Авары народ. Национальность аварец: история, происхождение, обычаи

племенной союз кочевых, и основном тюркоязычных племен. Совершали набеги на славян, франков, Византию. В 6 в. образовали в бассейне Дуная Аварский каганат, сохранив за собой часть земель в Северном Причерноморье и Приазовье. Жестоко обращались с покоренными дулебами. В конце 8 в. разбиты франками, в начале 10 в. покорены венграми.

История

В середине 6 в. А. вторглись в степи Западного Прикаспия и далее в Северном Причерноморье, Подунавье и на Балканы. В 50-60-х гг. 6 в. они опустошили земли савиров, антов, гепидов и других европейских племён. Тогда же в Паннонии (территория части современных Венгрии, Югославии и Австрии) был создан Аварский каганат - племенное объединение типа «варварских империй». Во главе его стоял крупный полководец хан Баян. Опираясь на систему паннонских крепостей («хрингов»), А. совершали набеги на славян, франков, лангобардов, грузин, а также на Византию. Каганат держался лишь на военном подчинении различных племён и подкупе племенной верхушки. Собственная экономическая база его была крайне слабой и ограничивалась экстенсивным кочевым скотоводством. Это предопределило внутреннюю слабость и недолговечность каганата. Несмотря на обогащение племенной верхушки, процесс формирования классового общества у А. не был завершён. За крупными победами в Далмации, Иллирии и Мёзии (конец 6 в.) последовал упадок военного могущества А. В 1-й половине 7 в. они потерпели ряд поражений со стороны Византии, славян, франков, болгар. Внутри каганата начались усобицы, способствовавшие его распаду. В середине 7 в. А. были вытеснены из Северного Причерноморья, а власть над Паннонией была ограничена Болгарским царством, созданным в 680 на Дунае. В 90-х гг. 8 в. А. были окончательно разгромлены франками Карла Великого, в 796 пали главнейшие из «хрингов». В дальнейшем А. были полностью ассимилированы народами Западного Причерноморья и Подунавья.

Язык авар

Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи. Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош. Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-­маньчжурской группе. О. Мудрак, напротив, определил как типично булгарский (тюркский).

Поселения и хозяйство

В настоящее время известно местонахождение нескольких сот аварских поселений VII — IX веков. Самые крупные раскопки в Венгрии были проведены близ города Дунауй-Вароша, где сохранились остатки 37 жилищ. На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками — глинобитные очаги. В VII веке жилища на каждом селище располагались по кругу. На эти зимние селища полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.

Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.

Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.

Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур — в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа.

Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.

О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы (VI — VII веков), ржи и овса (IX века).

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица
Reconstruction after Elvira H. Toth - Istvan Horvath

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары — странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Верования

О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.

Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы — поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.

Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы «очищались» от злых духов с помощью огня или горящих угольев.

Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света — по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было — слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.

Для проповеди Христианства среди авар еще в 739 году была учреждена епископия в Зальцбурге. Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII — начала IX века, вместе с подпадением под франкское владычество.

Искусство аварской эпохи

Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения — византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины VI — IX веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов — серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.

Глиняная посуда (возле г. Сексарда обнаружены гончарные печи) была слабо орнаментирована.

Аварцы - это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы - сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.
Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами.
Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».
Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.


Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы - живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы - живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы - живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы - села Бежтинского участка.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине - в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане - это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе - Кавказской Албании.


Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие.
Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны.
Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же - лишь мушкеты и сабли.


В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

  • белую кожу;
  • глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего;
  • «орлиный» или ровный высокий нос;
  • рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы;
  • узкая и выступающая челюсть;
  • большая голова, широкие лоб и средняя часть лица;
  • высокий рост;
  • крупное или атлетическое телосложение.

Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет - стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска - более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха - высокий головной убор из меха.


Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор - чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Мужчины

Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины - дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.


Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.


В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами - тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения - от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% - крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.


Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй - в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.


Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.


Еда

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них - хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста - ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.


Известные аварцы

Известный аварец - поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.


Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов - действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.


Видео

Авары - племенной союз, главным образом тюркоязычных племен, живших на Волге и Каспийском море. Одна из трех ветвей единой тюркской группы (авары, ).

Авары (ОБРЫ) появились в Европе в результате распада гуннской монархии. В середине 6 в. они проникли на Дунай, откуда совершали набеги на славянские племена. В конце 8 в. полководцы Карла Великого разгромили аваров. Русские летописи называют их обры. Древние авары-обры были тюрками, что отличает их от современных аварцев , живущих на Кавказе, поэтому связи между ними никакой нет. В "Слове о полку Игореве" упоминаются, несомненно, не древние обры, а авары Дагестана, славившиеся уже тогда своими металлическими изделиями.

В 558 году аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну, известия об аварских угнетениях сохранились в славянских преданиях и занесены в летопись. В VI веке авары образовали в бассейне р. Дуная (в Паннонии, между Дунаем и Карпатами) государственное объединение Аварский каганат (середина VI - конец VIII веков) (Не путать с более поздним аварским ханством в Дагестане ).

Славяне сопротивлялись угнетателям, и в 602 году авары вновь отправили в землю антов войско под начальством Аспиха. Западные славяне, чехи также испытали аварские притеснения, авары совершали набеги на франков и Византию.

Как утверждают византийские источники, от захвата и уничтожения Константинополь спасло непосредственное вмешательство самой Богородицы [чудо Покрова (ризы) пресвятой Богородицы - праздник равно чтимый православными и католиками (у нас - 14 октября нового стиля) ].

Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Сигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе - Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ла Рошель, и прославившийся как центр и оплот всех еретических движений в средневековой Франции.

В 623 г. был создан мощный союз западнославянских племен, который возглавил король Чехии (с 627г.). Союз разгромил аваров, остановив их дальнейшее продвижение. Этот союз до 658 года успешно противостоял и натиску франков.

В половине VII в. могущество аваров начинает упадать, Тогда борьбу на два фронта, против наступающих через Испанию арабов и укрепившихся на огромной территории, включая современные Австрию, Венгрию, Чехию, Венгрию, Румынию и Югославию - аваров, возглавил Арнульф Геристальский - дальний предок Карла Великого. Более ста лет потребовалось геристальским майордомам, чтобы взять под контроль ненадежную королевскую власть, после удачного брака престолонаследника одаривавшую невероятными привилегиями иноверцев, соединить расползающиеся части государства, остановить победоносных воинов Ислама под Пуатье в 732 году, отстранить от власти и низложить потомков Дагобера и Рахили, короноваться, - и только в середине шестидесятых годов VIII в.н.э. Карл Великий смог начать успешную войну с аварами.

В 796 году король франков Карл Великий нанес им страшное поражение в Паннонии: он завершил двадцатилетнюю войну полным и окончательным разгромом Аварского Каганата. Его интернациональные христиано-языческие войска штурмом взяли считавшуюся неприступной столицу Каганата Ринг, располагавшуюся на Дунае на месте современного болгарского города Преслав (Переяславец-на-Дунае русских летописей - то место, где франки переяли славу обров - о чем русские летописцы не упоминают, хотя великий русский князь Святослав I Игоревич называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву [Это только одна из версий ]).

В 867 году авары почти все были истреблены болгарами и ассимилировались в Венгрии и Болгарии.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Литература:

Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951;

Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958;

Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962.

обры) - племенной союз главным образом тюрко-язычных племен. Совершали набеги на славян, франков, Византию. В VI в. образовали в бассейне Дуная государственное объединение - аварский каганат.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВАРЫ

большой племенной союз, гл. роль в к-ром играли тюркоязычные племена. Рус. летописи называют А. обрами. Впервые А. упоминаются в отчете Приска Панийского о посольстве к гуннам (сер. 5 в.). Сведения об А. содержатся у Феофилакта Симокатты, Менандра, Иоанна Эфесского, в хронике Фредегара, рус. летописи, в "Картлис Цховребе" и т. д. Вопрос о происхождении А. спорен. Существует мнение о тождестве их с жу-жанями. В др.-тюрк. рунич. текстах они именуются "апар-апурым"; это позволяет предполагать, что назв. "А." было одним из племенных имен А. (апар - авары). Однако такое предположение и прежде всего тождество жу-жаней с А. (а-ба кит. источников) пока не доказаны. Появившиеся в Вост. Европе в нач.50-х гг.6 в. аварские племена нек-рыми визант. авторами рассматривались как "псевдо-А.". По свидетельству Феофилакта Симокатты, "псевдо-ава-рами" были вытесненные тюрками из Юж. Приуралья племена огор-угры, смешавшиеся с гуннами; одно иа угорских племен носило наименование yap, поэтому их приняли за А. Однако сохранившиеся лингвистич. данные свидетельствуют о тюркоязычности А. Угры, как и др. племена, присоединились к тюркоязычной орде А. во время движения последней на 3., но осн. роли в ней не играли. Путаница у визант. авторов связана с пестротой этнич. состава орды А. Византийцы сталкивались с разными частями орды, сведения об отд. ее племенах были противоречивы. Это и породил" миф о "псевдо-А." Появившиеся в Европе А. были авангардом большой группы племен, составивших основу Зап.-тюрк. каганата. В сер. 6 в. А. вторглись в степи Зап. Прикаспия. В 558 в Византию прибыло их первое посольство" возглавлявшееся Кандихом. Оно предлагало Византии воен. союз и просило места для поселений. Византия использовала А. для борьбы с враждебными ей черноморскими племенами (савирами). В кон. 50 - нач. 60-х гг. 6 в. А. в союзе с кутургурами обрушились на антов и опустошили их земли. После 565 А. предприняли грабит. походы против народов Центр. Европы. В 567 А. в союзе с лангобардами разгромили гепидов. и заняли их земли в Паннонии. Здесь после ряда походов и присоединения новых племен (в т. ч. нек-рых славянских) в 60-х гг. 6 в. был осн. Аварский каганат - плем. объединение типа "варварских империй". Во главе его стал выдающийся полководец хан Баян. Центром каганата оставалась Паннония, где была создана система "хрингов" - крепостей, состоявших иа концентрич. кругов укреплений. Точных и постоянных границ каганат не имел. Из Паннонии орды А. совершали набеги на славян, франков, лангобардов, грузин и др. племена, а также на Византию. Однако контроль А. над огромной терр. от Эльбы до Закавказья и от Дона до Адриатики был временным и непрочным. Само объединение держалось лишь на воен. подчинении различных племен и подкупе племенной верхушки. Постоянные войны и ограбление соседних народов были связаны с крайней слабостью собств. экономич. базы А.. ограниченной экстенсивным кочевым скотоводством. Экономически А. были зависимы от покоренных ими земледельч. племен. Племенная верхушка А. и воен. дружины сильно обогащались. Но процесс формирования клас. общества у А. завершен не был. Все это предопределило внутр. слабость и недолговечность каганата. С 70-х гг. 6 в. А. начали систематич. вторжения в Византию, нанесли ей ряд поражений и заставили платить большую дань, к-рая после опустошит. набегов на Далмацию и Иллирию в 583 достигла 120 тыс. соли-дов (по сообщению Феофана). В 587 Баян опустошил Мезию, разрушив Доростол (Силистрия), Сингидун (на Дунае), Маркианополь (на зап. побережье Черного м.); крупные вторжения А. на Балканы произошли в 592, 598 и в последующие годы. Однако внутр. слабость каганата и восстания покоренных племен обусловили упадок воен. могущества А. В 626 гл. силы А. подверглись сокрушит. разгрому под Константинополем. Крупное восстание слав. племен во главе с Само и активные действия против А. со стороны франков, болгар и др. племен, а также усобицы внутри самого каганата привели к его распаду. В сер. 7 в. А. были вытеснены из Сев. Причерноморья, а власть их над осн. территорией - Паннонией - была ограничена с созданием в 680 Болгарского царства на Дунае. В 90-х гг. 8 в. А. были окончательно разгромлены франками Карла Великого, в 796 пали главнейшие из "хрингов"; в дальнейшем А. были полностью ассимилированы народами Зап. Причерноморья, и Подунавья. Археологич. памятники А. представлены на терр. Венгрии погребениями воинов с конем и оружием. Интересны найденные в этих погребениях древнейшие слабоизогнутые сабли, появившиеся вместе с железными стременами. Многочисленны украшения, особенно накладные бляхи и наконечники ремней, с геометрии., растительным и зооморфным орнаментом. Лит.: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 569-86; Howorth H. H., The Avars, "J. Roy. Asiatic Soc. Great Britain and Ireland", 1889, v.21, New Ser., art. 10; Kovrig I.., Contribution au probl?me de l´occupation de la Hongrie par les Avars, "Acta Arcnaeologica", 1955, t. 6,p. 163;Csall?ny D., Arch?ologische Denkm?ler der Awarenzeit in Mitteleuropa, Bdpst., 1956; Lipt?k P., Aw?ren und Magyaren im Donau-Theiss Zwischenstromgebiet, "Acta Archaeologica", 1957, t. 8. fasc. 1-4, p. 199 и сл.; Moravcsik G., Byzantinoturcica, (Bd), 1, В., 1958, s. 72-76. H. Я. Мерперт. Москва.

