Лидия Чуковская - Памяти детства: Мой отец - Корней Чуковский. Пушкин и пущин в михайловском - павел афонин

О ясном солнечном дне он отзывался так: "Погода сегодня боговдохновенная".

Или приятелю:

– Как это неталантливо с вашей стороны, что вы не были у нас в прошлое воскресенье.

– Этакая я несчастная бездарность, опоздал сегодня на поезд…

В высшей степени чувствителен был он к таланту и бездарности в педагогике: в воспитании, преподавании. От преподавателя требовал увлеченности предметом и умения приохотить, очаровать. Презирал тех педагогов, которые даже Пушкиным умели не счастливить детей, не одаривать их, а отягощать. Презирал учителей и родителей, прибегавших к муштре. Утверждал, что даже закон такой существует: чем меньше у взрослого за душой, тем большее пристрастие питает он к дрессировке: "Соня, не болтай ногами!" – "Витя, как ты сидишь?" – "Сиди ровно". – "Я что сказал? Руки мыть!"

Дети и сами любят, когда ими командуют (потому что и команда причастна игре), но командуют изобретательно, весело, не по-фельдфебельски.

В бездарности и, гораздо более, в преступности взрослых, которые били детей, не сомневался он ни единой минуты. За искажение Тютчева или Баратынского следовало, выражаясь его гиперболическим стилем, "вешать" и "ссылать на каторгу"… Что же причитается человеку, поднимающему руку на ребенка?

"…побольше благоговения к детям, поменьше заносчивости, – писал он в статье 1911 года, – и вы откроете тут же, подле себя, такие сокровища мудрости, красоты и духовной грации, о которых вам не грезилось и во сне" .

"Сокровища мудрости, красоты и духовной грации" – это сказано не о Пушкине или Баратынском – о детях.

Нас с Колей он взял из куоккальской гимназии внезапно и очень решительно. Учились мы и так и сяк, ни шатко ни валко, но я сделала внезапное открытие: наш директор, Алексей Николаевич, румяный, белозубый всегда любезный со всеми родителями, – исподтишка колотит детей.

Однажды, возвращаясь из гимназии, я вспомнила, что забыла на вешалке башлык, и с полдороги вернулась. И в раздевальной увидела: Алексей Николаевич под прикрытием вешалок, засунув себе между колен голову Кости Рассадина, порет его ремнем. Бьет размеренно, удар за ударом, методически, даже как бы равнодушно. И самое страшное: зажав Косте рот рукой.

Я пустилась бежать, стараясь не хлопнуть дверью. Вернулась домой без башлыка. Я была испугана так, что дома, рассказывая о виденном, заикалась – и заикалась потом несколько дней. Я рассказывала и рассказывала, меня не могли унять, а я все не могла объяснить, что меня так потрясло. Мне ведь и раньше случалось видеть, как дрались мальчишки, как на пляже матери давали своим чадам шлепки, а отцы – подзатыльники; видела, как извозчик Колляри хлестнул однажды вожжой по босым ногам нашего приятеля Павку и тот подпрыгнул и взвыл от боли.

Но это все в гневе, в раздражении, в задоре. А тут я впервые увидела, как человек методически, спокойно, чуть не посвистывая, бьет человека – да еще большой маленького.

Я была потрясена до болезни.

– Какая жестокость! – выслушав меня, сказал бы один.

– Так и надо мальчишке, – сказал бы другой, – второгодник и хулиган.

– Бить в гимназиях запрещено, – сказал бы третий.

– Какая бездарность! – с отвращением сказал Корней Иванович. – Ничтожество!

И, как я узнала потом, написал директору письмо и одновременно в Министерство просвещения жалобу. Он объяснял, что если директор порет детей, стало быть, он зол и бездарен, а бездарный директор вряд ли способен подобрать себе талантливых сотрудников. Напротив: бездарный человек всегда ненавидит и гонит талантливых.

