Открытый урок по хору в музыкальной школе. Открытый урок со старшим хором "Камертон"

КОНСПЕКТ

открытого урока по хору

«Формирование певческого дыхания

на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Преподаватель хора

МБУ ДО Локотская ДШИ

Матюшкова В.В.

Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому, возникает необходимость в использовании нестандартных форм урока: урок – дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Формы занятий в младшем хоре тесно перекликаются между собой: так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как состязание или урок – защита приобретенных знаний и навыков.

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего хора, их восприятие музыкальных произведений станет особенно эффективным. Данный вид занятия способен воздействовать не только на процесс обучения, развитие кругозора и духовного начала младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя. Источником зажима могут являться глубокие переживания, спрятанные в глубоких тайниках детской души. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. И в этом огромную роль играет дыхательная гимнастика.

Воздействие музыки на ребенка происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная цель – развитие вокально-хоровых навыков.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Цель: через эмоционально – осознанное отношение детей к вокальным произведениям, которые они исполняют, формировать вокально-хоровые навыки, а именно певческое дыхание.

Задачи:

    Укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использование дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской.

    Развитие произвольного дыхания с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendo, а также освоение опоры звука и растяжки его во времени;

    Развитие навыков вокального дыхания при звуковедении staccato, legato и non legato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам.

План проведения занятия.

    Дыхательная гимнастика:

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

2. Распевание.

а) упражнение №1 на ровность звука и цепное дыхание;

б) упражнение №2 на легкость и полетность голоса;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата;

г) упражнение №4 скороговорки;

д) упражнение №5 на развитие звуковедения стоккато.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

4. Работа с произведениями.

а) туркменская народная песня «Мотылек»;

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» Самарина.

Ход занятия:

Хормейстер: ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.

Проводится опрос:

    Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и выдох);

    Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);

    Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);

    Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);

    Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

    Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).

    Проводится дыхательная гимнастика.

По системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:

а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном темпе 8 раз;

б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками к спине, сжимая грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным:

а) упражнение №4: «В етер» . Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

б) упражнение №5: «Спущенное колесо машины» (выдыхание на согласных звуках «С»). Также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох бал ровным, без толчков и длительным;

б) с использованием согласного «С» также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим; добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

2. Распевание.

Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. Все вокально - хоровые навыки воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар. На каждой репетиции наряду с освоением того или иного произведения, шлифовкой его отдельных эпизодов, используются специальные вокальные упражнения. Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.

а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием ; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,

б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;

г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.

д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Каждое произведение вначале работы над ним следует пропеть по хоровым партитурам, с дирижированием или используя ручные знаки (пение по руке) по системе Г. Струве. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке динамических оттенков. Полезно без пения отработать цепное, активное дыхание и динамику ритмически не меняя фразу так, как если бы оно было пропето с текстом.

4. Работа с произведениями.

а) При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

Задачи для исполняемого репертуара:

    работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;

    развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;

    соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

Репертуар:

а) «Мотылек» слова Е. Осина, музыка А. Зарецкого

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» слова Г. Остера, музыка В. Самарина.

Заключение.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает впечатление детей.

Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков привело:

    К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

    Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов;

    Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Итак, работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Список использованной литературы.

    В. Попов «Школа хорового пения».

    В. Живов «Теория хорового исполнительства».

    Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».

    А. Н. Стрельникова «Упражнения для развития певческого дыхания».

    Г. Струве «Хоровое сольфеджио».

МБОУ ДОД «ДШИ»

ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХОРУ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ НА ТЕМУ:

Преподавателя

Коваленко Тамары Сергеевны

Февраль 2015

Тема урока:

Задачи :

Образовательные:

Продолжать формировать вокально –хоровые навыки;

Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

Формировать навыки пения (a cappella);

Прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.

Развивающие:

Закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;

Продолжать развивать гармонический слух;

Развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)

Расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

Воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;

Воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.