Согласно точке зрения вышеуказанных исследователей, несомненным является монголоязычие жужаней. На лингвистическом материале теория находит подтверждение в ранних монгольских заимствованиях в славянских языках: например слов «хоругвь» и «телега», а также косвенно в бытовании титула каган , который был известен у жужаней.

Скептически настроенные по отношению к жужаньской гипотезе учёные допускают, что определённый вклад жужаней в аварский союз возможен, но считают, что он не являлся основным. Так, обращается внимание на упоминание в китайской летописи племени хуа (кит. упр. 滑 , пиньинь : Huá ), которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан и представляло собой ветвь юэчжи или эфталитов . Турецкий исследователь Мехмед Тезджан полагает, что хуа выступало в качестве политического названия эфталитской группировки .

Весомый вклад в обоснование ираноязычия большей части ранних аваров и наличия у них родственной связи с «белогуннскими» (White Huns, Aryan Huns ) племенами Афганистана и прилегающих к нему областей: эфталитами, хионитами, кидаритами внесли работы японского исследователя Кацуо Эноки . По-существу, эту же позицию отстаивает Николай Кёррер, К. Цегледь, А. Херманн и др. В «Атласе Китая» А. Херманна восточные территории Хорасана , Тохаристана и других прилегающих к ним земель указаны в качестве вотчины народа афу/хуа/авар/эфталит

Ряд исследователей, базируясь на сообщениях византийских историков Фиофилакта Симокатты и Менандора, полагают, что в Европе действовали «псевдоавары» - вархониты (племена уар и хуни), которые присвоили себе имя авар, чтобы устрашить соседей.

Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен уар и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. Почему они решили изменить свое наименование, мы расскажем, ничуть не отступая от истины. Барселт, уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда уар и хунни увидали, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали называть себя аварами; говорят, среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным. Естественно, что и до нашего времени эти псевдоавары (так было бы правильно их называть), присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются уар, а другие именуются хунни.

Язык авар

Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи . Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош. Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-­маньчжурской группе . О. Мудрак, напротив, определил как типично булгарский (тюркский) .

Болгарский исследователь Ж. Войников , сделал перевод этой надписи: «ΒΟΥΗΛΑ ΣΟΑΠΑΝ ΤΕCΗ ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ ΒΟΥΤΑΟΥΛ ΣΩΑΠΑΝ ΤΑΓΡΟΓΗ ΗΤΖΙΓΗ ΤΑΙCΗ»:

Итак, смысл выражения: Бойла жупан поставил, сделал, или гравировал надпись, согласно обычаю, или в знак доверия, для употребления Бойтаула жупана чашу, соотв. для удовольствия, удовлетворения, или очищения.

