Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

С внедрением ФГОС требования к личности, освоившей образовательные программы, предъявляется ряд новых требований. Такие как, «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле: умение учиться. Они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Требования к результатам изучения предметов в начальной школе включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, приём составление таблиц, схем, подготовка к первым сочинениям и написание творческих работ, работа в парах, самостоятельная работа с учебной литературой и так далее - активные средства, которые используются на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Формирование личностных результатов на уроках русского языка и литературного чтения происходит посредством тех текстов, которые используются на уроках. Учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания .

Примеры типовых задач по формированию личностных УУД

Задание 1.

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока : «Русские народные сказки, пословицы и поговорки», 2 класс

1 Задание. Учащимся предлагаются русские народные пословицы и поговорки:

  • Не за бороду - за ум жалуют.
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Умный и без денег богат.
  • В умной беседе - ума набраться, а в глупой - свой потерять.
  • Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать.
  • Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
  • Умное повторять не грех.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.

Прочитайте пословицы и поговорки о мудрости и глупости, а теперь подумайте и скажите: какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?

Придумайте историю, заглавием которой могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости. Далее идёт обсуждение, сравнение мнений каждого учащегося с мнением одноклассников.

2 Задание. Учащиеся на уроках литературного чтения познакомились с произведением Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки).

После работы над содержанием произведения и анализа ребятам предлагается подумать над вопросом: как вы думаете, почему взрослые отличаются от детей?

Экзюпери писал: «… все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Ему грустно оттого, что взрослые часто не могут понять детей. А вот уже знакомый вам Александр Курляндский думает по - другому: «Ведь взрослые - те же дети, только они чуть дольше прожили на свете, ходят на работу и воспитывают вас». С кем из писателей вы согласны?

Как вы понимаете слова Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?

А вот ещё очень важные слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы понимаете, что это значит?

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено, а что ещё нет;

2) планирование - последовательность действий с учётом конечного результата;

3) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;

5) коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия;

6) оценка - осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта) и к преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую проблемно-диалогические технологии, создаю обстановку творческого поиска, умственного напряжения. Ставлю детей в проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий .

Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД

1 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока: «Что мы будем учить и чему учиться в этом году», 2 класс

Учащимся предлагаются высказывания о русском языке. Русский язык - это государственный язык, на нём говорят все народы, которые живут в Российской Федерации.

Русский язык - это часть нашей культуры, богатство и достояние народа. Ты узнаешь, как устроен наш язык, какие у него законы и правила. Будешь открывать тайны и секреты языка.

Попробуйте предположить, что интересного ты узнаешь в этом году. Какие вопросы у тебя появились? Как ты думаешь, какие у языка могут быть секреты?

2 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?.», 2 класс.

На уроке учащиеся познакомятся с новыми понятиями. Эти новые знания они откроют сами. Учащимся предлагается задание на уроках русского языка.

Прочитай предложение. Рыжик лежит в корзинке. О котёнке или о грибе говорится в предложении? Что ты можешь предположить?

Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?

На какие же вопросы могут отвечать слова?

Как узнать, какой вопрос задать к слову - кто? или что?.

Учащиеся не только открывают знания самостоятельно, но и учатся ставить цели, прогнозировать результат, планировать.

Задание «Учимся открывать новые знания»

Прочитай слова. Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие слова отвечают на вопрос что? Как вы определили?

Таблица

Спишите слова. Поставьте к ним вопросы кто? или что? Настя, игрушка, мышка, утро, весна, школьник, дорожка, гриб, книжка, дедушка, урок.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а так-же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия это:

Самостоятельное выделение и формулирование познава-тельной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; примене-ние методов информационного поиска, в том числе с по-мощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; сво-бодная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин-формации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятель-ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера .

Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

1 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока « Текст», 2 класс

Учащимся предлагается текст «Любимые сказки».

В сказках живут разные герои. Одни хорошие, добрые, другие злые и страшные. В волшебных сказках есть феи и колдуны, принцы и принцессы, драконы и чудовища. Героями сказок могут быть люди, животные, птицы.

Что нужно сделать, чтобы подобрать заглавие к тексту?

Из предложенных заглавий выбери то, которое по- твоему мнению подходит к тексту. «Герои сказок», « Сказочные герои», «Книги сказок». Дети учатся структурировать материал, выделять главное, подбирать заглавие к тексту, вместе с тем вспоминают признаки текста.

2 Задание.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока « Группы слов в русском языке. Связь слов в предложении», 2 класс

Разделите слова на группы: вещи (предметы), люди, животные. Запишите слова группами.

На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Тетрадка, ребята, мальчик, трамвай, собака, жираф.

Разделите слова на группы: люди, растения, насекомые. Запишите слова группами.

На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Напишите вопросы.

Девочка, пшеница, жук, клён, артист, ольха, бабочка. Учащиеся выполняют работу, предлагается сделать вывод самостоятельно.

Учащиеся учатся классифицировать - распределять объекты по группам в соответствии с принципами деления. Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведёт к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования. Учащиеся приобретают умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления, проверять предположения, доказывать правильность собственного выбора.

