Что такое прерогатива (простыми словами). Значение

Я, ср. 1. Смысл, содержание. Все глаза смотрели на нее [княжну Марью] с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь

  • значение - значение I ср. Обладая свойством выражать, означать что-либо, иметь какой-либо смысл. II ср. 1. Важность, значительность. 2. Влияние, роль. Толковый словарь Ефремовой
  • значение - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • ЗНАЧЕНИЕ - ЗНАЧЕНИЕ - англ. meaning/signification/signifiance; нем. Bedeutung. 1. Важность, значимость, роль предмета, явления, действия, человеческой деятельности. 2. Содержательная сторона знака или ряда знаков (языка, ситуации, действия, идеи или объекта). Социологический словарь
  • ЗНАЧЕНИЕ - ЗНАЧЕНИЕ (в семиотике) – объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом – знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения, в процессе семиозиса устанавливается отношение обозначения. Новая философская энциклопедия
  • значение - ЗНАЧ’ЕНИЕ, значения, ср. (·книж.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово "знание" имеет несколько значений. Слово "больной" в значении существительного. Значение этого жеста было трудно определить. Толковый словарь Ушакова
  • Значение - Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. языковых выражений изучается в языкознании, логике и семиотике. В науке о языке под З. (см. Большая советская энциклопедия
  • Значение - Один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем-нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. Словарь по культурологии
  • значение - Значение, значения, значения, значений, значению, значениям, значение, значения, значением, значениями, значении, значениях Грамматический словарь Зализняка
  • значение - ЗНАЧЕНИЕ, я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. З. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое з. слова (означаемое им понятие). 2. Важность, значительность, роль. Придавать чему-н. большое з. Не имеет значения что-н. (не существенно, не важно). Толковый словарь Ожегова
  • значение - орф. значение, -я Орфографический словарь Лопатина
  • ЗНАЧЕНИЕ - (англ. meaning) - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Большой психологический словарь
  • значение - ЗНАЧЕНИЕ, ЗНАЧЕНЬЕ, -я; ср. 1. Основное смысловое содержание чего-л. З. понятия. З. взгляда, жеста. З. речи, выступления. Определить з. слова. Лексическое з. слова (обозначаемое им понятие). Полное, прямое, буквальное, переносное з. слова. Толковый словарь Кузнецова
  • значение - УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧ. (значение) - в гражданском процессе одна из категорий дел особого производства. Закон содержит примерный перечень юридических фактов, которые могут быть установлены судом. Финансовый словарь терминов
  • В 1. 2.

    1. с вин. Внутрь чего-нибудь (при гл., обозначающих движение куда-нибудь). Положить в чемодан.

    || перен. употр. для обозначения явлений, предметов, являющихся областью, внутрь которой направлено действие. Вступить в исполнение обязанностей. Попасть в неприятную историю. Вовлечь в работу.

    || употр. при обозначении какого-нибудь рода деятельности, в которую кто-нибудь вступает, вовлекается. Избрать в правление. Поступить в вуз. Назначить в комиссию. Предложить кандидата в президиум.

    || с вин. мн. (в этом случае вин. сходен не с род., а с им.). употр. для обозначения вступления в какую-нибудь профессию, должность, положение. Поступить в дворники. Баллотироваться в президенты. Метил в министры. Пройти в депутаты.

    || употр. для обозначения обращения куда-нибудь. Обратиться в милицию. Подать заявление в канцелярию.

    2. с вин. По направлению куда-нибудь, в пределы чего-нибудь. В Сибирь. В город. В деревню.

    || По направлению к чему-нибудь, на что-нибудь. Метить в цель. Попасть в глаз.

    || употр. для обозначения движения, распространения в пределы какой-нибудь среды, группы людей. Технику в массы! Бросить лозунг в народ.

    || употр. для обозначения направления протяженности. Мерить в ширину. Тысяча метров в высоту.

    3. с вин. употр. для указания на переход в какое-нибудь е, в новый вид. Превратить в развалины. Разорвать в куски.

    4. с вин. употр. для указания на семейное сходство с кем-нибудь. Мальчик весь в отца. Вылитый в мать.

    5. с вин. употр. для определения срока, момента совершения чего-нибудь. В четверть второго. В среду. В полдень.

