Рабская психология. Как избавиться от психологического рабства

Меня давно занимает вопрос рабской психологии. В первую очередь потому, что люди с этими свойствами личности в той или иной мере влияют на мою жизнь. Я долго размышлял на эту тему, и вот пришло время об этом написать.

Свобода

Для начала определимся что такое свобода. Для меня она представляет собой состояние моего сознания, которое позволяет мне идти по пути развития. Она заключается в проявлении любви к себе, моей семье и окружающему миру, когда я осознаю свои ценности и следую им, когда реализую себя в своих достижениях. Для меня свобода это возможность состоятся, это мои решения и поступки, в которых я создаю себя и творю свою жизнь. Моя свобода рождается из энергии моего духа, это мой поиск и выбор того, куда я направлю свою энергию, в каких решениях и действия ее воплощу. Можно сказать, что в моей свободе заключается путь к моему счастью.

Историческое наследие

Раб тот, кто не умеет владеть собой.
Эпиктет

Выдавливать из себя раба по капле.
Чехов

Уже больше тысячи лет существует Российское государство. Если не вдаваться в исторические подробности, с момента Крещения, то есть — принятия христианства.
Значительную часть населения России до недавнего времени составляли крестьяне. Слово крестьянин как раз и произошло в результате Крещения Руси. Крестьянин — это и есть христианин. В нашем случае — православный.
А вот кем был крестьянин на Руси в течение всего этого долгого времени? Ответ очевиден — рабом.
Есть мнения, что рабский менталитет и прочую «азиатчину» на Русь занесли монголо-татары, в довесок к русскому мату. Монголо-татарское иго, безусловно, очень сильно укрепило традиции рабства на Руси, но поговорки типа «Slawen sind Sklaven» вполне себе были в ходу в Европе ещё до времен ига. К тому же, институт холопства существовал на Руси ещё в XI веке, а то и намного раньше.
До 1861 года значительная часть русских была крепостными крестьянами, находившимися в рабстве у барина. Что характерно, основной ударной силой в обоих крупнейших крестьянских восстаниях того времени - разинском и пугачевском - были отнюдь не крестьяне, а казаки, то есть разбойники.
Кроме того, примечательна социальная драма непосредственно после отмены крепостного права. Чехов и остальные, разъезжая по стране, внезапно замечают, что мужики-то без барина предпочитают не работать на себя, а потихоньку спиваться. Потом случилась Октябрьская революция, и население оккупировали коммунисты. При Сталине рабское положение достигло своего апогея: многие находились в лагерях, а остальные работали на повышение обороноспособности социалистической Родины. Попытки изменить ситуацию предпринимались в начале ХХ века с помощью НЭПа и в конце с помощью всеобщей приватизации.
Обе попытки потерпели фиаско. НЭП сменили коллективизация и Гулаг. А приватизация постепенно превращается в госкорпорации.
А вот теперь ответьте? Разве рабскую психологию, нажитую столетиями, можно изжить всего лишь за несколько десятков лет. Сегодня крестьянство уже не составляет большинства населения. Но если бы можно было проследить родословную большего количества горожан, окажется, что их предки не так уж давно, три-четыре поколения назад, вышли из деревни. И психологию эту рабскую унаследовали генетически.
Ну, это на Руси, а как же во всем остальном мире? В бронзовом веке Моисей водил евреев по пустыне сорок лет не потому, что они были фанатами, а чтобы до Палестины дошли только рождённые свободными евреи. Как вы думаете, почему в древней Греции (кроме Спарты) рабами были только варвары, но не греки? Вовсе не потому, что им было стыдно держать в рабстве своих же сограждан. Просто существовало мнение, что рабы из греков получались плохие, поскольку им недоставало того самого рабского менталитета, характерного для варваров. Да и вообще, греки и римляне того времени смотрели на «варваров» (в первую очередь персов) как на черных во все времена и в первую очередь из-за их рабской покорности перед своими правителями.
До кучи следует отметить, что рабовладение в Риме в советских учебниках «Истории Древнего мира» особенно смаковалось, чтобы детишки прониклись, как же ужасно жилось рабам. При этом сознательно упускалось несколько любопытных деталей. В частности, римский раб мог заниматься экономической деятельностью, снимать и даже покупать жильё, и иметь собственных рабов. Да, в Древнем Риме можно было быть одновременно и рабом и хозяином. Но при этом даже богатый раб со всем своим имуществом был собственностью своего хозяина.
Как вы думаете, почему во всех германских и романских языках слова «славянин» и «раб» звучат весьма похоже? «Раб»: по-английски - slave, по-немецки - sklave, по-испански - esclavo, по-французски - esclave. При том, что, по-латински «раб» - servus, а латинский - корень этих языков (все эти варвары позаимствовали, в свое время, больше половины слов из латинского в свои языки).

Сервилизм

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

Некрасов

Прощай немытая Россия -
Страна рабов, страна господ!

Сервилизм — рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.
Люди, которым свойственно такое мышление даже оставшись без господина, не становятся свободными, рабство у них в душе.
Исторически сложилось, что в любом обществе есть свой лидер. Небольшая группа людей, объединившаяся ради того, чтобы убить и съесть мамонта или ограбить караван обойдется одним человеком, который знает как надо это делать и будет командовать, и его будут слушаться. Многомиллионное государство порождает многотысячные структуры с безумными системами управления, которые тоже должны предотвратить разброд и шатание там, где он не нужен.

