Егоров пособие репетитор для поступающих в вузы. Пособие-репетитор по химии

А.С. Егоров
Название: Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы (5-е издание)
Издательство: Ростов-на-Дону: "Феникс"
Количество страниц: 768
ISBN: 5-222-02870-4
Год издания: 2003

Примеры страниц


Рецензия:
Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии, а также типовые задачи с решениями и большое число заданий разной степени сложности для самостоятельной работы (в том числе элективные тесты).
Пятое издание данного пособия в целом сохраняет структуру и методическую концепцию первого издания. Вместе с тем в ряд разделов внесены существенные изменения и дополнения, целью которых являлось приведение содержания учебного материала в полное соответствие с новыми программами для поступающих в вузы, в частности с программой по химии для вступительных испытаний в медицинские и фармацевтические вузы.
Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, абитуриентам химических и медико-биологических вузов.
Скачать с сайта: Содержание:

К читателю.
Предисловие ко 2-му изданию
Часть I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ.
Раздел 1. Основные понятия и законы химии
§ 1.1. Определение и предмет химии
§ 1.2. Первоначальные сведения о строении атомов. Химические элементы
§ 1.3. Размеры атомов. Абсолютные и относительные атомные массы
§ 1.4. Молекулы. Химические формулы. Молекулярные массы. Элементный состав веществ
§ 1.5. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Химические соединения и смеси
§ 1.6. Валентность элементов. Графические формулы веществ
§ 1.7. Моль. Молярная масса
§ 1.8. Закон Авогадро. Молярный объем и относительные плотности газов. Уравнение Клапейрона- Менделеева
§ 1.9. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
§ 1.10. Вывод химических формул. Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Раздел 2. Классификация неорганических веществ. Состав, номенклатура и графические формулы оксидов, оснований, кислот и солей
§ 2.1. Важнейшие классы неорганических веществ
§ 2.2. Номенклатура, классификация и графические формулы оксидов
§ 2.3. Номенклатура, классификация и графические формулы оснований
§ 2.4. Классификация, номенклатура и графические формулы кислот. Понятие об амфотерных гидроксидах
§ 2.5. Классификация, номенклатура и графические формулы солей
Тест № 1 по теме: «Состав, номенклатура и классификация неорганических веществ»
Раздел 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь
§ 3.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Тест № 2 по теме: «Периодическая система химических элементов» § 3.2. Строение атома: физический смысл порядкового номера элемента, массовые числа атомов, изотопы
§ 3.3. Строение электронной облочки атома. Квантовые числа. Принцип Паули
§ 3.4. Строение электронной оболочки атома. Заполнение орбиталей электронами. Электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов
§ 3.5. Периодическая система химических элементов и электронное строение атомов
Тест № 3 по теме: «Строение атома»
§ 3.6. Зависимость свойств элементов от строения их атомов. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д.И. Менделеева
§ 3.7. Химическая связь и строение вещества. Ковалентная связь 115 § 3.8. Валентность элементов в ковалентных соединениях. Гибридизация орбиталей. Направленность ковалентной связи
Пространственное строение молекул
§ 3.9. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная связи. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток
§ 3.10. Степени окисления элементов
Тест № 4 по теме: «Химическая связь. Степени окисления элементов»
Раздел 4. Классификация химических реакций и закономерности их протекания
§ 4.1. Окислительно-восстановительные реакции. Важнейшие окислители и восстановители
§ 4.2. Тепловые эффекты реакций. Закон Гесса и следствия из него
§ 4.3. Скорость химических реакций. Понятие о катализе
§ 4.4. Необратимые и обратимые реакции
Химическое равновесие
§ 4.5. Общая классификация химических реакций
Тест № 5 по теме: «Химические реакции и закономерности их протекания»
Раздел 5. Растворы. Электролитическая диссоциация
§ 5.1. Понятие о растворах. Процесс растворения. Растворимость веществ
§ 5.2. Количественная характеристика состава растворов
Тест № 6 по теме: «Растворы. Количественный состав растворов»
§ 5.3. Электролитическая диссоциация. Степень и константа диссоциации
§ 5.4. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов И солей в водных растворах
§ 5.5. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среды водных растворов электролитов
§ 5.6. Реакции обмена в водных растворах электролитов
Ионные реакции и уравнения
Тест № 7 по теме: «Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Ионные уравнения реакций»
§ 5.7. Гидролиз солей
Тест № & по теме: «Диссоциация воды. pH. Гидролиз солей»
§ 5.8. Понятие о дисперсных системах. Коллоидные растворы
Часть II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 6. Важнейшие классы неорганических веществ, их свойства и способы получения
§ 6.1. Оксиды и основания, их свойства и способы получения
§ 6.2. Кислоты, их свойства и получение
§ 6.3. Амфотерные гидроксиды, их свойства
§ 6.4. Соли, их свойства и получение. Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений
Тест № 9 по теме: «Свойства и получение оксидов, оснований, кислот и солей»
§ 6.5. Понятие о двойных солях и комплексных соединениях
Раздел 7. Металлы и их соединения
§ 7.1. Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов)
§ 7.2. Электролиз
§ 7.3. Общая характеристика металлов
§ 7.4. Металлы главных подгрупп I и И групп. Жесткость воды
Тест № 10 по теме. «Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения»
§ 7.5. Алюминий и его соединения
Тест № 11

5-е изд. - Ростов н/ Д.: 2003. - 768с.

Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии в объеме, соответствующем программам углубленного изучения химии в средней школе и программам для поступающих в вузы. В пособии представлены все типы расчетных задач с решениями и типовые упражнения с эталонами ответов. К каждой изучаемой теме предлагается разнообразный дидактический материал для контроля (вопросы, упражнения, задачи разной степени сложности, тесты с выбором ответа). Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, слушателям факультетов довузовской подготовки, готовящимся к сдаче выпускного экзамена или конкурсного экзамена по химии при поступлении в вузы химического и медико-биологического профиля.

Формат: pdf

Размер: 1 7 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 6 ,4 Мб

Скачать: drive.google

К читателю..............................................................................3

Предисловие ко 2-му изданию..............................................5

Часть I . ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ .................................6

Раздел 1. Основные понятия и законы химии.......................6

§ 1.1. Определение и предмет химии......................................................6

§ 1.2. Первоначальные сведения о строении атомов. Химические элементы.......8

§ 1.3. Размеры атомов. Абсолютные и относительные атомные массы...............13

§ 1.4. Молекулы. Химические формулы. Молекулярные массы. Элементный состав веществ........16

§ 1.5. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Химические соединения и смеси................20

§ 1.6. Валентность элементов. Графические формулы веществ........23

§ 1.7. Моль. Молярная масса................................................................28

§ 1.8. Закон Авогадро. Молярный объем и относительные плотности газов. Уравнение Клапейрона -Менделеева.....32

§ 1.9. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.... 39

§ 1.10. Вывод химических формул. Расчеты по химическим формулам и уравнениям.....................43

Раздел 2. Классификация неорганических веществ. Состав, номенклатура и графические формулы оксидов, оснований, кислот и солей..51

§ 2.1. Важнейшие классы неорганических веществ.............................51

§ 2.2. Номенклатура, классификация и графические формулы оксидов..............55

§ 2.3. Номенклатура, классификация и графические формулы оснований..............59

§ 2.4. Классификация, номенклатура и графические формулы кислот. Понятие об амфотерных гидроксидах.......60

§ 2.5. Классификация, номенклатура и графические формулы солей.............................67

Тест № 1 по теме: «Состав, номенклатура и классификация неорганических веществ»....................................74

Раздел 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь....76

§ 3.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева..............76

Тест № 2 по теме: «Периодическая система химических элементов» ...83

§ 3.2. Строение атома: физический смысл порядкового номера элемента, массовые числа атомов, изотопы........84

§ 3.3. Строение электронной оболочки атома. Квантовые числа. Принцип Паули.....................87

§ 3.4. Строение электронной оболочки атома. Заполнение орбиталей электронами. Электронные конфигурации атомов элементов I -IV периодов..95

§ 3.5. Периодическая система химических элементов и электронное строение атомов................103

Тест № 3 по теме: «Строение атома»..................................................109

§ 3.6. Зависимость свойств элементов от строения их атомов. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева....110

§ 3.7. Химическая связь и строение вещества. Ковалентная связь 115

§ 3.8. Валентность элементов в ковалентных соединениях. Гибридизация орбиталей. Направленность ковалентной связи. Пространственное строение молекул...124

§ 3.9. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная связи. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток..132

§ 3.10. Степени окисления элементов.................................................143

Тест № 4 по теме: «Химическая связь. Степени окисления элементов»..............147

Раздел 4. Классификация химических реакций и закономерности их протекания.........149

§ 4.1. Окислительно-восстановительные реакции. Важнейшие окислители и восстановители.......149

§ 4.2. Тепловые эффекты реакций. Закон Гесса и следствия из него..........159

§ 4.3. Скорость химических реакций. Понятие о катализе..............170

§ 4.4. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие.........177

§ 4.5. Общая классификация химических реакций............................ 183

Тест № 5 по теме: «Химические реакции и закономерности их протекания».......187

Раздел 5. Растворы. Электролитическая диссоциация......188

§ 5.1. Понятие о растворах. Процесс растворения. Растворимость веществ.....189

§ 5.2. Количественная характеристика состава растворов...............195

Тест № 6 по теме: «Растворы. Количественный состав растворов» ... 204

§ 5.3. Электролитическая диссоциация. Степень и константа диссоциации................206

§ 5.4. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах........215

§ 5.5, Диссоциация воды. Водородный показатель. Среды водных растворов электролитов........220