    6. с вин. употр. для определения длительности совершения чего-нибудь. Это можно выполнить в одну неделю. Сделать в один прием.

    || За время существования, совершения, пребывания чего-нибудь. В мою бытность за границей. В эпоху капитализма.

    7. с вин. употр. для определения размера (в соединении с единицами меры). Длиной в два метра. Весом в одну тонну. Ток в три ампера.

    8. с вин. употр. для обозначения количества, указывающего на на кратные соотношения чисел. Сто в пять раз больше, чем двадцать. В два раза меньще.

    9. Ради, для, с какой-н. целью. Сказать в шутку. В насмешку. Не в обиду будь сказано.

    || В качестве чего-н. Вменить в обязанность. Мне и радость не в радость. «Известно, что слоны в диковинку у нас.» Крылов .

    10. с вин. . В сочетании с сущ. или прил. употр. для образования выражений, имеющих знач. наречия (пишется или отдельно или вместе). В разбивку. В течение. Вничью.

    11. с вин. В сочетании с некоторыми гл. входит в состав того или иного знач. этих гл., являясь таким образом только формой их грамматической конструкции. Играть в шахматы. Одеться, быть одетым в шубу. Не верить в бога.

    12. с предл. Внутри чего-нибудь. В столе. В ящике.

    || Среди кого-нибудь, какого-нибудь коллектива. В войсках. В народе. В президиуме. В массах.

    || перен. употр. для указания на то, что содержит или заключает в себе какое-нибудь свойство, качество или явление. В его словах слышалась угроза. В нем мало толку. Находить удовольствие в разговорах.

    13. с предл. На пространстве чего-нибудь (употр. для указания местоположения). В Москве. В Крыму. В полях. В саду.

    14. с предл. п. На каком-н. расстоянии от чего-н. В двух километрах от города.

    15. с предл. п. Употр. для определения времени, в течение к-рого что-н. совершается (в сочетании с названиями месяцев или с порядковыми обозначениями года, века и часа). В январе. В 1905 году. В двадцатом веке. В пятом часу.

    16. с предл. п. Употр. для обозначения пребывания в каком-н. состоянии. Состоять в браке. Служить в должности секретаря. Быть в дружбе. «В слезах восторга внемлю им (звукам).» Пушкин .

    || с предл. мн. В качестве кого-нибудь (о пребывании кого-нибудь кем-нибудь; разг.). Служить в дворниках.

    || употр. для обозначения качества, свойства или вида, присущего чему-нибудь. Картина в светлых тонах. В духе времени. Стена в трещинах. Все руки в чернилах. В мелких крапинках. Высчитано в процентах. Выразить в метрических мерах. Боксер в легком, тяжелом весе.

    || То же в соединении со словами "форма", "вид". В хорошем, плохом виде. В виде конуса. В форме круга. В круглой форме. В разных видах.

    || употр. для указания, как и из чего что-нибудь сделано. Драма в стихах. Рисунок в красках. Волосы в завитках. Усы в колечках.

    || употр. для указания внешнего вида, подробностей внешности, костюма. Он был в летнем костюме. Купаться в трусиках. Девочка в сандалиях. Гражданин в меховой шапке. Нищий в лохмотьях.

    || употр. для указания грамматической формы слова. В родительном падеже. В единственном числе.

    17. с предл. употр. для указания, из скольких частей состоит какое-нибудь целое. Драма в пяти действиях. Фильма в десяти частях.

    || употр. для обозначения количества, в котором что-нибудь производится, является. Переписать в трех экземплярах. Стихотворение в трех вариантах.

    18. с предл. употр. для обозначения какого-нибудь круга предметов, явлений, в отношении которого наблюдается какой-нибудь избыток, преимущество или недостаток. Недостаток в овощах. Выигрыш в темпе.

