И.Тургенев «Стихотворения в прозе» (материалы к уроку). Анализ стихотворений в прозе И.С

Введение

Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль. Своеобразие писателя может быть выявлено путём сравнения его произведений с созданиями современников, предшественников, через поэтику его произведений и особенности художественного метода. Данное исследование - попытка постичь художественное мастерство И.С. Тургенева , проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля.

И.С. Тургенев - крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически – конкретного эпического изображения с лиризмом.

Контраст в произведениях великого художника слова – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. Для настоящей работы характерен эстетико-философский аспект изучения обозначенной в заглавии проблемы.

В качестве объекта исследования послужили “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева . Обращение к творчеству писателя не только личностно значимо для автора работы, но и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются в школе, хотя привлекают читателей глубиной содержания, своей философской наполненностью. Произведения по-разному воспринимаются читателями и оказывают на них разное воздействие: эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой; наиболее яркие и художественно совершенные миниатюры пронизаны жизнеутверждающими, полными веры в человека нотами. Отсюда цель данного исследования: установить, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст , проявляющийся как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения. Настоящая цель определила постановку следующих задач :

  1. проанализировать теоретический материал, связанный с изучением “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;
  2. выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”;
  3. провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу;
  4. рассмотреть влияние философского осмысления жизненных фактов на духовную жизнь человека.

При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приемы:

  1. контекстуальный;
  2. описательный метод;
  3. компонентный анализ;
  4. прием внутренней интерпретации (прием систематики и классификации).

1. Тематика “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева

Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна. Исследователи внимательно прочитали 77 стихотворений в прозе И.С. Тургенева и систематизировали их по принципу контрастности, а именно: было замечено, что среди основных контрастных мотивов произведений можно выделить следующие:

  1. Любовь и дружба – “Роза”, “Лазурное царство”, “Два брата”, “Как хороши, как свежи были розы”, “Путь к любви”, “Любовь”, “Воробей”.
  2. Сострадание, жертвенность – “Памяти Ю. Вревской”, “Порог”, “Два богача”, “Ты заплакал”.
  3. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество – “Разговор”,“Маша”, “Памяти Ю. Вревской”, “Насекомое”, “Щи”, “Нимфы”, “Завтра! Завтра!”, “Что я буду думать?”, “Н.Н.”, “Стой!”, “Встреча”, “Когда меня не будет”, “Когда я один”, “Фраза”, “Монах”, “Мы еще повоюем”, “Дрозд 1”, “Дрозд 2”, “Песочные часы”, “У – А…У – А!”– “Собака”, “Голуби”, “Без гнезда”, “У – А…У – А!”, “Старуха”, “Два четверостишия”, “Необходимость, сила, свобода”, “Двойник”.
  4. Все живые существа одинаковы перед матерью природой – “Собака”, “Соперник”, “Дрозд 1”, “Морское плавание”.
  5. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина – “Довольный человек”, “Житейское правило”, “Дурак”, “Восточная легенда”, “Гад”, “Писатель и критик”, “Нищий”, “Последнее свидание”, “Щи”, “Повесить его”.
  6. Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезы прошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость -“Милостыня”, “Эгоист”, “Пир у Верховного Существа”, “Враг и друг”, “Молитва”, “Мне жаль”, “Проклятие”, “Житейское правило”, “С кем спорить”, “Брамин”, “Истина и правда”, “Куропатки”, “Мои деревья”, “Соперник”, “Черепа”, “Молитва”, “Кубок”, “Роза”, “Милостыня”, “Посещение”, “Дрозд”, “Я встал ночью”, “Воробей”, “Посещение”, “Лазурное царство”, “Чья вина?”, “О моя молодость”,“Камень”, “Завтра! Завтра!”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Когда меня не будет”, “Я встал ночью”, “Когда я один”, “Попался под колесо”, “Старик”.
  7. Восхищение русским языком – “Русский язык”.

Исследователями замечено частое использование И.С. Тургеневым в миниатюрах контрастных описаний природы : неба, зари, моря, солнца, облаков, туч; пристальное внимание автор обращает на описание глаз (в 12 стихотворениях); внешность человека ;в трех стихотворениях художник, используя антитезу, описывает сны ; изображение звуков. Н астроение в том или ином произведении помогают передать и растения: запахи, внешний вид, представления читателя, где растут эти цветы и деревья: полынь, ландыш, роза, резеда, липа, тополь, рожь.

2. 1. Контраст как основной мотив лирических миниатюр

Все произведения И.С. Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые всегда волновали, волнуют и будут волновать общество. По словам Л.А. Озерова, “В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времён...” (Озеров Л.А. “Тургенев И.С. Стихотворения в прозе”, М., 1967, с.11) Рассмотрим некоторые темы и стихотворения.

И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда “опирается” на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти. В стихотворении “Природа” читаем, что природа “не ведает ни добра, ни зла”. В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: “Разум мне не закон - что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я её и отниму и дам другим, червям и людям…мне всё равно… А ты пока защищайся - и не мешай мне!” Ей всё равно, что человек, что червь - всё одни твари. У всех жизнь одна жизнь - величайшая ценность.

