Понятие обаяние. Что такое обаяние? Обаяние - это сочетание ума и обычной внешности

Это уже несколько избитый прием: привести объяснение термина из известного словаря, а затем на нем строить последующие рассуждения. Не очень хотелось прибегать к нему. Однако, порядка ради, я все-таки поинтересовался, как же словари толкуют слово «обаяние». И просто поразился…. Впрочем, не будем забегать вперед. Вникните в приводимые определения вначале сами:

«Обаяние – очарование, притягательная сила» – Толковый словарь русского языка (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Москва Азъ 1996) и Русский толковый словарь (Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Москва, Изд-во «Русский язык», 1998);

«Обаяние – «очарование», «сильное покоряющее влияние». Обаять – «околдовать», очаровать, «обольстить краснобайством» –Историко-этимологический словарь (Черных П.Я. Москва, изд-во «Русский язык», 1999);

«Обаяние – от «обаяти» - околдовать словами, «баяти» – говорить. Первоначально «обаяние» – «колдовство словами, состояние околдованного словами» - Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Москва, изд-во «Просвещение», 1971);

«Обаяние – от «о» и «баять», то есть, заговаривать» – Этимологический словарь русского языка (Макс Фасмер, Санкт-Петербург, изд-во «Азбука», 1996)

А в Большом энциклопедическом и психологических словарях разъяснение слова «обаяние» найти вообще не удалось.

Готов согласиться, что все эти определения правильны. Но вот попытайтесь теперь представить себе и четко объяснить, что же такое обаяние. «Очарование, притягательная сила» или «околдовать словами»? Совсем не близко по смыслу. И новые вопросы: а что тогда «очарование»? И особенно, какая такая «притягательная сила»? Не знаю как у вас, но у меня от этих определений ясности никак не прибавилось.

Однако, не будем критиковать столь авторитетные издания, тем более и оснований у нас пока для этого нет. Попытаемся вначале сами разобраться в том, что же такое обаяние. Из жизни и практики общения. Вот теперь напрямую и приступайте к исследованию, проведите несколько несложных наблюдений. А затем сделайте из них соответствующие выводы.

Наблюдение 1. Повнимательнее приглядитесь к окружающим вас людям. В семье, среди друзей и знакомых, в классе, учебной группе, трудовом коллективе. И осознайте собственные тонкие, почти неуловимые ощущения.К кому из них вас как-то тянет, влечет, хочется пообщаться, побыть рядом, может быть, приласкать или приласкаться? Располагаетесь к этому человеку, он-она не вызывает никакого раздражения, охотно и с удовольствием выполняете его просьбы, помогаете. И кто же это? Согласитесь, в семье очень часто – бабушка или малыши. В окружении - друг или подруга. А иногда едва знакомый, а то и вовсе незнакомый человек.

Наблюдение 2. Внимательно проанализируйте, у какого из продавцов вы охотнее всего покупаете что-либо? Согласитесь, тут и задумываться нечего. У того, который располагает к себе, улыбается, проявляет уважительность, подробно расскажет о товаре, цене, порекомендует, что выгоднее купить. А у какого покупаете, скрепя сердце, с досадой, раздражением или молча поворачиваетесь и уходите. Или даже против своего желания вступаете в перебранку, а то и серьезный конфликт. Ну, конечно, если у него недовольное лицо, разговаривает кое-как, бурчит, торгует с нежеланием. Открытия здесь никакого, собственно нет. Организаторы торговли давно уже знают об этом и стараются не принимать на работу таких продавцов.

Наблюдение 3. А теперь задачка посложнее. Кто из современных популярных эстрадных певцов наиболее всего импонирует вам? Обратите внимание, не кто лучше поет, в этом затруднений, наверное, будет поменьше. А к кому вы как-то безотчетно, по-доброму, располагаетесь и всегда хорошо принимаете. Или лучше сказать так, кому бы вы отдали приз зрительских симпатий. Думайте, думайте. Не хочу навязывать свое мнение, но с такой позиции обратил бы внимание на Олега Газманова. Можете, конечно, не соглашаться. Но, мне кажется, что среди ярких эстрадных звезд он наиболее располагает к себе и как-то по-товарищески близок к зрителю.

А теперь, как и положено в исследовании, выделите, что же общее так привлекает вас, прямо-таки притягивает во всех этих бабушках, малышах, друзьях, продавцах, артистах,? Да, они искренне доброжелательны, уважительны, предупредительны, готовы бескорыстно помочь, чем смогут, снисходительны к вашим недостаткам и ошибкам, любят вас, хвалят, восхищаются вами . Они не причинят вам зла или неприятностей. «Хороший человек» – так всегда характеризовал этих людей очень уважаемый мной мудрый ветеран. Высшая похвала! То есть, если есть эта основа, то все остальное хорошее приложится. Так вот подобный комплекс вышеперечисленных качеств как раз и составляет внутреннюю обаятельность человека. Она может проявляться только по отношению к тем, кого вы любите. Обратите внимание, например, как обаятельна и прекрасна женщина, с нежностью смотрящая на своего ребенка или на любимого мужчину. Но обаятельность может стать и нормой поведения, если эти чувства, эмоции и настроения присущи вам постоянно и по отношению ко многим людям. Вот тогда вы приобретаете сложное, комплексное, личностное качество - обаятельность . Состояние души! С достаточной природной основой или в большей степени приобретенное, воспитанное. Зарождающееся с младенчества, как неосознаваемая, а затем и осознанная любовь к себе и матери. И по жизни обогащающееся любовью к отцу, брату-сестре, дедушке с бабушкой, мужчине-женщине, к своим детям. К друзьям, с которыми росли вместе, к тем, кто в чем-то помог, а затем уже вообще ко всем нормальным людям. По-иному, эгоизм постепенно и естественно перерастает в альтруизм. И, согласитесь, с возрастом она, эта обаятельность, все больше становится одним из основных ориентиров во взаимоотношениях с людьми и общении с ними. По сути, она направлена на любую возможную помощь людям, в какой-то мере на подчинение им себя. Вот теперь возможно сформулировать и определение. Обаятельность – это сложное личностное качество, объединяющее искреннюю доброжелательность, уважительность, радость и любовь к людям, готовность им бескорыстно помочь, пожертвовать ради этого собственными интересами, жизнью, а также невозможность причинить зло, и являющееся одним из основных ориентиров во взаимоотношениях и общении. Интегративное, как еще сегодня говорят. То есть, не простая сумма составляющих, а созданное ими новое и действующее, как единое целое.

