Психология раба как массовое сознание. Глубинная психология раба

Итак, стойте в свободе, которую даро­вал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

В этой части очерка мы кратко рассмотрим возможные патопсихологические последствия влияния на человека двух, казалось бы, различных по происхождению факторов: совет­ской идеологии и телевидения. Их объединяет конечный итог воздействия - формирование зависимого, трусливого, без­ответственного и, вместе с тем, агрессивного человека.

Одно из ужасающих последствий грехопадения - дис­гармония между составляющими человеческого естества, не­когда подчиненных единому смыслу. У современного чело­века, помимо этого, прогрессирует внутридушевный разлад. По всей видимости, это результат воздействия разрушитель­ных информационных технологий, а также полного отсутст­вия духовного контроля над жизнью. 68

Вероятно, каждому приходилось видеть людей, кото­рые, осознавая себя глубоко верующими христианами, и ду­мая, что они служат Богу, совершали поступки, противоре­чащие своему же образу мыслей, при этом умудряясь чувствовать и желать совершенно противоположное своим уму и делам. И все это одновременно! Попытка диалога с такими людьми порой приводит в состояние недоумения: кто перед тобой - один человек или несколько в одном лице?

В одном известном авторам приходе есть группа замечательных старушек, нашедших взаи­мопонимание на почве такого разделения внутри себя. Их отличает сугубо благочестивое поведение в храме, комсомольско-добровольческий энтузиазм в делах прихода и деспотически-тиранические ма­неры в общении со своими близкими да и вообще всеми, кто от них зависит. Их вклад в реставрацию храма столь велик, что они считают себя вправе ру­ководить жизнью прихода, меняя священников по своему желанию. Дошло до того, что расположен­ный в пяти километрах от города храм считается у батюшек "ссылкой".

Феномен "бабок" особенно характерен для нашего вре­мени, поскольку является результатом деятельности на рус­ской земле всевозможных организаций типа "юных ленин­цев", будущих пионеров и "школ коммунизма", где "утопить" своего товарища, несогласного с правым делом, было обыч­ным явлением. Вторжение в личную жизнь считалось чем-то само собой разумеющимся. Воспитавшие вероломных и фа­натичных борцов за светлое будущее организации канули в небытие после празднования 1000-летия Крещения Руси. Но их воспитанники нашли приют в открывающихся по всей стране храмах, сменив комсомольские значки на крестики, "моральные кодексы" на "Добротолюбие", а красные галсту­ки перевязав с шеи на голову.

"Самое страшное наследие большевизма - не в разру­шении храмов и не в охоте за религиозными мыслителями и проповедниками. Произошла замена образа святого, замена идеала праведника. Не лесковские соборяне теперь праведни­ки и образцы жизни, а борцы-диссиденты... От А. Галича и В. Высоцкого, Гинзбурга и В. Осипова усвоен новый эталон праведника. Отныне праведник - тот, кто правильно суме-eт ответить на вопрос: "Сможешь выйти на площадь в назначенный час?" Этот идеал - чист и высок. Но он - другой, не "святорусский". А жизнь Церкви ныне уже оцени­вается по этому критерию. Что делал Патриарх в августе 91-го? А в октябре 93-го? Как приближала Церковь в пресло­вутые "семьдесят лет" "зарю долгожданного дня"? Как смел Солженицын молчать во дни путча? "Народная со­весть" уже не может тихо молиться и каяться в лесу, как это делал прп. Сергий или прп. Серафим. Она должна гре­меть в газетах и на площадях", - с горечью пишет совре­менный апологет. 69



Не стоит забывать о том огромном влиянии, которое оказало на людей семидесятилетнее царство безбожия. Зна­чимые последствия его воздействия на умы и души будут ощущаться еще в третьем и четвертом поколениях, выросших после его падения.

Сегодня многие люди, воспитанные на коммунистиче­ских ценностях и идеалах, активно критикуют такие много­численные современные проблемы, как безнравственность, коммерциализацию, цинизм. При этом они указывают на столь явные положительные черты людей, живших в совет­ское время, как энтузиазм, жертвенность, простоту и многое другое (Особенно ярко это заметно на примере 30-х годов, Великой Оте­чественной войны и послевоенной разрухи). Однако не следует забывать, что социология придает большое значение опыту и влиянию предыдущих поколений на формирование современных взглядов. Следовательно, в наше время мы видим результат длительного воздействия атеистической идеологии на умы и души людей. А люди, ко­торые жили на заре советской власти и победили фашизм, корнями своими уходили в дореволюционное время и худо-бедно, но воспитывались на христианской нравственности.

По сути, тоталитарное государство, созданное в 1917 году, сочетало в себе идолизированную систему власти, вла­девшей сферой распределения благ, аппаратом насилия и тотально контролировавшей идеологию с одной стороны и ог­ромную армию простых людей с рабской психологией - с другой.

