Морфологические нормы глагола. Нормы употребления глаголов

10 кушать и есть:

Глагол «кушать » приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано ) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь ?). В остальных случаях употребляется глагол «есть ».

11. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «я извиняюсь » (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс - СЯ»).

не рекомендовано надо
Я извиняюсь извините (простите) меня

12. Нормативное употребление глаголов закончить - окончить :

ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.

НЕ следует употреблять выражение «закончить школу ».

13 . Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить .

Глагол «оплатит ь» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ : оплатить проезд, оплатить мобильный телефон , но за платить за проезд.

14 . Нормативное употребление глаголов садитесь – присядьте . НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «присядьте, пожалуйста » (вследствие многозначности глагола «присесть » эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями, то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «садитесь, пожалуйста »,

15 . Слова «ложить » в русском литературном нормированном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «не ложи шапку на стол ». Глаголы «положить», «сложить», «отложить » без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «не клади шапку на стол ».



16 . Нормативное употребление глаголов «выходить/выйти » и сходить/сойти » Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: сойти с автобуса ; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения », то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса .

17 . Нормативное употребление глаголов представить - предоставить :

Глагол представить имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)». Глагол предоставить имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

18 . Запомни нормативное употребление следующих глаголов: постричься поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), насмехаться (= поднять на смех), подчеркнуть , но почерк

19. Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов:

ЗАДАНИЕ 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки Примеры
Ошибочное образование форм существительного Благородность, чуда техники, под черк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
Ошибочное образование форм числительного с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) над смехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились.
Г 2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа…
Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой
Г 4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады , счастливы и веселые . Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят .
Г 5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г 6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
Г 7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Г 8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г 11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом ине разговаривает со мной.
Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г 13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Особенности образования личных форм

Некоторые глаголы (их называют недостаточными ) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:

1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;

2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить ) и бужу (от будить ), держу (от дерзить ) и держу (от держать ).

При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.

Запомните!

133. * Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.

Особенности спряжения некоторых глаголов

1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.

2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л .Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.

3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.



Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой) ; в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан) .

134. Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.

Образец: пыхать - пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром ), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой ).

Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.

Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов

Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание -те : скажи(-те), прочитай (-те).

Запомните!

135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Образец: портить - порти, порть (разг.). Видеть - глагол не имеет формы повелительного наклонения.

Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.

Образование видовых пар

1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва(-ива) с корневым гласным -о - в одной группе глаголов происходит чередование и мена -о - на -а - (вырабо тать - выраба тывать, насто ять - наста ивать) , в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный -о - (отсро чить - отсро чивать, опозо рить - опозо ривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусло вить - обусло вливать, обусла вливать; сосредото чить - сосредото чивать, сосредота чивать) . Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с -о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с -а- (сосредотачивать, уполномачивать) - разговорными.

Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:

2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать . В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.

3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить . В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.

4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну - : вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб .

136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.

Запомните!


ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

кто грамматических не знает норм и правил.

А.П.Сумароков

Теоретическая часть:

  1. Место глагола в разных стилях речи.
  2. Стилистическая характеристика глагольных категорий (время, вид, наклонение, лицо, число, залог).
  3. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола.
  4. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола: инфинитив, причастие, деепричастие.
  5. Стилистический аспект в изучении наречия.
  6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глаголов и наречий.

Литература :

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 288-342.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С.309-312.
  3. Мурашов А.А. Культура речи учителя. – М., 2002. – С. 231-238.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 195-220.
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.238-245.
  6. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 135-140.
  7. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 243-358.

Практическая часть:

  1. Выберите верно образованные формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения:

Напоить-напои, напой; махать- маши, махай; (не) ехать- едь, поезжай, не едь, не езди; лечь- ляг, ляжь; вырезать- вырежь, вырежи; оформить- оформь, оформи .

  1. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями:

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, косить, выдавить, блистать, жать, сесть, махать.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы:

Блистают- блещут, внимают- внемлют, капают- каплют, махают- машут, страдают- страждут, сыплют- сыпят, чтят- чтут, гложет- глодает, мечет- метает, плещется- плескается.

  1. Сверяясь с «Орфоэпическим словарем» и «Словарем грамматической правильности русской речи», определите стилистическую разницу вариантов приведенных ниже глаголов. Внесите словарные данные в виде помет (разг. и др.). Сравните стилистическое качество слов левой и правой колонки и сделайте выводы:

5. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте свой выбор:

1) Развитие науки обусл… вливает технический прогресс.