Важно, что по традиции западного общества считается, что власть существует ради блага народа, а не наоборот. Если она принимает хорошие законы и обеспечивает их выполнение, то общество будет процветать и значит это годная власть. Обладатель же рабского менталитета полагает, что царь-батюшка день и ночь только и думает как накормить, дать крышу над головой и обеспечить работой своих рабов. А в запущенных случаях больной ещё и желает, чтобы государство объяснило ему, как и ради чего он должен прожить свою бессмысленную жизнь. И потому вполне уместно вымирать миллионами, терпеть массовые расстрелы и голодать ради построения идеального государства, которое будет любить своих рабов.
Обладатель рабского менталитета остро нуждается в авторитарном правителе. Сложная политическая система не подходит, должна быть именно личность, «твердая рука», заместитель Бога на Земле, который может решить все проблемы, но только если ему правильно поклоняться.
Власть, как правило, обожает своих рабов, поскольку те, кто рабского менталитета лишен и требует от власти сделать хоть что-нибудь полезное, отвлекает ту от действительно важных вещей. Потому рабский менталитет любовно взращивается под видом патриотизма, насаждается через церковь и безукоризненно обеспечивается массовыми расстрелами.

Немного подумав, Татарский пришёл к выводу, что раб в душе советского человека не сконцентрирован в какой-то одной её области, а, скорее, окрашивает всё происходящее на её мглистых просторах в цвета вялотекущего психического перитонита, отчего не существует никакой возможности выдавить этого раба по каплям, не повредив ценных душевных свойств.
Пелевин

Некоторые люди настолько отравлены и так безнадежно зависимы от системы, что будут драться за нее.
Морфеус

Святая вера в то, что добрый Царь-батюшка разрешит все проблемы и покарает нехороших бояр. Любовь и стремление к халяве, которая в виде подачек исходит сверху. А также особая гордость при получении подачки.
Ненависть ко всем, кто добился чего-то своим трудом, желание у таких все отнять и поделить. Ненависть ко всем, кто не считает «твердую руку» высшим благом и идеальным устройством государства.
Рабский менталитет предполагает осознание себя ни на что не годным без пинка сверху ничтожеством.

Господь терпел и нам велел.
Старинная русская пословица

Церковные служители в нашей стране всегда были тесно связаны со служителями государевыми, а христианский принцип «ударили по правой щеке - подставь левую» активно использовался для приручения быдла ещё в Древнем Риме. То, что принцип-то не о запрете самообороны, а о запрете злопамятности и обидчивости, до быдла, как всегда, не донесли, не разжевали.

Решение

Здесь возникает один вопрос: а нужно ли общество морально свободных людей? Ведь сплоченная какой-то идеей нация развивается гораздо лучше, чем народ, погрязший в междоусобных склоках, и не имеющий вектора для развития?
Как показывает история нужно! Во-первых, если запустить болезнь, то система перестанет адекватно реагировать на вызовы объективной реальности и серьезно пошатнется, лишая своих подопечных закона, порядка и колбасы, что неизбежно выльется в беспорядки, революции и прочие напасти. Возможен даже летальный исход, когда государство вообще перестает существовать.
Во-вторых, просто потому, что свободный человек, соблюдающий общественный договор гораздо более качественный ресурс, чем работающий из-под палки раб. Ни кнут в виде статьи УК за тунеядство. Ни пряник — почетные грамоты, медальки, квартиры и машины особо трудолюбивым. Ни даже постоянная накачка высоких идеологических целей не способны в должной мере мотивировать раба к труду и саморазвитию по сравнению с тем, когда человек сам ставит перед собой цели в жизни и добивается их реализации без всякого давления извне. Именно поэтому любые тоталитарные режимы обречены вечно «догонять и перегонять» страны «загнивающего капитализма», хотя, конечно, абсолютный контроль над человеческими ресурсами страны позволяет добиваться некоторых успехов.

Личный вывод

Психология раба есть подавляющее преобладание стремления вписаться в социум, считать требования социума, действительно услышанные, угаданные, или ложно угаданные своими желаниями. При этом не важно, становишься шестеркой или лидером, рабом или рабовладельцем по социальному положению. Если совокупность социальных ролей, и только она, является сутью Я — значит это психология раба.
Там где кончаются социальные роли у такого человека пустота. Точнее, даже, психологический вакуум, потому что пустота иногда наполняется неуловимым смыслом, вакуум нет, он рвет психику, а вместе с ней и живое тело, если эта психика оказывается вне социальных ролей.

Статья написана в соответствии с личным мировоззрением и использованием информации из интернета.

Понятие свободы человека, свободы личности, занимало философские умы во все времена. Бог дал человеку свободу самоопределения, однако человек не руководствуется разумом, живёт внешними и внутренними условностями, зависит от них, принадлежит им и не может от них избавиться. Осознанность своей жизни, выбор совершать те или иные действия и поступки всегда остаётся за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Человек вправе сам решать – стремится к свободе или оставаться рабом.

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7,23).

