.

Поэты любят яркие метафоры. Находя удовольствие в сближении предметов отдаленных, они иной раз сами не понимают потаенного смысла, прячущегося в связанных ими словах. Владимир Маяковский красиво провозгласил когда-то:

Поэзия - та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Пожалуй, он не подозревал, какую правду сказал. Радий невидимо испускает смертоносные лучи, и всякий, кто хотя бы год день за днем перелопачивал отходы горной фабрики, в попытках добыть из них немного серебристого, быстро тускнеющего на воздухе, металла, обречен на жизнь недолгую и смерть мучительную. Мария Кюри тому подтверждение.

Поэзия тоже и облучает и убивает, и корежит жизнь. О чем предупредил другой поэт:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

Одним словом, поэт – фигура трагическая по определению. Коли занялся страшным делом, переводом слов с божественного языка на человеческий, будь готов к ужасному концу.

Может быть, легче всех отделался француз Артюр Рембо (Arthur Rimbaud) . За два года, с 1870 по 1872, написал он все стихи, благодаря которым прославился, и перестал заниматься этим гибельным делом, путешествовал, торговал в Африке кофе и колониальными товарами. Черными рабами тоже торговал. Вернулся в Париж и умер от рака в 37 лет. Роковой для поэтов возраст, хотя и не был уже Рембо к тому времени поэтом. Но облучение поэтическим радием, видать, неизлечимо.

Да и Пушкин, жизнь которого прервалась в том же возрасте, подумывал о том, чтобы перейти на другую жизненную колею. «Лета к суровой прозе клонят...». Поэтом, переводчиком на человеческий язык слов Бога, лучше быть в юном возрасте, когда и ухо лучше слышит «неба содроганье», и язык без костей, и желания без границ. Лучше и радостнее...

Впрочем, бывает, что и юность уж минула, и зрелый возраст проходит, уж и почетная старость на пороге, а господин Федор Тютчев, действительный статский советник влюбляется в смолянку, ровесницу своей дочери... Уж не для того ли, чтобы одарить родную литературу серией прекрасных лирических стихов? Стыд и позор только слов ради? Нет, нет, господа, страшное дело поэзия!

Не об этом ли одна ведьма (которой, несмотря на смертельное ремесло, удалось дожить до преклонных лет) при встрече попеняла другой ведьме, возрастом чуть помладше: «Разве вы не знаете, что в стихах все сбывается?» И не о том ли подумала, да не сказала, вторая ведьма, которой жизни оставалось два года: «А разве вы не знаете, что в стихах - все о себе?» Все, о чем наболтаешь сгоряча, обязательно к тебе вернется.

Так что в известном стихотворении, требуя всего-навсего скидки подоходного налога, В.Маяковский предсказал свое трагическое самоубийство 14 апреля 1930 года.

Просто так себя не убивают. По-видимому, в тот день все сложилось таким образом, что куда ни кинь, поэту был всюду клин. Только что он получил окончательный отказ от возлюбленной, Вероники Полонской. Она не собиралась ради связи с поэтом расстаться со своим мужем, актером МХТ Михаилом Яншиным. А другая возлюбленная, Лиля Брик, уехала с мужем Осипом в Париж, и от нее ни слуху, ни духу, ни письма. Наверное, разозлилась на своего Володичку.

Разозлиться было за что. Осенью 1928 года в Париже Маяковский разыскивал для любимой Лилички автомобиль. Эмигрантка Татьяна Яковлева, племянница известного русского художника А.Е.Яковлева, помогла ему купить замечательный «Рено», в котором можно было достойно разъезжать по улицам пролетарской Москвы. А Татьяна была – просто чудо: весела, красива, длиннонога, высока. Почти одного роста с Маяковским оказалась.

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови...

Но и с Татьяной ничего не вышло. Не захотела она по зову влюбленного поэта возвратиться в страну победившего пролетариата. Где, по правде сказать, чуть не умерла от тифа во время Гражданской войны. И умерла бы, вероятно, если бы не заботы дяди, который перевез ее в Париж.

Трудно было Лиличке не узнать о Татьяне, которую с Маяковским познакомила ее же, Лиличкина, сестра, Эльза Триоле. И о поездке на два дня в Ниццу, где произошла встреча с Эллис Джонс, и где он единственный раз увидел свою дочь (то ли Елену, то ли Патрисию?) Лиличка тоже знала. У нее везде агентура. Она сама агентура! Ох, недаром ему вдруг ни с того ни с сего не дают выездную визу во Францию! Не обошлось здесь без Лилички! С этими женщинами вечная путаница и вечные недоразумения.

