I Организационный момент.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4-ом классе МОУ СШ № 35 Волгограда

по теме: Морфологический разбор имени существительного.

(Первый урок)

2016-2017 учебный год

Учитель: Новолокина Надежда Викторовна

Урок 12 (35 минут)

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели и задачи:

  • Повторить и обобщить отличительные имени существительного как части речи
  • Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного
  • Развивать интерес у детей к изучению русского языка, его особенностей

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объяснение темы урока учителем:

Сегодня на уроке мы обобщаем, ребята, ваши знания о признаках имени существительного и учимся в определенном порядке все это записывать.

Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.

Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?

Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Повторение. Словарная работа.

Св_ ркать, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»

Задание: Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.

Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного: род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).

Проверка.

Какие признаки существительного не изменяются?

Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)

Какой признак в данном случае нельзя точно определить?

Каким членом предложения является любое из данных имен существительных.

Нельзя определить, каким членом предложения является имя существительное.

Почему?

Нет предложения.

Задание. Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?

Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.

Работа в группах по 4 человека. Конкурс на лучшее предложение.

Лучший вариант от группы записывается. Например: Мой друг летом совершил интересное путешествие по Волге.

Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Голубой вагон»

Задание. Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного по Волге.

(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоят.

Для записи этих признаков есть определенный порядок.

III. Работа над темой урока.

Работа с учебником

«Порядок морфологического разбора имени существительного»

Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».

Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.

Задание. Морфологический разбор существительного по Волге выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.

По Волге – имя существительное, Волга, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоятельство

Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей.

IV. Вывод урока. Рефлексия деятельности

Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

Варианты ответов. Записать по порядку признаки имени существительного. Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного.

Вопрос. Какие признаки постоянные у имени существительного?

Ответ. Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.

Вопрос. Какие непостоянные?

Ответ. Число, падеж, каким членом является в предложении.

V. Домашнее задание.

Выучить порядок морфологического разбора

VI. подведение итогов


Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.

Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор

имени существительного

(учитель Костырина Л.А.)

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах,отработать умения и на

выки в определении падежей существительных и правильном употреб

лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ.

2. Словарный диктант

Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.

Поставить ударение;

Подчеркнуть гласные;

Указать безударные гласные;

Найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;

Указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Что такое имя существительное?

Какие морфологические признаки оно имеет?

Подобрать к именам нарицательным имена собственные.

река Ока

столица Москва

собака Пушок

Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.

Футбол- футболист

телефон-телефонист

труба-трубач

журнал-журналист

иллюстрация – иллюстратор

коллекция- коллекционер

- Определить род имён существительных:

Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.

По какой форме мы определяем род существительного? (по форме И.п. ед числа)

Запомним подсказки!

Женский род запомню я

И скажу: « Она- моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило- твоё!

Сколько в русском языке падежей?

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют!

Вспомните слова-помощники.

И.п. есть кто?

Р.п. нет кого?

Д.п. дам кому?

В.п. вижу кого?

Т.п. доволен кем?

П.п. думаю о ком?

РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.

Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34

ФИЗМИНУТКА (проводит учитель)

РАБОТА В ПАРАХ

ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ (ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.

РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.

-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?

(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;

правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)

Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),

вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке (Д.п.),

вышел из леса (Р.п.).

-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)

Р.п. кого?

Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?

В.п. кого?

П.п. о ком?

- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся

морфологическим разбором.

В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.

Сущ., (н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.

(Зелёный) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.

Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.

Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.

Оценки за работу.

Заключительный этап урока.

Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ (девизы) со страницы нашего учебника 24.

Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Цель урока:

1.Формировать навыки самостоятельного применения знаний об именах существительных в стандартных и нестандартных ситуациях.

2. Развивать самостоятельность мышления, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина).
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Карточки для работы в группах.
  • Индивидуальные абаки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто же хочет получать
Только лишь оценку “пять”?

II. Языковая разминка (письмо по памяти).

Лежат на качелях
Два жёлтых листка,
И ветер качели
Качает слегка.

1. – Прочитайте четверостишие про себя.

Сколько здесь предложений?

Почему в этом предложении стоит запятая?

Прочитайте первое простое предложение. Второе.

Назовите орфограммы в каждом слове, объясните их.

2. Орфографическое чтение хором.

3. Повторение с закрытыми глазами.

4. Запись по памяти.

5. Проверка.

Подчеркните орфограммы.