Изначально свобода появляется как качество Души, как её способность к самоорганизации, к построению самой себя как целостной структуры, определяемой своим внутренним содержанием, а не внешними влияниями. И только после обретения внутренней свободы Душа начинает отстаивать её во внешних взаимодействиях. Она блокирует действия, навязанные человеку внешней средой, и инициирует действие, определяемое внутренней детерминацией. При реализации потребности в свободе Душа человека сталкивается не только с внешними, но и с внутренними препятствиями - это психологические комплексы.

Моисей водил евреев по пустыни сорок лет не потому, что они были фанатами, а чтобы до Палестины дошли только рождённые свободными евреи.

Человек существо разумное и не должен являться собственностью другого человека, он не скотина. Раб же, одушевлённая собственность, «вьючный скот», предназначенный для удовлетворения потребностей и похотей Хозяина.

Осёл, останется ослом…

(Басня. Александр Хвальков. 2010 год.)

Осёл, опущенный жизнью, шёл лесом.

Навстречу ему Олень:

Что ты братец невесел, что ты голову повесил?

Хорошо тебе на воле,

гуляешь свободно под солнышком,

ешь то, что пожелаешь,

пьёшь чистую родниковую воду.

А в чём твои проблемы? – поинтересовался Олень.

Живу в неволе,

И день, и ночь работаю.

Из под палки батрачу на Хозяина.

Чуть что не так,

изрядно получаю по загрвку.

А знал бы ты, чем меня кормят.

Гнилой овёс да сухое сено,

и это вместо сочной травы.

Ни какой тебе свободы,

всю жизнь в узде.

Если бы ты знал, как я мечтаю,

хоть день побыть на свободе.

На что Олень и говорит Ослу:

Понимаешь брат,

свобода, это трудная ноша

и не каждому она по плечу.

Большинство,

всю жизнь предпочитают

жить невольными рабами,

безропотно исполняя всё,

что им прикажут.

Стойло это их стиль жизни.

Осёл так и не понял,

о чём ему сказал Олень,



ведь свобода,

это для него несбыточная мечта.

И вот, по стечению обстоятельств,

умирает Хозяин Осла.

Какое счастье,

наконец Осёл получил то,

о чём так долго мечтал.

Он свободно гуляет по лугу,

поедая вдоволь то, что хочет.

Пьёт родниковую воду

и отлёживается часами,

грея бока на солнышке.

Вот она свобода,

о которой он так долго мечтал.

Но пришла ночь, завыли волки

и Ослу стало как то не по себе.

А потом пришла зима,

стужа и бескормица.

И только тогда Осёл понял,

что у свободы

есть и вторая сторона медали.

Вспомнил, о чём ему говорил Олень.

Голодный и холодный

Осёл побрёл в сторону села

и с позволения уже другого Хозяина

по доброй воле стал в стойло,

рабски исполняя

все прихоти нового Хозяина.

Так и у людей бывает, одни всю жизнь предпочитают быть рабами, добровольно исполняют волю Хозяев, другие берут на себя тяжелую ношу свободы. Надо констатировать факт, к сожалению, Ослов всегда больше, чем благородных Оленей.

Главное отличие раба от человека заключается в том, что раб может работать только в жёстких условиях контроля, тогда как человек, обладая разумом, способен сам создать для себя условия. Рабство это пассивность, а победа над рабством определяется творческой активностью человека.

В процессе жизни раб мыслит шаблонно – стереотипно. Шаблонное мышление порождает массу установок, существенно влияющих на него. Став заложником определённых обстоятельств раб ищет того, кто может ему дать соответствующий для него «шаблон». Принимая услугу, он становится заложником хозяина – человека, способного управлять условиями сложившейся ситуации.

Являясь пленником окружающего мира, человек ограничен в свободе. Эта несвобода заставляет его поступать так, как поступает большинство, жить «как все». Психология раба есть подавляющее преобладание стремления вписаться в социум, считать своими желаниями требования социума действительно услышанные, угаданные или ложно угаданные. Раб хвалит то, что было вчера, принимает сегодня, надеясь на завтра. Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, жёстко воспринимают любые призывы к личностной свободе, так как это категорически расходится с их жизненной позицией.



Истинная правда режет рабам ухо. Дешёвые «пилюли» завёрнутые хозяином в ложную обёртку, они воспринимают на ура, проглатывают, не думая о последствиях. Прозрение наступает позже, когда происходит массовый заворот «кишок». История свидетельствует, что любое восстание рабов создает новые формы рабства, и только свободные люди могу возрастать для этого и творить перемены к лучшему. Работая над собой, будучи свободной личностью, они – первопроходцы и творят благие дела.

Во все времена инициаторы и творцы новой мысли и новой жизни были преследуемы и угнетаемы. Высшую ценность – человеческую личность никогда не признавали. Всегда в цене была низшая – государственное насилие сопровождаемое ложью. Рабы покланялись ей и во все времена почитали её как высшую.

Прошлое свидетельствует, исполняя волю хозяина рабы унижали личности, так как свободных они не выносили. В своих действиях, руководствуясь ложью по уничтожению личностей, торжествовали и хозяева, и рабы. Правда распиналась в мире всегда, однако настоящая сила в правде, Божьей правде.

