Магия. Говорение на языках

Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. Ниже размещен фрагмент из книги: Умберто Эко. Поиски совершенного языка в европейской культуре. / Пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. — СПб.: «Александрия», 2007. — (Серия «Становление Европы»).

Магический язык Ди

Флудд в «Apologia compendiaria» («Кратчайшая апология», 1615) вспоминает, что братья-розенкрейцеры прибегали к каббалистической магии, чтобы научиться вызывать ангелов, и это вызывают в памяти как стеганографии Тритемия, так и обряды, более или менее связанные с некромантией, которые совершал Джон Ди: последнего многие ученые считают подлинным вдохновителем розенкрейцеров. Занимаясь заклинанием ангелов, описанным в «А true and faithful relation of what passed for many yeers between Dr. John Dee... and some spirits («Истинное и достоверное изложение того, что происходило многие годы между доктором Джоном Ди... и некими духами», 1659, р. 92), Ди в один прекрасный момент удостаивается со стороны архангела Гавриила откровения по поводу священного языка, и Гавриил, похоже, внушает ему уже устаревшие понятия о первичности еврейского Адамова языка (в котором «every word signifieth the quiddity of the substance»). Далее страница за страницей описываются связи между именами ангелов, числами и тайнами вселенной, а вся книга есть образец использования псевдоеврейских формул в области магических искусств.

Но эту книгу, «Relation», выпустил Мерик Казобон, которого обвиняли в том, что он обнародовал (в неполном виде) эти документы, чтобы опорочить Ди. Нас, конечно, не удивит, что ренессансный маг занимается заклинанием духов, но когда сам Ди дает нам образец шифра, или магического языка, он использует другие приемы. При написании труда, который принес ему больше всего славы, «Monas Hieroglyphica» (1564), Ди вроде бы разрабатывает особый алфавит из простых геометрических фигур, никак не связанный с еврейским. Широко известно, что в поразительной библиотеке Ди имелись рукописи Луллия, и напоминающие Каббалу опыты англичанина с еврейскими буквами в чем-то сходны с использованием букв в комбинаторике каталонского мистика (French 1972, р. 49 и далее).

«Monas» обычно считается трудом по алхимии. И все же, хотя эта книга и пронизана ссылками на алхимию, она скорее предстает как некий способ обнаружить космические связи, созерцая и объясняя основной символ, построенный на окружности и прямой, которые происходят от точки. На приведенном в ней изображении солнце — окружность, вращающаяся вокруг точки, земли, а полуокружность, пересекающая солнечную орбиту, представляет луну. Солнце и луна опираются на перевернутый крест, олицетворяющий принцип троичности (две прямые, соединяющиеся в точке пересечения) и четверичности (четыре прямых угла, образованные пересечением прямых). С некоторой натугой Ди усматривает здесь и восьмеричный принцип, а соединив троичный и четверичный, со всей очевидностью выявляет и семеричный принцип. Если сложить первые четыре числа, можно получить двадцатеричный принцип, и так далее, в головокружительной последовательности, вывести которую возможно из любой арифметической величины. Каждый из этих принципов легко образует четыре сложных элемента (теплота, холод, влажность и сухость) и прочие астрологические явления.

Исходя из этого и применяя двадцать четыре теоремы, Ди подвергает первоначальную фигуру ряду вращений, разложений, инверсий и перестановок, подобно тому как составляются анаграммы из последовательности еврейских букв; одновременно он проводит нумерологический анализ и, учитывая также начальные и конечные аспекты фигуры, применяет к ней три основные техники Каббалы — нотарикон, гематрию и темуру. Таким образом, Монада, как и любая нумерологическая спекуляция, позволяет раскрыть тайны космоса. Но с помощью Монады можно также порождать буквы алфавита, и по этому поводу Ди долго распространяется в письме-посвящении, предпосланном книге: «грамматистам» предлагается признать, что в этом труде «объясняется, по какой причине буквы имеют свою форму; чем обусловлено их место и расположение в порядке алфавита; их разнообразные связи; их числовые значения и многое другое (что должно быть учтено в первичном алфавите трех языков)». Упоминание о трех языках, естественно, отсылает нас к Постелю (с которым Ди поддерживал отношения) и к Коллежу Трех Языков, куда тот был приглашен.

В своем труде 1553 г. «De originibus» («О происхождении») Постель, доказывая первичность еврейского языка, напоминал, что всякое «представление» мира исходит из точки, прямой и треугольника и к геометрическим фигурам могут быть сведены не только буквы, но даже и сами звуки; в «De Foenicum litteris» («О финикийских буквах») он утверждал, будто люди научились языку и изобрели алфавит почти одновременно (ту же самую идею, впрочем, расхожую, возьмет на вооружение глоттогонист и поклонник Каббалы Томас Банг в своей книге «Coelum orientis» («Небо востока», 1657, р. 10)).