Однако, для того, чтобы разобраться в сущности обаяния, нужен еще один шаг. Задумайтесь, на основании чего, вы делаете вывод, что тот или иной человек доброжелателен и обаятелен? Ведь чувства, эмоции другого человека скрыты, их нет возможности увидеть или ощутить. Они внутри каждого из нас. Конечно, что касается бабушки и друзей, то уверенность в этом порождается многолетним общением и добром. А вот как быть в отношении едва знакомого продавца, артиста, которого и видите только на телеэкране, и вообще незнакомого человека? Или посмотрите на групповую фотографию, и сразу глаз выделяет доброжелательного человека. Да, привычно определяете по внешним признакам. Мимике, интонации, речи. Такой человек приветлив, подкупающе улыбается, тепло и уважительно разговаривает. Он видимо радуется вам. Как и толковали словари, очаровывает, притягивает и околдовывает словами. А по-иному, от него исходит самое настоящее обаяние! Такие внешние проявления всегда вызывают аналогичные ответные действия, чувства, эмоции и настроенность. И порождают уже вашу расположенность к этим людям. Если сомневаетесь, то проверьте еще раз в своей практике общения.

Исходя из этого, просто просится следующее определение:обаяние – это внешнее выражение обаятельности или искренней доброжелательности, уважения, любви и радости к людям, готовности им бескорыстно помочь и невозможности причинить зло. Это, если можно так сказать, открытая радость людям. В отличие от внутренней, тихой, когда вы радуетесь сами в себе и для себя, не проявляя этого внешне. Как только ваши сердце и разум наполняются доброжелательностью, уважением, радостью и любовью к людям, вы становитесь обаятельными и просто излучаете обаяние. Вот почему так почти всегда приятны умудренные жизнью добрые бабушки. Вот почему так умиляет большинство малышей, которые наполнены детской доверчивой любовью и радостью жизни. Поразительно, но обаяние, присмотритесь, присуще и животным. Собака радостно встречает вас, прыгает, виляет хвостом. Разве в этот момент она не обаятельна и внешне не излучает обаяние? Разве не вызывает вашего ответного расположения, желания погладить, приласкать? И, согласитесь, малыши многих животных очаровательны и умильны. Этим, кстати, природа в какой-то мере защищает их от агрессии.

Естественно, возникает вопрос: «А нельзя ли поконкретнее представить, что это за внешнее выражение?» Заключительный, так сказать, штрих к пониманию сущности обаяния. Вновь наблюдайте. Четко представьте каналы внешнего выражения внутренних состояний человека. Это - мимика, жестикуляция, интонация, внешний вид, манера держаться, речь и действия. И зафиксируйте их состояния у ряда обаятельных людей. В результате получите, как я ее называю, формулу обаяния. То есть, то, что вы видите, слышите и воспринимаете у человека, наполненного радостью и любовью.

Но учтите одно обстоятельство. У разных людей степень выраженности различных компонентов обаяния будет неодинакова. У одних – это больше на лице написано, другие прямо-таки согревают вас своей интонацией, третьи – лучше находят «околдовывающие» слова. Соберите воедино вот эти высшие выражения каждого компонента. И тогда получите формулу высшего обаяния . Как идеальное представление, как цель, которую нужно стремиться достичь, чтобы усилить свое влияние на людей. Мне она представляется так. Высшее обаяние – это приветливое, радостное лицо, лучистые глаза, очаровательная улыбка, заразительный смех, эмоциональные, точные жесты , приятный тембр голоса, четкая дикция, доброжелательная, радостная, уверенная и выразительная интонация, красивая одежда и привлекающая манера держаться, интересная, убеждающая, действительно, околдовывающая речь, наполненная мягким юмором, внимание, предупредительность, искренняя забота о людях в поведении и действиях.

Наверное, встречали таких людей, обладающих реальным высшим или почти высшим обаянием. Как бы невидимые лучи от них исходят. Заходит, и комната озаряется каким-то добрым светом или теплом, всем становится ощутимо радостнее, хочется быть поближе, пообщаться. Гагарин! Он просто излучал потрясающее обаяние. Посмотрите кадры кинохроники. Кажется, первый космонавт Земли вобрал в себя любовь всех людей к нему и щедро возвращает ее. Всем! Или другой пример. «Он был очень солнечным человеком» – так сказал о популярнейшем артисте театра и кино Виталие Соломине в день его смерти Андрей Кончаловский. Потрясающая характеристика! Вот откуда нимбы, лучи на изображениях Иисуса Христа и других святых. Чтобы внешне подчеркнуть их любовь к людям и предельную готовность помочь, к самопожертвованию. Захотел художник приукрасить портрет, - наделяет его, насколько возможно, компонентами высшего обаяния. Присмотритесь. Так изображался, например, Ленин. И самым лучшим его портретом считался, тот в котором он излучал высшее обаяние, наводящее на мысль, что он любит людей и живет, работает ради них. То есть, внутренне обаятелен!

Соизмерьте вот с этим высшим обаянием обаяние реальных людей. И получите еще один термин и понятие «сила обаяния » То есть, насколько сильно действие обаяния каждого человека. Сейчас определить его, конечно, можно только в сравнении. Но, может быть, придет время, когда силу вот этого почти неосязаемого воздействия мы научимся определять в четких показателях. А, может быть, и не надо этого добиваться….