2.1.1. Все живые существа одинаковы перед матерью природой

В стихотворениях “Собака” , “Дрозд 1” , “Морское плавание” рассматривается вопрос жизни и смерти , мимолётности человеческой жизни , незначительность каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти . Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же “налёте” бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и “Одна жизнь жмётся пугливо к другой”. В этих стихотворениях опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед “законом” природы : “две пары одинаковых глаз”, “Я брал ее руку – она переставала пищать и метаться”. Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и животных. Именно для этой цели он вводит плеоназмы : “нет никакой разницы” и “мы тождественны”, “Все мы дети одной матери” близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти, жизненных испытаний. Для этой же цели в тексте употреблены повторения одних и тех словосочетаний : одно и то же чувство, один и тот же огонёк, одна и та же жизнь, одинаковая бессознательная дума. С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей “жизнь”: “воет страшная, неистовая буря”, раздаются “звуки вечности”.

А главное, что есть в жизни, что надо беречь, поймать и не отпускать, - молодость и любовь. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. “Не дайте проскользнуть жизни между пальцев”. Вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих “Стихотворениях…”.

2.1.2. Противоречие мира:правда и ложь; счастье и слезы прошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость

В языке “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенев стремился к гармонии жизни и слова, к естественности, к правде чувств, воплощенных в языке. В данной тематической группе автор широко использовал анафору : “Честность была его капиталом”, “Честность давала ему право”; риторические вопросы : “Что значит прощать?”; риторические восклицания : “Да, я достойный, я нравственный человек!”; параллелизм : “Мне жаль…Мне жаль…”.

Поразительное по содержанию стихотворение “Мне жаль” построено на использовании автором параллелизма и антитезы (“безобразия и красоты”, “детей и стариков”). Контрастные тональности в стихотворениях данной тематической группы очень тонко сменяют одна другую, наталкивают читателя на размышления, заставляют еще и еще перечитывать произведения, чтобы глубже понять их. Такое ощущение, словно автор знает и сомневается в то же время в том, о чем нам повествует.

В стихотворениях “Посещение” , “Лазурное царство” , “Чья вина?” , “О моя молодость” “молодость, женская, девственная красота”, “царство лазури, света, молодости и счастья”, “о моя молодость!, моя свежесть” противопоставлено утратам, грызущим “глухой грызью”, “я – старость”, “лазурное царство я видел тебя во сне”, “вы только на миг можете блеснуть передо мною – ранним утром ранней весны”. Большое количество эпитетов : “нежная алость распускающейся розы”, “безбрежное лазурное небо”, “ласковое солнце”, “суровая грубость”; олицетворений : “туман не вставал, не бродил ветерок”, метафор : “мелкой рябью золотых чешуек”, “ныряя по мягким волнам”, “не понимает чистая душа” - помогают писателю в предельной краткости каждого стихотворения установить глубоко интимный контакт с читателем, демонстрируют чуткость и человечность при решении разных вопросов, поставленных в том или ином стихотворении.

Лирические миниатюры: “Камень” , “Завтра! Завтра!” , “Чья вина?” , “О моя молодость” , “Когда меня не будет” , “Я встал ночью” , “Когда я один” , “Попался под колесо” , “Старик” – полны мрачных, тёмных красок. Тургенев данным стихотворениям противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями (“Лазурное царство”, “Деревня”). Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было (“Воробей”). Воспоминания о прошедшей жизни (“на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души… зарделось оно следами бывалого огня”, “пуст и вял почти всякий прожитой день – он (человек) дорожит жизнью, надеется на нее”, “ты – молодость, я – старость”), яркие, сочные краски позволяют на мгновение ощутить прилив жизненных сил, пережить ощущения счастья, некогда волновавшие героя.

2.1.3. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”, “Щи”, “Повесить его!”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило”. В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении “Гад” изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянными длительной болезнью писателя.

Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир.

2.1.4. Любовь и дружба

Нередко, для того чтобы показать мимолётность жизни, И.С. Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь…(“Двойник” ). Действительно, как мастерски создаёт Тургенев образ ликующей молодости – “царства лазури, света, молодости и счастья” - в стихотворении “Лазурное царство” он противопоставляет это светлое царство “тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости”…И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все противоречия и преодолеть. И это в полной мере отразилось в “Молитве”: “Великий боже, сделай так, чтобы дважды два – не было четыре!” “О безобразие …дешево доставшейся добродетели”.

В этой тематической группе контрастируют: роза и слезы, лазурное царство и сон, любовь и ненависть, любовь может умертвить человеческое “я”.

Интересным показалось употребление деепричастных оборотов, употребляемых в основном в письменной речи, они наполняют произведения благородством и нежностью: “вернувшись в гостиную, внезапно остановившись”.

