Басни крылова об отечественной войне 1812 года. Особый цикл басен крылова посвященных войне с наполеоном


Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года
Цели: закрепление теоретических знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины
Задачи:
1)расширить знания учащихся баснописце и его баснях, написанных в 1812 году;
2)развивать навыки анализа текста, ролевого и выразительного чтения;
3)воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I.Мотивационный этап.
Вступительное слово учителя.
Высказывания об И.А.Крылове.
А.С.Пушкин назвал его во всех отношениях «самым народным нашим поэтом, то есть самым национальным и самым популярным».
В.Г.Белинский писал: «Его басни - сокровищница русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются простодушием и народностью. Вы найдете в них пословицы, поговорки и прибаутки. Они насыщены всеми видами художественных приемов, которыми богата русская речь.
М.Исаковский посвятил ему такие строки:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения его (Крылова)
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые его (крыловские) слова.
Учитель: Скажите, о ком идет речь?
Ответы: В этих высказываниях говорится об И.А. Крылове.
Учитель: С творчеством И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, вы уже знакомы.
Вспомните, какие басни И.А.Крылова вы знаете? Прочитайте отрывки наизусть, а мы узнаем, из каких они басен.
Ответы: Отрывки из басен: «Ворона и Лисица»; «Волк и Ягненок»; «Стрекоза и Муравей»; «Слон и Моська»; «Квартет»; «Лебедь, Щука и Рак»; «Свинья под дубом»;
Учитель: А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1.Отгадайте, о каком герое басни И.А. Крылова идет речь?
1) «Лето красное пропела».(Стрекоза.)
2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…»(Мартышка.)
3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк.)
4) «От радости в зобу дыханье сперло».(Ворона.)
5) «Слушает да ест».(Кот Васька.)
6) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(Обезьяна.)
7) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».(Свинья.)
8) «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает».(Слон.)
2.Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Я прочитаю некоторые из них, а вы определите, из какой они басни?
(«Слона-то я и не приметил»; «А ларчик просто открывался»; «Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши!»; «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело пойдет»; « Спой, цветик, не стыдись!»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»)
II. Операционально-познавательный этап.
Сообщение целей урок
Тема нашего урока «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года».
Сегодня я помогу вам расширить(углубить)знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
Вы будете учиться анализировать басни, выразительно читать по ролям и наизусть.
Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответы:
1.Мы будем углублять знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
2.Мы будем учиться анализировать басни, выразительно читать их по ролям и наизусть.
Изучение нового материала
Учитель: Известным всей России сделали И.А.Крылова басни, написанные в 1812году по поводу Отечественной войны. В 1812 году французы во главе с Наполеоном напали на Россию, и И.А.Крылов, как истинный патриот, ни о чем другом в это время писать не мог.
Вот эти басни: «Волк на псарне»; «Обоз»; «Щука и Кот»; «Кот и Повар»; «Раздел»; «Ворона и Курица».Запишите их в тетради. Учитель: Патриотический отклик писателя на исторические события Отечественной войны 1812 года достиг наибольшей силы в известной басне «Волк на псарне».
Как свидетельствуют современники, Крылов, своею рукой переписал эту басню, отдал ее жене Кутузова, которая и отправила ее мужу в письме. Полководец прочитал басню после сражения под Красным и при словах «а я, приятель, «сед», снял свою фуражку и потряс наклоненной головой. Так об этом рассказал А.И.Михайловский – Данилевский в истории военных событий.
Эта басня была популярна и во время Великой Отечественной войны 1941-1945года.
Учитель: Послушайте басню «Волк на псарне».
Анализ басни.
Учитель: Обратимся к незнакомым словам, которые использованы в этой басне. Выясним их лексическое значение.
Овчарня-помещение для овец.
Волк в овчарне - о безнаказанно хозяйничающий хищник, вор.
Псарня- помещение для собак (преимущественно охотничьих).
Ловчий - предназначенный, приученный к ловле, охоте. Устроенный для ловли зверей.
Хлев- помещение для скота.
Идти на мировую – заключать соглашение о мире.
Для анализа басни нам нужно вспомнить необходимые понятия.
Послушайте сообщение.
Басня – это небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни. В ней действуют предметы, животные, которым приписываются человеческие качества и переживания - такой прием называется олицетворением.
В басне могут действовать и люди.
Мораль – вывод, который помещается в начале, или конце басни. Для басни характерна ясность событий, лаконизм языка, живой и выразительный диалог.
Умение баснописца замаскировать то, что он хочет сказать, уже в древности называли Эзоповым языком, по имени греческого баснописца Эзопа.
