Рассказ в г короленко слепой музыкант. Слепой музыкант

Каждый писатель вкладывает частичку своей души в свои произведения. А иногда он полностью отдается идее, делая все возможное, чтобы донести до читателей свои мысли. Над рассказом «Слепой музыкант» Владимир Короленко работал особенно долго, тщательно рисуя образы персонажей, останавливая внимание на звуках и мелодиях. И у него получилось создать замечательное произведение, которое способно растрогать сердце читателя любого возраста. Во время чтения действительно кажется, что слышишь звуки музыки, чувствуешь все тонкие грани звучания каждой ноты и погружаешься в невообразимо яркие и волшебные переживания.

В одной из богатых семей родился мальчик Петя, но он не был таким же, как все. Он родился слепым, и этот факт сильно опечалил его родных. Поначалу мама старалась уделять ему как можно больше внимания, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Однако ее брат сказал ей, что ребенку не стоит давать поблажек, в хорошем смысле этого слова, чтобы он мог развиваться, чтобы у него было стремление. И борьба мальчика с принятием самого себя была непростой, но постепенно он научился видеть мир и без помощи глаз. Он научился его чувствовать, слышать. И мир отвечал ему взаимностью.

Рассказ одновременно трагичен и оптимистичен, он очень трогателен. Писатель рассказывает о судьбе человека, которого не сломили обстоятельства. Он учит радоваться жизни, какие бы препятствия не встречались на пути, говорит о стойкости и преданности. Читая о судьбе Пети испытываешь восхищение и чувствуешь, как комок подступает к горлу. Рассказ оставляет приятные впечатления и дает веру в лучшее.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Слепой музыкант" Короленко Владимир Галактионович бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, повидимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне не кажется правильным: мы никогда не летали, как птицы, однако, все знают, как долго ощущение полета сопровождает детские и юношеские сны. Должен, однако, признаться, что этот мотив вошел в мою работу, как априорный, подсказанный лишь воображением. Только уже несколько лет спустя после того, как мой этюд стал выходить в отдельных изданиях, счастливый случай доставил мне во время одной из моих экскурсий возможность прямого наблюдения. Фигуры двух звонарей (слепой и слепорожденный), которые читатель найдет в гл. VI, разница их настроений, сцена с детьми, слова Егора о снах — все это я занес в свою записную книжку прямо с натуры, на вышке колокольни Саровского монастыря Тамбовской епархии, где оба слепые звонаря, быть может, и теперь еще водят посетителей на колокольню. С тех пор этот эпизод, — по моему мнению, решающий в указанном вопросе, — лежал на моей совести при каждом новом издании моего этюда, и только трудность браться снова за старую тему мешала мне ввести его раньше. Теперь он составил самую существенную часть добавлений, вошедших в это издание. Остальное явилось попутно, так как, — раз тронув прежнюю тему, — я уже не мог ограничиться механической вставкой, и работа воображения, попавшего в прежнюю колею, естественно отразилась и на прилегающих частях повести. 25 февраля 1898 г.

Глава первая

I

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами, появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе. Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам. — Отчего... отчего это он? — спрашивала больная едва слышно. Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза. — Отчего, отчего? — попрежнему тихо шептали ее губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила: — Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь. Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением: — Отчего... так... так ужасно? Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком. Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лу­чом. Мать первая обращает внимание на необыч­ное выражение лица, неподвижного и не по-дет­ски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтвержда­ет страшную догадку пани Попельской.

Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец - добродушный деревенский помещик, весь в лю­бимом деле, строительстве мельниц. Его незатейли­вое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупре­дить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предосте­рег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь - борьба и в ней нет места для инвалида.

Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он ре­шается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности маль­чика до такой степени, чтобы компенсировать сле­поту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зо­ву, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота на­кладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к че­му-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик да­же изучает комнаты по звукам.

Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонят­ных ощущений мальчику становится плохо, он па­дает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знако­мить мальчика постепенно: открывают окна, вы­водят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комна­там. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по фи­зиологии, психологии и педагогике, осознав, что бо­роться можно не только саблей, а любым доступ­ным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра - проявление его «таинственного предназначения ».

Когда мальчик знакомится с новыми явления­ми мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уве­ренно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, иссле­дуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однаж­ды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать рев­нует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкаль­ное чувство Иохима берет верх над отточенной тех­никой Анны Михайловны.

Но, принимая слепоту сына как собственный не­дуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и на­чинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим на­учил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомит­ся со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпи­мо, но у него возникает чувство разочарования: музыка - великая сила, но песня говорит не од­ному слуху, она «будит мысль в голове и муже­ство в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на об­разы песни.

Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит по­рядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Ио­химом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ре­бенка ослаблено. Особое значение в жизни Пет­руся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изу­чению истории, литературы. Дядя Максим знако­мится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Мак­сим приписывает это недостатку общения с деть­ми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».

В соседнем имении меняется арендатор. Сосе­дями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собст­венное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.