Обаятельность и обаяние в последнее время все больше привлекают внимание психологов. Многим его компонентам и приемам посвящена знаменитая, облетевшая мир, книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», на которую дальше будем постоянно ссылаться. Однако, это не должно останавливать ваше собственное исследование. Уверен, в обаятельности и обаянии еще есть немало неизведанного. Один из ученых, например, по моей просьбе, предложил свой вариант формулировки определения: «Обаяние – комплекс внутренних и внешних, врожденных и приобретенных качеств, создающий привлекающее и располагающее воздействие на людей». Кому-то он, может быть, понравится больше. Поэтому продолжайте наблюдения. Оспаривайте приведенные определения и формулу обаяния. Находите свое, и доказывайте, уточняйте, поправляйте. Другими словами, ищите истину!

Что такое воля?

Это исследование потруднее. То, чем займемся в нем, тоже в центре внимания психологов. Впрочем…давайте, по порядку. Сохраните уже знакомую по предыдущей главе логику исследования. И в соответствии с ней загляните в те же словари. Посмотрим, что принесут они неожиданного.

Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели – Толковый словарь русского языка (там же);

Воля – способность к внутренним усилиям, необходимым для осуществления поставленных перед собой целей. И, как вариант толкования, - власть, возможность распоряжаться. – Русский толковый словарь (там же);

Воля – способность осуществлять свои желания, достигнуть намеченной цели – Историко-этимологический словарь (там же);

Воля – от «велеть» – Краткий этимологический словарь русского языка (там же);

Воля – внутренняя, личная способность к свободному совершению выбора или действия. Обычно она понимается, как функция решения, когда человек решает осуществлять некоторые поведенческие акты и воздерживается от других – Большой толковый психологический словарь (Артур Рейли, Вече АСТ, Москва, 2000);

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности, как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний. Для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию – Большой энциклопедический словарь (Научное издательство Большой Российской Энциклопедии, 2000)

Обратили внимание? Подавляющее большинство словарей толкует «волю», как внутренний акт, как способность заставить себя совершать какие-либо действия и подавлять свои потребности, желания, не связанные в данный момент с достижением поставленной цели. То есть, борьба с самим собой. Как бы, внутренняя воля ! И только два толкования – «власть, возможность распоряжаться» и «велеть» - робко выводят этот термин за пределы личности, в интересующую нас сферу общения. И тогда что же такое – воля в общении? Трудно разобраться, если не прибегните вновь к наблюдениям….

Наблюдение 1. Присмотритесь внимательно к начальникам и руководителям, с которыми приходится работать в настоящий момент. А также вспомните тех, с кем работали, сотрудничали или просто встречались ранее. И выделите из них наиболее волевого, автократичного. Который жестко подчинял бы вас себе, подавлял, в разумной мере, конечно, вашу волю и сопротивление. Требования и указания которого вы выполняли беспрекословно, даже если их очень хотелось оспорить. И в то же время осознавали целесообразность такого подчинения. С конструктивных позиций. Потому что в коллективе всегда был порядок, и ощущалась весомость достигаемых результатов;

Наблюдение 2. А теперь попытайтесь выявить аналогичную волевую личность в своем окружении. Среди знакомых, в трудовом или учебном коллективе. Неформального лидера, как его называют. То есть, не избранного и не назначенного руководителем, равного другим по должности и статусу. И, следовательно, не имеющего никаких формальных прав командовать и распоряжаться. Но, тем не менее,…распоряжающегося. Причем, зачастую, без особых стеснений. Понаблюдайте за этим процессом. Казалось бы, не нужно подчиняться, и все тут. Однако, самое поразительное, что многие подчиняются этому человеку, и даже охотно, безо всякого видимого раздражения. Привычно, или думая: «Лучше сделать то, что просит, и не связываться. Себе дороже»;

Наблюдение 3. Включите телевизор. Просмотрите ряд передач на политические темы. И попытайтесь определить яркую волевую личность теперь уже среди известных политиков, депутатов, военных. Это потруднее, конечно. Ведь вы не сможете наблюдать их в процессе командования-подчинения. Однако, уверен, с этой задачей справитесь успешно. Потому что в каждом из нас есть ориентир, выводящий на правильное решение. Для меня, например, такой личностью всегда был безвременно погибший генерал Лебедь А.И. Вот, действительно, волевой человек. Скала! Думаю, если бы пришлось работать вместе, подчинялся бы ему с удовольствием.

А теперь, так же, как и в предыдущем исследовании, попытайтесь выявить то общее у этих авторитарных личностей, что почти подсознательно заставляет многих людей подчиняться им.. даже не будучи подчиненными. Соотнесите с собственными ощущениями в те моменты, когда сами подчиняетесь им, зачастую против своего желания. Думаю, придете к следующему выводу: такие люди способны подчинять людей, заставлять их действовать в собственных интересах, решительны, тверды в принятых решениях, жестки, а то и жестоки, не терпят возражений, не боятся испортить отношений, не остановятся перед наказанием и физическим насилием, ради достижения цели могут пожертвовать своей должностью, благополучием и даже жизнью. Вот это и есть ориентир, внедренный в нас практикой общения и жизни, и позволяющий определять волевых людей. Фактически, мы ощущаем, чувствуем в них эти качества и…подчиняемся.