Впрочем, что такое недоразумения с женщинами по сравнению с мировой революцией, с которой, кажется, тоже начались разлады. Ради этой самой мировой революции Маяковский пошел на службу «атакующему классу». От службы в царской армии он в свое время «откосил», но на службу пролетариату пошел добровольцем, не будучи даже никаким партийцем. Футуризм – это революция! Революция – это футуризм!

И вдруг выясняется, что пролетариату, партии, ЦК, его служба не нужна, а вот прислуживаться становится необходимо. На выставку, посвященную двадцатилетию работы пролетарского поэта, пришло совсем немного людей и совсем не те, на приход которых он, честно говоря, рассчитывал. Организованный им и Осей Бриком ЛЕФ (Левый фронт искусств) оказался слишком левым. На что та же Лиличка намекнула ему. А намеки Лилички он понимал и словам ее верил. В результате они с Осей ушли из ЛЕФа и, в конце концов, оказались в РАППе, в ассоциации пролетарских писателей.

А здесь он почувствовал себя, героем собственного стихотворения «О дряни». Другого пути, кроме как стать лит. чиновником, заведующим подотделом поэзии, похоже, не оставалось. Иной из нынешних соратников радовался бы такому обороту. На заседаниях заседать куда как лучше, чем за рифмами гоняться. А при некотором опыте можно балладу про ГПУ написать. Или даже целую поэму.

Но, Боже ж ты мой, как воротит от такой перспективы! Раньше, в Гражданскую, было голоднее и холоднее, но интереснее. А нынче прилетает откуда-то чужая строчка: «Романтика уволена За выслугой лет» , и понимаешь, что правда в ней. Романтиков революционных боев отставляют с важных постов. Даже Предреввоенсовета! А вместо них приходят какие-то серые чиновники, с которыми ему, Володичке, и жить не хочется, и Революции служить не получится. Ну их всех к черту!

Тем более, что и любимая женщина, которой только что признался в любви, отвергла его чувства. И даже пистолет, из которого он грозился себя прикончить, отняла! Браунинг, подарок чекистов!

Господи, ему уже тридцать семь лет, а он, оказывается, никому не нужен! Ну, в таком случае и ему никто не нужен! И он всем покажет и докажет, что он не мальчик, не ребенок, не...

Рука уже нашарила лежащий в ящике стола маузер. Оружие могучее, увесистое, не чета вашему дурацкому браунингу. Этот не промажет!

Больше ни о чем не думая, почти автоматически, он проверил, что магазине есть патрон, сдвинул предохранитель, без страха глянул в смертоносное отверстие и усмехнулся: «Ваше слово, товарищ маузер!»

Потом прижал ствол к левой стороне груди, где сердце, и нажал спусковой крючок.

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта — крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них — еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля — каторжник с наполовину выбритой солнцем головой!

Или: Материал с сайта

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Просмторов страницы: н/д Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека. Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта - крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо: Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир… Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них - еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров: …вся земля - каторжник с наполовину выбритой солнцем головой! Или: Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная. Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Талантливейший поэт нашей эпохи. Этими словами тиран канонизировал фигура поэта, сделал его творчество хрестоматийной, обязательным для изучения и уничтожил многомерный образ человека, которая любила, страдала, искала своего пути в литературе и жизни. В. Маяковский с восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революции. И поэтому среди грозных событий перед ним открывались реальные возможности воплощения идей о создании ноного, свободного, совершенного мира. Он много пишет, его произведения печатаются, впечатления от многочисленных поездок по странам Европы и Америки вдохновляют Маяковского на па писания новых произведений.)

Поэт своим творчеством советские нормы жизни. Его стихи наполнены пафосом строительства светлого будущего и героических будней. Возвышенная тональность творчества вы ключає компромисс, сочувственное отношение к слабому и обиженной. Об"явивши себя поэтом революции, Маяковский поставил свой талант на службу власти.