Стихотворение “Воробей” - наиболее яркий и чудесный “этюд с натуры” - жизнеутверждающее и бодрое, воспевающее вечно живую жизнь, самоотвержение. Несмотря на небольшой объем, произведение Тургенева несет в себе огромное философское обобщение. Маленькая сценка заставляет автора задуматься над вечным двигателем мира – Любовью. Любовный, самоотверженный порыв маленькой птички, случайно увиденный русским писателем, позволяет задуматься о мудрости и любви.

Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь - жертва. Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.

В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь - “судьба”, злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения “Старуха”, а проще говоря, смерть медленно подкрадывается, “ползёт” прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи “Не уйдёшь!”. Уйдёшь, ещё, как уйдёшь, любовь сильнее тебя, она “закроет” “зубастую раскрытую пасть” и даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…

На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: “Стихотворения в прозе” – цикл противопоставлений. В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти.

2.1.5. Сострадание, жертвенность

Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается “Порог” . Напечатан “Порог” впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог.

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!

“Порог” заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.

2.1.6. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество, судьба

“Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”).

Н.А. Добролюбов писал о тургеневской прозе: “…и грустно, и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Всё прошло и не будет больше; но ещё не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души”. (Добролюбов Н.А. Собр. сочинений в трёх томах, т.3, М., 1952, с.48.) Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Всё это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.

Стихотворения данной группы настолько богаты по содержанию, что исследователи поместили их в разные группы.

2.1.7. Восхищение русским языком

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык” . С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И.С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: “но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

2. 2. Контраст как средство проникновения в образы героев “Стихотворений в прозе”

В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве. Многие годы проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из – за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С. Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.

Описание глаз:

“Милостыня” - “глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой”.

“Посещение” - “смеялись огромные, черные, светлые глаза”.

“Щи” - “глаза покраснели и опухли”.

“Два брата” - “глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый”; огромные, круглые, бледно – серые глаза”.

“Сфинкс” - “глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи”.

“Как хороши, как свежи были розы…” - “как простодушно – вдохновенны задумчивые глаза”, “бойко смотрят на меня своими светлыми глазками”.

“Стой!” - “твой взор глубок”.

“Дрозд” - “переливчатые звуки… дышали вечностью”.

“Я встал ночью” - “вдали возник жалобный звук”.

“Когда я один” - “ни звука…”.

“Попался под колесо” - “этот плеск и стоны твои – те же звуки, и больше ничего”.

“У – а... У – а!” - “странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук…”

“Природа” - “земля кругом глухо застонала и дрогнула”.

“Нет большей скорби” - “сладкие звуки молодого голоса”.

“Деревня” - “ровной синевой залито все небо”.

“Разговор” - “над горами бледно – зеленое, светлое, немое небо”.

“Конец света” - “серое, одноцветное небо висит над нею как полог”.

“Посещение” - “молочно – белое небо тихонько закраснелось”.

“Лазурное царство” - “над головою безбрежное, такое же лазурное небо”.

“Нимфы” - “прозрачно синело над ним южное небо”.

“Голуби” - “мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака”.

Описание внешности человека:

“Деревня” - “русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах…”, “курчавые детские головки”.

“Маша” - “рослый, статный, молодец молодцом”.

“Нищий” - “нищий, дряхлый старик”.

Последнее свидание” - “желтый, высохший…”

“Посещение” - “крылатая маленькая женщина; венок из ландышей охватывал разбросанные кудри круглой головки”.

Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и картин природы. Он связывает свои пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. В миниатюрах пейзаж то оттеняет душевное состояние героя, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями. Светлых, радостных, обнадеживающих красок больше, чем печальных, грустных.

«Стихотворения в прозе» - последнее слово И. Тургенева в русской литературе. Всего было написано 83 произведения, и, скорее всего, Тургенев не думал их печатать. Позднее, поддавшись на уговоры, он опубликовал к 1882 г. 50 стихотворений в журнале «Вестник Европы». Все 83 стихотворения увидели свет только в 1931 г.

Произведения имеют два названия (оба даны Тургеневым). Первое - Senilia (лат. «старческое»), второе «Стихотворения в прозе». В одном из писем 1882 г. Иван Сергеевич так объясняет название: «Собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика». Он не рассчитывал на долгую жизнь своих стихотворений, но они полюбились читателю.

Стихотворения в прозе Тургенева - глубоко личные произведения. В них высказалось самое сокровенное — то, что пережито, передумано и перечувствовано. Первые читатели стихотворений сразу уловили «личное» в них и откликнулись. По сути, стихотворения в прозе - это взгляд человека на своё прошлое в конце пути. Рассмотрим некоторые из произведений.

Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева

Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская - баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.

Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.

Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:

  • «умирала она от тифа»;
  • «ни один врач даже не взглянул на неё»;
  • «она была молода, красива»;
  • «отдалась на служение ближним»;
  • «заветные клады... в душе»;
  • «жертва принесена...»;
  • «никто не сказал спасибо»;
  • поздний цветок признательности «на её могилу».

Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».

Итог этой благородной жизни - поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.

Стихотворение посвящено конкретному человеку - Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине - самоотверженной и героической.

Анализ стихотворения «Порог» Тургенева

Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.

Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия - всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.

Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.

Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.

Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева

«Русский язык» (1882) — поэтическая миниатюра-раздумье. Причём, раздумье это грустное и тягостное. Почему? Потому что лирический герой пребывает вдали от родины. Слегка замедленный в начале ритм хорошо передаёт ощущение не проходящей тоски. Но она всё-таки преодолевается уверенностью, что «великий» язык мог быть дан только «великому народу». Убеждённость мысли усиливается ритмом последнего предложения.

Короткое стихотворение начинается с грустного раздумья о судьбе родины, а заканчивается торжественной одой во славу языка и народа, его создавшего: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Особенности стихотворений в прозе Тургенева

Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:

  • использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
  • прозаическая речь;
  • разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
  • антитеза - как способ выражения идеи;
  • наличие прозаических строф;
  • символичность;
  • обобщение мыслей, образов;
  • воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
  • тема гражданского подвига русских женщин;
  • утверждение русского языка как национального символа.

​ ​

  • 4.2. Проблема образности художественного текста. Слово и образ
  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 1.Проза Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Дворянская семья, из Орловскю губернии. Учился на философском ф-те в Питерск. и Берлинск. ун-тах, после знакомства с певицей Полиной Виардо преимущ. жил за границей.

    Эволюц. Тургенева-писателя очень интересна. Он начинал как поэт, но как поэт, умевш. писать лирич. стихотв-я, но и стихотв-я сюжетные, в духе «дельной» литературы (рассказы в стихах «Параша», «Разговор», «Андрей»; повесть в стихах «Помещик»). В 40е гг. самой литерат. ситуацией выдвиг. вперёд проза, интерес читателя к поэзии заметно уменьшается. Нельзя сказать, что именно этот процесс послужил причиной того, что Тург. перешёл на прозу, но и не обращать внимания на эту тенденц. нельзя. Как бы то ни было, с серед. 40х гг. Тург. пишет прозу.

    «Записки охотника» (1847-1852, «Современник»). . Знаменитым именно как прозаика Тургенева сделал цикл рассказов «Записки охотника». 1-е произв-я цикла (особ. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха») имеют черты, общие с жанром физиологич. очерка. Но в отлич. от очерков Даля, Григоровича и др. представит. натур. шк., в которых как правило отсутств. сюжет, а герой представл. обобщение цехов. признаков (шарманщик, дворник и др.), для очерка Тург. характ. типизация героя (т.е. выраж-е характ. черт в конкретном образе), создание ситуации, способствующ. выявлению и раскрытию характера. В 70-е гг. Тург. дополн. «З. о.» ещё 3-мя рассказами: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Анализ произв-й. «Хорь и Калиныч». В «З. о.» рассказчик, в сопровожд. крест.-охотника Ермолая или один, бродит с ружьём по лесам Орловск. и Калужск. губернии и предаётся наблюдениям в духе физиологич. очерков. Довольно ярко «физиологизм» у Тургенева проявл-ся в первом рассказе цикла (он и написан был первым) «Хорь и Калиныч». Начинается расск. со сравнит. описания мужиков Орловск. и Калужск. губернии. Это описание вполне в духе натур. школы, т.к. автор выводит обобщённый образ мужика орловского и мужика калужского (орловский угрюм, невелик ростом, живёт в плохой осинов. избе, носит лапти; калужск. – весел, высок, живёт в хорошей соснов. избе, по праздн. носит сапоги) и обобщённый образ местности, в которой живёт этот мужик, т.е. подтекст таков: среда влияет на хар-р и условия жизни (орловск. деревня – деревьев нет,избы стоят тесно и т.д.; калужск. – наоборот). Такое впечатление, что описываются не две соседн. области, а разные климатич. пояса. Но это очерковое начало даётся не ради описания, оно нужно автору, чтобы перейти собственно к рассказу о том, как помещик Петр Петрович отправ. на охоту с помещ. Полутыкиным и в результ. познакомился с 2мя его крестьянами. В физ. очерке мы чувствуем присутствие автор-наблюдателя, но героя как такового нет. В «З. о.» автор-наблюдатель персонифицируется в образе охотника Петра Петровича, что снимает очерковую отстраненность и почти полное отсутствия сюжета. Образы Хоря и Калиныча – образы индивидуальные, не обобщённые, но представляют собой разные типы личности: Хорь – рационалист (Тург. сравн. его с Сократом), Калиныч – идеалист. Описания некот. моментов жизни крестьян (продажа кос и серпов, скупка тряпья) даются не как наблюдение автора, а как сведения, почерпнутые из беседы с крест-ми. После разгов. с Хорем автор делает вывод о том, что Петр Великий был русским челов. в своих преобраз-ях (полемика со славянофилами, которые считали преобраз. Петра вредными), т.к. русск. челов. не прочь перенять у Европы то, что ему полезно. «Два помещика». Намного ярче влияние нат. шк. проявл-ся в рассказе «Два помещика». Цель героя – познак. читателя с 2мя помещиками, у которых он часто охотился. Рассказ можно раздел. на 2 части – очерк о помещиках и бытовые сценки в доме 2го помещ., Мардария Аполлоныча. 1я часть предст. собой подробное, детальное описание привычек, манер, портретную характ-ку персонажей, которые сами по себе – типажи. Говорящие фамилии у помещ. – Хвалынский и Стегунов. Вся эта часть – вступление к бытовым сценам, которые демонстр. помещичий беспредел по отнош. ко всем окружающ. (приказыв. свящ-ку выпить водки, сцена с курами: крестьянск. куры забрели на барск. двор, Мардарий их сначала велел гонять, а когда дознался, чьи куры, отобрал; отнош-е к крестьянам как ко скоту: «Плодущи, проклятые!» и т.д.), а кроме того крестьянск. покорность и радость, что барин-то еще «не такой... такого барина в целой губернии не сыщешь». Сюжет минимально выражен, главное – прийти к выводу: «Вот она, старая Русь». «Живые мощи». Рассказ написан позже, в 1874 г., и достаточно сильно отлич. от ранних рассказов. Изжита очерковость, цельный законч. сюжет, основной рассказчик на довольно длит. время уступ. место Лукерье, которая повесв. о своём существовании. Рассказчик хотя и остаётся наблюдателем, но выражается это менее явно (в портретной характ-ке Лукерьи, когда он удивл-ся тому, в каком виде дошла до Лукерьи история Жанны д’Арк, когда расспраш. прказчика в деревне о Лукерье). Интересная деталь – сны Лукерьи, они очень яркие и явл-ся как выраж. идеи искупляющ. страдания, так и очень верной психологич. характ-кой (обездвиж. человек живёт и отдых. только в своих снах, сны компенсируют отсутствие событий в реальн. жизни). Этот расск. – один из самых проникновенных.