А теперь вернитесь к толкованиям слова «воля», которое дают словари. Сравните их с нашей характеристикой волевых людей. И найдете немало общего. И там, и у нас – это насилие над личностью, принуждение совершать какие-либо действия и подавление ее желаний, стремлений, потребностей во имя достижения цели. Разница только в том, что там насилие над собственной личностью, самонасилие и соответственно внутренняя воля. А у нас – насилие над другими, принуждение и подчинение людей. Как хотите, но мне кажется, что для этого психологического действия подошел бы свой термин – внешняя воля . А поскольку это напрямую связано с общением, то возможен и другой вариант названия – коммуникативная воля . То есть, это тоже воля, но направленная извне, на внешние действия в общении. Так же, как и обаятельность, внешняя, коммуникативная воля может проявляться у человека эпизодически. Но она может стать и нормой поведения, если присуща постоянно и по отношению ко многим людям. Аналогично, она бывает с врожденной основой или полностью приобретенная, воспитанная. И развивается с возрастом, особенно, если постоянно находитесь среди жестких, волевых людей, привыкших командовать и подчинять себе других. Исходя из этого, определение предложил бы примерно следующее: внешняя или коммуникативная воля – это сложное личностное качество, объединяющее способность подчинять себе людей, подавлять их желания, стремления, потребности, а также жесткость, пренебрежение интересами других, готовность пожертвовать всем ради достижения собственных целей, и являющееся одним из основных ориентиров во взаимоотношениях и общении. То есть, такое же интегративное качество, как и обаятельность.

И вновь задумайтесь, а на основании чего вы делаете выводы, что человек обладает именно внешней, коммуникативной волей. Что помогает ее ощущать и чувствовать? Да, опять же внешние проявления в мимике, жестах, интонации, речи, поведении и действиях. Признаки, которые в совокупности образуют властность . Термин, который, как мне кажется, подходит более всего. То есть, то, что вы видите, слышите и воспринимаете у человека, обладающего внешней, коммуникативной волей, способного подчинять себе людей. И тогда по аналогии с обаянием властность – это внешние проявления коммуникативной, внешней воли или способности подчинять себе людей. Так, кстати, и толкуют словари: «Властный – склонный повелевать, подчинять себе». (Словарь русского языка М., Изд-во «Русский язык, 1981). «Властный – способный подчинять себе, повелевать». (Толковый словарь русского языка. М., «Терра – terra», 1996)

Именно по этим внешним проявлениям или властности мы судим о силе воли каждого человека. И, заметьте, в отличие от обаяния, более четко фиксируем ее в своем сознании и речи. «Волевая женщина», «волевой мужик» - произносим с уважением, а то и восхищением.

Признаки властности также неодинаковы у различных людей. У одних – зычный, командирский голос, у других – твердое, волевое лицо, у третьих – категоричная, непререкаемая, безаппеляционная речь и т.п. Возьмите от разных людей и соберите воедино высшие состояния всех внешних признаков способности подчинять людей. И получите формулу высшей властности. Это– твердое лицо, цепкий взгляд, саркастическая или презрительная полуулыбка, короткий смешок, скупые, но энергичные и резкие жесты, пальцы часто сжаты в кулаки, громкий, грубый голос, четкая дикция, командная интонация, иногда переходящая на повышенные тона и крик, строгая одежда, напористая манера держаться, лаконичная и категоричная речь, не терпящая возражений, полная пренебрежения интересами других и нередко запугивающая, решительность в поведении и действиях

Таких людей вы тоже встречали. Непререкаемые! Для того, чтобы не подчиняться им, нужны прямо-таки неимоверные усилия. Помните у А.С.Пушкина: «И человека человек послал к анчару властным взглядом». Вдумайтесь, одним только властным взглядом! Настолько сильно волевое воздействие. Армия, полиция жестко построены и держатся на таких людях, командирах и их властности. Незаменимы они и в критических ситуациях, где промедление в подчинении грозит гибелью или большими неприятностями.

Но есть еще один интересный пример. В последнее время как-то стало модным, чтобы в кино роль жесткого и властного руководителя фирмы или предводителя бандитов играла молодая энергичная женщина. Видели, наверное, не один такой фильм по телевидению. А теперь сделайте сравнения. В одном фильме эта роль исполняется убедительно, ярко. И вы, действительно, готовы поверить, что такая женщина может быть и в жизни. А вот в другом…что-то не очень верится. Задумайтесь, почему? Да, потому, что героине явно не хватает ярко выраженных признаков властности. И у вас остается смутное ощущение, что не будут, ну, никак не будут ей подчиняться бандиты, почти у каждого из которых и внешней воли, и властности своих с избытком.

Даю друзьям и знакомым прочитать рукопись этой книги и высказать замечания. Сразу после прочтения данной главы обычно спрашивают: «Обаятельность - это, действительно, нужное качество. А вот внешняя воля и властность. Нужны ли они обычному человеку, не руководителю и не военному? И надо ли вырабатывать у себя эти качества руководителю демократичного стиля?» Думаю, такие же вопросы возникли и у вас. А подтекст у них: «Если внешняя воля и властность не нужны, то и посвященным им главам внимания можно не уделять» Поэтому, согласитесь, лучше сразу снять недоумение.

Предварительно отвечаю, – обладание внешней, коммуникативной волей и властностью необходимо каждому. Да, еще как! Понаблюдайте, они тесно вплетены в канву повседневной жизни и общения. Скажем, в семье, чтобы дети слушались. И это еще проблема из проблем, в какой семье дети воспитываются лучше – демократичной или автократичной. Без внешней, коммуникативной воли и властности практически невозможно управление любым трудовым коллективом. Чем ярче они проявляются у руководителя, тем четче подчиненные исполняют его распоряжения, тем тверже порядок и дисциплина. Можете гарантировать, что вы никогда никаким руководителем не будете? Жизнь-то, она непредсказуемая. И таких примеров множество. Но есть еще более обстоятельные и убедительные аргументы. Наберитесь терпения, они – в следующей главе.

В связи с этим небезинтересно соотношение внешней, коммуникативной воли, властности и управления. Сможете сами разобраться и затем осознанно использовать? На мой взгляд, то, что мы сейчас рассматриваем, - это одно из коммуникативных качеств, позволяющее каждому лучше выживать и добиваться жизненных успехов. Сфера его функционирования – непосредственное общение, в контактах с людьми, коллективе. Оно помогает осуществлять, наверное, так можно сказать, «элементарное управление». И вместе с обаянием, на мой взгляд, относится к коммуникативным методам управления, которые составной частью входят в более широкие управленческие процессы.

