Рабская психология. Психология рабства

"Недавний раб… становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего", — М. Горький.

Свобода! От кого и от чего?

С детства мы мечтаем о свободе. Но от кого и чего мы хотим быть свободными? Частично этот вопрос я затрагивал в статье "Это сладкое, сладкое слово "свобода"!" Наши наивные детские желания быть независимыми от всего и всех развеиваются со временем. Мы взрослеем и понимаем, что абсолютно свободным быть просто невозможно. Есть постоянные "но" и "если". Если было б то… но нету этого… И мы попадаем в западню ложных представлений о свободе:

  1. Если б я был взрослым. Мы взрослеем. И кроме свободы, не нужно рано вставать в сад, школу, институт, появляется обязанность вставать на работу, зарабатывать деньги. Ни что в жизни не даётся просто так, за всё нужно платить. И вот уже недавно подросшие детки, став взрослыми уже мечтают опять стать маленькими, спрятаться от житейских проблем за широкой папиной спиной, или за маминым подолом…
  2. Если б у меня было много денег… Это ещё одна западня. Не секрет, что без денег если невозможно прожить в нашем мире, где у всего есть своя цена, то, как минимум, очень сложно жить без денег. Другое дело, что ты будешь делать, если у тебя их будет много. Как-то раз показывали какую-то телеигру, в которой выиграли солидную сумму. Увидев это, наша дочь сказала: "Вот бы мне сейчас эти деньги" . На вопрос, а что ты с ними делать будешь, она ответила, потрачу на шмотки и подруг. Многие люди просто не способны управлять деньгами. Деньги, как я уже писал в статье "Его величиство Доллар" только тогда имеют вес, когда ты можешь ими управлять. Если же ты не в состоянии управлять ими, они начинают управлять тобой. И нет разницы, становишься ты "Плюшкиным", или транжиром, ты становишься рабом денег. И не о какой финансовой свободе уже речь не идёт…
  3. Власть — основной стимул раба. Ещё одна западня — это власть. Многие считают, что, получив власть, ты становишься Богом. Но получая её, большинство становятся деспотами, тиранами, и просто откровенными ублюдками. Так же как и с деньгами, с властью нужно "уметь" обращаться. И наивно полагать, что получив власть, ты становишься всесильным. Становясь у власти, понимаешь, что ты становишься не только выше кого-то по положению в обществе, но и ответственным не только за себя, но и за тех, кто в твоём подчинении. А абсолютная власть… Это только иллюзия, для тех, у кого этой власти нет. Сперва хочется стать начальником организации, потом мэром, потом губернатором, потом президентом… И постоянно, становясь "на голову выше" кого-то понимаешь, что кем бы ты ни был, ты всё равно свободным не будешь. А со свободой действий, приходит куча обязанностей и ответственности. Именно поэтому некоторые люди, осознав бесполезной гонку за власть и деньги, бросили всё и переехали в Гоа, и на Балу, живут чуть ли не в палатках, скромно питаясь и скромно одеваясь, наслаждаясь маленькой свободой и отрешившись от обязанностей и ответственностей. Наверное, только раб, как никто другой, хочет стать властителем. Поэтому "рабы" чаще всего и рвутся во власть. И горе тем, кому они становятся "господами".

И таких ложных представлений просто неограниченное количество. У каждого свой "букет" из этих ложных целей. В итоге, мы приходим к мысли, что абсолютная свобода — миф.

Деньги — всё ли купишь на них?

Бытует мнение, что иметь много денег, это круто. Что на них можно купить всё что пожелаешь. Можно конечно многое, но… Можно купить книгу, но не купишь ум. Можно купить секс, но не любовь. Можно купить икону, но не веру. Связи, но не друзей. Место на кладбище, но не на небе.

Мысль, что наличие "кучи" денег даёт всевластие, так же ошибочно, как и мнение, что власть сама по себе даёт независимость. Пожалуй, самые "свободные" и "независимые" — это бомжи на помойке. От них никто ничего не просит и не требует. Они не думают о налогах и капиталовложениях. Им не страшно упадёт завтра курс доллара или вырастет.