Взяв нас из гимназии, Корней Иванович начал помимо Веры Михайловны заниматься с нами сам – не только английским языком, но и русской историей. Собственно, не с нами, а с Колей, которому шел двенадцатый год. Я болталась беспрепятственно тут же. Прилипал и Боба – он не любил, когда его не пускали куда-нибудь.

Вера Михайловна занималась с Колей по учебнику, строго придерживаясь гимназической программы, а Корней Иванович "так", "вообще", "вольно".

Это были рассказы о событиях и людях. Он, как я теперь понимаю, выбирал те обстоятельства, эпизоды, события, фигуры тех общественных деятелей (преимущественно девятнадцатого века), те судьбы, которые были наиболее драматическими, давали наиболее богатую пищу воображению и взрыву чувств, те, в которые можно играть. Страницы из Карамзина, Ключевского – пересказанные или прочитанные, монологи из исторических драм и трагедий Пушкина или Алексея Толстого, репродукции исторических картин; отрывки из "Былого и дум" – герценовские патетические или язвительные характеристики: героев 14 декабря, императора Николая, Бенкендорфа, Дубельта, Аракчеева.

Разумеется, на этих уроках в ход шли и стихи. В его исполнении стихи, читаемые с любой целью, всегда оставались стихами; в кабинете они читались не иначе, чем в море, но цель тут была иная. Тут он читал их как иллюстрации к тому или другому событию: вот речь идет о Владимире – читается "Илья Муромец" Алексея Толстого; вот Петр решает выстроить город на Финских болотах – читается "Кто он?" Майкова; вот речь заходит о шведской войне – гремит "Полтава", но гремит она не ранее, чем нам объяснены все имена:

И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

Вот речь зашла о Лицее – читается очередное "19 октября", но не раньше, чем мы узнаем, кем стали впоследствии все названные и неназванные лицеисты, товарищи Пушкина: и Матюшкин (потом адмирал), и Горчаков (потом дипломат), и Дельвиг (поэт), и Пущин, и Кюхельбекер (участники декабрьского восстания) – не раньше, чем мы узнаем, к кому обращена каждая строфа.

Слушая, мы радостно догадываемся, что это о Матюшкине сказано:

…С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его… -

и слова Пущина в 1837 году, когда известие о гибели Пушкина дошло до Сибири: он, Пущин, заслонил бы поэта своей грудью, если бы в это время был в Петербурге… Тут, повторяю, Корней Иванович читал нам стихи как иллюстрации: к событиям ли на площади Сената или к открытию Лицея, но чаще звучали они на этих уроках последним приговором событию или человеку – приговором, вынесенным историей устами поэта. Заключительное разрешение музыкальной фразы – исторической драмы: Пушкин – декабристам в Сибирь, Лермонтов – на смерть Пушкина, Некрасов – на смерть Шевченко.

Не предавайтесь особой унылости:
Случай предвиденный, чуть не желательный.
Так погибает по Божией милости
Русской земли человек замечательный…

Всюду в его повествовании пробивалась эта трагическая тема, естественная при его отношении к искусству: расправа с гением и талантом, учиняемая сплоченной и могучей бездарностью.

Надругательство над талантом. Преследование таланта. Борьба безоружного таланта с вооруженной бездарностью.

Прочитал он нам однажды повесть Лескова "Левша" – страшный, хотя и веселый рассказ о том, как английские мастера создали диво дивное – заводную блоху, как русские подковали это дивное диво, – подумать только, словчились подковать еле видные ножки! – а солдафоны загубили мастера из мастеров, гениального Левшу.

(Недавно, уже в семидесятом году, я получила возможность ознакомиться с письмом Корнея Ивановича к художнику Николаю Васильевичу Кузьмину, приславшему ему в подарок новое издание повести Лескова со своими иллюстрациями.

Корнею Ивановичу эти иллюстрации необычайно понравились.

При чтении письма Чуковского к Кузьмину, написанного через столько лет и за столько верст от Куоккалы, ясно всплыли в моей памяти куоккальские книжные полки, залитые зимним морозным солнцем; белее белого сверкающее снежное поле за окном и посреди дивана молодой, худощавый, черноволосый, нервически двигающий длинными руками и острыми коленями Корней Иванович.