Другой вопрос задают: «Ведь обаяние и властность по своей сути антагонисты, противоположности. Правильно ли рассматривать их вместе в одной книге?» Конечно, правильно! Потому что у них общая основная функция. Они – инструменты воздействия в общении и примерно одинаковой силы. В этом их суть и смысл. Если владеете только одним из них, то эффективность любых целенаправленных усилий, связанных с воздействием на людей, заметно снижается. А применяются они в зависимости от конкретной ситуации. Но подробнее об этом тоже далее.

Так что продолжайте внимательно исследовать оба эти качества. По отдельности и вместе. Спорьте, доказывайте, ищите истину. И воплощайте в практику.

Об обаянии или очаровании можно говорить долго, потому что оно имеет много граней и индивидуально воспринимается по-разному. Радиус его действия огромен и выходит далеко за пределы межличностных отношений: очаровательными могут быть старые города, местная сцена может дышать очарованием 70-х годов, в путешествии можно любоваться очарованием Дуная.

Шарм, харизма, обаяние, очарование, привлекательность, — кто владеет этим свойством, привлекает людей своими чарами. Можно обратить на себя внимание громкими словами, широкими жестами или показной внешностью, но все это не привлечет внимание надолго.

Очарование тоньше, оно действует на окружающих таинственным образом, скрывая себя. Французский писатель Альбер Камю однажды написал: «искусство получить ответ «да», не спросив ни о чем».

Как обаяние действует на окружающих

Очаровательные люди обладают особой формой личного воздействия. Это положительная энергия, которую невозможно точно описать, но она ярко чувствуется окружающими.
Что заставляет таких людей светиться положительной энергией?

В чем состоят их очарование прелесть?

Психологи называют «основные ингредиенты» обаяния: уверенность в себе, скромность, уважение, позитивный настрой. В обаянии скрывается замечательная способность - умение отдавать себя. Все это проявляется в личном контакте.
Например, в разговоре, когда выражается настрой на собеседника, внимание к нему, неподдельный интерес к теме разговора. В беседе с обаятельным человеком у его визави создается ощущение собственной экстраординарности, важности и необходимости обсуждаемой темы
Такие люди способны лечить своей теплотой, добротой и уважением. Они никогда не поднимаются выше своего собеседника, но дают им чувство того, что собеседник для них на данный момент самый важный человек в мире.
Обаяние устраняет сопротивление, оно открывает сердца и двери — независимо от возраста, пола, статуса, внешнего вида. Великая актриса Софи Лорен описала обаяние как «невидимую часть красоты, без которой никто не может быть действительно красив».
Но обаяние может быть и неправильно истолковано. Оно действует, как призыв сирены, который некоторые принимают за интерес и приглашение к дальнейшим отношениям. В этом заключается элемент риска.

Можно ли научиться быть обаятельным

Психологи говорят, что можно, но в определенных пределах. Только хорошие манеры, милые улыбки и вежливое поведение недостаточны. Все это бесполезно без изменения внутренних установок.
Нужно менять точку зрения, тренировать способность даже в стрессовой ситуации улыбаться, выказывать неподдельный интерес и уважение к собеседнику, не ставя себя выше него. Многие считают, что женщинам это удается лучше, что женственность и мягкость, классические женские черты, могут добавить очарования.

Обаятельность – это таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным. Обаятельность может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Обаяние глубоко индивидуально.
www.etiquette.ru

Особенностью же психологического механизма обаятельности является возможность заставить других людей улыбаться вам.

  • Обаятельность – эта сила позитивной энергии, доброжелательности и искренности.
  • Обаятельность – это дар располагать к себе людей.
  • Обаятельность – это способность очаровывать.
  • Обаятельность – это личное качество, которое способно оказывать магнетическое воздействие на окружающих.
  • Обаятельность – это умение так выражать свои мысли и чувства, чтобы они стали «родными» и для других людей.
  • Обаятельность – это свет, который исходит от человека.
  • Обаятельность – это внутренняя красота и шарм.

Обаянием пронизана вся сущность человека – его внешний образ и его внутренний мир. В искусстве обаятельность – черта, необходимая прежде всего актерам. Однако, доверяя Шекспиру, мы понимаем, что «вся наша жизнь – театр, и женщины и мужчины в нем актеры». А значит, роль, которую мы сами для себя выбираем в жизни, требует такой же самоотдачи, терпения и труда, как и роли драматические. А залог успеха – прост: всегда старайтесь жить на позитиве и излучать тепло и свет. Внутреннее обаяние и внешняя привлекательность – та чарующая сила, против которой не сможет устоять даже самый непроницаемый человек.

Преимущества обаятельности

  • Обаятельность может превратить даже не самую приятную беседу в непринужденное общение.
  • Обаятельность привлекает на эмоциональном уровне. Если общение с вами доставляет удовольствие, вы имеете больше шансов на достижение цели.
  • Внешне обаятельный человек способен, как правило, также своими мыслями и поступками расположить к себе других людей.
  • Обаятельному человеку могут легко простить ошибку, за которую другого накажут без снисхождения.

Проявления обаятельности в повседневной жизни

  • Обаятельный человек пользуется популярностью у противоположного пола.
  • Обаятельный человек имеет значительный авторитет у других: внешнее обаяние, как правило, переносится на его суждения, которые также становятся привлекательными. Поэтому к мнению обаятельных людей часто прислушиваются, признавая их правильными и рациональными.
  • Обаятельный человек более уверен в себе.
  • Обаятельность помогает в работе: вам всегда легче найти общий язык как с коллегами, так и с клиентами.
  • Актер, которому свойственна обаятельность, быстрее добьется успеха и придет к вершине славы.