Коммуникативные УУД - обеспечивает социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов - выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка .

Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД

1 Задание.

Учебная дисциплина: окружающий мир

Тема урока: «Глобус - модель Земли», 2 класс

На уроках учащиеся учатся открывать знания и проверять себя, работая в парах или группах. Они учатся понимать возможность различных позиций и точек зрения, понимают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учатся учитывать разные мнения и обосновывать собственное, учатся договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать, выражать собственное отношение к выработке общей точки зрения.

Поработайте в парах или группе с глобусом.

Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом, а что другими цветами? Обсудите с товарищами.

Поверните глобус. Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Послушай мнения других групп.

Почему Лене кажется, что поехала платформа, а не поезд? Случалось подобное с вами. Обсудите, работая в парах.

Земля вращается вокруг своей оси. Мы этого не замечаем, потому что она вращается без толчков и остановок, вместе с нами и всеми предметами на ней. Но мы понимаем, что Земля вращается, когда смотрим на небесные тела: Солнце, Луну и звёзды. Нам кажется, что они плывут по небу в одну сторону, как дома и деревья за окном поезда.

Обсудите, по каким признакам мы замечаем вращение Земли?

2 Задание.

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «Животные - герои сказок», 2 класс

В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.

Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев - животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.

Таким образом, способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

  1. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 2 класс. - М., «Просвещение».2014.
  2. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.
  3. А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли: Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Модуль 2 «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», с. 11.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №44

Обобщение опыта

по теме:

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Выполнила учитель начальных классов

Жаринова Оксана Александровна

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно всех составляющих методической системы учителя.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Передо мной встала задача - понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, я определила для себя, что один из важных моментов реализации ФГОС - это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что составить урок по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у обучающихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

Умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,

И, с другой стороны, совокупность способов действия ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Для себя сделала вывод, что необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков обучающихся, но и как процесс развития личности. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования.

Свою работу я разделила на этапы:

1 этап. Теоретический

Формирование УУД должно проходить в соответствии с образовательной программой НОО.

У младшего школьника формируются новые социальные роли, он приобретает опыт разнообразной деятельности, где особое место отведено практическому изучению объектов окружающего мира, применению приобретенных умений в реальных жизненных условиях, а также и на уроке. Такая координация предметов дает увидеть учителю отдельные предметы как части единого образовательного пространства, а ученику - переносить знания и умения, сформированные в рамках одного предмета, на решение задач другого учебного предмета.

2 этап. Исследование и диагностика

В целях изучения готовности обучающихся 1- х классов к школьному обучению, в сентябре 2012 года, педагогом- психологом МБОУ СОШ №44 Миллер Юлии Сергеевной были проведены психодиагностические исследования по адаптации детей к учебному процессу, а я провела диагностику УУД обучающихся.

Целью этих исследований было -определение готовности детей к школьному обучению и сформированность УУД обучающихся.

Результаты адаптации и сформированности УУД обучающихся

1в класса на начало учебного года (сентябрь):

Сформированность УУД:

Личностные УУД– анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель : выявление нравственных представлений учеников.

Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».

Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Таблица 1.

Мотивация

Нравств. представл.

I – 35%

II – 35%

III – 26%

IV – 4%

V – -

Личностные

Регуля-

тивные

Познава-

тельные

Коммуни

кативные

Из таблицы видно, что у детей на начальном этапе, относительно хорошо сформированы познавательные УУД. На низком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные УУД.

УУД у обучающихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого обучающегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Готовность детей к школьному обучению.

В целях изучения готовности обучающихся 1- х классов к школьному обучению, в сентябре 2012 года были проведены психодиагностические исследования.

Методика: ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика.

Результаты проведенного исследования: (слайд)

Высокий уровень

готовности

Средний уровень

готовности

Ниже среднего

готовности

Низкий уровень

готовности

Все три задания графического теста направлены на определение сформированности функций: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности, уровень волевой организации ребенка. Задания теста дают также представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации.

В результате проведенного исследования 70 % обучающихся имеют высокий зрелый уровень психомоторного развития; 26,6% учащихся имеют средний уровень готовности- "зреющий " уровень психомоторного развития, что является благоприятным прогнозом; 3,3 % то есть 1ученик имеет уровень готовности к школе ниже среднего и нуждается в дополнительных занятиях, 0% обучающихся не имеют незрелый уровень по психомоторному развитию и низкий уровень готовности к школе.

На основании результатов диагностики, я поняла, что процесс обучения надо выстроить не как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности и адаптации обучающего к новым условиям.

3этап. Практический

Для формирования УУД свои уроки я стала планировать на основе деятельностного подхода, где прописываю методы и пути формирования УУД на всех его этапах.