Учитель:1. Докажите, что «Волк на псарне» - это басня?
Ответы: «Волк на псарне» - это небольшой стихотворный рассказ, в котором в иносказательной форме дается нравоучение и сатирическое изображение жизни. В нем есть животные, которым приписываются человеческие качества и переживания, и вывод, мораль, которая помещена в конце стихотворного рассказа. События изображены ясно, диалог выразителен. Это басня.
2.Какое впечатление произвела на вас эта басня?
Ответы:
3.Каков сюжет басни? Сюжет этой басни заключается в том, что Волк ночью решил залезть в овчарню, но попал на псарню. Псари
услышали вора и подняли стрельбу. Волк испугался и вступил в переговоры с Ловчим, он хотел его обхитрить. Но Ловчий был мудрым человеком и не поверил волку «Ты сер, а я, приятель, сед…»
4. Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года?
Ответы: Наполеон из Москвы пытался вступить в переговоры с Александром 1.Он делал эти попытки, посылая к русскому правительству то директора Воспитательного дома Тутолмина, то И.А.Яковлева с тем, чтобы донести до Александра1 мирные предложения. В сентябре в Турутинский лагерь к Кутузову прибыл граф Лористон (бывший посол Франции при русском дворе).Наполеон, отправляя графа с ответственным поручением, сказал: «Мне нужен мир». Кутузов ответил отказом на это предложение.
5. Назовите героев басни?(с цитатами)
Волк. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».
Псы. «Псы залились в хлевах».
Псари. «Псари кричат: «Ахти, ребята, вор»».
Ловчий. Тут Ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель сед».
6.Каким изображен волк?
Ответы: Я считаю, волк изображен как хитрый вор, который хотел похитить овец, но, услышав псов и псарей, почувствовал опасность и решил обхитрить псарей, вступив в переговоры: «Друзья, к чему весь этот шум?»
Под волком автор подразумевает Наполеона.
7.Какими качествами наделяет автор Ловчего?
Ответы: Мне кажется, автор наделил Ловчего умом и мудростью, так как он не поверил словам волка и ответил ему «Ты сер, а я, приятель, сед…»
Под Ловчим автор подразумевает Кутузова.
8.Мораль басни какова?
Ответы: Мораль этой басни - показать мудрость Ловчего, то есть Кутузова, который был главнокомандующим русских войск.
Учитель: Мудрость Кутузова показана и в басне «Обоз».
2 Сообщения
1.После того как Москву вынуждены были оставить французы, Кутузов продолжает действовать с мудрой предусмотрительностью. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и расход. НЕ пользовался старым методом, чем больше жертв – тем больше славы. Великая победа при наименьших затратах. Победа, одержанная «малой кровью»,- такова победа Кутузова.
Он не расточал зря сил, не шел на ненужные жертвы. Это вызвало новые резкие обвинения Кутузова со стороны царя. В это- то время и выступил И.А.Крылов со своей басней «Обоз».
2.Старый и опытный конь медленно сводит воз под гору, почти неся его на крестце. Молодая лошадь издевается над его медлительностью, но когда она сама легкомысленно берется за дело и пускается вскачь, воз падает в канаву, и его груз разбивается вдребезги.
Учитель: Послушайте выразительное чтение этой басни наизусть.
Найдите мораль басни и объясните, как вы ее понимаете?
Ответы: «Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам.»
Мне кажется, мораль в том, что лучше делать все медленно, но верно и правильно, чем спешить и ошибаться.
Есть пословица «Поспешишь – людей насмешишь».
Учитель: Басня «Обоз»- смелая защита Кутузова, суровое предостережение тем легкомысленно – пылким воякам во главе с царем, которые требовали быстро, не разбираясь, броситься на еще сильного врага, без всякой нужды подвергая опасности армию и страну.
Как и все басни, басня «Обоз» была патриотическим подвигом Крылова, твердо поднявшего свой голос народного писателя в защиту народного полководца.
Событиям войны 1812 года посвящена и басня «Щука и Кот».
Послушайте ее.1. Выразительное чтение по ролям.
2.О том, какие события послужили основой для написания басни, прочитайте в учебнике на 107 странице.
3.Как вы понимаете мораль этой басни?
Ответы: Мораль этой басни в том, что каждый должен знать свое дело, а не стараться делать то, что совсем не умеешь.
4.Перечитайте мораль этой басни вслух.
Ответы: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:….»
5.Где она помещена?
Ответы: Мораль помещена в начале басни.
III.Рефлексивно- оценочный этап.
Итоги урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы изучали патриотические басни И.А.Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года, которые учат любить Родину, уметь жертвовать своими интересами для спасения страны.
Эти басни прославляют мужество, мудрость и достоинства Кутузова, который стоял во главе русской армии, и осуждают Наполеона, который хотел захватить Россию, но ему это не удалось.
Правильно говорят: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Я надеюсь, этот урок послужит вам примером того, что добро побеждает зло и справедливость торжествует.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Домашнее задание.
1.Подготовьте выразительное чтение наизусть любой басни
2. Инсценировать одну из басен Крылова