Деньги — это всего лишь энергия, помогающая нам развиваться и жить, но никак не заменяющая нам основные жизненные ценности. Деньги никак не могут быть выше человека. Ибо бензин никогда не будет выше автомобиля. Мы заливаем бензин в авто. Но сжигая его, авто катится. Бензин сам по себе не может дать движение авто. Забывая эти прописные истины, мы сами себя вводим в заблуждение. Многие выполняют задачу одурачивания людей. Многие СМИ этим только и занимаются, ставя перед нами ложные цели. Но все эти ложные цели приводят только к одному, обслуживанию чужих интересов.

"А был ли мальчик?"

Вся наша жизнь — это постоянное стремление. Стремление к власти, богатству, и как итог, к свободе и независимости. Многие, получая одно, теряют другое. Один знакомый мечтал о крутой машине. Ради этой своей мечты он продал квартиру и купил машину. Но вскоре попал в аварию, разбил машину вдребезги, и остался и без машины и без квартиры.

Другой мечтал о доме. Построил коттедж. Но так как денег на рабочих не было, то строил своими руками всё. В итоге построив большой коттедж, он потерял всё здоровье.

Когда человек ставит себе в жизни цели — это очень хорошо. Цель даёт нам стимул для движения. Потеря цели в жизни — первый шаг к смерти. Но нужно продумывать те цели, которые ты реально в состоянии, достичь, которые не навредят тебе или окружающим тебя людям, тем, кому ты не безразличен и которые не безразличны тебе. А свобода… Свобода — это всего лишь внутреннее состояние человека. И раб может быть свободным, если в душе он не видит внутренней закрепощённости. Ведь слово раб — это всего лишь слово, дающие некоторое ограничение. Но порой не больше, чем некоторым "свободным", загоняющим себя в кандалы ложных целей.

По сути, все мы рабы. Рабы внешних обстоятельств. Мы не живём там, где нам хочется. Хочется жить в "раю". Чтоб не жарко, не холодно. Чтоб ничего не делать и всё было. Но живём — одни в холоде, другие в голоде, третьи в жаре. Не делаем то, чего хочется, а то, что можем, или что заставят делать те, кто над нами…

Идеальных условий на земле просто нет . Точнее идеалы мы создаём себе сами. И если принять ваше настоящее как идеал, то получится, что вы живёте идеально. Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Когда посетит тебя горе, оглянись вокруг, и ты увидишь, что есть люди, доля которых ещё более хуже, чем твоя" .

Будьте свободными от предрассудков. Не ставьте чужие идеалы во главу своего угла. Жизнь — это не сплошное удовольствие, и не нужно корить себя, что не всё "идеально" в жизни. Рабами мы становимся не как раньше, попадая в плен к захватчикам, а когда покупаемся на сказку о "сладкой жизни". Никогда ничего не бойтесь. Чему бывать того не миновать. А волков боятся в лес не ходить…

Никто вас так не порабощает, как собственная глупость. Люди всегда склонны совершать ошибки, но винят чаще всего в этом кого-то, но только не себя. Страдание — дело добровольное.

Удачи вам! И силы осознать истинный путь в Вашей жизни, то каким он должен быть для вас, а не для кого-то. Всех благ вам!

Парадокс, но в современном мире, где, казалось бы, должно существовать трепетное и уважительное отношение ко времени, как наиболее ценному ресурсу, оно разбазаривается невообразимыми темпами, используется сплошь и рядом совершенно нерационально, а если говорить точнее, то просто бездарно.

К чему это приводит?

К тому, что чем крупнее и значительнее организация, фирма, корпорация, тем менее эффективно она работает, тем больше времени тратится впустую работниками этой компании.

Вы можете возразить, что я не прав, приведя в пример гигантов рынка, обладающих миллионными и миллиардными доходами, огромным оборотом, невероятным количеством продаж их товаров.

Но это не убедительный аргумент для меня. Для меня убедительно то, с чем я столкнулся, и что видел лично я.

Вы можете говорить, что в таких компаниях работают тысячи и десятки тысяч людей, благодаря которым компания и стала тем, чем она является, благодаря которой она и стала приносить огромные прибыли.

И да, и нет, причем скорее нет.