Психология вынужденного рабства близка к психоло­гии невротической личности. В обоих случаях в ее основе лежат страхи, которые в большом количестве продуцировал великий и могучий государственный аппарат. Как известно, "раб боится наказания, бессмысленных прихотей хозяина, но больше всего он боится потерять его милость ". 70

Для того чтобы поддерживать и культивировать страхи в умах и обществе в целом, людей постоянно чем-то запуги­вали: физической расправой, психологическим принуждени­ем, ставили в полную зависимость от воли партии, а также создавая и поддерживая образы врага - внешнего и внут­реннего.

Вместе с тем, как указывает И.А. Ильин, для обретения деятельной, творческой веры необходима в том числе и внешняя свобода. "Не свобода делать все, что кому захочет­ся, с тем, чтобы другие люди не смели никому... мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие лю­ди не имели бы права вторгаться с насильственными пред­писаниями и запрещениями, иными словами, свобода от не­духовного и противодуховного давления, принуждения и за­прета, от грубой силы, угрозы и преследования" , 71

Можно возразить: а как же быть с мучениками, кото­рые в условиях абсолютной несвободы и грубого физическо­го воздействия исповедовали себя христианами? Но мучени­чество - это сверхъестественный, надмирный акт, дар Бо­жий. Нельзя стать мучеником, не будучи к тому призванным. Не случайно в Заповедях Блаженств, которые многими бого­словами называются ступенями восхождения, 72 мученичество относится к высшим достижениям человеческого духа.

Человек, стоящий на подступах к лестнице блаженств, попав в условия жестокой несвободы, может оказаться изло­манным страхами и не сохранить действенной, преображаю­щей веры в своей душе. Впоследствии эти комплексы он перенесет в приходскую жизнь, демонстрируя зависимое пове­дение, конформизм, нездоровый поиск авторитета.

В те времена целая система работала над сознанием че­ловека с самого его рождения, пытаясь заменить своими ус­тановками христианские ценности, уродливо копируя их по форме. В итоге мы видим несколько поколений людей, не умеющих быть ответственными за свою жизнь, не умеющих жить в условиях свободы выбора, поскольку государство и образование давало, и на работу устраивало, и лечило, если нужно, и подсказывало, как поступать в трудных ситуациях.

Но не только запугивание и внешнее принуждение сыграли свою роль. Усвоение искаженных нравственных и социальных ориентиров сказалось еще более серьезно. Порой легче противостоять принуждению к прямому отречению от своих убеждений, чем выдержать длительное психологиче­ское наступление, в результате которого человек постепенно теряет подлинные ценности, незаметно усваивая противопо­ложные. Недаром народная мудрость гласит: "В Церкви му­чеников много, а преподобных мало". Мотивационное звено человеческого поступка может попасть в гиперзависимость от тотального контроля государства, общественного мнения, экономических и личных связей. Тогда мы будем поступать не как предписывает Евангелие, а как партия велела, как "принято у людей", как выгодно для бизнеса или чтобы тетю Маню не обидеть. А вот Апостол Павел иначе относился к "общественному мнению": "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди" (1 Кор. 4, 3). Можно предположить, что именно перечисленные выше ры­чаги будут использованы во времена антихриста для склоне­ния воли людей к отречению от Христа. И только к самым стойким будут применены меры грубого, в том числе физи­ческого воздействия.

При рассмотрении различных вопросов психологии, в том числе неврозов, типологий характеров и акцентуаций, а также социологических феноменов в русле православного подхода авторов всегда интересовала проблема восприятия времени отдельной личностью или группой людей. Ранее мы уже писали о некоторых аспектах психологии и философии времени. Теперь скажем о различии понимания времени православным сознанием и в коммунистической идеологии.

Православная Церковь учит жить сегодняшним днем, воспринимая каждый миг, каждый час как дар Божий. 73 Фак­тически это означает запретить уму блуждания по времени, умирить жизнь, "угомониться". Это значит быть довольным своим внешним положением, стремиться к улучшению сво­его внутреннего положения путем приобретения христиан­ских добродетелей.

Вопреки этому, сознание советского человека напоми­нало загнанную лошадь: "Нужно окончить школу... Когда я поступлю в институт... Вот выйду на пенсию..." Светлое завтра, его напряженное, невротическое ожидание стало своеобразной карикатурой на чаяние Царствия Небесного, присущее христианам. Но отличие этих понятий очень глу­бокое. "Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17, 21), - говорит Христос, а не в конкретном историческом пространстве и времени. Христианин призван "не заботиться о завтрашнем дне" (см. Мф. 6, 34). Нелишне будет вспомнить и слова Апо­стола Иакова: "Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, ко­торые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исче­зающий. Вместо того чтобы вам говорить: "если угодно бу­дет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак. 4, 13-15).

Невротизированные подобным образом личности со­вмещают в себе противоречивые чувства: тягу к общению, поиск единомышленников, защитников и одновременно боязнь людей, скрытую вражду, страх перед ответственностью за самого себя, тем более за других.