Чем человек-раб отличается от дворового пса? И тот, и другой за кусок хлеба преданно служит своему хозяину. Основную массу рабов устраивает всё: у них есть хозяин, который о них заботится, по-своему защищает, создаёт иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства: алкоголь, телевидение, интернет, шоу на аренах и так далее. Они съедят всё, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Человек свободный принимает свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, отсюда не позволяет это сделать другим.

Молчим с ментальностью раба

И ищем путь, зажмурив очи

Что сетует слепым судьба,

Глупели дни, вздыхали ночи

(Артур Мурванидзе).

Проблема «психологического рабства» - достаточно широко распространённое явление. Проявляется оно в восприятии человеком себя как жертвы обстоятельств и в недовольстве своими результатами. Психологическое восприятие «жертвы» всегда ищет подтверждение своим неудачам, собирает мнение других людей о своём неблагополучие, обвиняет обстоятельства, других людей, себя самого, общество в целом, время – во всех проблемах своей жизни. К обиженным жизнью рабам проявлять любовь противоестественно, им можно только посочувствовать. Раб всегда замкнут в сиюминутной суете, и поскольку он сам толком не знает, чего он хочет, то постоянно слепо подчиняется совету других. Эти слабовольные особи легко поддаются зомбированию со стороны заинтересованных лиц.

Прокурор, судья, полицейский, чиновник-функционер всегда сильнее, чем человек с гражданской позицией, правозащитник, общественный деятель, писатель. Двуличие этих марионеток обеспечивает им внутреннее удовлетворение от содеянного при исполнении ими служебных обязанностей. Они – рабы поневоле. Рабами не становятся, рабами рождаются. Перед своими детьми, родителями, родственниками и знакомыми они выступают в качестве «актёров» в спектакле чести, совести и долга. Но за чёрным занавесом они скрывают от общества противоправные и неблаговидны свои действия. Человек, расстающийся со своей личностью на время исполнения своих должностных обязанностей, это человек, способный совершать поступки в высшей степени бесчеловечные. С молчаливого согласия рабов эти оборотни, злоупотребляя служебным положением, и вершат свои мерзкие дела.

Опора на рабское население является одним из признаков сохранения любого политического режима. Сила каждого правителя держится на невежестве народа. Власть предержащим свободные и просвещенные люди не нужны. Им нужны рабы, ведь скоро выборы.Систематическое глумление над народом под прикрытием демократических ценностей доставляет им удовольствие. Подавляющее большинство людей – это существа, не умеющие владеть собой, ментально управляемые. Сегодня те, кто хочет управлять массой рабов и заставлять их следовать своим замыслам, первым делом стремятся захватить под свой контроль Средства Массовой Информации (СМИ), где с их подачи господствует ложь и двойная мораль.

«Раб – тот, кто не умеет владеть собой»

(Эпиктет).

Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении. Но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. Для свободного человека нет понятия «должен» или «не должен», свои действия он осуществляет по своему внутреннему убеждению, тем самым отражает себя в этой жизни как личность. Основная же масса вечный должник перед обществом, примеряет «маски», пытаясь быть похожими на кого-то. Это пустая трата времени, они упускают свой шанс в жизни.Тот, кто осознаёт свою жизнь, делает выбор вне влияния и давления окружающей среды и оценки социума, только такой человек может считать себя максимально свободным человеком.

Свобода человека рождается из энергии его Духа. Этот его поиск и выбор того, куда он направляет свою энергию, воплощает её в своих решениях и действиях. Нищие Духом обречены на бессмысленную житейскую суету. Упорядоченность сознания и поведения человека, его познавательной и преобразующей деятельности, организуемых им процессов и состояний в природе и обществе, обеспечивают ему наибольший возможный в данных стартовых условиях уровень свободы существования.

Свобода Души проявляется в её гибкости, в разнообразии осуществляемых деятельностей. На основе свободы порождаются другие потребности, такие как: потребность в творчестве, в самореализации, в самоуважении и так далее, то есть, те потребности, которые определяются как духовные потребности, обеспечивающие развитие Души. В процессе физической жизни человека, Душа развивается, совершенствуются её способности к более полному и глубокому познанию самой себя, своего внутреннего мира.

Свобода есть состояние сознания человека. Она позволяет ему идти по пути развития, реализации человека в его достижениях. Для свободного человека главное не сам труд как действия, а цели, ради которых он трудится, стремится на деле воплотить созидательные идеи, приходящие ему в голову. Это возможность состояться как личность, самостоятельно принимать решения, совершать действия, в которых человек создаёт себя и сам творит свою жизнь.

«Выдавливать из себя раба по капле»

(Антон Чехов).

Свобода обязывает, это ответственность за себя и за других, за свою жизнь, за свои действия, за принятие и претворение в жизнь принятых решений. Это может сделать человек, обладающий силой воли, контролирующий страх. Если человек хочет стать независимым от толпы, бесполезно просто подниматься над ней – нужно из этой толпы выйти и стать вне её, почувствовать свободу. А это не каждому под силу.

«Свобода – пища добросочная, но трудно перевариваемая;

нужны крепкие желудки, чтобы её вынести»

(Жан-Жак Руссо).

