Координации подлежащего и сказуемого. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

Подлежащее может быть выражено сущ-ным или словом любой части речи, употребленным в значении существительного, или фразеологизмом: Присутствующие согласились с доводами оратора ; Наступило бабье лето .

Затруднения при согласовании сказуемого и подлежащего возникают в нескольких случаях.

1. Если подлежащее выражено сложносокращенным словом и аббревиатура изменяется по падежам, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Следовательно, необходимо определить род сложносокращенного слова. Если аббревиатура не изменяется по падежам, то сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования: ФСБ России выступила с заявлением (служба).

2. Если подлежащее выражено местоимением , то важно правильно определить разряд местоимения. При вопросительном местоимении кто : Кто из преподавателей кафедры еще не оформил подписку на журнал? При относительных местоимениях кто, что сказуемое соотносится с формой замещаемого местоимением слова: Те несчастные случаи, что происходили на фабрике, больше не повторятся. При неопр-ных и отриц-ных местоимениях некто, кто-то, никто и других: Кое-кто из выступавших возражал декану

Билет 21. Согласование определений и приложений.

Определение при существительном общего рода

1. При существительном общего рода определение ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным, например: Этот простофиля способен перепутать всё на свете (о мужчине);

2. В разговорной речи при существительных общего рода, благодаря наличию окончания , встречается постановка определения в форме женского рода и в тех случаях, когда речь идет о лице мужского пола, например: он большая пройдоха, он такая растяпа .

3. Такие слова, как знаменитость, личность, персона и т. п., не являются существительными общего рода, поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т. е. ставятся в форме женского рода и в тех случаях, когда ими обозначаются лица мужского пола, например: …На нашем горизонте появилась новая личность (Чехов)

4. Не являются также словами общего рода многие существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, специальности, занимаемой должности, выполняемой работе и т. д., не имеющие парных соответствий женского рода. Определения при таких словах ставятся в форме мужского рода, например: она опытный педагог

Определение при существительном, имеющем при себе приложение

1. При сочетании родового понятия с видовым определение согласуется со словом, обозначающим родовое понятие, например: огромное дерево эвкалипт; японский цветок камелия; морская птица буревестник .

2. При сочетании нарицательного имени и собственного имени лица определение согласуется с ближайшим из существительных, например: внимательный врач Игнатьева – врач Игнатьева, внимательная к больным .

3. При сочетании видового понятия и индивидуального географического названия определение согласуется с видовым понятием, например: высочайшая гора Эверест, солёное озеро Баскунчак, славный город Одесса .

4. При сложносоставных терминах типа кафе-столовая определение, как и сказуемое), согласуется с той частью, которая выражает более широкое или более конкретное понятие, например: диетическая кафе-столовая

5. При сложных единицах измерения числительное согласуется со второй (склоняемой) частью, например: одна вольт-секунда, одна грамм-молекула .

6. При склоняемых аббревиатурах определение согласуется по грамматическому принципу, например: столичный вуз, прочный дзот . При аббревиатурах несклоняемых определение согласуется с ведущим словом развернутого составного наименования, например: Братская ГЭС, наш роно и т. п.

Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре

1. При существительных м у ж с к о г о и с р е д н е г о рода, зависящих от числительных два, три, четыре (а также от составных числительных, оканчивающихся на указанные цифры), определение, находящееся между числительным и существительным, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа: Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами… (А. Н. Толстой).

2. При существительных женского рода в указанных условиях определение чаще ставится в форме
и м е н и т е л ь н о г о падежа множественного числа: две большие комнаты . Например: На изгороди из трёх жердей сидели три женские фигуры (А. Н. Толстой);

На выбор формы определения может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Разыграны три золотые медали . – Разыграно три золотых медали .

3. Притяжательные прилагательные на -ин и -ов обычно ставятся в форме р о д и т е л ь н о г о падежа множественного числа независимо от грамматического рода имени существительного: два бабушкиных сарафана, три сестриных подруги, два чёртовых ущелья .

Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, а также порядковое числительное третий согласуются в зависимости от р о д а определяемого существительного: два лисьих хвоста

4. Если определение стоит перед счетным оборотом, то оно ставится в форме и м е н и т е л ь н о г о падежа независимо от рода имени существительного: каждые два часа

5. Однако прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме р о д и т е л ь н о г о падежа: целых два месяца

6. В сочетаниях с пол- и полтора (полторы ) возможны обе формы согласования: добрых полчаса – добрые полчаса

7. Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме и м е н и т е л ь н о г о падежа множественного числа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой

8. При субстантивированных прилагательных мужского и среднего рода определение ставится в форме
р о д и т е л ь н о г о падежа множественного числа: двое случайных прохожих

9. При субстантивированных прилагательных женского рода возможны обе формы согласования: две соседние столовые – две соседних столовых

Как и при выборе формы определения, здесь может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Были зафиксированы две ничьи . – Было зафиксировано две ничьих .

10. При назывании дробного числа (знаменатель – субстантивированное порядковое числительное женского рода) используется форма р о д и т е л ь н о г о падежа: Две пятых Луны скрыты от нашего взора .

Определение при существительных – однородных членах

1. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным – однородным членам, ставится в форме е д и н с т в е н н о г о числа:

1) если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим, например: российская печать, радио и телевидение;

2) Форма числа определения может зависеть от формы падежа определяемых существительных; ср.: Можно представить себе, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Аксаков). – Здесь жили мои отец и мать (Чехов) (в первом случае форма косвенного падежа с предлогом, во втором – форма именительного падежа);

2) если между определяемыми существительными стоит разделительный союз, например: написать интересный роман или сценарий; купить резиновую собачку или кошку .

2. Определение ставится в форме м н о ж е с т в е н н о г о числа:

1) если по смыслу сочетания при единственном числе было бы неясно, связано ли определение с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов, например: способные ученик и ученица;

3. Определение относится только к ближайшему существительному, если между однородными членами стоит повторяющийся предлог, например: выслушать с большим вниманием и с сочувствием

Согласование приложений

1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями, не согласуются с определяемыми словами, т. е. сохраняют начальную форму во всех падежах, например: у Всеволода Большое Гнездо

2. В сочетаниях типа ракета-носитель , образованных соединением существительного неодушевленного и существительного одушевленного, вторая часть в винительном падеже в целях согласования имеет форму именительного падежа, например: наблюдать ракету-носитель

3. Не согласуются:

1) приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п., например: за подписью корреспондента по фамилии Янковский; несчастный случай с каким-то мальчиком по имени Коля ;

2) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве», например: в суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу ;

З) слова после сочетания будь то , например: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка ;

4) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову, например: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка-юмореска, театральная пьеса) .

4. Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе, например: в письме-открытке, машиной-канавокопателем, на витринах-стендах . То же при наличии числительных: два торта-мороженых, три школы-интерната, четыре платья-халата (в этих примерах числительное одинаково сочетается с каждой частью сложного названия). В отдельных случаях вторая часть не согласуется: у акулы-молот .

Билет 22. Правила употребления причастных, деепричастных и именных оборотов.

Употребление причастных оборотов

Причастие имеет: время, вид, залог, которые соотносятся с этими же значениями глагола – сказуемого.

Для правильного образования причастий нужно: учитывать порядок слов при употреблении прич. Оборота (нельзя ставить определяемое слово внутрь причастного оборота, также неправильный порядок слов может привести к двусмысленности)

Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).

Нагромождение причастий создает неблагозвучие.

Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом:

Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастный оборот должен относиться к тому же субъекту, что и глагол-сказуемое

Нужно правильно образовывать деепричастный оборот

Время глагола должно соотноситься с видом деепричастия

Следует соблюдать однородность деепричастного об. с другими

Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают:

Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале Быково.

Нагромождение деепричастий создает неблагозвучие.

Употребление именных оборотов (отглагольное существительное с завис. словами)

Пример:использование не по назначению.Образование таких существительных приводит к появлению несуществующих слов (взятие – датие). Следует избегать неясности высказывания (пример: мы обсуждали замену игроков)

КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО
Рубрика (тематическая категория) Образование

Чаще всœего грамматические ошибки, обусловлен­ные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выра­женным словом или сочетанием слов со значением ко­личества: Сто двадцать один депутат проголосова­ли за принятие этого закона. (Правильно : Сто два­дцать один депутат проголосовал за принятие это­го закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревен­ский мир формирует личность Татьяны. (Правиль­но: Природа, книги, деревенский мир формируют лич­ность Татьяны).

Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо учитывать следующее:

1. Форма числа сказуемого при подлежащем, вы­раженным словом или сочетанием слов со значени­ем количества.