Он читает нам "Левшу".

В углу дивана, поджав ноги, спокойно сидит и слушает Коля; я лежу в другом углу, положив голову на круглую качалку, и вздрагиваю от каждого пинка, получаемого Левшой. За столом сидит наша учительница. Она слушает с интересом: ей, конечно, хотелось бы, чтобы, как полагается ученикам на уроке, мы пряменько сидели на стульях, а не валялись на диване, но она уже привыкла, что в этом доме все "не как у людей", и не ропщет.

Вижу этот диван, и сверкающее зимним розового-лубым сиянием окно, и нервные руки и колени чтеца. Он читает нам о гибели человека, гениально-одаренно-го, и обо всех бездарностях и холуях, его загубивших.)

"С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, - вспоминал И. И. Пущин, - во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на Рождество в Петербург для свидания с родными, я предположил съездить в Псков к сестре... а оттуда уже рукой подать в Михайловское... Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова... мчались среди леса по гористому проселку: все мне казалось не довольно скоро! Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора... Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило, беру его в охапку и тащу в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим... Наконец пробила слеза (она и теперь, через тридцать три года мешает писать в очках), мы очнулись..."

"Приезд Пущина в Михайловское, - комментирует это событие известный исследователь пушкинского творчества Ю. М. Лотман, - требовал немалого мужества. Друзья уговаривали его не делать этого, а дядя поэта, Василий Львович Пушкин, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся со слезами его обнимать, как героя. Но Пущин был не из пугливых: к тому времени он уже состоял членом тайного общества, а вскоре после посещения поэта, 14 декабря, показал себя на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания ("Высочайшим указом" Николая I он был приговорен к двадцати годам каторги). Однако Пущин отличался не только мужеством, но и поразительной добротой... И к Пушкину Пущин проявлял нежную заботливость. Свидание двух друзей в Михайловском было недолгим, но очень теплым. Вечером того же дня Пущин уехал... Через двенадцать лет, когда Пущин отбывал каторгу в Сибири, умирающий поэт назвал его имя".

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; О том, как И. И. Пущин посетил А. С. Пушкина в Михайловском уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В село Михайловское, удаленное на много верст от Москвы и Петербурга, А. С. Пушкин был сослан за смелые стихи о свободе. Возле него не было ни друзей, ни родных - одна только добрая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера поэт читал ей свои новые стихи и слушал нянины сказки и песни. Он тосковал по своим друзьям и думал о встрече с ними... И вот рано утром 11 января 1825 года
    Лицей. В этом закрытом учебном заведении началось становление личности Пушкина. В течение всей жизни он с любовью вспоминал товарищей-лицеистов. Им посвящены многие его превосходные стихотворения. "Прекрасный союз" юношей сложился в стенах Лицея. Неизгладимый след в памяти человека оставляют талантливые учителя-воспитатели. Любимцем всех лицеистов стал молодой профессор права А. П. Куницын. Он воспитывал лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия, критикуя деспотизм, защищая права свободы и личности. Пушкину он был особенно близок, потому
    Пушкин недаром подчёркивал, что он пишет не роман, а роман в стихах и говорил об этом: "Дьявольская разница". В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления). Сюжет соответствует фабуле, но при этом
    В 2015 году Новая Пушкинская премия в номинации “За совокупный творческий вклад в отечественную культуру” присуждена двум известным литературным деятелям. Это филологи Ирина Роднянская (Москва) и Валентин Курбатов (Псков; интервью с Валентином Яковлевичем читайте в этом номере «Литературы»). Новую Пушкинскую премию в 2005 году учредили фонд Александра Жукова, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник «Михайловское». Для определения лауреата Новой Пушкинской премии жюри и конкурс не предусмотрены. Председатель совета премии -
    Кроме таких крупных произведений, как "Евгений Онегин" и "Борис Годунов" за время пребывания в с. Михайловском, Пушкин написал около ста лирических стихотворений. В жизнь поэта разнообразие вносили посещения им села Тригорского, у владелицы которого были дочери и племянницы, восторженные поклонницы поэзии Пушкина. Летом 1825 года у Осиповой гостила ее племянница А. П. Керн, которой Пушкин посвятил известное стихотворение "Я помню чудное мгновенье". Большую радость Пушкину доставили его близкие друзья по Лицею
    Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А. С. Пушкин Теме дружбы посвящены многие произведении Пушкина. Поэт отличался общительностью, был всегда верен чувству дружбы и всегда высоко ценил своих друзей. Особенно надежными и верными его друзьями были близкие ему по взглядам товарищи по лицею: Пущин, Дельвит, Кюхельбекер. Для бывших лицеистов день основания лицея - 19 октября - был праздничным днем. Друзья встречались в этот день, чтобы вместе провести
    Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин закончил начатую еще в Одессе поэму "Цыгане". Если в работе над "Кавказским пленником" поэт использовал личные впечатления от Кавказа, то в "Цыганах" отразилось знакомство Пушкина с Бессарабией и с бытом цыган, с которыми он дважды встречался во время своих поездок. За их ленивыми толпамиВ пустынях часто я бродил,Простую пищу их делилИ засыпал пред их огнями. По жанровым признакам поэму "Цыгане" следует отнести к романтическим поэмам. Но
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