Похоже, Ди идет в своих выводах до конца. В том же вводном письме он объявляет, что «собрание букв алфавита таит в себе великие тайны» и что «первые мистические буквы Евреев, Греков и Римлян, форму которым придал единый Бог, были переданы смертным (...), так что все знаки, в которых они выражаются, состоят из точек, прямых и окружностей, расположенных с изумительным искусством и великим знанием». И если, читая его восхваление геометрической основы еврейской буквы «Йод», нельзя не вспомнить Дантов панегирик букве «I», нелегко также отрешиться от мысли о близости всех этих рассуждений к традиции Луллия, о которой шла речь в главе 6, особенно к поискам матрицы, порождающей все возможные языки; ко всему прочему, Ди с гордостью называет свою машину, порождающую буквы, «истинной Каббалой (...), более божественной, чем всякая грамматика».

Клули (Clulee 1988, р. 77-116) развил эти тезисы, показав, что в «Monas» предлагается изложение системы письма, снабженной четкими правилами, в которой каждая буква соответствует какой-то вещи. В этом смысле язык «Monas» даже идет дальше заветов Каббалы, ибо последняя помогает анализировать вещи как о них говорится (или пишется), а Монада помогает обозначить вещи как они есть. Благодаря возможности ее универсального применения эта Монада изобретает, или же восстанавливает, язык Адама. Клули считает, что, используя точки, прямые и окружности, Ди ориентируется на то, как художники Ренессанса вычерчивали буквы алфавита, а именно — применяя угольник и циркуль. Таким образом, с помощью одного-единственного приспособления можно породить не только все значения, но и все алфавиты мира. Приверженцам традиционной грамматики и даже евреям, занимавшимся Каббалой, не удалось объяснить форму букв, их местоположение и порядок в алфавите: они не знали истинного происхождения знаков и начертаний и поэтому не открыли Универсальной Грамматики, лежащей в основе как еврейского, так и греческого и латинского языков.

«Нам представляется, что Ди открыл (...) понятие языка как обширной системы символов, а также приемы экзегезы для порождения смыслов путем манипуляции символами» (Clulee 1988, р. 95). Такую интерпретацию вроде бы подтверждает автор, отсутствующий во всех библиографиях (насколько нам известно, его цитирует, причем обильно, только Лейбниц в «Epistolica de historia etymologica dissertatio», 1712; см. Gensini 1991). Это — Иоханнес Петрус Эрикус, который в 1697 г. публикует книгу «Anthropoglottonia sive linguae humanae génesis» («Антропоглоттогония, или Происхождение человеческого языка»), где утверждает, что все языки, включая еврейский, произошли от греческого. Но в 1686 г. уже вышел его труд «Principium philologicum, in quo vocum, signorum et punctorum tum et literarum massime ac numerorum origo» («Филологический принцип, согласно которому произошли слова, знаки, основные буквы и цифры»), и там, опираясь на «Monas Hieroglyphica» Ди, он выводит из единой матрицы — правда, по-прежнему отдавая предпочтение греческому — все алфавиты и все системы чисел, существующие во всех языках.

Производя, несомненно, сложную процедуру, он отталкивается от основных знаков Зодиака, перестраивает их в Монаду, рассуждает о том, как Адам дал каждому животному соответствующее имя, воспроизведя звук, который оно издает, и разрабатывает вполне достойную внимания фонологию, различая буквы, производимые per sibilatione per dentés (путем свиста с помощью зубов), per tremulatione linguae (путем дрожания языка), per contractione palati (путем смыкания нёба), per compressione labrorum (путем сжатия губ) и per respiratione per nares (путем дыхания через нос). Отсюда он заключает, что Адам при помощи гласных звуков назвал птиц, полугласных — земноводных, немых — рыб. Из этой элементарной фонетики он выводит музыкальные тоны и семь букв, которыми они традиционно обозначались; из них и выводится фигура «Monas Hieroglyphica». Потом Эрикус показывает, как, вращая Монаду (в конечном итоге, составляя наглядные анаграммы из ее знаков), можно получить все буквы известных алфавитов.

