Внедрение обновления содержания образования. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

Карпенко Светлана Петровна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска», Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район, город Зыряновск

Переход на 12-летнее образование предполагает: ориентацию структуры и содержания образования на компетентностный подход; переход на новую систему оценки учебных достижений обучающихся; использование инновационных технологий обучения и воспитания; направленность образовательного процесса на самореализацию школьников. Современное содержание образования не может ограничиться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации, в том числе и систему универсальных учебных действий. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Урок остается главной формой обучения в современной школе. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования РК – это особый урок. Чтобы составить краткосрочный план урока, нужно обратиться к шаблону краткосрочного планирования, в котором прописываются цели, виды деятельности, использование дифференциации, виды оценивания, межпредметные связи, а также рефлексия учителя и итоговое оценивание преподавания и обучения на данном уроке. При планировании урока учитель обращается к среднесрочному планированию. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Учителю необходимо определить, каковы цели этого урока. Они могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера ЦО (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).

Например: по математике при изучении темы «Числа и цифры», цели, которые достигаются на данном уроке: 1.1.1.1 понимать образование числа один; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа 1 в натуральном ряду чисел. 1.1.1.2 читать, записывать число 1.

При планировании урока полезно рассмотреть следующие вопросы: Какие цели урока поставлены? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели? Что будут делать учащиеся на уроке? Какие результаты они должны получить? Какую обратную связь от учащихся я планирую услышать? В планировании урока указываются критерии оценивания к целям обучения, которые должны быть достигнуты на данном уроке. Учитель может самостоятельно составить критерии оценивания или подобрать из методических документов «Сборник заданий по формативному оцениванию», «Сборник заданий по суммативному оцениванию». Оформление критериев оценивания включает описание достижений результатов обучающихся к концу урока по категориям: «Все смогут…», «Большинство…», «Некоторые…». Это поможет:

· акцентировать деятельность учащегося;

· точнее оценивать обучение учащихся.

Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, если запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение.

Для неязыковых предметов, а это математика, познание мира, естествознание, художественный труд, физическая культура, необходимо сформулировать языковые цели, включая примеры лексики и фраз. Лексика и терминология специфична для каждого предмета. Например, при планировании урока математики, при изучении темы «Число и цифра 2», планируются:

Языковые цели: называть и показывать числа на числовом ряду, использовать в речи названия единицы измерения длины.

Ключевые слова и фразы: числовая прямая, один, много, числовой отрезок, сантиметр, измерение отрезка, два, пара. Языковые цели являются обязательным инструментом для овладения академическим языком, очень важно правильно определить их, так как насколько ясно сформулированы языковые цели, будет зависеть понимание учащимися того, что от них ожидает на уроке учитель. Языковые цели помогут учителю и учащимся создавать, измерять и поддерживать мотивацию к учебе.

На каждом уроке планируется реализация привития ценностей. Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

В планировании так же указываются навыки использования ИКТ. К уроку учащиеся могут подготовить и использовать флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.

К каждому уроку учителю предстоит проанализировать и указать предварительные знания обучающихся. Что обучающиеся уже знают или что им нужно знать перед этим уроком (основные понятия, факты, формулы, теории)? И как вы можете активизировать уже имеющиеся знания? Например, урок естествознания, тема «Какие бывают животные?» пишем: обучающиеся имеют представления о домашних и диких животных; их отличительные особенности. Знание строения тела животных. Элементарные представления о местах обитания животных. Уход человека за домашними животными. Указывается межпредметная связь и каким образом она реализуется на уроке (посредством деятельности или содержания). Например, урок естествознания, тема «Части растений» взаимосвязь осуществляется с предметами: самопознание, познание мира, музыка, математика.

Основная часть плана состоит из трёх этапов урока: начало урока, середина урока и конец урока. Обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. Особое внимание уделяется постановке разнообразных вопросов. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие критического мышления.

Учителю всегда нужно помнить о том, если вы будете говорить слишком долго, то у учеников будет меньше времени для обсуждения и взаимообучения. Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то при активных методах обучения – до 90%.