"Запрет и принуждение, угроза и страх могут выну­дить у человека только лицемерную "любовь" и лицемерную "веру"; а эти вынужденные, показные, неискренние проявле­ния скрывают за собою или прямое лукавство, или же испу­ганное, мертвеющее сердце..." 74 Подобных людей много се­годня в храмах. Тот, кто искренне ждет исцеления, получает его. Другие продолжают жить со своими страхами, перенося их в приходскую жизнь, не изменяясь внутренне.

Теперь немного о роли телевидения в жизни церковно­го человека. Даже поверхностный взгляд на проблему позво­ляет утверждать, что человеком в современном обществе ру­ководят не нравственный закон или любовь и даже не пре­словутый здравый смысл, а феномены, относящиеся к психо­логии толпы, такие, как групповая внушаемость, высокий авторитет средств массовой информации, "стадный ин­стинкт" (быть как все), поиск харизматического лидера, спо­собного решить все проблемы. Телевизор в этой игре в жизнь исполняет роль шамана первобытного племени, способного ввергать своих соплеменников в транс, давая им целевые ус­тановки. Толпа же сама ищет трансовых состояний (Поверьте, все наши мысли на этот счет - не телефобия, за теле­видением мы признаем некоторые положительные моменты. Ска­занное неоспоримо подтвержено психологической наукой. Так, об этом много пишет проф. Л. Гримак).

Авторам приходилось на собственном опыте ощутить гипнотическое влияние телевидения. Со­гласитесь, что, находясь в приемной высокого на­чальства, пребываешь в собранном состоянии, мысленно прокручиваешь все проблемы своей ор­ганизации, окончательно оттачивая изложение во­проса. Православный христианин вдобавок пере­межает всё это короткими молитвами. В приемных для развлечения посетителей обычно работает те­левизор. И стоит только отвлечь внимание от своих мыслей и заинтересоваться телепередачей, как через несколько минут замечаешь, что напряженность ожидания уходит, проблемы меркнут, сознание, пусть едва заметно, но все же затуманивается, а молитва исчезает вовсе.

Выделение эндорфинов, о которых мы говорили выше, особо интенсивно в измененных состояниях сознания. "Более того, некоторые авторы в связи с этим говорят о "естественной очарованности" человека измененными со­стояниями сознания, вследствие чего он научился вызывать их произвольно (галлюциногены, алкоголь, ритмические воз­действия)" 75 Таким образом, телевидение обладает замет­ным трансогенным действием, вызывая повышенную вну­шаемость. Человек входит в "приятные пассивные состоя­ния". 16

Основным психопатологическим фактором телетранса можно считать снижение уровня критичности по отношению к происходящему на экране. Если человек, твердо знающий, что прелюбодеяние - тяжкий грех, преспокойно смотрит по "ящику", как симпатичный ему герой флиртует с дамочками, увлекая их в телепостель, следовательно, он считает это при­емлемой моделью поведения, даже если никогда не поступит так сам. Но к чему засорять свое око? (Мф. 6, 22-23). Не за­будем и о том, что при просмотре телевизора мы загружаем свою память посторонними и отнюдь не безобидными образ­ами, которые непременно всплывут из подсознания в самый ответственный момент, чаще на молитве. Как итог - потеря "чутья" на грех, неправду. Не слишком ли часто в момент духовного выбора из воинов духа мы превращаемся в жалких дезертиров?

Привычка к телевидению также влияет на восприятие времени, поскольку мы начинаем жить в ритме "экранных часов", отличающихся от часов реальных и внутренних.

Привычка христианина к телевизору "ослабляет от­ношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные воз­можности поговорить, пообщаться", 11 а от себя добавим: и помолиться. Мы неосознанно перемещаем наших близких, родных, всех встреченных людей в виртуальный мир, находящийся за стеклом телевизора, привычно принимая роль пассивного зрителя. Это противоречит идеалу христианина, который "для всех должен стать всем " (см. 1 Кор. 9, 22).

Известно, что для людей со скрытыми дефектами пси­хики телегипноз может иметь крайне негативные последст­вия, вызывая вспышки гнева, агрессию и т.п. 78 Да и для "здорового" человека это не проходит даром. Набило оско­мину на самом деле верное утверждение о том, что увеличе­ние числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, напрямую связано с просмотром соответствующих теле- и видеофильмов. У человека, не склонного к внешним проявлениям агрессивности, притупля­ется чувствительность к чужой боли, способность к понима­нию проблем своих ближних. Мы черствеем, сидя у "голубых экранов". Имеет место и процесс формирования у телезрите­ля образа окружающего мира как очень опасного, наполнен­ного страхом и насилием.