Устойчивость подобной традиции от Постеля до Эрикуса говорит о том, что магический язык розенкрейцеров, если розенкрейцеры прибегали к искусству Ди (тайна, которая останется неразгаданной, ибо, несмотря на явные показания их защитников, розенкрейцеров никто никогда не видел), мог быть той самой матрицей (по крайней мере, на уровне алфавита), порождающей все языки, а значит, и всю мудрость мира. Если это так, то они пошли дальше любой универсальной грамматики, мечтая не только о грамматике без синтаксических структур, но даже (как отмечается в Demonet 1992, р. 404) о «грамматике без слов», безмолвном общении, сходном с общением между ангелами, что очень напоминает идею иероглифического символа, предложенную Кирхером. Итак, вот еще один совершенный язык, но основанный на мгновенном откровении, доступном лишь посвященным.

Любой язык обладает магическими свойствами. Каждое слово имеет определенное значение и несет в себе определенную энергетику, во всяком случае, в это верят мистически настроенные люди. Тем не менее формулы традиционной магии близки древним языкам.

Санскрит

Так называют язык посвященных жрецов (браминов) древней Индии. Предположительно он сформировался в начале II тысячелетия до нашей эры. На санскрите написаны Веды – священные книги древних индусов. Считается, что в них содержится описание всего устройства мироздания. Предполагается, что от санскрита произошло множество других языков и диалектов индоевропейской группы. В русском языке тоже много заимствований из санскрита.

Древнееврейский язык

Этот язык возник в I тысячелетии до нашей эры. Именно на древнееврейском написаны Пятикнижие - Тора, священная книга иудеев, а также каббалистические тексты.

Слово «каббала» переводится с иврита как «получение», «принятие», «предание». Это религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и претендующее на знание божественного откровения. Она связана с осмыслением понятий Творца и творения, роли и целей Творца, а также человеческой природы и смысла существования. На практике каббала применяется и при гаданиях.

Древнегреческий язык

Этот язык - предок современного греческого - был распространен в пределах греческой ойкумены с начала II тысячелетия до нашей эры вплоть до IV века н. э. Сегодня он используется в греческих церквях как язык богослужений.

На древнегреческом было написано множество трактатов по магии, в частности, «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста; Новый Завет и некоторые главы Ветхого Завета. Древние греки приписывали буквам своего алфавита также цифровые значения: каждый символ обозначал одновременно букву и число. Именно греки стали родоначальниками нумерологии – науки о магии чисел.

Латынь

Предполагается, что латинский язык сформировался к середине II тысячелетия до нашей эры. Вначале на нем говорило лишь население небольшой области Лаций, расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова. Жители Лация называли себя латинами. Впоследствии центром этой области стал Рим, а объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами. К концу II века до нашей эры латынь уже господствовала во всем Западном Средиземноморье. В XII-XV веках ее вытеснили романские и германские языки, но она осталась официальным языком католицизма и по сей день используется в научной терминологии.

В то же время на латыни написано множество магических формул, например, алхимиков. Некоторые магические ритуалы, совершаемые с помощью этого языка, копируют католическую мессу.

Руны

Руны представляют собой символы, высекаемые обычно на камне, металле, дереве, кости. Они возникли в I веке нашей эры как письменность древних германцев и использовались вплоть до XII-XIII веков на территории современных Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Гренландии. После принятия христианства в североевропейских странах руническое письмо было вытеснено латиницей.

Издавна рунические знаки применялись для различных магических ритуалов. Не случайно само слово «руны» происходит от древнегерманского корня run, что означает «тайна». Древние скандинавы приписывали рунам мистическое происхождение от верховного арийского бога Одина.

Руны часто наносят на талисманы и амулеты, используют в татуировках. Рунические знаки нередко встречаются в нацистской символике. Так, символом SS являлись две белые руны «s» на черном фоне.

Арабский язык

Первые свидетельства о формировании древнеарабского литературного языка относятся к концу VII - началу VIII века, когда арабы еще вели кочевой образ жизни. Арабская письменность связана, прежде всего, со священной книгой мусульман Кораном. Считается, что в ней зашифрованы все знания о мироустройстве и законах человеческой жизни. Поэтому Коран - не только главная книга традиционного исламского учения, но и текст, используемый в магических целях.

Существует несколько видов так называемой коранической магии. Это илм ал-хавасс – наука о свойствах чисел и букв; илм ал-филактйрат - искусство изготовления амулетов и талисманов; илм ар-рукйа – наука о применении различных магических формул, заклинаний и заговоров; илм ал-фа д – наука о предсказаниях и знамениях; илм ал-кур а – наука о толковании значений текстов Корана; илм тамима – наука об использовании сур Корана для создания талисманов и оберегов.