Самое страшное в современной жизни - это не развал экономики, который приносит неудобства, а бессмысленность самой этой рабской жизни. Смысл жизни тупого современного раба – потреблять и развлекаться. Чем цель жизни древнеримского раба – «хлеба и зрелища» – отличается от нынешней цели обывателя – «потреблять и развлекаться»? Только объёмом потребляемого и извращённостью развлечений. Рабу нашего времени свобода не нужна, он её ненавидит, поскольку она отвлекает его от хлеба и зрелищ, предоставляемых ему заинтересованным хозяином. Более того, раб будет яростно противиться этой свободе, беспрекословно исполняя волю своего хозяина. Это свойство быдла процветает на почве человеческой биомассы, последовательно пожирая разум человека.

«Я знаю этот вид напыщенных ослов;

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!

Они – рабы имён. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов»

(Омар Хайям).

В процессе жизни жалкий раб уподобляется животному существу, душа атрофируется, прекращается развитие человеческих качеств, ведущих к духовному совершенству. Чем больше познаёшь животных, тем больше разочаровываешься в человеке. Примитивная особь постоянно находится во власти страха перед хозяином, интересы ограничиваются и подчиняются хозяину. Утратив облик разумного существа, такой человек ведёт скотский образ жизни. Душа пуста и дальше к разумной жизни не расположена. Раб не руководствуется данным ему разумом, у него преобладает инстинкт потребления и наживы.

Зависимость человека от материальных благ зачастую приводит к духовной нищете. Удовлетворяя ненасытную плоть, слабовольный человек, как следствие, становится ничтожным рабом. Вряд ли он когда – либо избавится от «хомута» прошлого, и «оглоблей» настоящего, похоже, это наследственное. Рабская психология родителей из поколения в поколение передаётся их детям.

Мать сына наставляет:

Сынок, ты должен жить «как все», как жили наши отцы и деды.

А я не хочу «как все», я хочу жить именно как человек свободный от прошлых негативных наслоений общества, а не как живёт рабское быдло, прогнувшись под давлением социума.

Если родители ставят себя выше ребёнка, не считаясь с его мнением, они воспитают послушного раба для работодателя. Как правило, став взрослым, такой индивидуум марионетка для своего руководителя, в семье он подкаблучник, все решения принимает жена – диктатор.

Рабская психология объединяет основную массу населения. Именно поэтому «Рабыня Изаура» покорила сердца миллионы рабов по ту сторону экрана. Имея низкий уровень интеллекта, рабы своё свободное время растрачивают на развлечения, которые отвечают их невзыскательному вкусу. Массовое искусство практикуется повсеместно как средство манипуляции публикой рабов для достижения поставленной хозяином цели. Чтобы захватить кресла, чиновники, депутаты всех мастей вновь и вновь используют стадо рабов в своих интересах, накормив их досыта парашей.

Сегодня рабская психология как раковая опухоль последовательно пожирает живые клетки человеческого разума. Интеллект раба примитивен и наивен, фактически его разум блокируется его действиями. Глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами у раба отсутствуют. Голова современного раба – не среда обитания разума.

«Чтобы думать собственной головой, требуется мужество»

(Иммануил Кант).

Для плебса многого не требуется, им даже и хлеба-то не надо, дай только зрелища и пообещай светлое будущее. Дурман для народа в наше время дорогое удовольствие. Зомбоящики всех мастей, мировая паутина и так далее стоят не малых денег. Рядовой обыватель сэкономит на всём, чтоб не остаться за бортом мифического, иллюзорного мира. Смартфон, стал неотъемлемой частью человеческого тела. Информационное оболванивание стада продолжается.Низкопробные телесериалы, шоу, представления, футбол собирают сотни тысяч фанатов, при этом залы музеев, библиотек, театров и консерваторий полупустые. Музыкальные произведения мировых классиков, театр, музеи востребованы узким кругом людей, обладающих интеллектом. Зато попса на ура поедается всеми. Поп-музыка, жёлтая пресса, футбол, «мыльные оперы» – это пища для рабов, ведь нет необходимости включать разум для переваривания этой бросовой пищи. От всей этой индустрии гламура, рассчитанной на массовую аудиторию, рядовой обыватель тупеет.

Стоит ли говорить о высоких культурных и нравственных ценностях, когда мировая паутина – интернет – всё больше и больше превращает людей в потенциальных рабов? Развитие цифровых технологий сокращает грань между реальностью и виртуальностью. Сегодня молодёжь живёт виртуальной жизнью. Хотим ли мы этого или нет, но персональный компьютер и интернет коренным образом последовательно меняет нашу жизнь. Человеку свойственно пытаться уходить от основной физической, базовой реальности и стремится создавать какие – то свои особые реальности. Жизнь показывает, виртуальность размывает идентичность человека, усиливает диссоциативные силы, которые со временем разлагают целостность человеческой личности. Для таких людей чувство линейного прошлого, настоящего и будущего становится неясным.

«Если кто сетку из чисел набросил на мир,

Разве он ум наш возвысил?

Нет, стал наш ум ещё сир!»

(Владимир Хлебников).

Воздействие техногенных прелестей на психику человека постоянно растёт.В виртуальной реальности многое рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, без культурный раб чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил свою недостаточность и ничтожность. Многие «поля» киберпространства созданы для произрастания психически нормальных «овощей». К сожалению, сегодня мы наблюдаем их массовое произрастание. Современная молодёжь, это поросль заполонившая территорию, где должен находится разумный индивидуум.