Рындин Владимир

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БИРЮЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Р Е Ф Е Р А Т

Отечественная война 1812 года

В баснях И. А. Крылова

Выполнил:

Ученик 7 класса Рындин Владимир

с. Бирюч

2012 год

Стр.

Введение 3

Глава I. Историческая справка. 4-5

а) «Кот и повар»; 6

б) «Волк на псарне»; 6-7

в) «Щука и кот»; 7-8

г) «Обоз»; 8

д) «Ворона и Курица». 8-9

Заключение. 10

Приложение. 11-12

Используемая литература. 13

Введение

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

И.А. Крылов

В 2012 году исполняется знаменательная дата в жизни России – 200 лет Отечественной войне 1812. Победа в этой войне стала событием национального и европейского значения. Борьба против наполеоновских войск вошла в историю нашей Родины как одна из наиболее ярких и героических ее страниц.

Почему память об этой, такой далекой по времени от нас, баталии так важна? В первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий, русской и французской, против перешедшей границы России Великой армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. События шести месяцев 1812 года дали название целой эпохе, отмеченной высочайшим проявлением народного патриотизма. «Просто война» превратилась в войну Отечественную. Ей посвящены многие исторические исследования, её героев воспевали поэты и писатели, художники и композиторы. Художественная литература при описании какого-либо исторического факта позволяет себе вымысел, восхваление, неточности, которые необходимы для эмоционального восприятия содержания произведения.

После появления первой книги басен Крылова его популярность год от года растет. А через три года он становится признанным лучшим выразителем народных взглядов своей родины во время величайшего испытания, которому подвергся русский народ в 1812 году. Крылов написал ряд басен, отразивших народные взгляды на войну с Наполеоном, на тактику Кутузова, на позорное поведение дворянства и царского правительства. Вскоре эти басни Крылова стали предметом особого внимания читателей и литературной науки, особой страницей в истории русской литературы.

Цель моей работы: проанализировать, каким образом сюжеты басен связаны с событиями Отечественной войны 1812 года.

I. Историческая справка.

За свою жизнь И.А. Крылов (см. Рисунок 1) написал более двухсот басен. В них он раскрылся как мастер психологического портрета, которому доступны любые человеческие чувства, характеры, жизненные ситуации практически всех слоев русского общества. Его басни затрагивают общечеловеческие и общенародные проблемы, они органически связаны с отечественной действительностью. Это не просто осмеяние отдельных недостатков отдельных людей, а широкий показ и острая критика уродливых явлений русской общественной жизни.

Своим творчеством Крылов откликался на все события внешней и внутренней жизни страны, «на всё подавал свой голос». Естественно, он не остался равнодушным к Отечественной войне 1812 года, которой посвятил несколько басен. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

В служении отечеству видел Крылов основную добродетель, главную обязанность гражданина. В басне «Пчела и Мухи» он говорит:

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна…

Басни Крылова о войне 1812 года – это значительный эпизод в его литературном творчестве, вошедшей не только в историю литературы, но и в историю России как яркое изображение народной борьбы за национальную независимость, выражение его благодарности вождю русского войска Кутузову и презрения ничтожному царю Александру I и дворянам, думавшим только о себе даже перед лицом опасности, грозившей родине.

Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать символом духовной силы.

Глава II. О событиях 1812 года в баснях:

а) «Кот и повар»

1812 год – особый год в истории нашей страны. Был он, естественно, особым и для Крылова. Но важно, полагаю, отметить, что поэт не выделял и не мог выделять 1812 год как особый год в своем творчестве: и в этот год Крылов на начинал, а продолжал. И тема 1812 года в творчестве Крылова ничем существенно не отличается от тем других годов.

Важный факт для ответа на поставленный выше вопрос.

Если в 1812 году Крылов поэтизирует подвиг народа, защищает мудрую стратегию Кутузова против Александра I, показывает, к чему может привести в пору тяжелых испытаний «собственническое свинство», резко обличает предательский характер и, наконец, ведя тему возмездия, раскрывает перед нами до подноготной «волчью натуру», - то и до 1812 года он вел те же темы, утверждал те же идеи. Отечественная война не застает поэта врасплох, не заставляет «перестраиваться, отмобилизовываться» - Крылов встретит войну во всеоружии гнева и ненависти и главное – во всесилии понимания происходящего. И в это время, в 1812 году, поэзия народной мудрости предстает перед нами как поэзия мудрости государственной, как стратегия и тактика ведения народной войны, как политика и дипломатия.