Скажу так: все прибыли компаний такого типа происходят как раз вопреки тому, что в них работает куча людей . Ведь чем больше людей работает, тем больше падение КПД их деятельности, тем более бездарно расходуются ресурсы компании, в которой они работают.

Именно поэтому можно смело заявить, что если крупная компания существует долго и успешно, то это показатель ее просто-таки невообразимой «живучести» .

Это говорит о том, что люди, занимающие высшие управленческие должности настолько талантливые и толковые бизнесмены, что могут справиться с тысячами далеко не столь талантливых работников и, вопреки всему, вывести компанию на достойные прибыли, которых хватает не только на зарплату сотрудникам.

Откуда такая уверенность? Очень просто. Достаточно вспомнить огромное число случаев, когда развивающаяся компания, состоящая, порой из одного единственного человека, показывает хорошую прибыль, развитие идет стремительно. Но наступает момент, когда основатель понимает, что он один (или двое, трое) все это «не потянет» дальше, так как рост идет, увеличивается объем работ, который нужно выполнять, и человек нанимает себе работников, которые должны будут взять на себя часть его работы.

Предприниматель, как правило, ожидает добросовестной работы и самоотдачи от работников, но не тут-то было: рабская психология наемных работников совершенно не соответствует ожиданиям основателя дела. Это он мог трудиться над своим «детищем» по много часов в день, проявляя огромную работоспособность и выдержку. Это он мог переделать за неделю столько дел, что другой не осилит и за месяц.

Зачастую, нанимая людей, предприниматель полагает, что они будут работать столь же самозабвенно, как он сам, в крайнем случае – чуть хуже.

Но это не так – люди банально «оттаскивают службу» и скорее бегут домой. Предприниматель не понимает: как можно в течение двух дней делать то, что он сам может сделать за два-три часа?

«Ну и сделал бы эту работу сам, а работников уволил» - скажете вы. Все бы хорошо, но у него уже нет возможности делать то, что он делал раньше – предприятие, бизнес растет столь стремительно, что человеку приходится выполнять работу уже совершенно другого уровня, более координационного, информационного, аналитического характера, человек больше находится в разъездах, общается с партнерами и т.д. А для той работы, которую он раньше делал сам, он и нанял работников.

Его ожидания, однако, не оправдываются, и тут у человека есть два выхода – забросить свой дело, либо работать дальше , стараясь сделать так, чтобы его бизнес остался жив.

Предприниматель должен будет нанять гораздо больше людей, чем он думал изначально , для того, чтобы они выполнили необходимый объём работ. И дело здесь не в предпринимателе, который не может рассчитать, сколько ему людей понадобится, а в работниках, исполняющих свои обязанности вполсилы и спустя рукава . Предприниматель судит по себе – я могу, значит и другие могут! И это правильно. Могут все, но рабская психология 90% населения приводит к обратному.

И вот получается так, что бизнесмен нанимает все больше и больше людей, чтобы выполнить какой-то объём работ, но, чтобы при этом предприятие не осталось в минусе из-за бездарной работы подчиненных, руководитель-предприниматель должен предлагать настолько полезный товар или услугу обществу, чтобы ему хватило для окупаемости, предприятия, для себя, и для его рабов, число которых все возрастает, а КПД их деятельности все падает.

По сути, приходим к тому, что даже среди предпринимателей окажется очень мало людей, которые с успехом решат эту сложнейшую задачу, поэтому большинство бизнесменов терпят неудачу, банкротство вскоре после того, как значительно расширяют свой бизнес (в том плане, что на него начинает работать все больше рабов).

Вот и получается, что наемные работники – своеобразный тормоз развития . Оно и понятно, «Что это я буду горбатиться на дядю за зарплату? Он тут бабло гребет лопатой, а я получаю всего столько-то тысяч в месяц!!» Естественно, жадность, зависть и прочие «светлые» чувства работников легко понять, но отнюдь не оправдать. Понятно, что тот, кто вами руководит и платит вам деньги, превосходит вас, а это мало кому приятно. Естественно, очень не хочется видеть успех человека, на которого ты работаешь – отсюда все вытекающие.

Только спрашивается, «А вам-то что мешает? Что вам мешает повысить свой КПД?»