§ 5.6. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения...........224

Тест № 7 по теме: «Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Ионные уравнения реакций».......230

§ 5.7. Гидролиз солей............................................................................232

Тест № 8 по теме: «Диссоциация воды. рН. Гидролиз солей»........242

§ 5.8. Понятие о дисперсных системах. Коллоидные растворы.... 244

Часть II . НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ...........................248

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических веществ, их свойства и способы получения......248

§ 6.1. Оксиды и основания, их свойства и способы получения.....248

§ 6.2. Кислоты, их свойства и получение...........................................257

§ 6.3. Амфотерные гидроксиды, их свойства....................................262

§ 6.4. Соли, их свойства и получение. Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений..265

Тест № 9 по теме: «Свойства и получение оксидов, оснований, кислот и солей»..............275

§ 6.5. Понятие о двойных солях и комплексных соединениях.....276

Раздел 7. Металлы и их соединения...................................281

§ 7.1. Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов)....282

§ 7.2. Электролиз..................................................................................287

§ 7.3. Общая характеристика металлов..............................................294

§ 7.4. Металлы главных подгрупп I и II групп. Жесткость воды.. 306

Тест № 10 по теме: «Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения»........317

§ 7.5. Алюминий и его соединения.....................................................319

Тест № 11 по теме: «Алюминий и его соединения».........................325

§ 7.6. Железо и его соединения..........................................................327

Тест №12 по теме: «Железо и его соединения»................................336

§ 7.7. Хром и его соединения..............................................................337

§ 7.8. Важнейшие соединения марганца и меди...............................344

Раздел 8. Неметаллы и их неорганические соединения... 350

§ 8.1. Общая характеристика неметаллов...........................................350

§ 8.2. Водород, его получение, свойства и применение. Пероксид водорода.....360

§ 8.3. Галогены. Хлор и его важнейшие соединения.......................369

Тест № 13 по теме: «Общая характеристика неметаллов. Водород. Галогены»........379

§ 8.4. Халькогены (элементы главной подгруппы VI группы). Кислород, его получение и свойства...381

§ 8.5. Сера и ее важнейшие соединения............................................392

§ 8,6. Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот. Аммиак. Соли аммония.....407

§ 8.7. Оксиды азота. Азотная кислота................................................416

К вопросу о репетиторстве…

С этим вопросом рано или поздно сталкиваются учащиеся старших классов, решившие продолжить свое образование в вузах, и их родители. Сегодня я могу рассматривать этот вопрос с двух точек зрения: с точки зрения родителей (мой сын готовится поступать в вуз) и с точки зрения учителя. Как родителю, мне не слишком нравится тратить время, силы и деньги на то, чтобы найти хорошего репетитора, который сможет подготовить моего ребенка к поступлению в вуз (спрашивается, к чему тогда этого самого ребенка готовили все время в школе?). Как учитель, я прекрасно понимаю, что репетитор не будет выполнять работу учителя школы. Наоборот, базируясь на тех знаниях, которые ребенок получил в школе, репетитор перейдет от школьной учебной программы к программе для поступающих в вузы. Эти программы сегодня сильно различаются – и по объему, и по глубине усвоения знаний. Именно эту разницу можно восполнить, занимаясь на подготовительных курсах при вузе или индивидуально с репетитором. Казалось бы, все достаточно просто – ребенок старательно осваивает школьную программу и выбирает будущую профессию, а родители копят деньги и обеспечивают своему ребенку возможности для дальнейшего обучения. Однако этот не сказать чтобы легкий и приятный, но понятный вариант подходит только для тех, кто живет в крупных городах (или недалеко от них) и имеет возможности (время и материальные) для занятий с репетитором или на курсах. Что делать остальным? Заниматься на заочных курсах или по различным пособиям для поступающих в вузы, но в любом случае – заниматься самостоятельно или почти самостоятельно. Конечно, такая работа по силам только людям с высоким уровнем самоорганизации и хорошими базовыми знаниями, но и этого мало. Необходимо знать требования вузов, уровень сложности задач и заданий, форму вступительного экзамена и многое-многое другое. Надеемся, что курс «Пособие-репетитор по химии», который предлагается вашему вниманию, будет полезен как учителям-репетиторам, готовящим своих учеников к поступлению в вузы, так и тем учащимся, которые идут по этой нелегкой дороге самостоятельно. В течение десяти лет в гимназии г. Сергиева Посада автор преподает углубленный курс химии, используя эти материалы. Содержательный блок и подборка задач постоянно обновляются с учетом изменений в абитуриентской программе. Наши выпускники поступают в ведущие вузы страны и успешно продолжают там свое обучение. Результаты работы за эти годы дают право утверждать, что предлагаемое построение углубленного курса химии и содержательный блок для проведения занятий рациональны, продуктивны и реально помогают «репетировать» вступительные испытания по химии в высшие учебные заведения.