В основе неуемного желания некоторых людей созда­вать себе трудности, а потом успешно их преодолевать лежит психологический феномен, который Э.Берн назвал "жаждой конфликтов". 79 Что ж, если тебя столько лет учили бороться, искать, вцепиться и не отпускать, то трудно перестроить свою психологию, даже если умом понимаешь, что "перестройку надо начать с себя" (Сакральная фраза времен горбачевской перестройки). Вот и сочетаются в од­ном человеке диалектически противоположные, (Мы имеем в виду закон единства и борьбы противоположностей.) но единые по сути вещи: "сериальная" ригидность и вязкость мышления и периодически возникающие взрывы агрессивной активно­сти. Мы ввели термин "сериальное мышление", чтобы под­черкнуть еще один мощный фактор, формирующий инвали­дов духовного труда. Желая увеличить количество серий своих мыльных опер, их режиссеры намеренно удлиняют диалоги, делая их малоинформативными и однообразными по смыслу. Едва заметная мелочь жизни вызывает на экране длительные дискуссии. Зародившееся чувство или пережива­ние обсасывается по 5-10 минут экранного времени. Это приучает зрителя к особому, обсессивному (Т.е. мышлению, застревающему на второстепенных деталях.) типу мышления, для которого характерны ригидность, застревание на мело­чах, потеря реальности, когда жизнь может долгое время вращаться вокруг субъективных переживаний. В итоге целая армия любителей сериалов начинает мыслить как акцентуи­рованные личности.

На фоне заторможенных мыслительных процессов на­капливается некая критическая масса отрицательной психи­ческой энергии, требующая выхода наружу через конфликт. Елейное благочестие, постоянные разговоры о "духовных" предметах, пересыпаемые для связки благочестивыми фраза­ми, более напоминающими нарушение Второй заповеди, и в то же время фанатичная агрессивность, направленная на вы­бранные жертвы, - печальная эклектика (Эклектика - неорганичное, чисто внешнее соединение несоеди­нимого.) этих душ.

Что ж, свои представления о Боге часто бывают для че­ловека сильнее евангельского образа Христа. Это ведет к не­правильному взгляду на себя и на окружающих и, в конечном итоге, мешает двигаться по пути к спасению. Человек, как известно, "призван к пути. Путь же возможен лишь при на­личии отстояния исходной точки от цели. Чтобы отпра­виться в путь, я должен знать и ощущать, что здесь и те­перь я не обладаю и в принципе не могу обладать тем, что ждет меня в другом месте, и между "здесь " и "там " ле­жит путь, который должен пройти я ". 80 . Необходимо чет­ко знать направление предстоящего путешествия. Еще перед каждой дорогой необходим "запас тишины" и твердая реши­мость преодолеть все трудности.

И - "побежим покаянием"!

Глава: Психология и психопатология духовного руководства

Христианство преподано с такой оп­ределенностью, что нет оправдания для тех, кто не знает его.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Нет сомнения в том, что мы находимся на пороге третьей мировой войны, поэтому мы написали это произведение под названием «Революция Диалектики».

Времена изменились, и мы начинаем новую Эру в громыхающем величии мысли. Теперь нужна революционная Этика, основанная на революционной Психологии.

Без глубокой Этики лучшие социальные и экономические формулы превратятся в пыль. Индивид не сможет измениться, если он не постарается растворить своё «Я» .

Психологическое рабство разрушает совместную жизнь. Психологически зависеть от кого-нибудь – рабство. Если наш образ мышления, чувств и действий зависит от образа мышления, чувств и действий тех, в окружении которых мы находимся, следовательно, мы порабощены.

Мы постоянно получаем письма от многих людей, которые желают растворить «Я» , но при этом они жалуются на своих жён, детей, братьев, семью, мужей, начальников… Эти люди требуют определённых условий, чтобы растворить «Я» . Они требуют удобств для того, чтобы они начали уничтожать эго . Они требуют превосходного поведения от тех, с кем они общаются.

Самое смешное из всего этого то, что эти бедные люди ищут разные отговорки. Они хотят убежать, покинуть свой дом, свою работу и т.п., якобы для глубокой самореализации.

Бедные люди... Естественно, их обожаемые мучения являются их хозяевами. Эти люди ещё не научились быть свободными, их поведение зависит от поведения других.

Если мы хотим следовать пути целомудрия, но надеемся, что сперва женщина станет целомудренной, то мы уже терпим неудачу. Если мы хотим перестать быть пьяницами, но соглашаемся выпить, когда нам предлагают, потому что мы боимся из-за того, что о нас подумают или что наши друзья на нас рассердятся, то так мы никогда не перестанем быть пьяницами.

Если мы хотим прекратить быть злыми, раздражительными, гневными, но в качестве первоначального условия для этого требуем, чтобы те, кто с нами общается, были с нами милы и спокойны, чтобы они не делали ничего, что нас может раздражать, тогда мы терпим полное поражение, потому что другие - не святые и в любой момент они покончат с нашими благими намерениями.

Если мы хотим растворить «Я» , то нам надо быть свободными. Тот, кто зависит от поведения другого, не сможет растворить «Я» . Наше поведение должно быть собственным и ни от кого не должно зависеть. Наши мысли, чувства и действия должны независимо вытекать изнутри наружу.

Самые худшие трудности предоставляют нам самые лучшие возможности. В прошлом существовали мудрецы, окружённые всеми удобствами, без каких-либо трудностей. Желая уничтожить «Я», этим мудрецам приходилось самим себе создавать трудные ситуации.

В трудных ситуациях у нас есть превосходные возможности изучать свои внутренние и внешние импульсы, свои мысли, чувства, действия, свои реакции, волеизъявления и т.п.

