Нешёлковый путь. Оле Нидал как духовный инвалид — косячник или просто неудачник

Также известный как Лама Оле (тибетское имя - Карма Лоди Чжамцо), передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде - "ученые люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи". Он основал более 550 Буддийских Центров Алмазного Пути (англ.)русск. во всём мире. Карма Кагью является подшколой Кагью - одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма, центры Алмазного Пути так же признаются принадлежащими к школе Кагью определённой частью Лам Карма Кагью. С начала 1970-х годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути». У него более 10 000 учеников в том числе более 2 000 в России.


Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров - в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи - в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче - Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

Центры Алмазного Пути

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь - это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений - даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) - способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Карма Кагью в России сегодня

Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус - учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью - нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели - узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя - он главная фигура, благодаря его опыту практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума - отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития - это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о "Святых", то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

Разногласия

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью - Кюнзига Шамара Ринпоче - Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

Критика

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками - независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.


Лама Оле Нидал появляется в Лондоне дважды в год. "Лама" - это не монах и не святой. Это человек, который учит буддизму. Лама Оле учит тибетскому буддизму традиции Карма Кагью. Он и его жена Ханна - первые люди с Запада, получившие прямую передачу этого знания от "царя йогов Тибета", 16-го Гьялва Кармапы. Оле помнит, что в предыдущей жизни уже был ламой в Тибете. Не-буддисту трудно понять, что все это означает. Буддист же с благодарностью складывает руки на груди и просит благословения.

Когда китайцы захватили Тибет и многие жители этой горной буддистской страны были вынуждены бежать через Гималаи от оккупантов, разрушавших древние монастыри и расстреливавших лам, тибетцы, как они сами считают, начали перерождаться на Западе.

С детства Оле, датскому мальчику из профессорской семьи, снилось, как он водит по горам небольшого роста, азиатской наружности людей, спасая их от отрядов китайцев, отстреливаясь... Сейчас он уверен, что в предыдущей жизни жил в Тибете. То же самое ему сказали и те люди, от которых он, проведя три года в Гималаях, принял передачу знания.

"В день новолуния в сентябре 1970 года в Сиккиме, в Гималаях, я принял имя Карма Лоди Джамцо, что означает "Океан Мудрости". Учителя, который дал мне это имя, зовут Кармапа. Он - первый сознательно перерождающийся лама Тибета. Он делает это, начиная с 1110 года, и принял уже 17 воплощений. Наша линия преемственности называется Карма Кагью".

Разные религии - для разных людей

Мастер медитации, автор книг, переведенных на десятки языков, лама Оле основал в мире более 400 центров, из них около 80 - в России, и теперь у него нет дома - каждый из этих центров превращается в его дом, когда лама приезжает. В каждом он проводит не больше двух дней.

Даже если только просто переезжать с места на место, такой образ жизни свалил бы с ног любого. Но Оле Нидал еще и читает лекции, проводит коллективные медитации, дает прибежище для тех, кто решает стать буддистом. И при этом жив-здоров в свои 60 с лишним лет. По-прежнему прыгает с парашютом. По-прежнему не провел ни одной ночи без своей жены Ханны, которая путешествует вместе с ним. По-прежнему, когда есть возможность, гоняет на мотоцикле со скоростью 200 км в час по горным альпийским дорогам. Будды хранят?

В черной футболке и джинсах, поджарый и расслабленный, этот человек напоминает преуспевающего бизнесмена на отдыхе. Вот только в глазах у этого человека плещется сумасшедшая радость. "Я не просветленный... Сам я полагаю, что являюсь освободившимся, - говорит лама на лекциях, отвечая на вопросы. - Это означает, что я не отношусь к вещам личностно, и если возникают какие-нибудь неприятности, то я не чувствую себя мишенью".

"Идея буддизма очень проста, она состоит в том, что наш ум - это чистый, ясный свет, - говорит он, когда мы сидим в одной из комнат лондонского центра буддизма Алмазного пути, спрятавшись от шумно завтракающей сангхи - учеников Оле и тех, кто надеется стать его учеником на пути к освобождению и просветлению. - Об этом говорили и некоторые христианские мистики. Но мы еще говорим, что все люди свободны, и в этом наше отличие от христианства".