Приведу примеры, какие методы будут реализованы в уроке по естествознанию 1 класс по теме «Земля и космос»:
– Создании коллаборативной среды через групповую и парную работу;
-Технике «Ассоциации» через слушание «космической» музыки, к которой учащиеся определят вызванные ассоциации;
– Объединение в группы «Звездопад» по цвету упавших звёздочек;

– Работа в группах через составление кластера «Космос» по опорным словам – карточкам;
– Работа в паре с помощью приёма критического мышления «Знаешь ли ты?», где учащиеся по рисункам в учебнике обсудят и ответят на вопрос «Зачем древним людям нужна астрономия?» ;
– Activity в виде физминутки «Космонавты» и игры на внимание «Планеты»;
– Рефлексия, определю эффективность урока с помощью листа обратной связи.
Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.
Поэтому важно продумать методы дифференциации, которые будут реализованы на уроке. Это:
– Приём «Толстые и тонкие вопросы» на развитие критического мышления: Зачем человек изучает космос? Какие гипотеза вы можете выдвинуть по теме? Что можно предположить? – высокого порядка.
Сколько планет в Солнечной системе? Какая по счёту от Солнца планета Земля? Какая самая маленькая, самая большая планета солнечной системы? – вопросы низкого порядка после просмотренного видеофильма «Какие бывают проблемы?»
Творческая работа в группе «Звёздные узоры» через распределение обязанностей, так как в этой работе предусмотрены задания для всех(создать модель созвездия), для большинства (прочитать миф о созвездии), для некоторых (определить опорные слова, объяснить истории происхождения названий созвездий).
– Тестирование «Космос», в котором каждый учащийся определит уровень понимания материала с помощью самооценки теста.
И так как программа по естествознанию акцентирует внимание на навыках проведения наблюдения и исследования, знаниях о мире, на уроке планируется индивидуальная работа через наблюдение – исследование «Звездочёты», в котором учащиеся ответят на вопрос «Почему звёзды кажутся нам очень маленькими?» (все), определят соотношения (некоторые).
В плане урока необходимо планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

– является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

– является безотметочным оцениванием;

– охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

– осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

– предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

– используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других.

В заключительной части урока предусматривается дополнительная информация. Предлагается информация и задания по следующим пунктам: «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями». После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению. Это позволит учителю определить плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный следующий урок.

Литература:

1. Программа повышения квалификации учителей. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017 г.

2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.

3. Учебный планы (в рамках обновления содержания среднего образования) 1

4. Инструктивно-методическое письмо, 2017/18 учебный год.

Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В Министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Внедрение обновленного содержания образования все больше пугает не только родителей, но и самих учителей. А недостаток информации о сути изменений провоцирует обеспокоенность общества. Возникают вопросы, как все это повлияет на детей, будет ли все, как говорится, к лучшему, а не наоборот.