Создается впечатление, что Крылов, будто зная все наперед, готовил и народ, и русское общество к суровым испытаниям.

В басне «Кот и повар» (см. Рисунок 2) современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.(«..А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить:/ Чтоб там речей не тратить попустому,/ Где нужно власть употребить»). В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения, хотя есть мнение профессора В. А. Десницкого, что она была впервые прочитана на заседании общества до начала этой войны.

Истинные патриоты России понимали, что нельзя терять времени, надо готовиться к бою. Крылов не мог молчать и об этом смело и решительно заявил в своей басне. Как патриот России Крылов не мог молчать и осудил медлительность Александра I, которая могла привести к гибели России.


б) «Волк на псарне»

Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ― «Волк на псарне» (см. Рисунок 3): («Волк ночью, думая залезть в овчарню,/Попал на псарню…») Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение: («Мой волк сидит, прижавшись в угол задом./Зубами щелкая и ощетиня шерсть,/Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;/Но, видя то, что тут не перед стадом/И что приходит наконец/Ему расчесться за овец, ―/Пустился мой хитрец/В переговоры…»). Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией.

В басне Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его толкования обыденный, бытовой случай. Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Об этом говорится в самом начале басни. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ: с Наполеоном сражалась не только русская армия, но и партизанские отряды крестьян, которые были вооружены и вилами, и топорами. Далее говорится о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург письмо императору Александру I с просьбой о мире. В ставку Кутузова прибыл посол наполеона граф Лористон с предложением мирных переговоров. Но Кутузов – старый опытный полководец, он не поверил Наполеону. «Меня проклянёт потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней все узнали о мудром, седом Ловчем и лицемерном Волке (см. Рисунок 7).

Известно, что Кутузов говорил при Тарутине: «Разбить меня Наполеон может, а обмануть никогда». В ответ на лицемерное предложение Наполеона Кутузов «выпустил на Волка гончих стаю» и закончил разгром врага.

Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.


в) «Щука и Кот» (1813)

Историческим поводом к написанию басни «Щука и Кот» (см. Рисунок 4) послужила неудача адмирала Чичагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь при переправе через реку Березину.

Адмирал Чичагов, моряк по роду оружия, самоуверенно взял на себя в Отечественную войну командование сухопутной армией. При переправе французов через Березину он не только не задержал неприятеля, но и сам отступил с трудом. В руки французов попала и канцелярия Чичагова и даже экипаж с его столовым серебром. На это и намекает фраза басни: «И крысы хвост у ней отъели».

Самоуверенного Чичагова Крылов показывает в образе Щуки, и подчеркивает, что адмирал взялся не за своё дело. Отсюда и мораль басни:

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

Но эта басня как-то отошла от крыловского цикла «1812 год». «Дело мастера боится» - таков смысл замечательного рассказа.

г) «Обоз»

Басня «Обоз» (см. Рисунок 5) была написана в защиту медлительных действий Кутузова, избегавшего решительного сражения с Наполеоном. После сдачи русской армией Москвы, многие начали обвинять Кутузова в бездействии. Сам царь поставил главнокомандующему вину, что он не дал вторичного сражения Наполеону под Москвой.

Крылов басней «Обоз» выступил в защиту Кутузова. Старый добрый «Конь» Кутузова медленно и верно сводит обоз под гору, верно ведёт войну, а «Лошадь молодая», пустилась вскачь по камням и рытвинам, «с возом - бух в канаву». Сатира басни направлена против противников Кутузова, которые брались не за своё дело.

Мораль басни носит общечеловеческий характер:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Д) «Ворона и Курица»

Тема басни «Ворона и Курица» (см. Рисунок 6) – отклик на событие войны 1812 года.
Она богата содержанием. Её основные аллегорические образы Ворона и Курица.
В ней рассказывается о печальной участи Вороны, опрометчиво оставшейся в Москве при вступление в неё французов и попавшей к ним в суп. («Вороний суп» - колоритная деталь в истории войны 1812 года. В этом есть прямой смысл басни.)

Легко догадаться, что Ворона, мечтавшая поживиться чем-нибудь в Москве,- это Наполеон. Он явился в Москву в погоне за славой и попался, «как Ворона, в суп».
Кутузов называется в басне «Смоленским князем». Этот титул ему был присвоен после сражения под Красным (6 ноября 1812 г.). Басня «Ворона и Курица» была написана вскоре после этого сражения. Автор показывает мудрость Кутузова, его искусство побеждать врага: «Он «вандалам» сеть поставил и на погибель им Москву оставил».