    обобщенная форма отражения индивидом опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

    ЗНАЧЕНИЕ

    обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в ходе деятельности совместной и общения; существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, ролях социальных, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей и самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов (-> интериоризация), обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и пр.) и акты поведения социального. Ее посредством производится управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями значений, наряду со структурами языка естественного, выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "языки" искусства, и пр. Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая в значении индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и пр.) с целью общения, субъект тем самым осознает его. Значение в единстве со смыслом личностным и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза. Выделяются генетически ранние формы значения, предшествующие самой развитой его форме - понятию; в них обобщение реализуется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (-> эмоция); к ним относятся также "житейские понятия" - обобщения индивидуального опыта, не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах значения у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с социально-принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонент, иногда называемых семами, семантическими признаками, атомами смысла и пр. Их выделение и выяснение отношений между ними - смысловой, семантический анализ значения - задача психосемантики экспериментальной.

    ЗНАЧЕНИЕ

    англ. meaning) - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы 3. сознанию субъекта предстает образ мира, др. людей, самого себя. Индивидуальная система 3., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы {восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы 3. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта в рамках социально-распределенной совокупной, или совместной, деятельности.

    Носителями 3. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). 3. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия; мышления, эмоционального переживания и т. п.) в 3., субъект тем самым осознает его. 3. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А Н. Леонтьев).

    Индивидуальная система 3. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы 3., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также "житейские понятия", являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с др. понятиями. Обобщения, используемые в формах 3. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных 3. с социально-принятыми формами. В функциональном плане 3. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. 3. - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых "семами", "семантическими признаками", "атомами смысла" и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ 3., - задача психосемантики. См. Идеальное, Субъективное семантическое пространство. (В. Ф. Петренко.)

    Значение

    Специфика. Запечатлено в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности.

    ЗНАЧЕНИЕ

    Коммуникация, как известно, состоит из трех компонентов: передатчика, передающего устройства и приемника. Следовательно, значение передаваемого сообщения или любой его части (например, слово, фразы жеста и т.д.) может быть определено исходя из любого из трех направлений: 1. То, что говорящий или пишущий предполагал сообщить. Как сказал Льюис Кэррол устами Шалтай-Болтая: "Когда я употребляю слово, оно означает только то, что я выбираю, что оно означает – ни больше, ни меньше". 2. Представление, связанное с используемым физическим символом, то, что он обозначает; X обозначает пометку женский пол. 3. Предвосхищающие представления слушателя или читателя, значение воспринимаемого сообщения.

    Здесь необходимо сделать несколько предостерегающих примечаний, (а) Спецификация значений 1 и 3 – не простая задача. Одни философы и лингвисты могут сказать, что это единственная наиболее трудная задача, с которой они сталкивались; другие скажут, что это безнадежная задача. Независимо от того, каких точек зрения придерживались ученые, попытки прийти к пониманию этой проблемы породили большое количество специализированных значений; ниже приводятся те из них, которые важны для психологии: (б) Значение 2 само по себе кажется абсурдным. Дело в том, что ни один символ не "несет" или не "имеет" значения; значение находится в умах говорящих/слушающих. Символ выполняет функции устройства для достижения единства денотативного и коннотативного значений, (в) Хотя о значении (в широком смысле) часто говорят так, как будто бы его возможно кодифицировать, представить и, по крайней мере в принципе объяснить, оно, почти наверняка, является понятием, которое может приобрести смысл только тогда, когда помещается в контекстные рамки. Например, стандартное значение словахолостяк – неженатый мужчина, но в некоторых предложениях, таких как "Оскар Уальд был холостяком", или "Римский папа – холостяк", или "Мой десятилетний сын – холостяк", задаются такие контекстные рамки, которые искажают стандартное словарное значение. С другой стороны, значение находится в уме очевидца. Смехотворная импликация этой точки зрения заключается в том, что составление словарей является плохой шуткой, так как слова имеют значение (в смыслах 1 и 3, конечно) только в специфических контекстах, поэтому давать им явные определения – тщетные упражнения. Осознавая эту проблему, я попытался представлять термины в этом словаре как выражение способа их употребления; подробнее об этой проблеме см. определение, (г) Многое в передаче значения зависит от степени согласованности между намерениями говорящего/пишущего и предположениями слушающего/читающего относительно этих намерений. Например, "У нее прекрасный голос" – может быть высказано как комплимент певице или как саркастическое замечание относительно ужасного драматического представления, и, если значение 1 будет согласовано со значением 3, то намерения и предположения будут эквивалентны.