Вначале было слово…, и потом, тоже было слово, и далее, и даже сейчас, если слова нет, значит, не существует такого понятия, никто не думает о нем, никто не может его использовать. Такова суть слова, и язык магии , в этом отношении, лучшее подтверждение правил. Когда-то давно, когда люди только осваивали возможность передачи информации словами, у магии не было собственного языка, и, прежде всего, потому, что первые знания важно было сохранить, распространить, а не спрятать. Язык магии появился намного позднее.

Был этап, когда развитие магического языка шло по правилам, которые распространяются вообще на все языки мира - включение новых слов, с соответствие, с увеличением понятийного аппарата и заимствований, расширение словоформ и прочее. Позднее, этот процесс замедлился. На современном же этапе, в магическом языке, если и есть какие-то изменения, то они касаются только того уровня, который имеет широкое распространение. Это, прежде всего, любительская деятельность, единичные случаи использования магии в домашних целях, Интернет и так далее. Профессиональная магия, и белая, и черная предпочитают использовать языки старинные, а то и вовсе, древние.

Что же следует знать, о языке магии? Прежде всего, язык магии наполнен энергией, причем, наполненность эта на несколько порядков выше, нежели чем у других слов. Поэтому, книги, содержащие готовые формулы заклинаний и других магических действий, так же как и собственные записи, не следует держать на виду. Даже случайное произнесение формулы, может иметь неприятные последствия.

Те, кто был свидетелем работы магов, наверняка обратил внимание, что слова, словосочетания, предложения весьма трудны и для произнесения, и для запоминания. Во-первых, в целях безопасности, а во-вторых, скрытая суть магического языка - призвать энергию, расположить составляющие в определенном порядке и запустить в работу магическую конструкцию. Здесь вообще ошибаться нельзя, ибо эффект непредсказуем.

Кроме того, следует избегать использования слов из магического лексикона в обыденной жизни, причина та же самая, свободная магическая энергия, пусть даже и в малых количествах постоянно присутствует в пространстве, она притягивается к словам, пусть даже и случайно произнесенным, как металлическая стружка к магниту. Произвольное, неупорядоченное сочетание может сработать совершенно случайно, непредсказуемым образом. Особенно значимы и опасны в этом отношении конечные слова магических конструкций, которые являются пусковыми и работают как детонатор, это же относится и к именам собственным. Именование ангелов, архангелов, духов и различных сил, буквально, пробуждают их к действию.

Впрочем, для большинства женщин здесь не сказано ничего нового. У большинства из нас тонко развита интуиция, и считывать сигналы в общении нам не составляет особого труда. Я просто подчеркнула, напомнила еще раз, на что стоит обращать внимание, общаясь с мужчинами.

ЗАПОМНИТЕ: для того чтобы вам было легче устанавливать те или иные отношения с мужчинами, фиксируйте знаки мужской заинтересованности, обращенные к вам.

Что такое фетиш?

Фетишизмом сексологи называют такое явление, когда сексуальное возбуждение у мужчины вызывает не сама женщина, а неодушевленные предметы, которые имеют к ней какое-то отношение, например, белье, туфли, шляпка и т. п. Предметы такого рода называются фетишами. Для достижения удовлетворения сама женщина фетишисту не нужна, ему достаточно что-нибудь из предметов, о которых говорилось выше.

Наша книга, конечно, не является медицинской, но все-таки постараемся рассмотреть, имеет ли какое-то отношение к обычной жизни такое понятие, как фетиш? Да, имеет, но только в более легкой форме, которая не является чем-то патологическим, из ряда вон выходящим. Например, встречаются мужчины (и их немало), которых возбуждают только женщины с исключительно пышными бедрами. Можно сказать, что эта особенность женской фигуры является для таких мужчин своеобразным фетишем. Другие мужчины предпочитают, наоборот, только очень худеньких и маленьких женщин, похожих на девочек. Некоторые молодые люди воспринимают как волнующий сексуальный объект только женщин на 20–30 лет старше себя. Фетишем в этом случае является возраст. Есть даже мужчины (и это подтвердит любой сексолог), которые чувствуют себя полноценными только рядом с женщинами, обладающими каким-либо увечьем!

Для того чтобы убедиться, что у мужчин нередко существуют совершенно определенные «привязки» к тем или иным особенностям женской внешности, достаточно изучить любую из газет, специализирующихся на объявлениях о знакомствах. Нередко там можно встретить такие объявления: «Ищу самую тоненькую женщину» или «Особ, весящих меньше 120 килограммов, просят не беспокоиться», или «Хочу познакомиться с женщиной, имеющей большой бюст», и т. п.