Когда Кутузов голодом стал морить французов, Ворона сама к ним в суп попалась». (Это аллегория на разгром Наполеона.)

Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.

Стих басни вольный, что определяет её общедоступность.
Басня написана живым русским языком. Это сказывается в синтаксическом построении речи, состоящей из простых предложений, и в народной лексике («противу», «супостат», «с гостьми», «по пятам несёшься», «…вон из стен Московских поднялися, как из улья пчелиный рой.»)
Диалог Вороны и Курицы - образец разговорной речи народа.

Неумирающая действенность басни заключена в её морали, которая говорит о черте, характерной во все времена для любого народа:

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:

А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!

Заключение

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке крыловских басен ярко проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка.

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.

Басни И. А. Крылова, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания. Особое место занимает цикл басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Басня как жанр политической сатиры, как слово распрямляющегося раба, начинающего понимать свое историческое предназначение, постигающего социальное зло, царящее в мире. Сочетание художественного историзма и народности оказало влияние на язык героев. Каждый персонаж заговорил у Крылова языком, соответствующим своему положению, психологии, характеру. Сюжеты для этих басен были взяты автором из жизни, они явились «летописью» событий того времени. Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа. Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ

К.П. Брюллов. Портрет Крылова И.А.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок М.А. Таранова Рисунок 3

К басням И.А. Крылова

Рисунок 4 Рисунок 5

Рисунок 6 Рисунок 7

Используемая литература

1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий,

1974.- 288 с.

Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. Москва. «Просвещение», 1983 г.

Дмитриева Е.Д. Особенности чтения басен И.А.Крылова в школе // Начальная школа. 1969.- N 2.- С. 67-70.

Жуковский В. В. О басне и баснях Крылова. Журнал «Литература в школе» № 11-2004 г.

Крылов И. Д. Басни. Москва. Просвещение, 1985 г. под ред. Тарасова.

Крылов И.А. Сочинения в двух томах. М.: «Правда», 1984 г.

После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Всю свою энергию Крылов отдает писанию басен и службе в Публичной Библиотеке, куда он поступил с самого ее основания.

Крылов принимал активное участие в литературной жизни тех лет. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить близость Крылова с переводчиком «Илиады» Н.

И. Гнедичем, который в молодые годы примыкал к прогрессивным кругам дворянской интеллигенции, сочувственно относившейся к идеям декабристов. Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании Публичной библиотеки, где они оба служили.

Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже - Пушкин и многие другие литераторы того времени. «Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появившиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все, что могло питать любопытство людей...

движимых любовью к просвещению» 1, - рассказывает об оленинском кружке один из современников. А. Н. Оленин и собиравшиеся у него посетители горячо интересовались античностью и придавали большое значение возрождению русского национального искусства, обращению к русской истории и созданию национальных произведений на основе классических античных форм и образцов.

В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале «Драматический вестник», издававшемся А. Шаховским.

Либеральные веяния начала царствования Александра I при всей их кратковременности и демагогическом характере дали возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии - «Модная лавка» и «Урок дочкам» - и комическую оперу «Илья-Богатырь». Эти драматические произведения, имевшие громкий успех у тогдашних зрителей, проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.

В этих комедиях Крылов достигает большой жизненной правды, метко и весело показывая невежественное провинциальное дворянство, благоговеющее перед всем иноземным и в результате своего легковерия дурачимое и обираемое иностранными проходимцами.

Многие мотивы «Модной лавки» предвосхищали осмеяние «галломании» в «Горе от ума» Грибоедова. В «Модной лавке» и «Уроке дочкам» персонажи приобретают большую жизненность характеров по сравнению с прежними пьесами Крылова. Враг всякой иностранщины, «степной помещик» Сум-буров, его жена - провинциальная модница и поклонница «модных лавок», служанка Маша наделены живыми чертами, показаны с подлинным юмором. Комизм положений, выразительная разговорная речь, меткие, остроумные характеристики делают эту комедию неустаревшей до нашего времени.

В «Уроке дочкам» смешные и нелепые претензии завзятых провинциалок - помещичьих дочек Феклы и Лукерьи --изъясняться лишь по-французски и следовать столичной моде осмеяны особенно язвительно. Провинциальных жеманниц дурачит слуга проезншго столичного франта. Продувной расторопный Семен с успехом выдает себя за французского маркиза, и провинциальные модницы остаются от него без ума.