    Вообще перед Тургеневым стоит 1 важная проблема: перестать быть поэтом и стать прозаиком. Это труднее, чем может показаться. В поисках новой манеры Тургенев пишет повесть «Дневник лишнего человека» (1850) . Самоназвание героя этого произв-я – «лишний человек» - подхватывается критикой, и все герои типа Онегина, Печорина, а затем – и тургеневского Рудина, появивш. позднее, именуются теперь лишними людьми.

    В 1852 – 1853 гг. , находясь на полож. ссыльного в родном имении Спасском-Лутовинове, Тург. продолж. работать над выработкой новой творч. манеры. Роман «Два поколения», над которым он работ. в это время, остался незавершенным. 1-й заверш. и опубликов. роман – «Рудин» (1855) , затем – «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) . В этот же период он пишет повести «Муму» (1852) и «Ася» (1857) , повесть в письмах «Переписка» (1854) .

    Проза Тург. – не «предугадывание» появл-я новых людей в русск. обществе (Добролюбов считал, что Тург. каким-то образом угадывает появл-е новых соц. типов в обществе), она не огаранич-ся одними только социальными мотивами. Каждая из его повестей и романов – о трагич. любви, причем нередко возникает ситуация любовного треугольника или его подобия («Отцы и дети»: Павел Кирсанов – графиня Р. – ее муж; Базаров – Анна Одинцова – смерть; «Дворянское гнездо»: Лаврецкий – его жена Варвара Павловна – Лиза; «Накануне»: Елена – Инсаров – снова смерть).

    Еще 1 пласт тургеневской прозы – решение вечного насущного рус. вопроса «что делать?». Его пытаются разрешить в своих спорах по социально-политич. вопросам Рудин и Пигасов, Базаров и Павел Кирсанов, Лаврецкий и Паншин, в позднем романе «Дым» - Созонт Потугин и Григорий Литвинов (и прочие).

    Философская составляющая также важна, особенно ярка она в «Отцах и детях». Исследователи доказ., что реминисц. из трудов Паскаля активно использ-ся в предсмертном монологе Базарова.

    Образ «нового» человека. Романы Тургенева «Рудин» и «Накануне».

    Тургенев. 2 типа «нового» человека – Рудин и Инсаров («Накануне»). Первый ничего так и не соверш., кр. смерти на баррикадах во Фр (позже вставленный конечный эпизод. Рудин хочет хоть чего-то добиться, совершить хоть какое-то великое дело). Второй не успевает, умирает от чахотки. Инсарова в романе наз. «герой». Рудин – типичный трус, за все хватается, ничего не доводит до конца, никого не любит, в т.ч. родину, что, по мнению Лежнева, его и приводит к краху. Рудин не созд. своего, только питается чужими идеями. Инс. Тургенев любит, ему близок обр. борца, героя, но Инс. – болгар, не русский. => возн. вопрос: когда на Руси герои появятся. Инс. прежде всего любит свою страну, но способен и на чувства к женщине. Однако этот обр. Тургеневым не до конца проработан. Женщины: Елену (Нак., жена Инсарова) критики относили к эмансипе, считали выраж. воли женщин. Нов. человек, в т.ч., женщина – это человек мыслящий, сомневающийся, облад. свободой выбора и совести, но Тург. считает (в этих романах), что он еще не появился, есть только заготовки.