Сегодня всех интересуют вопросы о продлении учебного года в связи с переходом на пятидневную учебную неделю, внедрении трехъязычной модели образования. Также в рамках обновления содержания образования вводится критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. Все эти изменения заложены в госпрограмме развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, но их суть не в полной мере понимают основные участники данного процесса.
– Сегодня мир изменился. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Поэтому, мы хотим, чтобы дети получили качественное образование, – говорит заместитель руководителя областного управления образования Зауре Гумарова. – Возможно, что в новой программе не все понятно общественности, потому что министерство многие вопросы пока еще дорабатывает. Но, если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.
– Нам очень хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, но не за счет сокращения каникул, – говорят возмущенные родители. – Как дети смогут сидеть в душных классах летом, ведь ни в одной обычной школе нет кондиционеров. Это скажется на общем состоянии здоровья наших детей.
Как поясняют специалисты управления образования, с внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся.
– Меня пугает безоценочная система. Как без оценок? Сейчас дневник для нас главный показатель успеваемости. А как завтра я буду судить об успеваемости моего ребенка только лишь по итогам суммативных оценок, – говорит член родительского комитета одной из городских школ.
В ответ специалисты управления образования спешат успокоить родителей, что вся система оценивания будет прозрачной и доступной для них.
– Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо, поясняет З. Гумарова. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». В среднем блоке школы предполагается ведение предметов естественно-математического цикла на английском языке. То есть физика, химия, биология, информатика, знание которых обеспечивает стране уверенное развитие, будут нацелены не только на изучение азов этих предметов, а будут ориентированы на знакомство с мировой практикой, критическое осмысление информации, а главное, на развитие исследовательских качеств школьника. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от учителей новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения.
При этом к такому повороту событий не совсем готовы учителя-предметники.
– Молодым учителям легче приспособиться к обновленному содержанию. А тем, кому до пенсии осталось 5-10 лет это сложнее дается. Я, например, не могу выучить английский язык до такого уровня, чтобы преподавать на нем предмет, – сказала учительница физики сельской школы.
В областном управлении образования отметили по данному поводу, что предметное трехъязычие ни в одном классе в обязательном порядке внедряться не будет. Об этом сказал в недавнем выступлении министр образования Е. Сагадиев. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. При этом в школе с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском языке. И такое же соотношение в русскоязычных школах. И это будет на четвертый год и только в старшей школе. В остальных классах все остается без изменений, хотя языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе.
Но, по мнению родительской общественности, трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!
– Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах. Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно, – говорит еще один учитель городской школы. – Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам.
А директор одной из городских школ отмечает, что переход на обновленное содержание буквально вырывает из учебного процесса педагогические кадры, с которыми и так напряженка.
– Мы обязаны подготовить к обновленному содержанию своих педагогов, сейчас у нас курсы повышения квалификации проходят сразу два педагога, заменить которых некем. Приходится выходить из положения самостоятельно, на этот период мы приглашаем учителей из других школ, но ведь не с каждым предметником можно решить вопрос таким образом, – говорит директор школы.
Мы также решили выслушать мнение педагога, который уже прошел курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования. Координатор школы №17 по критериальному оцениванию Светлана Дымченко отметила, что все новое всегда пугает.
– Нас волнует, как воспримут критериальное оценивание учащиеся 5 и 7 классов, которые привыкли к оценкам. Считаю, это будет трудный переход. Но пока говорить об этом рано. Прежде, чем делать какие-либо выводы, должно пройти время. Мы должны анализировать все ли получается. Пока я не прошла курсы, мне тоже многое в новой системе было непонятно. А теперь я сама могу сказать, что не надо бояться нововведений, так как все это делается не на пустом месте. Программа уже адаптирована в 30 пилотных школах Казахстана, в том числе сельских и малокомплектных. Результаты показали, что все остальные школы и школьники с этим справятся. Так же подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя, идет повышение квалификации преподавателей школ, руководителей и тренеров.
Как видно, большинство из наших собеседников пожелали, чтобы их имена и фамилии не были указаны. Вопросов по обновленному содержанию очень много, но о проблемах не принято говорить вслух, особенно в среде работников образования, хотя их мнение самое важное в данном случае. Больше всего скептиков среди родительской общественности. Многие из них хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, да и знания, по их мнению, были качественнее.
– Это невозможно, – говорит завуч по УВР СОШ №17 Ирина Коваленко, – дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.
Но пока родителей не переубедить, в социальных сетях все чаще поднимается тема нынешнего качества образования, которым многие недовольны.
– Когда мы изучали языки, базовый, школьный уровень мы знали прекрасно, а сегодня, несмотря на то, что изучению языков уделяется больше времени, часов, дети едва могут перевести небольшой топик, к примеру, с казахского на русский язык, – говорят родители. – А про английский и говорить не приходится. Чтобы сносно читать на этом языке, приходится записывать ребенка в обучающий языковой центр. Что это за образование, которое не дает знания? Все предметы мы учим самостоятельно, в новых темах разбираемся дома или нанимаем репетитора. А вспомните старую школу, когда были продленки, факультативы, разве было такое, чтобы наши родители вместе с нами корпели над учебниками? И что будет, когда такие предметы как физика или химия придется изучать на иностранном языке? Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но, учитывая мнения граждан, надо очень серьезно все продумывать. Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки – разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но не так резко. Все-таки, прежде всего, нам должны донести суть этих реформ, и показать на примере их очевидный положительный эффект.
В областном управлении образования пообещали, что к началу нового учебного года во всех школах пройдут собрания с родителями учащихся 5 и 7 классов, которым с 1 сентября текущего года предстоит перейти на обновленное содержание. На таких встречах будут разъяснены главные нововведения, в том числе и принцип критериального оценивания.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

Внедрение обновленного содержания образования. Личный опыт.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования»

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

В чем же состоит структура обновленного содержания образования.