Следует особо отметить характерную черту комедий Крылова - сочувственное изображение им слуг, которые своей сметливостью, естественностью чувств и поступков противопоставлены глупым и спесивым господам.

«Модная лавка» и «Урок дочкам» пользовались большим успехом у современников и не сходили со сцены до сороковых годов XIX века, да и после этого неоднократно шли в театре. Однако подлинную всенародную славу принесли Крылову не комедии, а басни.

В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века продолжал свою деятельность баснописца.

В 1811 году Крылов избирается членом «Беседы любителей русского слова», объединявшей писателей старшего поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы», в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он высмеял в басне «Демьянова уха». Крылов никогда не замыкался в каком-либо одном, узко-литературном кружке.

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот».

Особенно большую известность получила басня «Волк на псарне», в которой баснописец выразил патриотические чувства всего народа, его готовность до конца бороться с вторгшимися в страну захватчиками, не идя ни на какие компромиссы, не доверяя коварному врагу.

В басне «Ворона и Курица» Крылов беспощадно высмеивал презренных отщепенцев, тех «ворон», которые свои корыстные личные интересы ставили выше интересов родины. В «Разделе» осужден эгоизм и равнодушие к общему делу защиты отчизны. «Честные торгаши», спорящие из-за раздела барышей в то время, когда пожар охватил весь дом, - таковы в изображении баснописца представители господствующих классов, забывшие об опасности, угрожавшей родине. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду.

Этот патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, особенно близок нам. Во время Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровскими захватчиками многие басни Крылова инсценировались и перефразировались применительно к современным событиям. Появился ряд острых политических карикатур на фашистских головорезов, в которых использовались тексты и образы басен Крылова.

Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе.

В басне «Пчела и Мухи» баснописец дал достойную отповедь аристократическим космополитам, праздным и развязным «мухам», предпочитающим «чужие край» своей родине. Он противопоставляет им скромных, трудолюбивых «пчел», честно работающих на благо своего народа.

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна...

Выступая в защиту народа, Крылов, однако, не смог преодолеть боязни революционных потрясений. Такие басни, как «Конь и Всадник», «Сочинитель и Разбойник», «Безбожники», в которых сказались слабые стороны мировоззрения баснописца, далеко уступают всем остальным его произведениям, жизненным, проникнутым народными красками.

Крылов стоял и стороне от непосредственной политической борьбы п революционной деятельности декабристов, Он не пытался ВНОВЬ вернуться к публицистической.журнальной деятельности. Но в своих баснях он неоднократно откликался, хотя и в иносказательной форме, на самые насущные и острые вопросы современности.

Правительственные круги, действуя через официального «покровителя» баснописца и его непосредственного начальника А. Н. Оленина, назойливо, хотя и тщетно, следили, чтобы в баснях Крылова не прозвучали политические, оппозиционные мотивы, вызов насаждаемым правительством порядкам. Такие басни, как «Рыбья пляска» или «Пестрые овцы», не печатались вовсе или допускались после переделки. О своей невеселой судьбе «Соловья», находящегося в клетке под надзором «птицелова», Крылов сам рассказал в басне «Соловьи». Он с горькой иронией говорит там о соловье, который «отягчал» свою «злую долю» тем, что прославился пением:

А мой бедняжка Соловей, Чем пел приятней и нежней, Тем стерегли его плотней.

Этими полными горькой иронии словами закончил баснописец басню о своей безрадостной судьбе пленника.

Крылов стремился отгородиться от окружавшего его чиновного и светского общества, пренебрегая его условностями к суетностью, мало обращая внимания на мнение окружающих. Именно за эти черты он прослыл «ленивцем» и «чудаком».

Прикрываясь маской апатичного «чудака», баснописец в душе посмеивался над своими собеседниками и зорко наблюдал нравы окружающего его общества. «Крылов был вовсе не беззаботный, рассеянный и до ребячества беспечный Лафонтен, - каким слывет он у нас...- писал П. А. Вяземский.- Но во всем и всегда был он, что называется, чрезвычайно умен... Басни и были призванием его, как по врожденному дарованию, ...так и по трудной житейской школе, через которую он прошел. Здесь и мог он вполне быть себе на уме, здесь мог он многое говорить, не проговариваясь; мог под личиною зверя касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых, может быть, нехватило бы духа у него прямо доходить» ].

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности.