    «Отцы и дети» Тургенева. Образ нигилиста. Полемика вокруг образа главного героя.

    Полемика вокруг обр. гл. героя началась сразу после выхода романа. В «Соврем». за март 1862 – статья Антоновича – А. утверждает, что нигилист Базаров списан с Добролюбова. Чернышевский – считает карикатурными изображения всех нигилистов в романе, включая, естественно, Базарова. Писарев публикует в «Русском слове» статью «Базаров». Он отмечает, что Т не любит Базарова, что несмотря на все попытки Т его очернить, Б симпатичен, виден его незаурядный ум, «мысль и дело сливаются в одно целое». По определению Писарева, Т не любит ни отцов, ни детей. Не имея возм. показать жизнь Б, Т показывает его достойную смерть. Пис. делает вывод: не Б плох, плохи условия. Герцен считает, что Т, из нелюбви к Б, делает его с самого начала нелепым, заставляет говорить нелепости и пр. Страхов (журнал «Время») Базаров – титан, восставший против матери-земли, он показан Т со всей силой поэтич. искусства. Все сходятся на мысли, что показан только рез-т, не видно синтеза, работы мысли, кот. привела Базарова к такому образу жизни и пониманию окр. мира.

    Последние романы Тургенева – «Дым» (начат в 1862, опубл. в 1867), «Новь» (1876).

    Последн. романы Тург. «Дым» (опубл. в 1867г.) и «Новь» (1876г.) стоят в ряду его романов несколько особняком. Они свидетельств. о заметных переменах в мировоззрении. Действие романа «Дым» происх. в 1862г. Дата дана на первой строке, привязка ко времени: вроде, реформы прошли, ничего не изменилось, под ногами – хлябь, над головой – свобода ( Саленко), люди в подвешенном состоянии. Роман демократич. направленности. Критика определяла его как «новелла + 2 памфлета + полит. аллюзия». Действие происх. за границей, в Бадене, два кружка местного русскоговорящ. общества пародируют полит. круги России (либералы-консерваторы). Гл. герой – Литвинов, молодой человек, небогатый помещик, образов. и приятный. Герой не рассуждающий, герой-идеолог Тургенева закончился, Л говорит по делу, часто попадает под влияние (невесты, тетки невесты, Ирины). Бывшая и вновь обретенная любовь Л – Ирина. Они хотели вместе бежать, но она отказалась. Теперь И как бы на это согласна, хотя у Л есть невеста – Татьяна. Ирина играет по законам баденского общ., в эти игры Л играть не хочет. Литвинов – ведомый, он подчиняется Ирине, как и др. герой – Потугин (почти идеолог, сторонник реформ, с И связан страшной тайной: она умолила его взять ребенка покойной подруги, но девочка умерла), как и ее богатый муж (версия – И пожерт. собой, чтобы вытянуть семью, вышла за старого ген., но до конца ничего не понятно). Непонятно, страстная И или холодн. и расчетл, в ее образе есть мистическое, она красива. Невеста Л искренне ей восхищена. В конце-концов, когда стало понятно, что И только играет, а Т как бы простила Литв., он принимает решение вернуться на родину, и в поезде едет в Россию. В пейзаже – образ дыма. Направление его зависит от ветра. Дым без огня… Россия- дым, любовь – дым. Баден –дым.