единст­венного числа , в случае если подлежащее выражено:

а) сложным существительным с первой частью ʼʼполʼʼ: Прошло полгода;

б) сочетанием составного числительного, оканчи­вающегося на ʼʼодинʼʼ, и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;

в) сочетанием существительного со значением оп­ределœенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;

г) словом или сочетанием слов с предшествующи­ми ограничительными частицами только, лишь, всœе го и др.: На лекции присутствовало только два­дцать восœемь студентов.

Сказуемое обычно употребляется в форме множе­ственного числа , если:

а) при подлежащем находится согласованное оп­ределœение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролете­ли быстро;

б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.

В остальных случаях рекомендации, данные в спе­циальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь граммати­ческую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с задани­ем), другие - смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба вари­анта͵ но проводят их дифференциацию с учетом оду­шевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздель­ности действия, порядка слов и др.
Размещено на реф.рф
(к примеру, форма единственного числа сказуемого подчеркивает един­ство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа - отдель­ность лиц (предметов), самостоятельность, разрознен­ность их действий).

При этом в последнее время в литературной речи на­метилась тенденция к смысловой координации глав­ных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, в случае если подлежащее обозначает несколько или много производителœей действия.

2. Форма числа сказуемого при однородных под­лежащих.

При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа , если:

а) подлежащие связаны разделительными союза­ми и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую мину­ту к остановке подъезжал то троллейбус, то ав­тобус.

Исключение : если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме мно­жественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;

б) если подлежащие связаны противительным сою­зом а либо союзами не только... но и, не столько...сколько и под., имеющими оттенок противопоставле­ния: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нуж­на не только копия диплома, но и сам диплом.

В остальных случаях предпочтительна либо необ­ходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):

1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма мно­жественного числа.) Но : Не то троллейбус, не то ав­тобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета͵ а один.)

2. Жажда действия, бесстрашие и решитель­ность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)

3. Ребенок или родители должны отвечать на во­просы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подле­жащее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в форме множественного числа.) Но : 1. Заявление должен написать абитури­ент, а не его родители. 2. Заявление должны напи­сать родители, а не ребенок. (В конструкциях с про­тивительным союзом форма числа сказуемого коор­динируется с формой числа ближайшего подлежаще­го, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)

Имеются и иные точки зрения по данному вопро­су, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой ко­ординации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.

КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО" 2017, 2018.

Чаще всего грамматические ошибки, обусловлен­ные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выра­женным словом или сочетанием слов со значением ко­личества: Сто двадцать один депутат проголосова­ли за принятие этого закона. (Правильно : Сто два­дцать один депутат проголосовал за принятие это­го закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревен­ский мир формирует личность Татьяны. (Правиль­но: Природа, книги, деревенский мир формируют лич­ность Татьяны).

Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо учитывать следующее:

1. Форма числа сказуемого при подлежащем, вы­раженным словом или сочетанием слов со значени­ем количества.

единст­венного числа , если подлежащее выражено:

а) сложным существительным с первой частью «пол»: Прошло полгода;

б) сочетанием составного числительного, оканчи­вающегося на «один», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;

в) сочетанием существительного со значением оп­ределенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;

г) словом или сочетанием слов с предшествующи­ми ограничительными частицами только, лишь, все го и др.: На лекции присутствовало только два­дцать восемь студентов.

Сказуемое обычно употребляется в форме множе­ственного числа , если:

а) при подлежащем находится согласованное оп­ределение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролете­ли быстро;

б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.

В остальных случаях рекомендации, данные в спе­циальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь граммати­ческую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с задани­ем), другие - смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба вари­анта, но проводят их дифференциацию с учетом оду­шевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздель­ности действия, порядка слов и др. (например, форма единственного числа сказуемого подчеркивает един­ство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа - отдель­ность лиц (предметов), самостоятельность, разрознен­ность их действий).

Однако в последнее время в литературной речи на­метилась тенденция к смысловой координации глав­ных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, если подлежащее обозначает несколько или много производителей действия.


2. Форма числа сказуемого при однородных под­лежащих.

При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа , если:

а) подлежащие связаны разделительными союза­ми и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую мину­ту к остановке подъезжал то троллейбус, то ав­тобус.

Исключение : если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме мно­жественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;

б) если подлежащие связаны противительным сою­зом а либо союзами не только... но и, не столько...сколько и под., имеющими оттенок противопоставле­ния: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нуж­на не только копия диплома, но и сам диплом.