В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет...» Жуковский охарактеризовал басни Крылова, как «поэтические уроки мудрости», «которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их перегнивают». Народным мудрецом и был Крылов в своих баснях. Таким рисует Крылова И. Тургенев, встретивший баснописца в последние годы его жизни. «Крылова я видел всего один раз - на вечере у одного чиновного, но слабого петербургского литератора, - рассказывает Тургенев. - Он просидел часа три с лишком, неподвижно, между двумя окнами - и хоть бы слово промолвил! На нем был просторный, поношенный фрак, белый шейный платок; сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался обеими руками на колени и даже не поворачивал своей колоссальной, тяжелой и величавой головы, только глаза его изредка двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять, что он, слушает ли и на ус себе мотает, или просто так сидит и «существует». Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице, - а только ума палата... да по временам что-то лукавое словно хочет выступить наружу и не может - или не хочет - пробиться сквозь весь этот старческий жир» ".

События Отечественной войны 1812 года нашли своё отражение и в баснях Ивана Андреевича Крылова. В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А. Крылова «Кот и повар» и «Раздел», так начинался цикл басен посвящённых войне с Наполеоном Бонапартом, в которых автор в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

Уже осенью 1812 года печатаются басни: «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз» и «Щука и кот», которые известны как тетралогия басен, посвящённых главнокомандующему русской армией, генерал — фельдмаршалу М.И. Кутузову. Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявляет себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику М.И. Кутузова. Интересно, что по своему психологическому складу М.И. Кутузов очень напоминал И.А. Крылова. Недаром Крылов чувствовал в нём родственную душу и прославлял в своих баснях.

И.А. Крылов с самого начала войны очень чутко улавливал народные настроения. В басне «Раздел», посвящённой начальному этапу военных действий, мы читаем:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

Как человек гражданский и далёкий от военной науки, Крылов вряд ли мог иметь собственные представления о том, как воевать. Но он руководствуется здравым смыслом. Прекрасно понимая, что генерал Барклай де Толли – это полководец не облечённый доверием армии и народа, он был уверен, что Барклай не способен эффективно командовать войсками, даже, если избранная им тактика правильная. И.А. Крылов понимал то, что дух войска важнее стратегического искусства полководца. Поэтому, если сама идея отступления не встречает поддержки в войсках, оно бессмысленно. Если Кот из басни «Кот и повар», поедающий жаркое, легко ассоциируется с Наполеоном, захватывающим русские города, то под поваром, скорее всего, подразумевается сам царь Александр I со свойственной ему в этот период набожностью и со всегда присущими колебаниями в решении важных вопросов. Это к нему обращены заключительные строки басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». А вот народ верит Кутузову:

Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой».

Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий — Вороной и Курицей — происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу?-

Ей с возу Курица кричит.-

Ведь говорят, что у порогу

"Мне что до этого за дело?-

Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры — как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой…»

Позиция так называемых «Ворон» — жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня "Волк на псарне" , была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через генерала Лористона, имевшего 23 сентября 1812 года свидание с Кутузовым. Генерал Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон "желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда". Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при селении Тарутино.

Как бы то ни было, недоброжелатели М.И. Кутузова усиленно распространяли слухи о его готовности вступить в мирные переговоры с французами. Эти слухи необходимо было опровергать. Удивительно, но быстрее всех отреагировал Крылов. В басне автор представляет дело таким образом, что французы, изображаемые под видом волка, случайно вместо овчарни, попавшего на псарню, загнанные в безвыходное положение, обратились к Кутузову с предложением мира. Но волка перебивает псарь (Кутузов):

Тут ловчий перервал в ответ,-

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой".

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Собственноручную копию это басни И.А. Крылов отправил супруге Кутозова, а та переслала мужу. В армии эта басня имела огромный успех, при её чтении «воздух потрясался от восклицаний гвардии».

После сдачи Москвы французам, обвинения в адрес М.И. Кутузова в бездеятельности и лени стали общим местом. И опять-таки Крылов, который ещё недавно упрекал в басне «Кот и повар» русское командование за бездействие, тут со свойственным ему чутьём понял глубокую правду Кутузова и встал на его защиту. Его ответом на обвинения главнокомандующего русской армией в бездействии стала басня «Обоз». В ней две лошади – «конь добрый» и «лошадь молодая» — спускают с горы обоз с горшками. Первый идёт не спеша и успешно довозит хрупкий груз до места. Вторая лошадь издевается над его осторожностью. Однако как только доходит до дела, хвастливая лошадь вместе с обозом оказывается в канаве:

…..И с возом бух в канаву!

Прощай хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Творчество баснописца высоко ценили сами участники войны 1812 года, они были очень популярны в действующей армии и многие читали их наизусть! И.А. Крылов в аллегорической форме выражал своё отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова - исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости.

1.3. В.А. Жуковский – «певец во стане русских воинов»

В 1812 году Василий Андреевич Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В военном лагере русской армии при селении Тарутино Жуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэта внимание двора.