С христианством у ламы Оле отношения вполне мирные. Христианство, говорит он, - для тех, кому нужен некий бог, предписывающий, что надо, а чего не надо делать, и наказывающий за ошибки. Кого-то это устраивает.

Лама полагает, что разные религии - для разных людей. "Наша особенность в том, что мы не миссионерствуем. Во что бы человек ни верил, что бы его ни радовало, мы желаем ему всего хорошего".

Впрочем, есть идеология, с которой лама не может примириться, и острые высказывания в ее адрес стали своего рода фирменным знаком его лекций: "Демократия, свободная жизнь с одной стороны и ислам с другой - несовместимы; это как вода и нефть".

Но если ислам, по мнению ламы, опасен, отчего тогда столько миллионов людей по всему земному шару гордо называют себя мусульманами? Ответ ламы метафоричен. "Потому что в этом очень много стали, но мало золота. Кроме того, это дает их жизни очень высокую степень определенности".

Из прокисшего молока - шампанское

Карма Кагью стала первой буддийской организацией, официально признанной властями России. За что такое доброе отношение? Не насторожило ли это ламу?

"Нет, и я объясню почему. У нас есть доказательства, что мы были в Сибири уже в 1257 году. За сотни лет до того, как туда пришло христианство. Когда Ельцин ввел свой закон про необходимые [при регистрации религиозных объединений] 15 лет, мы сказали: "Пятнадцать?! Да мы здесь почти тысячу лет!" Я помню, у меня была встреча с КГБ, я им привел все доказательства, и они согласились".

Однако российские власти не пустили в страну Далай-ламу... "Я думаю, у России есть один большой сосед, которого она не хочет раздражать. Это просто смешно - Китай опасается одного старого человека. Ему 67 лет, он перенес операцию на желудке... Он не опасен. Целая армия китайских чиновников против одного бедного Далай-ламы. Это не нормально. Это не очень достойно. Не думаю, что России это нужно, она слишком большая, чтобы играть в эти игры".

Лама прекрасно помнит свои первые впечатления от России 1988 года: "Страна тогда напоминала большого раненого зверя".

Меняется ли Россия? "Если сравнивать страну с напитками, то у нас на глазах из прокисшего молока образуется шампанское. Особенно, конечно, в Москве, где оседает до 80 процентов всех денег. Но и в других местах все меняется. Повсюду встречаешь представителей нового поколения людей, которые не ждут, когда им скажут, что делать, которые самостоятельны и независимы. И это прекрасно".

Буддистская страна Россия

Но Россия - страна с сильным православным фоном. Сказать русскому человеку, что буддизм не признает души!..

Ничего страшного, смеется лама. "Я, например, очень доволен, что у меня нет души, вполне обхожусь без нее. Русские очень восприимчивы к новым идеям, их антенны настроены сразу на несколько диапазонов. У русских сильно развито абстрактное мышление - куда лучше, чем у американцев".

Тут я невольно вспоминаю одну из песен Бориса Гребенщикова, где тот назвал Волгу буддистской рекой... Уж не считает ли лама Оле, что у русских буддистская ментальность?

"Нации героического типа - а славянские народы, как правило, таковы - те, кто хочет найти счастье, очень хорошо понимают буддизм. Русские поэтичны. Если они тебе доверяют, они рискуют и идут напрямую к опыту. Есть страны, где не все так просто. Например, во Франции, в Британии, в Америке люди хотят, чтобы их за ручку вели по этой дороге шаг за шагом..."

Я смотрю в безмятежные серые датские глаза ламы и понимаю, что этот человек предпочитает не вести за ручку, а делать нечто, отправляющее тебя прямиком к цели. Как затяжной прыжок с парашютом. Говорит ли лама своим ученикам о цели человеческой жизни?

"Я говорю им, что цель моей жизни - достичь такого уровня, чтобы действовать на благо всех людей. Чтобы устранить из своей жизни всю глупость, чтобы осталось только сочувствие - такова моя цель. Думаю, и у моих учеников она такая же".

Этот ответ меня немного разочаровывает. А чего я ждал? Что вот сейчас тибетский лама удивит меня каким-то особым смыслом жизни? Ладно, попробую поймать его на другом...

С какой мыслью каждое утро просыпается Оле Нидал? Что первое ему приходит в голову? Ответ ламы вызывает у меня невольный смех.

"Какая прекрасная женщина рядом со мной!"