Совместная жизнь - это зеркало во весь рост, в котором мы можем увидеть себя такими, какие мы есть, а не такими, какими кажемся. Совместная жизнь - это замечательно. Если мы очень внимательны, то в каждый момент мы сможем обнаруживать свои самые тайные дефекты. Они проявляются, выскакивают, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Мы знаем много людей, которые говорят: «У меня уже нет ярости». Однако на малейшую провокацию они грохочат и сверкают, как гром и молнии. Другие говорят: «Я больше не ревную». Однако хватает одной улыбки их супруги или супруга любому хорошему соседу, чтобы их лица позеленели от ревности.

Люди протестуют из-за трудностей, которые возникают, живя с другими. Они не хотят понять, что именно эти трудности и предоставляют им все возможности, необходимые для растворения «Я» . Жизнь с другими - это прекрасная школа. Книга этой школы состоит из многих томов. Книга этой школы - это «Я» .

Мы должны быть по-настоящему свободны, если действительно хотим растворить «Я» . Тот, кто зависит от поведения других - несвободен. Только тот, кто по-настоящему становится свободным, знает, что такое любовь . Раб не знает, что такое настоящая любовь . Если мы будем рабами того, что думают, чувствуют и делают другие, то мы никогда не узнаем, что такое любовь .

Любовь рождается в нас, когда мы кладём конец психологическому рабству. Нам нужно очень глубоко понять, во всех областях ума, весь этот сложный механизм психологического рабства.

Существует много форм психологического рабства. Если мы на самом деле хотим растворить «Я» , то необходимо изучить все формы психологического рабства.

Психологическое рабство существует не только внутренне, но и внешне. Существует личное, скрытое, секретное рабство, о котором мы даже далеко не подозреваем.

Раб верит, что он любит, в действительности же он боится. Раб не знает, что такое настоящая любовь .

Женщина, которая боится своего мужа, верит, что она его обожает, когда в действительности она его просто боится. Муж, который боится свою жену, верит, что он её любит, хотя в действительности он просто её боится. Он может бояться, что она уйдёт к другому или что её характер станет невыносимым, или что она откажет ему в постели и т.п.

Работник, который боится своего начальника, верит, что он его любит, что он его уважает, что он заботится о его интересах и т.п. Ни один психологический раб не представляет, что такое любовь . Психологическое рабство не совместимо с любовью .

Есть два вида поведения: первое исходит извне и идёт внутрь, второе исходит изнутри и идёт наружу. Первое есть результат психологического рабства и вызвано реакцией. Например, нас бьют - и мы бьём, нас оскорбляют - и мы отвечаем оскорблением. Самое лучшее поведение - это второе поведение, поведение человека, который больше не является рабом, человека, который больше не имеет ничего общего с мышлением, чувствами и действиями других. Такой вид поведения независим. Это правильное и справедливое поведение. Если нас бьют, мы отвечаем благословением. Если нас оскорбляют, мы молчим. Если хотят нас напоить, мы не пьём, хотя наши друзья и обидятся.

Теперь наши читатели поймут, почему психологическая свобода приносит то, что называется любовь .

09:19 pm - Психология раба.

Давно занимает эта проблема, после того как столкнулся в дискуссиях с обвинением друг друга в не изжитой психологии раба. Признаки "рабской психологии" у обвиняющих были разные, порой взаимоисключающие. В основном касались исполнительности, подчинению начальству и склонности не конфликтовать. Моя задумчивость на эту тему длилась годы. :)

Вывод пока такой.
Психология раба есть подавляющее преобладание стремления вписаться в социум, считать требования социума, действительно услышанные, угаданные, или ложно угаданные, не совсем важно в данном контексте, своими желаниями. При этом не важно, становишься шестеркой или лидером, рабом или рабовладельцем по социальному положению. Если совокупность социальных ролей, и только она, является сутью Я - значит это психология раба.
Там где кончаются социальные роли у такого человека пустота. Точнее, даже, психологический вакуум, потому что Пустота иногда наполняется неуловимым смыслом:), вакуум нет, он рвет психику, а вместе с ней и живое тело, если эта психика оказывается вне социальных ролей.
Пустота, наполненная неуловимым смыслом - это моя фантазия?:)

Comments:

Вот ещё отвратительная сторона рабской сущности: при встрече со свободными людьми рабы их истово начинают ненавидеть, часто бессознательно. Это знаю по себе. Свекровь, забитая эстонка, нелюбимая мужем, всё хотела втиснуть меня в свои собств.рамки. Её бесило, что я после института собираюсь заняться научной работой, живу интересно. Она же знала лишь грязную посуду на кухне и пьяного, дурнопахнущего мужа. И развела нас. Да, время всё расставило по местам. Жаль лишь Руслана, её сына. Чтож, он сейчас при ней - без работы, собств.жилья и семьи.СТРАШНО СРЕДИ РАБОВ! - О.А.Филатова, психолог.

Повеселили.