В остальных случаях предпочтительна либо необ­ходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):

1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма мно­жественного числа.) Но : Не то троллейбус, не то ав­тобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета, а один.)

2. Жажда действия, бесстрашие и решитель­ность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)

3. Ребенок или родители должны отвечать на во­просы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подле­жащее, которое находится в форме множественного числа.) Но : 1. Заявление должен написать абитури­ент, а не его родители. 2. Заявление должны напи­сать родители, а не ребенок. (В конструкциях с про­тивительным союзом форма числа сказуемого коор­динируется с формой числа ближайшего подлежаще­го, которое должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)

Имеются и иные точки зрения по данному вопро­су, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой ко­ординации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна (П.). Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не является обязательным условием их функционирования; в иных случаях формы подлежащего и сказуемого не уподобляются, а на их синтаксическую функцию указывают предикативные отношения. Нет, не тебя так пылко я люблю. Не для меня красы твоей блистанье (Л.). Возможно и неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.) - соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел - нескончаемые хлопоты - несоответствие форм числа и т.д.

Современные авторы, анализируя грамматические формы главных членов предложения, отказались от термина «согласование», заменив его более точным термином - координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная. В нее «могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу, так как их взаимоотношения определяются не лексико-грамматической принадлежностью, а синтаксической позицией в структуре предложений». Координация главных членов предложения подробно изучается в синтаксисе современного русского языка. В задачи практической стилистики входит лишь оценка вариантов форм сказуемого, анализ использования их в разных стилях речи.

Стилистический аспект в изучении координации главных членов предложения обращает нас к проблеме выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но имеет грамматическую форму единственного числа:

1. Существительные большинство, меньшинство, множество, большая часть и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Сравним: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток (Т); Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Леск.). Какой же из форм отдать предпочтение, и когда употребление той или иной стилистически не оправдано?

Грамматисты прошлого считали правильной формой сказуемого - единственное число, но русские писатели часто не соблюдали этой нормы. К нашему времени она все более расшатывается. Д.Э. Розенталь отмечает: «Сейчас явно преобладают случаи согласования по смыслу в деловой речи, в публицистике, в разговорной речи». Однако можно выделить контексты, в которых предпочтительнее, а для книжных стилей и единственно правильно, употребление определенной формы числа сказуемого.

Рассмотрим примеры: 1) Большинство согласилось с оратором. 2) Большинство авторов согласилось с замечаниями. 3) Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. 4) Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи. 5) Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. 6) Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы. 7) Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Форма единственного числа сказуемого вполне оправдана в первом и втором предложениях, замена ее формой множественного числа придаст им разговорной оттенок (так как «согласование по смыслу» свойственно прежде всего живой речи). В третьем предложении сказуемое указывает на активный характер действия, и форма множественного числа создает его актуализацию. При этом небезразлично и значение подлежащего: если оно называет одушевленные предметы, координация по множественному числу предпочтительнее (ср.: Большинство студентов хорошо отвечали на семинаре. - Большинство предметов лежало в беспорядке).

При дистанционном расположении главных членов, в особенности, если подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным оборотом - (4 и 5 примеры), а также при перечислении однородных членов в составе подлежащего или сказуемого (6 и 7 примеры) стилистически оправдано употребление формы множественного числа сказуемого. В этом находит выражение тенденция к координации форм главных членов по смыслу: если сказуемое отдалено от подлежащего, мы как бы «забываем» о грамматической форме единственного числа последнего, но знаем, что оно указывает на большое количество предметов. Идею множества подкрепляет согласование причастия по множественному числу - большинство авторов, заключивших… (еще более явное указание на множество содержится в параллельной синтаксической конструкции: Большинство авторов, которые заключили…). Перечисление в составе подлежащего создает то же впечатление множества, а при однородных сказуемых многократное повторение единственного числа показалось бы нелогичным, так как все внимание сосредоточено на действии, в котором участвуют многие.

Смысловая сторона речи определяет и координацию форм сказуемого по множественному числу, если это сказуемое указывает на действие многих лиц (Большинство участников слета встретились впервые; Большинство присутствовавших обнимались, плакали), а также если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были ветераны; Большинство уцелевших были изможденные и больные.

2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына; Толстой предпочел такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства - добра и зла. Сопоставляя эти примеры, можно заметить, что и здесь активное действие (боролись) и обозначение подлежащим одушевленных предметов (три солдата) подсказали выбор формы множественного числа. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в единственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие. Сравним: На столе было три телефона. - Три телефона зазвонили одновременно.