Лама тоже начинает смеяться, и мы все еще смееемся, когда в комнату заходит та самая женщина, с которой Оле Нидал не расстается ни на один день, ни на одну ночь уже более 30 лет. Она мягко улыбается и тихо спрашивает: "Вы уже закончили? Все хорошо?"

Напоследок я делаю несколько снимков Оле. Надеюсь, что на них можно заметить ту сияющую радость в его глазах, которая поражает с самого начала.

Единственное, о чем я теперь жалею, - я не сфотографировал их вместе, буддистскую семью Ханны и Оле Нидалов. Потому что их жизнь - лучшая иллюстрация к словам Оле: "В буддизме, если вы страдаете, - в этом нет ничего особенного или святого. Вы просто где-то ошиблись".



Лама Оле Нидал - об авторе

В 1968 году во время медового месяца в Непале, Оле Нидал и его жена Ханна встретили «царя тибетских йогов» - Его Святейшество Шестнадцатого Гьялва Кармапу, духовного главу линии Карма Кагью. Эта встреча решительно изменила их жизнь.

После нескольких лет учебы в Гималаях Оле и Ханна по поручению Кармапы начали основывать центры медитации по всему миру, открывая Западу буддизм Алмазного пути. Благодаря их усилиям за три с половиной десятилетия было создано около шестисот буддийских центров и медитационных групп линии Карма Кагью во всех уголках земли - от Владивостока до Венесуэлы, от Лондона до Сиднея.

Лама Оле Нидал - единственный буддийский учитель, который проводит 360 дней в году, путешествуя вокруг света. Преодолевая и географические и культурные границы, он открывает самым идеалистическим умам Запада глубокую внутреннюю мудрость Востока.

Мастер медитации, Лама Оле Нидал приносит тысячам людей возможность реализовать изначально присущий им потенциал, состояние вне страхов и надежд, вне условностей и ограничений. В своих лекциях, беседах, книгах, в непосредственном общении со своими учениками Лама Оле раскрывает путь и цель буддизма Алмазного пути традиции Карма Кагью и высший взгляд Великой печати. Его жизнь и непринужденный, свежий взгляд на мир ясно показывают, чего может достичь каждый человек, если научится покоиться в пространстве собственного ума.

Лама Оле Нидал - книги бесплатно:

Последние открытия квантовой физики, как и исследования околосмертных состояний, указывают на то, что сознание смерти существует и после смерти. Это совпадает с буддийскими взглядами, согласно которым смерть есть лишь переход в иное состояние...

Эта книга - уникальная автобиография первого официально признанного буддийского Ламы традиции Карма Кагью европейского происхождения. В книге представлен опыт основания буддийских центров в Европе и Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и...

Ни в чем, кроме любви, не переживается одновременно столько счастья и страдания...

Вот почему в этой области жизни особенную ценность представляет Учение Будды, направленное исключительно на совершенствование человека. В сравнении с этой целью...

В книге увлекательно рассказывается о годах, проведённых автором в Гималаях и о приходе Алмазного пути буддизма на Запад, а также содержатся основные буддийские знания.

Оле Нидал как лама

Важно знать о ламах:

Оле Нидал как лама и как духовный инвалид — вся правда про необуддийскую секту ККОН

Ко мне назрел вопрос со стороны «практикующих» буддистов из традиции ККПОН (Карма-Кагью по Оле Нидалу или Камцанг Кагью).

«…В вашем первом видео размещенном на Youtube о нашем учителе и ламе Оле Нидале, вы высказались отрицательно относительно его деятельности (как о личности), и в тоже время позитивно относительно его широкой деятельности как популяризатора буддизма Алмазного пути . Прошу вас, дорогой, (как вы там себя называете?), прояснить ситуацию, относительно вашего мнения, интересно, что вы думаете и почему именно так вы думаете или почему у вас такая точка зрения об Оле и его личности?

Благодарю заранее за ответ!

С уважением…»

Ну во-первых хочу сказать, что критика учителей совсем дело не благодарное, а в особенности целой традиции. И мне приходится это делать, потому что все остальные тупо привыкли жить, плыть по течению или быть бесчувственным, и безразличным бревном. Скажу, вам сразу я не из таких, кто плывет сверху и слепо бросается в полымя или не зная брода в воду.