2) Мы старались приур… чивать свой отпуск к началу лета.

3) Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот… чивать внимание на основном.

4) За применение новых методов труда коллектив завода не раз удост… ивался высокой награды.

5) Отдельные члены комиссии уполном… чивались действовать от ее имени .

6. Какие оттенки смысла возникают за счет того, что о будущем действии говорят с помощью глагольной формы прошедшего или настоящего времени, о прошедшем- с помощью глаголов будущего и настоящего времени?

1) Ну я пошел…

2) Иду вчера домой и вдруг встречаю Игоря.

3) Сидит весь вечер- ни разу не улыбнется.

4) Ты что завтра делаешь?

5) Я не приду, мы в субботу в театр идем.

6) Если ты уедешь- я погиб!

7. Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий, сверяясь со «Словарем грамматической правильности» и другой справочной литературой:

2) Завидя нас, он издали стал махать рукой.

3) Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен.

4) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием

5) Наплававшись, мы долго лежали на берегу.

6) Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы.

7) Так мы и вернулись, ничего не купивши.

  1. Найдите неправильно образованные наречия и исправьте их:

Вверх, взаправду, назад, навряд ли, сгоряча, напополам, вдвое, вдребезги, вовнутрь, завсегда, заместо, задаром, заново, издавна, впотьмах, зазря, напоказ .


Практическое занятие №7.

Тема: «Синтаксические нормы»

Свой язык, слова, фразы, законы речи надо

однажды и навсегда почувствовать, и, когда

они станут нашей второй натурой,

тогда надо пользоваться ими, не думая о правилах. Тогда

речь будет сама собой правильно произноситься.

К.С. Станиславский

Теоретическая часть:

  1. Понятие синтаксической нормы.
  2. Колебания и нормы в системе словосочетания.
  3. Нормы управления. Случаи синонимии / вариантности форм управления. Типичные ошибки в управлении.
  4. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений.
  5. Нормы согласования сказуемого с различными типами подлежащего. Варианты координации главных членов предложения. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения.
  6. Порядок слов в предложении как грамматическое и стилистическое средство.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 343-393.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 312-326.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. –С. 193-232.
  4. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 152-173.
  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 147-154.
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 221-320.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.246-309.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. – С. 205-298.
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 140-156.
  10. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 259-296.

Практическая часть:

  1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим:

1) Большинство картин художников-передвижников был… воспринят… как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.

2) Большое количество студентов, преподавателей и профессоров института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

3) Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Некрасова.

4) Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

5) В одном из флигелей его дома жил… шестнадцать горничных.

6) Установлен… три новых мировых рекорда по тяжелой атлетике.

7) Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

8) За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект .

9) Операцию провел… молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

10) Шоссе-магистраль пересекал… полотно железной дороги.

11) Клычков с Чапаевым разъехал… (ся, сь) по флангам.

12) Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал… в Москву.

13) Кто из приятельниц написал… вам об этом?

14) В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший брод…т.

15) Гибл… молодость, сила, здоровье.

  1. Раскройте скобки, выберите форму согласования определения; свой выбор мотивируйте:

1) Дети просили рассказать им о рыбе ерше, (известном-известной) им по сказкам.

2) Квартира была разделена на две (неравные-неравных) части.

3) Две (старшие-старших) сестры окончили институт.

4) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий-настоящая) ханжа.

  1. Допишите окончания, согласуя определения с существительными:

1) Реставрирован… музей и картинная галерея открыты для посетителей.

2) Экспонаты были размещены в больш… зале и галерее.

3) Отец с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери.

4) Учительница занималась с отстающ… учеником и ученицей.

  1. Слова в скобках поставьте в нужной форме (при необходимости пользуйтесь предлогами):

Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение), рецензия (книга), уверенность (успех), вера (успех), удивляться (трудолюбие), удивлен (трудолюбие).

  1. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны:

1) Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

3) В наше время женщина должна занять важную роль в политике.

4) Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

5) Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.

6) Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена.

7) Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить ядерную войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира.

8) Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

9) Прилагая счет на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за проделанную работу.

10) О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии.

  1. Прокомментируйте следующие предложения с точки зрения порядка слов. Предложите варианты правки:

1) Печорин лишает любимого коня Казбича.

2) Раскольников убивает чисто из гуманных побуждений.

3) В это время в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами.

4) Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие литературной деятельности писателя.