Как развить обаятельность

  • Будьте доброжелательны к окружающим. Ваша улыбка и располагающее поведение не оставят никого равнодушным.
  • Будьте тактичны. Людям всегда приятнее получать положительные эмоции, нежели терпеть жесткую критику. Станьте отдушиной для окружающих вас людей.
  • Создайте привлекательный образ. Если мы говорим не только о врожденных качествах, то стоит задуматься о работе над собой. Позаботьтесь о вашем имидже, стройте его, исходя из ваших целей и окружения. Но не забывайте о том, что обаятельность в первую очередь – это естественность.
  • Даже если вам хочется кричать и кусаться – старайтесь играть роль очаровательного человека до конца. В этом и состоит актерское мастерство. А оно необходимо не только гениям сцены.

Золотая середина

Непривлекательность

Обаятельность

Фальшивость, наигранность

Крылатые выражения об обаятельности

...Когда вы сидите в кафе, есть смысл быть любезной со всеми, потому что, если вам улыбаются, это делает вас более привлекательной. - Бен Джонс - Можно купить превосходное платье, сделать великолепную прическу и умело положить косметику – без обаяния вы будете выглядеть манекеном. Обаяние не поддается измерению, его нельзя взять на загородную вечеринку, званый обед или оставить дома за ненадобностью. Обаяние подобно хорошей погоде, им наполнена каждая минута, проведенная с человеком, обладающим им. - Софи Лорен - Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию. - Ральф Уолдо Эмерсон - Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно - в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием. - Сара Бернар - Брайан Трейси, Рон Арден / Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха. Из этой книги вы узнаете, как исключительно обаятельные люди добиваются успеха в общении с покупателями и клиентами, а также достигают глубокого взаимопонимания в отношениях с друзьями и близкими. Кроме того, авторы рассказывают, как нужно вести себя, чтобы неизменно пользоваться успехом у противоположного пола. Обаяние и умение быть приятным собеседником откроют перед вами поистине безграничные возможности. Грейс Наталья / Как вызвать симпатию? Секреты обаяния. О самореализации и потенциале личности Аудиолекция о том, как быть обаятельным и как понравиться.

Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны своим могуществом главным образом таинственной силе, которую они приобретают, - обаянию.

Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием. Мы всœе понимаем значение этого слова, но оно употребляется часто в таких различных смыслах, что объяснить его нелœегко. Обаяние может слагаться из противоположных чувств, к примеру, восхищения и страха. В корне обаяния действительно часто заложены именно эти чувства, но иногда оно существует и без них. Наибольшим обаянием, к примеру, пользуются умершие, следовательно, - существа, которых мы не боимся: Александр, Цезарь, Магомет, Будда. С другой стороны есть такие предметы и фикции, которые нисколько не возбуждают в нас восхищения, к примеру, чудовищные божества подземных храмов Индии, но которые, тем не менее, имеют огромное обаяние.

В действительности обаяние - это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует всœе критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и всœе чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.

Различные виды обаяния можно, однако, подразделить на две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние - то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ доставляется именем, богатством, репутацией; оно может совершенно не зависеть от личного обаяния. Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.

Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше распространено. Уже одного того факта͵ что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всœегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на крайне важно сть облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета. Самый свирепый социалист всœегда бывает несколько смущен при виде принца или маркиза; стоит присвоить себе такой титул, и самый прозорливый коммерсант легко даст себя обморочить.

Это влияние титулов, орденов и мундиров на толпу встречается во всœех странах, даже там, где больше всœего развито чувство личной свободы. Я приведу по этому поводу отрывок из новой книги одного путешественника, рассказывающего следующее о том обаянии, которым пользуются некоторые личности в Англии: "Много раз мне приходилось наблюдать особенное состояние опьянения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ овладевает даже самыми благоразумными англичанами при виде и общении с каким-нибудь пэром Англии.

Οʜᴎ заранее уже любят его, лишь бы богатство его соответствовало его положению, и в его присутствии они всё переносят от него с восторгом. Οʜᴎ краснеют от удовольствия, когда он приближается к ним или заговаривает с ними; сдерживаемая радость сообщает непривычный блеск их глазам. У них "лорд находится в крови", в случае если позволено будет так выразиться, как мы выражаемся, к примеру, про испанца, что у него танцах в крови, про немца - что у него музыка в крови, и про француза - что у него в крови революция- Их страсть к лошадям и Шекспиру менее сильна, и они менее извлекают из нее наслаждений. Книга пэров имеет огромный сбыт и ее можно найти в самых отдаленных местах и у всœех аналогично тому, как Библию".

Я касаюсь здесь лишь обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеют люди; но рядом с этим можно поставить и обаяние мнений, литературных и художественных произведений и т.д. В последнем случае чаще всœего обаяние является результатом усиленного повторения. История и в особенности история литературы и искусства, представляет собой не что иное, как повторение всœе одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать и в конце концов всœе повторяют их так, как выучили в школе. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться. Важно заметить, что для современного читателя, к примеру, чтение Гомера доставляет, конечно, огромную и непреодолимую скуку, но кто же посмеет сознаться в данном? Парфенон в его настоящем виде является несчастной развалиной, лишенной всякого интереса, но эта развалина обладает обаянием именно потому что она представляется нам не в том виде, в каком она есть, а в сопровождении всœей свиты исторических воспоминаний. Главное свойство обаяния именно и состоит по сути в том, что оно не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения.

Толпа всœегда, а индивиды - весьма часто нуждаются в готовых мнениях относительно всœех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.

Теперь я буду говорить о личном обаянии. Этот род обаяния совершенно отличается от искусственного или приобретенного обаяния и не зависит ни от титула, ни от власти; оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на существование между ними равенства в социальном отношении и на то, что они не обладают никакими обыкновенными средствами для утверждения своего господства. Οʜᴎ внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются, как повинуются, к примеру, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать.