Надо сказать, что фетишем для мужчины может служить не только какая-нибудь особенность внешности женщины, но и те или иные предметы одежды, которые она предпочитает носить. Например, некоторых мужчин волнуют женщины только в черных ажурных чулках или только в блузе с глубоким вырезом, или только одетые в обтягивающие брючки, в то время как остальных они просто не воспринимают в качестве потенциального сексуального объекта.

Справедливости ради надо сказать, что все-таки большинство мужчин, если можно так выразиться, практически «всеядны», то есть сексуальное влечение у них не столь избирательно и не имеет жесткой «привязки». Для них самым важным является благосклонность, проявляемая женщиной, сам факт того, что она провоцирует его на «любовные игры».

Итак, завершая разговор, можно сказать, что у каждой женщины есть шанс стать возбуждающей, единственной и неповторимой. У маленькой и у высокой, у пышки и у худышки, у черноглазой и у сероглазой, со вздернутым носом или с орлиным. Разнообразие мужских вкусов таково, что в мире просто не может быть «невостребованных» женщин! Но вот что очень важно. Какими бы внешними данными не наградила вас природа, вы должны прежде всего сами полюбить себя. Это даст вам уверенность – качество, необходимое для того, чтобы вести за собой мужчин.

ЗАПОМНИТЕ: какими бы внешними данными ненаградила женщину природа, у нее всегда есть шансстать для кого-то единственной, неповторимой ижеланной.

Магический «язык тела»

Слова не нужны!

Для того чтобы обратить на себя внимание мужчины, увлечь его, очаровать и даже заставить влюбиться в себя, женщине совсем не обязательно что-либо говорить. Она может свести мужчину с ума, вообще не произнося ни слова!

У женщин существует бесчисленное множество приемов для того, чтобы искушать мужчин с помощью «языка тела». Что это такое? Так называются все движения, жесты, позы и мимика, которые в совокупности представляют собой «бессловесный» уровень общения. Все мы в той или иной степени обладаем способностью выражать свои эмоции с помощью языка телодвижений, а также можем воспринимать такие сигналы от других. Однако не мешает рассмотреть их более подробно с тем, чтобы довести искусство пользования «языком тела» до совершенства.

Мужчинам нравятся женщины, которые осознанно подают им искусные сигналы обольщения, так как их это чрезвычайно возбуждает. А те женщины, которые ничего подобного делать не умеют или не хотят, им неинтересны. Мужчины воспринимают их как особ пресных, скучных, неженственных. Если женщина не одержима желанием искушать, очаровывать, соблазнять, тогда и мужчина не получает никакого импульса, не происходит «короткого замыкания» эмоций.

Мужчины нередко говорят, что женщине совсем не обязательно блистать умом. Для того чтобы у мужчин перехватило дыхание при виде женщины, достаточно того, чтобы та, которая владеет «языком тела», просто прошла мимо…

ЗАПОМНИТЕ: для того чтобы сводить с умамужчин, слова не нужны, гораздо важнее «языктела».

«Походка свободная, от бедра…»

Итак, начнем с походки. Иногда на улице можно встретить женщин, которые двигаются так, что проходящие мужчины поневоле оборачиваются им вслед. Чтобы наглядно представить себе подобную походку, достаточно вспомнить знаменитое триумфальное дефиле Софи Лорен по улице в фильме «Брак по-итальянски». Как говорится, такую женщину мужчины не пропустят!

Будущие модели в школах манекенщиц учатся элегантной, ритмичной походке, при которой вся фигура смотрится намного более выигрышно, чем при обычной ходьбе. В чем секрет этой походки? Ноги при ней ставятся поочередно одна перед другой так, как будто женщина идет по узенькой половице. Необходимость соблюдать равновесие придает походке особую грацию, сообщает ей ритмичное волнообразное движение. Все линии фигуры при этом смотрятся великолепно: ноги кажутся длиннее, бедра изящнее и стройнее, а главное, появляется гибкость пантеры! Попробуйте так пройтись и убедитесь в этом сами! Походка «шаг манекенщицы» смотрится завораживающе еще и потому, что от женщины в этот момент исходит уверенность победительницы!

Кстати, у мужчин тоже существует сексапильный тип походки. Помните знаменитый фильм «Великолепная семерка»? От сногсшибательной походки Юла Бриннера сходили с ума многие женщины, а молодые мужчины даже копировали ее. Похожую ковбойскую походку можно наблюдать у героев-суперменов в многочисленных вестернах.

ЗАПОМНИТЕ: выработайте у себя сексапильнуюпоходку, от которой мужчины будут оборачиватьсявам вслед.