Разум человеку дан для того, чтобы он не оказался на карте жизни «заштрихованным» в основную серую массу, а для этого необходимо всю информацию воспринимать осознанно, не вкладывать в черепную коробку информационный мусор сомнительного происхождения. Современный информационный «базар» надо фильтровать. Вы же не купите на базаре явно гнилую капусту?

Как свидетельствует человеческая история, превратить нечто в зло или добро может только сам человек. В момент выхода в интернет, прежде всего человек должен руководствоваться разумом, осознавать, что он сразу становится мишенью для многих агентов и субъектов влияния. Киберпространство, как и остальные социальные пространства, являются ареной действия самых разных политических, экономических, религиозных сил.

Манипулятивные риски виртуальности весьма индивидуальны, они сильно зависят от личностных особенностей человека. То, что для одних типов характера является незначительным, для других – может стать исходной точкой разрушения личности, превращения в безропотного раба.

Серая масса предпочитает пройти по проторённому пути жизни, не думая о том, что каждый сделанный шаг определяет индивидуальный путь человека к духовному восхождению. Высшие ценности в мире оказываются слабее, чем низшие. Во все века высшие ценности с подачи хозяина рабами распинались, при этом низшие ценности этими же рабами возводились на пьедестал. В настоящее время заинтересованные лица, преследуя определённые цели, осознанно навязывают культуру массового потребления, показную роскошь, нарочитый шик, демонстративное великолепие. Натиск материального благополучия напрочь стирает духовные ценности в обществе.

Человечество планеты представлено двумя лагерями. Первый, многочисленный – это лагерь рабов; они постоянно стоят в очереди, ожидая манны небесной. Второй лагерь – это люди разума, которые берут на себя ответственность за свою жизнь и за жизнь других. Руководствуясь разумом и интуицией, путём проб и ошибок они исследуют мир, в котором живут и себя в нём. Во все времена эти люди гонимы толпой рабов, но по истечении времени толпа ими же и восхищается.

По доброй воле человечество приковало себя цепями к столбу; тысячелетиями толпа жалких рабов совершает тупые движения в одном направлении, непродуманными действиями последовательно уменьшая территорию свободы. Единицы разумных индивидуумов способны вырваться из этого порочного круговорота. Если человек не будет абсолютно внутренне свободен, он не увидит реальность жизни, не почувствует духовное удовлетворение. И только освободившись от оков рабства, страха, стереотипов и шаблонного мышления, которые навязываются ему обществом, культурой, религией, он сможет увидеть естественные краски этого мира, стать личностью - высокодуховным человеком.

«Рабом ли ты призван, не смущайся;

но если и можно сделаться свободным, то лучше воспользуйся»

Нет сомнения в том, что мы находимся на пороге третьей мировой войны, поэтому мы написали это произведение под названием «Революция Диалектики».

Времена изменились, и мы начинаем новую Эру в громыхающем величии мысли. Теперь нужна революционная Этика, основанная на революционной Психологии.

Без глубокой Этики лучшие социальные и экономические формулы превратятся в пыль. Индивид не сможет измениться, если он не постарается растворить своё «Я» .

Психологическое рабство разрушает совместную жизнь. Психологически зависеть от кого-нибудь – рабство. Если наш образ мышления, чувств и действий зависит от образа мышления, чувств и действий тех, в окружении которых мы находимся, следовательно, мы порабощены.

Мы постоянно получаем письма от многих людей, которые желают растворить «Я» , но при этом они жалуются на своих жён, детей, братьев, семью, мужей, начальников… Эти люди требуют определённых условий, чтобы растворить «Я» . Они требуют удобств для того, чтобы они начали уничтожать эго . Они требуют превосходного поведения от тех, с кем они общаются.

Самое смешное из всего этого то, что эти бедные люди ищут разные отговорки. Они хотят убежать, покинуть свой дом, свою работу и т.п., якобы для глубокой самореализации.

Бедные люди... Естественно, их обожаемые мучения являются их хозяевами. Эти люди ещё не научились быть свободными, их поведение зависит от поведения других.

Если мы хотим следовать пути целомудрия, но надеемся, что сперва женщина станет целомудренной, то мы уже терпим неудачу. Если мы хотим перестать быть пьяницами, но соглашаемся выпить, когда нам предлагают, потому что мы боимся из-за того, что о нас подумают или что наши друзья на нас рассердятся, то так мы никогда не перестанем быть пьяницами.

Если мы хотим прекратить быть злыми, раздражительными, гневными, но в качестве первоначального условия для этого требуем, чтобы те, кто с нами общается, были с нами милы и спокойны, чтобы они не делали ничего, что нас может раздражать, тогда мы терпим полное поражение, потому что другие - не святые и в любой момент они покончат с нашими благими намерениями.

Если мы хотим растворить «Я» , то нам надо быть свободными. Тот, кто зависит от поведения другого, не сможет растворить «Я» . Наше поведение должно быть собственным и ни от кого не должно зависеть. Наши мысли, чувства и действия должны независимо вытекать изнутри наружу.

Самые худшие трудности предоставляют нам самые лучшие возможности. В прошлом существовали мудрецы, окружённые всеми удобствами, без каких-либо трудностей. Желая уничтожить «Я», этим мудрецам приходилось самим себе создавать трудные ситуации.