Структура учебных программ. Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам осуществляется с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

В ходе работы по обновленной программы мы столкнулись с определенными трудностями (я думаю, что у каждого учителя они разные, однако может быть и что то общее). Как я уже упоминала ранее в руках у учителя находятся все необходимые ресурсы, материалы, которыми нужно пользоваться в ходя своей деятельности. Это удобно иметь готовый план с целями и задачами на весь учебный год, учителю нужно только составлять свой поурочный план используя имеющиеся цели и задачи. Учитель, знает точно к каким результатам обучения он должен прийти. Я сейчас имею ввиду сборники упражнений по формативному и суммативному оцениванию. И здесь же сразу возникает проблема учащиеся приходят подготовленными на СОР или СОЧ, заранее зная данные задания, что нужно делать, на какие вопросы отвечать и что писать в данной работе. Так как обновление образования только вводится в систему образования, мы учителя стараемся не менять данные задания.

Удобно пользоваться электронной версией журнала, куда выставляется максимальный бал и полученные баллы учеников. Журнал автоматически считает оценку. Но для меня оказалось проблемой отсутствие учащихся на итоговых работах, а также как для классный руководитель 5 класса не имею возможности отслеживать оценки ребят в течении четверти. Учителя предметники, конечно говорят, как занимается ребенок, но четких прогнозов будет 5 или 4 у ученика не дают. Для родителей тоже это оказалось проблемной отслеживать успеваемость ребенка. Одна оценка за СОЧ может повлиять и перечеркнуть всю предыдущую работу ученика в течении четверти.

Хорошо формативное оценивание работает с начальной школой, когда учитель пишет рекомендации, замечания в дневник учащимся, ребята с первого класса привыкают работать по такой системе. Чуть хуже это работает с 5,7 классом, где учащиеся привыкли получать оценки ежедневно за свою работу. Оценка являлась как бы итогом выполненной работы.

Многие трудности помогают преодолевать коллеги, делегирование работы позволяет сохранить время или разобраться в каких –либо возникающих вопросах. Например совместное составление или изменение заданий в работе СОР,СОЧ. При проведении модерации так же можно разделить ответственных учителей за определенную параллель. Совместная, слаженная дружная работа учителей, работа в команде, в паре позволяет преодолеть много проблем, возникающих во время работы.

Различных моментов может быть больше, как положительных, так и отрицательных я поделилась только некоторыми из них.

Обновление содержания образования

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает

в качестве главного фактора развития образования.

1. Необходимость обновления.

Существуют по крайней мере несколько противоречий, объясняющие необходимость обновления содержания образования:

Изменение целей образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

Изменение в организации образования;

Изменение познавательных возможностей детей и содержания общего образования;

Возможности, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Содержание общего образования сейчас все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Периодические попытки модернизации содержания образования за счет включения новых предметов или увеличения числа учебных часов уже привели к перегрузке учащихся и предельно острой ситуации со здоровьем детей и подростков. Именно с этим связано, прежде всего, решение о необходимости перехода на обязательную 9-летнюю основную и полную 11-летнюю среднюю школу.

Изменения в содержании образования, осуществленные при широкой общественной поддержке, могут стать фактором изменения отношения общества и личности к образованию. Это будет способствовать пониманию обществом роли образования, осознанию необходимости и эффективности вложений в человеческий капитал для общества и отдельной личности.

Естественно, что обновление содержания образования не может быть разовым актом. Системное реформирование содержания общего среднего образования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления содержания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании образования.

2. Позитивные тенденции в развитии содержания образования

Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего необходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования,

которые уже сложились в условиях ее реформирования. К этим тенденциям можно

Формирование идеи развития в обществе, образования и личности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

Переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разнообразных образовательных учреждений;

Повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся;

Расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения

для развития системы образования;

Переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универсальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

Переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных

технологий;

Использование возможностей общего образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей

Привлечение в школу новых педагогических кадров - специалистов высших

учебных заведений, деятелей науки и культуры;

Уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.

3. Цели и задачи обновления содержания образования

Основная управленческая идея реформирования содержания общего среднего

образования состоит в том, что, изменив идеологию построения базисного учебного плана и образовательного стандарта, возможно определить направление реформы содержания образования, стимулировать систему к саморазвитию, что должно придать социокультурную направленность и качество всей реформе в целом.

Социальные цели: обновление содержания образования должно способствовать решению важнейших проблем российского общества: преодолению отставания

России в ключевых областях экономики, созданию условий для развития духовной

культуры общества; обеспечению социальной мобильности личности; преодолению

тенденции закрепления социальной стратификации общества на основе предоставления равных стартовых возможностей и равных шансов на успех всем детям.

Педагогические цели: обновление содержания образования может дать ожидаемые социально-педагогические эффекты, если будет обеспечено соответствие содержания образования возможностям личности. Оно должно создать предпосылки для достижения каждым обучаемым уровня образованности, соответствующего его личностному потенциалу, интересам и потребностям и обеспечивающего возможность

продолжения образования.