    ЗНАЧЕНИЕ

    Номер или другое количественное обозначение, используемое для следующих выражений: 1. Индивидуальной реакции, где под термином реакция подразумевается любое измеряемое действие субъекта. 2. Суммарного или общего числа, основанного на ряде отдельных значений (в смысле 1). Это значение обычно встречается при описании тестирования, когда окончательное значение составляется из нескольких значений, полученных по суо-тестам. Этот термин, как правило, встречается с определяющими словами, которые обозначают вид рассматриваемого значения; наиболее распространенные из них приводятся ниже.

    Иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике.

    3) Значение физической величины - оценка этой величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц, напр. 3 кг - значение массы некоторого тела и т. п.

    4) Значение в информатике, см. Имя в информатике.

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ЗНАЧЕНИЕ" в других словарях:

      Содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением словом, предложением, знаком и т.п. Вопрос о З. языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное З. языковых … Философская энциклопедия

      Смысл, разум; вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность. Настоящий, переносный, прямой, собственный, строгий, фигуральный, буквальный, широкий смысл слова. Эта девушка артистка в полном смысле слова. Тург. Разум закона (прот.:).… … Словарь синонимов

      Один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. деятельности… … Энциклопедия культурологии

      значение - обобщенная форма запечатления субъектом общественно исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.… … Большая психологическая энциклопедия

      ЗНАЧЕНИЕ, значения, ср. (книжн.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово знание имеет несколько значений. Слово больной в значении существительного. Значение этого жеста было трудно определить. 2. Важность,… … Толковый словарь Ушакова

      значение - ЗНАЧЕНИЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ОЗНАЧАЕМОЕ Франц. signification, signifiant, SIGNIFIE. Основные понятия современной лингвистики для описания знака, были обоснованы классиком этой науки Ф. де Соссюром. По определению ученого, означающее/означаемое являются… … Постмодернизм. Словарь терминов.

      ЗНАЧЕНИЕ, содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике … Современная энциклопедия

      Содержательная сторона знака или ряда знаков: языка, ситуации, действия, идеи или объекта. По английски: Signification Синонимы английские: Signifiance, Meaning См. также: Значения Знаки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      значение - ЗНАЧЕНИЕ идеальные конструкции, в которых представлены формы обобщений совокупного общественного опыта. Под 3. понимается содержание знака, символа, изображения, выразительного движения, ритуального поведения и т.д. в его инвариантном… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      Значение - ЗНАЧЕНИЕ, содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Книги

    • Значение царствования Екатерины II-й , В.С. Иконников. Значение царствования Екатерины II-й: Чит. в Ист. о-ве Нестора летописца 17 нояб. 1896 г. / Соч. В. С. Иконникова W 188/212 J 28/68 A 239/398:Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1897: Соч.…
    • Значение подготовки к войне вообще и подготовительных стратегических операций в особенности , Леер. Значение подготовки к войне вообще и подготовительных стратегических операций в особенности / Соч. Г. А. Леера, проф. Акад. Ген. штаба D 7/230 ? 7/122: Санкт-Петербург: тип. В. Безобразова и…