Однажды Петрусь сидит один на холмике и иг­рает на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эве­лины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбез­но. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет со­седа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует - ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спо­койный голос. Знакомые дети всегда громко кри­чали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никог­да не вернется?

Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое униже­ние калеки и горько рыдает. Эвелина возвращает­ся, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.

Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочет­ся идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.

Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у ка­литки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязыва­ются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается по­лезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения - он нашел общение, которо­го не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом -- органическая потребность. Мать и дя­дя Петруся думают, что теперь душевное разви­тие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.

Максим понимает, что не он один влияет на маль­чика, у Петруся случаются неожиданные проблес­ки, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музы­ку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.

Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные пред­чувствия и порывы. Как ни старается дядя устра­нить внешние факторы, мальчик ощущает внут­реннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчеза­ет, появляется склонность к уединению.

Только общества Эвелины он ищет. Петр при­ближается к критическому возрасту между отро­чеством и юностью.

Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с тру­дом выносит это, но считает, что душе воспитан­ника необходимо окрепнуть.

Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бур­лит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей - своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко - крепкий старик, похожий на гоголевско­го Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсужда­ют планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его учас­тия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негоду­ет, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впе­чатления. Через две недели молодежь опять на­носит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не зна­ет. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвели­на идет за ним.

Проходя по саду, она становится свидетельни­цей разговора Максима с сестрой. Он говорит Ан­не Михайловне, что мешать свободе Эвелины, пор­тить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.

Когда девушка находит Петра, она возмущает­ся поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, - это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.

Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидо­вал, и пожимают руку, предсказывая ему широ­кую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой испол­нения Петра. Петрусь впервые становится цент­ром оживленного разговора, в душе его - гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.

В усадьбе становится светлее и радостнее, Ан­на Михайловна будто молодеет, Максим чаще шу­тит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувству­ет себя в обществе свободнее, как равный участ­вует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, со­провождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где - каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр раз­говаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и ви­дел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выраже­ние горечи. Он считает теперь, что все слепорож­денные злы. Максим, не зная о визите на коло­кольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.

Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» - вот что его тревожит. Он пыта­ется понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носит­ся со своим горем.

Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и сле­пых вовсе не нужно окружать заботой: это боль­шая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, - пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.

На церковный праздник Максим с племянни­ком идут поклониться чудотворной иконе и встре­чают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.

Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.

Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращает­ся домой он с двумя слепыми, в нищенской одеж­де. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совер­шил паломничество, чтобы помолиться об исцеле­нии. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.

Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «моло­дое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ре­бенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгнове­ние, как ему кажется, он видит мать, жену и Мак­сима, а потом теряет сознание.

Проходит три года. Слепой музыкант дебюти­рует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один не­обычнее другого. Петра сопровождают жена и Мак­сим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощу­щение счастливой жизни. В ней сквозь яркую ме­лодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».

Максим понимает, что сделал свое дело и не да­ром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощу­щение жизни, он чувствует и людское горе, и люд­скую радость, он прозрел и сумеет напомнить счаст­ливым о несчастных».

4.3 (85.71%) 14 votes

Здесь искали:

  • слепой музыкант краткое содержание
  • краткое содержание слепой музыкант
  • короленко слепой музыкант краткое содержание

Владимир Короленко


Слепой музыкант

Для среднего и старшего школьного возраста

Глава первая


Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам.

Отчего… отчего это он? - спрашивала больная едва слышно.

Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза.

Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы.

На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:

Отчего… так… так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы.

Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.


Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица , и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он… он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп . Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.


Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этих случаях он всегда произносил неизменную фразу: «Здорова ли ты, моя голубка?» - после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредка сообщал что-либо о дубовых валах и шестернях. Понятно, что его мирное и незатейливое существование мало отражалось на душевном складе его сына. Зато дядя Максим был совсем в другом роде. Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве на «Контрактах» . Все удивлялись, как это в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из «шляхтичей» непременно бы отвечал оплеухами. Наконец, к великой радости всех благомыслящих людей , дядя Максим за что-то сильно осердился на австрийцев и уехал в Италию; там он примкнул к такому же забияке и еретику - Гарибальди , который, как с ужасом передавали паны помещики, побратался с чертом и в грош не ставит самого папу . Конечно, таким образом Максим навеки погубил свою беспокойную схизматическую душу, зато «Контракты» проходили с меньшими скандалами, и многие благородные мамаши перестали беспокоиться за участь своих сыновей.

Должно быть, австрийцы тоже крепко осердились на дядю Максима. По временам в Курьерке, исстари любимой газете панов помещиков, упоминалось в реляциях его имя в числе отчаянных гарибальдийских сподвижников, пока однажды из того же Курьерка паны не узнали, что Максим упал вместе с лошадью на поле сражения. Разъяренные австрийцы, давно уже, очевидно, точившие зубы на заядлого волынца (которым, чуть ли не одним, по мнению его соотечественников, держался еще Гарибальди), изрубили его, как капусту.

На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о. чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Попельский Петр (Петя, Петрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком «этюд» автор, очевидно, хотел подчеркнуть экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».

П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».