Почему вы будете вечно ругать начальство, фирму, государство, но будете продолжать делать то, что вы делаете там, где вы это сейчас делаете?

Что мешает работать с самоотдачей, самозабвенно, со страстью? Если вы будете трудиться на себя, вы за то же время, что и на нынешней работе, выполните в разы больше полезной работы и, соответственно, в разы же и повысите со временем свой доход.

Ах, вы не можете уйти с работы? Ладно, все бывает, с трудом, но поверю.

Ах, вы даже не можете посвятить два-три часа в день тому, что организовать себе дополнительный источник дохода? Можете? – Начните прямо сегодня и результаты превзойдут ваши ожидания.

Не можете? – Оставайтесь рабом, и жалуйтесь на жизнь дальше. Хотя нет – более конструктивная концовка специально для вас: Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и тогда вы сможете одолеть хотя бы предыдущий пункт про 2-3 часа в день.

Ваш Дмитрий Науменко

На восемьдесят процентов психологические характеристики человека зависят от его подсознания, которое содержит в себе не только индивидуальную историю, но и его архетипические особенности коллективного бессознательного, часто определяющие не только психологический тип отдельного человека, но даже целого народа.

Рассмотрим состояние человека и его внешние реакции, содержащего в глубинах своего подсознания дух раба, что может сформировать в человеке его дух, определяющий его взаимоотношение с самим собой, с Богом и с окружающим миром. Одной из самых важных причин, формирующих дух народа и дух каждого человека, принадлежащего этому народу, является религия. И чем более жёсткими являются её догматы, и чем тщательнее выполняются они, тем более глубокие изменения происходят со временем, как в отдельном человеке, так и в целом народе, исповедующем эту религию. Мы читаем Ветхий завет, который для иудеев является назиданием, какими они должны быть, и видим, что он полон духом рабства, который заполнил царство их подсознания.

«Ваш бог - дьявол», - говорит Иисус Христос книжникам и фарисеям. Но кто, как не они, являются носителями духа иудаизма, духа падшего Денницы-Люцифера? «Как упал ты с неба, Денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на Небо, выше звёзд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (!); взойду на высоты облачные, буду подобен всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Ис. 14. 12 - 15). Но Иисус Христос именует себя самого: «я есмь…звезда светлая и утренняя» (Апок. 22 гл. 16 ст.). Под звездой зари здесь подразумевается утренняя звезда, Венера. В иудейской и христианской традициях под звездой понимается мессианский символ. Но Люцифер на мессианство претендует, а Иисус является мессией изначально. В первом проявляется его эго, а во втором - предназначение, данное ему свыше.

И этот падший ангел, Денница-Люцифер, имея глубоко рабскую душу, гордыня которого стремилась возвыситься до сонма богов на краю севера, чтобы стать подобным всевышнему, оказался низверженным в миры мрака. Великий асур - Люцифер, носитель гордыни, и чувства превосходства над всем сущим на Земле, отец лжи (как говорил о нем Иисус Христос), носитель всех пороков, извращающий Божественную истину и сознательно противостоящий ей, растворился в человеческих сердцах, которые стали выразителями его воли и его рабства. И хотя эти люди не стремятся к тому, чтобы быть подобными Всевышнему, но гордыня, поселившаяся в их сердцах, скрывающаяся под изменчивой маской социального хамелеона, отражается на их лицах и их отношении к реальности этого мира. Гордыня этих людей, является неосознанным стремлением к компенсации глубочайшего духа рабства, заполняющего всю духовную пустоту пропасти рабской ничтожности их душ. Именно дух рабства, стоящий позади гордыни, заставляет их презирать всех, кто не помечен печатью Люцифера. И в то же время неведение не позволяет им осознать истинной причины их жажды власти, почестей, богатства, и презрения ко всему человечеству, которое для них - только средство достижения социальных вершин, где они получат, как они предполагают, наивысшую свободу и наивысшие удовольствия. «Взойду на Небо, выше звёзд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен всевышнему…». Это стремление Люцифера на материальном плане реализуют носители его воли и его духа, но только в пределах своих возможностей.