    Стихотворения в прозе (Senilia . 50 стихотворений в прозе). В черновиках наброски с 1877г., 1е назв-е – Posthuma (посмертные, лат.), поэтому предполагается, что Тург. не намеревался сначала печат. их при жизни. Но в 1883г. 50 стих-й в прозе выходят в «Вестнике Европы». В конце 20х гг. XXв. в рукописях Тург. были найдены ещё 31 стих-е в прозе. Сейчас они издаются в 2х частях: в 1й – 50 стих-й, во 2й – 31 стих-е. Жанров. особ-ти. «Стих. в пр.» ввели нов. прозаич. жанр малой формы в русск. лит-ру. Появилось множ-во подражаний и произв-й, развивающ. этот жанр (Гаршин, Бальмонт, Бунин). Сам по себе жанр стих-я в прозе возник во Франц. (термин возник после выхода в свет сб-ка Шарля Бодлера «Маленькие стихотв-я в прозе»). Термин «стихотв-я», избранный Бодлером, был скорее всего компромиссным, определяющим нов. жанр как промежуточн. между прозой и поэзией. Бодлера жанр привлек. удобством формы, он писал в одном из писем, что эта форма весьма подходит для опис-я внутр. мира соврем. челов., а кроме того этот жанр был воплощ-ем мечты о создании «поэтич прозы, музыкальной без рифмы и без ритма». Тург. нигде не упомин. о том, что был знаком с этими произв-ми Бодлера, но предполагается, что он хорошо знал их. И хотя тематика стих-й Бодлера и Тург. различна, в отнош. жанра можно наблюдать известн. сходство. Некот. исследователи выдвигали также идею о том, что стих-я в прозе – это «последняя поэма Тургенева». Споры в вопросе жанров. особ-тей «Стих-й в прозе» продолжаются. Тематика. В «Стих-ях в прозе» можно выделить ряд мотивов. Одним темам посвящ. группы стих-й, другим – одно или два. Основные мотивы. 1) Деревенск.: Деревня, Щи. Образ деревни возник. и в других стих-ях в прозе, но мотивом он не становится – только фоном. 2) Человек и природа: Разговор, Собака, Воробей, Нимфы, Голуби, Природа, Морское плавание. Человек выступает то восторж. созерцателем природы, то чувств. своё единение с ней, то она предастаёт перед ним в виде страшн. безжалостн. фигуры, главное для которой – равновесие, и нет дела до ничтожн. человеч. идей вроде блага и т.д. 3) Смерть: Старуха, Соперник, Черепа, Последнее свидание, Насекомое, Завтра! Завтра!, Что я буду думать?, Как хороши, как свежи были розы. Смерть нередко персонифицируется (то старуха, то прекрасн. женщина, примиряющ. врагов, то страшное насекомое). Часто человек не думает о смерти, но она совсем близко. 4) Христианск. мотивы: Нищий, Памяти Ю.П.Вревской, Порог, Милостыня, Два богача, Христос, «Повесить его!». Тонко и ярко даны образы страдальцев, всепрощающих, сострадающих. 5) Россия / российск. действит-ть и нравы: «Услышишь суд глупца», Довольный человек, Житейское правило, Дурак, Два четверостишия, Чернорабочий и белоручка, Корреспондент, Сфинкс, Враг и друг, Русский язык. Пожалуй, этот мотив – самый распростр., но не сам. важный. Эти стих-я часто носят иронич и даже саркастич. хар-р. 6) Конец света: Конец света. 7) Любовь: Маша, Роза, Камень, Стой! 8) Старость и молодость: Посещение, Лазурное царство, Старик. Нередко трудно выделить в стих-ии какой-то один центральн. мотив, поскольку сплетаются воедино природа и смерть, природа и любовь, смерть и любовь и т.д.

    Самостоят. линию в творч-ве Тургенева представл. собой «странные повести» (мистич. фантастика; «Фауст», 1856; «Призраки», 1864; «Собака», 1870; «Клара Милич», 1883 и др.). Много раз делались попытки доказ., что это направл-е – нечто нехарактерное для Тургенева (но раз он писал это, то почему же нехарактерное?). Короче, потребность у него, видимо, была такая: от реализма к мистике. Да и философские интересы тут играют не последнюю роль.

    Еще одна линия – культурно-историч. сюжеты в прозе Тургенева («Бригадир», 1866; «История лейтенанта Ергунова», 1868; «Старые портреты», 1881 и др.). Интерес писателя к отеч. истории, особенно 18 века, дает о себе знать также в романе «Новь» (фигуры стариков Фомушки и Фимушки – Фомы Лаврентьевича и Евфимии павловны, картины их организованного по старинке дворянск. быта). Тургенев мастерски воссозд. изображаемую эпоху, в «Бригадире» даже вводит сочиняемые героем стихи, стилиз. под поэзию конца 18 века

    Но у цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.

    Перед нами лирическая проза, подлинными создателями которой являлись в XIX веке Уолт Уитмен («Листья травы») и Шарль Бодлер («Маленькие стихотворения в прозе»). И те и другие произведения Тургенев знал, а Уитмена даже переводил на русский язык. Именно высокая оценка такой прозы в чужом исполнении подтолкнула его к созданию собственной. Таким образом, на первом этапе работы мы рассматриваем цикл в контексте европейской литературы. Можно зачитать несколько текстов указанных произведений Бодлера и Уитмена, чтобы ощутить сходство.

    Что делает тургеневскую прозу поэзией?

      Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 5 («Ты заплакал», «Простота», «Любовь») строк до 1,5 2 страниц («Повесить его», «Дрозд», «Деревья» и др.). Не более того…

      Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости, иногда основным событием становятся чувства, переживания. Рассказ ведется от первого лица, при этом часто употребляется местоимение «Я», четко определяется, что перед нами случай из жизни автора, его видение, его сон.

      Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов), что делает произведения поэтичными, мелодичными, ритмичными. Ученики приводят многочисленные примеры.

    Итак, перед нами поэзия, хотя отсутствие рифм, графическое оформление сближает их с прозой.

    Но это не просто стихи, а объединенные в цикл. Что их связывает между собой?

    Жанровые формы разнообразны, но повторяемы, есть излюбленные.

    а) сны, видения («Конец света», «Насекомое», «Природа», «Встреча» сны; «Черепа», «Порог», «Христос» и др. видения);

    б) воспоминания («Соперник», «Маша», «Воробей», «Повесить его!», «Мы еще повоюем» и др.);

    в) легенды, притчи, сказки «Дурак», «Восточная легенда» «Враг и друг»).

    г) философские и психологические размышления «Старик», «Сфинкс», Камень», «Стой!» и др.).