«Певец во стане русских воинов» напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.

Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну - ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности достаточно явно смыкался с традиционными одами. Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов.

В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковыми были портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Н.Н. Раевского, Я.П. Кульнева, М.И. Платова, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера, А.И. Кутайсова, М.С. Воронцова. Представляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.

Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:

Певец царей, и рати, и народа,

Он вещий твой, о Русская земля,

Младой певец, отчизны верный сын,

Как под ружьем, он с лирой боевою

Стоял в рядах Тарутинских дружин.

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал о войне 1812 года, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.

События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским (этот титул он получил за победу под Красным 6 ноября 1812 г.). Басня богата содержанием. В «Разделе» осуждены мелочные споры при приближении общей беды. Во всех баснях этого цикла отражены народные взгляды на Отечественную войну, резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.

Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.

Басня «Квартет» – сатира на Государственный совет, назначавшийся императором. Вельможи, начальники отделов никак не могли договориться, где «кому и как сидеть», все менялись ролями. Эту неспособность к серьезной государственной службе и осмеял Крылов.

На события 14 декабря 1825 г. Крылов отозвался басней «Бритвы», в которой он проводил мысль о том, что не надо бояться острой бритвы, нужно только уметь ею пользоваться, а тупой – можно содрать всю кожу. В государственных делах надо полагаться на людей с острым умом, а не на тупых глупцов. Так понял политический смысл этой басни Гоголь, писавший: «Когда у некоторых доброжелательных, но недальнозорких начальников утвердилось было странное мнение, что нужно опасаться бойких, умных людей и обходить их в должностях из-за того единственно, что некоторые из них были когда-то шалуны и замешались в безрассудное дело, он (Крылов) написал… замечательную басню «Две бритвы»…».

Герцен метко подметил: «оппозиционное значение» басен Крылова «не было никогда правильно оценено». Баснописец создал в целом картины действительности большой обобщающей силы. Он обнажил сущность крепостнического государства, отношений классов. Самые злободневные вопросы он решал с позиций народа.

В басне «Волк на псарне» изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк – Наполеон с ловчим – Кутузовым. В речах Волка близко к оригиналу передаются фразы Наполеона из его послания, переданного Лористоном («Пора положить предел кровопролитию. Нам с вами легко поладить…»). Ловчий не поверил Волку и выпустил на него гончих стаю. Эти события легли в основу пословицы: «Поджал хвост, что волк на псарне», записанной В. Далем. Известно, что эту басню Кутузов читал солдатам и при словах: «Ты сер, а я приятель сед» – снимал фуражку и показывал свою седую голову.

  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
  • Наибольший демократизм, острота сатиры свойственны басням, написанным Крыловым в 1815-1820 г., в период нарастания и подъема движения декабристов. Именно в это время созданы «Рыбья пляска», «Кот и Соловей», «Слон на воеводстве», «Мор Зверей», «Лиса-строитель», в которых бичуются грабители и притеснители, В защищается народ.

    Особый цикл составляют басни, отразившие декабристское движение. Сам Крылов был далек от признания революционных методов изменения общественного строя, что сказалось в его басне «Конь и Всадник». Однако свободолюбивые идеи, близкие декабристам, ненависть к деспотизму баснописец выразил вполне отчетливо. В «Воспитании Льва» он высмеял Александра I. Он осуждал сановников, стоящих над народом, связанных друг с другом круговой порукой, находящих общий язык в способах эксплуатации народа. Управу на них не найти. Об этом басня «Крестьянин и Река».

    Басня «Обоз» оправдывала мудрую тактику Кутузова: оставляли Москву французам ради спасения своей армии и ослабления неприятельской. Кутузов не изменил своего плана несмотря на приказ царя действовать решительно и, подобно крыловскому коню, вывез на себе воз целым и невредимым. В басне «Щука и Кот» изображена неудача адмирала Чичагова, который должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину. Адмирал сбился с правильного направления и при столкновении с французами потерял часть обоза и свою канцелярию. Об этом аллегорически говорится в стихе: «И крысы хвост у ней отъели». Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль:

  • А сапоги тачать пирожник
  • Рисование на тему мой дом в старшей группе Цель: формировать умение самостоятельно рисовать дом красками, опираясь на образец воспитателя. Закреплять умение создавать композицию из отдельны...

    Историческая основа повести Ивана Франко «Захар Беркут»... Иван Франко в своей исторической повести «Захар Беркут» обратился к событиям древности. Он приоткрыл завесу над далеким прошлым, оживил его, наполнил...