассказов говорится о музыкантах: один из них играл на контрабасе, другой - на флейте. "Контрабас пил чай вприкуску, а флейта спала с огнём, контрабас без огня".

Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.

Законченной и общепринятой теории эпитета пока не существует. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, серый волк, добрый молодец); индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А.П.Чехов), чурбанное равнодушие (Д.Писарев)).

Гипербола (греч. "преувеличение") - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Гиперболой охотно пользовались многие известные авторы. Так, у Н.В.Гоголя: "У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением".

Противоположная гиперболе стилистическая фигура это - литота (греч."простота, малость, умеренность"). Это - образное выражение, оборот, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках". И, конечно, сразу вспоминается некрасовский "мужичок с ноготок".

Оратору следует разумно использовать гиперболу и литоту. Они не рождаются экспромтом. Лучше использовать хорошие примеры из художественных произведений, приспосабливая их к теме выступления.

Аллегория (греч. "иносказание") - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.

Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины. Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п.

В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, -это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

Удвоение - повторение какого-либо слова или словосочетания.

Инверсия - расположение членов предложения в необычном порядке. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Нагнетает напряжение, заставляет читателя искать параллели между различными явлениями.

Градация - употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Тропы. Фигуры речи. Пословицы. Поговорки. Фразеологические выражения.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но ина чувства, вообра-жение слушателей.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоци-ональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, пого­ворки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Прежде чем анализировать различные изобразительные средства языка, следует уточнить, какими своиствами обладает слово, главное орудие говорящего, основной строительный материал, какие возможности оно заключает в себе?

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово выполняет эстетическую функцию, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус, трамвай), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действи­тельности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый об-щий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого. Например: игла - швейная, у ели, у ежа; лисичка - зверек и гриб; гибкий тростник - гибкий человек - гибкий ум.

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие - переносными.

Прямые значения непосредственко связаны с определенными предметами, названиями которых они являются.

Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

Например, слово лакироватъ имеет два значения: прямое - «покрывать лаком» и переносное - «приукрашивать, представлять что-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле». С понятием переносного значения слова чаще всего связано его образное употребление. Например, в слове заноза выделяется прямое значение - «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившийся в тело», и пере­носное - «вредный, въедливый человек». Образный ха­рактер переносного значения слова очевиден.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как тропы, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общекии.


Тропы - обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, сравнеңие, эпитет, гипербола, литота, олицетворение перифраза.

Троп - перенос наименования, заключающийся в том, что слово, традиционно называющее один предмет (явление, процесс, свойство), используется в данной речевой ситуа-ции для обозначения другого предмета (явления и т.д.). Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Метафора основана на переносе наименования с одно­го предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значения является срав-нение. Например, загорелисъ звезды очей (глаза сравни-ваются со звездами); загорелисъ очи ночи (звезды сравниваются с глазами). Метафоры образуются путем переноса свойств одушевленных предметов на неодушевленные (вода бежит, буря планет) и наоборот (ветреная погода и ветреный человек). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий (поеерхностное суждение, пустые обещания) и т. д.

В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождъ, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, в этом случае они украшают речь, например: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).

Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, - писал еще Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании .

Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимия два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире - тесно связанные друг с другом.

У К.М. Симонова в одно из из стихотворений читаем: «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко». В первом и втором случаях слово зал означает «люди», в третьем - «помещение». Следовательно, здесь название помещения используется для названия тех, кто в нем находится. Примерами метонимии является употребление слов аудито­рия, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась фран-цузам».

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондонем и Вашингтонем», «Варшава приняла решение» и т.п. Географические названия обозначают и людей, живущих на дапной территория. Так, Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина - украинский народ.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множеетвенное число - вместо един-ственного. Например: «Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государства» (целое).

Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, оде-тый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал пос-ледний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, кото­рый своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спа-сая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван!

Сравнение . Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»). Например: Факты - это воздух ученого (И.П. Павлов). Факты (предмет) сравниваются с воздухом (образ) по признаку «насущное, необходимое для существования».

Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется дру­гим.