    Есть единство на уровне темы, проблематики, идейного содержания.

    а) Общественно-политическая проблематика:

      об отношениях русского народа и интеллигенции («Порог», «Чернорабочий и белоручка»);

      о нравственном превосходстве простого русского мужика, его сердечной чуткости, отзывчивости («Маша», «Два богача», «Повесить его!»).

    б) Нравственная проблематика:

    Здесь много сатирических миниатюр «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» «Гад», «Житейское правило».

    в) Философская проблематика:

    Особенно много размышлений о смерти. Мотивы смерти, старости, одиночества учащиеся определяют как сквозные в стихотворениях: «Что я буду думать?», «Собака», «Последнее свидание», «Старик», «Завтра! Завтра!» и др.

    Смерть предстает и в аллегорических образах Старухи, черепов, сходящихся на светский раут, и в образе страшного насекомого, мухи, конца света, темноты.

    Размышления о величии и вечности природы (космоса) и бренности жизни тоже одна из сквозных тем. Она звучит в стихотворениях «Разговор», «Природа», «Мои деревья», «Морское плавание».

    Размышление о мимолетности и вечной силе красоты: «Посещение», «Стой!».

    Вера во всепобеждающую силу жизни, в величие любви звучит в стихотворениях «Воробей», «Мы еще повоюем», «Уа-Уа!», «Лазурное царство».

    Настроение грустное, меланхоличное, заданное стихотворениями о старости, одиночестве, смерти сменяется жизнеутверждающим, оптимистичным. Случайно ли то, что Тургенев расположил после «Песочных часов» «Уа-Уа!», а после «Воробья» «Черепа»? Нет, не случайно. В этом утверждение цикличности наших чувств, переживаний. Цикличность основной закон развития, в этом цикле стихотворений он характеризует состояние души лирического героя.

    Каков он, лирический герой цикла?

    Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…

    Все это Тургенев, его душа!

    Не стоит забывать, что цикл был создан в конце 70-х годов, писатель в это время был уже немолод, жил во Франции, вдали от родины, не имел своей семьи.

    И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: целостный анализ цикла

    Задание. Найдите и исправьте как можно более тщательно - лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в учебном сочинении. Допишите свой вариант заключения к сочинению.

    Текст сочинения

    «Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование», писал П.В. Анненков о одном из последних тургеневских произведений «Стихотворения в прозе» (« Senilia «).

    В конце 70-х годов, когда создавался этот цикл, немолодой уже писатель был одинок. Живя за границей, он чувствовал тоску по родной природе, народу. Не создав своей семьи, жил бедами и радостями семьи Полины Виардо. Но главное ‒ в его душе было то щемящее чувство одиночества, которое он испытывал перед лицом приближающейся смерти.

    Прочитать цикл «Стихотворения в прозе» значит проникнуть в душу старого человека. Ведь недаром Тургенев выбрал для него и второе название « Senilia » («Старческое»). Что в этой душе?

    Рожденная годами жизни и раздумий мудрость, любование красотой жизни, страх перед смертью, воспоминания о прожитом. Негодование и сарказм сменяется радостью и умиротворением, но чаще элегической печалью, грустью. Уходящий из жизни думает о вечном, а мысли эти невеселы.

    Мотив смерти становится основным в произведениях цикла. То она является в аллегорических образах: старухи («Старуха»), «маленькой и сгорбленной», с «желтым, морщинистым, востроносым, беззубым лицом», мухи («Насекомое»), укусившей самого беззаботного человека, черепов («Черепа»), сходящихся на светский раут. То появляется в образе конца света, темноты, которой не минует никто («Конец света»).

    С мотивом смерти связана и тема величия и вечности природы, установившей смерть как закон развития. В стихотворениях «Природа», «Морское плавание» звучит мысль: «Все мы дети одной матери — Природы». Все! Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы («Разговор»), деревья («Мои деревья»). Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут в ином пространственно-временном измерении, нежели люди («черные козявки») у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них ‒ одна минута. Разговаривая несколько минут, миновала целая человеческая цивилизация. В стихотворении «Мои деревья» «чахлый, скрюченный» хозяин богатейшего поместья, приветствовавший «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев «своего гостья, получает приговор: не может «полумертвый червяк» называть своим то, что более вечнее его. Старый дуб становится символом вечности. Размышляя о вечном, лирический герой испытывает грусть, иногда доходящую до пессимизма. Но это настроение сменяется радостным, торжествующим в тех стихах, где ощутима вера в силу жизни, в величие любви ‒ «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Уа-уа!»

    Взъерошенный черногрудый воробей «с отчаянным и жалким писком защищал своего птенца от собаки, зубастой, с раскрытой пастью». Сила, подвигнувшая маленькую птицу на этот подвиг, названа любовью. В любви видит Тургенев преодоление смерти и страха смерти. «Только любовью держится и движется жизнь», ‒ утверждает он. Преодоление смерти ‒ и в утверждении прекрасного. Да, все прекрасное проходит мгновенно. Но встреча с прекрасным дает ощущение вечности данного мгновения.

    Редакторская правка