Я в единственном числе;-) Просто психология рабства в последнее время стала моей навязчивой идеей, я пытаюсь выявить все аспекты рабского поведения, в первую очередь в себе. Ну вот хотел подтолкнуть тебя к аналогичным действиям в отношении себя лично:-)

"Вы" - это в единственном числе незнакомый человек.:)
Подтолкнули.
Родился афоризм.
К свободе стремятся только рабы.
А свободные стремятся к увековечиванию рабства.

С единственным числом я просто намекнул, что ко мне нужно на "ты" :-)
Вообще-то рабы, если они действительно рабы, будут бежать от свободы, так далеко, как только возможно. Это ужасное бремя для рабов - свобода.

Если нужно - значит нужно.
Хотя, в первую очередь нужно разобраться тогда, кто такие рабы, а кто такие свободные?

Рабы - те, кто лишен права свободного выбора. Свободные - те, на ком бремя инициативы.

Хитрость в том, что выбор есть всегда. Просто жизнь так устроена. Но это выбор между ограниченным количеством возможностей. Количество возможностей принципиально не равно бесконечности. То есть выбор есть всегда и всегда этот выбор ограничен внешними обстоятельствами. Поэтому или рабов нет или или свободных. Кому как нравится. Кто для себя какой вектор выберет.
Правда в Вашей формулировке речь идет о "праве". То есть о неком формальном разрешении на выбор. Наверное, можно так делить, только что это даст?

Это очень интересная и нужная тема. Сделанный Вами вывод мне нравится и не противоречит тому, что думаю я. Если можно-мои наблюдения. Рабская психология существует в двух ипостасях - страха свободы выбора (пассивная форма) и стремлении быть рабовладельцем (активная форма). Поэтому рабовладелец (тиран, деспот, личность стремящаяся подавлять личности других и т.д.) всегда сам имеет рабскую психологию.

Да, это есть и это понятно. И в примитивном обществе (по сути, наверное бандитском), где "рабовладельца" распирает от гордости, что он рабовладелец, не чета рабам, на самом деле рабы и те и другие. Вы все правильно обрисовали. Раб активный и раб пассивный.
Я пытался понять, что такое рабская психология при более сложных раскладах, когда люди не хамы и чувствуют себя свободными и независимыми. Можно ли тут говорить о рабской психологии и в чем она проявляется? Можно ли найти модель, при которой примитивное отношение раб-рабовладелец является лишь частным случаем рабской психологии.
Предположил, что дело в подчиненности напластованиям социальных ролей, социальных стереотипов и ценностей, которые воспринимаются как Я, кажется, что Я живу и делаю свободный выбор, а на самом деле происходит просто автоматическое переключение между ролями в разных средах.
И есть люди, которые доказывают, что это и есть настоящая людская жизнь, но я в это не верю. :)

Конечно. И я не верю. Но мне кажется, для этого нужно даже не верить, а ЗНАТЬ, что жизнь человека - это больше чем жизнь его тела и более того - больше чем жизнь индивида в социумах. И самым важным являются не внешние да и внутренние соответствия меняющимся социальным ролям, а ответственность перед самим собой. Моё мнение - есть только одна обязанность - развитие себя. Я понимаю это развитие очень широко. В этом смысле для меня равны и отшельник в пещере и просвещённый (э-эх, где же взять такого) властитель, и "физик" ,и "лирик".
Отвлечение на другие цели и задачи есть следствие проявлений рабской психологии. Понимаю, что слишком категоричен это вывод. Но мы же теоретизируем.:) И ещё. Эта самая, уже у позорного столба, рабская психология тем не менее обьективно существует в материальном мире и без неё не познать нам свободы...

Да, Вы правы, мы тут просто теоретизируем, мало того бесплодно теоретизируем, потому что мало знать, знание у нас в основном об "объектах", то есть о чем-то вне нас, это природа знания, по-видимому, но при этом считаем, что как раз я сам вполне замечателен и, если говорить о теме разговора, я то как раз единственный не раб, ну может еще кто туда-сюда, но я - точно. :) Ибо я мыслю и действую, знаю и чувствую (об этом я точно знаю), добиваюсь успеха, преодолеваю препятствия, а вот остальные - это вопрос. И это очень забавно бывает, когда вдруг обнаруживаешь, кое-где, кое в чем, что просто тщательно, вдумчиво, энергично, возможно даже красиво, играешь заданную тебе роль в заданной системе ценностей. Я не говорю, что это плохо или хорошо. Просто так есть. И тогда возникает вопрос, а что же такое Я вне социальных ролей? Или меня вне социальных ролей просто нет? :)