Антропологические данные

Венгерские археологи определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему - господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип , такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица .

Особенности культуры

Аварские мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы .

Политическая история

На арене мировой истории авары появляются в 555 году как теснимый древними тюрками на запад кочевой народ. Тогда они ещё кочевали в степях западного Казахстана . В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа , где они вступают в альянс с аланами против савиров и утигуров . Упоминающиеся в византийских источниках родственное аварам племя забендер , возможно, имеет отношение к возникновению города Семендера в прикаспийском Дагестане.

Наследие авар

Авары сыграли важную роль в этногенезе славянских народов, способствуя их переселению на Балканы (хорваты, хорутане), а также консолидируя их в первичные государственные образования (Государство Само).

Аварские потомки

Кавказские авары или же аварцы (аварал, ма’арулал) не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII-X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. До нас дошли лишь:

  1. наличие этнических терминов «авар» и «хунз», причём территория последних и есть «Авария» в узком смысле этого слова;
  2. свидетельства источников об особых взаимоотношениях между монголами и аварцами;
  3. факт усиления Кавказской Аварии в эпоху царства Сарир и в период владычества монголов на Северном Кавказе, что, в принципе, может иметь отношение к евразийским аварам.

Известны также:

  1. факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С. А. (Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary . - Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ (вооружённый народ), войско, ополчение» как ʔwar (* ʔwar>*bar>bo);
  2. данные генно-молекулярных исследований материнской линии происхождения (мтДНК), доказывающие, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана , иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение - рутульцы);
  3. наличие внушительного количества аварско-индоевропейских изоглосс.

Согласно результатам генно-молекулярных исследований, часть жителей Хорватии , прежде всего острова Хвар , с большой долей вероятности, принадлежит к потомкам евразийских аваров.

По имеющимся у генетиков сведениям, касающимся Y-хромосомы, наиболее как гомогенной (возможно из за генного дрейфа), так и редкой для южноевропейских популяций мужской линией происхождения в Дагестане обладают даргинцы. Эти данные демонстрируют относительно высокую степень родства даргинцев (по-мужской, отцовской линии) с потомками евразийских аваров, выявленных в Хорватии: «Y chromosomal haplogroup I1b * (xM26) as a signature of the Avar population … The Darginians had a high frequency of haplogroup * (0.58)». Следом идут абхазы (0.33), осетины-ардонцы (0.32), осетины-дигорцы (0.13) и кабардинцы (0.10). 16,7 % из числа обследованных в 2004 году русских Адыгеи имели подгруппу I1b* (P37). Если у русских казаков эта же подгруппа представлена в немного сниженной пропорции - 15,5 %, ещё более понижаясь у белгородцев - 12,5 %, зато у русских, например, Костромы , Смоленска и Пинеги показатели совсем иные: 9,4 %, 9,1 %, 3,9 %. Далее, по направлению в сторону территории бывшего Аварского каганата, картина опять начинает меняться: украинцы (16.1 %), белорусы (15 %), венгры (11.1 %), боснийские хорваты (71.1 %). Однако угорские родственники венгров - мордва и коми в этом отношении существенно отличаются: 2,4 %, 0,9 %. Незначительны показатели у русских Башкортостана , чувашей и татар : 2,0 %, 1,3 %, 2,4 %. I, I1, I1a, I1b маркеры обычно характерны для нордоидных популяций (направление миграции: Северо-Западная Азия > Европа), в том числе потомков викингов . Поэтому гаплогруппу I нередко называют «геном северных варваров». Что же касается обнаруженных у хорватов весьма редких для европейских популяций, предположительно, также - аварских гаплогрупп P* (P*xM173 cluster) и F*(Y-DNA), то P1* (Y-DNA) прослеживается у чеченцев (0.16), а F* (Y-DNA) у сванов (0.92), рутульцев, лезгин (0.58), даргинцев (0.27).