Назовите и подчеркните грамматические основы.

Составим схему этого предложения.

Укажите знакомые части речи.

Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа?

Определим падеж имён существительных.

Как определить падеж имён существительных?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Повторение. Актуализация знаний.

1. Игра “Узнай падеж” (ответы показывают на индивидуальных абаках).

Нет (Р. п.)

Кому (Д.п.).

О, об (П.п).

Два предлога (Д.п.)

Подлежащее (И.п).

Без предлога не употребляется (П.п).

- “Щедрый падеж” (Д.п.).

Падеж работяга (Т.п.).

Что? (И,п., В.п.).

2. Упражнение в определении падежей имён существительных.

Послушайте стихотворение. Постарайтесь запомнить имена существительные.

Зимняя бахрома.

На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

Какие существительные запомнили?

Определим падеж этих существительных.

(На) сосне – П.п., (на) берёзе – П.п., бахрома – И.п., пряжей – Т.п., зима – И.п., весне – Д.п., пряжу – В.п.

Существительные в каком падеже не встретились?

На какие вопросы они отвечают?

Поставьте существительные в начальную форму и запишите столбиком в тетради.

  • сосна
  • берёза
  • бахрома
  • весна
  • пряжа

Что объединяет эти существительные?

(Все они 1 склонения, Ж. р).

3. Самодиктант.

Запишите по 6 существительных 2-го и 3-го склонения.

Проверка в парах.

Какие существительные относятся к1, 2, 3-му склонениям?

Как определить склонение имён существительных?

V. Физкультминутка.

VI. Комплексное применение знаний об именах существительных. Морфологический разбор имён существительных.

1. Обобщение. Работа в группах.

Что такое постоянные признаки имён существительных?

Какие признаки называются непостоянными?

Выпишите по группам постоянные и непостоянные признаки существительных.

Проверим ваши работы.

2. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора (выполнение упражнения 166 с. 97).

1) Сегодня знания об имени существительном помогут нам выполнить разбор как части речи.

Прочитайте текст про себя.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Отрывок из какого произведения мы прочитали?

(К. Паустовский “Кот Ворюга”.).

Найдите и подчеркните все имена существительные (читаем по предложениям).

Рассмотрите образец разбора. Что нового появилось в разборе?

2) Работа с комментированием (на доске и в тетрадях).

3) Самостоятельная работа (3 сущ.).

4) Взаимопроверка.

3. Работа в группах. Творческое задание.

Подберите по 3 существительных, которым подходит следующая характеристика:

1. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения, единственного числа, в Винительном падеже.

2. Существительное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения,единственного числа, в Именительном падеже.

3. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, множественного числа, в Предложном падеже.

Составьте предложение с каждым из существительных, постарайтесь, чтобы предложения были связаны между собой по смыслу.

VII. Итог урока.

Могут ли существительные одного и того же рода относится к разным склонениям? Приведите примеры.

При перечислении признаков имён существительных, какие называют сначала, а какие потом?

Что нового вы узнали сегодня?

Что понравилось на уроке? Кто доволен своей работой?

VIII. Домашнее задание.

Выполнить упр. 167.

Запомнить алгоритм морфологического разбора имён существительных.

И так ребята,давайте с вами откроем тетрадочки, и запишем сегодняшнюю дату.

Какое сегодня число?

(записываю дату на доске)

Давайте внимательно посмотрим на дату. Какая орфограмма нам с вами встретилась в слове «сентября»

Верно. Давайте выделим корень слова и подчеркнем орфограмму (выделяю корень на доске, подчеркиваю букву «я».) Какое мы подберем проверочное слово?

Молодец. Проверочное слово-сентябрь. Пишем букву «я».

Что нам нужно записать после даты?

Верно. Запишем.

(пишу слово «классная работа» на доске.)

Кто нашел орфограмму в слове «Классная»

Правильно. Удвоенная соглассная в корне. Давайте выделим орфограмму.(выделяю корень и подчеркиваю орфограмму на доске)

И так ребята, мы сегодня с вами будем много писать. Но все мы знаем, что писать в тетради нужно только грамотно и красиво. И на нашей минутке чистописания я хочу предложить вам записать следующие предложение:

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -

Кто записал, ваша задача найти все имена существительные, подчеркнуть их простым карандашом и наверху тоже простым карандашом написать падеж этого слова.

Кто готов тихонечно хлопните в ладошки.

И так, проверяем.