Есть два способа получения удовлетворения, используя власть. Первый из них, который можно назвать Божественным - создание наивысшей гармонии и благоденствия подвластного народа, когда существует единство власти и народа, и основой этого единства является служение. В этом единстве люди, находящиеся у власти, жертвуют собой ради блага народа и всего государства, служат ему. В свою очередь народ, жертвует свои жизни и свой труд на благо государства, что так же является служением. Истинная жертва - это всегда служение, приносящее радость и удовлетворение, которое может быть превыше любых удовольствий, потому что это удовлетворение своей жизнью. Второй способ получения удовольствий с использованием власти прямо противоположен первому, и его можно назвать сатанинским. Суть его заключается в крайнем подавлении в человеке всего человеческого, превращение его в абсолютного раба, которого можно презирать за его безответность, развращенность, рабскую послушность и примитивность ума и желаний. Для Люцифера очень важно быть в окружении тех, которых он презирает и в этом презрении он возвышается в своём самомнении. Для него приятно бессилие и рабское преклонение перед ним его жертвы, и непереносимо всё, что превосходит его в свете истины и поэтому недоступно его ловушкам лжи.

Есть два способа получения удовлетворения на путях богатства. Первый из них может быть назван Божественным, и основан на принципах справедливости, в основе которого распределение общественных богатств, как на нужды государства, так и на нужды его граждан. При этом распределители народных богатств не являются их собственниками, и в то же время создатели этих богатств, при распределении получают только ту их часть, которая необходима для их благополучия. При справедливом распределении сумма вознаграждения за работу определяется не социальным положение работника, а его прилежностью и индивидуальной необходимостью. Жорес Алфёров в одной из бесед говорил, что захваченность человека жаждой наживы, ведёт к угасанию его творческого горения. И он совершенно прав, так как творчество и бизнес не совместимы. Если человек рассчитывает, какую прибыль он может получить за свою творческую работу, то стремление к прибыли быстро погасит пламя творчества. Это одна из причин, почему среди бизнесменов нет людей творческих. А ложь и всяческие хитрости в бизнесе связывать с творчеством не следует. Если рассматривать творчество и бизнес с позиций уровня вибраций сознания, то ясно, что творчество и духовность имеют более высокие вибрации, чем бизнес и корысть. Это как два полюса, из которых для человека может быть открытым только один. Здесь могут последовать возражения, что многие тысячи российских учёных уехали на запад, так как там и оснащение лабораторий лучше, и зарплата выше. Верно, уехали, но не бизнес делать, а заниматься научной работой и не думать о материальной стороне жизни. Было бы справедливо, если бы всё человеческое общество опиралось на этот социально-экономический принцип.

Второй способ удовлетворения на путях богатства принадлежит Люциферу. Основным принципом его существования и его страстью является стремление к величию и наслаждению, поэтому он присваивает всё, что может удовлетворять его беспредельную страсть. Он хотел бы иметь все богатства Земли и даже Вселенной, которые были бы символом его величия, его превосходства над всем сущим в мирах низшей сферы. При этом для него не существуют ни мораль, ни сострадание к тем, которые могут оказаться на путях его страсти, потому что в сердце его нет тепла и света. И в то же время он не жесток по отношению к своим жертвам, так же как не является жестоким насекомое-хищник, например, паук, когда поедает свою ещё живую трепещущую жертву - оно просто утоляет свой голод. При этом ум Люцифера остаётся расчётливым и холодным. Для него не существуют такие понятия, как ложь, предательство, намеренное сокрытие истины или искажение её. Для него существует только цель и средства для её достижения. Стремясь к абсолютному превосходству над всем сущим, на вершине своих стремлений Люцифер не будет делиться с кем бы то ни было своей значимостью и, поэтому, в ветхом Завете он говорит, обращаясь к своему народу: «Не поклоняйтесь другим богам…» (4 кн. Царств гл.19. ст. 6,7). Здесь невольно возникает аналогия стремления США к однополярному миру, не делить с кем-то ещё власть на вершине человеческой пирамиды. У религиозного человека может возникнуть несогласие с утверждением, что Люцифер и бог иудеев - это одно и то же. Но ещё раз обратим своё внимание на слова Христа, обращенные к иудеям: «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала (здесь имеется в виду убийство Авеля Каином, который был побуждаемый к этому дьяволом) и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (От Иоанна 8 гл. 44 ст.).