В ссылке в Михайловском Александр Сергеевич Пушкин пребывал в совершенном одиночестве, в отдалении от друзей, от культуры. Для Пушкина ссылка стала тяжелым испытанием. В деревне, затерянной в глуши сосновых лесов, поэт чувствовал себя неуютно и удрученно. Длинные осенние и зимние вечера он проводил с Ариной Родионовной.

Пушкин был необычайно рад приезду Пущина в один из январских дней 1825 года. Иван Иванович Пущин – первый лицейский "бесценный" друг и товарищ Александра Сергеевича.

Пушкин любил своего соседа по лицейской комнате за доброту, прямодушие, общительный нрав, твердость. Он доверял другу свои первые обиды и мысли. Пущин умел успокоить и поддержать в трудную минуту. Пущин (как и Дельвиг) навестил поэта в псковской глуши, несмотря на то, что друг был под наблюдением властей.

И эта встреча сыграла свою, особую роль в плане духовного возрождения Пушкина. Одному из друзей поэт напишет летом 1825 года: «Чувствую, что духовные силы достигли полного развития, я могу творить». Настрой его меняется: он бодр, жизнерадостен, обретает душевное спокойствие. Позже Пушкин посвятил Пущину искренние стихи «Мой первый друг...".

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Встреча (Знакомство) Пушкина и Пущина

Иван Иванович Пущин, автор "Записок о Пушкине", в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года. Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчетную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда.

Иван Иванович Пущин - "Жанно", как его называли товарищи,- был на год старше Пушкина. Главным его свойством была рассудительность. Среди товарищей Пущин пользовался общей любовью.

Лицеист граф Корф, впоследствии сановник, приближенный Николая I, писал о нем: "Иван Иванович Пущин, со светлым умом, с чистою душою, с самыми благородными намерениями, был в Лицее любимцем всех товарищей".

Если так отзывался о Пущине холодный вельможа граф Корф, то можно представить себе, как привязался к нему юный Пушкин, с его пылкой, любящей душой. Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность и твердые моральные правила внушали его другу-поэту не только любовь, но и глубокое уважение.

Ссылка Пушкина в Михайловское (1824-1826)

9 августа 1824 года Пушкин приехал в имение Михайловское, куда он был сослан по распоряжению императора. Первые месяцы пребывания в Михайловском были особенно тяжелы Пушкину. Над поэтом был установлен двойной надзор: со стороны церковной власти за ним должен был следить настоятель Святогорского монастыря, со стороны светской -- отец поэта Сергей Львович.