Ребята, у все так?

У кого не так?

И так, скажи пожалуйста, что тебе помогло определять падеж имен существительных?

Верно. Определить падеж можно при помощи вопроса. Посмотрите на доску. На ней прикреплены карточки с названиями падежей и вопрсам к ним. Но осенний ветер все разметал. Давайте попробуем все расставить на свои места.

Для начала давайте разберемся, какой падеж за каким должен стоять.

Давайте поработаем по цепочке.

Вадим, начинай.

(магнитиками переставляю падежи по местам)

Молодцы ребята, все падежи у нас стоят на нужных местах. Теперь осталось только правильно подобрать к ним вопросы.

Ваня, какой вопрос у нас у именительного падежа?

Стас, родительный падеж на какой вопрос отвечает?

Данил, вопрос дательного падежа?

Дамир, тебе винительный падеж.

Ваня. Какой же вопрос у творительного падежа?

И последнее, Вадим, какой у предложного падежа вопрос?

Молодцы ребята, хорошо поработали и все поставили на места.

И так, ребята, кто мне напомнит, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

Хорошо, а кто мне назовет что необходимо знать, чтобы провести морфологический разбор имени существительного?

Правильно. Молодцы ребята. Все признаки назвали.

И так, как определить падеж мы с вами вспомнили.

А вспомнить, как определять род и склонение нам поможет наш учебник. Давайте его откроем на страничке 31 и посмотрим на упражнение 1.

Вадим, читай задание.

И так, нам с вами нужно определить род и склонение существительного, которое в начальной форме заканчивается на « бо»

Давайте подберем и запишем слова, которые могут так заканчиваться.Хорошо, запишем.

Определить род нам поможет небольшой стишок.Но его нужно слушать очень внимательно.

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

И так, какой же род у существительных, заканчивающихся на «БО»

Давайте определим склонение. Посмотрите, на доске табличка, она вам поможет

Верно. Как ты определил?

Молодец. И так, следующие слово, у которого мы должны определить род и склонение, заканчивается на «це».

Что это могут быть за слова, которые так заканчиваются?

Давайте запишем 2 понравившихся вам слова.

Какой род будет у этих слов?

Верно. Давайте определим склонение.

Хорошо, следующие слово.

Оно у нас заканчивается на «я».

Что это могут быть за слова?

Так, запишите 2 слова, которые вам больше всего понравились.

Какой род у всех этих слов?

Как опрделили?

И какое же будет склонение?

Почему первое?

Верно. Следующие слова заканчиваются на «нь».

Давайте подберем эти слова.

Хорошо, запишем эти слова. Какой род у этих слов?

А склонение?

Записали это.

Следующие слово заканчивается на «тр»

Молодцы. Записали 2 слова, которые заканчиваются на «тр»

Давайте определим род этих слов.

Правильно. А какого они склонения?

Хорошо. Как же у нас заканчивается следующем слово?

Давайте придумаем слова с этим окончанием.

Запишем 2 понравившихся слова.

Какой род у этих слов?

А какое склонение? Первое, второе, или третье?

Верно, молодцы.

И последнее слово у нас заканчивается на букву «а». Что это за слова?

Молодцы. Записали 2 слова.

Какого рода вс эти слова?

А какого склонения?

Ребята, что же мы с вами сейчас учились делать?

Верно ребята. А вам это показалось легкой или сложной работой?

И так, обобщим. Как же нам определить род существительного?

Верно. А склонение мы как определяем?

Молодцы ребята. Сейчас мы проверим, как вы умеете быстро находить морфологические признаки в словах.

На страничке 31 есть упражнение 2.

Дамир, прочитай пожалуйста задание.

Так, давайте наовем род у всех слов в первой группе.

Так ребята, род будет общим морфологическим признаком для всех слов?

Верно. Давайте посмотрим, в каком падеже стоят все эти слова?

Будет ли падеж общим морфологическим признаком?

Верно. Кто мне скажет в каком числе стоят все эти слова?

Число будет общим признаком?

Правильно. А одушивленные ли они?

Будет ли это общам признаком?

Какой признак мы еще не определили?

Верно. Какого склонения все эти слова?

Правильно. Как вы это определили?

Склонение будет общим признаком?

А есть ли среди этих слов имена собственные? Или все они нарицательные?

И так, еще раз, какие общие морфологичские признаки для всех этих слов?

Молоцы, все признаки правильно определили.

