Центром пространственной композиции бежин луг является. Анализ рассказа «Бежин луг» Тургенева

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

    Текстуальный анализ.

    Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

    Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство », «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша : «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью ».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

    Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

психологическая

Ункции пейзажа в художественном произведении.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

Цветовая гамма утра:

Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.

Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные , золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и «свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой. Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча , отовсюду лилась темнота . Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак , небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи . Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

      Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.

      Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.

      Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.

      Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).

      Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет. В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы. Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

Печали

    Тяжелая работа

    Частые болезни

    Недоедание

    Отсутствие возможности учиться

Радости:

    Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.

    богатоевоображение

    поэтическая сторона жизни

    ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.

    10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.

Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья - болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002

Главные герои рассказа «Бежин луг» из сборника «Записки охотника» — крестьянские дети, которые выехали в ночное и стерегут лошадей на лугу. К ним из леса выходит охотник, от лица которого ведется рассказ. Весь день он стрелял тетеревов, а под вечер сбился с пути и заблудился. Уже в полной темноте он случайно наткнулся на костер, который развели ребята, чтобы сварить картошки.

Пристроившись у костра, охотник не стал докучать детям и сделал вид, что уснул. Ребята, сначала примолкшие при виде чужого взрослого человека, через какое то время возобновили разговор. Оказалось, что они по очереди рассказывали разного рода страшные мистические истории, которые слышали в деревне от взрослых. В этих историях упоминались лешие, русалки, утопленники и такое необычное для крестьян природное явление, как солнечное затмение, наделавшее в свое время много шума в деревне и послужившее причиной массовой паники среди крестьян.

Истории-страшилки звучали у костра до самого утра. Временами повествование прерывалось таинственными звуками, доносящими от реки и из леса. Один раз собаки, которые вместе с ребятами стерегли лошадей, с громким лаем вскочили и убежали в темноту. Один из мальчиков по имени Павлуша бесстрашно отправился вслед за ними и привел собак обратно к костру.

Ранним утром охотник покинул спящих ребят и Бежин луг, на котором услышал множество занимательных и жутковатых историй, характерных для крестьянского быта того времени. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Бежин луг» состоит в стремлении автора показать истинную красоту русской природы. В рассказе подробно описываются живописные места Тульской губернии тех времен. С большой любовью к природе Тургенев рассказывает нам о рассвете в начале рассказа и не менее красочно пишет о закате. Главная интрига рассказа сосредоточена в элементах мистицизма, которые передаются через беседу у костра крестьянских детей, сторожащих лошадей в ночном. Детские страшилки из деревенской жизни, которые ребята по очереди рассказывают друг другу, создают атмосферу таинственности и тревожности. Автор усиливает мистическую составляющую рассказа в самом его конце, сообщив читателю, что мальчик Павлуша, ходивший ночью к реке за водой и услышавший голос утопленника, в том же году трагически погиб, упав с лошади. Рассказ учит не придавать слишком большого значения различного рода суевериям и рассказам мистического толка, поскольку это может породить неуверенность человека в своих действиях и привести к неприятным для него последствиям.

В рассказе Тургенева мне понравился охотник. Встретив ночью крестьянских детей на Бежином лугу, он не стал навязывать им свое общество, а скромно переночевал возле их костра, не мешая беседе детей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Бежин луг»?

Охота – природа человека.
Не поминай лихо, пока оно тихо.
Если тебе интересен мир, то все вокруг тебя становится источником открытий.

Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок охотника", который начал выходить в свет с 1847 года. Этот сборник пользовался большой популярностью и любовью читателей за колоритные описания русской природы, тонкий анализ душевных переживаний героев и интересный сюжет.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» - это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» - это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» - это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков - несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой - простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша - сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» - это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак - все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.