Потеоретизируем дальше. :). Согласен, что " знание у нас в основном об "объектах", то есть о чем-то вне нас ". А я, говоря о развитии себя, говорю и о сопровождающем процессе. Процессе ПОЗНАНИЯ себя, вне социальных ролей. Есть известное выражение, что истинным джентельменом является лишь тот, кто и наедине с собой джентельмен. ОХ! Боюсь,что я не соответствую...:). Так вот, для познания себя и становятся отшельниками, или... вспомним Даниеля Дефо и его Робинзона. Но это крайности, конечно же. На практике, в жизни нам всегда даются испытания или соблазны... и свобода выбора. А дальше очень, очень тонкая грань. Наш выбор может быть и этичным внешне (понятно мне о чём Вы говорите, сам такой, видимо) но осуществлён на основе психологии раба в форме зависимости от гордыни. Когда не ты, а твоя гордыня хочет, чтобы ты был нравственным, смелым, честным и самым-самым, исключительным, во всём, во всём. И мне кажется тут главное подойти к пониманию возможности такого развития "казалось бы себя". И если пришёл к пониманию этого, то может ты и переступил через это и стал действительно "Я".
А может мне это ласково нашёптывает моя гордыня?!?!... :))

Да, похоже, что мы друг друга понимаем.:)
И именно потому что возникает умственный тупик, чисто теоретически вот это рассуждение о постмодерне:

Наверное это и должен быть выход из тупика. Хотя бы теоретически. :)

Господа, вы философы! :)))
На мой взгляд:
Суть рабства достаточно проста - она в отторжении права называться человеком, права на собственное достоинство. Предлагаю взять за ключевой термин - "собственное достоинство". Когда вы, торопясь на работу, на которой вы получаете зарплату в размере 10 000 рублей, бегом залезаете в маршрутное такси марки Газель и, за неимением сидящих место (а стоять запрещено), сидите на корточках у входной двери, думая, ух, успел (а), как мне повезло, кто вы??
Потеря собственного достоинства - главное. Унижение перед всеми подряд ради цели... Ах, ради цели, тогда можно! Как же - оправдание! Николай II оставался царем даже в Тобольске, даже в подвале Ипатьевского дома... Это на уровне воспитания, способности стыдится за свои поступки, нравственные КОМПРОМИССЫ перед своими предками...
А у нас проще все - никто не увидел, значит и не было...
У бандитов, кстати есть термин - "низкий человек"... Весьма интуитивно верный и близкий к рабу...

Господа, вы философы! :)))

Вас тем же концом.

Унижение перед всеми подряд ради цели.

Даже если Вы через унижение делаете достойный поступок? Скажем, спасаете кого-то и такая цена единственно возможная?

как говаривал Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола": начнем переговоры!
В том-то и вопрос! Всегда важно провести грань - когда достаточно мы унизились ради цели, а когда ещё можно чуть-чуть, ведь цель так заманчива... Да, собственно, даже и ради спасения... а вам не приходило в голову ответная фраза спасенного: уж лучше бы я умер (умерла), чем видеть твое унижение...

Ответы психологов

Здравствуйте,Елена.Психология раба-это метафора.Вы имеете мазохистские наклонности.Откладывать дела,приносить себе вред,страдать,чувствовать бесознательно,греховность и заглаживать ее бессознательно страданиями,которые являются наказанием за Вашу бессознательную плохость.Все процессы глубоко бессознательны.Во всем этом доминирует иррациональная вина,делающая Вас слабой и ранимой.Поэтому,Вы время от времени на обочине.Скачайте книгу Эллис.Гуманистическая психотерапия и сделайте ее настольной.Потом начните работать,сгруппировавшись и сосредоточившись на этом.А потом,когда работа заладится-обратитесь к не медицинскому психологу -психотерапевту для курсовой длительной работы.Тогда начнут происходить изменения в Вашем характере,и выпуклое чувство вины потеряет свою силу.Взамен появятся новые,эффективные стратегии адаптации,которые принесут пользу,сделают Вас сильной и дадут эффективную перспективу жизни.Не поработав с виной-серьезных изменений Вы не получите.Я также работаю в этом направлении.Обращайтесь,помогу.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Елена, давайте уточним: рабская психология представляет собой стремление человека исключительно к материальным ценностям (деньги и власть ради власти) и оценку им окружающего мира из общенпринятых позиций хорошо и плохо (все богатые - хорошие и крутые, все бедные - шваль и ничтожество). Также психология раба в обязательном порядке включает в себя желание постоянно получать физические удовольствия и равнодушие к удовольствиям и ценностям духовным. Фактически речь идёт о типичном представителе общества потребления, пятая точка которого не помещается на стуле из-за ежедневной еды фастфуда и постоянного сидения перед телевизором и мечтания о том, что скоро он будет красивым и подтянутым, нереально богатым, и все вокруг падут ниц. Я бы не рискнула назвать это диагнозом, это всего лишь отсутствие желания что-либо делать, связанное с отсутствием неудовлетворённых потребностей. Человек не ставит себе целей и не стремится к ним, максимум - стремится к любимому дивану с бутербродами. И уж конечно этот человек никогда не обратится к психологу - его в жизни всё устраивает, ему хорошо жить так, как он живёт, и он настолько сильно боится перемен, что любая новизна подвергается жесточайшей критике вплоть до истерики.
Если клиент с "диагнозом психология раба" попадает на приём, то его легко "излечивают" - раз он пришёл, значит, он не "раб". Главное отличие в том, что не-раб умеет ставить цели и готов потратить силы для их достижения (лидер же в лепёшку разобьётся ради цели). В этом и заключается терапия: приучаем себя ставить перед собой задачу и её исполнять. Делать это надо каждый день. Например, первая цель - встать в 6 утра и пойти на пробежку (не хотите бегать - ходите, хотя бы пару километров); цель вторая - не есть после 20.00; цель третья - убрать из рациона жареное; цель четвёртая - сделать доброе дело (побыть волонтёром в детском доме); пятая - устроить дома генеральную уборку: шестая - устроиться на работу на пол-ставки куда-нибудь.... Каждый день Вы ставите себе задачу и её выполняете, постепенно вырабатывается привычка так жить, а затем Вы без этого уже не можете. От Вас, конечно, требуется сила воли, но не столь большая как при движении к одной, самой главной цели в жизни. Какая она у Вас? Муж и дети? Здоровье родителей? Карьера ? Собственный ресторан? Жизнь на греческом острове? Елена, у Вас есть Ваша цель, определите её для себя, сформулируйте (если пока не можете, то ставьте перед собой спокойно мини-цели и их достигайте). Ваше нежелание что-либо делать связано с неуверенностью в том, что именно следует делать и, главное, для чего. Психолог не будет за Вас делать утреннюю гимнастику, но он вместе с Вами может эту цель увидеть или показать Вам. Вы же достаточно самокритичны, довольно тонко и чётко определяете ситуацию (не понятно только, откуда взялось слово "диагноз"), а, значит, до "раба" Вам пока далеко, и у Вас, уже сделавшей первые шаги, получится не смотреть на протекающую мимо жизнь, а проживать её.
В общем, начинайте с мелочи: например, прочитав этот ответ, сделайте десять приседаний - это только кажется, что к делу не относится, а на самом деле каждый шажок Вашей силы воли приближает Вас к тому, чего Вы действительно хотите. "Выздоравливайте" и будьте счастливы!