Мало было светлых дней в жизни Пушкина: его тяготила ссылка...Лицейский друг Пушкина И. И. Пущин, один из членов декабристского общества, решил навестить ссыльного товарища. В январский день 1825 года кибитка Пущина, прыгая на ухабах, подъезжала к Михайловскому. На крыльце Пущин увидел Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Пущин схватил поэта в охапку и втащил в комнату.

“Смотрим друг ва друга, целуемся, молчим”.

Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Друзья, не встречавшиеся пять лет, не могли наговориться. Пушкин рассказывал другу об Одессе, о своей деревенском жизни, о литературных занятиях.

Пущин привез с собой рукопись комедии Грибоедова “Гере от ума”, тогда еще не напечатанную. После обеда, за кофе, Пушкин стал читать вслух “Горе от ума”, сопровождая чтение критическими замечаниями.

Затем прочел отрывки из своих сочинений, продиктовал начало “Цыган” для журнала, просил Пущина, “обнявши крепко Рылеева”, благодарить его за патриотические “Думы”.

Настала ночь. Друзья подняли стаканы, надеясь скоро увидеться.

Грустно было на душе.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу "благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Ямщик подал лошадей. Было три часа ночи. Пушкин стоял со свечкой на крыльце. Сани тронулись. “Прощай, друг!” -- услышал Пущин. Больше им никогда не пришлось свидеться. Скоро Пущин был сослан на долгие годы по делу декабристов.

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

I

Было то в первой половине января 1825 года. В селе Тригорском (Опочецкого уезда, Псковской губернии), в доме вдовы-помещицы Прасковьи Александровны Осиповой (урожденной Вымдонской, по первому мужу - Вульф) вечерний самовар был только что убран из столовой, и хозяйка с тремя дочерьми и единственным гостем перешли в гостиную. На небольшом овальном столе перед угловым диванчиком горела уже лампа под зеленым абажуром. Сама Прасковья Александровна расположилась на своем председательском месте, посредине диванчика, и принялась раскладывать гранпасьянс. Старшая дочь (от первого брака) Анна Николаевна Вульф подсела к матери, чтобы лучше следить за раскладкой карт и в затруднительных случаях помогать советом. Сестра ее, Евпраксия Николаевна, а между своими - Зина или Зизи, предпочла отдельное кресло, чтобы заняться каким-то вышиванием. Младшая же сестра (от второго брака), подросточек Машенька, прикорнула на скамеечке у ног Евпраксии Николаевны и, положив растрепанную головку с косичками к ней на колени, не отрывала глаз от молодого гостя, в ожидании, что-то он опять сострит или расскажет, чтобы посмеяться.

Гость этот был ближайший сосед их, Александр Сергеевич Пушкин, навещавший их чуть ли не каждый день из своего сельца Михайловского. Но оживленное настроение уже оставило Пушкина: он сидел с понурою головой в каком-то грустном раздумьи.

У вас, Александр Сергеевич, верно, опять стихи на уме? - спросила девочка.

Пушкин очнулся и провел рукой по глазам.

Стихи? - повторил он. - Нет… Так что-то…

Он взглянул на каминные часы и быстро приподнялся:

Все четыре хозяйки заговорили разом:

Да куда же вы, Александр Сергеевич? Ведь совсем еще рано: всего девять. Посидите!

Меня что-то тянет домой…

А я знаю что! - объявила Машенька. - Вам надо поскорей-поскорей записать хорошенькую рифму, пока не улетела.

Нет, у меня какое-то внутреннее беспокойство, - серьезно отвечал Пушкин, - точно предчувствие…

Вечно у вас эти предчувствия и приметы! - заметила Евпраксия Николаевна. - А до сих пор ничего еще не сбылось.

Кое-что уже сбылось.

Например?

Например, предсказание старухи ворожеи Кирхгоф в Петербурге: "Du wirst zwei Mal verbannt sein", и вот я второй раз в ссылке.

Тем лучше: в третий раз, стало быть, ни за что уже не сошлют. Живите себе и пользуйтесь жизнью.

Да, двенадцать лет еще впереди.

Почему же именно двенадцать?

Потому что та же Кирхгоф предрекла мне смерть, когда мне минет тридцать семь.