Великие вожаки толпы: Будда, Магомет, Жанна д"Арк, Наполеон обладали в высшей степени именно такой формой обаяния и благодаря ей подчиняли себе толпу. Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению.

Великие люди, об обаянии которых я только что говорил, без этого обаяния не могли бы сделаться знаменитыми. Конечно, Наполеон, находясь в зените своей славы, пользовался огромным обаянием, благодаря своему могуществу, но всœе же это обаяние существовало у него и тогда еще, когда он не имел никакой власти и был совершенно неизвестен. Благодаря протекции, он был назначен командовать армией в Италии и попал в кружок очень строгих, старых воинов-генералов, готовых оказать довольно-таки сухой прием молодому собрату, посаженному им на шею.

Но с первой же минуты, с первого свидания, без всяких фраз, угроз или жестов, будущий великий человек покорил их себе. Тэн заимствует из мемуаров современников следующий интересный рассказ об этом свидании: "Дивизионные генералы, в т.ч. Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь неповиноваться этому "фавориту Барраса", "генералу Вандемьера", "уличному генералу", на которого всœе смотрели как на медведя, потому что он всœегда держался в стороне и был задумчив, притом данный малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввели. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что данный маленький генерал внушил ему страх, и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничтоженным перед его превосходством".

Обаяние Наполеона еще более увеличилось под влиянием его славы, когда он сделался великим человеком. Тогда уже его обаяние сделалось почти равносильно обаянию какого-нибудь божества. Генерал Вандамм, революционный вояка, еще более грубый и энергичный, чем Ожеро, говорил о нем маршалу д"Oрнано в 1815 году, когда они вместе поднимались по лестнице в Тюильрийском дворце: "Мой милый, данный человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета͵ и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта͵ приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь".

Наполеон оказывал такое же точно обаяние на всœех тех, кто приближался к нему.

Сознавая вполне свое обаяние. Наполеон понимал, что он только увеличивает его, обращаясь даже хуже, чем с конюхами, с теми важными лицами, которые его окружали и в числе которых находились знаменитые члены Конвента͵ внушавшие некогда страх Европе. Рассказы, относящиеся к тому времени, заключают в себе много знаменательных фактов в данном отношении. Однажды в государственном совете Наполеон очень грубо поступил с Беньо, с которым обошелся, как с неучем и лакеем. Достигнув желаемого действия, Наполеон подошел к нему и сказал: "Ну, что, большой дурак, нашли вы, наконец, свою голову?" Беньо, высокий, как тамбур-мажор, нагнулся очень низко, и маленький человечек, подняв руку, взял его за ухо, "что было знаком упоительной милости, - пишет Беньо, - обычным жестом смилостивившегося господина". Подобные примеры дают ясное понятие о степени низости и пошлости, вызываемой обаянием в душе некоторых людей, объясняют, почему великий деспот питал такое громадное презрение к людям, его окружавшим, на которых он действительно смотрел, лишь как на пушечное мясо.

Даву, говоря о своей преданности и преданности Маре Бонапарту, прибавлял: "В случае если бы император сказал нам обоим: "Интересы моей политики требуют, чтобы я разрушил Париж, и притом так, чтобы никто не мог из него выйти и бежать", - то Маре, без сомнения, сохранил бы эту тайну, я в том уверен, но тем не менее, не мог бы удержаться и вывел бы из Парижа свою семью и тем подверг бы тайну опасности. Ну, а я из боязни, чтобы никто не догадался об этой тайне, оставил бы в Париже свою жену и детей".

Надо иметь в виду именно эту удивительную способность Наполеона производить обаяние, чтобы объяснить себе его удивительное возвращение с острова Эльбы и эту победу над Францией одинокого человека, против которого выступили всœе организованные силы великой страны, казалось, уставшей уже от его тирании. Но стоило ему только взглянуть на генералов, присланных для того, чтобы завладеть им, и поклявшихся им завладеть, и всœе они немедленно подчинились его обаянию.

"Наполеон, - пишет английский генерал Уолслей, - высаживается во Франции почти один, как беглец с маленького острова Эльбы, и в несколько недель ему удается без всякого кровопролития ниспровергнуть всю организацию власти во Франции, во главе которой находился ее законный король. Существуют ли случаи, где личное превосходство человека проявлялось бы более поразительным образом? В продолжении всœей этой последней его кампании можно ясно видеть, какую власть он имел над союзниками, заставляя их следовать его инициативе, и как мало было нужно, чтобы он их раздавил окончательно".

Его обаяние пережило его и продолжало увеличиваться.

Благодаря именно этому обаянию попал в императоры его безвестный племянник. Наблюдая затем, как возрождается его легенда, мы можем убедиться, насколько еще могущественна его великая тень. Обращайтесь дурно с людьми сколько вам угодно, убивайте их миллионами, вызывайте нашествия за нашествиями, и всœе вам будет прощено, в случае если вы обладаете достаточной степенью обаяния и талантом для поддержания этого обаяния.

Я привел тут совершенно исключительный пример обаяния, но крайне важно было указать именно на такой случай, чтобы происхождение великих религий, великих доктрин и великих империй сделалось нам понятным. Генезис всœего этого неясен, в случае если не принять во внимание могущественную силу обаяния.

Но обаяние основывается не исключительно на личном превосходстве, на военной славе или религиозном страхе.