Даведюк Елена Павловна, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Елена!

У Вас нет желания что-либо менять, поэтому ничего и не меняется. Вы еще не дошли до своего психологического дна. Когда дойдете, то почувствуете, что так жить больше не хотите и не можете. После этого появится мотивация, и начнутся перемены. Только оттолкувшись от дна, человек начинает подниматься. Ждите совего дна или работайте над его приближением.

Столярова Марина Валентиновна, психолог-консультант, Санкт-Петербург

Психология жертвы. Я давно пытаюсь понять почему так сложно человеку избавиться от психологии жертвы или рабской психологии и совсем недавно понял, что в русский народ или в славянский народ это вшито на генетическом уровне. На подобные мысли меня натолкнул просмотр фильма Левиафан, в котором главный герой пытается что-то изменить в своей жизни, но сталкивается с огромной силой, у которой одна цель лишить его всех прав, сделать его жизнь невыносимой и в конце концов полностью уничтожить. И если взглянуть на всю нашу классическую культуру, то видно, что она вся пронизана этими настроениями. Настроением полной безысходности, полного ничтожества отдельного человека и невозможности для него что-либо изменить в мире. Мы воспитываемся со школьных лет на литературе провозглашающей жертвенность беспомощность и пораженчество. Таким образом психология жертвы зашивается в нас и наших детей на генетическом уровне и вытравить её из себя становится практически невозможным.

Другой вариант это западная культура, которую, конечно можно бесконечно критиковать, но на неё уже очень давно ориентируется весь мир! И это не случайно в ней есть один неоспоримый плюс: важность индивидуальности и возможность для отдельного человека изменить хоть весь мир! Недавно мне попался на глаза фильм "Широко шагая", в котором огромный негр возвращается после долгого отсутствия в свой родной город, а там всё загнивает: проституция наркотики, взятки и вообще полный упадок! И для того чтобы всё изменилось в этом городе в лучшую сторону, чтобы все стали вновь счастливыми и вообще всё расцвело достаточно было одной пламенной речи главного героя! Один человек одной речью изменил жизнь целого города! Вы понимаете насколько это диаметрально противоположный подход к жизни? Наш Левиафан и прочие шедевры культуры демонстрируют полную ничтожность, беспомощность и психологию жертвы отдельного человека, а западная культура демонстрирует безграничные возможности отдельного человека и психологию победителей.

Давайте разберёмся какой вариант ближе к истине. Человек это раб и жертва, или человек это творец и победитель?

Чтобы в каждом доме появились электрические лампочки, сколько людей нужно было? Один! Эдиссон! Только его одного хватило чтобы весь мир изменился и стал использовать электрическое освещение. Любое изменение в мире начинается с одного единственного человека! Чтобы сделать тот же мобильный телефон в начале появилась идея в одной голове, уже потом эта голова заразила своей идеей других людей и мир изменился! То есть правда в том, что любое изменение мира начинается с одного человека и каждый человек способен изменить мир если он этого хочет и верит в свою идею!

И если мы не начнем подниматься и менять себя и мир вокруг, наши дети продолжат жить в тюрьме рабской психологии!