Для более конкретных выводов при определении аварских потомков, а равно - родственных аварам этнических групп, необходимы всё же не общие контуры и косвенные доказательства, а серьёзный комплексный анализ всех имеющихся материалов, невозможный сам по себе, без привлечения к этой теме должного внимания со стороны археологов , лингвистов , генетиков .

См. также

Примечания

  1. Краткий обзор мнений см. Фарид Шафиев . Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции. Баку 2000.
  2. http://www.transoxiana.org/Eran/Articles/Tezcan_Apar.pdf .
  3. The Origin of the White Huns or Hephthalites. Roma: -East and West, IV. 1955, № 3; см. также On the nationality of the Hephthalites. Tokyo: Memories of the Department of the Toyo Bunko, N18,1959
  4. БСЭ. Т.1 М.,1969.
  5. Hungarians and Europe in the Middle Ages. CEU press
  6. Хелимский Е. Тунгусоманьчжурский языковой компонент в Аварском каганате и славянская этимология // Материалы к докладу на XIII Международном съезде славистов. Любляна, 15­-21 августа 2003
  7. О. А. Мудрак. Заметки о языке и культуре дунайских булгар // Аспекты компаративистики 1. М., изд. РГГУ, 2005, стр. 83-106
  8. Алано-древнеболгарское письмо, В. Тырново, изд. Фабер. 2010 г., стр.157-159
  9. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 2. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1975. Отв. редактор В. И. Цинциус. Составители: В. А. Горцевская, В. Д. Колесникова, О. А. Константинова, К. А. Новикова, Т. И. Петрова, В. И. Цинциус, Т. Г. Бугаева. Сканирование: Александр Лиджиев (Элиста), 2005 г. Все файлы представлены в формате pdf и имеют размер от 300 Кб до 5 Мб. Веб-сайт: Monumenta altaica , стр. 204, 149
  10. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 218, 219, 221.
  11. М. Р. Федотов. «Этимологического словаря чувашского языка» (2 том C-Я pdf, 22 Mb) Чебоксары - 1996 г. Веб-сайт: Monumenta altaica , стр.204
  12. Altaic etymology. S. Starostin. Copyright 1998-2003. Этимологический словарь алтайских языков, над которым группа исследователей - С. Старостни, А. В. Дыбо, О. А. Мудрак и И. Шервашидзе - работали уже около четырёх лет. Эта база данных содержит большое количество ещё довольно сырого материала, который авторы надеются отполировать в финальном издании, однако готовы выставить этот материал на всеобщее обозрение, чтобы последние достижения алтаистики стали общедоступными. Веб-сайт
  13. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю, стр. 176.
  14. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 1. Стр. 333.
  15. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 229 ,241, 173, 223.
  16. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 240-241.
  17. Погибоша аки обре…
  18. Западная экспансия авар и болгар
  19. Л. Н. Гумилёв Древняя Русь и Великая степь.