Оборудование : фортепиано, доска с написанной партитурой песни «Где ты был так долго?», ноты, партитуры для обучающихся с элементами двухголосия, ноты упражнений, попевок. Крупным текстом, яркими цветами выписаны слова: партитура, артикуляция, мажор, минор, кульминация, интервал терция, вокальная миниатюра, диалог. Изображение на листе кифары и название «кифара». .

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые его музыкой.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться красиво петь.

Обратить внимание детей на изображение инструмента «Кифара» и написание его названия.

2.Актуализация опорных знаний:

а) Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения (плечи опущены, спина прямая, не поднимать подбородок). Для нахождения этого ощущения надо- взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Затем сесть прямо и руки положить на колени.

3.Распевание:

Разминка:

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Повторить значение слова артикуляция и прочитать всем вместе слово на доске.

Артикуляционная гимнастика (по В.В.Емельянову).

а) Покусать кончик языка. (Повторить упражнение 4-8 раз)

б) «Шинковать» язык- т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. (4-8 раз)

в) Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык.

г) Пощёлкайте языком, меняя размеры рта.

д) «Иголочка» - протыкайте языком поочерёдно левую и правую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

е) «Щёточка» - круговыми движениями языка то влево, то вправо, проведите между дёснами и губами- как бы чистим язык.

ж) Покусываем поочерёдно, верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Дикционная речевая разминка. Пение скороговорок:

Баран-буян залез в бурьян;

Хороши в дорожку пирожки с картошкой;

Стоит лодырь у ворот-

широко разинув рот,

и никто не разберёт,

где ворота, а где рот.

Цель: активизировать диафрагму

1.Руки поднять вверх, сжимаем кулачки, вдыхаем через рот.

2.Небольшой наклон вперёд-в течении15 сек. набираем дыхание (вдыхаем аромат прекрасного цветка), выпрямляемся, задерживаем. На звук с- выдыхаем постепенно.

3.Распевание:

Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться чёткого произношения согласной «Р», пропевания гласных.

Распевки «Скок, скок», «Уж как шла лиса по тропке», «Весёлые гласные».

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка» (немой звук).

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

Распевка «Такси» (инсценирование распевки) Определить образ каждого героя распевки, исполнить распевку с использованием актёрского мастерства. Исполнить в разных темпах, с разным эмоциональным настроем.

Распевка «Во поле берёза стояла» (a cappella)

Задачи распевки: петь не крикливо, на хорошей опоре, активно. На высоких звуках –остановиться, отработать круглый звук, активное дыхание, окончание фраз, унисон. Далее- исполняем каноном: петь медленно, по руке, выстраивая интонацию голосов.

Работа над песнями

Начальный этап работы над латышской народной песней «Где ты был так долго?» (с элементами двухголосия);

1 .Показ песни «Где ты был так долго?» Под аккомпанемент преподаватель исполняет всю песню вместе с обучающейся из концертного хора (второй голос)

2.Анализ песни:

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Какое настроение песни? Какой характер музыки?

О чём поётся в песне? Можно сказать, что эта песня шуточная?

Что означают слова: мельница, мука, рожок, бородка?

Куда движется мелодия в фразе: «Где ты был так долго, козлик мой серый?»

В каком регистре звучит аккомпанемент? Как вы думаете, он точно повторяет мелодию или поддерживает пение?

Можно сказать, что это песня-игра, песня-диалог? Что такое диалог?

3. Обучающиеся делятся на две группы(произвольно).

На доске написана партитура песни «Где ты был так долго?»

Повторное исполнение первого куплета песни. Дети следят по партитуре за движением мелодии.

На предыдущих уроках мы пели песни по слуху, а сегодня будем учиться петь по нотам, так, как вы поёте на уроках сольфеджио, значит, будем сольфеджировать. Но не всю песню, а там- где появляется двухголосие.

Все вместе проговаривают слова первого куплета, очень четко и внятно.

Раздаются нотные листы, где выписаны три последних такта песни. Обратить внимание: там, где штили нот написаны вверх- это партия верхнего голоса, первой группы. Назовем её «группой козликов». А там, где ноты написаны штилями вниз-это партия нижнего голоса. Назовём его группой «милый дружок».