Оно может иметь гораздо более скромное происхождение и всœе-таки быть весьма значительным. Наш век указывает нам много таких примеров. Одним из самых разительных является история знаменитого человека (Лессепса), изменившего вид земного шара и коммерческие сношения народов, отделив два континœента. Он успел в своем предприятии не только вследствие громадной воли, но и вследствие обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он имел на всœех окружающих. Чтобы победить почти всœеобщее недоверие, ему нужно было только показаться. Он говорил несколько минут, и благодаря его очарованию, противники быстро превращались в его сторонников. Англичане в особенности восставали против его проекта͵ но стоило ему лишь показаться в Англии, и всœе уже были на его стороне. Когда позднее он проезжал через Саутхемптон, колокола звонили в его честь, а теперь Англия собирается воздвигнуть ему статую. "Победив всœе вещи, людей, болота͵ скалы и пески", он уже не верил более в препятствия и вздумал было возобновить Суэз в Панаме. Он начал с теми же средствами, но пришла старость; кроме того, вера, сдвигающая горы, двигает ими лишь тогда, когда они не чересчур высоки. Но горы, однако, устояли и возникшая из этого катастрофа уничтожила блестящий ореол славы, окружавший этого героя. Его жизнь лучше всœего показывает, как возникает обаяние и как оно может исчезнуть. Сравнившись в величии с самыми знаменитыми героями истории, он был низвергнут простыми судьями своей страны в ряды самых презренных преступников. Когда он умер, толпа отнеслась к этому совершенно равнодушно, и только иностранные государи сочли нужным почтить память одного из величайших людей в истории.

Одна иностранная газета͵ а именно "Neue Freie Presse", высказала по поводу судьбы Лессепса психологически верные замечания, которые я и воспроизвожу здесь: "После осуждения Фердинанда Лессепса нам нечего изумляться печальному концу Христофора Колумба. В случае если Фердинанда Лессепса считать мошенником, то всякую благородную иллюзию нужно признавать преступлением. Древний мир увенчал бы память Лессепса ореолом славы и возвел бы его на Олимп, потому что он изменил поверхность земли и выполнил дело, совершенствующее ее. Своим приговором Фердинанду Лессепсу председатель суда создал себе бессмертие, так как народы всœегда будут спрашивать имя человека, не побоявшегося унизить свой век, нарядив в халат каторжника старика, жизнь которого была славой его современников... Пусть нам не говорят более о неумолимости правосудия там, где царит бюрократическая ненависть ко всяким великим, смелым делам. Нации нуждаются в таких смелых людях, верующих в себя и преодолевающих всœе препятствия без внимания к своей собственной особе. Гений не должна быть осторожен; руководствуясь осторожностью, он никогда не мог бы расширить круг человеческой деятельности.

Фердинанд Лессепс пережил и опьянение успеха, и горечь разочарований - это Суэз и Панама. Душа возмущается против этой морали успеха. Когда ему удалось соединить два моря, государи и нации воздали ему почести, но после того, как он потерпел поражение, не совладав со скалами Кордильеров, он превратился в обыкновенного мошенника... Тут проявляется борьба классов общества, неудовольствие бюрократов и чиновников, мстящих посредством уголовного кодекса тем, кто хотел бы возвыситься над другими. ...Современные законодатели приходят в замешательство перед такими великими идеями человеческого гения; публика же в них понимает еще меньше, и какому-нибудь генеральному адвокату, конечно, не трудно доказать, что Стэнли - убийца, а Лессепс - обманщик".

Все эти различные примеры, приведенные нами, касаются лишь крайних форм обаяния. Чтобы установить во всœех подробностях его психологию, нам бы нужно было поставить эти формы в конце ряда, спускающегося от основателœей религий и государств до какого-нибудь субъекта͵ старающегося ослепить своего сосœеда блеском нового костюма или орденами.

Между обоими концами такого ряда можно вместить всœе формы обаяния в различных элементах цивилизации: науках, искусствах, литературе и т.д., тогда будет видно, что обаяние составляет основной элемент всякого убеждения. Сознательно или нет, но существо, идея или вещь, пользующиеся обаянием, тотчас же, путем заразы, вызывают подражание и внушают целому поколению известный способ чувствований и выражения своих мыслей. Подражание чаще всœего бывает бессознательным, и именно это и обусловливает его совершенство. Современные художники, воспроизводящие в своих произведениях бледные цвета и застывшие позы некоторых примитивных живописцев, и не подозревают, конечно, откуда у них явилось такое вдохновение. Οʜᴎ сами верят в свою искренность, а между тем, в случае если бы один знаменитый художник не воскресил бы эту форму искусства, то мы бы продолжали в ней видеть лишь наивные стороны и более низкую степень искусства.

Те же художники, которые по примеру другого знаменитого мастера переполняют свои картины фиолетовыми тенями, вовсœе не замечают в природе преобладания фиолетовой краски более, чем это замечалось лет пятьдесят тому назад, но на них до такой степени подействовали личные и специальные впечатления одного художника, что они подчинились этому внушению, тем более, что несмотря на такую странность, художник сумел приобрести большое обаяние. Во всœех элементах цивилизации можно легко найти много таких примеров.

Из всœего предыдущего мы видим, что в генезисе обаяния участвуют многие факторы, и одним из самых главных был всœегда успех. Всякий человек, имеющий успех, всякая идея, завладевающая умами, уже на этом самом основании становятся недоступными никаким оспариваниям. Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха. Герой, которого толпа превозносила только накануне, должна быть на другой день осмеян ею, в случае если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше было обаяние. Толпа смотрит тогда на павшего героя как на равного себе и мстит за то, что поклонялась прежде его превосходству, которого не признает теперь. Когда Робеспьер посылал на казнь своих коллег и множество современников, он пользовался огромным обаянием. Но стоило лишь перемещению нескольких голосов лишить его власти, и он немедленно потерял свое обаяние, и толпа провожала его на гильотину градом таких же проклятий, какими она осыпала его прежние жертвы. Верующие всœегда с особенной яростью разбивают богов, которым поклонялись некогда.

Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания, но это совершается медленнее. При этом именно такой способ разрушения обаяния гораздо более действен. Обаяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подвергается оспариваний), уже перестает быть обаянием. Боги и люди, сумевшие долго сохранить свое обаяние, не допускали оспариваний. Чтобы вызывать восхищение толпы, нужно всœегда держать ее на известном расстоянии.