Литература

  • Венелин Ю. И. Об обрах, их царстве и его пределах // Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Отв. ред. О. А. Платонов . - М .: Институт русской цивилизации, 2011. - С. 639-662. - 864 с. - ISBN 978-5-902725-91-6
  • Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ. 2002. - ISBN 5-17-012587-9
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. АСТ. 2004. - ISBN 5-17-024793-1
  • История Венгрии /Отв. ред. Шушарин В. П. - М.: Наука, 1971. - Т. I. С. 75 - 80
  • Кёррер, Николай . «Погибоша аки обре…» - газета «История», № 19’2001 (одна из версий происхождения аварских племён).
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. - Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ // Журнал «Наш Дагестан», 2001. № 192-201
  • Мусаев М. З. Мегалокавказ. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001-2002. № 202-204
  • Мусаев М. З. «Африди - афганские авары Апаршахра» - газета «Новое дело», № 18’2007
  • Эрдейи И.
  • Breuer, Eric: Byzanz an der Donau. Eine Einführung in Chronologie und Fundmaterial zur Archäologie im Frühmittelalter im mittleren Donau Raum. Tettnang, 2005. - ISBN 3-88812-198-1 (Neue Standardchronologie zur awarischen Archäologie, Standardwerk)
  • Die Awaren am Rand der byzantinischen Welt. Studien zu Diplomatie, Handel und Technologietransfer im Frühmittelalter. Innsbruck 2000. - ISBN 3-7030-0349-9 (Sammelband mit kurzen Aufsätzen verschiedener Autoren zu geographisch, formenkundlichen Zusammenhängen, insbesondere byzantinischem Einfluß)
  • Lovorka Bara, Marijana Perii, Irena Martinovi Klari, Siiri Rootsi, Branka Janiijevi, Toomas Kivisild, Jüri Parik, Igor Rudan, Richard Villems and Pavao Rudan: Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535-542. (Medizinische Studie zu Genvergleichen, von Fachleuten eher kritisch beurteilt)
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994
  • Pohl, Walter: Die Awaren, Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567-822 n.Chr. München 2002. - ISBN 3-406-48969-9 , (Publikation zu den frühmittelalterlichen Awaren aus der Sicht eines der angesehensten Historiker auf diesem Gebiet. Standardwerk!)
  • Rasonyi, Laszlo. Tarihte Türklük. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1971
  • Reitervölker aus dem Osten. Hunnen + Awaren. Burgenländische Landesausstellung 1996, Schloß Halbturn. Eisenstadt 1996. (Ausstellungskat., behandelt alle archäologischen Themenbereiche, besonders für Laien als Einstieg)
  • Sinor, Denis: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge 1990.(Publikation zu reiternomadischen Völkern in Mittel-und Innerasien)
  • Szentpéteri, József (Hrsg.): Archäologische Denkmäler der Awarenzeit in Mitteleuropa. Varia archaeologica Hungarica 13. Budapest 2002. - ISBN 963-7391-78-9 , ISBN 963-7391-79-7 (Lexikonartige, kurze Zusammenstellung tausender archäologischer awarenzeitlicher frühmittelalterlicher Fundorte, meist Gräberfelder, wichtig als Literaturnachweis)

Ссылки

  • Древнетюркский словарь. Лениград - 1969 г. Авторы: Наделяев В. М., Насилов Д. М., Э. Р. Тенишев, Щербак А. М., Боровкова Т. А., Дмитриева Л. В., Зырин А. А., Кормушин И. В., Летягина Н. И., Тугушева Л. Ю. Ленинград 1969. Веб-сайт: Monumenta altaica . Все файлы представлены в формате pdf. Сканирование - Илья Грунтов, 2006 г.
  • Эрдейи И. Исчезнувшие народы. Авары // Природа, 1980, № 11
  • О происхождении нирунских родов и Чингисхана см. Олег Лушников. Монгольский Митраизм. К вопросу об этнической и религиозной принадлежности рода Борджигин и Чингисхана
  • Об аварах как о последней волне иранских номадов см. Scytho-Sarmatians
  • О сходстве монгольской военной тактики с аварской см. Тараторин В. В. «Монголы»
  • Сайт аварского фан-клуба в Германии. Образцы аварских костюмов, сшитых современными модельерами
  • Studien zur Archäologie der Awaren (1984 ff.) und zahlreiche weitere Publikationen von Falko Daim
  • HomePage der Ausstellung Reitervölker aus dem Osten, Hunnen + Awaren, Burgenländische Landesausstellung 1996
  • Awarenfunde bei Wien, Karte (Anm: Die nördliche und nordwestliche Grenze des Awarenreichs ist auf dieser recht vereinfachten Karte falsch eingezeichnet, sie verlief viel südlicher)?
  • О результатах краниологических исследований аваров см. Erzsébet Fóthi. «Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods». Acta Biol Szeged 2000, 44:87-94 Abstract PDF
  • Об антропологическом облике аваров и социальном статусе аваров-монголоидов см. Chapter VII, section 2. «The Turks and Mongols»
  • Авары, германцы, византийцы и славяне в Карпатском бассейне см: Avars, Germans, Romans and Slavs in Karpatian Basin
  • Baric et al (2003), Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates , European Journal of Human Genetics 11, 535-542
  • Об аварских потомках в Хорватии см.