    один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем-нормой, ценностью и смыслом ; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков . Если в экон. деятельности человек соединяется с внешним миром через ведение хозяйства, а в политике - через властные отношения, то культура наделяет значениями факты, явления и процессы этого мира. Более того, культура формирует сложную и многообразную знаковую систему, через к-рую происходит накопление, поддержание и организация опыта. К числу знаковых систем относятся естеств. и искусств. языки, разл. системы сигнализации, языки изобразит. систем (образы, символика). Спец. дисциплиной, изучающей свойства знаковых систем, является Семиотика. Синонимом для термина 3. выступает слово “смысл”, хотя эти два термина не полностью синонимичны, ибо “смысл” обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств и является предметом культуроведения в отличие от рассмотрения объективированного 3. культурных компонентов в системе культурной регуляции. Теор. подход к изучению соотношения между системой 3. и др. системами социальной регуляции получил развитие в рамках символич. интеракционизма (см. Символический интеракционизм). Теория 3. и ее соотношение с процессом познания - важная проблема разл. филос. направлений, прежде всего аналитич. философии, раскрывающей логич. и семантич. аспекты знаковых систем. Для культурологии важно раскрыть соотношение смыслового содержания разл. знаковых систем с т. зр. их соотношения с социальными процессами и спецификой культурной среды. Знаки сами по себе могут не содержать информации, они требуют расшифровки, т.е. доведения до сознания человека, их понимания. Это хорошо знакомо и человеку, изучающему иностр. язык, и ученому, расшифровывающему “таинственные письмена”. Процессы получения знаний, выработки значений и их передачи не совпадают, что можно продемонстрировать на множестве научных открытий. Невостребованность научных открытий, новых технологий или произведений искусства - явление хорошо известное из истории культуры и науки. Чем обусловлена необходимость для человека вырабатывать значения, обозначать вещи, свои собств. поступки и переживания? Вещи, действия людей, психол. процессы сами по себе культуры не составляют. Это лишь строит. материал для нее. Но будучи означены, они “втягиваются” в культуру, организуются в системы, включаются в функционирование социальных институтов и в жизнь отд. личности. Культура придает значение определяющим, переломным моментам человеч. жизни: рождению, любви, смерти, борьбе, поражению, победе. 3. могут относиться как к природным явлениям (расположение звезд на небе, восход и закат, радуга и ураган), так и к внутр. состояниям человека. 3. - средство, позволяющее человеку “дистанцироваться” от собств. переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и способность вырабатывать совершенно особые формы деятельности. 3. дают возможность мысленного моделирования явлений, с к-рыми предстоит иметь дело, и само поведение становится все более универсальным способом отношения человека к действительности. Человек как существо социальное должен сообразовываться с интересами других, а также культурными требованиями. Именно через систему 3. происходит такое согласование. Об-во должно закреплять свой опыт в общезначимых символах, к-рые могли бы быть соотнесены друг с другом, систематизированы и переданы следующим поколениям. Средствами культуры создаются знаки, названия, имена, позволяющие воссоздать в воображении образы отсутствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности. Благодаря ей рождается разветвленная система значений, с помощью к-рой можно отличить друг от друга, дифференцировать тончайшие оттенки в переживаниях или явлениях видимого мира. Сложная иерархия оценок концентрирует опыт многих поколений. Обозначая и оценивая явления, человек упорядочивает, истолковывает, осмысливает мир и свое бытие в нем, получает возможность ориентироваться в действительности. Дать имя предмету - значит сделать первый шаг на пути к его познанию. Название закрепляет место предмета в опыте, позволяет узнавать его при встрече. Известно, что 3. знаков слов не соотносится с действительными свойствами предметов, явлениями или процессами. Они вырабатываются культурой в ходе взаимодействия человека с природой и формирования предметной и символич. среды его жизнедеятельности. Мифол. “сотворение мира” включало в себя обозначение всего, с чем имеет дело человек, что брали на себя боги или культурные герои. 3. может иметь реальный “источник” в предметном мире (символизация грозы, землетрясения, солнца, луны, дерева и т.д.), но может и не иметь его, а, напротив, порождать воображаемую сущность в мире культурных явлений. Важнейшим человеч. носителем системы 3. является язык как наиболее универсальное средство по сравнению с др. знаковыми системами. Язык в состоянии передать временные измерения (настоящее, прошедшее и будущее), модальность, лицо и т.