Спеть тоническое трезвучие с ручными знаками от пятой ступени.

Цель: настройка гармонического слуха.

Определить: мажор или минор? (закрепление понятия)

Спеть минорное трезвучие, чтоб дети почувствовали контраст.

Работа над первой фразой.

Поставить перед учащимися задание с целью: выучить грамотно и правильно.

а) спеть «про себя» вместе с преподавателем;

б) ещё раз спеть первую фразу, показывая движение мелодии рукой.

в) Ещё раз спеть первую фразу и показать движение мелодии по партитуре на доске.

г) далее продолжить работу по фразам. Добиваться логического развития музыкальной фразы, протягивать гласные звуки, пропевать слоги. Удлиняя звучание гласных звуков, мы слушаем, как льется голос, учимся пению.

(по ступенькам вниз. Это ноты-ре, до, си).

Сравнить: Чем отличается пение на словах: ой, ой, ой от пения на словах: мой дружок.

(мелодия не меняется, а слова другие)

Поем трезвучие: преподаватель ноту –соль, «группа козликов» -си, «группа милый дружок» -ре.Рукой показывает вступление каждой группе.

Поём поочерёдно, накладывая звуки один на другой и слушаем каждый себя и другого. Чтобы лучше себя услышать, обучающимся предлагается прикрыть одно ушко ладошкой. Мы спели тоническое трезвучие. Но если я сейчас не стану петь ноту соль, то получится первый слог вашего двухголосного пения. Обе группы выстраивают поочерёдно первый интервал м3, называя нотами, очень медленно пропевая весь такт, показывая ручными знаками ладовой сольмизации.

Обратить внимание на написание слов на доске: интервал терция.

Добившись звучания с названием нот, ещё раз показать двухголосно как звучит со словами. Пробовать спеть с текстом. А потом - весь куплет.

На последующих уроках продолжим учить эту песенку. Вам будет дано ещё одно задание к этой песне.

1. Соблюдение воздушного режима (проветрить класс).

2. Физминутка. Предлагаю выйти на середину зала и стать в круг. Повторяйте за мной движения и пойте. Поем песенку «Буги-вуги».

3. Сброс усталости: вокальный зевок (используется по мере утомляемости детей)

Орг. момент для дальнейшей работы:

Все сели на свои места. Сделали вдох, задержали дыхание и очень медленно выдохнули на звук «С» по счёту до 10.

Продолжение работы над песней «Расскажи, мотылёк» муз. А. Аренского

1. Проверка домашнего задания (выборочно 2-ух обучающихся. Пение 1 куплета песни «Расскажи, мотылёк»)

2. Беседа о песне:

(дети рассказывают о чем эта песня, о ее настроении и характере)

Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Преподаватель поет начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (Исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист)

Чей это композитор? А кто сочинил стихи?

Какого характера эта песня? Какое настроение?

Песня о бабочке. Значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже должен быть лёгким. Звук должен быть коротким, округлым.

3.Исполняем песню с текстом и аккомпанементом.

а) отрабатываем интонацию на скачках, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании. Окончание на длинной ноте исполняем высоко, направляя вверх и «круглым» звуком.

б) 3 и 5 цифры исполняем сольфеджио. Поработать над длинным дыханием, над интонацией на полутонах и скачках.

г) продолжить работу над образом. Это вокальная миниатюра. Она контрастна по характеру. Это диалог человека и мотылька. Резкая смена динамики и ещё ярче темпа дают возможность передать лёгкость мотылька.

д)в итоге спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.

а) ярко, сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

б) определить кульминацию песни.

Подведение итогов.

Домашнее задание: продумать, как можно разнообразить исполнение песни «Где ты был так долго?» и нарисовать к ней рисунки, иллюстрации с целью более образного исполнения.