5) Все от нас зависящие меры для повышения успеваемости в группах были приняты.


Практическое занятие №8.

Тема: «Синтаксические нормы»

Теоретическая часть:

  1. Стилистическое использование однородных членов предложения. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения.
  2. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций.
  3. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.
  4. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.
  5. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 394-433.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 326-331.
  3. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 108-196.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 154-156.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 321-368.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С. 310-326.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001. – С. 299-354.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 156-170.
  9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 296-315.

Практическая часть:

  1. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами; укажите характер ошибок:

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

2) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

3) Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4) В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

  1. Проанализируйте следующие примеры из сочинений; исправьте ошибки в построении деепричастных оборотов:

1) Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.

2) Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия…

3) Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

4) Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

5) Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

6) Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

  1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений; выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант:

1) Все говорят о том, что Коробочка олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.

2) Сразу по приезду Чичикова в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших-«мертвых душ».

3) По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.

4) Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.

5) Русские поэты 19-20 вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой.

6) Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе.

7) Чтобы получить с должников необходимые в сущности для снабжения теплом их же самих средства, жилищное агентство проводит постоянную работу по взысканию задолженностей через суд.

8) Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.

9) Листая сегодня поэму «Мертвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин.

10) Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

11) На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

12) Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

13) Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из сэкономленных материалов.

14) На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

15) Повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя-учителя.


Практическое занятие № 9.

Русский глагол обладает самой богатой и самой сложной системой форм. Отметим лишь некоторые моменты формообразования глаголов, вызывающие наибольшие затруднения.

· В литературном языке не употребляются формы 1 л. настоящего и/или будущего простого времени от некоторых глаголов: победить, убедить, очутиться, чудить и др. Отсутствующие формы заменяются описательными оборотами: сумею победить/убедить, могу очутиться, буду чудить и т.д.

· Некоторые непродуктивные глаголы на –еть , например, выздороветь, опротиветь, опостылеть , в разговорной речи употребляются в форме выздоровлю, опротивит, опостылят , хотя более правильны варианты выздоровею, опротивеет, опостылеют .

· Глаголы типа брызгать, капать, двигать и т.д. образуют вариантные личные формы настоящего времени, отличающиеся по смыслу, например: брызгает (опрыскивает, окропляет) – брызжет (разбрасывает капли, сыплет брызгами).

· Формы типа сыпет (вместо сыплет ), махает (вместо машет ), пахает (вместо пашет ) являются разговорными.

· Варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах: ляг – ляжь, напои – напой (от напоить ), беги – бежи, выйди – выдь, – первые литературные, вторые просторечные. Другие варианты квалифицируются как допустимые, например: выдвинь – выдвини, почисть – почисти, (не ) корчь – (не ) корчи. Заметим, что глагол ехать использует в качестве формы повелительного наклонения форму поезжай (формы ехай, едь, езжай являются просторечными).

· Часть глаголов несовершенного вида, образованных с помощью суффиксов -ива-(-ыва-) , имеют в корне гласную а : затра гивать, осва ивать, оспа ривать и т.д., другая часть – гласную о : обезбо ливать, опоро чивать, приуро чивать.

· В парах типа езжу – ездию , мучить – мучать первая форма является книжной, вторая – разговорной.

Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.

Синтаксические ошибки – довольно распространенный вид ошибок как в устной, так и в письменной речи. Это нарушение управления в словосочетании (например: неправ. показать об этом вместо прав. показать это ); нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым (например: неправ. Стая грачей кружились над домом вместо прав. Стая грачей кружилась над домом ), неправильное построение предложений с однородными членами (например: неправ. Интересовался и уделял много времени спорту вместо прав. Интересовался спортом и уделял ему много времени ). В сложном предложении часто допускаются ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения (например: неправ. Я считаю то, что вы не правы вместо прав. Я считаю, что вы не правы ).

Тема 3.2. Нормы образования и употребления глаголов и глагольных форм

    1. Нормы образования и употребления глаголов.

    2. Особенности употребления глагольных форм.
1.Нормы образования и употребления глаголов

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычн о вызывает соотношение глаголов по виду и образование некоторых форм:

1.Правильными в русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул). Это же касается приставочных глаголов: высох, прокис, оглох Цветок без воды сохнул в вазе. Пёс оглохнул от старости.

2. Следует запомнить формы глагола «жечь»: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Крапива в огороде сильно жгётся.