Наслаждения и удовольствия так же могут быть реализованы на двух уровнях. В одном случае, человек получает наслаждение и удовольствие от того, что он не живёт для себя. И эти наслаждения, и удовольствия не перед другими людьми и не в результате гордости за самого себя, а потому что жить для других людей или для Бога всегда приносит истинную радость и наслаждение.

И наслаждения и удовольствия так же могут быть для себя, и источников этому в материальном мире может быть множество. Но во всех случаях эти переживания содержат чувство удовлетворения самим собой, превосходство над теми, которые не имеют материальной возможности получать такие же наслаждения и удовольствия. Презрение к тем, которые лишены возможности жить ради удовольствий, и вынуждены выживать, хотя и создают своим трудом блага для социальной элиты.

В каждом живом существе есть стремление, противоположное его самой тёмной и самой несознательной части, стремление превзойти её или, если превзойти невозможно, то хотя бы компенсировать её, иллюзией власти на проявленном плане Земли. Тем более, что в Земном мире, царстве иллюзий, это неизмеримо легче, чем в более высоких мирах света. Для одних людей, это стремление превзойти явилось началом их духовного пути, для других - жаждой власти и жаждой удовольствий. И началом этих двух противоположных путей положил Люцифер, когда вошел в человеческие души. И если первые, на путях к Божественной истине отвергли обещания падшего духа, то в других он нашел созвучное ему жилище и сделал их своими выразителями в этом материальном мире, и сформировал себе в глубинах их подсознания своё царство. Гордыня его нуждалась в поклонении ему, а его мучительная рабская часть могла быть удовлетворена только властью, неограниченной властью над всем человечеством. И в своём стремлении к тому, чтобы превзойти Творца всего сущего на Земле, Дух тьмы решил низвести человеческий род, до состояния крайнего и грязного ничтожества, чтобы посмеяться над единым Богом: «посмотри, какое жалкое ничтожное существо ты создал на Земле, ничтожество, возомнившее себя царём природы и вершиной творения. Это существо будет исполнителем воли не твоей, а моей, и я буду властвовать над ним во веки веков». Живя в душах людей, испокон веков, посвятивших себя служению мамоне, он заполнил их не только своей рабской сутью, но и гордыней и неутолимым стремлением к власти. И носители мрака и лжи Люцифера, носители его презрения ко всему Божественному на Земле, гонимые всеми народами мира, они мечтают и стремятся установить власть своего бога над всем сущим в этом мире, погасить свет в тех душах, в которых он только что начинает разгораться и в тех, в которых он чуть теплится, чтобы не осталось среди людских сердец тех, которые могли бы однажды стать носителями света. Это для него очень важно, чтобы сделать Землю своим подножием, а людей - исполнителями своей разрушительной и растлевающей воли.

Всё происходящее в современном мире - это попытки духа лжи установить свою власть в человечестве, чтобы усесться на вершине человеческих судеб и управлять ими, наслаждаясь своей властью и своими богатствами. И исполнители воли Люцифера, души которых прельстились стремлениями духа лжи, с радостью приняли его в свои сердца и пошли путями, дающими им власть, славу и богатства. Все пути их помечены слезами и стонами народов, попираемых их насилием и ложью.

«…Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, - великий царь над всей землею; покорил нам народы и племена под ноги наши…» (псалтирь 46 гл. 2 - 4 стихи и 10 стих). И обволакивают они ложью тех, которые не приемлют их идей, и которые не следуют путями, удобными для духа тьмы, а затем присваивают то, что не производили. И всё это делается во имя их бога, которого Иисус Христос назвал дьяволом.

В душе каждого человека есть тёмные подвалы, в которых обитает дух раба и его неистребимая гордыня, но у различных людей эта тёмная его часть не одинаково выражена, и каждый человек должен приложить все возможные для него усилия, чтобы избавиться от духа тьмы, пребывающего в глубинах его подсознания.