Сравнение только тогда бывает действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения - в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штам­пы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: храбрый, как леа;трусли-вый, как заяц; отражалисъ, как в зеркале и др. Плохо, когда в речи применяются неверные сравнения. Такие сравнения затрудняют понимание основной мысли орато-ра, отвлекают внимание слушателей от содержания речи.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества пред-мета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней: Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница, и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо-зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных.

В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определенным словом, утратили образность: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве, так называемые поетоянные эпитеты: красная девица, чистое поле, буйная головушка); индивидуально-авторские (созданы авторами, от-личаются оригинальностью, образностью, неожиданностью сопоставляемых смысловых планов: мармеладное настроение (А.Чехов), чурбанноеравнодушие (Д. Писарев), любопытно-вдумчивая нежностъ (Н. Гумилев).

Гипербола - прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувели-ченное представление о предмете речи. Например: У них клубника - с кулак, Вечно ты опаздываешъ, Я сто раз тебе это говорил. Гипербола свойственна в основном живой разговорной и художественной речи, а также публицистике. В разговорной речи гиперболы создаются путем использования уже готовых, имеющихся в языке средств и моделей, автор же художественного или публи-цистического произведения стремится к созданию индивидуализированной гиперболы. Например: Он храпит, как трактор (в разговорной речи). Во сне дворник сделался тяжелым, как комод (И. Ильф, Е. Петров).

Литота - прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок, от горшка два вершка, одну секундочку, в двух шагах отсюда.

Олицетворение - стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Одни зарницы огневые, Воспламеняясъ чередой,... Ведут беседу меж собой (Тютчев); Надежды вальс зовет, звучит... И сердцу громко говорит (Полонский). Олицетворения подразделяются на общепризнанные, «языковые»: тоска берет, время бежит и творческие, индиви­дуально-авторские: Качалась Невка у перил, Вдруг бара­бан заговорил (Заболоцкий).

Перифраза - замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т. д. описательным оборотом, например: белокаменная столица (Москва), царъ зверей (лев), певец «березового ситца» (Есенин). В перифразах обычно содержится оценка обозначаемого, например: цве-ты жизни (дети), канцелярская крыса (чиновник). Некоторые из перифраз могут стать штампами: труженики полей, дары моря. Они утратили образность, и вряд ли их можно рассматривать как средства речевой выразительно­сти.

Итак, тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира); наглядность (способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира челове-ка); способствуют оригинальному отражению действительности (показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны); позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего (пишущего); придают речи привлекательность.

Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающиевоздействие речи на адресата.____________ I

Для оживления речи, придания ей эмоциональной выразительности, образности используют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры. Выделяют фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов-понятий в ней: антитеза, градация; синтаксические фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание и запоминание речи: повтор, па­раллелизм, период; риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, привлекают внимание слушателя: обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход и др.

Антитеза - прием, основанный на сопоетавлении про-тивоположных явлений и признаков. В форму антитезы часто облекаются афористические суждения, пословицы, поговорки: Ученье свет, а неученъе тьма, Не было бы счастъя, да несчастъе помогло, Как аукнется, так и откликнется, На голове густо, да в голове пусто. Для срав-ения двух явлений могут использоваться антонимы - сло-ва с противоположными значениями: свет - тъма, счастъе - несчастъе, аукнется - откликнется, густо - пус­то. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических произведений.

Приведем отрывок из Нобелевской лекции А. Солженицына. Использование антитезы, сопоставление противоположных понятий позволили писателю выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее высказать свое отношение к описываемым явлениям:

То, что по одной шкале представляется издали завидной благоденственной свободой, то по другой шкале вблизи ощущается досадным принуждением, зовущим к переворачиванию автобусов. То, что в одном краю мечталось бы как неправдоподобное благополучие, то в другом краю возмущает как дикая эксплуатация, требующая немедленной забастовки. Разные шкалы для стихийных бедствий: наводнение в двести тысяч жертв кажется мельче нашего городского случая. Разные шкалы для оскорбления личности: где унижает даже ироническая улыбка и отстраняющее движение, где и жестокие побои простительны как неудачная шутка. Разные шкалы для наказаний, для злодеяний. По одной шкале месячный арест, или ссылка в деревню, или «карцер», где кормят белыми булочками да молоком, - потрясают воображение, заливают газетные полосы гневом. А по другой шкале привычны и прощены - и тюремные сроки по двадцать пять лет, и карцеры, где на стенах лед, но раздевают до белья, и сумасшедшие дома для здоровых, и пограничные расстрелы бесчисленных неразумных, все почему-то куда-то бегущих людей.

Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в действителъностъ, а в действителъностъ постоянно развивающуюся, в действителъностъ вечно новую и необычную.

Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделатъ это должны мы.

Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из неболыного количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания.

Градация - фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убыва ния значений («нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы). Например: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю (восходящая градация). Звериный, чужой, неприглядный мир... (нисходящая градация). Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся. Активно используется градация в современной ораторской практике.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы . Формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора (в переводе с греческого - «единоначатие») - прием, при котором несколько предложений начинают одним итем же словом или группой слов. Например: Таковы времена! Таковы наши нравы! Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Так, повтор, вопросительной частицы разве во фрагменте лекции А.Е. Ферсмана усиливает интонационный колорит речи, создает особый эмоциональный настрой: Разве он (искусстпвенный алмаз) не отвечает болъше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? Разве естъ что-либо тверже алмаза, что может сравнитъся с прочностъю и нерушимостъю этой формы углерода?

Фигура эпифоры - повтора заключительных элементов последовательных фраз - менее частотна и менее заметна в речевых произведениях. Например: Мне бы хотелось знатъ, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (А. Чехов).

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения, например: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай... (Н. Некрасов). Параллелизм нередко используется в заголовках книг, статей: Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р. Якобсон). Чаще всего параллелизм встречается в период ах.

Период - особая ритмическая конструкция, мысль иинтонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение, и, соответственно, снижается интонационное напряжение: Как ни старалисъ люди, собравшие в одно кеболъшое место несколько сот тысяч, изуродоватъ ту землю, на которой они жалисъ, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтъю, как ни обрезывали деревъя и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною и в городе (Л. Толстой).

В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Воп­росно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, ак-тивизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины.

Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход - один из наиболее доступных ораторских приемов. Доказательством этого служит лекция «Холодный свет», прочитанная крупнейшим мастером популяризации научных знаний СИ. Вавиловым:

Возникает вопрос, а почему же спиртозое пламя, в кото-рое введена столовая соль, светится ярким желтым светом, несмотря на то, что его температура почти такая же, как тем­пература спички? Причина в том, что пламя не абсолютно

Черное для любых цветов. Только желтый цвет поглощается им в большей степени, поэтому лишь в этой желтой части спектра спиртовое пламя и ведет себя как теплый излучатель со свойствами черного тела.

Как объясняет новая физика удивительные свойства «холодного света»? Громадные успехи, полученные наукой в понимании строения атомов и молекул, а также о природе света, дали возможность хотя бы в общих чертах понять и объяснить люминесценцию.

Как объясняется, наконец, тушение «холодного света», которое мы видим на опыте? Причины в различных случаях существенно различные...

Действенность этого приема особенно ощутима, если соответствующую часть выступления произнести без воп-росительных предложений.

Помимо вопросно-ответного приема нередко применяют так называемый риторический вопрос. Особенность его заключаётся в том, что он не требует ответа, а слу-жит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитория - эффективный прием.

Произнесенный оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходи-мо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое значение имеет риторический вопрос в заключительной части лекции А.Е. Ферсмана «Зеленые камни России»:

Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной свя-зи между глубокими законами распределения химических элементов в земной коре и распространением в ней ее неживых цветов - драгоценного камня?! Слава русского зеленого камня коренится в глубоких за-конах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зеленого самоцвета.

Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора - по­словицы и поговорки. Это меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. В кратких изречениях народ выразил знание действительности, отношение к различным ее проявлениям.