3. В современных словарях слова «ложить» нет, но есть приставочные образования: положить, выложить, уложить, переложить, сложить и т.д. Глагол «класть» употребляется без приставок: кладУ, кладёшь, кладИ, клАла (заглавной буквой обозначено ударение, неправильно – клалА). Хотя приставочные формы глагола «класть» в современном литературном языке тоже встречаются: укладывать, накладывать наряду с уложить, наложить . Примеры ошибочного употребления: Зачем ты мне так много ложишь? Он склал все книги в портфель. Я достаю учебники из ранца и ложу их на стол.

4.Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, вставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, беги.

Примеры ошибочного употребления: Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Поклади вещи на место.

5.Рекомендуются следующие формы глаголов несовершенного вида: затрагивать, осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать; опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать (сохраняется гласный О).

Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

6.Из пар видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать только первые варианты нормативны, вторые характерны для разговорной речи.

Пример нежелательного употребления: Где вы слыхали об этом?

7.Для использования в литературной речи рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, сыпет, щипет – формы разговорные и просторечные).

Пример нежелательного употребления: По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

8.В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить, одержу победу и т.п.

Пример ошибочного употребления: Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

9.При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека.

10. Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть . Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею . Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке.

11.Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют . Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении. Так, и спользование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

2.Особенности употребления глагольных форм

Причастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

1.Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший. Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить-, -ереть: вытереть-вытерший, ушибить-ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке.

2.В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3.Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суфф. -ом-, -ем-, -и- ) в глаголах: арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

4.В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

5.Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий: ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

6.В русском языке нет причастий будущего времени, поэтому грамматически некорректными будут подобные конструкции:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Деепричастие

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

1.Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

2.Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – маха (допустимо – маша), страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя), сыпать – сыпля (допустимо – сыпя), внимать – внимая и внемля (устаревшее).

3.Не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

4.Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

1.От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм, типа написавши, особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса –ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

2.Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).
Контрольные вопросы


  1. Приведите примеры ошибочного употребления глаголов.

  2. В чем особенности употребления причастий?

  3. Какие трудности связаны с формообразованием деепричастий?
Тема 3.3. Нормы образования и употребления существительных и прилагательных

1.Трудные случаи употребления имени существительного

2.Трудные случаи употребления имени прилагательного
1.Трудные случаи употребления имени существительного

Род несклоняемых имен существительных

Родовая принадлежность несклоняемых имен существительных устанавливается на основе частных закономерностей для отдельных групп слов. Рассмотрим некоторые из них.

Род неодушевленных несклоняемых существительных

По общему правилу заимствованные нарицательные неодушевленные существительные, не имеющие форм изменения, относятся к среднему роду: новое пальто, густое молочное какао и т. п. В качестве исключения обычно называют слово кофе -- мужской род (черный кофе). Однако современные грамматики русского языка допускают его употребление в разговорной речи и в среднем роде: сгущенное кофе с молоком.

Другие исключения объясняются влиянием слова, выражающего более общее родовое понятие (сирокко -- ветер), или слова-синонима(авеню -- улица). Так, нормативными в настоящее время считаются следующие употребления: мужской род -- знойный сирокко, подул торнадо (ветер); красивый урду, хинди, фиджи (язык); великолепный пенальти (штрафной удар); распаханный га (гектар); новый авто (автомобиль) и некоторые другие; женский род -- новая авеню (улица), вкусная салями (колбаса), африканская бери-бери (болезнь), прямая стрит (улица) (но Уолл-стрит, Уолл-стриту... и т. д.).

В связи с этим в современном русском языке существует ряд вариативных употреблений:

Эсперанто (язык) звучал, звучало.

Цунами (волна) возникла, возникло.

Крепкое бренди и крепкий бренди (напиток).

Широкое авеню и широкая авеню (улица) (но Пятая авеню, Десятая авеню и т. д.).

В следующих вариантных выражениях предпочтительнее в литературном языке употребление существительного во множественном числе: новое галифе и новые галифе; очередное ралли и очередные ралли, опущенное жалюзи и опущенные жалюзи.

Род неизменяемых существительных исконного происхождения определяется следующими правилами:

1. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду: светлое завтра, вежливое "здравствуйте", громкое ура.

2. Название букв всегда среднего рода: русское а, строчное б , заглавное М . Но при употреблении родового наименования согласование осуществляется с ним: русская буква а , письменный знак и и т. п.

3. Названия звуков имеют равноправные родовые варианты: безударное (о ) и безударный (о ) (звук) , глухое (т ) и глухой (т ).