В трудных ситуациях у нас есть превосходные возможности изучать свои внутренние и внешние импульсы, свои мысли, чувства, действия, свои реакции, волеизъявления и т.п.

Совместная жизнь - это зеркало во весь рост, в котором мы можем увидеть себя такими, какие мы есть, а не такими, какими кажемся. Совместная жизнь - это замечательно. Если мы очень внимательны, то в каждый момент мы сможем обнаруживать свои самые тайные дефекты. Они проявляются, выскакивают, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Мы знаем много людей, которые говорят: «У меня уже нет ярости». Однако на малейшую провокацию они грохочат и сверкают, как гром и молнии. Другие говорят: «Я больше не ревную». Однако хватает одной улыбки их супруги или супруга любому хорошему соседу, чтобы их лица позеленели от ревности.

Люди протестуют из-за трудностей, которые возникают, живя с другими. Они не хотят понять, что именно эти трудности и предоставляют им все возможности, необходимые для растворения «Я» . Жизнь с другими - это прекрасная школа. Книга этой школы состоит из многих томов. Книга этой школы - это «Я» .

Мы должны быть по-настоящему свободны, если действительно хотим растворить «Я» . Тот, кто зависит от поведения других - несвободен. Только тот, кто по-настоящему становится свободным, знает, что такое любовь . Раб не знает, что такое настоящая любовь . Если мы будем рабами того, что думают, чувствуют и делают другие, то мы никогда не узнаем, что такое любовь .

Любовь рождается в нас, когда мы кладём конец психологическому рабству. Нам нужно очень глубоко понять, во всех областях ума, весь этот сложный механизм психологического рабства.

Существует много форм психологического рабства. Если мы на самом деле хотим растворить «Я» , то необходимо изучить все формы психологического рабства.

Психологическое рабство существует не только внутренне, но и внешне. Существует личное, скрытое, секретное рабство, о котором мы даже далеко не подозреваем.

Раб верит, что он любит, в действительности же он боится. Раб не знает, что такое настоящая любовь .

Женщина, которая боится своего мужа, верит, что она его обожает, когда в действительности она его просто боится. Муж, который боится свою жену, верит, что он её любит, хотя в действительности он просто её боится. Он может бояться, что она уйдёт к другому или что её характер станет невыносимым, или что она откажет ему в постели и т.п.

Работник, который боится своего начальника, верит, что он его любит, что он его уважает, что он заботится о его интересах и т.п. Ни один психологический раб не представляет, что такое любовь . Психологическое рабство не совместимо с любовью .

Есть два вида поведения: первое исходит извне и идёт внутрь, второе исходит изнутри и идёт наружу. Первое есть результат психологического рабства и вызвано реакцией. Например, нас бьют - и мы бьём, нас оскорбляют - и мы отвечаем оскорблением. Самое лучшее поведение - это второе поведение, поведение человека, который больше не является рабом, человека, который больше не имеет ничего общего с мышлением, чувствами и действиями других. Такой вид поведения независим. Это правильное и справедливое поведение. Если нас бьют, мы отвечаем благословением. Если нас оскорбляют, мы молчим. Если хотят нас напоить, мы не пьём, хотя наши друзья и обидятся.

Теперь наши читатели поймут, почему психологическая свобода приносит то, что называется любовь .

"Недавний раб… становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего", — М. Горький.

Свобода! От кого и от чего?

С детства мы мечтаем о свободе. Но от кого и чего мы хотим быть свободными? Частично этот вопрос я затрагивал в статье "Это сладкое, сладкое слово "свобода"!" Наши наивные детские желания быть независимыми от всего и всех развеиваются со временем. Мы взрослеем и понимаем, что абсолютно свободным быть просто невозможно. Есть постоянные "но" и "если". Если было б то… но нету этого… И мы попадаем в западню ложных представлений о свободе:

  1. Если б я был взрослым. Мы взрослеем. И кроме свободы, не нужно рано вставать в сад, школу, институт, появляется обязанность вставать на работу, зарабатывать деньги. Ни что в жизни не даётся просто так, за всё нужно платить. И вот уже недавно подросшие детки, став взрослыми уже мечтают опять стать маленькими, спрятаться от житейских проблем за широкой папиной спиной, или за маминым подолом…
  2. Если б у меня было много денег… Это ещё одна западня. Не секрет, что без денег если невозможно прожить в нашем мире, где у всего есть своя цена, то, как минимум, очень сложно жить без денег. Другое дело, что ты будешь делать, если у тебя их будет много. Как-то раз показывали какую-то телеигру, в которой выиграли солидную сумму. Увидев это, наша дочь сказала: "Вот бы мне сейчас эти деньги" . На вопрос, а что ты с ними делать будешь, она ответила, потрачу на шмотки и подруг. Многие люди просто не способны управлять деньгами. Деньги, как я уже писал в статье "Его величиство Доллар" только тогда имеют вес, когда ты можешь ими управлять. Если же ты не в состоянии управлять ими, они начинают управлять тобой. И нет разницы, становишься ты "Плюшкиным", или транжиром, ты становишься рабом денег. И не о какой финансовой свободе уже речь не идёт…
  3. Власть — основной стимул раба. Ещё одна западня — это власть. Многие считают, что, получив власть, ты становишься Богом. Но получая её, большинство становятся деспотами, тиранами, и просто откровенными ублюдками. Так же как и с деньгами, с властью нужно "уметь" обращаться. И наивно полагать, что получив власть, ты становишься всесильным. Становясь у власти, понимаешь, что ты становишься не только выше кого-то по положению в обществе, но и ответственным не только за себя, но и за тех, кто в твоём подчинении. А абсолютная власть… Это только иллюзия, для тех, у кого этой власти нет. Сперва хочется стать начальником организации, потом мэром, потом губернатором, потом президентом… И постоянно, становясь "на голову выше" кого-то понимаешь, что кем бы ты ни был, ты всё равно свободным не будешь. А со свободой действий, приходит куча обязанностей и ответственности. Именно поэтому некоторые люди, осознав бесполезной гонку за власть и деньги, бросили всё и переехали в Гоа, и на Балу, живут чуть ли не в палатках, скромно питаясь и скромно одеваясь, наслаждаясь маленькой свободой и отрешившись от обязанностей и ответственностей. Наверное, только раб, как никто другой, хочет стать властителем. Поэтому "рабы" чаще всего и рвутся во власть. И горе тем, кому они становятся "господами".