Что за пустяки! - прервала его тут Прасковья Александровна. - Сыграй-ка ему, Зина, на фортепиано что-нибудь веселенькое, чтобы разогнать его мрачные мысли.

А я знаю, чем его удержать! - подхватила Машенька и захлопала в ладоши.

Да мочеными яблоками!

Вот это так, вернее нет средства, - улыбнулась мать. - Беги же, милочка, неси скорей, пока Акулина Памфиловна еще не улеглась.

Девочка вихрем умчалась к старухе ключнице. Но затосковавшего поэта даже перспектива любимого его деревенского лакомства на этот раз не прельстила. Он взял шапку и окончательно распростился. Дамы пошли, однако, провожать его еще до передней. Только что слуга подал ему шубу, как влетела Машенька с полным салатником моченых яблок.

И после этого будь любезной с гостем! Я едва-едва вырвала ключи от кладовой у нашей старой ворчуньи, а он удирает! Нет, сударь мой, извольте теперь кушать!

Достав из салатника ложкой одно яблоко покрупнее, она поднесла его к губам молодого гостя. Тому ничего не оставалось, как раскрыть рот пошире.

Да ты сахаром-то не забыла посыпать? - спросила одна из сестер.

Еще бы забыть для такого сластены! Разве не сладко? - отнеслась девочка к Пушкину.

У того рот был еще так полон, что он в ответ мог только промычать "мгм!" и кивнуть утвердительно головой.

Жуете, жуете, как беззубый старик! - подтрунила над ним Машенька. - Разве угостить вас еще соком? Ну-с, раскройте-ка ротик.

Он опять беспрекословно исполнил требование; но угощение последовало с такою стремительностью, что едва половина попала по назначению; остальное же брызнуло ему за галстук и на шубу.

Это так рассмешило шалунью, что она с звонким хохотом запрыгала козой; вместе с нею запрыгали косички у нее на затылке, запрыгали и яблоки в салатнике, и штуки две-три покатились на пол, а за ними плеснула еще струя соку.

Мать и старшие сестры только ахнули и расступились, чтобы спасти свои платья; вслед за тем все разом рассмеялись, так же как и Пушкин.

Экая ведь егоза! - говорила Прасковья Александровна. - Дай-ка сюда салатник, а то и его, пожалуй, уронишь.

Освободившись от салатника, Машенька принялась собственным платком усердно обтирать забрызганную шубу гостя.

Да вы стойте, пожалуйста, смирно! Не отряхайтесь, как пудель. Ну, вот и сухи. В благодарность вы должны написать мне тоже что-нибудь в альбом.

Про пуделя?

Да, про пуделя, то есть про себя. Напишете?

Вот увидим.

Неблагодарный!

Облили человека вкуснейшим соком, а он даже оценить не хочет. Самая черная неблагодарность! До свиданья, mesdames…

До свиданья, Александр Сергеевич! Завтра опять увидимся?

Если чего не будет…

Опять вы с вашими предчувствиями!

Что делать! Во всяком случае, не поминайте лихом.

II

Свои прогулки из Михайловского в Тригорское, куда не было и трех верст, в летнее время Пушкин совершал либо верхом, либо пешком, в последнем случае - подпираясь толстою палкой и в сопровождении большой дворовой собаки. Зимой же, когда пролегавшая то лесом, то полями и открытая здесь ветрам дорога была занесена сугробами снега, ему, обыкновенно, запрягали легкие сани. Так было и на этот раз.

Луна была на ущербе и еще не всходила. Благодаря, однако, расстилавшейся кругом снежной скатерти, общие очертания окружающей местности можно было различать.

Что за безлюдье, что за тишина! Словно весь мир вымер и накрылся саваном… Пушкина еще сильнее охватило безотчетное уныние.

"Не то же ли и со мной? - говорил он себе. - Всю прошлую жизнь со всеми ее треволненьями тоже снегом занесло. Кому в целом мире какое теперь дело до меня? Кому я нужен, кроме разве моей доброй няни, которая сама в гроб глядит?"