Однако для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежащего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. В иных случаях приходится прибегать к хитростям, чтобы устранить при этом нелогичность. Как поступить, например, в таком случае? Журналист написал: Двадцать один кореец, томящийся в тюрьме, объявил голодовку. Возможна стилистическая правка: Все эти двадцать один человек, которые томятся в тюрьме, объявили голодовку.

Числительные два, три, четыре чаще других требуют координации формы сказуемого по множественному числу: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (П.); За коляской бежало четыре пса (Ч.). Однако чем большее количество указывается, тем легче нам осмыслить его как одно целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов (тогда сказуемое в единственном числе) или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое во множественном числе). Сравним: В крендельной работало двадцать шесть человек (М. Г.). - Тридцать два человека - гремяченский актив и беднота - дышали одним духом (Шол.). В подобных случаях в официально-деловом стиле используется единственное число, в экспрессивной речи - возможны варианты.

Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет (П.); Мне было тогда шестнадцать лет (Т.); До барьера осталось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски. Но при актуализации сказуемого возможна иная форма: Двенадцать лет болезни сделали свое дело.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе: Сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами (Т.); За бугром лежало с десяток возчиков (Фурм.); В кружок записалось всего пять человек; Человек шесть справилось с заданием. То же правило регулирует координацию форм сказуемого при подлежащем с неопределенно-количественным числительным несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало: Уже много карет проехало по этой дороге (Л.); Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Детский дом сопровождало несколько подвод (Фад.); Как мало нас от битвы уцелело (П.). Однако с этими же словами уже в XIX в. употреблялось и сказуемое во множественном числе, что подчеркивало семантический вес глагола в предложении: Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.); Несколько саней провожали меня до первой станции (Герц.); …Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Г.). В наше время такая координация формы сказуемого все более закрепляется: Немало кафедр, факультетов, институтов не смогут дать ясного, научно обоснованного ответа на эти вопросы (из газ.).

3. Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих. В художественной литературе встречаются варианты: Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Кр.); - Нам домой скорей бы воротиться. - Но зачем идем мы и туда?…Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н.).

Координацию формы числа сказуемого в подобных предложениях определяет ряд условий. Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Гимназист и Саша всю дорогу плакали (Ч.). При иной последовательности членов предложения возможны варианты: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия - следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (Т.) - нет необходимости выделять кого-то одного как инициатора действия. При этом если среди однородных подлежащих есть существительные во множественном числе, сказуемое тоже принимает эту форму: Мои большие несчастья, мое терпение тронули сердца обывателей (Ч.). Однако если ближайшее к сказуемому подлежащее, имеющее форму единственного числа, подчеркнуто еще и определением, сказуемое может «воспринять» эту грамматическую форму: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Сераф.).

На выбор формы числа сказуемого влияют и формы рода подлежащего. Сравним: Темницы мертвое молчанье Ни стон, ни вздох не нарушал (Рыл.); В спальне… было темно и прохладно… Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб.). Координация по форме ближайшего подлежащего в таких случаях нарушает смысл: «Хорошо работал брат и сестра», поэтому, если подлежащее выражено одушевленными существительными разного рода, сказуемое должно иметь только форму множественного числа: Ни он, ни она ни слова не промолвили (Т.).

Важно подчеркнуть, что в научном, официально-деловом стилях в таких случаях варианты недопустимы: сказуемое всегда должно стоять в форме множественного числа (Увеличиваются сила тока и напряжение - мощность тоже увеличивается).

Сказуемое ставится в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый крестьянин и каждый рабочий знает, за что он воевал. При градации (то есть таком расположения слов, в данном случае - однородных подлежащих, что каждое последующее усиливает, расширяет значение предыдущего), грамматическая форма сказуемого «приспособляется» к ближайшему подлежащему: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу. Здесь сказывается семантика: ведь последнее подлежащее как бы «вбирает в себя» смысл всех других, так что ему и должно уподобляться сказуемое.

Лексическое значение сказуемого влияет на координацию его формы числа, если глагол указывает на действие многих (встретились, собрались, спорили, дискутировали и подобные).

Мы рассмотрели варианты координации форм сказуемого при однородных подлежащих, связанных соединительными союзами или интонацией. При иных союзах положение меняется.

Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (Твард.); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию. Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (…то ли кочки виднелись). Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как, так и, подчеркивающего идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность выполнили план. Однако союзы не только, но и; не столько, сколько и другие, содержащие оттенок противопоставления, обычно определяют координацию сказуемого по форме единственного числа: Не только содержание рукописи, но и сама форма подачи материала требовала специального разговора. (Ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство-Л.Т.).

Если подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), то препозитивное сказуемое координирует сваи формы по первому подлежащему: Опубликована поэма, а не стихотворение. - Опубликовано стихотворение, а не поэма. - Опубликована не поэма, а стихотворение. Формы же постпозитивного сказуемого зависят от того подлежащего, с которым оно связано по смыслу (независимо от того, какое из подлежащих стоит ближе к нему): Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале. Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале.

4. Комментария требуют и такие случаи координации форм числа сказуемого: Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.). - А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят царя пустить Чудный остров навестить (П.). Только во втором предложении сочетание существительных в именительном и творительном падеже является подлежащим, в первом - предложно-именное сочетание «со старухой» употреблено как дополнение. Именно как дополнения выступают существительные, называющие не главного носителя действия, а лицо, сопутствующее ему (Старик-Крестьянин с Батраком шел, под вечер, леском. - Кр.). Сравним: Пока на открытом базу размещали коров, пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шол.), но: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (Шол.). В таких случаях множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица, поэтому в особых случаях координация форм сказуемого выполняет смысло-различительную функцию: Мать с дочерью спали на диване - Мать с дочерью сидела (дочь при этом могла быть у нее на руках, на коленях и т.д.).

Стилистическое значение в таких случаях имеет и последовательность существительных разного рода. Сравним: Муж с женой приглашены в гости (оба на равных основаниях) - на первом месте «более сильный в грамматическом отношении мужской род». Но: Жена с мужем приглашена в гости (пригласили ее, а муж должен ее сопровождать)-выдвижение на первое место существительного женского рода подчеркивает, что оно является главным носителем действия, поэтому и сказуемое координирует по нему свои формы числа и рода.

Стилистический интерес представляет выбор форм связки именного сказуемого в случае несоответствия грамматических форм главных членов: В свое время Тетюев был гроза и все заводы держал в ежовых рукавицах (М.-С.); Ее несбыточная мечта были гастроли. В первом случае связка координируется подлежащим, во втором - именной частью сказуемого. Так называемое обратное согласование подчеркивает значение сказуемого и применяется в ряде случаев:

1) Если подлежащее выражено словами большинство и подобными (Большинство артистов были студенты).

3) Если подлежащее выражено местоимением это (Это был удар для меня).

Особый стилистический интерес вызывает координация сказуемого с подлежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Сравним несколько примеров: Кто-то из поэтов сказал…; Некто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из студенток, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из девочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать. Мы видим, что от предложения к предложению усиливается влияние контекста, который определяет координацию сказуемого. Однако предпочтение смысловому принципу придает высказыванию разговорную окраску. В книжных стилях такая координация сказуемого стилистически не оправдана: при этих местоимениях оно должно стоять в форме единственного числа мужского рода, независимо от того, что местоимения указывают на женщин, на множество людей.

Иное правило определяет форму сказуемого в тех случаях, когда местоимение кто выступает в функции союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, которому в главной соответствует соотносительное слово: Все, кто пришли на занятие, разобрались в этом сложном вопросе; Те, кто знали о лекции, пришли послушать. В таких предложениях форма множественного числа сказуемого, относящегося к местоимению кто, «поддерживается» соответствующими формами соотносительного слова и сказуемого в главной части предложения. Правда, это не исключает вариантов, и в этих предложениях можно было бы сказать: все, кто пришел… Такая координация предпочтительна в книжных стилях, но в разговорном в наше время все более закрепляется координация по смыслу, ее воспринимают писатели и журналисты. Однако, если форма множественного числа сказуемого «не поддержана» в главной части предложения такой же формой главных членов, конструкция приобретает подчеркнуто разговорную окраску: Я знаю всех, кто пришли на занятие. Теми, кто не пришли на семинар, интересуется декан.

При именном сказуемом выбор связки определяется смыслом: Кто был инициатором этой затеи? (имеется в виду кто-то один) - Кто были инициаторами наших занятий спортом? (их было несколько человек). Контекст может исключить варианты и в других случаях, когда подчеркивается идея множества. Например: Мы разыскиваем тех, кто в период Отечественной войны, будучи малолетними детьми, потеряли родителей, братьев.