Открытый урок по дисциплине хоровое пение на зональном методическом объединении

Преподаватель : Мельникова Елена Викторовна

Концертмейстер : Стасько Марианна Романовна

Год обучения : 1-2

Тема урока : Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

    продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

    продолжение развития гармонического слуха;

    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

· наглядный (слуховой и зрительный);

· словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

· индуктивный;

· дедуктивный;

· проблемно – поисковый;

· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· вариативность заданий при повторении упражнений;

· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

· юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

· учёт индивидуальных особенностей;

· дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Дыхательная разминка

2. Вокальные упражнения

3. Работа над вокализом.

III. Заключительная часть

ХОД УРОКА

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

II. Основная часть

1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

6. Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить за формированием зевка, ощущение купола.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.

Работа над вокализом

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

Разработка открытого урока по предмету хора с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Тема: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Преподаватель: Утегенов Марат Сергеевич

Концертмейстер: Андреева С.Н.

2013 год

Разработка открытого урока по предмету хора

с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Преподаватель - Утегенов М.С

ТЕМА: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Цель: Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке. Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приемам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая. Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Формы организации занятия: Групповые, парные.

Дидактическое обеспечение занятия: ТСО.

План:

    Вст. слово

    Распевки, упражнения

    Работа над репертуаром хоровых партий

    Итог урока

    Самоанализ открытого урока

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Распевание: Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата т.е. разогревание голосовых связок ребенка к разучиванию и исполнению хоровых произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в хоровую работу. Планомерное и целенаправленное применение упражнений, очень хорошо способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Для распевания отводится (10 - 15 минут).

Упражнение:

Дыхание – мягкая атака звука. Вначале вдох затем, задержка дыхания и вдох должен быть активным, но спокойным (например: как будто нюхают цветочки). Выдох – должен быть плавным, продолжительным;

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко (например: гласные – это река, а согласные - берега). Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно ;

Упражнение на расширение диапазона (используя преимущественно примарную зону звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы).

2. Механизм певческого дыхания.

В организме человека непрерывно происходит процессы, необходимые для его жизнедеятельности. Работа, выполняемая органами человека – сердцем, нервной системой, мышцами, требует питания. Продуктом такого питания в первую очередь является кислород, который человек получает из окружающей его воздушной среды.

Процесс поглощения кислорода и отдачи углекислоты происходит постоянно. «Человек начинает жизнь с первым вдохом и кончает ее последним выдохом».

Попевки: «Савка и Гришка сделали дуду!», «Ты кукушка, где бывала…», «Чик-чирик…», «Көбелек ».

Процесс дыхания при пении. Взятый при вдохе воздух сгущается под сомкнутыми связками. Давление воздуха разъединяет связки, часть воздуха вырывается, и они вновь замыкаются. Смыкание связок вновь вызывает увеличение давления в трахее и бронхах, происходит новая атака воздуха размыкающего связки.

Упражнения: На согласные «С, Ч, К, Г, Ф, Х»; и на чередующие слоги «ма-мэ-ми-мо-му» Вдох производится более спокойно и полно. При расходовании дыхания необходимо следить, чтобы трата воздуха была равномерной и на всех слогах. Артикуляция слогов должна быть легкой и активной. (5 минут)

3.Работа над песней «Қазақстан-қыран далам »

Вначале детям предлагается прослушать песню в исполнении педагога. Чтобы помочь детям усвоить мелодию, ее следует исполнить в замедленном темпе, без аккомпанемента, затем предложить спеть на слог «ля - ля», «ку - ку», добиваясь в исполнении легкого, светлого звука.

Учить детей петь, передавая веселый, радостный характер песни. Обратить внимание на гласную «у» в слове «қуанам»,и согласную «р » «таңдарымен ». Гласные «ұ » «мұңайсаң » 2-ая низкая «ре2 бемоль» ,«мұңаям », которую нужно произносить длиннее. Своевременно вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать скачкообразное движение мелодии – на октаву вверх (до1 – до2) и чистая кварта вниз- вверх (си - фа - си) и т.д.

(10-15 минут)

4. Повтор и закрепление песни «Я учу английский»

Работа над характером произведения. Осмысленно и выразительно произносить текст песни:

Внимание

Дыхание

Начало и окончание пения.