д. Развитый язык обладает огромным запасом словесных значений и притом дискретность его единиц и способность их к комбинированию по многообразным правилам не устраняют его системности и способности к адаптации, к передаче все новых значений. Наряду с передачей словесных смыслов важны уже на ранних этапах культуры меры измерения. Именно знаковые функции неизменно преобладают в худож. культуре. Сложный язык архитектуры, драмы, музыки, танца, формируемый соединением знакомых элементов и творчески переработанных или вносимых заново, создает особую сферу культуры, через к-рую человек постигает самые сложные и разнообраз. формы социализации. Ритуал как формализованное и специализир. поведение служит целям упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности, ощущение общности. Плюрализм и полиморфизм культурной жизни каждого сложного об-ва требует отлаженной регуляции локальных, культурно специфич. и общих ритуалов, праздников и юбилеев. Сами по себе 3. могут быть и нейтральны, так как неимоверно широк потребный об-ву круг обозначений. Однако соединяясь с нормами и ценностями, нек-рые из них могут обретать особый статус, возвышающий их над другими, обычными и повседневными. Ярким примером такого возвышения служит табу, т.е. категорич. знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение к-рого влечет за собой строгое наказание со стороны коллектива. Табуирование может иметь иррациональный и даже абсурдный характер. Но видимая абсурдность лишь подтверждает особую роль этого средства в поддержании социокультурного порядка. Однако табуирование входит в набор средств регуляции относительно неразвитых об-в. В сложных религ. системах оно обычно заменяется набором градуированных запретов (прегрешение, искупимый грех, смертный грех и т.п.) и “отложенных” санкций, к-рые допускают “замаливание”, “покаяние”, “искупление” и т.п. Вместе с тем, создается широкая и вариативная сеть священных 3., выражаемых словом, текстом (даже самой священной книгой), жестом, образом, фиксирующими сложную иерархию ценностей и норм данной религии. Во всех культурах непременным средством означивания, т.е. выражения знакового содержания, служат не только спец. символы, но и среда обитания, оформляемая через архитектуру и ландшафт, а также предметы бытового обихода, в том числе жилище, одежда, кухня и т.д. Конечно, знаковое содержание несет и внешний облик человека, присущие ему естеств. черты - его генетич., этнич., возрастной облик. Высокое знаковое значение имеет поведение человека, манера держать себя, разговаривать, общаться, в зависимости от чего его признают или не признают за “своего”, за достойного или не достойного опр. статуса в об-ве. Высокую знаковую функциональность имеет одежда, используемая человеком отнюдь не только в целях защиты от непогоды и среды. Почти всякая одежда обозначает также половую и возрастную роль человека, его статус, состоятельность и т.п. Если в культуре высокое значение придается утверждению самобытности - этнической, национальной, религиозной, - то принято использовать для этого те или иные элементы одежды. Среди культурно значимых вариантов костюма принято выделять следующие: народный, этнич., сословный, праздничный, официальный, функциональный, модный, бытовой. И сюда, конечно, не входит все изощренное разнообразие совр. модной одежды. Большую нагрузку несет одежда как статусный знак в армии. В армии важное значение придается и сигнальным системам - слуховым и зрительным: команды, огни, флаги. Впрочем, без этих сигналов не обойдется ни транспортная сеть, ни спорт, ни информ. система. Наряду с одеждой знаковое содержание неизменно имеет и человеч. жилище, утварь, мебель, предметы быта и т.д. Важным культурным знаком пола и возраста человека обычно служат естеств. признаки: цвет кожи, волосы, черты лица, строение тела и т.д. Но во всякой культуре эти признаки подвергаются дальнейшей культурной “обработке”. Этот же естеств. признак может подвергаться и вторичному переозначиванию, приобретая связь с сословной или конфессиональной принадлежностью. Третий тип 3. того же самого предмета - межкультурные различия, оформление внешней инаковости, когда прически и головные уборы фиксируют принадлежность к своей этнич. группе или субкультуре, ее стремление отличаться от окружающих. Важная сфера знаковой социализации подрастающего поколения - игры и игрушки. Уже с ранних лет ребенок осваивает значения “взрослого мира” через игрушки, наглядно и практически воспринимая те предметы и отношения большого мира, с к-рыми ему впоследствии придется иметь дело. Те и другие типы игрушек меняются с изменениями в стиле эпохи и способствуют этим изменениям. Знаком, используемым как посредник во многих действиях и отношениях во всяком об-ве (кроме самых примитивных и первичных социальных структур и групп), являются деньги. Предметы, используемые в качестве денег, всегда связаны с уровнем развития об-ва и его культурой. При этом происходит все большая их “дематериализация”. Деньги аграрного об-ва были вполне “материальными”: количество голов скота или другого натурального продукта. Затем в этой функции стали использоваться драгоценные и полудрагоценные металлы. В индустриальном об-ве они приобрели форму бумажных символов различного рода. Становление информационного об-ва связано с переходом к электронным импульсам, заключающим некую информацию о денежном богатстве в памяти компьютерной системы. Электронные деньги, как и электронная информация вообще, принципиально меняют всю технологию финансовых операций и воздействует на многие формы деятельности и сам образ жизни граждан постиндустриального об-ва. Лит. Отличное определение

    Неполное определение ↓