И таких ложных представлений просто неограниченное количество. У каждого свой "букет" из этих ложных целей. В итоге, мы приходим к мысли, что абсолютная свобода — миф.

Деньги — всё ли купишь на них?

Бытует мнение, что иметь много денег, это круто. Что на них можно купить всё что пожелаешь. Можно конечно многое, но… Можно купить книгу, но не купишь ум. Можно купить секс, но не любовь. Можно купить икону, но не веру. Связи, но не друзей. Место на кладбище, но не на небе.

Мысль, что наличие "кучи" денег даёт всевластие, так же ошибочно, как и мнение, что власть сама по себе даёт независимость. Пожалуй, самые "свободные" и "независимые" — это бомжи на помойке. От них никто ничего не просит и не требует. Они не думают о налогах и капиталовложениях. Им не страшно упадёт завтра курс доллара или вырастет.

Деньги — это всего лишь энергия, помогающая нам развиваться и жить, но никак не заменяющая нам основные жизненные ценности. Деньги никак не могут быть выше человека. Ибо бензин никогда не будет выше автомобиля. Мы заливаем бензин в авто. Но сжигая его, авто катится. Бензин сам по себе не может дать движение авто. Забывая эти прописные истины, мы сами себя вводим в заблуждение. Многие выполняют задачу одурачивания людей. Многие СМИ этим только и занимаются, ставя перед нами ложные цели. Но все эти ложные цели приводят только к одному, обслуживанию чужих интересов.

"А был ли мальчик?"

Вся наша жизнь — это постоянное стремление. Стремление к власти, богатству, и как итог, к свободе и независимости. Многие, получая одно, теряют другое. Один знакомый мечтал о крутой машине. Ради этой своей мечты он продал квартиру и купил машину. Но вскоре попал в аварию, разбил машину вдребезги, и остался и без машины и без квартиры.

Другой мечтал о доме. Построил коттедж. Но так как денег на рабочих не было, то строил своими руками всё. В итоге построив большой коттедж, он потерял всё здоровье.

Когда человек ставит себе в жизни цели — это очень хорошо. Цель даёт нам стимул для движения. Потеря цели в жизни — первый шаг к смерти. Но нужно продумывать те цели, которые ты реально в состоянии, достичь, которые не навредят тебе или окружающим тебя людям, тем, кому ты не безразличен и которые не безразличны тебе. А свобода… Свобода — это всего лишь внутреннее состояние человека. И раб может быть свободным, если в душе он не видит внутренней закрепощённости. Ведь слово раб — это всего лишь слово, дающие некоторое ограничение. Но порой не больше, чем некоторым "свободным", загоняющим себя в кандалы ложных целей.

По сути, все мы рабы. Рабы внешних обстоятельств. Мы не живём там, где нам хочется. Хочется жить в "раю". Чтоб не жарко, не холодно. Чтоб ничего не делать и всё было. Но живём — одни в холоде, другие в голоде, третьи в жаре. Не делаем то, чего хочется, а то, что можем, или что заставят делать те, кто над нами…

Идеальных условий на земле просто нет . Точнее идеалы мы создаём себе сами. И если принять ваше настоящее как идеал, то получится, что вы живёте идеально. Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Когда посетит тебя горе, оглянись вокруг, и ты увидишь, что есть люди, доля которых ещё более хуже, чем твоя" .

Будьте свободными от предрассудков. Не ставьте чужие идеалы во главу своего угла. Жизнь — это не сплошное удовольствие, и не нужно корить себя, что не всё "идеально" в жизни. Рабами мы становимся не как раньше, попадая в плен к захватчикам, а когда покупаемся на сказку о "сладкой жизни". Никогда ничего не бойтесь. Чему бывать того не миновать. А волков боятся в лес не ходить…

Никто вас так не порабощает, как собственная глупость. Люди всегда склонны совершать ошибки, но винят чаще всего в этом кого-то, но только не себя. Страдание — дело добровольное.

Удачи вам! И силы осознать истинный путь в Вашей жизни, то каким он должен быть для вас, а не для кого-то. Всех благ вам!