Для того чтобы увидеть деятельность обучающихся на каждом этапе урока и определить уровень сформированности универсальных учебных действий, я использую таблицу «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» (слайд)

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, презентация

Проектная деятельность,

задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные,

Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные,

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Приведу некоторые примеры по формированию УУД. Для того, чтобы формировать личностные УУД , каждый урок начинаю с коротеньких стишков, которые дают положительный настрой на урок. Например:

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать! (слайд видео 3 класс окружающий мир)

Также, чтобы провести мотивацию к учебной деятельности, можно сказать детям, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Младшие школьники очень любят различные соревнования, поэтому на этапе самоопределения частенько договариваемся с детьми о правилах в соревнованиях.

И на этапе рефлексии, (подведение итога урока), очень важно направить детей на осознание того, что ребенок смог справиться с определенным количеством заданий, некоторые вызвали затруднения, но эти затруднения уйдут, если дома потренироваться.

На уроках чтения стараюсь после каждого прочитанного произведения высказать свое отношение к произведению.

Для этого использую такие словососчетания: (слайд)

Я почувствовал (а)...

Я увидел (а)...

Я улыбнулся (ась)...

Я вспомнил (а)...

Мне стало грустно...

Я бы продолжил (а) написанное так...

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так...

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни...

Будущее героев я представляю...

Произведение вызвало у меня чувства...

Для развития регулятивных УУД , при объявлении целей урока и темы, задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Это возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания- незнания.

Например, на уроке окружающий мир:

Сейчас послушайте звуковой фрагмент и подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о чем он?

Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора. Кто по вашему является его участниками? (слайд с видеоурока)

Найдутся дети, которые смогут ответить на данный вопрос. Они начнут рассказывать об этом.

На этом этапе ребята учатся слышать и слушать друг друга, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. По завершении беседы- дискуссии, приходим к выводу, что мы еще чего- то не знаем, и ребята сами проговаривают, чем они сегодня будут заниматься на уроке, с чем познакомятся. (слайд с урока планирование своей деятельности)

Регулятивные УУД развиваю при обучении оценивая устных ответов. Так, предлагаю ребятам высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или рисунка, выполненного на уроке ИЗО. При этом, объясняю детям, что в первую очередь надо отметить то, что получилось. В результате такой деятельности обучающиеся приучаются объективно оценивать ответ. Практически ежеурочно применяю такую форму работы, как взаимопроверка и взаимооценивание. При этом обязательно заранее оговариваем нормы и критерии оценивания. Этап рефлексии способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке.

Познавательные УУД развиваются на каждом этапе урока. Для этого предлагаю ученикам ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым.

Предлагаю самим найти путь решения возникших затруднений. Обязательным приемом считаю дать возможность ребятам самостоятельно выбрать задания из предложенных. Регулярно провожу дидактические игры. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти игры способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Очень часто на уроках математики, русского языка использую схемы- опоры для решения различных видов задач, символы, алгоритмы.

Регулярно провожу различные конкурсы и викторины по учебным предметам на выявление общего кругозора. Дети регулярно участвуют в олимпиадах как муниципального характера так и всероссийского.

(слайд о результатах участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня)

Олимпиада по русскому языку 2014

Всероссийский

1 место Голотвин Кирилл, Бузанов Игорь,2 место Кузнецова Ирма, Кудаева Арина по русскому языку

Олимпиада по физической культуре «Мир спорта» для школьников 2-4 классов

Всероссийский

3 место Голотвин Кирилл, Шевцова Мария, Климанов Евгений

Олимпиада по математике 2014

Всероссийский

Голотвин Кирилл 3 место, Бузанов Игорь, Кудаева Арина 2 место

Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Жемчужина народной мудрости»

Всероссийский

1 место Голотвина Мария, Голотвин Кирилл

Всероссийский метапредметный конкурс для школьников «Самый умный третьеклассник»

Всероссийский

1 место Голотвин Кирилл, Голотвина Мария

Всероссийская олимпиада по окружающему миру «Хочу всё знать»

Всероссийский

2 место Лондарева Арина, 3 место Чувашова Елизавета, Панфёрова Елизавета

Для развития коммуникативных УУД использую работу в парах или группах для того, чтобы обучить детей сотрудничеству. В первом классе я показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я активно включаю каждого ученика в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В такой совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности. На уроках литературного чтения очень часто пересказываем тексты в ролях. Такое творческое задание заставляет ребенка действовать сообща, контролировать действия друг друга.

Я рассказала только небольшую часть приемов и методов работы над формированием УУД. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

В целях изучения динамики роста формирования УУД первоклассников, в мае 2012 года мной как классным руководителем проведены повторные исследования с использованием тех же методик, что и в начале года.

Анализируя полученные данные, стало видно, что многие обучающиеся становятся более коммуникабельными, у них появляется мотивация к школьной жизни, развивается интерес к учебе. Исходя из данных результатов, я имею возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.

общероссийский

Методики для внутришкольной диагностики для 2 класса в интернет-проекте «Копилка уроков –сайт для учителей»

общероссийский

Рабочие программы по предметам для УМК «Школа 2100», «Школа России»

всероссийский

Всероссийская педагогическая видеоконференция

Тема по самообразованию

Подготовила

Учитель начальных классов

ГОУ СОШ №662

Буданова Ирина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Тема по самообразованию:

« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Учителя начальных классов

Будановой Ирины Владимировны