Рабство человека, в первую очередь проявляется в его зависимости от низшей природы. Желания и удовольствия являются его целью, к которым он стремится в течение всей своей жизни. В то же время болезни, страдания и страх смерти постоянно преследуют его, пока не закончатся дни его жизни на Земле. И, возможно, осознает он в конце своего пути, что всё, к чему он стремился и от чего постоянно убегал, были только иллюзии, не имеющие никакой реальной ценности, что предназначение всего, что окружало его, и чем он сам окружал себя, было иным. И возможно, в конце своего пути он осозна ет, что и его собственная жизнь так же имела другое предназначение, но он её, как королевскую печать, использовал для «колки орехов».

Человек не осознаёт истоки жажды власти, богатства, наслаждения; и не осознаёт он причин страха смерти и стремлений избежать страданий. Он даже не осознаёт власти эго над собой, потому что имеет очень странное и пока не вполне понятное свойство присваивать всевозможные состояния, желания, стремления и даже особенности своей личности. Все стремления человека - к власти, богатствам, наслаждению и даже к разрушению, являются извращённым стремлением внутренней части человеческого существа к Божественной истине. Но это вовсе не означает, что человек должен оставить своё тело Земле и уйти в нирвану, тогда воплощенная душа не выполнит своего предназначения. Она должна стать хозяином внешней части человеческого существа и сделать её совершенным инструментом Божественной воли в его работе на Земле, и для этого человеку предоставлены все возможности. И кажется парадоксальной ситуация, в которой и человек, и внешние условия, в которых он живёт, и его Божественная душа - всё было подготовлено, чтобы Божественная работа на Земле была сделана, но произошло всё не так, как можно было бы предполагать. Вместо свободного человека мы имеем на Земле племя рабов, которое не только находятся в полном порабощении у сил низшей природы, не ведая этого, но даже гордится тем, что следует её законам и исполняет её прихоти. Глядя на реальность современного мира можно подумать, что Божественный оставил его на произвол судьбы, и тёмные силы воспользовались этим и захватили власть над всем человечеством. Такое могло бы произойти только в одном, совершенно невероятном, случае - если бы Бог перестал бы быть Богом. В сердце и сознании каждого человека должна быть непоколебимая вера в Бога и уверенность в том, что всё происходящее в мире соответствует его замыслам. «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его» - говорил Иисус Христос. Поэтому, всё происходящее в современном мире, в мельчайших деталях своих соответствует замыслам Бога. Не существует никакого попустительства тёмным силам, в котором они могли бы делать то, что им хочется. Правда, эти силы, так же как и человек, присваивают себе желания, стремления и отношения к реальности этого мира и реальности самих себя, но в действительности, позади всего этого есть единственная Божественная воля, скрывающая себя за неведением присвоения

Когда мы говорим о создании вселенной и человека, то подразумеваем, завершение какого-то Божественного плана. Но, в действительности, когда мы говорим, что Бог «стал всем этим», то делаем только мгновенную фотографию реальности этого мира, его своеобразный гистологический срез. После чего начинаем рассматривать и изучать эту фотографию, будучи уверенными в том, что мы познаём реальность Вселенной на макро или микро уровнях. В действительности, Вселенная находится в состоянии непрерывного изменения, в котором нет места случайностям и попущениям, и нет в ней ничего окончательного, завершенного, на каком бы уровне мы ни рассматривали её. Вселенная - это океан энергии-сознания, которое не может быть ни статичным, ни хаотичным, динамика которого не имела бы направления. На нашем земном плане идёт интенсивный процесс проявления всего низкого и деструктивного, что должно быть трансформировано. Этим в настоящее время и заняты тёмные асурические силы, используя избранных для этой цели людей.

Эволюция никогда не совершается для многих, хотя многие участвуют в ней. Вспомните слова Христа, когда он сказал: «Много званных, да мало избранных». Заметьте, он не сказал, что мало тех, которые согласились следовать зову, а избранных не спросили, хотят ли они быть избранными. Но из слов Иисуса Христа ясно, что всё происходит по воле Бога и только неведение не позволяет человеку осознать эту волю. Но это не значит, что всё фатально неизбежно - к одной и той же цели ведут много дорог и человек имеет возможность выбирать одну из них, но он не может выбирать цель. Он выбирает только дороги к той цели, ради которой он живёт на Земле, а цели предопределены ему Богом.