Попробуйте со второй цепочкой справится самостоятельно.

Кто готов- тихонечко хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. Это общие морфологические признаки.

А по какому признаку они отличаются?

У всех так?

И последняя третья строчка. Выполняем ее самостоятельно.

Кто готов, хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. И так,какой же признак не стал для них общим?

Молодец. Скажи пожалуйста, а что ты такого сделал со словами, чтобы определять морфологические признаки?

Правильно. Ребята, все морфолонические признаки мы можем назвать только указав начальную форму.

А теперь давайте встанем из-за своих мест и немножечко разомнемся.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

(шаг на месте)

Встанет рано поутру,

(подтгивание)

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

(качание головой вправо-влево)

Повороты выполняет.

(повороты туловищем)

Молодцы, а теперь тихонечно садимся.

И так, последнее на сегодня упражение, под цифрой три.

Чтобы нам его успешно выполнить, давайте вспомним, какие у имен существительных есть постоянные признаки?

Почему их назвали постоянными?

Верно. Если слово стоит например и мужском роде, то женского рода мы его никак не сможем сделать.

И так, а какие же непостоянные признаки?

И так, Дима, прочитай пожалуйста стихотворение с выражением вслух.

Спасибо Дима.

И так, какие существительные вам встретились в этом стихотворении?

Верно. И так, ваша задача найти и выписать существительные, которые имеют одинаковые постоянные и непостоянные признаки.

Кто нашел, выписал,и указал все эти признаки тихонечко хлопает в ладоши.

И так, проверяем.

Какие слова с одинаковыми постоянными признаками вы нашли?

Хорошо. А какие у них одинаковые непостоянные признаки?

Правильно ребята. А сейчас найдите слово, которое имеет следующие признаки: нерицательное, неодушивленное,мужского рода, второго скланения. Единственного числа, именительного падежа.

Ребята, это было очень сложное задание, но мы справились.

А сейчас откройте пожалуйста свои дневнички и запишите домашнее задание. И так, дома вам нужно будет выполнить на страничке 33

упражнение № 4.(записываю задание на доске)

Андреева Алёна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Конспект урока с презентацией русского языка в 6 классе по теме: «Морфологический разбор имени существительного». (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

План урока:

1.1. Организационный момент.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся.

2.1. Изучение нового материала.

2.2. Закрепление и применение знаний.

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

3.1. Рефлексия.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание.

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на уроке? Готовы ли вы к уроку?

1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся. Целеполагание.

Для того чтобы перейти к изучению нового материала, нужно повторить всё, что вы знаете об имени существительном. Выполните тест. (Приложение №1)

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Морфологический разбор имени существительного».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Научиться правильно разбирать существительное как часть речи).

2.1. Изучение нового материала

Прочитайте п.50, составьте в тетради краткий план морфологического разбора существительного. (Индивидуальная работа).

Итак, а теперь сверьте свои записи с записями на слайде. (Самопроверка).

2.2. Закрепление и применение знаний

Выполним упр. 282. (Работа в парах, взаимопроверка).

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Выполните задание на слайде. (Самостоятельная работа).

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (На слайде)

А сейчас поиграем в игру «Лови ошибку» -исправьте ошибочное утверждение об имени существительном. Для этого нам надо объединиться в группы.

А теперь мы подведем итог всему, над чем работали на уроке.

Отгадайте кроссворд «Признаки имени существительного».

3.1. Рефлексия

Что нового вы узнали для себя на уроке?

Довольны ли своей работой?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе смайликов и принесите мне. Урок понра-вился - покажите смайлик с улыбающимся лицом, нет - с грустным лицом.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание: п. 50, по выбору:

Упр. 283 или -сочинить лингвистическую сказку о признаках существительного или

Составить кроссворд

Приложение №1.

Тест.

1) Что значит - сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите собственные имена существительные:

а) тетрадь

б) Александра

в) цветок

г) Волгоград

д) город

3. Существительное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) признак действия

4) Укажите неодушевленные имена существительные:

а) снег

б) дерево

в) мужчина

г) гражданин

д) лист

5) Укажите существительные мужского рода:

а) доктор

б) небо

в) берег

г) поляна

д) облако

6) Укажите разносклоняемые существительные:

а) земля

б) время

в) ночь

г) путь

д) жгут

7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:

а) листья

б) ветры

в) ножницы

г) носки

д) каникулы