Уметь сливаться в чистый унисон, слушать себя при пении, а также весь хор, сливаясь в общем звучании с инструментом и не выделяясь. (10 минут)

Итог урока: Научились правильно дышать, произносить четко слова. За счет скороговорок и попевок. Всем спасибо за внимание!

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над певческим дыханием в хоре»

Выбор данной темы считаю актуальным т.к. для того чтобы учащиеся понимали процесс певческого дыхания.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: «Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения». Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке.

Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приёмам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая:

Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Использовались следующие методы обучения:

Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент).

Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объёмным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты.

План – конспект открытого урока по хору.

Преподаватель : Поздеева Мария Олеговна

Концертмейстер Бычкова Оксана Владимировна

Дата проведения : 1 марта 2017

Класс : 1п. класс МБУ ДО «Приморская ДШИ»

Предмет : хоровой класс.

Тема урока: «Игровые формы работы в младшем хоре»

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование :

Фортепиано, стулья, репертуарный сборник песен, методическое пособие «Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса», «Методическое пособие для хора. Распевки.»

План занятия.

    Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

1.Игры.

2. Вокальные упражнения

3. Работа над репертуаром:

«Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

«Моя Россия» муз.Г Струве, сл. Н.Соловьевой

III. Заключительная часть: Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1.Начинаем урок с «Эмоционально-образной игры» на дыхание .

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей»

«Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

«Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

«Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги)

2. Продолжаем урок: Распевки:

    На одном звуке держим букву «У»

    «Вьюга» ууу громко-тихо

    Имена (поем имена каждого ребенка)(по полутонам)

    «Горка»(прр) губами… руками показываем какая высокая горка…

    «Рычание» в приделах квинты(р-р-р)) до-соль-до)

    «Ха-ха» «Хо-хо» «Про-про» «При-при» с вверху вниз

    да-и-да и-да, зо-и-зо-и-зо, ли-до- ли-до ли..

    Дарики-дарики летали комарики, на головку сели и снова полетели

На две щечки, лобик, носик, …….
3. Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:

Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью : то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

4. Диалогические игры


Игра «Ваня-Ваня
» (говорим с разной звуковысотностью)

-Ваня,ваня?

-Что, Папа?

-Ел ты Сахар?

-Нет,папа!

-Врешь ты?

-нет,Папа!

-Рот Покажи!

«Еду на танке»

Еду на танке

В шапке ушанке

Вижу корову

Здравствуй, корова

Как поживаешь?

Ду юс пик инглиш

Что обзываешь.

«Цыгали- бугали»(разная звуковысотность, плюс ритм)

Цыгали -цыгали

Ца-ца

Бугали-бугали

Ца-ца

Цыгали- ца

Бугали-ца

Цыгали-бугали-ца

5. Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Репертуар:

1. «Эхо» муз и сл. О.Юргенштейна

Отработка интонации

2. .«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

Ритмические сложности.

6.Не забываем так же о навыке отрывания рта:


«Машинка заезжает в гараж»
- Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

(Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у - о»?).

«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».)

Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко).

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос - легкий, бесшумный, выдох - через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко).

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”).

Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка (“Щелкать” высоко).

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза).

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним - комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох ).

Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.

3.«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

1. работа над плавным звучанием, цепным дыханием, интонацией.

4 «Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

1. Работа над интонацией, хорошей артикуляцией

2. Основная задача –исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Исполнить оба произведения артистично, в характере.

    Игра «Ритмослов-овощи»

Ба-нан - яб-ло-ко

А-на-нас - ки-ви

Проговариваем цепочку из двух-трех фруктов в четком ритме

Тутти –фрутти (ложки)

Ти-ти-тааа- ти-ти (шумелки)

Ритмический рисунок и движение руками дети придумывают сами.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

10.Заключительная часть урока. Благодарю детей за работу на уроке. Предлагаю детям проголосовать смайликами, оценить урок. После голосования и подведения итогов благодарим за работу друг друга аплодисментами в определённом ритмическом рисунке.