В целом можно и нужно критиковать в традиции Кагью, но наверное, ученикам критиковать своего учителя не стоит. Вообщем-то подобная тема запрещена в ламаизме или Ваджраяне. Но я не гелукпинец и не последователь секты Карма-кагью (печалька для них видимо), мне можно все получается, да, но в рамках приличия и соц норм.

И при условии, если вы готовы принять всю правду об Оле Нидале, то читайте, дальше, если нет, то смотрите другие статьи на английском и на немецком об этом шарлатане и его секте, или покиньте этот сайт, пожалуйста! Это ваш выбор — личный.

Теперь сначала с чего начать с плохого обзора или с хорошего?..

Ну, думаю вначале начнем с плохих сторон Оле Нидала, потом обсудим хорошие. Только факты и никакого фейка, вся правда об «ламе».

Оле Нидал как духовный инвалид — косячник или просто неудачник

Ну, что готовы к правде? Тогда вперед. Первое — Оле Нидал учит пхове, в то время, как пхове учат стариков, раковых и безнадежно больных перед тем как им предстоит быстро умереть для лучшего рождения. Далее в тантре 6 йог Наропы , это вообще как бы, завершительная практика или сопутствующая после иллюзорного тела и осуществления туммо. Где такое есть у Оле Нидала?

Второе . Оле Нидал учит тому, что модно, что в тренде, как может лама учить подобным вещам? Менстрим получается, а как же традиция, линия преемственности, ценности лам, гуру-основателей, учения и все такое прочее и очень важное, забыто, выброшено на помойку?

Третье . Как человек, который не был в 3 годовом ритрите и не прошел полный курс обучения, а главное бывший наркоман, может учить кого-то тантре или хотя бы махамудре? Непонятно. Разве что он может учить приему наркотиков или тому, как грамотно пить, но не стать алкашом.

Четвертое . Как появился новоиспеченный 17 Кармапа в секте Оле Нидала? Из воздуха, сработала «тибетская система «подложи-получи «. Благодаря записочке в талисмане? Да ну!

Оно и понятно Далай-лама 14 лошара и предатель, купленый с потрашками за китайский лавандос, короче Далай-лама Тензин Гьяцо — просто китайский коммунист и их Кармапа подделка. Ага!

Почему её не предъявили миру записку и графологи и эксперты не проверили её? Не сростается как-то!


Пятое . Важно знать, что Оле Нидал учит людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Добрый такой ага — сострадательный гуру-гей , а как же обще буддийские понятия (5 не-мужчин и тантрические правила как бы не при чем) и понятия традиции Кагью, как бы не причем?! Оригинал пряма! Первопроходец, думается он просто не из Кагью вообще, раз не следует ценностям Марпа Кагью .

Шестое . Бред, постонный бред, ахинея и несуразица, которые несет Оле Нидал на лекциях можно слушать только если параллельно он рассказывает анекдоты (так хоть выглядит, хотя бы как клоун или юморист), иначе этот сумбур превращается в потраченные на ветер время и деньги. Дхарма как бы бесплатно и от учителя образованного идет. Ну и где все это?

Седьмое . Для начала стоило бы Оле Нидалу и его ученичкам изучить 4 Неизмеримых и прочие базовые учения, а не молоть всякий раз ахинею, по поводу медитации и Тантр. Для человека, который ничего толком не изучал и не знает, выгляди очень позорно! Стыдно Оле — стыдно!

Восьмое . Зачем и по какого лешего отправлять путешествующих по миру , с лекциями о медитации и Тантре, учителей * (ссори, а они уже не учителя, они уже так себе, дружки непонятные, дело в том, что ситуация изменилась и теперь нет учителей в Карма Кагье Оле) в поездки, если эти учителя даже не отличают саттипатхану от шинэ или лхатонг от лоджонга, а бодхичитта вообще не знают, что такое? Спрашиваю и не понимаю…

Девятое . Пропагандировать, то что вегетарианцы тупые или недоумки это как? А вы вообще читали сутры батенька хочется спросить и знаете о жизни Будды, Кашьяпы, Ананды и других учителей включая традицию Кагью: Миларепы и Речунгпы?

Десятое . Чморить и опускать, унижать прилюдно сутры и монахов, насмехаться над ними. А вы изучали Хеваджра-тантру и другие тантры, если да, то у меня сомнения, что вы читали лишь общее описание или отрывки и плохо представляете, что где и как обстоит. А в особенности какая или хотя бы какая-то связь между сутрой и тантрой вообще существует?