4. Организационные условия обновления содержания образования

Очевидно, что только постановка задачи реформирования содержания образования способна перевести вялотекущую реформу современной российской школы в новое состояние. Но реформа содержания - это прежде всего пересмотр критериев оценки образовательных результатов, изменение доминирующей образовательной философии, самого характера учения и обучения.

При этом необходимо учитывать, что осуществление подобной реформы может приверти к:

Недовольству кадров, необходимости их переподготовки;

Нехватке (на первом этапе) учебной литературы;

Недовольству и сопротивлению определенной части управленцев всех

Кардинальной перестройке отраслевой науки, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Недовольству родителей, ориентированных на привычные (традиционные) результаты обучения своих детей.

Вышеобозначенные трудности, которые неминуемо, в большей или меньшей

степени, проявятся на первом этапе реализации реформы, позволяют еще раз сделать

вывод относительно того, что реформа не может носить не только ведомственный,

но даже межведомственный характер. Помимо согласованных усилий исполнительной и законодательной власти, она должна опираться на поддержку населения и образовательного сообщества, по крайней мере, его прогрессивной части.

Организация деятельности по обновлению содержания образования должна

базироваться на следующих принципах:

Преемственность. Обеспечивает использование всего положительного, что

было накоплено советской и российской школой, исключает отторжение основных идей реформы педагогами практиками. Решается за счет инвариантной части базисного учебного плана.

Перспективность. Обеспечивается вариативной частью базисного учебного

плана и образовательным стандартом.

Открытость и понятность требований к знаниям учащихся для управленца,

учителя, родителя, ученика, работодателя. Могут быть обеспечены разработкой и опережающим предъявлением требований к знаниям учащихся всем

субъектам образовательного процесса. При этом немаловажным фактором

становится прозрачность материалов и доступность языка, которыми они будут излагаться.

Программный подход. Должны быть спроектированы ряд переходных моде-

лей от сегодняшнего состояния к прогнозируемому. Каждый шаг перехода

должен сопровождаться поддерживающими исследовательскими программами.

Создание режима наибольшего благоприятствования для учебных заведений,

принимающих участие в разработке новых идей. Их освобождение от процедур аттестации, аккредитации. Легализация финансовой деятельности по инвестированию финансовых потоков в систему.

Разработка и внедрение в практику механизмов принятия решений, характерных для федеративного государства. Любое решение, обязательное для выполнения всеми образовательными учреждениями, органами управления различных уровней в системе, может быть принято лишь путем выявления некоторых общих закономерностей в многообразии подходов и результатов, которые получены экспериментаторами в субъектах Российской Федерации.

Решается путем заключения системы договоров между органами управления

системой образования различных уровней.

Демократический характер принятия решений. Достигается путем открыто-

го, гласного обсуждения решений, определяющих перспективы развития системы в целом.

Ближайшие задачи обновления содержания образования и пути их решения

представляются следующими:

Конкретизация целей каждой ступени школьного образования; сокращение

обязательной учебной нагрузки учащихся, соответствующие изменения учебных программ; создание условий для расширения дополнительного образования и самообразования; поощрение творческих поисков и разработок содержания образования, соответствующего новым целям общеобразовательной школы; создание содержательных предпосылок для перехода на 11-летнее школьное образование.

Создание гибкого государственно-общественного механизма идентификации

социального заказа, который мог бы выражать согласованные интересы школы, учреждений культуры, науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования, работодателей, семьи, общества и государства.

Распределение полномочий между субъектами, определяющими содержание

всех компонентов образования (федерального, регионального, образовательного учреждения). Нужно определить полномочия и ответственность каждого из субъектов, включая общественные и общественно-государственные структуры, при формировании и выборе учебных программ, планов и учебных пособий.

Осуществление комплекса мер, определяющих государственно- общественный характер разработки и экспертизы федеральных стандартов общего среднего образования, способствующих обновлению содержания образования. Периодически обновляемые образовательные стандарты должны гарантировать изучение школьниками обязательного минимума содержания образования, которое при условии его усвоения даст возможность продолжить образование на следующей ступени. Требования к усвоению содержания образования должны определяться реальными возможностями его усвоения учащимися; данные требования следует рассматривать как уровень подготовленности, предусмотренный образовательными стандартами.