В 30-е годы XX столетние В. Маяковский был очень популярным поэтом не только в Советском Союзе, но и в мире. Но его гордость, независимость раздражали власть. Начались репрессии украинских художников, а он призывает россиян изучать их» язык - «величавую и простую». Поэту запрещают выезд в Париж, где и нет его ждет Татьяна Яковлева, проваливается выставка «20 лет работы Маяковского». Сокрушительная критика пьесы «Баня», вмешательство властей в его личные дела - все это подрывало его уверенность в себе и доверие к власти.

Еще в ранних произведениях В. Маякомський поднимал тему самоубийства и рассматривал его не как смертный грех, а переживаниями и давлением властей, Владимир Маяковский 14 апреля 1930 году застрелился. Жизнь загнала поэта в тупик, откуда он не видел другого выхода. За время рождения футуризма следует считать 1910 год, когда вышел сборник «Садок Судей». Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты Бурлюк, Витой, Маяковский, Хлебников декларировали отказ от традиционной культуры («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности») и с презрением относились к законы хорошего вкуса. В манифесте программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, орфографии; новые ритмы, рифмы, размеры стиха, новые слова и новые темы , презрение к славе.

Маяковский вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебникову, В. Каменским и А. Крученым составляли наиболее влиятельную в этом направлении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Футуристы вынесли искусство на улице, в народ, их слово было создано на декламацию вслух. Искусство должно пробуждать чувства. Так созданы ранние стихи В. Маяковского: «Послушайте», «А вы смогли бы?», «Нате», «Вам!» и т.д. Эти стихи, как правило, уже в названии имеют обращения.

Тематика поэзии футуристов часто предметом поэзии выбирала город, внешний мир и образ «я», противопоставлен ему. Именно такие стихи писал и В. Маяковский («Кое-что о петербурге», «Я», «Уличное» и другие. Необычной была и графика стихотворения (различные формы: круг, треугольник, бабочка и т.п.), необычные образы (чаще всего город-великан, улицы и дома оживленные через метафоры: «Ходьбой усталые трамвай скрестили блещущие копья», «...сырой погонщики гнал встала Невы двугорбого верблюда» и другие). Футуристы тщательно работали над звукописью, рифмой, использовали анаграммы. Образы зачастую имели экспрессивный характер, запоминались. Такие особенности присущие ранним стихам Маяковского «Из улицы в улицу», «Ночь», «От усталости».

Антиестетизм - отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности - свойственный Маяковскому и другим футуристам. В современном поэту обществе, по его мнению, единство материального и творческого, духовно нарушена. Идеальном нет места, а потому так много отталкивающее материального в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.д. Поэтому лирический герой Маяковского одинок, потому что он - носитель гармонии, которой нет вокруг («Ничего не понимают», «Надоело!» и другие). А через это мир этот заслуживает разрушения. Именно такой и есть цель искусства, по мнению Маяковского-футуриста.

Футуризм поэта не ограничен пишет работой над формой. Он включает и антивоенные настроения (что не было, скажем, итальянским футуристам), и атеизм, интернационализм, революционность. Лозунгом Маяковского стало: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».