Всё человечество подобно пирамиде, тело которой служит опорой для её вершины. Те, которые избраны Божественным для нового мира, поднимаясь по ступеням пирамиды человечества, отдают каждому её уровню то, что ему принадлежит. И когда духовный искатель поднимается к самой вершине и уже готов взойти на неё, он должен отдать последнее, что принадлежит пирамиде человечества - иллюзию самого себя. И, затем, он делает ещё один шаг за пределы вершины, потому что пирамида становится для него трамплином в его бессмертное будущее. Таким образом, в этом мире происходит всё так, как установлено Богом, но для человека это скрыто неведением присвоения. Духовный путь - это средство, при помощи которого искатель постепенно освобождается от иллюзий и неведения этого мира

В земном мире существует множество псевдодуховных путей, представляющих собой смесь устремлений. В центре их - устремление к Божественной истине, но чем дальше от центра и ближе к периферии, тем в большей степени эти устремления извращаются и превращаются в устремления к ценностям этого материального мира.

Истинная религия должна в религиозном человеке, порождать не страх и рабское преклонение, а радость, потому что единство с Богом это всегда радость, и в нем свобода, но не рабское преклонение. Богу не нужна роскошь храмов, вызывающая восхищение прихожан, ему нужны наши души. «Храм божий внутри нас», - говорил Иисус Христос, и для духовного пути более ценна искренность, но не безусловное исполнение внешних обрядов. В человеке пребывает страх и состояние рабства только тогда, когда он поклоняются дьяволу. Конечно, можно спросить: а как же тогда страх Божий, страх быть оставленным Богом? Если сравнить страх быть оставленным Богом со страхом грешника перед посмертным адом, то страх быть оставленным скорее похож на печаль, скорбь, тоску по единству с Богом, потому что у искреннего духовного искателя при этом возникает внутренняя пустота и состояние, когда, кажется, не на что опереться. Именно поэтому воскликнул Иисус Христос: «Боже мой, Боже мой! Для чего ты оставил меня!»

Если внимание человека сосредоточено на Высочайшем, то в нём должны возникнуть состояния, принадлежащие высочайшему, а если на Люцифере, то и состояния будут соответствующие. Когда Иисус Христос называл Бога своим отцом, то боялся ли он его? И каким же было лицо Яхве, что его не должен был видеть человек, так как, увидев, может умереть? Если прекрасным, то от прекрасного могут придти в неописуемый восторг.

Смирение раба - это смирение человека, который в этом материальном мире считает себя самым низким, мелким, ничего не значащим, по сравнению с остальными людьми и, конечно же, перед Богом. Но истинно духовный человек не чувствует себя ничтожеством перед кем бы то ни было. Он не содержит в себе гордыни и в то же время не унижается ни перед кем.

Дух рабства - это всегда ущербность, отверженность, стремление компенсировать этот дух в себе. Но это стремление никогда не будет утолено, так как живущий в рабском духе не знает что такое дух свободы. Отсюда его стремление властвовать над другими в этом материальном мире, так как он не знает других путей, чтобы избавиться от духа рабства. Социальное положение раба может не соответствовать свободному духу этого человека, и занимающий положение господина, может иметь в своей основе рабскую душу. Поэтому, раб никогда не сможет насытить себя положением господина, имеющего даже неограниченную власть, потому что не существует внешних средств, при помощи которых можно избавиться от духа рабства. Раб никогда не может насытить себя удовольствиями, которые, по его мнению, являются прерогативой свободных. Раб никогда не насытит себя материальными богатствами, которые могли бы компенсировать его внутреннюю нищету и хотя бы создать иллюзию полноты. Писатель Отто Вейнингер, автор известной книги: «Пол и характер», осознал в себе дух раба, принадлежащий его народу, и попытался освободиться от него доступными ему средствами, не потакая этому духу, но так и не смог преодолеть его, что привело его в возрасте двадцати трёх лет к самоубийству. Человеку невозможно объяснить, что такое свобода, которую он часто путает со вседозволенностью, властью, безграничным богатством, беспредельными удовольствиями, которые в свою очередь делают человека ещё большим рабом чем он был прежде. Единственный путь к свободе - это путь сердца, на котором человек может полностью освободиться от власти над ним низшей природы. И только тогда он станет свободным человеком.