Одиннадцатое . Не достиг реализаций, потому что нет знаний, а учишь людей — Оле Нидал №1 лама в секте Оле Нидала. А жена умерла и уже новая девушка — Александра. Либеральный вы наш любитель секса и красивых дам, далеко пойдете, почему тогда гарема до сих пор нет? Вопрос!

Двенадцатое . Ваше мракобесие и невежество, дурь и нелогичность поражают, если это качества Гуру или Ламы, что тогда ждать от ваших отпрысков или учеников?


И тринадцатое . Какого черта спрашивается вы сдружились с Хамбо-ламой, он вас обзывал, вы с ним ругались, чуть ли на маты не переходили, вы его хаяли (коммерсанты, пройдохи, люди без традиции и тд и тп), он вас тоже на чем свет стоит, а теперь вот в обнимку. Что случилось с вами дядечки? Шарлатанская кровь победила и объеденила вас? Правду говорить вас не учили и вообще слово совесть знакомо?

А врать Оле Нидал привык еще с детства, не коммунист сразу видно!

И тут на те, на нетленные мощи Этигелова повелись что ле, добренькие к друг другу стали, или Хамбо-лама в нужную позу к вам встал (или вы к нему рачком встали) и вы с ним любовь закрутили, или решили стать добродетельным христианином, соблюдая культ поклонения мощам святым? Странный человек!

Это была банка дегтя, теперь ложка меда…

Оле Нидал как учитель или как лама

Что касается, ламы или учителя у Оле Нидала, как уже выразился выше в его адрес, не хватает знаний, опыта, постижений, но он хороший пропагандист — этакий буддийский прозелит для не очень умных людей или людей, которые ничего не смыслят в Ваджраяне и Сутрах. В этом случае своей харизмой, шутками, прибаутками и стебом — он привлекает простачков, лошков. неофитов, да и просто обычных людей.

К сожалению, не разу не понимал, почему это шоу с Олей Нидалом стоит столь больших денег, ведь ничего нового я не вынес, а большая часть его фиганды, которую он несет больше часа срабатывает лишь на невежественной толпе, которая любит как троллинг, так и развлечения.


Если серьезно, повторюсь еще и еще раз бывший наркоман не может быть учителем в Ваджраяне, равно и тот, у кого нет опыта и знаний. Но как рекламщик или тусовщик, создатель движухи и разврата (группового секса под пивом с водкой) — Оле Нидал подходит отлично и другие вряд ли с ним сравняться по этой части. Это вообщем все, если хотите можете писать гневные реплики. Но это не изменит мое мнение к вашему шарлатану и пройдохе Оле Нидалу. Он хороший попсовый лидер и не более того.

Всем кто бузит или собирается бузить, советую христанутого Дворкина или почитать , а потом бузить и писать мне в личку.

Лама Оле Нидал родился 19 марта 1941 г. к северу от Копенгагена, и там же вырос. Он изучал философию, английский и немецкий языки в университетах Копенгагена, США, Тюбингена и Мюнхена.

Оле Нидал

Первая встреча с буддизмом

1968: Оле Нидал и его жена Ханна познакомились с буддизмом во время медового месяца, который проводили в Непале, в Катманду. Там они встретили Ламу Цечу Ринпоче, одного из величайших буддийских учителей Гималаев.

В 1969 г. они встретили Шестнадцатого Гьялву Кармапу, и стали его первыми учениками-европейцами. Позднее он попросил их распространять буддизм на Западе. Кармапа – высший из лам школы Карма Кагью. Эта традиция существует уже одиннадцать веков, и учит Алмазному пути (санскр. «Ваджраяна»).


Передача, полученная Ламой Оле от своих учителей

Ханна и Лама Оле получили следующие посвящения и поучения напрямую от Шестнадцатого Кармапы и мастеров школы Карма Кагью и других школ тибетского буддизма:

  • Махамудра («Великая печать», тиб. «Чаг чен»,– высшие буддийские учения о природе ума) – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы.
  • Кагью Нгагдзё , «Сокровищница мантр Кагью», – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы (в 1976 г.) и Контрула Ринпоче (в 1989 г.).
  • Обет Бодхисаттвы (обещание достичь Просветления ради блага всех живых существ) – от Шамара Ринпоче (в 1970 г.), второго по значимости ламы линии Карма Кагью.
  • Четыре основополагающие практики (нёндро) – от Калу Ринпоче (с 1970 по 1971 г.).
  • Калачакра (посвящение «Колесо времени») – от Калу Ринпоче, Тенги Ринпоче (в 1985 г.), Его Святейшества Далай-Ламы (в 1985 и 2002 г.г.), Лопёна Цечу Ринпоче (в 1994 г.), Беру Кхьенце Ринпоче (в 2009 г.) и Его Святейшества Сакья Тринзина (в 2010 г.).
  • Шесть йог Наропы (продвинутые тантрические медитации школы Кагью) – от Ситу Ринпоче (в 1975 г.).
  • Пхова (практику осознанного умирания) – от Аянга Ринпоче (в 1972 г.).
  • Чик Ше Кун Дрол (собрание посвящений Кагью) – от Тенги Ринпоче.
  • Ринчен Тардзё (передача сокровищ Ньингмы) – от Калу Ринпоче (в 1983 г.).
  • И еще много посвящений и поучений от вышеупомянутых учителей, а также от Дилго Кхьенце Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче, Огьена Тулку Ринпоче, Бокара Ринпоче, Гьялтрула Ринпоче, и других.

Работа Ламы Оле

В 1972 Шестнадцатый Кармапа отправил Ламу Оле и его жену Ханну учить буддизму на Западе. Они получили задание учить и открывать буддийские центры от имени Шестнадцатого Кармапы. Его Святейшество уполномочил Оле и Ханну принимать обет Бодхисаттвы и давать Прибежище – церемонию, во время которой человек формально становится буддистом. С того времени Лама Оле дал Прибежище более чем 500000 людей.
Семью годами позже Ламу Оле и Ханну приняла у себя датская королева, и они передали ей подарок от Шестнадцатого Кармапы.

В 1972 первые центры буддизма Алмазного пути были открыты в Австрии (в Граце), Норвегии, Швеции и Дании (в Копенгагене). В 1974 г. построили первый центр в Германии. На сегодняшний день Лама Оле основал более 600 центров по всему миру.

С 1973 Лама Оле Нидал и его жена начали организовывать поездки и лекции высших тибетских лам по Европе, а позже – по Северной и Южной Америке, России и Австралии. Среди них – Е.С. Шестнадцатый Гьялва Кармапа (с 1974 по 1977), Шамарпа Ринпоче, Джамгон Контрул Ринпоче, Гьялтцаб Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Калу Ринпоче, Тгпа Ринпоче, Тенга Ринпоче, Бокар Ринпоче, Лопён Цечу Ринпоче, Трунгпа Ринпоче, Аянг Ринпоче.

Еще в 1975 Лама Оле начал учить и открывать центры в коммунистической Польше, невзирая на сложные обстоятельства. Это было началом дружбы и крепких связей со странами бывшего Восточного блока. Последующие годы Лама Оле провел, заботясь об учениках и развивая основанные им по всему миру центры.

В 1981 Шестнадцатый Кармапа скончался в Чикаго. Вместе с высшими ламами линии Карма Кагью, Лама Оле Нидал доставил тело Его Святейшества к месту кремации в Румтеке.

В 1986 Лама Оле Нидал вместе с небольшой группой друзей совершил тайное путешествие в Тибет. Об этой поездке снят фильм – «Тайное путешествие в Восточный Тибет».

Лама Оле Нидал благословляет людей в Тибете.

В 1987 Шамарпа Ринпоче, второй по значимости лама линии карма Кагью после Кармапы, попросил Ламу Оле проводить курсы пховы (практику умирания в сознании) для западных учеников. Первая пхова состоялась в Граце (Австрия). На сегодняшний день Лама Оле научил этой медитации более чем 75000 учеников по всему миру.

В 1989 Лама Оле Нидал основал первый центр буддизма Алмазного пути в Советском Союзе. Позже буддизм Алмазного пути был официально признан в России религиозной организацией. С тех пор каждый год Лама Оле путешествует с более чем 200 студентами через всю Россию по транссибирской магистрали до Владивостока.

С 1992 Лама Оле сосредоточился на работе, порученной ему учителями и Семнадцатым Кармапой Тринле Тхае Дордже (ранее официально признанным Шамаром Ринпоче). Среди учителей: Лопён Цечу Ринпоче, Лама Джигме Ринпоче, Шераб Гьялцен Ринпоче, Гендюн Ринпоче. Шангпа Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, и многие другие.