Сохрани - » Трагическая судьба писателя Владимира Маяковского . Появился готов произведение.
Символический образ поэта с замкнутым ртом у Маяковского трагичен и многозначен. Власть, превращая литературу в идеологическое оружие, в средство воздействия на массовое сознание, одурманивая его, не только пускала в ход запреты и страх, но и эксплуатировала веру, убеждения, готовность беззаветно служить революции, которые выразил Маяковский в своём стихотворении. Он имел в виду высший долг совести, года «голосует сердце» и поэт пишет «по мандату долга». Но эпоха повернулась так, что стихотворение стало звучать как гимн несвободе, оправдание отказа от «творческой воли, тайной свободы» (А. Блок), его можно истолковать как недобровольное требование цензуры, идеологического контроля. Блок в последнем своем стихотворении говорит, что только пушкинская идея «тайной свободы» может спасти поэзию, оказавшуюся поле революции новой и тяжелой ситуации: * Пушкин! Тайную свободу * Пели мы вослед тебе! * Дай нам руку в непогоду, * Помоги в немой борьбе! Маяковский, утверждая новую роль нового поэта в новом обществе, считает необходимым для пользы дела революции отказаться от этой свободы. Но Маяковский, истинный, большой поэт, не мог существовать без творческой свободы, он не смог бы и не когда не стал бы выполнять заданий идеологического Госплана. Он издевался над такого рода руководством литературы: * Лицом к деревне * заданье дано, - * за гусли, * поэты - други! * Поймите ж - * лицо у мня * одно - * оно лицо, а не флюгер. От поэта - приспособленца, поэта флюгера ничего, кроме халтуры, нельзя ждать. Маяковский с уничтожающей иронией писал, что «управление» литературой приведёт в конечном счете к ликвидации, упразднению поэзии: * В садах коммуны вспомнят о барде, - * Какие * птицы * зальются им? * Что, * будет * с веток * товарищ Вардин * рассвистывать * свои резолюции? Трагическая суть противоречий Маяковского в том, что он призна классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веление божие». Вот что подталкивало руку поэта, когда «лира его издавала неверный звук». Зловещий символ - поэт с замком на губах - и выразил то глубинное противоречие в душе и творчестве Маяковского, которое привело его к гибели. Во вступлении в поэму «Во весь голос», где Маяковский с гордым вызовом заявил: * Я, ассенизатор * и водовоз, * революцией * мобилизованный и призванный, * прозвучали трагические строки: * И мне агитпроп * в зубах навяз, * и мне бы * строчить * романсы на вас - * доходней оно и прелестней. * Но я * себя * смирял, * становясь * на горло * собственной песне. Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский… кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил…» Система отторгала о себя всё то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда. Этот конфликт с системой порой воспринимался как разрыв с эпохой. Есенину казалось, что он отстаёт от времени: * Какого ж я рожна * Орал в стихах, что я с народом дружен? * Моя поэзия здесь больше не нужна, * Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Маяковскому тоже стало казаться, что он идет не в ногу со временем. Стихотворение «Домой» заканчивалось горькими строками: * Я хочу быть понят моей страной, * а не буду понят - * что ж?! * По родной стране * пройду * стороной, * как проходит * косой дождь. В одном из стихотворений, написанных Мариной Цветаевой после смерти Маяковского, в стихотворении с горьким рефреном «Негоже Сережа! Негоже Володя!», она объединяет Маяковского с Есениным - для нее одинаков не только их уход из жизни, во многом общими считает она и причины такого ухода. Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал начиная с юности.»Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского, - заметил Р.Якобсон в статье «О поколении, растратившем своих поэтов». - Он примеривает к себе варианты самоубийства… В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени». Вертеровский мотив смерти, самоубийства звучит у Маяковского как вечный, общечеловеческий. Здесь он свободный поэт, нет у него никакой агитационной, дидактической, рациональной цели, он не связан ни групповыми обязательствами, ни полемикой. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает «о времени и о себе». Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. В этих стихах он большой поэт, «великолепный маяк», как сказал о нем Е.Замятин, в его творчестве слышен грозный и оглушительный гул мощного исторического потока, который «всегда - о великом».Ю. Тыньянов писал, что «Маяковский сродни Державину. Геологические сдвиги 18 века ближе к нам, чем спокойная эволюция 19 века». «Его митинговый, криковой стих» рассчитан на площадной резонанс (как стих Державина был построен с расчетом на резонанс дворцовых зал)». У Маяковского был такой мощный поэтический голос, потому что он с первых шагов в литературе ощущал себя выразителем чувств и дум многих: улицы, толпы, а после революции - массы. В поэме «Облако в штанах» он обращался ко всем страдающим людям, к человечеству: * …Вам я * душу вытащу, * растопчу, * чтоб большая! - * и окровавленную дам, как знамя. «Первый в мире поэт масс», - сказала о Маяковском Марина Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: «Эта вакансия: первого в мире поэта масс - так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд». Такой мощности голос у Маяковского, что, не напрягая его, он обращается к вселенной, мирозданию: * Ты посмотри, какая в мире тишь! * Ночь обложила небо звёздной данью. * В такие вот часы встаёшь и говоришь * векам, истории и мирозданию… И этот поэт, говорящий от имени миллионов и обращающийся к миллионам, был органическим, естественным лириком. Даже поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лирические стихотворения. «Лирическая личность Маяковского грандиозна, и грандиозность становится господствующей чертой его стиля, - пишет Л. Гинзбург. - Гиперболы, контрасты, развёрнутые метафоры - естественное выражение огромной лирической личности». Фантастический, фантасмагорический образ Маяковского выражает реальное, но напряженное до предела чувство. «Чувства Маяковского не гипербола, - утверждает Цветаева. - Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов, совершенно таких же, только очень маленьких».