В 1999 Лама Оле и его жена Ханна, Кати Хартунг и буддистская головная организация «Алмазный путь» (объединяющая более 100 центров буддизма Алмазного пути в Германии) основали благотворительный фонд «Буддийский фонд Алмазного пути». Лама Оле пожертвовал организации всю свою интеллектуальную собственность.

В 2000 Лама Оле пригласил семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в Европу. 6000 учеников встретили семнадцатилетнего Кармапу в Дюссельдорфе (Германия), впервые на европейской земле. Во время своего визита он дал много посвящений и поучений.

В 2003 Лама Оле вместе с 72 учениками поехал в Бутан по приглашению Лопёна Цечу Ринпоче. Среди прочих они встречались с Дже Кхемпо, высшим буддийским иерархом Бутана и членом королевской семьи.

10 июня 2003 в возрасте 85 лет, Лопён Цечу Ринпоче покинул этот мир. Тем же летом во время 88 прыжка с парашютом Лама Оле получил очень опасную травму, и не мог проводить запланированные лекции. Однако уже в октябре 2003 г. во время посвящений у самой большой Ступы на Западе, созданной Лопёном Цечу Ринпоче в Бенальмадене (Испания), он продолжил выполнять обязанности буддийского ламы.

В 2004 Олимпийский комитет попросил Ламу Оле организовать буддийское представительство для лучших атлетов со всего мира в «Центре религиозных услуг» в Олимпийской деревне в Афинах. О спортсменах заботилась международная команда буддийских учителей, говорящих на семи языках, лично отобранных Ламой Оле.

1 апреля 2007 , в возрасте 60 лет, в Копенгагене скончалась Ханна Нидал. Она была незаменимым переводчиком с тибетского – на английский, датский, немецкий языки. Ханна учила в Международном буддийском институте Кармапы (КИБИ), находящемся в Нью-Дели (Индия). Она была вовлечена в переводы многих буддийских текстов. Ханна заботилась о высших ламах линии Карма Кагью во время их поездок на Запад, и учила сложным техникам медитации.

В 2007 Буддийский фонд Алмазного пути приобрел усадьбу «Хохройте» на озере Гроссе Альпен Зии, неподалеку от Имменштадта (Германия) и основал «Европа-центр» – место для встреч буддистов Алмазного пути со всего мира. Здесь проходит международный летний курс, приезжают многие тибетские ламы и западные учителя. Курс посещают студенты из 50 и более стран.

В 2008 Лама Оле Нидал официально открыл выставку «Вневременные ценности – сокровища гималайского искусства» в Европейском парламенте в Брюсселе. Выставка Буддийского фонда Алмазного пути собрала более 40 экспонатов из Непала, Индии и Бутана.

В 2009 Лама Оле Нидал сопровождал Семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в первом туре по России. Он был принят высшим представителем официального буддизма в России – Хамбо-Ламой.

Лама Оле Нидал и Хамбо-Лама.

В 2010 Ламу Оле пригласили принять участие в посвящении Калачакры, которое давал Его Святейшество Сакья Тринзин, высший Лама буддийской традиции Сакья.

23 августа 2010 в Карма Берчен Линге, в Греции, состоялась инаугурация ступы Калачакры, – после более чем двадцатилетней подготовки. Проект постройки этой Ступы был начат Лопёном Цечу Ринпоче, и завершен Ламой Чогдрупом Дордже. К церемонии, проводимой Ламой Чогдрупом Дордже и Ламой Оле, присоединилось более 2500 буддистов со всего мира, представители греческих властей, а также люди из соседних поселений.

Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже благословляет Ламу Оле во время празднования сорокалетия буддизма Алмазного пути в Европа Центре (Германия)

В 2012 году Лама Оле, по приглашению королевской семьи Бутана, дал поучения в этой древней буддийской стране. Он встретился с королевой-матерью Бутана, и они вместе посетили важные для буддистов места.

Королева-мать Бутана и Лама Оле Нидал

Затем он отправился в Бодхгайю, чтобы принять участие в Кагью мёнламе, одном из главных событий для линии Карма Кагью. В этом месте, где исторический Будда достиг Просветления, держатели линии и мастера высочайшего уровня практикуют вместе с тысячами гималайских буддистов.

Лама Оле Нидал на Кагью мёнламе в Бодхгайе